[an error occurred while processing this directive]

Add to favorites

Search

[an error occurred while processing this directive]

 OWL Russian documents

Представление Пятого периодического доклада о выполнении в Российской Федерации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

28-02-2002 Г.Н.Карелова, Нью-Йорк, 25 января 2002 г.

   

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин

Двадцать шестая сессия

14 января - 1 февраля 2002 г.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Пятого периодического доклада о выполнении в Российской Федерации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Первый заместитель Министра труда и социального развития═Российской Федерации

Г.Н.Карелова

Нью-Йорк

25 января 2002 г.

Уважаемые члены Комитета!

Дамы и господа!

Я имею честь по поручению Правительства Российской Федерации представить Вам пятый периодический доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Доклад анализирует положение российских женщин и деятельность Правительства по реализации Конвенции за период с сентября 1994 по сентябрь 1998 года. С момента представления Доклада в марте 1999 г. прошло более двух лет. То есть фактически мы сегодня рассматриваем отрезок времени с 1994 по 2001 год.

Для России это гигантский исторический этап, насыщенный событиями и преобразованиями. Можно сказать, что каждый прожитый год для нас - целая эпоха. За время, прошедшее с момента представления доклада. Наша страна кардинально изменилась. В России избран мобильно и динамично работающий Президент, энергично работает Правительство.

За короткий период времени осуществлен переход от тоталитарного режима, строгой однопартийной системы, плановой экономике к демократии, многопартийной системе и рыночным отношениям.

Россия вошла в XXI век демократическим государством с рыночной экономикой. Демонтирована административно-распределительная система. Осуществлена либерализация экономики, финансов, производства и торговли.

Третий год подряд федеральный бюджет исполняется с первичным профицитом и второй год - с общим. Это позволяет нам за счет собственных средств, без внешних заимствований от МВФ не только выполнять свои внутренние обязательства, но и выполнять внешние обязательства - производить масштабные выплаты по долгам.

Произошли значительные перемены в экономической психологии. Можно сказать, что и хозяйственные субъекты, и население в целом адаптировались к рыночным условиям. Активизировалась предпринимательская деятельность граждан.

Существенно изменилась структура собственности. Ведущую роль в экономике России теперь играют частные предприятия, акционерные общества и товарищества. Они сегодня составляют более 80%, а в сфере торговли, питания и в сельском хозяйстве более 90%.

Коренным образом изменилось положение дел на потребительском рынке. Сформировался реальный рынок товаров и услуг. Россияне уже не знают торгового дефицита.

Определены приоритеты социальной политики, которые предусматривают рост инвестиций в человеческий капитал (прежде всего в образование и здравоохранение), создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления.

На этапе перехода к рынку страна и каждый человек учились жить по средствам. Для нуждающихся граждан и семей с детьми государственная поддержка и помощь стали осуществляться на принципах адресности.

Все это положительно сказалось на динамике показателей уровня жизни и социального развития в России.

Увеличились реальные располагаемые денежные доходы. Наметилась тенденция к снижению численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.

На 2002 год принят социально ориентированный федеральный бюджет, в котором значительно увеличено финансирование по всем отраслям социальной сферы.

Принят новый Трудовой кодекс, начата пенсионная реформа. Реформирование пенсионной системы позволит повысить заинтересованность самих работников в учете и накоплении его личного пенсионного капитала и будет стимулировать рост заработной платы в целом по стране.

Значительно повышены пенсии детей-инвалидов, инвалидов с детства, инвалидов первой и второй группы.

Принята Концепция демографического развития России. В нейопределены задачи по выходу страны из демографического кризиса, в первую очередь, в области укрепления здоровья, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, снижению материнской и младенческой смертности, а также меры по стимулированию рождаемости и укреплению семьи.С начала 2002 г. трехкратно увеличены пособия по беременности и родам.

Продолжилось развитие положительных тенденций в области занятости населения. Изменилась ситуация на рынке труда. Произошло увеличение общей численности занятых до 65,0 млн. человек, из нихпочти 31 млн. женщин (48%).

Общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, уменьшилась на 0,9 млн. человек и составила 6,2 млн. человек. Уменьшилась и доля безработных в экономически активном населении. Численность официально зарегистрированныхбезработныхсоставляет1,1млн. чел.

