ПРАВА ЖЕНЩИН В СИСТЕМЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

ПРАВА ЖЕНЩИН В СИСТЕМЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АСПЕКТ

 

С. В. ПОЛЕНИНА,

доктор юридических наук,

Институт государства и права РАН

 

План лекции

 

1. История вопроса.

2. Международные договоры и их классификация.

3. Конвенция ООН 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» и международная защита коллективных прав женщин.

4. Декларация ООН 1993 г. «Об искоренении насилия в отношении женщин».

5. Конвенция и Рекомендации Международной организации труда (МОТ).

6. Международные конвенции по гуманитарному праву.

 

1. История вопроса

 

Всемирная конференция по правам человека (Вена, 1993 г.) в своей Декларации и Программе действий впервые в истории человечества провозгласила, что «права человека, женщин и девочек являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Поэтому полное и равное участие женщин в политической, гражданской, экономической, общественной и культурной жизни на национальном, региональном и международном уровнях, а также ликвидация всех форм дискриминации по признаку пола являются первоочередными целями международного сообщества».

Тем самым почти через две сотни лет была устранена несправедливость, заложенная во французскую Декларацию прав человека и гражданина (1789 г.), - документ, который пользуется и поныне признанием у сторонников свободы и демократии обоего пола и является основополагающим в сфере прав человека. Торжественно провозгласив «Все люди рождаются свободными и равными в правах», Декларация использовала специфику французского языка, где понятия «мужчина» и «человек» обозначаются одним словом, и обошла молчанием многие проблемы прав женщин. В ответ на это появился первый документ феминизма - «Декларация прав женщины и гражданки», опубликованная в 1791 г. француженкой Олимпией де Гуж. Единственной преградой для реализации женщинами основных гражданских прав - на свободу, владение собственностью и сопротивление деспотизму - де Гуж рассматривала «тиранию сильного пола». Для нее лично такая активность закончилась плачевно, для женщин Франции - дальнейшим усилением дискриминации в сфере политических и гражданских прав. Даже избирательные права женщины Франции получили только после Второй мировой войны, почти через тридцать лет после того, как это право стало реализовываться гражданками России.

Россия была седьмым по счету государством мира (после Новой Зеландии, Австралии, Финляндии, Норвегии, Дании и Исландии), где женщины в ходе Февральской революции получили право голоса. Право «обоего пола лиц» избирать и быть избранными было закреплено в Конституции РСФСР в июле 1918 г. (ст. 64) и с тех пор регулярно подтверждалось во всех принятых на протяжении 80-ти с лишним лет основных законах страны.

В Конституции РФ 1993 г. правам и свободам человека и гражданина посвящена специальная глава - 2-я. При этом Конституция особо провозглашает, что права и свободы человека и гражданина являются в нашей стране непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ст. 19-й Конституции РФ государством гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, отношения к религии, а также других обстоятельств. Однако применительно к проблемам гендерного равноправия это общее положение нашло в третьей части той же ст. 19-й Конституции России свою конкретизацию. В ней указывается, что мужчины и женщины имеют не только равные права и свободы, но и равные возможности их реализации. И хотя эта конституционная норма далеко не отражает истинное положение лиц разного пола в нашей стране, тем не менее, она может и должна служить руководством к действиям и для государственных органов и для неправительственных общественных объединений, в том числе женских.

Принципиальное значение для понимания проблемы прав женщин в Российской Федерации имеет статья 15-я Конституции РФ. В четвертой части этой статьи провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Более того, если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Этим положением не раз уже руководствовался Конституционный Суд РФ, признавая неконституционными отдельные расходящиеся с международными стандартами законы по вопросам прав человека, правда, не имеющие отношения к проблеме гендерного равноправия.

Отсюда следует практический вывод. Общественные объединения, в том числе женские, выступая в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" (Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1997. № 20. Ст. 2231) в защиту законных интересов своих членов, могут и должны собираться, помимо прочего, и на относящиеся к предмету их деятельности ратифицированные нашей страной (СССР и Российской Федерацией) международные договоры о правах человека.

