[an error occurred while processing this directive]

Add to favorites

Search

[an error occurred while processing this directive]

 OWL International news

Елена Тончу. "Женский ключ к национальному развитию"

10-12-2001 Информационный листок ИЦ НЖФ N 46

   

Елена Тончу,
координатор от России
Сети женщин-лидеров АТЭС,
кандидат экономических наук.
2001 г.
E-mail: elena_tonchu@mail.ru

С 22 по 25 августа 2001 г. в Пекине проходило совещание Сети женщин-лидеров АТЭС, проводимой Всекитайской Федерацией женщин. Тема совещания - "Вызовы и возможности для женщин Азиатско-Тихоокеанского региона в процессе экономической глобализации".

Более 400 женщин-руководителей предприятий, ученых стран Азиатско-тихоокеанского региона приняли участие в этой встрече.

Целью встречи являлась выработка механизмов адаптации среди женщин-руководителей предприятий к новым условиям, расширение возможностей участия женщин в предпринимательстве и мировом рыночном сотрудничестве предприятий среднего и малого бизнеса, а также содействие общему пониманию и партнерству между женщинами-лидерами различных стран, изучение возможности участия женщин в экономическом развитии, внесение вклада в процветание и мир Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Отмечалась роль женщин в науке, технологиях, развитии хозяйства,

С приветственным словом на церемонии открытия выступила Wu Yi - государственный советник и председатель Национального Рабочего Комитета по делам женщин и детей в системе главного Министерства Китая. Она заметила, что женщины как главная сила в общественном производстве ведут непрерывную борьбу более открытыми требованиями в области пробуждения экономической глобализации. Далее она сказала, что в последнее время были проведен ряд мероприятий по внедрению гендерных перспектив в процессы реализации линии АТЭС, были проявлены инициативы по поддержанию развития женских ресурсов и прав женщин с целью участия в экономических делах.

Сеть женщин-лидеров АТЭС - многочисленная сеть женщин, которая была создана в рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) после Четвертой всемирной женской конференции в Пекине в 1995 г. С 1996 г. стали проводиться ежегодные встречи. В том же году состоялось первое совещание. В качестве НПО, сотрудничающее с АТЭС, совещания Сети женщин-лидеров обычно проводятся параллельно с правительственными совещаниями АТЭС и неформальными совещаниями лидеров АТЭС в одной и той же принимающей стране. Участниками совещания Сети женщин-лидеров являются представители бизнеса, правительства, научного и гражданского общества. Решения, принимаемые на ежегодных совещаниях, передаются на совещания Министерств Малого и Среднего Бизнеса. Деятельность Сети женщин-лидеров зависит от работы координационных центров - 21 структуры.

Сеть женщин-лидеров АТЭС имеет огромное значение для поддержания гендерного равенства во всех сферах АТЭС и для обмена опытом и сотрудничества женщин-участниц АТЭС. Задача Сети заключается в усилении осведомленности членов АТЭС по гендерным вопросам в экономическом развитии, а также во внесении вклада в равенство женщин в экономическом развитии.

Деятельность Сети женщин-лидеров во многом зависит от работы координационных центров, которая состоит из нижеследующего:

  • непосредственно и опосредованно возглавить работу в своей структуре;
  • выбрать координаторов в рамках своей структуры;
  • направлять информацию от других структур Сети женщин-лидеров членам своей структуры либо непосредственно, либо через выбранных координаторов;
  • увеличить участие своей структуры в работе Сети;
  • обеспечить возможность участникам Сети осуществлять рекомендации, принятые разными членами Женской Сети Лидеров в течение всего года;
  • обеспечить процесс отбора кандидатов на участие в совещании Сети женщин-лидеров, который должен отвечать следующим требованиям:
    1. Равное представительство каждого сектора;
    2. Участниками должны быть женщины-лидеры, представляющие большие сообщества женщин, которые не могут представлять себя самостоятельно;
    3. Соблюдение лимита участников, устанавливаемое принимающей структурой;
    4. Направление необходимых данных рекомендуемых участников принимающей структуре.
  • принимать участие в ежегодных совещаниях Сети женщин-лидеров и представлять точку зрения своей структуры;
  • работать с соответствующей структурой или группой Женской Сети Лидеров для лоббирования в официальных кругах решений, единогласно принятых на ежегодных совещаниях Сети женщин-лидеров;
  • работать с определенными структурами, членскими группами и руководящим составом по привлечению средств для поддержки деятельности своей структуры.

