Школьников И

Школьников И.А. Скандинавская модель гендерного равенства //Женские миры – 99: VII всемирный женский междисциплинарный конгресс в Тромсо и гендерные исследования в России. /Под ред. Шныровой О.В./ «Ивановский центр гендерных исследований». Иваново. 1999. – 56 - 77 с.

 

ГЛАВА II

Политика гендерного равенства: зарубежный и российский опыт

 

Школьников И.А.

Скандинавская модель гендерного равенства

 

Страны Скандинавского региона, объединившего в себе Швецию, Норвегию, Данию, Исландию и Финляндию, с их культурными, историческими, лингвистическими связями и демократическими традициями добились значительных успехов в построении модели тесного и конструктивного взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в области гендерного равенства. Политика нацеленная на укрепление сотрудничества между данными государствами, осуществляется двумя объединенными политическими органами. Парламенты пяти стран Скандинавии объединены в созданный в 1952 году Скандинавский Совет, состоящий из 87 выборных членов, которые представляют, соответственно, парламенты своих стран и автономных регионов. Кроме того, в 1971 году был учрежден Скандинавский Совет Министров, координирующий деятельность правительств стран региона.

По мимо осуществления взаимодействия в политической, экономической и культурной областях, данными органами была разработана и единая гендерная политика, нашедшая свое отражение в рассчитанной на период с 1995 года по 2000 год "Скандинавской программе взаимодействия по гендерному равенству". Скандинавская модель равенства полов исходит из признания того, что мужчины и женщины должны иметь равные права, обязанности и возможности во всех основных сферах жизнедеятельности. В соответствии с этим, были определены и основные цели политики, направленной на достижение гендерного равенства:

1. политика должна иметь своим результатом дальнейшее развитие общей скандинавской платформы по вопросам гендерного равенства в контексте более широкой модели европейского и международного сотрудничества;

2. политика должна содействовать разработке каждой из пяти стран региона своих национальных мероприятий, способствовать усилению и повышению их эффективности;

3. должное внимание должно уделяться любым аспектам гендерного равенства, которые, в свою очередь, должны соответствовать деятельности, осуществляемой под эгидой Скандинавского Совета Министров.

Для достижения поставленных целей были намечены следующие задачи:

- обеспечение равных возможностей для мужчин и женщин в процессе принятия экономических и политических решений;

- равная оплата мужского и женского труда и достижение полового равенства на рынке труда;

- продвижение гендерного равенства в Европе и во всем мире;

- разработка методов более активного и эффективного продвижения гендерного равенства, в частности, посредством поддержки соответствующих исследований и образования.

Что касается главного направления гендерной политики, общего для всех скандинавских стран, то оно было сформулировано в разработанном в 1997 году трехгодичном проекте - развитие и апробирование новых методов политического и административного внедрения гендерного равенства в общественный сектор.

Помимо всего прочего, были определены и приоритетные направления гендерной политики, в целом совпадающие с поставленными задачами. Во-первых, - это экономическая независимость и гендерное равенство на рынке труда. Как известно, основные условия равенства мужчин и женщин заключаются в праве и возможности самому зарабатывать деньги и быть экономически независимым. Тем не менее, в странах Скандинавии в этом отношении существуют значительные отличия между мужчинами и женщинами. Определенное количество женщин все еще находится в экономической зависимости от своих мужей, несмотря на то, что около 80% женщин имеют работу вне дома. Законодательство стран данного региона декларирует принцип, согласно которому пол работника никоим образом не должен определять уровень оплаты его труда. Несмотря на это, женщины (в целом по региону) получают за свой труд на 10-20% меньше, чем мужчины, вне зависимости от равенства в образовании и времени, затрачиваемом на выполнение работы. Разработанный соответствующий проект на бумаге признал принцип равенства в оплате труда, но внедрение его в жизнь сопряжено со значительными трудностями. Говоря иными словами, вопрос оплаты труда мужчин и женщин не является в настоящее время первостепенным в русле общей экономической  политики стран Скандинавии.

Во-вторых, - это достижение гендерного равенства в сфере политики. Это, пожалуй, единственная область, в которой женщины достигли наивысших результатов. Действительно, в скандинавских странах большое количество женщин является членами парламентов и входит в состав других политических структур. Так, например, если в 80-е годы нашего столетия количество женщин, представленных в парламентах пяти стран данного региона, составляло 30%, то уже в 90-х годах эта цифра возросла до 40%. Наибольший же прогресс наблюдался в Исландии на выборах 1999 года, в результате которых пропорциональное количество женщин-парламентариев увеличилось с 25% до 35%.

В-третьих, - это сочетание работы и семейной жизни, которое по-прежнему означает для женщин двойную занятость. Общество и рынок труда не принимают во внимание тот факт, что как отцы, так и матери вынуждены проводить практически весь день вне дома, на работе, что наиболее пагубно сказывается, прежде всего, на детях. В этих условиях Скандинавский Совет Министров оказывает поддержку тем проектам, которые пытаются решить данную проблему.