 

2. Международные договоры и их классификация

 

Классификация международных договоров может быть произведена по ряду оснований. Международные договоры бывают двухсторонними, то есть заключенными между двумя государствами, и многосторонними, которые чаще всего называют конвенциями. Конвенции, то есть многосторонние международные договоры, в зависимости от сферы их действия подразделяют на универсальные и региональные. Универсальные международные конвенции подготавливаются и подписываются чаще всего на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, а региональные охватывают группу стран в рамках того или иного региона. Наиболее характерным примером универсальной конвенции является Конвенция 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». Примером региональных конвенций служит Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и Европейская социальная хартия (1961 г., обновлена в 1996 г.).

Помимо универсальных конвенций общего характера существуют и конвенции, подготавливаемые и принимаемые государствами-членами специализированных организаций - Международной организацией труда (МОТ), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и др.

ООН и другие международные организации принимают не только Конвенции, но и Декларации. Различия между этими видами международных документов существенно и носит принципиальный характер. Дело в том, что Декларации, даже принимаемые на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, не имеют обязывающего характера по отношению к голосовавшим за нее государствам. Декларация - это не международный «закон», а заявление государств о намерениях. В отличие от Деклараций Конвенция после ее ратификации тем или иным государством приобретает для него обязательный характер, а невыполнение установленных Конвенцией норм может повлечь за собой применение к нему мер международной ответственности.

Послевоенная история в области прав человека началась 50 с лишним лет тому назад при принятии 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей Декларации прав человека и гражданина. Статей 2-ой этого объемного международного документа предусмотрено, что каждый человек должен обладать всеми провозглашенными в ней правами и свободами без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка и др. Будучи одобренный Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщая декларация не нуждалась в ратификации членами ООН. Однако вскоре ее нормы приобрели характер международного обычая, которыми руководствуется и которые обязательны для всего международного сообщества.

Следующим этапом международной защиты прав человека явилось принятие ООН одновременно двух Международных пактов - об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах. Оба эти Пакта (ратифицированные СССР в 1973 г.) также признают недопустимость какой-либо дискриминации по мотивам пола.

Всеобщая декларация прав человека и названные Международный пакты, составившие базу для международно-правовых стандартов в области прав человека, имеют много общего. Роднит их, в частности, то обстоятельство, что они представляют собой хартии прав индивидуума - отдельно взятого человека и гражданина. Вопрос о возможности закрепления в качестве норм международного права стандартов правового статуса тех или иных групп населения, вычлененных по присущим им общим признакам (социальным, национальным, возрастным, половым и т.д.), долгие годы на международной арене и в науке отрицался. Более того, сама его постановка тем или иным государством или группой государств трактовалась, в том числе и на форумах ООН, как пропагандистская акция.

Однако жизнь постепенно ломала догму об исключительно индивидуальном характере прав человека. Нарождалось третье (после политических, гражданских и социально-экономических прав) поколение прав человека, охватывающее права тех категорий граждан, которые по социальным, политическим, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в определенной поддержке со стороны как государства, обязанного выполнять свою социальную функцию, так и международного сообщества в целом. В зарубежной литературе третье поколение прав нередко именуют «правом публичного интереса», поскольку в реализации этих прав заинтересован не только отдельный подпадающий под эту категорию человек, но и общество в целом.

Круг носителей «права публичного интереса» достаточно широк. Третье поколение прав человека охватывает, в частности, молодежь и пенсионеров, инвалидов и безработных, беженцев и лиц некоренной национальности. Однако в эпицентре этого круга стоят женщины, поскольку они не только нуждаются в особой защите государства, так как в силу специфики своих физиологических характеристик далеко не всегда имеют равные с мужчинами возможности реализации общих для всех людей прав человека, но и могут быть одновременно подростками, престарелыми, инвалидами, беженцами, безработными и т.д., иными словами, ущемленными в осуществлении прав и свобод также и по этим основаниям.

На международной арене нормотворческая деятельность по защите прав и свобод женщин развивалась постепенно. В 1952 г. была принята Конвенция о политических правах женщин, а в 1 1957 г. - Конвенция о гражданстве замужней женщины. Обе эти Конвенции были ратифицированы СССР, хотя содержащиеся в них положения еще ранее были закреплены в законодательстве, нашей страны.