Межправительственный форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) был образован в ноябре 1989 года. В настоящее время его участниками являются Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония - 21 страна. На долю АТЭС приходится около 60% мирового ВВП, 50% объема внешней торговли и 40% населения. Сохраняя формально консультативный статус, АТЭС фактически превратился в механизм выработки региональных правил ведения торговли и инвестиционной деятельности.

Важнейшими органами АТЭС являются саммиты глав государств и правительств, встречи министров иностранных дел и торговли, секторальные встречи министров и совещания старших должностных лиц (СДЛ) экономик-участниц Форума. Проблематикой конкретных направлений экономического взаимодействия в АТЭС занимаются Комитет по торговле и инвестициям, Экономический комитет, Комитет по вопросам бюджета и управления, Подкомитет СДЛ по экономическому и техническому сотрудничеству, подкомитеты по таможенным процедурам, по стандартам и соответствию, а также рабочие группы по содействию торговле, по промышленной науке и технологиям, по телекоммуникациям, по энергетике, по транспорту, малому и среднему предпринимательству, по техническому сотрудничеству в сельском хозяйстве, по людским ресурсам, по рыболовству, по сохранению морских ресурсов, по туризму.

Интересы предпринимательских кругов выражает созданный при АТЭС Деловой консультативный совет, в который входят по три представителя бизнеса от каждого члена Форума, назначаемых экономическими лидерами соответствующих стран.

В АТЭС действует институт председателя, функции которого в 2001 году осуществлял Китай. Выполнение административно-технических задач было возложено на секретариат АТЭС, находящийся в Сингапуре.

В рамках АТЭС все решения принимаются на основе консенсуса.

С 1993 года ежегодно созываются неформальные встречи глав государств и правительств стран-членов АТЭС (первый саммит прошел в Сиэтле, США). К встречам в верхах приурочиваются ежегодные совещания министров, курирующих вопросы внешней политики и торговли.

На втором саммите АТЭС В Богоре (Индонезия, 1994 год) была принята "Декларация об общей решимости экономических лидеров АТЭС", которая определила в качестве долгосрочной цели формирование к 2010-2020 гг. системы свободной и открытой торговли и инвестиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

На третьем саммите (Осака, Япония, 1995 год) лидеры АТЭС приняли Программу действий по реализации заявленных целей. Ее ключевым моментом стало поручение участниками АТЭС подготовить индивидуальные планы действий по либерализации торгового и инвестиционного режимов, а также коллективные планы по развитию экономического и технического сотрудничества.

На четвертом саммите АТЭС (Манила, Филиппины, 1996 год) участники договорились приступить, начиная с 1997 года, к практическим шагам по продвижению процесса либерализации торговли и инвестиций. Приняты - Манильский план действий АТЭС, в основу которого положены коллективные и индивидуальные планы действий стран-участниц по либерализации торговли и инвестиций, а также Декларация АТЭС о создании рамочных условий для экономического и технического сотрудничества и развития.

В ходе пятого саммита (Ванкувер, Канада, 1997 год) был положительно решен вопрос о приеме из 11 кандидатов трех новых членов: России, Вьетнама и Перу. Одновременно был установлен десятилетний мораторий на прием в Форум новых членов. В Ванкувере была одобрена программа ускоренной добровольной секторальной либерализации, предусматривавшая устранение к 2010 году тарифных и нетарифных барьеров в 15 секторах торговли товарами.

Однако на шестом саммите в Куала-Лумпуре (Малайзия, ноябрь 1998 год) было принято решение перенести рассмотрение вопроса об ускоренной добровольной секторальной либерализации в ВТО. Значительное внимание участников саммита было уделено поиску согласованных подходов к преодолению последствий финансово-экономического кризиса и обеспечению экономической стабильности в АТР. В Куала-Лумпуре Россия стала равноправным членом Форума.

Основными темами седьмого саммита АТЭС в Окленде (Новая Зеландия, сентябрь 1999 год) стали уроки азиатского финансового кризиса, меры по восстановлению и поддержанию экономического роста в регионе путем укрепления функционирования рынков, роль АТЭС в укреплении системы многосторонней торговли в свете начала нового раунда переговоров ВТО.

