[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL Новости женского движения в России, 2005

Вышел сотый номер журнала "Вестничка"

20-01-2005 Информ. листок ИЦ НЖФ #2

 

"Вестничка" – это ежемесячный печатный информационный бюллетень, который объединяет "Информационные листки" текущего месяца и распространяются по почте в российские региональные организации. Сначала это издание выходило нерегулярно и содержало 3-4 выпуска электронного бюллетеня. Мы просто хотели, чтобы организации, не имеющие электронной почты, тоже могли получать информацию. Со временем многие организации, получающие электронную рассылку, захотели получать также и печатное издание для своих библиотек и посетителей, а затем к женским организациям присоединились местные сообщества (КТОСы, ТСЖ и др.) и некоторые региональные библиотеки.

Итак, последняя "Вестничка" 2004 года имеет номер 100!

Первый номер вышел в июле 1996 года и содержал №№5-9 выпусков "Информ. листка".

В нем было всего 16 страниц, но каких!

Вот лишь некоторые заголовки:

  • Парламентские слушания "О взаимодействии Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи и неправительственных организаций по разработке законодательства по проблемам семьи, женщин и детей"
  • План законотворческой деятельности Комитета по делам женщин, семьи и молодежи на 1996 год
  • Петербургский центр гендерных проблем подал иск прокурору Москвы с требованием возбудить дело в отношении российской редакции журнала "Плейбой"
  • Круглый стол, посвященный подготовке федерального закона "О предотвращении насилия в семье"

и другие.

Сравнение не в пользу сегодняшнего времени. Где теперь эта Комиссия? А что сталось с многострадальным проектом закона "О предотвращении насилия в семье"?

А еще в "Информационном листке" № 8 (специальный выпуск) были опубликованы ответы Галины Старовойтовой и Александра Лебедя на вопросы, подготовленные ИЦ НЖФ и разосланные в марте 1996 всем кандидатам в президенты в избирательной кампании 1996 года (Г.Явлинскому, Г.Зюганову, А.Лебедю, М.Горбачеву, Б.Ельцину, Г.Старовойтовой, В.Жириновскому, С.Федорову, Э.Памфиловой).

Ответы мы получили лишь от Галины Васильевны Старовойтовой и Александра Ивановича Лебедя.

...Совпадение, конечно...

Тексты ответов настолько интересны, что мы решили сейчас опубликовать их полностью.

ОТВЕТЫ ГАЛИНЫ СТАРОВОЙТОВОЙ

1. Общие ориентиры политики.

1.1. Что должно быть обеспечено в результате реализации Вашей политики в течение первых двух лет? четырех лет?

- а. Гуманная корректировка реформ;

- б. Создание класса собственников и укрепление права.

1.2. Как Вы предполагаете измерять эффективность Вашей политики, какие показатели предполагаете использовать?

- а. опросы;

- б. показатели уровня жизни.

1.3. Какие приоритеты Вы выбираете в государственной экономической политике:

безусловная интеграция России в систему мировых хозяйственных связей?

- да.

активная поддержка отечественной промышленности и сельского хозяйства в конкуренции на внутреннем и внешнем рынках?

- да.

автономизация и самодостаточность хозяйственной жизни?

- нет.

1.4. Какие приоритеты Вы выбираете в государственной инвестиционной политике и в государственной поддержке частных инвестиций:

вложения в развитие инфраструктуры? промышленности? сельского хозяйства? образования? культуры? здравоохранения? другие сферы?

Какие необходимы пропорции с Вашей точки зрения?

- Инфраструктура, образование, здравоохранение, промышленность.

1.5. Предполагаете ли Вы делать достоянием гласности уровень государственных инвестиций в различные отрасли хозяйства и оценку их эффективности?

- Конечно; бюджет открыт.

1.6. Некоммерческие организации - новый, быстро развивающийся сектор экономики. Организации, чья деятельность не направлена на достижение прибыли, а порою и просто убыточна, но явно общественно полезна и необходима, занимаются благотворительностью, образованием, культурой, экологическими проблемами, вопросами положения женщин, детей и молодежи.

Кем и как может быть обеспечена ресурсная поддержка деятельности некоммерческих организаций?

- Освобождаемыми от налогов отечественными производителями, спонсорами и государством.