Четвертое направление связано в основном с исследовательскими проектами, касающимися гендерной проблематики, что необходимо для разработки методов более эффективного продвижения гендерного равенства. Скандинавский Совет Министров поддерживает женские и гендерные исследования, проводящиеся в Скандинавском Институте Женских и Гендерных Исследований, учрежденному в 1995 году. В настоящее время в нем проводится работа по созданию банка данных женских организаций, работающих в области гендерного равенства в странах Скандинавии и Балтии, а также в северо-западном регионе России. В рамках данного течения развивается и одно из новых направлений в исследовательской области - мужчины и равенство. В конце весны 1995 года Скандинавским Советом Министров в Стокгольме была проведена конференция, посвященная данной проблематике. Ее целью было осветить позитивные аспекты современной роли мужчин, рассмотреть проблему мужчин и насилия, отцовства и сексуальности. В соответствии с принятыми решениями, была разработана трехгодичная программа Мужчины и равенство, в которой основной акцент делается на необходимость развития так называемых «мужских исследований» («men`s studies»).

Однако, несмотря на разработанный общий проект скандинавской модели гендерного равенства, воплощение его в жизнь, реализация целей и задач программы по взаимодействию имеют в каждой из стран Скандинавии свои отличительные черты.

Среди стран Скандинавского региона Швеция, в отношении проводимой в этом государстве гендерной политики, занимает особое место. Свидетельством этому является и сама структура государственного аппарата Швеции. При шведском Министерстве промышленности, занятости и средств сообщения существует специальное подразделение по гендерному равенству, возглавляемое соответствующим министром, который несет ответственность за правительственную политику по достижению гендерного равенства. Само же правительство несет коллективную ответственность за реализацию целей гендерной политики, причем каждый министр ответственен за предпринимаемые им действия, которые должны способствовать установлению равенства мужчин и женщин в подотчетной ему сфере деятельности.

Начиная с 1994 года, правительство Швеции публикует ежегодный отчет правительственной политики, в котором провозглашается убеждение в том, что гендерное равенство должно распространяться на все направления государственной деятельности.

Реализация целей и задач гендерной политики проходит в Швеции на всех уровнях. Осенью 1994 года правительством были организованы специальные курсы по гендерной проблематике, предназначенные для министров, государственных секретарей, политических советников, глав комитетов, секретариатов и других представителей административных органов власти. Основная цель подобных курсов заключается в том, чтобы расширить понимание проблемы гендерного неравенства, а также повысить уровень осознания чиновниками государственного аппарата своей ответственности за предпринимаемые ими шаги. Для того; чтобы определить какое последствие (в контексте гендерной проблематики) будет иметь принимаемое ими решение, был разработан специальный метод анализа принимаемых документов, состоящий из четырех вопросов:

1. Влияет ли документ на одну или более групп общества?

2. Каковы условия для мужчин и женщин в политической сфере вопроса?

3. Объясните отличные/схожие условия для мужчин и женщин в конкретной сфере.

4. Какие надлежащие меры планируется предпринять с тем, чтобы достичь целей гендерной политики?

Помимо этих мероприятий, в 1995 году в каждый административный округ Швеции был назначен эксперт по гендерным вопросам. Его основной задачей является консультирование и поддержка правления округа в предпринимаемых им шагах по продвижению гендерного равенства. Кроме того, правлениями всех административных округов были разработаны собственные стратегии гендерной политики, безусловно, являющиеся важнейшими инструментами для достижения гендерного равенства.

Одним из таких инструментов является сеть Женских ресурсных центров, объединяющая под своей эгидой более 120 организаций, действующих на локальном, региональном и национальном уровнях. Объектом их деятельности служат все женщины, однако особое внимание уделяется нуждам тех женщин, которые проживают в малонаселенных и сельских районах.

Локальные и региональные ресурсные центры целью своей работы ставят повышение роли и влияния женщин в конкретном регионе и усиление позиций женщин во всем обществе. Основными направлениями деятельности центров являются следующие: предоставление доступа к компьютерным сетям информации; организация образовательных курсов для женщин, выставок и семинаров; создание сетевых программ для различных групп женщин и т. д. Поддержка и координация деятельности локальных и региональных центров осуществляется Национальным ресурсным центром, одной из основных задач которого является организация национальных конференций, предоставляющих возможность обмена опытом и информацией.

В 1994 году шведским правительством было принято решение учредить Исследовательский Комитет с тем, чтобы изучить распределение экономической власти между мужчинами и женщинами. Результаты своих исследований Комитет представил правительству в 1998 году. В соответствии с ними, делался вывод о том, что разрыв между доходами мужчин и женщин сократился, женщины стали менее зависимы в экономическом отношении от мужчин. Тем не менее, женская почасовая оплата труда, в среднем, составляет 80% от мужской; 58% частных компаний не имеют женщин-менеджеров; 99,6% директоров компаний, зарегистрированных на фондовой бирже, являются мужчинами.

Традиционно экономическая власть ассоциировалась только лишь с мужчинами; исторически именно они всегда рассматривались как кормильцы семьи, с вытекающим из этого статуса контролем над семейным бюджетом. Сегодня лидеры в торговле и промышленности практически повсеместно являются мужчинами, именно они принимают стратегические и экономические решения. Поэтому в этой сфере у женщин еще нет власти. Экономическое равноправие означает равноправие и в распределении доходов. Однако в этом отношении женщины в Швеции по-прежнему находятся в более невыгодном положении.

Неоднородная ситуация в гендерном отношении сложилась и на шведском рынке труда. Если, с одной стороны, наблюдается постепенное сокращение разрыва между мужской и женской безработицей, то, с другой стороны, женщины по-прежнему, в основной своей массе, заняты на таких работах, которые не требуют полного рабочего времени.

