Школьников И

Школьников И.А. Насилие и гендер. //Женские миры – 99: VII всемирный женский междисциплинарный конгресс в Тромсо и гендерные исследования в России. /Под ред. Шныровой О.В./ «Ивановский центр гендерных исследований». Иваново. 1999. – 109-114 с.

 

ГЛАВА III

Отечественная и зарубежная практика борьбы с насилием против женщин

 

Школьников И.А.

Насилие и гендер.

В современном демократическом обществе все его члены обладают равными правами. В настоящее время законом установлено и равенство между мужчинами и женщинами. Так дело обстоит в теории. К сожалению, реальность выглядит иным образом. По-прежнему продолжают существовать традиционные властные структуры, которые весьма трудно разрушить, чтобы достичь фактического равноправия мужчин и женщин. Поэтому обладание равными правами еще не означает возможности их равнозначной реализации. Мужчины все так же доминируют в обществе, обладают властью, которую они осуществляют и закрепляют за собой различными путями. Одним из таких путей является применение физического и психического насилия в отношении женщин.

Насилие определяется как любое поведение индивидуума, который умышленно угрожает, пытается нанести или действительно причиняет физический, сексуальный или психологический вред другим индивидуумам. Индивид может осуществлять акт насилия или запугивания при помощи группы других людей или даже государства. В зависимости от обстоятельств, насилие можно рассматривать как допустимое или недопустимое, законное или незаконное. К какой категории акт насилия может быть отнесен, зависит от тех условий, в которых он произошел.

Долгое время вопрос о насилии в отношении женщин рассматривался только лишь как женская проблема. Основной акцент делался на то, чем можно помочь и поддержать женщин, ставших жертвами насилия. В настоящее время данный вопрос рассматривается гораздо шире. Новым в обсуждении этой проблемы является, прежде всего, то, что отныне в дискуссию вовлечены не только женщины, но и мужчины, которые долгое время не хотели признавать насилие частью своей культуры. Основным предметом обсуждения стало не просто насилие, к которому прибегают мужчины, дабы упрочить свою власть и закрепить господствующее положение в обществе, а вся мужская культура. От простых обвинений мужчин в жестокости был совершен переход к попытке выяснить, почему мужчины жестоки, как можно помочь им избавиться от стремления к насилию? Короче говоря, объектом исследования становиться весь целокупный феномен маскулинности. Основополагающим пунктом в этом процессе является анализ всей культуры, которая способствует формированию мужских ролей и мужской идентичности. Новый подход заключается в разоблачении социальной патологии мужской культуры, которая особое внимание уделяет только лишь определенным качествам и характерным чертам мужской индивидуальности, зачастую пренебрегая или даже отрицая разнообразное развитие мужской личности.

Проблема насилия в отношении женщин уже не рассматривается как локальная проблема отдельного государства. Впервые на международном уровне данный вопрос был поднят в 1985 году в Найроби, где под эгидой ООН проходила третья конференция, посвященная проблемам женщин. Все участники конференции признали тот факт, что существует неразрывная связь между насилием, осуществляемом на личном уровне, и насилием международного масштаба. Следовательно, насилие является неотъемлемой частью проблемы установления мира. В документе, принятом на конференции, говорилось о том, что «вопрос женщин и мира, а также значимости мира для женщин, не может быть отделен от более широкого вопроса взаимоотношений между мужчинами и женщинами во всех сферах жизни и семьи». Отмечалось так же, что насилие в отношении женщин существует в различных формах в повседневной жизни во всех обществах. Женщин бьют, калечат, сжигают, сексуально надругиваются и насилуют. Подобного рода насилие является главнейшей помехой на пути достижения мира и других целей Женской Декады ООН, поэтому ему должно быть уделено специальное внимание".

С тех пор, как насилие в отношении женщин было признано универсальным феноменом, оно стало касаться не только всех женщин, но и всех мужчин. Насилие было увековечено милитаризованным характером маскулинности и милитаристскими ценностями, которые непосредственно связаны с постоянным существованием военных институтов и применением силы в решении международных споров.

Одним из наиболее важных шагов в деятельности ООН стало принятие в декабре 1993 года Декларации об устранении насилия в отношении женщин, под которым подразумевался «любой основанный на гендерном предпочтении акт насилия, который ведет, или может привести, к психическому, сексуальному или психологическому ущербу, а так же страданию для женщин, включая угрозы, принуждение или произвольное лишение свободы, независимо оттого, имело ли это место в общественной или частной жизни.

Безусловно, уничтожение насилия в отношении женщин является важной частью работы по установлению мира между государствами. Однако данная работа должна проходить в сфере изменения мужской культуры на личностном уровне. Основным шагом в построении более мирной культуры должно стать изменение мужского поведения и отношения к женщинам.

