Женщина Плюс...
  N2, 2000

СОБАКИ, БИЗНЕС И РОМАНЫ

Анна Васильева

Моя собеседница - Ирина Гутор, женщина, сочетающая в себе качества успешной бизнес-леди и творческой личности. Как-то на заре перестройки она шокировала московскую публику, собравшуюся в одном из столичных клубов, "положив на обе лопатки" двух разъяренных бультерьеров.

- Ирина, каким образом ты тогда оказалась на сцене со столь серьезными противниками?

- Это было шоу для публики, наподобие циркового номера. Собаки прошли специальный курс обучения и были для меня скорее коллегами по работе, чем противниками. А вообще, работать с собаками мне хотелось с детства: сначала я мечтала стать пограничником с собакой, позднее - пожарником с собакой. Ни пограничника, ни пожарника из меня так и не вышло, а вот обучению служебных собак я посвятила много лет. Даже сейчас занимаюсь этим, правда, только по просьбе хороших знакомых.

- Неужели ты совсем не боишься всех этих бультерьеров, овчарок и ризеншнауцеров?

- Собака никогда не нападает без повода. Главное - понять мотив ее поведения. Может быть, она гонит тебя со своей территории или хочет напугать. Достаточно правильно отреагировать, и она оставит тебя в покое. Гораздо сложнее предсказать поведение людей. Как правило, самые опасные ситуации в процессе дрессировки возникают по вине хозяев собак. Например, их предупреждают, что нельзя спускать собаку, пока инструктор работает с другим псом. Но на некоторых слишком азартных людей не действуют ни увещевания, ни денежные штрафы. А одновременное нападение двух собак представляет серьезную опасность для инструктора, работающего без дресс-халата.

- Почему вы не пользовались дресс-халатами?

- Дело в том, что собаки, обученные охранять своего хозяина от человека в дресс-халате, затем считают злоумышленниками только людей в больших бесформенных одеждах. В реальной жизни после такой дрессировки им очень не нравятся строительные рабочие и дворники. Я слышала о доге, чемпионе по задержанию, который позволил вынести из охраняемой им квартиры все, что представляло хоть какую-то ценность. Наверное, грабители просто забыли надеть дресс-халаты, чтобы дать ему возможность продемонстрировать свое мастерство.

- Есть распространенное мнение о том, что лучший способ избежать нападения собаки - не бояться ее. Каким образом можно преодолеть в себе этот страх?

- Чтобы не бояться - нужно уметь правильно истолковывать выражение "лица" собаки. Бывает, что собака ведет себя так, будто бы хочет разорвать на мелкие кусочки всех, кто попадется ей на пути, а на самом деле - она просто играет. Такая вот собачья шутка. Чтобы это понять, мне достаточно посмотреть ей в глаза. Психология собак очень хорошо видна в процессе их обучения. Побывав на нескольких занятиях, любой человек может научиться немного разбираться в их поведении.

Если же собака действительно собирается на тебя напасть, ее можно попробовать обмануть. Инстинктивно хищники всегда набрасываются на ту часть тела противника, которая находится к ним ближе всего. В момент прыжка можно сунуть собаке в пасть зонтик, газету, сумку - все, что окажется под рукой, и пока она будет соображать, что произошло, быстро нанести ответный удар. Например, ногой в живот. Встретив такой отпор, собака вряд ли решится повторить попытку нападения. Как у любого стайного животного, у нее развито чувство подчинения более сильному противнику.

- Ирина, ты почти 10 лет занимаешься бизнесом. С чего все началось?

- В середине восьмидесятых мой бывший муж решил переквалифицироваться в бизнесмена. У него была своя строительная фирма, я помогала ему вести дела. Большие деньги плохо отразились на его характере - он стал заносчив, невнимателен к семье. Дальнейшая совместная жизнь с ним сделалась для меня неприемлемой. Расстались мы довольно быстро. После развода я осталась одна с маленьким ребенком, и перед нами встал вопрос выживания. У меня уже было некоторое представление о работе в бизнес-структурах, поэтому я решила попробовать себя на этой стезе.

- Не боялась, что у тебя ничего не получится?

- Как ни странно, нет. Моя первая фирма тоже специализировалась в области строительства. Помню, мы возводили какой-то ангар. График работ был очень плотный, так что на мысли о чем-либо другом времени уже не оставалось. Только после сдачи объекта, меня стали посещать разные навязчивые идеи. Казалось, что вот-вот придут какие-то люди и скажут, что я все сделала не так, поэтому мой ангар развалился. К счастью, этого не произошло.

Потом я занималась производством и продажей видеопродукции. Начиналось все с небольшого лотка на рынке. Я сама по ночам переписывала кассеты, а днем их продавала. Постепенно сумела накопить достаточно денег для того, чтобы открыть дополнительные точки и нанять рабочих. Когда ввели жесткое лицензирование на выпуск видеопродукции, я решила переориентироваться на производство товаров для животных. За 10 лет мне удалось расширить мой бизнес до размеров заводского цеха. Если учесть, что начинала с нуля, считаю это очень неплохим результатом.

- Почему тебе удалось добиться успеха там, где многие новички терпят фиаско? Что для тебя оказалось самым сложным?

