Женщина Плюс...
  N2, 2000

ГЕНДЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СТЕРЕОТИПЫ

Ольга Митина (*)

Ценности и представления, касающиеся роли женщины и мужчины в обществе, и связанные с ними гендерные стереотипы и социальные установки регулируются на глубинном ментальном уровне общественного сознания. Этот уровень, наиболее стабильный, уходит корнями в далекое прошлое, передается из поколения в поколение. Он формируется в ходе долгой истории развития общества и имеет самые различные аспекты: исторический, социальный, экономический, культурный, религиозный, политический.

Среди факторов, влияющих на формирование гендерного поведения и стереотипов, наиболее существенными оказываются язык, игры, школа, религия, СМИ. Так, американский социолог Л. Холлингворс подробно исследует механизмы формирования стереотипа матери через средства массовой информации (апеллирующие к патриотизму женщин в связи с сокращением роста населения), государственную политику (в свое время немецкий кайзер пообещал стать крестным отцом всем седьмым, восьмым и девятым сыновьям в семье), законодательство (мужчина имел право разводиться с бездетной женщиной), образование (девочки воспитываются как будущие жены и матери), церковь (католики, например, не разрешают использовать противозачаточные средства; в иудейско-христианской традиции наличие детей рассматривается как моральный долг, а бесплодие как кара). В обществе создавались различные мифы, связанные с деторождением: "необходимо рано рожать детей, ибо это полезно для здоровья", "каждый рожденный ребенок продлевает жизнь женщины" и т.д.

Исследование американских женских журналов с 1940-х по 1970-е годы показало, что наиболее пропагандируемой добродетельной женской ролью в обществе была роль матери, жены, домохозяйки с полной зависимостью от мужа и безраздельным служением традиционной семье. Под традиционной семьей американцы понимают семью, в которой обязательно есть дети, жена не работает, а материальное обеспечение лежит на отце.

Наличие детей способствует повышению статуса женщины в обществе, свидетельствует о ее личностной зрелости; нежелание иметь детей рассматривается как эгоизм, а готовность пережить трудности, страдания и пожертвовать чем-либо ради детей является свидетельством сильного характера, целостности. Во многих развитых странах быть матерью хотят большинство женщин, это престижно и даже романтично. В Америке с прошлого века сохранилась традиция праздновать День матери. В России этот праздник был введен не так давно, но и в советское время женщина могла получить орден "Мать-героиня".

Автор популярного в американских университетах учебника по гендерным отношениям Ю. Вилльямс отмечает, что 10-20 лет назад в Америке типичный сценарий историй, демонстрируемых по телевидению или в кино, заключался в том, что когда главная героиня - мама-домохозяйка начинала завидовать женщинам, ведущим другой образ жизни, и так или иначе могла попробовать поступить на работу или отправиться в путешествие, тут-то она и понимала, что истинное счастье - быть дома и родить еще одного ребенка. В это же время в советской литературе положительным считался образ женщины, обязательно работающей, причем интенсивно и с ориентацией на результат, а не с целью найти себе мужа. И такая положительная женщина в конце концов обязательно вознаграждалась мужем и (или) ребенком, если в начале истории их у нее не было (наиболее яркий фильм про женское счастье в советской стране - "Москва слезам не верит").

Однако в Америке за последнее время отношение к людям, не испытывающим желания иметь детей, значительно изменилось. Если в 50-х годах к семейным парам, сделавшим свой выбор в пользу бездетности, общественное мнение относилось негативно, то уже к 70-м эти негативные установки сгладились. Стали доминировать ценности индивидуализма и самореализации, и многие молодые женщины не хотят менять свободу на бремя материнства и уже не принимают всерьез аргумент, что быть матерью предопределено женщине природой. Согласно исследованию, проведенному в США в 1992 году, около 17% американок бездетны (включая тех, кто отказался от детей сознательно).

