[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL Новости женского движения в России, 2005

Микрозаем для деловой женщины

02-08-2005  

 

Юлия Николаева, хозяйка косметического салона из подмосковного города Видное, отработала уже четырнадцать займов от фонда "Женская инициатива", а предпринимательница из Твери Татьяна Абросимова взяла шестнадцатый заем в фонде "Микрозайм". О том, кто, где и как получает микрозаймы - действительно "микро", поскольку речь может идти даже о сумме 3 тысячи рублей - "Бизнесу для всех" рассказала исполнительный директор "Женской Микрофинансовой Сети" Людмила СКЛЯРЕНКО.

Наша газета уже сообщала, что ООН объявил нынешний год Годом микрофинансирования. В июне был подписан кредитный договор между Международной финансовой корпорацией и Российской микрофинансовой организацией. Женская микрофинансовая сеть заинтересовала зарубежных финансистов. Руководитель группы инвестиционного портфеля сектора финансовых рынков Центральной и Восточной Европы Алиреза Завар сказал, что "Женская микрофинансовая сеть" обладает большим потенциалом.

- Вы были, по-видимому, "первой ласточкой" в деле микрозайма?

- Нет, мы были вторыми. Первой в России была западная микрофинансовая организация "Opportunity International", которая начала работать в Арзамасе в Нижегородской области в 1995 году. Сейчас на ее базе создана организация "Фора", которая работает в 20 регионах России. Организационно-правовая форма ее структур - фонды. Наша организация тоже действует на основе этого принципа.

История создания "Женской микрофинансовой сети" такова. Сначала в Калуге была зарегистрирована микрофинансовая организация - Калужский фонд "Микрозайм". Затем в Сеть вошли организации из Твери, Видного Московской области, Костромы, в 2002 году - организация из Белгорода. Мы выдаем займы клиентам из собственных источников. Многие микрофинансовые организации первоначально имели в портфеле займов деньги гранта. У нас же с самого начала партнерские организации на местах получали заемные средства по коммерческим ставкам и по еще более высоким ставкам передавали розничным потребителям. Работаем исключительно на коммерческой основе. Сегодня некоммерческое партнерство ЖМС представляет собой двухуровневую систему. Первый уровень - офис в Москве, который предоставляет организациям на местах техническую, финансовую и методологическую помощь. Второй уровень - пять партнерских организаций, которые зарегистрированы как фонды поддержки малого предпринимательства на местах и непосредственно работают в семи регионах - Калуге, Туле, Белгороде, Костроме, Твери, Москве и Московской области.

- А каков процент у конечного потребителя вашей услуги?

- У конечного потребителя процент разный. Это зависит от степени развития микрофинансовой организации: чем больше ее портфель, тем больше она может снижать процентные ставки. Еще это зависит от характера бизнеса и кредитной истории клиента. Очень важно, какой заем у предпринимателя - первый или сороковой, оборотный или инвестиционный. Разброс процента по займу на настоящий момент таков: на остаток основной суммы начисляется от 2,5% до 4,5% в месяц. Именно в месяц, поскольку при расчете процентной ставки для краткосрочных займов указываются в договоре не годовые проценты, а проценты за месяц.

- А кто становится вашими клиентами?

- Прежде всего торгово-закупочные малые предприятия, потому что эта деятельность способствует быстрому обороту средств. У нас было несколько тысяч клиентов, многие из них работают с нами 5-6 лет. Заметьте, почти все клиенты расширяют свой бизнес. Растут товарный запас, выручка, чистый доход предпринимателя. Много положительных примеров, когда клиент улучшает условия работы и бизнеса.

- А можете ли вы помочь предпринимателю в сложной ситуации?

- Конечно, бывают и особые ситуации. У одной нашей клиентки - Марины Тимохиной по вине соседей сгорела небольшая торговая палатка. Ей посоветовали не отчаиваться, а обратиться в фонд в Обнинске. Палатку восстановили, теперь она хозяйка двух магазинов, арендовала кафе. Если у клиента хорошая кредитная история, то по ней можно увидеть, что наблюдается либо рост активов бизнеса, либо активов семьи. Многое зависит от того, какова их цель в бизнесе. У некоторых клиентов цель - просто довести бизнес до определенной стабильности и дальше не столько расширять свое дело, сколько увеличивать свои личные активы.

Многие наши клиенты начинали свое дело просто ради того, чтобы выжить. У некоторых нашлась предпринимательская "жилка", кто-то занимался пошивом одежды или парикмахерскими услугами на дому, ездил в Польшу, Турцию, Китай за дефицитным товаром… Эти люди, начиная с небольших сумм, смогли начать свое дело, а потом уже подключить к своему бизнесу заемные средства. Александр Земляков - владелец отдела товаров "Все для шитья" начинал с ремонта одежды на дому, Нина Шевелева - с торговли товаром, взятым на реализацию… Таких "стартов" не сосчитать.

- Ваша микрофинансовая сеть названа "Женской", видимо, не случайно?

