|
Прошедшая в период с 22 января по 3 апреля 2002 года в Третьяковской галерее выставка уникальна. Она являла собой первую попытку воссоздать панораму женского творчества на протяжении более пяти столетий русской культуры - от редчайших образцов средневекового золотного шитья через живопись и скульптуру Нового времени к авангарду ХХ века и актуальным тенденциям рубежа тысячелетий.
Экспозиция вызвала большой интерес у публики. За два месяца на ней побывало более 45 000 человек, так что по посещаемости выставка "Искусство женского рода" не уступила знаменитым "Амазонкам авангарда". Практически все крупнейшие периодические издания Москвы опубликовали обширные рецензии, сюжет об открытии выставки прошел как главная культурная новость дня в информационных программах федеральных телеканалов (в том числе ОРТ, РТР, НТВ, "Канал Культура"), репортажи о ней помещали в своем эфире самые рейтинговые радиокомпании ("Эхо Москвы", "Маяк", "Радио России", Русская служба ВВС). Большой интерес к выставке проявили зарубежные СМИ. Сюжеты о ней прошли на CNN, испанском "Antenn-3", канадском, шведском, немецком телеканалах, появлялись на немецком радио.
Сегодня выставка, вызвавшая повышенный интерес у публики и прессы и имевшая большой успех, завершает свою работу. Возможно, у экспозиции будет своя дальнейшая жизнь, но для московских зрителей выставка закончится. В память о ней останется альбом-каталог "Искусство женского рода / Femme Art", на страницах которого вновь можно будет встретиться со всеми ее яркими экспонатами. Каталог издан на двух языках. Он состоит из 333 страниц и воспроизводит 200 цветных иллюстраций. Его статьи написаны российскими и американскими исследователями проблемы женского творчества в России.
В выставке принимали участие: Третьяковская галерея, музей-заповедник "Московский Кремль", Исторический и Русский музеи. Выставка проводилась в рамках совместного проекта Третьяковской галереи, Российского Государственного Гуманитарного университета и Творческой лаборатории "ИHO".
Третьяковская галерея выражает искреннюю благодарность организациями и компаниям, оказавшим поддержку в работе над проектом:
Институту "Открытое общество" (Фонд Сороса) - Россия, и в особенности его подразделению "Женская международная программа" - за участие в разработке концепции выставки и в издании каталога;
Компании "Бритиш Амеркан Тобакко Россия" - за поддержку в организации выставки;
Компаиии "Sony" - за аудио- и видео-оборудование, предоставленное для выставки;
газете "Аргументы и Факты", радиокомпании "Радио России", радиостанции "Эхо Москвы", журналам "Домовой", "Officiel", "Мезонин" - за информационную поддержку.
"Выставка "Искусство женского рода" < ... > стала экспозиционным хитом. Успех проекта объясняется просто - не качеством работ (которое, естественно, разное), а тем фактом, что до недавнего времени женское искусство считалось в нашей стране явлением маргинальным. Что, понятное дело, связано с прискорбными русскими представлениями о роли (и месте) женщин в нашей культуре и жизни вообще. Попытки эти представления изменить предпринимались и раньше - в Москве проходили выставки современных женщин-художниц и "амазонок авангарда" Но Третьяковка расширила хронологические рамки истории женского искусства, начав экспозицию с XV века, а завершив самыми свежими работами". Н. Молок, О.Кабанова, газета "Известия" 10 февраля 2002
"Искусство женского рода. Женщины-художницы России XV - ХХ веков". Внушительный, скажу вам, смотр изящного, ибо от средневековья доходит до классиков наших дней - Елены Елагиной, Айдан Салаховой и Ирины Вальдрон. Никогда не слышали о таких? Самое время восполнить пробелы. В любом случае вам обеспечен отдых (визуальный) на старой доброй классике - от Башкирцевой до Серебряковой". А.Мокроусов, журнал "Домовой" март 2002
"The State Tretyakov Gallery has ente~ed the third millennium with an exhibition that focuses on art created by women. This чз а new development in Russian exhibit ions". Alуa Kaplun, "Moscow today & tomorrow" march 2002
"Выставка в Третьяковке вышла очень большая, очень красивая и одновременно познавательная. Это своеобразный дайджест, краткий курс пятисотлетней истории отечественного изобразительного искусства - от иконы до видеоинсталляций. По ней можно изучать все стили, направления, "измы", а также актуальные современные течения". О. Кабанова, газета "Известия" 23 января 2002
"Можно сказать, что настоящий феминизм, если под этим понимать пристальное изучение женского вопроса в самом искусстве, начался у нас именно в то время, которому посвящена вторая, не историческая часть выставки. Она будет интересна тем, кто никогда не ходит на выставки современного искусства, поскольку дает хоть и хаотический, но довольно точный срез нынешней в нем ситуации. Женщины и в самом деле добились равноправия, превратив "женский вопрос" из социального в художественный". М. Орлова, "Коммерсанть" 23 января 2002
..."продвинутые" художницы рубежа XX и XXI веков демонстрируют свежие и передовые ходы". Ф. Ромер, "Ежедневный журнал" 29 января 2002
"Увиденное в очередной раз подтверждает, что выражение "женское искусство" не обязательно использовать в ругательном смысле". Д. Смолев, "Новые известия" 25 января 2002
"У такого "Искусства женского рода" не мешает поучиться и коллегам-мужчинам". T. Андриасова, "Московские новости" 22-28 января 2002.
|