В центре внимания восьмого саммита АТЭС в Брунее (ноябрь 2000 год) были, прежде всего, такие актуальные для мировой и региональной экономики процессы, как глобализация с присущими ей рисками и открывающимися возможностями ускорения темпов экономического развития и повышения благосостояния населения, освоение новейших информационных и коммуникационных технологий, а также связанная с этими тема "новой экономики". В качестве стержневой присутствовала и традиционная для Форума проблематика укрепления многосторонней торговой системы. В соответствии с пожеланиями организаторов саммита - брунейцев - дискуссия проходила в ключе выхода на "конкретные результаты для общества", в том числе в виде проектов и программ развития людских ресурсов, экономического и технического сотрудничества.

В саммите участвовал Президент России В. В. Путин, который также выступил с докладом по проблеме глобализации перед представителями деловой элиты АТР. Важное значение имели проведенные в Брунее двусторонние встречи В. В. Путина с лидерами США, Японии, КНР, Республики Корея, Чили, Малайзии, Вьетнама и Брунея.

В ключевых мероприятиях в Брунее участвовали Секретарь Совета Безопасности С. Б. Иванов, Министр экономического развития и торговли Г.О. Греф, заместители министерства иностранных дел И. Д. Иванов и А.П. Лосюков, а также представители Госдумы, министерств, ведомств и регионов.

Очередные саммиты и министерские встречи АТЭС пройдут в октябре 2001 года в Шанхае, в 2002 году - в Мексике, в 2003 году - в Таиланде, 2004 году - в Чили и 2005 году - в Республике Корея.

Более широким по сравнению с предыдущим годом было участие русского бизнеса в "Деловом саммите АТЭС". На этом мероприятии присутствовали представители 9 крупных компаний и банков России.

В последнее время несколько активизировалось участие российских представителей в отраслевых министерских встречах по таким важнейшим вопросам, как торговля, финансы, малое и среднее предпринимательство, образование и другие, в заседаниях рабочих групп, работе атэсовских выставок и семинаров.

Важное значение придается осуществлению на территории России мероприятий и проектов АТЭС. Так, 16-19 мая 2001 года в Москве прошло заседание Делового консультативного совета АТЭС - ключевого органа Форума по обеспечению диалога между главами государств и правительств и деловым сообществом АТР. В заседании приняло участие около 50 представителей деловой элиты региона, в том числе российские представители в Совете от Межпромбанка, ОАО "Связьинвест" и ОАО "Ростелеком". Состоялись встречи его участников с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Л. Кудриным и Министром иностранных дел И.С. Ивановым.

В настоящее время ведется подготовка к проведению симпозиума по инновационному предпринимательству в Москве (май-июнь 2002 года), а также седьмого Инвестиционного симпозиума и третьей Инвестиционной ярмарки во Владивостоке (сентябрь 2002 года).

В целях практического обеспечения участия России в АТЭС в 1996 году была создана Межведомственная комиссия, на смену которой постановлением Правительства Российской Федерации ╧ 954 от 13.08.98 года была сформирована Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам участия в Форуме "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество". Возглавляет Комиссию с августа 2000 года Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Клебанов.

МИДом во взаимодействии с представленными в Комиссии ведомствами была разработана Концепция участия России в АТЭС, определяющая наши стратегические цели на этом направлении и пути их достижения (одобрена Президентом России 10 ноября 2000 года).

В апреле 1999 г., июне 2000 г. и апреле 2001 г. по инициативе МИД были проведены научно-практические конференции на тему участия России в АТЭС. В них наряду с учеными ведущих российских научных учреждений участвовали представители крупных компаний и банков, дипломатического корпуса, министерств и ведомств, регионов, а также секретариатов АТЭС.

Одним из ключевых направлений работы Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам участия в форуме "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" является активизация участия российских женщин в деятельности Форума. Комиссия выступила с инициативой создания Женского клуба АТЭС - неформального объединения представительниц российских деловых кругов, а также женщин, занимающих руководящие посты в органах исполнительной и законодательной власти, общественных и научных структурах, ориентированных в своей деятельности на Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). При этом преследуется три цели.

Первая - политическая.

Успешное социально-экономическое развитие России напрямую зависит от создаваемого имиджа, от роли и места страны на международной арене, от представленности ее деловых, научных и общественных кругов в мировом сообществе.