1.7. Успехи в покорении природы обернулись экологическими катастрофами. Естественнонаучное знание имеет и негативный потенциал, так как, с одной стороны, само его развитие требует создания и работы капиталоемких и отнюдь не безопасных экспериментальных установок, с другой стороны, оно опережает возможности общества в осмыслении и предвидении последствий использования научно-технических достижений.

Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Какие подходы к решению экологической проблемы Вы видите?

- Нужен здравый баланс между развитием высоких технологий и ограничением потребления - самоограничения.

1.8. Нужно ли законодательное регулирование реформаторской деятельности? - Нет, специальных законов ее регламентации не надо.

2. Управление и демократизация

2.1. Существует точка зрения: "Эффективное управление противоречит демократии". Согласны ли Вы с этим? Вы видите здесь проблему? Если да, то какие подходы возможны к ее решению?

- Не согласна с высказанной идеей.

2.2. Какие социальные группы и какие профессиональные сообщества сегодня способны осуществлять постановку общественно значимых целей?

- Многие - группы социально-экономических интересов.

2.3. Кто должен обеспечить процесс демократизации в стране? Считаете ли вы необходимым разработку национальной программы демократизации?

- Структуры гражданского общества и лидеры.

2.4. Как Вы видите участие общественных объединений в процессе принятия решений на федеральном и местном уровнях?

- Лоббирование, инициативы, проекты.

2.5. В какой мере Вы предполагаете сочетать развитие территорий с отраслевым развитием?

- Это процессы саморегуляции и демографической политики

2.6. Каким Вы видите развитие местного самоуправления?

- Долго рассказывать.

2.7. Как Вы предполагаете решать вопрос об участии граждан и общественных объединений в разработке программ и проектов развития территорий?

- Местное самоуправление и законодательство.

2.8. Будет ли законодательно и процедурно закреплено право на "встречное информирование": право граждан, их общественных объединений знать о готовящихся, касающихся их, решениях органов власти всех уровней?

- Механизм уже есть, но плохо используется.

2.9. Наше правительство приняло ряд обязательств по улучшению положения женщин как итог работы Четвертой Всемирной конференции ООН по положению женщин, состоявшейся в сентябре 1995 года в Пекине. 8 января 1996 года подписана "Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации".

Кто будет обеспечивать ресурсное и организационное обеспечение этих обязательств и положений Концепции? Кем будут обеспечены гарантии выполнения? Какой Вы видите роль общественных объединений в реализации Концепции?

- Лоббируйте сильнее, подруги! Вас не слышно в этом деле.

С приветом, Галина Старовойтова.


ОТВЕТЫ АЛЕКСАНДРА ЛЕБЕДЯ

1. Общие ориентиры политики.

1.1. Что должно быть обеспечено в результате реализации Вашей политики в течение первых двух лет? Четырех лет?

- Во-первых, решительное и жесткое завершение необъявленной войны в Чечне. Локализация конфликта, то есть недопущение его распространения по Кавказу. Создание реальных условий для разрешения кризиса.

- Второе - наведение законного порядка. Нынешняя государственная власть устранилась от исполнения ключевых своих функций, фактически уступив их криминальному сообществу. Защита собственника, третейский суд, приведение в исполнение наказаний и взысканий, всем этим нынешнее правительство предпочитает не заниматься. Я верну государственному аппарату волю и ответственность. Это существенно ослабит позиции преступности.

- Третье - радикальное изменение инвестиционного климата. При власти, проводящей предсказуемую и ответственную политику здравого смысла, российским бизнесменам будет выгоднее вкладывать капиталы в Россию, чем вывозить за рубеж. Когда же вернутся отечественные капиталы, придут и зарубежные инвестиции. Это - основа для возрождения экономики.

В течение двух лет эти меры, дополненные системой мер по стимулированию отечественных производителей товаров и услуг, смогут вывести Россию из нынешнего всеобъемлющего кризиса.

За четыре года стабильного и предсказуемого курса реформ /если хотите социально ориентированных реформ/, Россия способна выйти на уровень ежегодного роста ВВП в 6-8% . Изменится структура экспорта. Благодаря последовательной промышленной и научно-технической политике государства, будет развернут переход к вывозу высокотехнологичных товаров и услуг, при снижении удельного веса сырья и материалов, товаров низкого уровня переработки /металл, нефтехимия, удобрения и т.п./.