 

3. Конвенция ООН 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» и международная защита коллективных прав женщин

 

Новый этап в области защиты коллективных прав женщин связан с принятием в 1967 г. ООН Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Позднее, в 1979 г., названная Декларация была переработана в одноименную Конвенцию. СССР ратифицировал эту Конвенцию в 1980 г. После распада Советского Союза его правопреемником по всем международным пактам и договорам, касающимся прав граждан, в том числе и вытекающим из Конвенции ООН 1979 г., стала Российская Федерация.

Одно из важнейших положений Конвенции 1979 г. - это раскрытие понятия «дискриминация в отношении женщин». Согласно ст. 1 Конвенции оно означает «любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской и любой другой области».

Принципиальное значение для организации деятельности по достижению гендерного равенства со стороны ратифицировавших Конвенцию государств и добивающихся достижения такого равенства международных и национальных общественных объединений, в том числе женских, имеет статья 4 Конвенции. Эта статья провозглашает, что принятие государствами-участниками временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, к числу которых относятся, например, квоты, не считается дискриминационным.

Конвенция 1979 г. ратифицирована подавляющим большинством государств мира. Вместе с тем она является договором, по отношению к которому многие государства (54) высказали при ратификации немалое число весьма существенных оговорок. Некоторые из этих оговорок, хотя и сохраняют общую направленность обязательств по Конвенции, имеют целью позволить государствам сохранять дискриминационную практику и законодательство в определенных областях (вопросы гражданства детей, рожденных в браке, равном праве супругов на развод, свобода выбора занятий и профессий, приобретения, распоряжения и пользования собственностью и т.д.). Многие оговорки имеют в своей основе конфликт между нормами Конвенции и шариатским правом. Такое заявление сделал при ратификации Конвенции 1979 г. Бангладеш, Египет, Ирак и Ливия.

По мнению Комиссии ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, оговорки снижают эффективность Конвенции 1979 г., создают Комиссии препятствия в оценке прогресса в осуществлении ее положений, ограничивают мандат Комиссии и воздействуют отрицательно на весь режим прав человека. Практика снятия государствами ранее сделанных оговорок старой Конвенции также имеет место, но темпы движения в сторону выравнивания статуса мужчин и женщин в мире пока еще явно недостаточны.

Дополнительный импульс этому процессу способно дать одобрение 6 октября 1999 г. Генеральной Ассамблеей Факультативного протокола и Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, допускающего право подачи женщинами и женскими неправительственными объединениями индивидуальных жалоб о нарушении Конвенции. После ратификации и вступления в силу Факультативного протокола такие жалобы смогут направляться в Комиссию ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин отдельными лицами, группой лиц или организациями, понесшими ущерб или в иной форме пострадавшими в результате нарушения прав, предусмотренных в Конвенции. При ратификации Россией этого Протокола должно быть принято во внимание требование части третьей ст. 46 Конституции РФ, допускающей право граждан России обращаться в соответствии с международными договорами в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, лишь если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

 

4. Декларация ООН 1993 г. «Об искоренении насилия в отношении женщин»

 

Важным универсальным международным документом является также, наряду с Конвенцией 1979 г. «Декларация об искоренении насилия в отношении женщин», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. во исполнение решений проходившей летом того же года в Вене Всемирной конференции по правам человека. В этой Декларации впервые раскрывается понятие «насилия в отношении женщин». Им является любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам, включая угрозы совершения таких актов, принуждения или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или в личной жизни.

В ст. 2 Декларации содержится и более подробная расшифровка термина «насилие в отношении женщин». Подразумевается, что он охватывает следующие случаи, но не ограничивается ими:

1) физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в семье, включая нанесение побоев, половое принуждение в отношении девочек в семье, насилие, связанное с приданым, изнасилование жены мужем, повреждение женских половых органов и другие традиционные виды практики, наносящие ущерб женщинам, внебрачное насилие и насилие, связанное с эксплуатацией;

2) физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в обществе в целом, включая изнасилование, половое принуждение, половое домогательство и запугивание на работе, в учебных заведениях и других местах, торговлю женщинами и принуждение к проституции;

3) физическое, половое и психологическое насилие со стороны или при попустительстве государства, где бы оно ни происходило.