В 1998 году Россия получила возможность продвигать и отстаивать свои интересы в АТР путем участия в форуме АТЭС. Но успешная реализация наших целей зависит не от условного присоединения к данной организации, а, прежде всего, от активного участия российских представителей, в том числе составляющих половину трудовых ресурсов России женщин, в деятельности Форума. В рамках АТЭС успешно работает Специальная консультативная группа по вопросам интеграции женщин. Круг ее ведения настолько широк, что позволяет говорить о том, что гендерная проблематика является сквозной темой деятельности Форума. Женщины большинства экономик-членов АТЭС активно работают в данном направлении, подобные клубы (Women Leaders Network) уже созданы во многих странах: Канада, Новая Зеландия, США, Япония, что позволяет констатировать срочную необходимость России в принятии конкретных шагов по вовлечению и российских женщин в этот процесс, их представлению в Форуме. Мерой реализации этой цели в перспективе является создание Женского клуба АТЭС, посредством участия Российских женщин-лидеров в работе азиатско-тихоокеанского сообщества. Важно отметить, что Женский клуб должен являться одним из рычагов реализации одобренной Президентом Российской Федерации Концепции участия в Форуме АТЭС.

Вторая цель - экономическая.

Как известно, результаты социально-экономических преобразований в России во многом зависят от активной позиции женщин во всех секторах экономики, от активного их вовлечения в научную жизнь страны.

Через Женский клуб АТЭС его члены смогли бы установить прямые контакты между представительницами государственных, научных, политических и предпринимательских структур России и женщинами-руководителями соответствующих структур экономик-членов АТЭС, что поможет расширить женское сотрудничество в финансово-экономической и инвестиционных сферах. Ежегодно проводятся встречи женщин-лидеров АТЭС, где участвуют представительницы стран Форума, занимающие руководящие посты в различных областях. Это является интересным не только в целях установления контактов, но и в целях повышения представленности собственных интересов на международной арене. Члены Женского клуба должны получать возможность участвовать в различных конференциях, симпозиумах и выставках по линии Форума.

Помимо непосредственного участия в Специальной консультативной группе АТЭС по вопросам интеграции женщин российские представительницы получат возможность участвовать в деятельности профильных структур Форума: в Рабочих группах по малому и среднему бизнесу, по промышленной науке и технологиям, по телекоммуникациям и информации, по транспорту, по туризму, по рыболовству, по техническому сотрудничеству в области сельского хозяйства, а также в деятельности различных подкомитетов и комитетов АТЭС. В рамках заседания этих групп можно будет обсудить различные проекты и инициативы, в частности рассмотреть актуальные проблемы и перспективы работы в той или иной сфере, обменяться опытом и т.д.

Третья цель - социальная.

Конечной целью создания Женского клуба АТЭС, т.е. фундаментом данной неформальной организации, наряду с расширением экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества, должно стать решение социальных проблем: обмен опытом в продвижении социально-экономических интересов, развитие женских предпринимательских инициатив, обучение менеджменту, продвижение женщин на руководящие посты, активизация процесса интеграции российских женщин в экономическую жизнь АТР.

Социально-политическое положение женщин в России является непростым. Как и во многих других странах, они сталкиваются с такими проблемами, как бедность, безработица, снижение социальной защищенности, дискриминация по признаку пола, недостаточная представленность на руководящих постах. В рамках АТЭС проводятся семинары, симпозиумы и другие мероприятия по проблемам положения женщин, повышения их статуса в экономической и научно-технической жизни страны. В этом контексте весьма полезным будет участие заинтересованных членов Женского клуба в Рабочей группе АТЭС по развитию человеческих ресурсов, которая занимается широким спектром вопросов социального характера.

Женский клуб должен стать своеобразным механизмом обмена опытом в решении социальных проблем между правительственными и общественными структурами России, курирующими данную проблематику, и соответствующими организациями экономик-членов АТЭС.