Более равноправное положение между полами наблюдается в тех профессиях, которые требуют высшего образования. Все большее количество женщин выбирает себе профессию доктора, психолога, адвоката, журналиста или экономиста. Однако работа в общественном секторе, в котором преобладают женщины, оплачивается ниже, нежели в промышленной сфере, занятой в основном мужчинами. Причем разница в оплате труда не зависит от образования или рабочего опыта; просто профессии, в которых преобладают женщины, имеют меньшую ценность, чем те, в которых господствуют мужчины. Женщины получают меньшую экономическую отдачу от своего образования. Для них она составляет 2,2% в год, в то время как для мужчин - 4%.

Во многом возможности, которыми обладают мужчины и женщины на рынке труда, связаны с тем, как между ними распределяются домашние обязанности. В идеале, в современных взаимоотношениях молодые супруги, в случае если они пока не имеют детей, поровну распределяют свои обязанности в доме. Но как только у них появляются дети, доля женщины в домашней работе заметно возрастает, в то время как участие мужчины остается на прежнем уровне. Все это приводит к тому, что она, в отличие от него, работает не полную рабочую неделю и проводит с детьми 48 часов в неделю, в то время как он - всего лишь 18 часов. Помимо всего прочего, заметно возрастает и риск развода. В целом, неравноправное распределение домашних обязанностей ведет к тому, что мужчины начинают уделять семье все меньше внимания, а женщины, в свою очередь, меньше посвящают себя профессиональной карьере.

Совершенно иная ситуация сложилась в политической сфере жизнедеятельности шведского общества. Количество женщин, принимающих участие в работе политических органов власти, значительно возросло за последние несколько десятилетий. Швеция добилась немалого прогресса в области распределения и перераспределения политической власти между мужчинами и женщинами, и поэтому по праву считается пионером в этой области.

Начиная с 1994, года правительство Швеции состоит из равного количества женщин и мужчин, причем в настоящее время женщины-министры несут ответственность за те сферы деятельности, которые традиционно считались мужскими: правосудие, средства сообщения, иностранные дела и сельскохозяйственная политика. В результате последних парламентских выборов 1998 года количество женщин-парламентариев увеличилось на 3%, по сравнению с выборами 1994 года, и составило 43%. Столь высоких показателей политической активности женщин по-прежнему нет ни в одной другой стране. Женщины-политики инициировали большое количество реформ, которые способствовали укреплению экономического положения шведских женщин. Примером тому служит расширение системы ухода за детьми, предпринятое в предыдущем десятилетии, что теснейшим образом было связано с большим количеством женщин в местных органах власти. В настоящий момент около 41% членов муниципальных советов Швеции являются женщинами; помимо этого, постоянно растет число женщин, принимающих участие в работе советов административных округов. Так, из 1646 вновь избранных членов окружных советов в 1998 году, 789 являлись женщинами, что составило 48% от общего числа.

Подобных результатов женщины смогли добиться во многом благодаря тем мерам, которые предприняло правительство Швеции с тем, чтобы ускорить процесс равного распределения политической власти между мужчинами и женщинами. Так, например, любое выдвижение министерствами кандидата на какую-либо должность должно быть зарегистрировано и одобрено в Подразделении по гендерному равенству. Более того, от той организации, представителю которой предлагается занять место в структуре общественной власти, требуется выдвижение двух кандидатов - мужчины и женщины - для более объективного выбора.

Первоначально те меры, которые предпринимались для увеличения количества женщин в сфере политической власти, принимали формы финансовой поддержки различных организаций для разработки их проектов и инициатив. Основная цель подобных проектов заключалась в стимулировании политических партий, женских объединений и их общественных партнеров к поиску новых методов вовлечения женщин в сферу политики.

Что касается перспектив в развитии данной сферы, то они исходит из административной политики правительства, основанной на убеждении в том, что набор должностных лиц должен проходить независимо от половой принадлежности кандидатов и в соответствии с хорошо определенными критериями и тщательной отборочной процедурой.

В Исландии, также как и в Швеции, существует хорошо развитый национальный механизм реализации политики гендерного равенства, основные принципы которой были зафиксированы в Акте о равном общественном положении и равных правах для мужчин и женщин. Данный Акт касается всех сфер жизнедеятельности общества, однако, особое внимание уделяется гендерному равенству на рынке труда. Впервые этот закон вступил в силу в 1976 году и затем был дважды пересмотрен - в 1985 г. и 1991 г.

В соответствии с Актом, ответственность за его осуществление несет на себе министр общественных дел, который назначает Совет по равному статусу и Комитет жалоб (Complaints Committee). Министр обязан представить в парламент разработанный им четырехгодичный план действий по достижению равноправия между мужчинами и женщинами. Последний такой план был одобрен парламентом в мае 1998 года.

Совет по равному статусу состоит из семи членов, работающими в течение четырех лет. Председатель Совета назначается непосредственно министром, в то время как другие члены назначаются тремя рабочими ассоциациями и двумя женскими организациями. Основной целью функционирования Совета является способствовать выполнению Акта о равном общественном положении, формулировать основные направления политики гендерного равенства, а также проводить специальные мероприятия по улучшению положения женщин. Кроме всего прочего, Совет является консультативным органом для различных организаций и учреждений по вопросам гендерного равенства, а также проводит исследования в этой области. Под эгидой Совета работает и Мужской Комитет, призванный способствовать более активному вовлечению мужчин в обсуждение гендерных проблем.