Как уже отмечалось, Декларации представляют собой лишь заявление о намерениях. Поэтому женская общественность во всем мире и в нашей стране должна добиваться разработки и принятия на базе Декларации об искоренении насилия в отношении женщин одноименной универсальной Конвенции ООН.

 

5. Конвенция и Рекомендации Международной организации труда (МОТ)

 

Важное место среди международных документов, касающихся прав женщин, занимают Конвенции и Рекомендации специализированного международного органа - Международный Организации Труда (МОТ). Природа Конвенций и Рекомендаций МОТ иная, чем у Конвенций и Деклараций ООН. Различия состоят в следующем. Во-первых, предмет Конвенций и Рекомендаций МОТ ограничен рамками компетенции данной организации - вопросами трудовых отношений, в том числе труда женщин. Во-вторых, государства-участники Конвенций МОТ не берут на себя вследствие факта ратификации Конвенции МОТ обязательств совершить вытекающие из него конкретные действия, невыполнение которых влекло бы за собой наступление международно-правовой ответственности. Государства-участники лишь обязуются придерживаться закрепленной в ратифицированной Конвенции политической линии, постепенно реализуя выраженные в Конвенции МОТ пожелания по определенным вопросам, в том числе применительно к труду женщин, путем издания соответствующих законов и ориентации правоприменительной практики.

Нашей страной ратифицирована подавляющая часть Конвенций МОТ о труде женщин, цель которых состоит в стремлении максимально устранить дискриминацию женщин в сфере трудовых отношений. В их числе Конвенция 100-я о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равный ценности, Конвенция 103-я об охране материнства, Конвенция III о дискриминации в области труда и занятий и др. Относительно недавно Российской Федерацией ратифицирована Конвенция МОТ 156-я «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин; трудящихся с семейными обязанностями». В этой связи 30 апреля 1999 г. во исполнение названной Конвенции были внесены изменения в кодекс законов о труде РФ. Глава XI КЗОТа, ранее называвшаяся «Труд женщин», стала именоваться «Труд женщин, а также работников, имеющих несовершеннолетних детей или осуществляющих уход за больными членами их семей». Соответствующие изменения внесены и в содержание отдельных статей этой главы КЗОТа.

 

6. Международные конвенции по гуманитарному праву

 

Особого упоминания заслуживают в связи с защитой прав женщин международные Конвенции по гуманитарному праву. Речь идет о четырех Женевских Конвенциях, принятых на Дипломатической конференции в Женеве в один и тот же день - 12 августа 1949 г. Эти Конвенции носят названия «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях», «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море», «Об обращении с военнопленными» и «О защите гражданского населения во время войны». Немалое число норм двух последних Конвенций специально посвящены защите прав женщин в период вооруженных конфликтов.

Конвенции запрещают какую-либо дискриминацию по мотивам пола и обязывают ратифицировавшие их государства применять равное обращение без какого-либо неблагоприятного различия, основанного на признаках пола. Вместе с тем в Конвенциях есть и некоторые специальные нормы, направленные на защиту женщин, а также и детей. Эти нормы касаются проведения допросов, размещения в специальных помещениях и др. В последней из названных Конвенций есть особые правила о защите женщин от всяких покушений на их честь, в частности от изнасилования, принуждения к проституции и непристойных посягательств. Особое внимание уделяется Женевскими Конвенциями защите беременных женщин, рожениц и матерей малолетних детей. Им предоставляются особые льготы при задержании, аресте и интернировании, им должно обеспечиваться дополнительное питание, лечение, медицинская помощь и т.д.

Дальнейшее развитие положения Женевских Конвенций по гуманитарному праву получили в двух Дополнительных Протоколах к ним, принятых на Дипломатической конференции в Женеве 8 июня 1977 г. Новшество, внесенное этими протоколами, состоит в том, что если Дополнительный Протокол I касается защиты жертв международных вооруженных конфликтов, то есть конфликтов между суверенными государствами, то Дополнительный Протокол II специально посвящен защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, число которых во второй половине XX в. все время возрастает. Применительно к Российской Федерации речь может идти, в частности, о защите жертв в Чечне.