Тем не менее, роль жены и матери является основной для большинства женщин, а роли незамужней женщины, разведенной, бездетной, делающей карьеру рассматриваются как отрицательные. Результаты опроса около 600 американских женщин показали, что только в 20% случаев были упомянуты роли, связанные с работой, деятельностью в общественных, местных и церковных организациях.

Хотя сегодня общество более открыто для женщины, не каждая может позволить себе свободу выбора жизненного сценария. Например, очень часто женщины идут работать в силу экономической необходимости и лишь добавляют к своей роли домашней хозяйки дополнительные обязанности. Женщина, сочетающая работу вне дома с домашней, - распространенное явление (а в России и подавно), однако долг жены и матери всегда оценивается как самый важный.

Американская исследовательница в области женской психологии Б.Лотт отмечает, что, с точки зрения американцев, наиболее предпочтительно для женщины после замужества реализовать материнскую функцию, а потом, когда дети вырастут, идти работать. Следующим по предпочтению является вариант "отложенного материнства", при котором женщина сначала делает карьеру, а затем занимается воспитанием детей. Далее идет сценарий, при котором материнские и семейные ценности приоритетны в течение всей жизни. Затем "интегратор" - вариант, когда совмещают дом и карьеру. Наименее привлекательна ситуация, когда карьера для женщины имеет постоянный приоритет.

Тем не менее, несмотря на то, что в общественном сознании американцев материнские обязанности по-прежнему атрибутируются женщине, все большая роль в воспитании детей отводится отцам, друзьям, соседям, различным детским учреждениям и т.д. В нашей стране в советское время, когда занятие женщин только домашним хозяйством общественно порицалось и считалось проявлением индивидуализма и мещанства, большинство детей воспитывалось именно в детских учреждениях либо бабушками. В современной России для молодых преуспевающих людей неработающая жена становится нормой жизни и атрибутом жизненного успеха. Но и в не очень обеспеченных семьях все больше матерей отказываются от профессиональной деятельности, продлевая возможность дать ребенку домашнее воспитание. Однако достаточно новым для России, но заслуживающим внимания явлением становится выполнение отцами роли воспитателя собственных детей в условиях, когда жена имеет высокооплачиваемую работу.

Не так давно в Америке была распространена поговорка "Better dead than unwed" ("Лучше умереть, чем остаться незамужней"). Замужество для женщины средних лет было единственным способом приобрести уверенность в завтрашнем дне. С конца 1980-х годов в американских СМИ наблюдаются два феномена. Во-первых, исчезновение положительных образов одиноких женщин, и, во-вторых, распространение темы их неудавшейся судьбы. Находясь под влиянием негативного имиджа старой девы, люди по-прежнему считают, что для женщины вся деятельность, связанная с получением образования, работой, никак не должна мешать ее главному делу - найти мужа. Отношение большинства современных женщин к замужеству продолжает оставаться таким, каким оно было у их матерей и бабушек - свидетельством окончания юности и признанием вступления во взрослую жизнь. Они уверены, что их замужество будет одобрено и признано в обществе и, наоборот, незамужество, с точки зрения общества, является признаком неуспеха.

Однако стоит отметить, что среди американских женщин увеличивается значимость таких ценностей, как автономия и независимость, и вследствие этого увеличивается процент тех, кто предпочитает оставаться не замужем. Возможность длительного проживания с мужчиной, ведение совместного хозяйства дает чувство защищенности, однако сохраняет независимость и не требует полной отдачи домашней работе. В Америке число мужчин и женщин, живущих вместе и не состоящих в официальном браке, с 1970-го по 1985 год выросло в 4 раза.

Что касается России, то часто женщина продолжает жить с человеком, унижающим ее, надеясь что "муж исправится", потому что "нельзя разрушать семью". Женщина панически боится потерять мужчину, ибо в нашем обществе не иметь семьи, не выйти замуж означает ее полную несостоятельность. В начале 90-х годов доля 50-летних женщин-россиянок, никогда не состоявших в браке, была чуть более 3%. В России для женщины неприлично быть не замужем и не иметь детей, сказала в одном из своих интервью Г.Старовойтова и заметила, что если бы она решила баллотироваться в президенты России, то для улучшения своего имиджа вышла бы замуж.

