[an error occurred while processing this directive]

Add to favorites

Search

[an error occurred while processing this directive]

 OWL Open pages

Социологические исследования по теме "Гендерный подход в принятии решений на региональном и муниципальном уровнях" в Великом Новгороде

25-12-2001 Информационный листок ИЦ НЖФ N 48

   

В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА НЕТ

С этим согласились почти все, кто принимал участие в социологическом исследовании.

Летом 2001 года в Великом Новгороде по инициативе Женского парламента при поддержке Института Открытого Общества Фонд Сороса были проведены социологические исследования по теме: "Гендерный подход в принятии решений на региональном и муниципальном уровнях" специалистами кафедры социологии Новгородского ГУ Луковицкой Е.Г. и Зайцевой Ж.А.

Объектом исследования стали 30 представителей властных структур, представляющих Областную и городскую Думу, исполнительную областную и городскую власть, из них 11 женщин и 19 мужчин.

По результатам этих исследований можно сделать выводы:

Наличие различий установили все опрашиваемые. В то же время в обществе существует различное представление о наличии различий в положении мужчин и женщин. Мужчины видят это различие, прежде всего в семье, а женщины в занятости. Женщины-руководители острее ощущают эти различия в положении, чем мужчины. Более значительными в сравнении с мужчинами им видятся различия, прежде всего, в сфере занятости и в управленческой сфере.

Мнения опрошенных резко разделились по поводу необходимости устранения различий в положении мужчин и женщин. Более 60% женщин высказались за необходимость устранения неравенства в указанных сферах, в то время как (57,9%) мужчин считают, что существующие различия не требуют устранения. Они указывают на природную (физиологическую) предопределенность и естественность этих различий и ратуют за поступательное, эволюционное, естественное развитие общества и социальных отношений в нем.

Заметны некоторые различия в ответе на данный вопрос и в зависимости от типа власти (законодательная, исполнительная). Если "народные избранники" больше склоняются к мысли, что различия все-таки требуют устранения (54,5%), то государственные и муниципальные служащие, правда при видимой внутренней противоречивости, с небольшим перевесом, склонны осуждать попытки что-либо "искусственно" изменить.

Есть различия во мнениях и в зависимости от сферы компетенции опрошенных, курируют ли они социальные вопросы или несоциальные. Руководители, принимающие участие в решении социальных вопросов, высказываются за устранение существующих различий (61,1%), а курирующие несоциальную сферу - за "естественный ход вещей" и ненадобность их устранения (66,7%).

Большинство опрошенных считают, что устранение различий должно быть кем-то инициировано. От кого должна исходить инициатива? С мест или с федерального уровня?

  • 42,9% считают, что инициатива должна исходить с федерального уровня;
  • 28,6% говорят о том, что нужны совместные усилия федеральных и местных властей. Таким образом, большинство ответивших в решении этого вопроса склонно ожидать распоряжений "сверху" (Цитата: "Будет указка сверху - будет и работа").

На высших уровнях управления в нашем обществе преобладают мужчины. Сказывается ли отсутствие паритета между мужчинами и женщинами на принимаемых решениях? Позволяет ли это учитывать интересы женщин при принятии жизненно важных для всего общества решений? Более половины опрошенных (60%) отметили, что в той или иной степени интересы женщин учитываются. Значительные различия в ответах наблюдаются у женщин и мужчин-руководителей. Женщины более скептичны в оценках. Ни одна из женщин-руководителей не сказала "Полностью учитываются". Среди же мужчин 21,1% в этом убеждены. А о том, что интересы женщин, к сожалению, вообще не берутся в расчет, сказало 45,5% женщин-руководителей.

(53,3%) опрошенных считают, что наиболее действенной мерой для учета интересов женщин при принятии решений, могло бы быть увеличение числа женщин во властных структурах Помогло бы этому и гендерное просвещение населения считают (50%). Более трети респондентов (36,7%) считают, что вовлечение женщин в деятельность НКО оказало бы свое позитивное воздействие на характер принимаемых решений.

Мужчины, часть которых, как было ранее отмечено, ставит под сомнение саму необходимость учета интересов женщин при принятии решений, менее активно высказывались за меры улучшения ситуации. Чуть больше трети мужчин поддерживают идею более широкого вовлечения женщин "во власть" и гендерного просвещения населения.

Идея квотирования участия в выборах мужчинами-руководителями не поддерживается. Женщины же гораздо большее значение придают квотированию участия в выборах (45,5%).

Депутаты считают наиболее эффективным гендерное просвещение населения (63,3%) и привлечение женщин во властные структуры (45,5%), в то время как работники администраций, меньше склонны к вовлечению женщин "во власть" (57,9%), большее значение придают деятельности женщин в НКО (47,4).

Среди опрошенных преобладает позитивное отношение к женщине-лидеру (66,7%). Причем такое отношение распространено как у мужчин, так и у женщин (хотя и в большей степени). Причем у руководителей, курирующих социальные вопросы, отношение к женщинам-лидерам более позитивно, нежели у решающих вопросы несоциальные. (Видимо сказывается практика доверять решение социальных вопросов женщинам).