Намечаемые ежегодные приросты валового внутреннего продукта и промышленного производства дают предпосылки сохранения тенденции повышения реальной заработной платы при удержании инфляции на прогнозируемом уровне.

По прогнозным оценкам номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в среднесрочной перспективе (2002-2006 годы) возрастет в 2,4 раза. Реальные располагаемые доходы населения возрастут на 24-28%, на 700 человекувеличиться численность занятых в экономике. В период до 2004 года ожидается дальнейшее снижение уровня бедности населения. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума должна сократится с 27% в 2001 году и до 21-22% в 2004 году.

Приоритетными направлениями политики в области социально-культурной сферы на период до 2004 года являются расширение образовательного и культурного потенциала российского общества, осуществление структурных преобразований в отраслях социальной сферы, расширение рынка социальных услуг при формировании оптимального соотношения платности и бесплатности услуг населению, с одновременным обеспечением адресной и дифференцированной поддержки малообеспеченных групп населения.

Успешное решениеглобальных экономических и социальных задач стало возможным благодаря поддержке и участию в преобразованиях гражданского общества. Понимание важности объединения сил государства и общественности продемонстрировал Гражданский форум, состоявшийсяв ноябре 2001 г., в котором приняли участие более 5 тыс. участников неправительственных организаций всей страны,представляющихправозащитные, экологические, благотворительные, детские, женские и иные направления.

В рамках Гражданского Форума была проведена национальная дискуссия по теме: "Женские гражданские инициативы как фактор устойчивого развития", и 4 круглых стола: по конституционному принципу равенства прав и возможностей, по проблеме насилия, по участию женщин в принятии решений, по социальному развитию.

Уважаемые дамы и господа!

Сегодня в России практически трудно найти сферы общественной жизни, которые бы не подверглись активным и позитивным изменениям. Мы полагаем, что только в их контексте можно объективно анализировать, оценивать и понимать, какие изменения произошли и происходят с российскими женщинами, их положением и ролью в обществе.

Страх, стресс, разочарование и растерянность, присущие большинству женщин в начале 90-х годов, сменились активной заинтересованностью, желанием помочь и участвовать в социально-экономических преобразованиях. Не случайно за последние три года в России серьезно активизировалось женское движение. Прошло множество конференций, акций, мероприятий, организованных женщинами-лидерами и властными структурами. Назову лишь некоторые из проведенных в 2001 году:

* Международная встреча женщин-парламентариев "Гражданское общество и положение женщин в XXI веке (октябрь 2001 г.);

* Интерактивные слушания в Государственной Думе по проекту закона "О государственных гарантиях в Российской федерации равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин" (октябрь 2001 г.);

* Гендерная экспертиза проекта Трудового кодекса, пенсионной реформы, реформы в образовании (октябрь 2001 г.);

* Гендерная экономика. Мировой опыт и российская практика (центр гендерных исследований, декабрь 2001 г.);

* Охрана репродуктивного здоровья населения - проблемы социальной безопасности России (РАПС, декабрь 2001 г.);

* Женские гражданские инициативы как фактор устойчивого развития (ноябрь 2001 г.);

И многое другое.

В целом, диалог женских неправительственных организаций и власти стал нормой в России, технологией партнерства для всех других общественных и некоммерческих объединений. Он имеет перспективу, равно как мы полагаем и хотели с этой высокой трибуны довести до всех присутствующих, что, может быть впервые в России есть перспектива и исторический шанс решения проблем по улучшению положения российских женщин на современном этапе.

Уважаемые члены комитета!

Многие аспекты реализации Конвенции были представлены нами в ответах на дополнительные вопросы предсессионной рабочей группы Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин по пятому периодическому Докладу. Кроме того, они были подробно рассмотрены в ходе семинара по теме "Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: вопросы реализации и отчетности", который мы провели совместно с ПРООН и ЮНИФЕМ 28-29 ноября 2001 г.

Напомню, что в России после Пекинской конференции были особо выделены в качестве приоритетных 5 основных проблем - это соблюдение прав женщин в единстве с правами и основными свободами человека; участие женщин в принятии решений на всех уровнях; обеспечение равных прав на рынке труда; охрана здоровья женщин и насилие в отношении женщин.