С точки зрения истории формирования тех или иных сценариев женского поведения в обществе, отношения к ним, возможностей самореализации женщины, предоставляемых обществом, обратим внимание на культурную модель семейных отношений в жизни дореволюционной России, главной чертой которой было "семейное родство", понимаемое через "инстинкт рода", "острое чувство человеческого гнезда", тесное сообщество, в которое каждый из членов был так глубоко погружен, что испытывал трудности, отделяясь от него. Наиболее часто встречаемой моделью среди крестьян была модель патриархальной семьи. Семейные отношения распространялись на всю деревню, а семейные границы были "проницаемы" для внешнего общества. В жизни семьи активно участвовали не только родственники всех степеней, но и гости, друзья, знакомые. Таким образом, семья функционировала в рамках общины, зависела от нее, подчинялась ей.

И хотя в эпоху "Домостроя" женщины были лишены права принимать самостоятельные решения, по мнению французского социолога В.Вейдле, поглощение личности семьей и распространение семьи за пределы родства делали невозможным применение в России понятия классического патриархата, при котором власть мужа над женой и детьми осуществлялась бы бесконтрольно. Общество могло принять меры против излишней строгости или насилия со стороны главы семьи над женщинами или детьми. В этом смысле можно сказать, что главой семьи был не муж, а община. Мужчины часто отсутствовали - служба, война, торговые поездки, работа на барщине вдалеке от семьи. Характер аграрного сезонного производства в России с долгой зимой и быстрым летом диктовал образ жизни, при котором большая часть мужского населения проводила время, свободное от полевых работ, вне дома, на заработках и, конечно, не исполняла "командирских" функций.

В то же время, на практике в России в семье вслед за общиной главная роль определялась не по признаку пола, а по старшинству. Большой вес приобретала жена отца, влиятельнейшая фигура бабушки, которая становилась главой семьи в случае смерти своего мужа. Составитель "Домостроя" уважительно называл их "государыни дома". Еще с древности на Руси процветал "культ бабушки", старейшей женщины рода, обладающей большими властными полномочиями на уровне семьи. Женщина в славянском язычестве понималась как совершенно самостоятельный человек, самостоятельная сила. На протяжении веков женщинам в России приходилось нести на своих плечах как мужские работы, так и мужские роли, мужскую ответственность. Со времен Киевской Руси, в первые шесть столетий развития русской государственности, славянки пользовались значительной политической и экономической свободой. Галерея женщин-политиков Руси могла бы включить около 50 княгинь, княжон, боярынь.

В некоторых аспектах статус женщины в России в XIX веке был выше, чем на Западе - там женщин держали за чертой, в своего рода женском гетто, в то время как в России мужчины и женщины были равны перед общественным мнением. По сравнению с Западом в России сопротивление идеям равенства было меньше. Женщину мужчина рассматривал "как человеческую личность, имеющую равную с ним ценность".

Широкие права собственности, которой замужняя россиянка могла владеть и распоряжаться, создали условия для развития женской благотворительности, позволившей женщинам в условиях законодательного ограничения их прав и патриархальной культуры внутри семьи участвовать в общественной и даже политической жизни. Благотворительность до 1905 года (пока не было избирательного права, а профессиональные союзы и политические партии были запрещены) относилась к немногим легальным сферам гражданской активности.