Прекратится антагонистическое разделение народа на "красных" и "белых". Политические споры будут уделом парламентских партий. Граждане России смогут работать единой общенациональной командой, благодаря Президенту, стоящему над спектром политических пристрастий.

Будет достигнуто реальное социальное партнерство, и "новые русские" не будут воспринимать "эту страну" просто как стратегическую зону бизнеса. Мировой опыт показывает, что экономический успех государства неотделим от общенационального единства.

Улучшение социально-экономической ситуации изменит ситуацию демографическую. Средней российской семье будет "по карману" и второй, и третий ребенок.

1.2. Как Вы предполагаете измерять эффективность вашей политики, какие показатели предполагаете использовать?

Главный показатель - уровень жизни граждан России. Показатель этот должен быть комплексным - не только размер дохода на душу населения, но и уровень безопасности людей, качество общедоступных медицинских и образовательных услуг, продолжительность жизни, рождаемость и т.д.

Проще говоря, каждый гражданин России сможет положительно ответить на вопрос: “Стало ли лучше жить сегодня, чем четыре года назад, в июне 1996 года?”

1.3. Какие приоритеты Вы выбираете к государственной экономической политике:

- безусловная интеграция России в систему мировых хозяйственных связей?

- активная поддержка отечественной промышленности и сельского хозяйства в конкуренции на внутреннем и внешнем рынке?

- автономизация и самодостаточность хозяйственной жизни?

- Хотя Россия - полностью самодостаточная страна (мы можем производить все, что нужно для достойной жизни народа России на собственной территории, из собственного сырья и применяя собственные технологии), замыкаться от внешнего мира - значит идти против основной тенденции мирового развития - глобализации экономики планеты.

- Уверен, что Россия займет в мировом разделении труда подобающее ей место великой державы. Россия обладает уникальным научно-техническим потенциалом, и она готова к рывку в постиндустриальное, информационное общество.

- Разумеется, уверенный выход на мировые рынки невозможен без продуманной и последовательной государственной политики поддержки отечественных предпринимателей, причем в любой отрасли хозяйства - от банковской сферы до производства сельхозпродуктов.

1.4. Какие приоритеты Вы выбираете в государственной инвестиционной политике и в государственной поддержке частных инвестиций:

вложения в развитие инфраструктуры? промышленности? сельского хозяйства? образования? культуры? здравоохранения? другие сферы?

Какие необходимы пропорции с Вашей точки зрения?

- Инвестиционная политика - это один из важнейших факторов, которые определяют наше будущее, поэтому выбор верных пропорций в государственных инвестициях крайне важен. Как бы ни хотелось дать "всем сестрам по серьгам", для преодоления кризиса следует концентрировать наши недостаточные финансовые ресурсы на ключевых точках.

- Это вложения в высокодоходные отрасли промышленности, где можно выйти на создание принципиально новых видов товаров и услуг, и, следовательно, на монопольное освоение мирового рынка. Это вложение в зоны роста внутреннего рынка, способные вытянуть за собой остальную экономику: строительство, переработку сельхозпродукции, легкую промышленность, автомобилестроение и т.д.

1.5. Предполагаете ли Вы делать достоянием гласности уровень государственных инвестиций в различные отрасли хозяйства и оценку их эффективности?

- Разумеется, граждане вправе знать, как тратятся средства, собранные с них в виде налогов. Я противник нынешней социальной немоты, когда народ не может даже высказать свое отношение к действиям властей, а правительству глубоко безразлично, как люди оценивают его макроэкономические достижения по состоянию собственных пустых карманов. Следует восстановить "обратную связь" - иначе государственная система останется неуправляемой.

1.6. Некоммерческие организации - новый, быстро развивающийся сектор экономики. Организации, чья деятельность не направлена на достижение прибыли, а порою и просто убыточна, но явно общественно полезна и необходима, занимаются благотворительностью, образованием, культурой, экологическими проблемами, вопросами положения женщин, детей, молодежи.

Кем и как может быть обеспечена ресурсная поддержка деятельности некоммерческих организаций?