Хотела бы остановится лишь на некоторых аспектах этих важных проблем.

Итак, по поводу участия женщин в принятии решений.

За прошедший период усилилось вовлечение женщин в политику.Активизировалось выдвижение женщин на выборах в местные органы власти, активно пошел процесс создания женских палат, женских парламентов в регионах.

Если в 1993 г. в выборах в Государственную Думу участвовалоодно женское объединение (Женщины России), то на последних выборах 1999 г.былозарегистрировано 3 женских общественных объединения. Впервые кандидатом на пост президента баллотировалась женщина.

Выборы в региональные законодательные органы, прошедшие в ряде субъектов Российской Федерации показали, что увеличивается число женщин, баллотирующихся в региональные органы власти.

Так убедительны результаты недавних выборов в г. Москве(23% ), Республики Карелия (32%), Самарской области(с 7,8%до 23,7% ) и др.

Анализ динамики показателей участия женщин в принятии решений в федеральных органах исполнительной власти свидетельствует о том, что наметилась тенденция увеличения числа и доли женщин на постахпервых заместителей Министров, заместителей Министров и статс-секретарей в министерствах и ведомствах, причем традиционно "мужской сферы", включая Министерство обороны, путей сообщения, энергетики, финансов, экономического развития и торговли, по чрезвычайным ситуациям, промышленности, науки и технологии и т.д.

Это - хорошая основа для будущих позитивных изменений в высших эшелонах государственной власти.

Содействовать реализации равных возможностей женщин в политической сфере призван принятый в 2000 г. Закон "О политических партиях". Статья 8 Закона закрепляет равные возможности для женщин и мужчин для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органахместного самоуправления.

Однако, нампока не удается преодолеть процесс снижения представительства женщин среди депутатов Государственной Думы. Среди 178 членов Совета Федерации сегодня только 5 женщин (была 1).

Медленно меняется соотношение мужчин и женщин на руководящих и исполнительных должностях на государственной службе и в органах судебной власти.

Таким образом, проблема продвижения женщин в органы государственной власти и на уровень принятия решений остается в числе приоритетных и требует изменения подходов в государственной кадровой политики и учета гендерного фактора.

В настоящее время разрабатывается Концепция государственной кадровой политики Российской Федерации. Она обсуждалась на заседании Круглого стола с женскими организациями, по рекомендациям которых Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации включает специальные курсы по гендерным проблемам управления при подготовке руководителей высшего звена.

Мы полагаем, что учет в Концепции государственной кадровой политике гендерных подходов позволит расширить доступ женщинам к высшим государственным должностям и в целом их продвижение на уровень принятия решений.

Положение женщин на рынке труда.

В течение последних лет снижались показатели женской безработицы. В 1998 г. доляженщин в общей численности безработных, рассчитанная по методике МОТ, составляла 46,1%, в 1999 г. - 46,0%, в 2000 г. - 44,0%.

Несмотря на некоторые положительные тенденции, связанные с оздоровлением общей ситуации в занятости населения, необходимо отметить, что ряд отраслей экономики, в первую очередь бюджетной сферы, с преимущественно женской занятостью, еще не затронут в глубокой степени институциональными рыночными изменениями.

В этой связи предпринимаемые Правительством меры в основном направлены, как на профилактику безработицы, чтобы не допустить ухудшения ситуации по занятости в этих сферах.

Другая особенность предпринимаемых государством усилий - их дифференцированость.

Так, в наиболее сложном положении на рынке труда оказываются категории женщин, имеющие малолетних детей, детей-инвалидов, одинокие родители, выпускницы образовательных учреждений, жены военнослужащих, проживающие в военных городках.

Именно с учетом этого практически во всех субъектах Российской Федерации разработаны программы занятости населения. Регионам России также предоставлено право устанавливать квоты и резервировать рабочие места дляженщин.

В дополнение к ним приняты федеральные программы по содействию занятости наименее защищенных категорий женщин и созданию системы учреждений социальной защиты, оказывающих им помощь.

Особо хочу подчеркнуть, что в России за годы реформ практически сформировалась инфраструктура, способствующая адаптации женщин к рыночной экономике.

Кроме того, в Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации предусмотрена гендерная экспертиза трудового законодательства, проведение мониторинга занятости женщин, а также меры по вовлечениюв предпринимательство экономически активных женщин.