Комитет жалоб, создаваемый на три года, должен состоять только из юристов, причем два члена Комитета назначаются Высшим судом Исландии. Роль данного органа заключается в сборе информации о различных нарушениях Акта о равном общественном положении. Работодатели, общественные институты, организации, все те, кто пролить свет на факт нарушения Акта, обязаны предоставить Комитету всю информацию, касающуюся конкретного обстоятельства. В том случае, если Комитет приходит к выводу о том, что какое-либо положение Акта было нарушено, то он рекомендует нарушившей стороне ряд мероприятий по исправлению ситуации, в противном случае дело передается в суд.

Кроме вышеперечисленных органов целям реализации политики равноправия полов служит и специальное Ведомство по гендерному равенству. В начале каждого года данное Ведомство представляет годичный график своих проектов, составляющий основу их деятельности. Среди основных проектов находятся программы по образованию и издательская деятельность. Характер образовательных программ многообразен и включает в себя различные курсы, лекции и организацию групповых дискуссий по гендерной проблематике.

Каждые четыре года министр по общественным делам представляет в парламенте Исландии национальную правительственную программу действий по продвижению гендерного равноправия. В подготовке и реализации положений данной программы самое деятельное участие принимает Ведомство по гендерному равенству. В соответствии с четырехгодичным планом действий, правительством Исландии предпринимается ряд шагов, нацеленных на установление полового равноправия во всех сферах общественной жизни.

В области политики, по общему признанию, мужчины и женщины должны сотрудничать и работать друг с другом на равных началах. Однако к настоящему моменту эта цель в Исландии еще не достигнута. Право избирать и быть избранными исландские женщины получили еще в 1915 году, однако прошло не одно десятилетие, прежде чем они стали пользоваться этим правом на равных основаниях с мужчинами. Современная статистика показывает, что в настоящее время мужчины и женщины участвуют в выборах практически поровну. В этом отношении показатели Исландии гораздо выше, чем в других странах мира. Кроме того, проанализировав последние выборы можно сделать вывод о том, что количество женщин, представленных в парламенте и окружных советах, постепенно растет. Так, если после выборов 1990 года доля участия женщин в работе окружных советов составляла 22%, после выборов 1994 года - 25%, то уже после 1998 года - 29%. Однако наибольший успех был достигнут на последних парламентских выборах 1999 года, когда количество женщин-парламентариев увеличилось с 25% до 35%.

Важным показателем гендерного равенства в любом обществе является доля участия женщин в работе таких правительственных органов как министерства, комитеты и советы. В 1983 году количество женщин, занятых в правительственных комитетах, составляло всего лишь 6%, поэтому было принято решение о необходимости включения в законодательство Исландии соответствующей статьи. Она появилась в 1985 году, как добавление к Акту о равном общественном наложении, и обусловила установление надлежащей доли участия женщин и мужчин в работе правительственных органов. Однако, несмотря на законодательство, начиная с 1984 года, не наблюдалось какого-либо прогресса (участие женщин в органах власти составило в 1987 году 11%). Ситуация стала меняться только с 1994 года. Разработанный правительством план действий на период с 1993 г. по 1997 г. ставил своей целью достижение 30% уровня участия женщин в работе правительственных комитетов. В результате, уже в 1994 году количество женщин, представленных в правительственных органах увеличилось до 20,8%. В целом, гендерная ситуация, сложившаяся на момент 1998 года в сфере управления, достаточна традиционна. Наибольшее количество мест женщины занимают в комитетах Министерства здравоохранения и социального обеспечения, а также в Министерстве общественных дел (более 30%); наименьшее же количество - в Министерстве сельского хозяйства, рыболовства и средств сообщения (10%) и в Министерстве промышленности и торговли (11%). Таким образом, как свидетельствуют цифры, прогресс в достижении гендерного равенства в сфере государственного управления идет черепашьим шагом. В соответствии с исследованием, проведенным Ведомством по гендерному равенству, был сделан вывод о том, что если не будет предпринято никаких мер по дальнейшему продвижению женщин в органы власти, то рубеж 30% участия женщин в сфере управления будет достигнут лишь к 2002 году.

В немалой степени причина невысокого количества женщин, занятых в сфере государственного управления, коренится в той ситуации, которая сложилась в области образования. Количество женщин с высшим образованием выше мужского показателя. Кроме того, по данным статистики на начало 1999 года, 59% студентов исландского университета являются женщинами. Однако, несмотря на высокий уровень образования женщин, они занимают значительно более низкое положение в управленческой структуре университета или какого-либо другого высшего учебного заведения, так как почти все руководящие посты заняты мужчинами. В соответствии со статистикой, среди профессорского состава исландского университета 92% являются мужчинами, 8 из 9 деканов - мужчины, из 16 членов университетского правления женщин всего лишь 5, женщин-доцентов насчитывается 27% от общего числа.

Осознавая необходимость и важность предоставления женщинам одинаковых с мужчинами прав в сфере образования, в 1998 году в исландском университете был учрежден специальный комитет по гендерному равенству. В этом же году был проведен информационный семинар для членов университетского правления, на котором было сказано о том, что современные технологии управления требуют равноправия, так как именно оно способствует улучшению атмосферы на рабочем месте и более эффективной работе. Однако провозглашенный принцип пока не дал каких-либо существенных практических результатов, сохраняя ситуацию на прежнем уровне.

