| 
 	
			
				  
				
			
			
				 Надежда Кружкова,  президент Центра социальной  реабилитации женщин "Так живем"   В Твери 25 октября в социально-реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями состоялся семинар на тему "Инвалидность и семья: ресурсы и барьеры в повседневной жизни".  Работа семинара началась с открытых занятий в группах с детьми в возрасте 3-8 лет, 8-14 лет в мастерских: столярной и слесарной, тренажерном зале, в классе земледелия. Закончилась эта часть семинара разбором и обменом впечатлений увиденного и услышанного на открытом уроке.  Второй блок семинара собственно и представлял обсуждение заявленной темы, в котором приняли участие сотрудники муниципальных образований Тверской области по работе с детьми-инвалидами, представители общественных организаций, служб социальной защиты и занятости населения, департамента здравоохранения области.  Все выступления отличались неравнодушным отношением к проблеме - как эмоциональностью, так и рассудительностью. Вот что говорилось в некоторых из них:  Н. Крылов, зам. начальника Департамента социальной защиты населения Тверской области: количество детей-инвалидов год от года увеличивается. Институт семьи деградирует. Появление в семье ребенка-инвалида ставит ее в положение обнищания, часто с ребенком-инвалидом остается одна мать. Нужна государственная поддержка семьи. Кроме того, в основном положение инвалида рассматривается только с медицинской точки зрения. Необходима же реабилитация - комплекс медико-социальных мер. В решении задачи государственными социальными службами "дойти до каждого ребенка" важную роль играет социальный работник. Именно от него ждут поддержки и помощи, он связующее звено между инвалидом и медиками, правовыми и другими структурами. Еще один ресурс в работе с такими семьями - это социальный патронаж.   Важная часть реабилитационной работы с детьми-инвалидами – работа с их родителями, семьей.  В. Мельников, директор ГУ "Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями": очень нужен обмен опытом в реабилитационной работе. Принцип нашего Центра – все дети должны обучаться и для этого должно быть взаимодействие, работа "рука об руку" со здравоохранением, со школой. Необходимо нивелировать практику уничижения инвалидов, интегрировать инвалидов в здоровое общество. Центр уделяет большое внимание трудовой реабилитации, в том числе и во время летнего периода в лагерях отдыха, где дети находятся без родительской опеки. Мы уверены, что, уходя из Центра, молодой инвалид сможет обслуживать себя и жить не в государственном интернате, а в своей квартире.  Плохо обстоит дело с трудоустройством, как инвалидов, так и их родителей. Так, мама может оставить ребенка на целый день в Центре, но ей зачастую отказывают в рабочем месте, узнав, что у нее ребенок-инвалид.  5 лет в Центре существует школа матерей, куда приходят специалисты - психолог и даже парикмахер, действует школа для молодых родителей.  Директора коррекционных школ были единодушны во мнении: сотрудничество школ с Социально-реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями дает эффективный результат в реабилитации их подопечных.  Специалисты областного психоневрологического диспансера отметили необходимость преемственности в работе Социально-реабилитационного центра для детей и лечебно-трудовых мастерских, где трудовая реабилитация проводится на более высоком уровне.  З. Бочарова, представитель ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тверской области": дети-инвалиды имеют право на определенный уровень жизни. Однако особенно в районах большие трудности с получением услуг по реабилитации, у врачей не хватает времени на полноценный контакт с матерью ребенка-инвалида. Бюро проводит большую работу по составлению индивидуальных программ по профессиональной реабилитации инвалидов, карт по социальной реабилитации, рекомендаций психолого-педагогической реабилитации.  П. Головченко, руководитель "Общества христиан военнослужащих "Честь и Святость" озабочен тем, как формировать положительное отношение у молодежи к семье, к инвалидам как к равным. Предложил лекции по данной тематике.  Н. Кружкова: считаем, что не достаточно внимания уделяется социальной адаптации молодых инвалидов. Здесь может оказаться полезным опыт советского времени – наставничество. Молодежь всегда заинтересована в знакомстве со всем новым. Давайте показывать им самые разные предприятия города/области и в свою очередь приучать трудовые коллективы, к тому, что и эти люди в недалеком будущем будут работать рядом.  Б. Аверкиев, представитель Управления ФГ службы занятости населения по Тверской области: центр осуществляет отдельную программу по трудоустройству инвалидов. В этом направлении идет индивидуальная работа, как с инвалидами, так и с работодателями. Малый бизнес практически не предоставляет рабочих мест для инвалидов. Центр дает возможность бесплатного получения профессии, в том числе компьютерной грамотности для молодежи от 14 до 16 лет.  Директоров Ржевского, Бологовского, Вышне-Волоцкого социально-реабилитационных центров для детей-инвалидов, Кошаровского интерната для детей с ограниченными возможностями волнует взаимодействие с родителями. Одни папы и мамы хотят полностью делегировать свою ответственность за воспитание детей сотрудникам учреждений, и не верят в их будущность. Другие ожидают от ребенка-инвалида больших успехов, чем те, на которые позволяет рассчитывать его здоровье. Как в первом, так и во втором случае нужно вести работу с родителями, осуществлять патронаж семьи, собирать такие семьи вместе, выводить за пределы дома. Не хватает специалистов, знаний и опыта тренинговой работы с родителями. В интернате же и вовсе связь с семьей поддерживается слабо, хотя для родителей, приезжающих навестить детей из дальних районов есть возможность переночевать здесь.  Н. Калинкина, руководитель отдела Департамента социальной защиты населения Тверской области: судить о том, что детская инвалидность растет трудно в силу различных позиций, но однозначно то, что за последние годы выросли показатели к инвалидности по тяжелым заболеваниям детей. Реабилитация детей-инвалидов должна проводиться комплексно. Особая сложность в формировании программ реабилитации из-за ведомственной разобщенности. Например, существуют программы обучения необучаемых детей - мы их не знаем, есть программы для инвалидов у центра занятости населения – мы их не используем. У центров реабилитации большие возможности: все дети на виду, налажена обратная связь с родителями, известны потребности семей. Настало время провести анализ реабилитационной программы каждого ребенка. Много проблем в вопросах социальной реабилитации: слабо внедряются новые методики.  Л. Моисеева, руководитель отдела Департамента социальной защиты населения Тверской области: реабилитационная работа с детьми-инвалидами имеет свои особенности, поскольку накладывается на сложный процесс формирования личности. И родителей нужно, прежде всего, учить тому, как помочь своему ребенку.   Для налаживания механизма межведомственного взаимодействия, нужен алгоритм такого взаимодействия. Зачастую же нет контакта даже между учреждениями соцзащиты.   Н. Крылов: мы начали работу по создание единого реабилитационного поля для детей-инвалидов на территории нашей области. Посыл к нашей работе таков: любая мать, какой бы ребенок у нее не родился, должна знать, что он найдет свое место в обществе. 
			
				
 |