Дополнительные Протоколы I и II от 8 июня 1977 г. конкретизируют многие положения Женевских Конвенций от 12 августа 1949 г., в том числе и в части, касающейся защиты прав женщин. Так Протокол I предусматривает приравнивание рожениц и беременных женщин к больным и раненым, поскольку им в любом случае понадобиться медицинская помощь и особое обращение при транспортировке.

В современных войнах наряду с мужчинами, активное участие принимают и женщины. Поэтому Женевская Конвенция «Об обращении с военнопленными» предусмотрела, что в случае попадания в плен они должны считаться комбатантами и имеют статус военнопленных. Кроме того, этой Конвенцией женщинам-комбатантам, помимо прав, которыми пользуются мужчины, дана и особая защита, которая предоставляется женщинам как части гражданского населения. Это положение Конвенции развито и в Дополнительном Протоколе I, содержащем норму о внеочередном освобождении беременных женщин и матерей с малолетними детьми. Как Женевские Конвенции, так и Дополнительные Протоколы к ним были ратифицированы Советским Союзом и, следовательно, в соответствии с частью 4-й ст. 15 Конституции РФ являются частью ее правовой системы. Очевидно, что их детальное изучение и использование при защите интересов женщин, силой обстоятельств оказавшихся вовлеченными во все тернии военных конфликтов, может оказаться весьма полезным для женских неправительственных объединений.

Как известно, в последние годы широкий размах в мировом масштабе приобрела такая форма незаконной деятельности, ущемляющая права человека, как торговля женщинами, их нелегальный вывоз за рубеж и понуждения к занятию проституцией. 06 этом особо говорилось на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, Совета Европы и других международных организаций, посвященных пятилетию со дня принятия Четвертой Всемирной конференцией по положению женщин Декларации и Платформы действий (Пекин, 1995 г.). Между тем эта сфера жизнедеятельности мирового сообщества пока еще не получила адекватной регламентации на уровне ООН. По этому вопросу имеется лишь во многом устаревшая Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 2 декабря 1949 г. Добиваться положительных сдвигов в этом направлении - одна из задач международного сообщества и Национального женского движения.

30 марта 1998 г. Российская Федерация ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, принятую еще в 1950 г. Это международный документ регионального характера. Ее действие, как и действие Европейской социальной Хартии, распространяется на страны Европейского континента, входящие в Совет Европы. Как известно, Российская Федерация считается членом этой международной организации с января 1996 г.

Вопросы защиты прав и свобод женщин не являются приоритетными в Европейской Конвенции 1950 г. По сути, она повторяет в этом вопросе положения Всеобщей Декларации прав человека и Международных Пактов по этому вопросу, о которых упоминалось выше. Важно другое: Европейская Конвенция содержит хорошо разработанный и, главное, эффективно действующий механизм международно-правовой защиты и реализации прав человека, в том числе прав женщин. Об этом свидетельствуют многие решения Европейского суда по правам человека в Страсбурге, с которыми женским организациям России было бы целесообразно подробнее познакомиться. Ведь согласно статье 27 Федерального закона от 19 мая 1995 г. общественные объединения для осуществления своих уставных целей имеют право представлять и защищать интересы своих членов в органах государственной власти. Важно лишь помнить, что в соответствии со ст.46 Конституции РФ обращение в межгосударственные органы по защите прав и " свобод человека допустимо только при условии, «если исчерпаны имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Из этой же предпосылки исходит и Европейская Конвенция о правах человека. В ст. 26 этой Конвенции указано, что Европейский Суд вправе принимать дела к своему рассмотрению только тогда, когда все национальные средства защиты были исчерпаны в лишь в течение шести месяцев после даты принятия последнего решения национальным судом.

Ныне в Российской Федерации начался процесс присоединения нашей страны к Европейской социальной Хартии, обновленной в 1996 г., которая, к сожалению, не имеет столь же мощного механизма защиты провозглашаемых прав и свобод как Европейская «Конвенция о правах человека.