Отрадно отметить, что в новом Трудовом кодексе учтено требование женских организаций об ограничении числа запретов на работу для женщин, предоставлена большая свобода в выборе профессий, предусмотрено обязательное согласие женщин на их привлечение к работам в ночное, сверхурочное время, направление в командировки.

Мы понимаем, что решение социально-трудовых проблем женщин включает решение проблемы бедности в целом и феминизации бедности в частности.

Несколько слов о том, что еще предпринимает Правительство для сокращения масштабов бедности.

Так, в течение последних двух лет в 2,5 раза увеличен минимальный размер оплаты труда, неоднократно индексировались пенсии, введена система компенсации стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг для малоимущих граждан, пересмотрено налоговое законодательство в части освобождения от налогообложения затрат семей на обучение и медицинскую помощь.

Чтобы закрепить эту положительную тенденцию в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2002-2004 годы предусмотрены меры по обеспечению роста заработной платы, пенсий, стипендий, размеры детских пособий и других социальных выплат.

На перспективу намечена разработка основных мер по борьбе с бедностью, путем развития самозанятости, мелкого и среднего предпринимательства, микрофинансирования.

Кратко остановлюсь на гендерных аспектах в здравоохранении.

За последние годы выявились неблагоприятные тенденции в области народонаселения, оставалась высокой смертность мужчин в трудоспособных возрастах, ухудшалось качество здоровья населения в целом, значительно распространились социально опасные заболевания, включая алкоголизм, наркоманию, туберкулез, венерические болезни и т.д.

Вместе с тем, отмечается положительная динамика ряда показателей, характеризующих работу службы родовспоможения, охраны репродуктивного здоровья женщин. С внедрением современных медицинских технологий улучшилась диагностика гинекологических заболеваний, наметилась тенденция снижения частоты позднего выявления злокачественных новообразований репродуктивной системы у женщин.

Целенаправленная работа государственных структур позволила добиться некоторых положительных результатов. Так, абсолютное число абортов уменьшилось в 1,3 раза и составило в 2000 году 1961 тыс. (1997 год - 2498 тыс.), показатель числа абортов на 1000 женщин фертильного возраста снизился в 1,3 раза и составил в 2000 году - 50,5 (1997 год - 64,9). Снижение числа абортов во многом определило положительную динамику показателя материнской смертности, показатель которойсоставил в 2000 году 39,7 на 100 тыс. родившихся живыми.

Наметилась тенденция сокращения материнской смертности после абортов.

В 2000 году 9,1 млн. женщин фертильного возраста (23,6%) применяли эффективные методы контрацепции.

Все мероприятия Правительства и общественных организаций направлены на обеспечение доступности медицинской помощи как городскому, так и сельскому населению, поддержку и развитие медико-санитарных, консультационно-диагностических, амбулаторно-поликлинических служб в органах здравоохранения.

Приоритетными для нас являются вопросы профилактики патологии беременности и родов, сохранения здорового потомства. С этой целью намечены меры по повышению качества питания беременных женщин, их оздоровлению.

Кроме того, Комиссией Минздрава России утвержден "План действий по снижению материнской и младенческой смертности в Российской Федерации на 2001-2003 годы", и федеральная программа "Безопасное материнство".

Большое значение в охране здоровья имеет предотвращение риска нарушения репродуктивного здоровья работающих граждан, в первую очередь женщин. В этих целях предусмотрена аттестация рабочих мест для выявления и устранения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье работников, проведение сертификации рабочих мест и др.

В последнее время на фоне известных проблем - абортов, материнской смертности и т.д. - по решению которых еще многое предстоит сделать, - появились и новые, в частности СПИД, наркомания. Общее число зарегистрированныхна конец 2001 года составило 170 068 человек, из них больных СПИДом 576 человек. Мы понимаем всю серьезность этой проблемы.

Среди впервые выявленных случаев заражения ВИЧ соотношение между мужчинами и женщинами составляет 4:1.

В целях организации комплекса мер по предотвращению распространения ВИЧ/СПИДа в России в 1995 году был принят Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", разработана федеральная целевая программа "Анти-ВИЧ/СПИД", которая входит в состав федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)".