Не менее сложное положение в гендерном отношении сложилось и в сфере экономики. Как известно, власть в любом сообществе находится в руках тех, кто контролирует финансы и средства производства. Более решающий характер обладание этими рычагами власти может иметь в малых обществах

Для того, чтобы проанализировать гендерную ситуацию, сложившуюся в сфере бизнеса Исландии, Ведомством по гендерному равенству было исследовано соотношение мужчин и женщин, работающих в 50 крупнейших исландских компаниях. Особое внимание было уделено соотношению полов в правлениях 10 крупнейших рыболовных и рыбоперерабатывающих компаний, а также в 10 крупнейших финансовых компаниях. Цифры, которые были получены в результате исследования, говорили сами за себя. Так, например, только одна из 50 корпораций имела женщину-директора; из 274 членов правления (общая цифра для всех 50 компаний) женщин всего лишь 25 человек

Как известно, рыболовная отрасль является краеугольным камнем всей экономики Исландии. Огромное количество населенных пунктов зависит от развития этого сектора и, соответственно, от тех решений, которые принимают члены правления рыболовных компаний. Однако ситуация сложилась таким образом, что из 10 крупнейших компаний, работающих в этой отрасли, ни одна не имеет женщину-директора и председателя правления.

Постоянно возрастающую роль в жизни исландского общества стали играть и финансовые компании. За исключением традиционных банковских операций, функции, выполняемые ими, в основной своей массе являются новыми. Учитывая отсутствие строгих традиций, можно было бы предположить, что женщины смогут довольно-таки легко утвердиться в этой сфере. Однако ситуация в этой области ничем не отличается от той, которая сложилась в целом в экономике Исландии. В данном случае следует учитывать, прежде всего, тот факт, что подавляющее количество капитала, задействованного в финансовых операциях, принадлежит мужчинам.

В целом, несмотря на законодательную базу и созданный государственный механизм, процесс реализации целей политики по достижению гендерного равенства идет в Исландии медленными темпами. Наибольший успех был достигнут в сфере политики - наблюдается постоянный рост политической активности женщин. Однако в области образования и экономики ситуация по-прежнему оставляет желать лучшего.

Дания является, пожалуй, единственной страной Скандинавского региона, которая имеет столь обширную законодательную базу, фиксирующую основные положения гендерной политики. Первый законодательный акт, нацеленный на ликвидацию любых форм половой дискриминации, был принят в 1976 году. Им стал Акт о равной заработной плате для мужчин и женщин, который неоднократно дополнялся и изменялся. Последняя его редакция относиться к 1992 году, в которой окончательно был сформулирован принцип равной оплаты мужского и женского труда, имеющего равнозначную ценность. В 1978 году было принято еще два закона - Акт о равных возможностях для мужчин и женщин, который провозглашал принцип гендерного равенства во всех сферах жизнедеятельности общества; а также Акт о равном подходе к мужчинам и женщинам при их приеме на работу и об отпуске по беременности, который гарантировал и регулировал равноправное положение полов на рынке труда. Последние два законодательных акта были нацелены на установление гендерного равенства в сфере управления и политики - это Акт о равенстве мужчин и женщин при назначении их членами общественных комитетов (1985 г.) и Акт о равных возможностях мужчин и женщин для занятия исполнительных должностей в органах общественного правления (1990 г.). Основная цель обоих актов заключалась в достижении сбалансированного количества мужчин и женщин в органах власти.

Также как и в других странах Скандинавии, в Дании был учрежден в 1975 году специальный орган, призванный способствовать распространению равных возможностей для мужчин и женщин во всем обществе и контролировать выполнение соответствующего законодательства. Им стал Датский Совет по равному статусу, состоящий из девяти членов. Председатель Совета назначается непосредственно премьер-министром, который, в свою очередь, -назначает и остальных членов и их заместителей, но только по рекомендации организаций, участвующих в работе данного органа.

Одной из основных функций Совета является консультирование по вопросам гендерного равенства и формулированию программ действий, касающихся равных возможностей для мужчин и женщин в общественном секторе и на рынке труда. Предлагаемые консультации нацелены прежде всего на установление гармоничного сочетания работы и семейной жизни и проведение тех мероприятий, которые могли бы привести к изменениям в пользу женщин на рынке труда, так как ситуация в этой сфере, также как и в других скандинавских странах, крайне неблагоприятна для женщин.

В условиях существования 14 основных административных единиц со своими органами власти и 275 местных органов управления консультативная сфера деятельности Совета стала доминирующей функцией. Как и другие общественные институты, местные и региональные органы власти, с более чем 50 занятыми в их работе людьми, должны прилагать все усилия для того, чтобы обеспечить равное общественное положение и возможности для обоих полов. Кроме того, через каждые три года правительство Дании, при содействии Совета по равному статусу, готовит план действий по достижению гендерного равенства в правительственных организациях и учреждениях.

Еще одной функцией Совета является обеспечение выполнения Актов о равной оплате труда и о равном подходе к мужчинам и женщинам при их приеме на работу. Однако, несмотря на предпринимаемые Советом меры и принцип равной оплаты труда за равную работу, закрепленный в законодательстве, статистика показывает, что в среднем мужчины зарабатывают на 20% больше, чем женщины. За последнее время эта ситуация осталась неизменной, и сокращение разрыва между доходами мужчин и женщин, которое наблюдалось в 1970-80-е годы, прекратилось.