Конвенция ООН 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» обязывает все ратифицировавшие ee государства регулярно представлять Генеральному секретарю ООН для рассмотрения соответствующими Комитетами доклад о законодательных, судебных, административных и других мерах, принятия ими дел выполнения положений Конвенции 1979 г. и о прогрессе, достигнутом в этой связи.

Долгие годы отчеты России о ходе выполнения Конвенции были делом не слишком трудным, поскольку дискриминация женщин не носила явного характера, а законодательство страны в вопросax равноправия полов отвечало международным стандартам. Ныне ситуация в корне изменилась и, к сожалению, не в пользу женщин. За последнее десятилетие, как известно, положение женщин в России как социального слоя населения стало ухудшаться во всех областях общественной жизни. Заметно проявляется незащищенность женщин в сфере общественного производства, на предприятиях и в организациях всех форм собственности, где они составляют примерно половину работающих в городе и на селе, Среди безработных женщин больше, чем мужчин. Причем большинство из них имеет высшее или среднее специальное образование и возраст 30-40 лет. Наряду с «феминизацией безработицы происходит и «феминизация бедности», так как многие семьи нынешних экономических условиях не могут прожить на зарплату только одного члена семьи, например мужа.

Переход социальной сферы на коммерческую основу затруднил доступ граждан страны, в том числе женщин, к медицинскому обслуживанию, культуре, образованию. Сократилось количество браков, резко снизилась рождаемость.

Снизилось число женщин-депутатов и женщин-руководящих работников в федеральных и региональных органах государственной власти.

Выход из этого положения только один: существенное возрастание активности самих женщин и женских неправительственных объединений, усиление их взаимодействия с органами государственной власти в вопросах претворения в жизнь международных стандартов прав женщин.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.

2. Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. Учебник. М., 1996.

3. Tarnopolsky W. S. Discrimination and Law. Toronto, 1985.

4. Investigation the gender bias. Ed. I. Brockman and D. Smith. Vananver, 1993.

5. Гассар X. П. Международное гуманитарное право. М.: Изд.

1995.

6. Пикте Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права. М.: Изд. МККК, 1994.

7. Поленика С. В. Закон и коллективные права женщин как социального слоя населения // Теория права: новые идеи. ИГП РПН. Вып. 4.

1996.

8. Заявляем наши права // Сб. статей. Ред. М. Шулер. М., 1996.

9. Бойченко Л. Д. ООН и права человека: история и современное // Право человека в России. Законодательство и практика. 1998. № 2.

10. Корбут Л В, Поленика С В. Конвенции и декларации о правах женщин и детей. М., 1998.

 

11. Human Rights of women. National and International perspectives. Ed. Cook. R. Philadelphia, 1994.

12. Иванов С. А. МОТ: Контроль за применением международных норм о труде и его проблемы // Государство и право. 1997. № 7.

13. Энтин М. Международные гарантии прав человека. ГКНТ Совета Европы. М., 1997.

14. Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный национальный аспект. М.: Эслан, 2000.


ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Н. А. ШВЕДОВА,

доктор политических наук,

Институт США и Канады РАН

 

План лекции

 

1. Теоретическая и методологическая основа исследовательского подхода: основные структурные элементы политики и их взаимодействие с Гендерным подходом, понятие принципа равенства полов.

2. Комплексный подход к проблеме равенства полов и его истоки. 3. Национальный механизм как инструмент продвижения женщин 4. Представительство женщин в высших законодательных органах стран мира.

5. Природа избирательной системы и женское движение как фактор политической жизни.

6. Проблема методов продвижения идеи равенства между полами. Выводы и рекомендации.

 

1. Теоретическая и методологическая основа исследовательского подхода

 

Теоретическая и методологическая основа исследовательского подхода связана с идеей взаимозависимости явлений и с принципом историзма, комплиментарностью и интеграцией как основными определяющими моментами нового стиля и порядка развития многомерного мира. Реальность как процесс требует особого внимания к выявлению причинно-следственных связей, вытекающих из того, что существует в политической действительности.




Статья любезно предоставлена автором для размещения на портале "Женщина и общество"