Женщины и новаторство в России Женщины и новаторство в России
Исследования о женщинах-новаторах Саморепрезентация женщин-новаторов Новаторские тексты
Информационный портал "Женщина и общество"

 

Портрет Галины Карташовой
Галина Карташова

Живет в Брянске. Заведует библиотекой в гимназии. Поэзией занимается с 2001 года.
Основные публикации:
"Закон всемирного совпадения":
Стихи. - Брянск, 2002.
"Смерть и Дева": текст для миниоперы по сюжету рассказа Р. Брэдбери //Открываем занавес: пьесы брянских авторов. - Брянск, 2002.
Переход на зимнее время: стихи // Пересвет: областной литературно-художественный журнал. - 2003. - №1. - с. 26-36.
Стихи // Переулок: литературная газета. - Брянск, 2002. - № 7, 8, 9.
Поэзия, визуальная поэзия // Черновик: альманах. - №17. -
М., Нью-Йорк, 2002.
Стихи // Журнал ПОэтов. - М.,2002. - №4 (15).

Саморепрезентация - задача не из легких. Для ее решения необходимо очертить границы чего-то, что можно назвать "я". Пожалуй, это именно то, чем людям приходится заниматься всю жизнь. Но, к счастью, это понятие содержит в себе и спасительный элемент театральности, и актер всегда имеет возможность спрятаться за текстом роли. Начиная монолог о чем угодно, неизбежно сталкиваешься с проблемой терминологии. По этому поводу мной был написан философский роман в четырех частях с эпилогом:

 

I .

Отрицание - способ познания.

II .

Утверждение - знак заблуждения.

III .

Определение - убийство явления.

IY .

Обозначение - мера пресечения.

Y .

Заключение
(без пояснения).

 

Характеризуя предмет, мы произвольно закрепляем за ним приоритет одного или нескольких из комплекса взаимосвязанных признаков, затем ставим его в ряд предметов с родственными качествами, автоматически перенося на него их свойства, словом, происходит то, что называется обобщением. И довольно непросто бывает очистить его от шелухи навязанных представлений. То же самое происходит и с людьми. Мне всегда было трудно понять, что заставляет людей добровольно загонять себя в плен каких-то социальных построений, философских категорий и т. д. Неважно каких, но когда человек говорит о себе "я - хиппи", "я - коммунист" или "я - сатанист" трудно бывает разглядеть за комплексом этих абстрактно-спекулятивных нагромождений самого человека. К тому же, предсказуемость и заданность приводят к незащищенности. Вспомним хотя бы Хармса - "Четыре иллюстрации того, как новая идея огорашивает человека, к ней не подготовленного". Меня тяготит даже профессиональное самоопределение. Вполне достаточно имени, от которого трудно избавиться (тем более, излишни псевдонимы).

 

что в имени тебе моем?
что вместоимений?
что в место имен?
что вымени мене?
что выменять?
что вы!

Разговор о себе - занятие большей частью вынужденное. Ведь когда человек о себе молчит, о нем начинают говорить другие, и рождается масса мифов. Впрочем, когда говоришь о себе сам, происходит то же самое.

 

так пишущий от первого лица
рисует свой необратимый образ
в проектах вечности
стремит на пьедестал
условности свои мгновенья
такие разные
сметенные судьбой
в калейдоскоп изысканных видений
где каждая стекляшка как кристалл
магический хранит воспоминания
о том чего не будет никогда
но все же быть могло
и (где-то) было
модальности - подарок языка

Эти мгновения - единственное, что имеет значение. Как верно заметил Кришнамурти, жизнь должна быть заново понята в каждый ее момент. В основном, так и получается. Но, к сожалению, в промежутках между этими моментами понимания происходит выпадение из жизни в автоматические действия повседневности. Астрономическое исчисление этих промежутков может быть различно. И, возвращаясь в состояние осознания, начинаешь по-другому воспринимать весь мир, начиная с привычных предметов в собственной комнате.

 

концентрические
круги
радиоточки
вековые кольца
на срезе
пятого элемента
рассекающие
пространство звука
на сегменты
неприятия
скоро здесь
не останется
неопознанных объектов,
где

Эта новизну ощущений можно сравнить с новаторством. Недавно один художник сказал мне: "Я могу писать, только когда во мне появляется что-то новое". Творчество - всегда новаторство для того, кто им занимается. И неважно, является ли это новаторством в субъективных оценках объективных критиков. Но в то же время - это всегда традиция, если протекает в русле культуры языка. Форма при этом, конечно же, имеет значение, но не решающее. Если учесть, что первое мое стихотворение выглядело так:

 

ЗАО-ДНО
(заумный одностих)

завтразавр
поймилуй
...съяпоет?