- Разумеется, мы работаем и с мужчинами-предпринимателями. Но в идеологии создания нашей микрофинансовой организации была цель оперативного доступа к финансовым ресурсам предпринимателей с низким уровнем дохода, прежде всего для тех слоев населения, которым трудно получить финансирование в банках. Когда наша микрофинансовая сеть создавалась, это были, прежде всего, женщины.

- Людмила Семеновна, вы упомянули о кредитных историях ваших клиентов. Закон о кредитных историях только-только начинает работать…

- Формирование кредитной культуры малого предпринимательства является очень важным аспектом деятельности всех микрофинансовых организаций, включая нашу. Учим формировать свою кредитную историю, знакомим с тем, что у нас есть определенный кредитный рейтинг. В сотрудничестве с Всемирным Женским Банком смогли получить доступ к международным технологиям оценки платежеспособного заемщика.

- Кстати, ваше отличие от банков. В банке дешевле средства, чем в микрофинансовых организациях?

- Да, это именно так. Во всем мире практика микрофинансирования такова. Микрофинансовые организации несут большие риски по сравнению с банками. Поэтому стоимость финансовых ресурсов микрофинансовых организаций выше по сравнению с банковскими ресурсами.

- Залога у вас нет?

- Залог у нас есть - разные формы залога. Но мы работаем в основном - более чем в 99% случаев - с движимым имуществом. Для этого не нужно дополнительных расходов на оформление залога. По оценкам экспертов Ресурсного центра малого предпринимательства, в нашей стране рынок микрофинансовых услуг охвачен только на 10%. Поэтому чем больше будет институтов как банковских, так и микрофинансовых, тем легче доступ к финансам, тем больше возможности для роста малого бизнеса.

- Приходилось слышать, что даже при очень успешном бизнесе трудно получить кредит.

- У нас это очень просто и быстро. Только в микрофинансовых организациях это не кредит, а заем. Средняя продолжительность срока оформления 3-4 дня для индивидуальных предпринимателей - они обращаются к нам чаще всего. Если юридические лица - до 5 дней, поскольку для них существует более сложная процедура. Клиенты с надежной кредитной историей получают повторно уже большие суммы под меньшие процентные ставки в течение 1-2 дней.

- Приведем условный пример. Некое малое предприятие производит детские площадки. У них есть постоянные заказы, производство социально ориентировано - на работу принимаются инвалиды, закончившие профтехучилище. Можно ли развить такое производство с помощью кредита или займа?

- Руководители МП могут договориться в банке, если у них уже есть оформленные заключенные договора на производство своих изделий. У фонда в Твери был такой случай. Художник Василий Терентьев получил заказ на скульптуру, а на заемные средства закупил шлифовальное оборудование для окончательной доработки своего творения. Да, конечно, риск в этом случае повышается. Впрочем, риск есть всегда - и когда клиент получает кредит в банке, и когда берет заем в микрофинансовой организации. Но в наших организациях риск больше, поэтому и процентная ставка больше. Микрофинансирование, строго говоря, занимает нишу добанковских услуг. Мы определенным образом помогаем банкам - формируем кредитную историю, учим наших клиентов - предпринимателей работать с заемными средствами. Чтобы они потом не боялись и могли перейти на другой уровень - банковский кредит.

- Часто ли к вам обращаются стартующие предприятия? И интересны ли они вам?

- Обращаются, но совсем маленькая доля, поскольку для нас это очень большой риск. Если говорить о стартующих предприятиях конкретнее, то гораздо проще тем предпринимателям, которые уже имеют один вид бизнеса, например, торговлю, и хотят перепрофилироваться на услуги или мелкое производство. Приведу пример. Супруги Докучаевы с 1996 года занимались розничной торговлей - у них было восемь торговых точек. И вот они решили начать дополнительный вид бизнеса - услуги населению. Для них такая ситуация - тоже старт в бизнесе, поскольку раньше они не занимались парикмахерскими услугами, косметологией и т.п. Когда Докучаевы заполнили заявку на 200 тысяч рублей, то менеджерам по займам из фонда "Развитие" это казалось достаточно высоким фактором риска, хотя сейчас с уверенностью можно сказать, что волновались они зря. Наши микрофинансовые организации могут работать с таким вновь создаваемым бизнесом. Кто-то из наших постоянных клиентов, чья деловая репутация достаточно высока, уже планирует открыть солярий, фитнес-клуб и др. Конечно, это предпочтительнее бизнеса, возникающего "с нуля". Если брать совершенно новое предприятие, когда к нам приходит потенциальный предприниматель, у которого есть некая идея, то не всегда легко оценить - предлагает он создать "воздушный замок" или все-таки нечто конкретное. Процент таких стартов совсем небольшой. Обычно наши клиенты начинали свое дело, когда самостоятельно накопили небольшую сумму, заняли деньги у родственников, продали имущество, взяли у кого-то ненужное оборудование или просто получили деньги "под расчет". Мы же, как правило, финансируем уже действующий бизнес.

Вела беседу
Елена ЧЕРЕМИСИНОВА

"Бизнес для всех"
номер 29 (501) от 02.08.2005

Источник: Сайт "Деловая пресса"
http://businesspress.ru/newspaper/article_mId_3_aId_348418.html


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]