Действующим законодательством предусмотрено предоставление работающей ВИЧ-инфицированной женщине к оплачиваемому послеродовому отпуску продолжительностью 70 дней дополнительных 16 дней.

С целью профилактики перинатальной ВИЧ-трансмиссии в Российской Федерации проводится добровольное тестирование на ВИЧ всех беременных. Проводится централизованная закупка лекарственных средств для профилактики ВИЧ-трансмиссии во время беременности, в родах и новорожденному ребенку. Все этапы профилактики перинатальной ВИЧ-трансмиссии осуществляются за счет средств бюджета.

Мы намерены изучить накопленный мировой опыт борьбы со СПИДом, координировать усилия внутри страны, привлекая к сотрудничеству в этой проблеме гражданское общество.

Однако хотела бы отметить, что, как и для многих других стран с переходной экономикой, главная проблема в России по обузданию эпидемии ВИЧ/СПИД - нехватка собственных бюджетных ресурсов.

Именно поэтому мы благодарны руководству ЮНЭЙДС за поддержку в организации и проведении в Москве в ноябре 2000 года международной конференции по проблематике ВИЧ/СПИД.

Результаты этого форума обнадеживают. Принят совместный план действий российского правительства и заинтересованных международных организаций ЮНЭЙДС, ВОЗ, ЮНИСЭФ, Всемирного банка, и ряда других - по предотвращению распространения СПИДа в нашей стране. Это четкий комплексный документ, в котором определены конкретные цели и их исполнители, а также намечены источники финансирования.

Надеемся, что это лишь первый шаг в нужном направлении, за которым последуют новые масштабные инициативы по оказанию странам с переходной экономикой, включая Россию, донорской международной поддержки по распространению ВИЧ/СПИД.

Особо хочу остановиться на проблеме насилии в отношении женщин.

К этой теме привлечено внимание и власти, и общественности, и средств массовой информации, поскольку растет осознание того, что распространение масштабов насилия в отношении женщин создает угрозу интересам государства.

Данные социологических обследований показывают, что около 70% российский женщин когда-либо сталкивались с насилием в той или иной форме. При этом около трети от общего числа убийств совершается в семье. В 40% умышленных убийств жертвами являются женщины. Каждое десятое преступление совершается по мотивам ревности, ссор и других бытовых конфликтов.

Продолжается рост количества изнасилований. Так, в 1997 г. в России было зарегистрировано 9,3 тыс. случаев изнасилований и покушений на изнасилование, в 1999 г. - 8,3 тыс. случаев.

По данным неправительственной организации "Ассоциация кризисных центров" в течение 2001 года в Ассоциацию обратилось за помощью более 65 тыс. женщин, подвергшихся как домашнему, так и сексуальному насилию.

Такая ситуация, безусловно, требует вмешательства как со стороны государства, так и широкой общественности.

В первую очередь, в существенной доработке нуждается действующее законодательство.

Хочу отметить, что первым национальным планом действий по улучшению положения женщин была предусмотрена разработка специального закона против насилия в семье. Такой проект был разработан в Государственной Думе предыдущего созыва, широко обсуждался с неправительственными женскими организациями. Подготовка законопроекта оказалась чрезвычайно трудным делом.

Столкнулись два принципиально разных подхода. Первый - традиционный - состоял в том, что борьбус насилием в семье следует вести правовыми средствами, ужесточая существующее законодательство. Второй подход ориентировал на создание целостнойи эффективной системы профилактической социальной защиты от насилия в семье.

В конце концов, возобладал первый подход и в настоящее время проводится работа по совершенствованию действующего законодательства.

В Уголовном кодексе Российской Федерации пересмотрены нормы, направленные на защиту прав женщин и детей от различных форм насилия.

Специальная глава устанавливает уголовную ответственность за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Ужесточена ответственность за умышленные преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности граждан независимо от места совершения этих преступлений и наличия или отсутствия родства между преступником и жертвой, за убийство, в частности, убийство лиц, заведомо находящихся в беспомощном состоянии - тяжелобольных и престарелых, малолетних детей, лиц, страдающих психическими и иными расстройствами, лишающими их способности правильно воспринимать происходящее, и др.

Установлена ответственность за доведение до самоубийства, за умышленное причинение вреда здоровью, за нанесение побоев, истязание, причинение физических или психических страданий и т.д. Впервые истязание понимается как особый способ причинения потерпевшему не только физических, но и психических страданий.