- Очевидно, прибыльно работающими коммерческими организациями. Предприниматели России всегда отличались щедростью как меценаты. А тем, кто не торопится давать деньги на культуру, рекомендую напомнить, что миллионеров в стране было множество, но в памяти людской остались Третьяков, Мамонтов, Морозов, Бахрушин.

1.7 Успехи в покорении природы обернулись экологическими катастрофами. Естественнонаучное знание имеет и негативный потенциал, так как, с одной стороны, само его развитие требует создания и работы капиталоемких и отнюдь не безопасных экспериментальных установок, с другой стороны, оно опережает возможности общества в осмыслении и предвидении последствий использования научно-технических достижений.

Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Какие подходы к решению экологической проблемы Вы видите?

- Бесспорно, что разум, - главный инструмент человека в борьбе за выживание его как вида. Но биологи утверждают: гипертрофия любого защитного инструмента способна столь же успешно уничтожить вид, как и полное его отсутствие.

Гипертрофия интеллекта уже выстраивает параллельно реальному миру информационное пространство, виртуальную реальность, которая потенциально опаснее, чем любая испытательная или промышленная установка физиков-ядерщиков.

Поэтому экология массового сознания кажется мне более заслуживающей внимания и озабоченности, чем загрязнение окружающей среды. Обе эти мины замедленного действия разрядить или сделать менее опасными невозможно без смены парадигмы развития человечества. Сейчас это "материальный прогресс" как смысл и способ существования цивилизации. Это тупик, и никакие безотходные и экологосберегающие технологии тут не спасут. Они неоптимальны в экономическом смысле, и всепланетное внедрение их невозможно.

1.8 Нужно ли законодательное регулирование реформаторской деятельности?

- Любую деятельность необходимо законодательно регулировать.

2. Управление и демократия.

2.1. Существует точка зрения: "Эффективное управление противоречит демократии". Согласны ли Вы с этим? Вы видите здесь проблему? Если да, то какие подходы возможны к ее решению?

- Эффективное управление предполагает делегирование властно-распорядительных полномочий и ответственности, а это как раз и есть смысл демократии, то есть народовластия. Народ вручает власть и сопряженную с ней ответственность лицу, которое кажется наиболее подходящим для управления государством. Высшее должностное лицо подбирает себе команду по принципу профессиональной пригодности и способности отвечать за результат работы, и делегирует ей часть своих полномочий.

Так выстраивается вертикаль эффективного управления, так работает государственный аппарат в любой стране с устоявшимися традициями демократии. У нас, к сожалению, власть правит, но не управляет. Нет реальной персональной ответственности за плоды реформ, поэтому они проводятся бессистемно, непрофессионально, неэффективно.

2.2. Какие социальные группы и какие профессиональные сообщества сегодня способны осуществлять постановку общественно-значимых целей?

- Замечено, что гражданского общества в России нет. Время реформ - это время высокой социальной мобильности, и структура общества сейчас стремительно изменяется. Даже в обеспеченном слое нет единства, поскольку интересы элиты топливно-энергетического комплекса вступают в противоречия с интересами элиты перерабатывающей промышленности, банкиры не дружат с производственниками, те - с энергетиками, транспортниками и связистами.

Грубо говоря, каждый тянет одеяло на себя, а интеллигенция, которая была идейным "ледоколом" реформ на их ранней стадии, ныне деморализована и люмпенизирована результатами социально-экономических преобразований. Партий в традиционно демократическом понимании (как выразителей нужд определенных слоев) у нас нет - прошедшие выборы это ясно показали. И за КПРФ, и за НДР голосовали люди самых разных уровней дохода, от нищих пенсионеров до банкиров.

Боюсь, что кроме общенационального лидера, надпартийного политика, никто не способен на постановку общественно - значимых целей.

2.3 Кто должен обеспечить процесс демократизации в стране? Считаете ли вы необходимым разработку национальной программы демократизации?

- Такая программа напоминает мне известный образ дореволюционного сатирика: “Проект о введении единомыслия в России”. Демократия по приказу или по государственной разнарядке не может быть реальным народовластием.

Демократия является производной от целой суммы фактов: развитого политического и гражданского сознания, социального партнерства, экономической стабильности, развитой законодательной базы, желания граждан исполнять законы, реальных выгод от законопослушания, эффективного и подконтрольного государственного аппарата.