В Европе благотворительные организации занимались в основном обучением бедных женщин тому, как стать лучшими матерями, женами, домохозяйками, как содержать в чистоте жилище. В России феминистки-благотворительницы относились к женщинам как к самостоятельным труженицам, которые должны были рассчитывать на собственные силы, чтобы поддерживать себя и детей, а не только как к матерям и хозяйкам дома. Поэтому основными направлениями благотворительности были трудовая помощь, взаимная поддержка, профессиональное обучение, просветительство, поддержка учащихся девушек, борьба с алкоголизмом и проституцией, опека и защита детей. Одним из главнейших направлений женской благотворительности было создание системы высшего образования для женщин. К концу XIX века Россия опередила другие европейские страны по качеству и разнообразию профессий, доступных в женском высшем образовании.

Традиции подчинения семьи роду, общине сохранялись в России вплоть до начала XX века, когда царским манифестом 1905-го года впервые мужчинам, в отличие от женщин были даны гражданские права. То есть только в 1905-м году мужчины получили официально закрепленные гражданские привилегии перед женщинами, просуществовавшие до 1917-го года. Мужские привилегии, официально закрепленные законодательством в американском обществе, существовали гораздо дольше: со времени создания Конституции вплоть до середины нашего столетия. И если на Западе борьба женщин за свои права главным образом концентрировалась на избирательном праве, то в России - на образовательном.

В Советском Союзе эмансипация понималась как активное участие женщин наравне с мужчинами в индустриализации, коллективизации и других видах строительства. Отношение к женщине-домохозяйке как к бесправному слуге, которого надо освободить от господского принуждения и вывести на светлый путь свободного и равноправного труда на благо всего общества было сформировано в советском обществе главным образом благодаря трудам Энгельса, считавшего, что современная ему буржуазная семья, основывающаяся на женском рабстве, должна отмереть. Модель брака после революции была близка к модели "свободной любви" и предусматривала передачу обществу семейных функций по воспитанию и содержанию детей.

В 30-е годы возникает новая цель - увеличение рождаемости, начинается кампания поощрения родительских обязанностей, одновременно превозносятся радости материнства для женщин. Так, постановление ЦИК и СНК от 27 июня 1936-го года запрещает аборты и провозглашает, что "ни в одной стране мира женщина не пользуется таким полным равноправием", "ни в одной стране мира женщина как мать и гражданка, на которой лежит большая и ответственная обязанность рождения и воспитания граждан, не пользуется таким уважением и защитой закона, как в СССР".

В результате был сформирован образ женщины как лица, несущего полную ответственность за деторождение, образ матери как господствующей фигуры в семье. Война же фактически сделала основной роль женщины и в экономике.

В 1955-м году разрешение на аборт частично ослабило представление о женщине как о существе, имеющем исключительное назначение быть матерью. В семейном законодательстве 1968-го года прослеживается компромиссная позиция. Подтверждается центральная роль женщины в семье со ссылкой на то, что "советской женщине обеспечиваются необходимые социально-бытовые условия для сочетания счастливого материнства со все более активным и творческим участием в производственной и общественно-политической жизни", говорится о "свободных от материальных расчетов чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи". Официальное предпочтение модели семьи, сосредоточенной вокруг матери, было подтверждено даже в Конституции СССР 1977-го года, определяющей роль женщины в обществе в качестве "труженицы, матери, воспитательницы своих детей и домохозяйки".

Женщины были представлены также в органах государственной и законодательной власти, партийной номенклатуре, но они практически не участвовали в процессе формирования и принятия решений, им отводились исключительно исполнительские функции, за их счет производилась ротация (т.е. они практически не переизбирались повторно, значит, не могли ничего сделать реально, а мужчины занимали ответственные должности гораздо дольше). Официально заявляемая политика равенства полов входила в "единый пакет" равенств, декларируемых с высоких официальных трибун (национального равенства, равенства вероисповедания и т.д.). Несоответствие реального положения женщин с декларируемым воспринималось как скрытое угнетение со стороны тоталитарного государства, нарушение прав человека. Деятельность феминисток в советское время являлась правозащитной, а потому считалась антигосударственной (антисоветской) со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В Конституции Российской Федерации 1993 года предпочтение впервые отдается эгалитарной (т.е. равноправной) модели отношений женщины и мужчины в семье и в обществе. Однако в настоящее время идеи, связанные с патриархальной ролью женщины, имеют успех в нашей стране. Политолог С.Айвазова причинами этого считает усталость от эмансипации по-советски, моду на патриархат, восстанавливающийся с помощью православия на обломках социалистического прошлого, процесс выделения частной жизни как ниши личной свободы и автономии индивида в независимую от общества и государства сферу.