На наличие препятствий у женщин на пути к руководству высказалось 73,7% мужчин и 81,8% женщин.

Какие же это препятствия?

  1. Большая включенность женщин в домашнюю работу и воспитание детей
  2. Стереотипы женщин, что руководить должен мужчина
  3. Стереотипы мужчин, что женщина всегда ведомая
  4. Мужская корпоративность в сферах управления
  5. Отсутствие опыта руководящей работы
  6. Другое (особенности женской психики, эмоциональность и т.п.)

Мужчины считают, женщинам мешают загруженность домашними делами и женские стереотипы, то есть нет внешних препятствий (или они слабы) для продвижения, ("только бы сами захотели, так ведь не хотят").

Для опрошенных женщин характерна размытость представлений, о чем свидетельствует значительный разброс мнений. Пытаясь выявить главную причину, они перечислили целый комплекс причин, важных, по их мнению, в равной степени: это и стереотипы самих женщин и отсутствие опыта руководящей работы. Мужская корпоративность как препятствие, женщинами видится более значимой, нежели мужчинам (женщины поставили ее на 3 место, мужчины - на 4).

Таким образом, можно говорить о том, что у мужчин и женщин несколько различны представления о трудностях на пути женщины к власти, мужчины склонны видеть причины субъективные, внутренние, а женщины - объективные, внешние.

По мнению опрошенных общественная активность новгородок в общественных организациях достаточно высока, однако представления об их активности несколько различны у мужчин и женщин-руководителей. Почти половина мужчин оценивает активность как высокую (47,4%), в то время как женщины считают активность средней (54,5%), (видимо полагая, что настоящая активность еще впереди).

В тоже время 96,7% опрошенных уверены в возможностях улучшения положения женщин в возможностях некоммерческих организациях.

  1. НКО могут заниматься решением конкретных социальных проблем (занятость, переобучение, трудоустройство, консультирование, оказание медицинской и психологической помощи, помощь в решении семейных проблем, работа с инвалидами и сиротами) - 56,7%
  2. НКО могут обозначать проблемы, анализировать их и предлагать властям обоснованные пути их решения - 40,0%
  3. НКО могут вовлекать женщин в общественную активность, готовить их "во власть", работать с разными социальными группами женщин - 23,3%
  4. НКО могут вести просветительскую деятельность, влиять на общественное мнение, влиять на формирование самосознания женщин - 23,3%

Характеризуя пути и способы донесения женщинами своих проблем до властных структур, опрошенные отметили, что шанс быть услышанным больше у группового мнения, нежели у единоличного. Ими был назван следующий перечень путей (ранжировано по частоте упоминания):

  1. через НКО, общественно-политические партии, движения, женские клубы - 73,3%
  2. Через СМИ (ТВ -передача "Общественная палата", пресса, радио) - 53,3%
  3. Через прямое общение с властями (прием у депутатов, у губернатора, мэра и т.д.) - 50,0%
  4. Через участие в выборах - 30,0%
  5. Через другие формы (акции и т.п.) - 10,0%

Причем есть различия в представлениях о наиболее эффективных путях в зависимости от типа власти. Работники администраций (по сравнению с депутатами) более эффективным считают донесение проблем через НКО и общественно-политические партии, движения, клубы (84,2% против 54,5% у депутатов). Женщины-руководители, среди путей донесения проблем женщин до властей, выше всего оценивают возможности общественных движений и организаций (63,3%).

Оценивают возможности донесения проблем через участие женщин в выборах 26,3%.

Версия для печати Print version
Discuss:
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]

Archive

see also:

Семинар "Роль женщин в городской политике", Снежинск (Челябинская область), 5 - 7 декабря

5-7 декабря в Снежинске состоялся совместный семинар Информационного центра независимого женского форума и общественной организации "Женщины ЗАТО" "Роль женщин в городской политике", организованный в рамках проекта Канадского фонда поддержки российских женщин "Внедрение гендерного подхода в городскую политику и органы местного самоуправления".

Все работы хороши? Мнение 17-летних россиян

В марте 1997 года Центр социологических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова провел исследование "Молодежь России: три жизненные ситуации". В нем принимали участие жители России трех возрастных групп: 17, 24, 31 года. Опрос проводился в 56 субъектах Российской Федерации по выборке, репрезентативной для каждой возрастной группы. Рассмотрим результаты исследования, касающиеся профессиональных установок 17-летних.

Какого пола бедность?

Социальная ситуация в Ивановской области в период кризиса

[an error occurred while processing this directive]

mamacash October 2003 - March 2004 supported by Mama Cash
English version of portal created with financial support of Women's Network Program of Open Society Institute (Soros Foundation).

[an error occurred while processing this directive]
ROO "East-West: Women's Innovation Projects"
E-mail: zhip@owl.ru
[an error occurred while processing this directive]
╘ 2001 Design site:
Company Internet Project
╘ Pictures: Ivan Maksimov