Помимо всего прочего, Советом по равному статусу Дании было разработано и основное направление гендерной политики, цель которого заключается в обеспечении того, чтобы идея равного общественного положения мужчин и женщин являлась не просто объектом рассмотрения в контексте новых политических инициатив, но и стала неотъемлемой частью любой политической работы. Это означает, что организация, развитие и совершенствование различных политических инициатив должно иметь в виду и перспективу гендерного равенства как своего естественного элемента, который должен быть им присущ на всех уровнях. По общему признанию, данная основополагающая стратегия будет полноценно функционировать только тогда, когда станет существенным, неотъемлемым дополнением к уже существующей политики равных возможностей.

Кроме разработанной национальной программы по достижению гендерного равенства, Дания активно участвует и в международных проектах. Одной из основных организаций, активно работающей в данной области, является Женский Совет Дании, образованный еще в 1899 году, и игравший одну из важнейших ролей в борьбе за расширение демократических свобод и женские права. Совет представляет собой сетевую организацию, состоящую из 49 филиалов, которые действуют на всех уровнях и во всех сферах жизнедеятельности общества. Собственно же Совет - это координационный орган, сотрудничающий с правительством и парламентом. Основной целью его деятельности является усиление влияния женщин в обществе и установление подлинного равноправия между полами на национальном и международном уровне. С этой целью Женский Совет Дании сотрудничает и входит в состав Международного Женского Совета и Европейского центра МЖС.

Помимо Женского Совета, активно в области международных контактов работает и Совет по равному статусу, сотрудничающий с ООН, Европейским Союзом и Скандинавским Советом Министров. Весной 1998 года, в сотрудничестве с Министерством иностранных дел Дании, Совет подготовил совместный доклад, представленный в парламенте. Доклад касался национальных и международных мероприятий, проведенных во исполнение решений 17 Международной женской конференции, состоявшейся в Пекине в 1995 году.

Вышеупомянутые направления проводимой в Дании гендерной политики, а также ее результаты и итоги были изложены в 1998 году в ежегодном отчете Совета по равному статусу. В этом же отчете был намечен и будущий курс - сделать усилия по достижению равного общественного положения мужчин и женщин более ощутимыми и видимыми, а также обеспечить дальнейший рост их политического влияния.

В деле реализации политики гендерного равенства Норвегия является единственной страной рассматриваемого региона, которая сумела достичь довольно-таки высоких результатов, прежде всего, в политической сфере. Законодательство, фиксирующее принцип равноправия полов, ограничивается принятым в 1979 году Актом о равных возможностях. Данный Акт был призван способствовать распространению равенства мужчин и женщин, при этом основной акцент делался на улучшение общественного положения последних. В соответствии с Актом, общественные власти обязаны изменить существующие условия с тем, чтобы достичь равенства полов во всех сферах. Был провозглашен принцип, согласно которому мужчины и женщины должны иметь равные возможности на получение образования, при устройстве на работу и профессиональном продвижении. В 1988 году в Акт была внесена немаловажная поправка, установившая 40% уровень представительства обоих полов во всех органах власти и управления. Новое положение было нацелено не только на то, чтобы увеличить количество женщин в правительственных, муниципальных и окружных советах и комитетах, но и установить гендерный баланс в тех сферах деятельности, которые традиционно считались мужскими - экономика, сельское хозяйство, средства сообщения, оборона, а также женскими, например, здравоохранение.

Таким образом, начиная с 1970-х годов, норвежские власти, испытывая на себе, помимо всего прочего и воздействие радикального женского движения, стали постепенно проводить политику все более активного вовлечения женщин в органы управления. Результат превзошел все ожидания, когда в 1986 году на пост премьер- министра Норвегии была назначена женщина - Гро Брундтланд, сформировавшая новое правительство, из членов которого примерно половина были женщины. С тех пор, во всех последующих правительствах, женщины занимали либо треть, либо половину постов. А на парламентских выборах 1993 года все три кандидата на пост главы правительства были женщинами. Этот год ознаменовался и еще двумя событиями: во-первых, количество женщин- парламентариев увеличилось до 40%; во-вторых, на должность президента парламента (вторую позицию в государстве после короля) была избрана женщина. Некоторый спад политической активности женщин наблюдался в 1997 году, когда количество женщин, избранных в парламент, снизилось до 36%. Не было выставлено ни одного женского кандидата на пост премьер-министра. Как бы там ни было, но в сформированном в этом году правительстве из 19 министров 9 являются женщинами.

В целом ситуация, складывавшаяся в органах власти с 1980 г. по 1997 г., представлена в приведенной ниже таблице. В соответствии со статистикой, пропорциональное количество женщин в кабинете министров неуклонно росло вплоть до 1990 года, в то время как количество женщин в муниципальных советах изменялось более медленно. Что касается парламентских выборов, то количество женщин-парламентариев в 1997 году уменьшилось незначительно.

 

 

1980

1985

1990

1994

1997

Правительство

12%

26%

44%

42%

47,9%

Парламент

24%

34%

36%

39,4%

36,4%

Муниципальные советы

22,8%

23,8%

31,2%

28,5%

32,7%

 

Исследования показали, что существует четкое гендерное разделение сфер политической деятельности мужчин и женщин. Последние проявляют больший интерес к тем вопросам, которые касаются социальной политики и благосостояния граждан, защиты окружающей среды и разоружения, образования и равных возможностей. Мужчины же, напротив, предпочитают экономику и промышленную политику, энергетику и транспорт, а также внешнюю политику и органы безопасности.