Демократизация общества невозможна без автономии индивида, но именно в результате этой автономии сфера частной жизни обозначается и закрепляется через утверждение авторитета главы семейства (мужчины) и, соответственно, привязывания к ней женщины. Это легко сделать, потому что экономические и социальные механизмы привязки женщины отработаны в советское время, а имидж мужа как кормильца, добытчика имеет долгую историю в России (православие и "Домострой").

Еще одной существенной особенностью России в сравнении с Западом с точки зрения анализа гендерных стереотипов являются наши огромные потери в ходе Второй мировой войны и сталинских репрессий. По последним данным, Советский Союз в общей сложности потерял 50 млн. человек (это четверть всего населения страны). Подавляющее большинство этих потерь - мужчины. В результате была утеряна традиция исполнения роли мужчины в семье. Так называемое поколение "детей войны" выросло без отцов. И мальчики и девочки воспитывались только мамами, по возможности заменявшими им и пап. Повзрослев, они создавали свои собственные семьи, но как бы им ни хотелось создать полную счастливую семью, очень часто это оканчивалось неудачей, так как ни муж, ни жена не имели перед собой модели мужского поведения в семье, не понимали, каковы же основные ролевые функции мужа и отца. В результате чаще всего мужу отводилась роль ребенка (любимого или нелюбимого). Вот цитата из "Комсомольской правды": "Мы, женщины, от природы крепче, выносливее, жизнеспособнее. А его (мужа) надо лепить, надо возвышать над самим собой похвалой, лаской, уважением и постоянным обращением за советом и помощью, даже если он далеко не идеал, но вы уже решили, что "все равно его не брошу"".

С падением "железного занавеса" изменились и представления друг о друге людей, находившихся по разные стороны от него. Советские люди сетовали на то, что в западных странах принято избегать официальных браков, часто менять своих партнеров; находясь же в браке, обманывать своих супругов и безответственно относиться к семье (о чем, по их мнению, свидетельствовал высокий процент разводов). Но вдруг оказалось, что Запад вовсе не так аморален, как мы считали. И публичный политик там обязательно должен быть любящим мужем и заботливым отцом (чего нельзя сказать про российских). Для американского публичного политика, рассчитывающего на поддержку не маленькой группы людей, а действительно желающего быть избранным во властные структуры, невозможно открыто заявить о себе: "Я считаю, что место женщины на кухне". В нашей стране так открыто говорят политические деятели, даже претендующие на имидж либералов-западников.

В Советском Союзе в 1917 году женщины теоретически получили все, за что американкам пришлось еще полвека бороться. Были ли мы реально впереди планеты всей в этом вопросе? И где мы находимся сейчас? На Западе гендерная проблематика гораздо более значима, актуальна и имеет больший общественно-политический вес по сравнению с Россией. Это вовсе не означает, что в России люди (и мужчины, и женщины) не думают о том, как женщине следует существовать в новом для нее мире общественного труда, как отстаивать свое достоинство, как совместить работу и домашний труд, воспитание детей и продвижение по службе, как строить партнерские отношения с мужем, влиять на процесс принятия решений в обществе. Но на Западе эти вопросы выносятся на передний план, приобретают общественно-политическое звучание, а в России каждый пытается решить соответствующие проблемы для себя сам, стараясь "не выметать сора из избы".


(*) Митина Ольга Валентиновна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии общения и психосемантики факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.