Установлены различные сроки наказания за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, за изнасилование или иные действия сексуального характера.

Предусмотрена ответственность за преступления против семьи и несовершеннолетних - за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, антиобщественных действий - систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством. Впервые предусмотрено наказание за торговлю несовершеннолетними.

Однако правовое обеспечение проблемы предотвращения насилия в семье является лишь одним из звеньев в длинной цепи самых различных мер, необходимых для ликвидации этого позорного явления.

Проблема насилия в семье в отношении женщин обсуждалась на заседании правительственной Комиссии по вопросам положения женщин. Даны конкретные поручения федеральным органам исполнительной власти, направлены обращения к руководству ведущих каналов телевиденияо необходимости прекращения эскалации насилия на телеэкранах, а также к руководителям субъектов Российской Федерации о дальнейшем укреплении учреждений социального обслуживания, оказывающих помощь жертвам насилия.

Проблемы предотвращения насилия в отношении женщин неоднократно являлись предметом обсуждения на парламентских слушаниях в Государственной Думе Российской Федерации, на семинарах и конференциях неправительственных организаций, на заседаниях Круглого стола женских общественных объединений и некоммерческих объединений, постоянно действующего при Минтруде России.

В настоящее время прорабатывается вопрос о введении учета жертв семейного, сексуального и др. видов насилия в государственную статистику, поскольку сейчас такой показатель отсутствует, а ведется сбор данных лишь о лицах совершивших преступления и осужденных за преступления.

С 1997 г. началось развитие сети кризисных центров помощи женщинам, создаваемых как государством, так и неправительственными организациями.Сейчас действуют около 20 государственных кризисных центров помощи женщинам, и более 30 негосударственных, созданных неправительственными женскими организациями. Намечено дальнейшее развитие сети кризисных центров и отделений для жертв насилия, укрепление их материальной базы. Планируется оказание государственной поддержки кризисным центрам, созданным неправительственными организациями в рамках разрабатываемой программы по развитию негосударственного сектора социальных услуг.

Кроме того, жертвы насилия могут получить помощь в государственных учреждениях социального обслуживания. В настоящее время около трех тысяч.

В ряде субъектов Российской Федерации разрабатываются проекты законов по предотвращению насилия, действуют общественные движения и организации по защите женщин от насилия во всех его формах и проявлениях.

Другой не менее острой проблемой, вызывающей большую тревогу общественности, является проблема проституции и сексуальной эксплуатации женщин и детей.

В 1953 году бывший СССР присоединился к Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституцией третьими лицами - так называемой Конвенции 1949 г. При этом нами было сделано заявление, что в условиях социализма проституции быть не может, но мы ценим усилия мирового сообщества по поиску решения этой проблемы и поэтому присоединяемся к Конвенции.

Тогда мы и представить себе не могли, что через несколько десятилетий России предстоит столкнуться с проституцией в массовых масштабах. Сегодня это стало реальностью. Только в Москве в 2000 году было доставлено в органы внутренних дел 55 тыс. человек, обоснованно подозреваемых в занятии проституцией, в Санкт-Петербурге было привлечено в административной ответственности 2265 проституток, а в Москве было также задержано 605 несовершеннолетних девочек, занимавшихся проституцией, которые затем были направлены в специальные детские учреждения.

К сожалению, организованные криминальные группировки в России первыми поняли, что в условиях рынка сексуальные услуги становятся высокоприбыльным товаром, а женское тело может стать выгодным объектом торговли. Секс-индустрия была взята под контроль российским криминальным бизнесом, и сегодня доходы оргпреступности от проституции стоят на 3-м месте после доходов от наркотрафика и торговли оружием.

Государство оказалось не готово к такому развитию событий. У нас не было законодательных и организационно-технических ресурсов для борьбы с этим явлением.

Будучи правоприемником бывшего СССР, Россия несет обязательства по Конвенции 1949 г. В соответствии с Конвенцией мы не можем легализовать занятие проституцией и расматривать ее в качестве одной из форм трудовой деятельности. Напротив, мы должны принять все необходимые меры по искоренению этого социального зла и уголовному наказанию посредников и других лиц, "обслуживающих" проституцию.