Наиболее результативной деятельность женщин-министров оказалась в семейной сфере. Так, например, начиная с 1987 года, постепенно увеличивался период оплачиваемого отпуска по беременности. В 1990 году он составлял 28 полностью оплачиваемых недель или 35 недель с 80% оплатой, а с 1993 года отпуск был увеличен до 42 недель с полной оплатой и 52 недель с частичной. Кроме того, с 1993 года отцы были обязаны брать как минимум 4-недельный отпуск по уходу за ребенком (так называемая отцовская квота).

Параллельно с начавшимся процессом вхождения женщин во власть в 1980-х годах имели место еще две настоящие «революции, которые оказали решающее воздействие на положение женщин в современной Норвегии. Первая из них произошла тогда, когда огромное количество женщин стало частью рабочей силы. Если в 1965 году примерно 9 из 10 матерей, имевшие маленьких детей, работали на дому, то сегодня ситуация совершенно обратная, когда 8 из 10 матерей с малыми детьми работают вне дома. Другая «революция» началась в начале 1980-х годов, когда молодые девушки стали вливаться в образовательную систему. Сегодня женщины составляют около 55% от общего числа обучающихся в университетах и колледжах. Однако рынок труда и образовательный сектор по-прежнему достаточно четко разделен в гендерном отношении на определенные сферы. В некоторых традиционно мужских областях, таких как медицина и юриспруденция, количество женщин практически сравнялось с мужским. Между тем, технические и экономические сферы все также заняты мужчинами. В 1997 году всего лишь 25% студентов, обучавшихся в этих областях знания, были женщинами, и с тех пор этот показатель не увеличивался. Что касается ситуации, сложившейся на рынке труда, то она достаточно традиционна для всех стран Скандинавского региона. Как правило, женщины больше всего заняты в социальной работе, здравоохранении, образовании, мужчины же - в промышленности, финансовых структурах, строительстве, оптовой торговле и средствах сообщения.

С получением в начале 1990-х годов независимости, в Скандинавскую программу взаимодействия по гендерному равенству были включены три новых субъекта - государства Балтии (Литва, Латвия и Эстония). Сотрудничество между странами Скандинавии и Балтии, основанное на новой гендерной политике, привело к изменению общественного мнения в государствах Балтии о ролях мужчин и женщин. После нескольких международных конференций, форумов и образовательных семинаров, посвященных основным принципам гендерного равенства, в Балтийском регионе была учреждена широкая сеть неправительственных организаций, действующих в данном русле. Помимо этого, в каждом государстве были учреждены и правительственные органы, ответственные за гендерную политику. В Эстонии им стало Министерство общественных дел, основанное в 1997 году, в Латвии - Министерство благосостояния (1998 г.), а в Литве - Управление премьер-министра (1996 г.). Кроме того, в 1998 году в Литве был принят закон «О гендерном равенстве».

Среди совместных проектов, нацеленных на реализацию гендерной политики в государствах Балтии, следует в первую очередь назвать следующие: Женский форум в Турку (Финляндия), проведенный в 1994 году; конференция «Женщины и мужчины в диалоге», проходившая в 1997 году в Валмиере (Латвия), а также подготовительные к ней конференции в Таллинне (Эстония) и Друскининкаи (Литва). В общей сложности эти мероприятия собрали более 2000 участников из Скандинавии и Балтийских государств. Кроме этого, в 1998 году, при поддержке Скандинавского Совета Министров, была создана Скандинаво-Балтийская рабочая группа по гендерному равенству, которая на своих регулярных встречах разрабатывает предложения по дальнейшему взаимодействию и внедрению основных принципов гендерной политики в скандинавских и балтийских странах. Помимо этого, в 1999 году была создана сеть "Femina Baltica". Основные цели данного проекта заключаются в том, чтобы укреплять сотрудничество в области гендерной политики между правительственными, муниципальными и неправительственными организациями, а также в повышении уровня общественного понимания гендерных проблем.

Несмотря на то, что общая гендерная ситуация в государствах Балтии изменилась и продолжает постоянно улучшаться, остается еще много сделать для того, чтобы предотвратить женскую дискриминацию и добиться гендерного равноправия во всех основных сферах жизнедеятельности.

Одной из основных областей, в которой участие женщин представляется важным элементом и поэтому должно быть увеличено, является политика. Как правило, в балтийских государствах женщины не представлены в высших эшелонах власти. Основным стереотипом, господствующим в обществе, является утверждение о том, что «политика - это не женское дело». Женщины редко когда достигали высоких политических позиций. Однако, исходя из современной ситуации, предоставляется возможным сделать вывод о том, что полноправное участие балтийских женщин в политике - вопрос времени. Так, например, парламентские выборы 1998 года в Эстонии и Литве показали, что традиционное распределение ролей на политической арене постепенно меняется, все большее количество женщин начинает принимать участие в политической деятельности, постепенно растет количество женщин-парламентариев и министров.

Достаточно сложная ситуация в гендерном отношении сложилась на рынке труда государств Балтии. Несмотря на то, что женщины составляют большинство от общего количества служащих, они по-прежнему находятся на второстепенных позициях и работают в низкооплачиваемых секторах экономики. Так, например, две трети занятых в сфере образования, культуры, здравоохранения и общественной безопасности, составляют женщины. С переходом государств Балтии от плановой экономики к рыночной, появилось множество форм частнопредпринимательской деятельности. Как правило, уровень заработной платы в частном секторе, по сравнению с государственным, значительно выше. Между тем, большинство женщин заняты как раз в государственном секторе. В результате, уровень доходов женщин составляет примерно три четверти от мужского.