2001
14/15

3

то на каком-то этапе новым для меня стала классика. По настоящему новое или, если выразиться точнее, иное вряд ли, вообще, возможно в силу заданности условий нашего существования и, как следствие, правил организации языка (или наоборот?). Дар речи кажется нам выгодным отличием от животного мира. Но возможен и обратный подход. Коллективное сознание других общественных животных, например, муравьев для успешного взаимодействия не требует таких громоздких приспособлений, как миллиарды тонн томов всевозможной литературы. Может быть, речь - это костыль, замещающий утраченный орган телепатии, падение мысли в материальность (особенно в случае письменной речи). При всем своем всемогуществе язык имеет ряд существенных ограничений. Как бы мы не тщились, нам не выйти за рамки бинарной оппозиции и пространственно-временных координат. Лишь заумь делает это отчасти возможным. Здесь слово являет свою сущностную энергийную природу, выпуская на первый план звуковую составляющую, роднящую речь с музыкой, которая не требует от воспринимающего сознания расшифровок в понятия разума, а действует непосредственно на волновом уровне. Нам не дано предугадать не только как наше слово отзовется, но и как чье-то слово отзовется в нас. Появление в моей жизни стихов было вызвано мощнейшим импульсом, полученным во время музыкально-поэтической импровизации, в которой принимали участие музыканты Марк Белодубровский, Марк Варшавский, Сергей Осколков и поэт Сергей Бирюков. Импровизация содержит в себе элемент соучастия зрителей, и что-то сдетонировало во мне. Я бесконечно благодарна этим людям за пережитое мной состояние восхищения (ударение на втором слоге). Да и что такое поэзия, как не постоянный отзыв на первоначальное Слово.

 

отголоски Логоса
по сло-гам-сла-га-ю-щи-е
са-ги
нарушающие
все та-бу-бу-ма-ги
псевдонимбами
обнимающие
книги
мнимогимнами
прогинающие
миги
рвущие сущего
гу-щу-щу-пальцами
рассыпающиеся
ом-ни-бу-са-ми

Наверное, поэтому сборник стихов я назвала "Закон всемирного совпадения", имея в виду частотные совпадения - знакомость, знаковость, внезапность знания (узнавание), как основной способ восприятия мира, людей и событий.

 

кол из будущего
разбудит
языком
колокола
кол о кол
кол or call
будущего зов
знаком
знак - закон
знак - закон
всемирного
совпадения

Эти знаки - верстовые столбы на пути к свободе, которая является и целью, и средством одновременно.

 

сквозь призму имени
сквозь призму времени
как приз
как прихоть
как каприз
не-до-умения
как шприц
всосавший яд
узнавания
как горесть
как медный взгляд
сквозь злую прорезь
испуганных бойниц
непонимания
как прииск
подброшенной руды
как привязь
к колышкам судьбы
ночной полет
безумное кружение по кромке
открытой полыньи
витками уносящее в воронку
покинутые дни
как хоровод
усталых призраков
толпящихся у двери
сознания
привыкших к недоверью
надменного ума
и оправданиям
болтливой совести
в отчаянном желании сломать
презумпцию виновности
притянутых сюда
накопленной тоской
для горького участья
в собраниях суда
где воля и покой
играют роль
отвергнутого счастья

И еще о новациях. Алгоритм поиска универсален для всех существ от простейших до человека. Он происходит путем исследования эмпирически нащупанных областей в пределах шкалы "приемлемо (приятно)" - "неприемлемо (неприятно)". Единственное необходимое условие - желание искать. Ведь получить отраженный сигнал можно только когда сам посылаешь в мир какие-то импульсы. Так что "Ищите да обрящите".

Закончить репрезентацию хотелось бы парочкой реприз на тему "я".


ясновидение

я - сновидение
и я - сновидец

этимологиЯ

я йа ай aj I

 

Или графическим изображением, где в центре - тоже "я".


конфликт полушарий

 


организатор проекта: анна альчук
дизайн сайта: михаил михальчук