- Труднее всего найти первоначальный капитал. Нужно не только уметь убеждать людей, что именно ты сможешь грамотно распорядиться их деньгами, но и ежедневно доказывать это своей работой. Большинству начинающих предпринимателей сделать этого не удается. В бизнесе важно все время быть начеку, предвидеть ситуацию на несколько шагов вперед. Любая незначительная ошибка может погубить все дело.

Скажу честно - освоиться в мире бизнеса для меня было очень сложно. Я выросла совсем в другой среде, и стиль общения, принятый среди российских бизнесменов, вначале вызывал у меня сильное замешательство. Но мне нужно было не только общаться с ними, но и убедить их, что я - "своя". В противном случае меня просто не приняли бы в игру. Пришлось осваивать новую социальную роль: разговаривать на их языке, работать над мимикой и жестами. Сейчас я наблюдаю, как начинающие сотрудницы моей фирмы сталкиваются с теми же трудностями. Практически все, кто у меня работает, - из бедствующей интеллигенции. Они вежливы, обходительны с покупателями, но на рынке они чужие. Преодолеть этот барьер очень непросто. Среда отвергнет чужака, если он вовремя не наденет маску. Лучше всего иметь их сразу несколько и менять в зависимости от ситуации. Иногда я имитирую этакую исполкомовскую даму, один вид которых приводил людей в трепет. Общаясь с мужчинами, особенно подчиненными, бывает полезно войти в роль строгой мамы, всезнающей и требовательной.

- Многие могли бы только позавидовать твоей карьере. Как ты оцениваешь ее сама?

- Я оказалась в бизнесе лишь в силу обстоятельств, но душа моя стремится к другому. С раннего детства я начала писать - рассказы, повести, новеллы... Для меня нет большего счастья, чем наблюдать, как мой внутренний мир оживает на листах бумаги. Последние десять лет в самые тяжелые минуты я себя утешала тем, что когда-нибудь смогу про это написать. Знакомым предпринимателям я никогда не рассказывала о своем увлечении. Для них человек пишущий - слабак и ненадежная личность. Зачем заниматься пустым самокопанием, если все можно подсчитать в рублях, долларах или марках? Очень сложно делать вид, будто ты разделяешь эту точку зрения, и при этом не потерять себя. Я стала замечать, что срастаюсь с маской, надетой мной десять лет назад, утрачиваю свою подлинную сущность. Мои мысли становятся странно опрощенными, и это меня пугает. В ближайшее время я собираюсь если не совсем уйти из бизнеса, то хотя бы заняться чем-то более интеллигентным. Например, открыть книжный магазин или арт-кафе. По крайней мере, строить и торговать я больше не хочу. Последнее время я начала чаще встречаться со своими старыми друзьями, которые говорят на моем полузабытом языке, с которыми мне не нужно просчитывать каждое слово, можно быть такой, какая я есть. Для меня это как возвращение домой.

Но во всем есть хорошие стороны, и я не могу сказать, что десять лет в бизнесе потрачены зря. Они многому меня научили - например, быть терпимее к людям. В молодости я считала, что человек, приносящий себя в жертву, либо глуп, либо слаб. Теперь я думаю иначе. 10 лет назад мой сын переболел менингитом. Тогда я решила во что бы то ни стало поднять его на ноги. Сейчас, когда сыну пятнадцать, я вижу рядом с собой здорового человека, с хорошим чувством юмора, прекрасно ориентирующегося в жизни. Множество женщин так же, как я когда-то, забывая о себе, тяжелым ежедневным трудом пытаются обеспечить лучшее будущее своим детям. Теперь их жертвенность вызывает у меня не только сочувствие, но и понимание, и я рада, что могу относиться к ним именно так.

- Ирина, насколько тебя волнует признание твоего творчества?

- В молодости я была очень тщеславной. Предвкушение славы доставляло не меньшее наслаждение, чем собственно процесс творчества. Теперь, когда я пишу, все остальное отходит на второй план. Разумеется, хочется, чтобы законченную вещь кто-то увидел, чтобы она понравилась. Но не это главное. Думаю, что даже всеобщее признание сегодня меня вряд ли "испортило" бы. Приобретенный жизненный опыт делает писателя ярче и глубже.

- О чем ты чаще всего пишешь?

- Мне нередко задают этот вопрос знакомые. Особенно мужчины часто говорят: "Ты, наверное, все о женских проблемах пишешь?". А о чем же еще мне писать, если я женщина?! Не о мужских же проблемах! Я не считаю, что женская литература вторична по отношению к мужской - и та и другая имеют право на жизнь. А я пишу о том, что знаю. Недавно знакомый издатель заказал мне любовный роман наподобие западных "Марианн" или "Арабелл", только в российском интерьере. Я выбрала своей героиней женщину-предпринимательницу. А дальше началось самое забавное. Условия жанра непременно требовали, чтобы героиня влюбилась. Я долго и мучительно подыскивала ей подходящего партнера, и, в конце концов, остановила выбор на ее коллеге по бизнесу. Сначала все шло неплохо, но когда я приступила к описанию их первой интимной встречи, то у меня получилась полная чушь. Что-то вроде: "Он посмотрел на нее и покраснел до корней своих черных усов". Потом пошли в ход перламутровые соски, коралловые растрескавшиеся губы и звуки поцелуев в зарослях араукарии. Я поняла, что мне не удастся сохранить серьезность, описывая страстные чувства моих героев, и с этой историей придется подождать, пока у нас не появится жанр пародии на женские романы. А вообще, я пишу о наших современницах, мало избалованных мужской заботой.