Соответственно, одной из новых проблем, вставших перед лицом женщин Балтии, явилась безработица. Так как количество женщин, занятых в частном секторе, незначительно, а рабочие места в государственном секторе сократились, то, следовательно, женщины стали гораздо чаще, чем мужчины, сталкиваться с проблемой безработицы и трудоустройства.

Что касается в целом Скандинавских стран, то в них, несмотря на более широкую законодательную базу, касающуюся равенства мужчин и женщин, а также уже апробированный механизм внедрения гендерного равноправия, остается еще немало проблем, которые предстоит решать в будущем. Эти проблемы касаются всех основных направлений общей политики по продвижению гендерного равенства.

Промышленное развитие и экономический подъем, который наблюдался в Скандинавии в 1960-х годах, привел к тому, что женщины получили гораздо больше возможностей на рынке труда. В первую очередь, это было результатом рыночного механизма, а не политики равноправия. Как бы там ни было, но этот процесс находился в соответствии с идеологией равных прав и возможностей для мужчин и женщин. Таким образом, страны Скандинавии следовали политике, дающей женщинам возможность занять свое место на рынке труда на равных с мужчинами условиях, прежде всего, посредством создания системы по уходу за детьми и предоставления права на оплачиваемый отпуск по беременности. Эти мероприятия благоприятно сказались на уровне занятости мужчин и женщин на рынке труда, который по-прежнему является одним из высоких показателей среди других стран.

Однако, с другой стороны, несмотря на то, что женщины составляют довольно-таки большое количество занятых в сфере производства, существуют значительные отличия между мужчинами и женщинами в этой области, Рынок труда достаточно четко разделен. Прежде всего, существует горизонтальное разделение, кода женщины и мужчины в значительной степени работают в разных секторах. Женщины, в большинстве своем, представлены в общественном секторе, мужчины же - в частном. Кроме того, существует и вертикальное разделение - женщины, как правило, заняты на неуправленческих работах, в то время как мужчины составляют большинство среди управляющих и директоров, особенно в секторе частного предпринимательства. Подобное функциональное и иерархическое разделение ведет, в свою очередь, и к неравным условиям оплаты труда.

Законодательство всех стран Скандинавии декларирует принцип, согласно которому работодатель при приеме на работу, как мужчин, так и женщин обязан предоставить им и равные условия оплаты труда за равноценную работу. Однако на практике данный принцип пока еще не воплощен. По общему признанию, разница в оплате труда мужчин и женщин в Скандинавии незначительна, по сравнению с другими странами. В настоящее время она составляет 11-12%. В соответствии с недавними исследованиями, проведенными в странах Скандинавии, разный уровень оплаты труда не может быть объяснен только лишь разницей в специализации мужчин и женщин, опытом работы или образованием. Разница связана с половой принадлежностью. Другим существенным фактором является работа с частичной занятостью, оплачиваемая, как правило, ниже. Именно на таких работах и занято большее количество женщин в Скандинавии. Исключение составляет лишь Финляндия, в которой количество мужчин и женщин на работах с частичной занятостью примерно одинаково. Не менее сложная ситуация наблюдается и в сфере образования. В соответствии с общими - показателями, уровень женского образования в Скандинавии выше, чем мужской. Кроме того, женщин, получающих высшее образование, значительно больше, нежели мужчин. Разница в области высшего образования проявляется, прежде всего, в выборе будущих профессий. Женщины, как правило, преобладают на медицинских и педагогических факультетах, в то время как мужчины - на экономических, финансовых и коммерческих.

Важным шагом на пути к установлению равенства между полами было принятие каждой из стран Скандинавского региона национальных планов действий по внедрению политики гендерного равноправия. Однако результаты в каждом государстве были различными.

В Швеции в 1988 году парламентом был принят правительственный законопроект о политике равноправия между мужчинами и женщинами, содержавший в себе пятилетний план действий. Подобный законопроект еще раз был принят в 1991 году. Результаты этих мероприятий были весьма благоприятными, так как в настоящее время наблюдается значительное увеличение количества шведских женщин в органах управления.

В Дании всеобщий план по реализации целей гендерной политики заключался в том, чтобы заставить министерства и другие правительственные организации действовать как инициаторы внедрения моделей равенства полов в подотчетной им сфере. Кроме того, план действий призывал советы графств, а также муниципальные власти взять на себя ответственность за выполнение существующего законодательства. Результат был неутешительным, Ни один из окружных советов, менее половины министерств и небольшая часть муниципальных властей разработали свои собственные программы действий. В Финляндии планы по внедрению гендерного равенства на начало 1990-х годов было поручено разработать всем центральным правительственным органам власти. Однако лишь незначительная часть министерств разработали соответствующие программы. Что касается Норвегии и Исландии, то наиболее благоприятное воздействие принятые проекты действий оказали на положение женщин в политической сфере. Таким образом, перед государствами Балтии и Скандинавии продолжают стоять задачи дальнейшей реализации политики гендерного равенства, которую ни в коем случае нельзя считать завершенной.([i])

 



[i] Данная статья подготовлена на основании материалов, представленных Советом Министров Северных стран и советами по гендерному равенству Скандинавских стран.




Книга любезно предоставлена автором для размещения на портале "Женщина и общество"