В российском законодательстве проституция до сих пор рассматривается как административное правонарушение - за занятие проституцией женщина может быть лишь оштрафована на незначительную сумму. Запрещены и наказываются в уголовном порядке организация и содержание притонов для занятия проституцией. Однако наказание за сводничество и сутенерство, т.е. эксплуатацию проституции третьими лицами, в Уголовном кодексе не предусмотрено, чем и пользуются криминальные структуры.

В настоящее время МВД России активно работает над поправками в Уголовный кодекс с тем, чтобы закрыть "бреши" в действующем законодательстве.

С 1996 г. в субъектах Российской Федерации в правоохранительных органах создаютсяи действуютспециализированные подразделения по борьбе с правонарушениями в сфере нравственности (полиция нравов).

Получила распространение практика привлечения к решению данной проблемы неправительственных организаций. В течение 2000-2001 годов проводились совместные семинары, тренинги позволили скоординировать работу правоохранительных органов, здравоохранения и образования по реабилитации жертв сексуального насилия.

Активизируется деятельность правоохранительных органов по пресечению деятельности криминальных группировок, стремящихся установить контроль за "бизнесом на пороках", пресекается распространение, изготовление и сбыт печатной продукции порнографического содержания.

Вызывает растущую озабоченность и проблема вывоза российских женщин за рубеж с целью их сексуальной эксплуатации.

Меры по пресечению этого явления были рассмотрены на заседании правительственной Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации 20 апреля 2001 г.

В соответствии с решением Комиссии в средствах массовой информации развернута работа по разъяснению правовых норм, направленных на защиту женщин, детей и подростков от сексуальной эксплуатации, информированию о возможных последствиях выезда за рубеж в поисках работы, о действующих учреждениях по оказанию помощи жертвам насилия.

В ряде территорий проведены специализированные мероприятия по борьбе с проституцией, сводничеством и сутенерством, торговлей и вывозом женщин, детей и подростков за рубеж в целях сексуальной эксплуатации; пресечена деятельность фирм по оказанию интимных услуг; содержатели притонов привлечены к административной и уголовной ответственности.

В декабре 2000 г. Россия подписала протокол о предотвращении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против организованной транснациональной преступности.

Подписание и последующая ратификация этого документа предполагают осуществление целого комплекса мероприятий, направленных на предотвращение торговли людьми и, прежде всего, на ужесточение уголовного. Административного и трудового законодательства.

Уважаемые члены Комитета!

Достижение равенства женщин возможно при эффективно действующем национальном механизме.

За прошедший период он получил дальнейшее развитие, сформировались его новые элементы - это Комиссия по делам женщин при Председателе Совета Федерации Федерального СобранияРоссийской Федерации (верхняя палата парламента) и отдел по делам женщин и детей в Аппарате уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Укрепляются составляющие национального механизма в регионах. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы структуры (департаменты, отделы, комитеты), отвечающие за улучшение положения женщин в регионе. Созданы межведомственные комиссии, отвечающие за реализацию региональных планов действий по улучшению положения женщин. Приняты региональные планы действий по улучшению положения женщин.

Особое значениедля развития национального механизма имеет Круглый стол женских общественных объединений и некоммерческих организаций при Минтруде России, который представляет собой постоянно действующую переговорную площадку исполнительной власти и гражданского общества.

На Круглом столе регулярно обсуждаются наиболее актуальные для женщин проблемы, вызывающие озабоченность, как со стороны Правительства, так и со стороны женской общественности. Диалоговый режим Круглого стола позволяет интегрировать предложения женского движения, гендерные подходы в процесс разработки политических решений, проводить общественную экспертизу подготавливаемых решений.

Укрепление и деятельность национального механизма позволяет в определенной степени прогнозировать и корректировать неблагоприятные последствия экономической реформы, учитывать гендерный фактор в политике государства, привлекать внимание властных структур и широкой общественности к Конвенции ООН, и к ходу ее реализации.

В Российской Федерации принят второй Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на период 2001-2005 годов.

Изменены роль и функции комиссии Правительства РФ по положению женщин. Она всецело ориентирована на обеспечение гендерных подходов в государственной политике, правительственных планах и программах.

Уважаемые члены Комиссии!