На пороге нового тысячелетия положение женщин кардинально изменилось. В течение последних нескольких лет в области техники и информатики произошли изменения, которые привели к возникновению более тесных связей между разными странами: компьютерные технологии позволяют в кратчайшие сроки передать деньги и распространить информацию по всему миру. Это явление часто называют "глобализацией". В силу этого процесс глобализации экономической деятельности значительно ускорился. Произошло успешное развитие взаимосвязи экономики и политики разных стран во всех сферах, что повлекло за собой качественные изменения в сфере финансовой и экономической политики правительств. Теперь экономика стала в большей степени зависеть от капиталов и иных ресурсов, расположенных в разных частях света. Процесс глобализации неизменно направлен на перераспределение производительных процессов в поисках наиболее благоприятных условий: дешевого сырья, относительно дешевой рабочей силы по сравнению с ее качеством, низких налогов. Таким образом, эти изменения оказались благотворными для большинства процветающих международных и национальных компаний, а также для ряда государственных и общественнх руководителей. Но поскольку у женщин на деле ограничен доступ к правительственной сфере, определяющей направление в политике, а также к денежным средствам и иным ресурсам, которые позволили бы им стать собственниками или влиятельными акционерами компаний, эти изменения в международной области принесли женщинам мало пользы и успех политики интеграции женщин в международную экономику не значителен.

Однако, во всем мире женщины вносят значительный вклад в экономику. Доля участия женщин в экономической, политической и культурной жизни мира, по мере расширения производства и других областей деятельности, увеличивается. В результате женщины заняли такие позиции в экономике и общественной жизни, которые еще в начале столетия представлялись немыслимыми. Процессы интеграции женщин, которые происходят в мировом сообществе, тесно связаны с тенденциями экономического развития мира и сами в свою очередь влияют на них. Наиболее существенные массовые перемены в положении женщин происходят в сфере занятости. В основном на жизнь женщин, как и на жизнь мужчин, влияют такие экономические структуры как торговля, рынок, денежные субсидии, компании, фирмы, финансовые учреждения. Но женщины практически не принимают участия в процессе принятия экономических решений, включая разработку финансовой, бюджетной, коммерческой и других видов экономической политики, а так же политики, касающейся системы налогообложения и норм, регулирующих заработную плату.

К тому же в настоящее время наблюдается процесс институционных, структурных и организационных преобразований на макро- и микро-уровне в европейских странах и США. Низкая представленность женщин в органах управления во всех сферах жизни: экономике, политике, местном самоуправлении на любом уровне, включая и международный, серьезно ограничивает их влияние на масштаб и направленность этих преобразований. Для успешной интеграции женщин в экономику крайне важно участие женщин в выражении их интересов и в обсуждении проблем, чтобы их интересы сочетались с интересами других социальных групп, а также завершающая стадия - принятие решений на уровне страны, региона, семьи.

Таким образом, в мировой экономике женщины играют существенную роль. Как мы видим, вклад женщин в развитие серьезно недооценивается, и, следовательно, его общественное признание ограничено. Но, несмотря на это, с каждым годом этот огромный вклад в рост и процветание мирового сообщества находит все большее признание и вознаграждение.


Версия для печати Print version
Discuss:
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]

Archive

see also:

Информационный бюллетень сети "Продвижение социальных и экономических прав в Российской Федерации с использованием международных механизмов"

С ноября 2001 года начинается выпуск Информационного бюллетеня Сети. Издание будет выходить ежемесячно.

Семинар ⌠Гендерные аспекты финансового поведения и учет фактора пола при расчете социальных нормативов■

Приглашаем Вас принять участие в работе семинара ⌠Гендерные аспекты финансового поведения и учет фактора пола при расчете социальных нормативов■, который состоится в Москве, 14 декабря 2001 г. в рамках проектов ⌠Гендерная экономика, мировой опыт и экспертиза российской практики■, ⌠Социальная политика, экономика и гендер■. Семинар проводится на базе Московского Центра Гендерных Исследований и Лаборатории гендерной экономики ИСЭПН РАН при поддержке Женской Сетевой Программы Института ⌠Открытое Общество■ Фонда Сороса/Россия.

Все работы хороши? Мнение 17-летних россиян

В марте 1997 года Центр социологических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова провел исследование "Молодежь России: три жизненные ситуации". В нем принимали участие жители России трех возрастных групп: 17, 24, 31 года. Опрос проводился в 56 субъектах Российской Федерации по выборке, репрезентативной для каждой возрастной группы. Рассмотрим результаты исследования, касающиеся профессиональных установок 17-летних.

[an error occurred while processing this directive]

mamacash October 2003 - March 2004 supported by Mama Cash
English version of portal created with financial support of Women's Network Program of Open Society Institute (Soros Foundation).

[an error occurred while processing this directive]
ROO "East-West: Women's Innovation Projects"
E-mail: zhip@owl.ru
[an error occurred while processing this directive]
╘ 2001 Design site:
Company Internet Project
╘ Pictures: Ivan Maksimov