В результате работы ряда международных конференций, посвященных проблемам насилия, были определены некоторые пути решения данного вопроса. Среди основных можно выделить

следующие:

- пересмотр ценностей, воспроизводящих насилие: культ силы и победителей, конкуренцию, понятие «мужской чести;

- в корне пересмотреть принципы воспитания мальчиков;

- повышать общественную значимость отцовства;

- учреждать службы психологической коррекции для мужчин, склонных к насилию;

- изменить отношение к жестоким агрессивным видам спорта, как, например, бокс и хоккей, а так же протестовать против их продвижения в средствах массовой информации и в воспитании мальчиков, как в семье, так и в школе;

- внедрение гендерных аспектов в школьное образование и т.д.

Насилие в отношении женщин не будет искоренено до тех пор, пока не будет достигнуто реальное равноправие между мужчинами и женщинами в семье и на работе, в политике и культуре. Причем усилия, которые необходимо для этого предпринять, должны иметь место на всех уровнях, начиная от международного и заканчивая локальным.

Примером в реализации программы по устранению насилия в отношении женщин может служить Швеция, которая в деле внедрения политики гендерного равенства по праву считается одной из передовых стран. В 1998 году правительство Швеции представило парламенту законопроект, касавшийся насилия в отношении женщин. Помимо всего прочего, он включал в себя новое законодательство, изменения к уже существующему, а так же ряд мер для более эффективной работы в рамках полиции, судебной системы и гражданских служб.

В соответствии с принятым законопроектом, по специальному решению правительства, было учреждено несколько административных органов, перед которыми были поставлены общие задачи, касающиеся политики по устранению насилия против женщин. От каждого из этих административных органов требовалось:

- увеличить усилия для предотвращения насилия в отношении женщин;

- разработать собственную программу действий по данному вопросу;

- вступить во взаимное сотрудничество с другими административными органами и соответствующими добровольными организациями;

- следовать в русле международной политики, касающейся насилия;

- регулярно отчитываться перед правительством обо всех предпринятых шагах.

В целом, можно выделить несколько путей, по которым реализуется политика по ликвидации насилия в отношении женщин. В первую очередь, это совершенствование статистики. Дело в том, что современная статистика не содержит, к примеру, информации о половой принадлежности жертвы, а сообщает только лишь о поле преступника. В настоящее время шведский Национальный Совет по предотвращению преступлений работает над улучшением официальной криминальной статистики. Эта работа сделает возможным установление пола, как преступника, так и жертвы, а также возраст последней и его или ее взаимоотношения с преступником. Однако официальная статистика зарегистрированных преступлений никогда не даст представления о настоящем размахе насилия в отношении женщин. Поэтому вторым направлением политики по ликвидации насилия являются специальные исследования, которые необходимы для установления истинной природы данной формы преступности и ее оценки, а так же для поиска средств ее прекращения.

Как известно, женские исследования в Швеции и других странах способствовали распространению информации и знаний о насилии в отношении женщин, его причинах и последствиях. Однако, несмотря на это, гендерный аспект по-прежнему не внедрен в те сферы, которые непосредственно связаны с проблемой насилия - криминологию и правовые исследования. В соответствии с этим, Национальный Совет по предотвращению преступлений был наделен функцией экспертного органа, который работает как исследовательский центр в области предотвращения преступлений и несет ответственность за официальную криминальную статистику. Кроме этого, Совет разрабатывает исследования насилия в отношении женщин, а так же внедряет гендерный аспект в свои текущие разработки. Другим немаловажным направлением является пересмотр полицейских методов борьбы с насилием в отношении женщин.

Помимо всего прочего, следует упомянуть и то, что правительство Швеции считает одной из своих задач поддержку превентивной работы, которая проводиться среди мужчин. В течение последних лет в Швеции было учреждено несколько мужских организаций, основной целью деятельности которых является помощь и поддержка тех мужчин, которые прибегали к насилию в отношении женщин. С целью дальнейшего поиска путей и способов решения данной проблемы, этими организациями разрабатываются соответствующие проекты, которые финансируются государством. Таким образом, признав насилие в отношении женщин серьезной социальной проблемой, правительство Швеции предпринимает усилия для его ликвидации, сконцентрировав свою активность в основном в двух направлениях: совершенствование и ужесточение законодательства, касающегося насилия, а также разработка и внедрение в жизнь превентивных мер.*

* Данная статья подготовлена на основе материалов, предоставленных Советом Министров северных стран и Советами по гендерному равенству Норвегии, Швеции, Дании, Исландии и Финляндии.

 




Книга любезно предоставлена автором для размещения на портале "Женщина и общество"