В заключение позвольте сказать, что Правительство Российской Федерации осознает, сколь велика дистанция между возможностями и необходимостью в решении проблем женщин, устранения скрытой или явной форм их дискриминации.

Мы также должны признать, что в стране пока сохраняются препятствия для полной ликвидации дискриминации женщин. Еще не все сделано в области экономических преобразований и финансовой сфере. Сохраняется гендерная сегрегация на рынке труда и в области заработной платы. Недостаточны усилия государства по преодолению феминизации бедности, по поддержке женского малого и среднего бизнеса, повышению уровня и качества жизни населения. Но Россия последовательно идет по пути демократии и свободы.

Мы твердо придерживаемся буквы и духа Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации женщин и Платформы действий, принятой в Пекине.

В настоящее время мы завершаем мониторинг внедрения гендерных подходов в практику деятельности всех органов власти субъектов Российской Федерации и разрабатываем гендерную стратегию страны, которая позволит нам существенно изменить ситуацию в области улучшения положения женщин.

Россия постепенно выходит из кризиса, и мы надеемся, что этот процесс станет необратимым.

В России в последнее время заметно активизировалась сотрудничество с ПРООН, ЮНИСЕФ и ЮНФПА. Нам представляется, что в рамках дальнейшего сотрудничества на международном уровне важны дополнительные усилия по улучшению положения женщин и изменению их места в обществе.

Уважаемые дамы и господа!

Мое представление доклада будет существенно дополнено ответами на вопросы. Я признательна всем экспертам, проявившим глубокий интерес к содержанию Доклада, особенно тем из них, кто нашел время посетить нашу страну и на месте убедиться в масштабности происшедших перемен.

Благодарю за внимание.


Версия для печати Print version
Discuss:
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]

Archive

see also:

Ответы на вопросы предсессионной рабочей группы Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин по пятому периодическому Докладу о выполнении в Российской Федерации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Ответы на вопросы предсессионной рабочей группы Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин по пятому периодическому Докладу о выполнении в Российской Федерации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин завершил рассмотрение докладов России и семи других государств

Комитет, являющийся органом, осуществляющим контроль за ходом выполнения обязательств по Конвенции, выработал рекомендации по улучшению положения женщин в Фиджи, Исландии, Эстонии, Тринидаде и Тобаго, Уругвае, Португалии, Российской Федерации и Шри-Ланке.

Пекинская декларация и Пекинская платформа действий (1995)

***

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1981)

Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи 34/150 от 18 декабря 1979 года Вступление в силу: 3 сентября 1981 года в соответствии со статьей 27 (1)

Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (1951)

Одобрена резолюцией 317 (IV) Генеральной Ассамблеи от 2 декабря 1949 года Вступление в силу: 25 июля 1951 года в соответствии со статьей 24

Семинар в Министерстве труда на тему "Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в России: вопросы реализации и отчетности"

Российская Федерация представила очередной пятый периодический доклад в Комитет ООН по делам женщин в 1999 году. Его рассмотрение намечено на 2002 год. В настоящее время Российской Федерацией подготовлены ответы на дополнительные вопросы Секретариата ООН.

Национальный механизм улучшения положения женщин.

Доклад, подготовленный к 43-й сессии Kомиссии ООН по положению женщин.

Согласованные выводы Комиссии по положению женщин (ООН) относительно важнейших проблемных областей, определенных в Пекинской платформе действий (1996-1999 гг.)

***

Пятый периодический доклад Российской Федерации о мерах по реализации положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, охватывающий период с 1994 года по 1998 год.

Социально-экономические преобразования, проводившиеся в России в 1994-1998 годах, привели к радикальным переменам во всех сферах общественной жизни - в экономике, политике, социальной структуре общества. Россия сделала принципиальные шаги по переходу к рыночному типу экономики, приступила к глубокому реформированию всей системы общественных отношений.

[an error occurred while processing this directive]

mamacash October 2003 - March 2004 supported by Mama Cash
English version of portal created with financial support of Women's Network Program of Open Society Institute (Soros Foundation).

[an error occurred while processing this directive]
ROO "East-West: Women's Innovation Projects"
E-mail: zhip@owl.ru
[an error occurred while processing this directive]
╘ 2001 Design site:
Company Internet Project
╘ Pictures: Ivan Maksimov