Повторюсь, кроме надпартийного, общенационального лидера, никто не способен обеспечить процесс демократизации России. Только тот, кто не делит людей на "красных" и "белых", на "сторонников реформ" и "ретроградов" способен гарантировать соблюдение равенства прав и обязанностей каждого члена общества. Это и есть реальная демократия, равенство перед законом либералов и коммунистов, правых и левых.

2.4. Как Вы видите участие общественных объединений в процессе принятия решений на федеральном и местном уровнях?

- Советоваться следует со всеми: и с корпоративными, и с общественными объединениями граждан. Форму взаимодействия должны определять в каждом конкретном случае представители власти, - те, кто обязан выслушать голос масс, и представители объединений, - те, кому люди поручают довести их мнение до власти.

Я против социальной немоты, я за укрепление и наращивание вертикальных и горизонтальных связей. Только эти связи могут удержать общество и государство от окончательного распада.

2.5. В какой мере Вы предполагаете сочетать развитие территорий с отраслевым развитием?

В полной мере. Россия очень большая и очень разная страна. То, что хорошо для Калининграда, может не подойти Сахалину. Тот метод организации и управления хозяйством, что работает в Иваново, наверняка не приживется в Тюмени.

Территории должны обладать полной автономией в процессе определения наиболее привлекательных и эффективных вариантов развития, федеральная власть должна решать общегосударственные задачи: международные отношения, оборона, безопасность, Центральный Банк, единая транспортная и энергосистема, образование, медицинское обеспечение, фундаментальная наука и так далее.

Каждая из отраслей естественным образом встраивается в специфические условия территорий. Все трудятся сообща, - регионы и федеральная власть.

2.6. Каким Вы видите развитие местного самоуправления?

2.7. Как Вы предполагаете решать вопрос об участии граждан и общественных объединений в разработке программ и проектов развития территорий?

2.8. Будет ли законодательно и процедурно закреплено право на "встречное информирование": право граждан, их общественных объединений знать о готовящихся, касающихся их решениях органов власти всех уровней?

- Сегодняшний отрыв власти от народа не может продолжаться вечно. Он очень опасен для государства и для народа. Каждое серьезное решение, которое готовится к исполнению на федеральном или местном уровне, должно проходить общественную экспертизу.

Опыт такой экспертизы есть. Например, открытые слушания или научно-практические конференции по важным вопросам государственного строительства, научной и промышленной политики, экологии. Этот опыт будет распространяться и тиражироваться на региональном и отраслевом уровне.

2.9 Наше правительство приняло ряд обязательств по улучшению положения женщин как итог работы Четвертой Всемирной конференции ООН по положению женщин, состоявшейся в сентябре 1995 года в Пекине. 8 января 1996 года подписана "Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации".

Кто будет обеспечивать ресурсное и организационное обеспечение этих обязательств и положений Концепции? Кем будут обеспечены гарантии выполнения? Какой Вы видите роль общественных объединений в реализации Концепции?

- Беда России и вина нынешнего правительства в том, что оно не исполняет собственных обязательств. Должен отметить, что даже федеральные целевые программы финансируются, а, значит, и исполняются где наполовину, где - на пятую часть.

Правительство РФ в долгу перед женщинами. Женщины брошены в центр тех проблем и бед, которые обрушились на Россию. Уверен, что нынешнее правительство неспособно существенно облегчить положение женщин, и никакие общественные объединения в этом не помогут. Нужно менять курс реформ, курс развития страны.


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

смотри также:

Семинар "Участие молодежи в устойчивом и безопасном развитии городов. Гендерный аспект"

Одним из стратегических направлений работы Информационного центра независимого женского форума является работа по включению молодежи в социальное развитие городов. Семинар по этой теме был проведен в г. Пущино Московской области 7-10 октября 2004г.

В 2004 году ИЦ НЖФ исполнилось 10 лет

За десять лет своей деятельности ИЦ НЖФ реализовал 24 проекта. В рамках этих проектов ИЦ НЖФ провел более 100 семинаров, круглых столов, встреч, из них более 60 - межрегиональные семинары и конференции с общим числом участниц более 2500

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]