Малдер Л

Малдер Л. Предотвращение насилия в отношении женщин. //Женские миры – 99: VII всемирный женский междисциплинарный конгресс в Тромсо и гендерные исследования в России. /Под ред. Шныровой О.В./ «Ивановский центр гендерных исследований». Иваново. 1999. – 134 - 145 с.

 

 

Малдер Л. (Австралия)

Предотвращение насилия в отношении женщин.

 

В Австралии, также как и в большинстве стран мира, насилие отношении женщин было признано вопросом государственного значения и важнейшей социальной проблемой. В исследовании, введенном бывшим Министерством по общественному положению женщин (Ministry for the Status of Women) в Новом Южном Уэльсе, данная проблема была определена женщинами как наиболее приоритетная сфера деятельности правительства (NSW Ministry for the Status and Advancement , 1995).

Насилие в отношении женщин - широко распространенный комплексный вопрос, однако, его степень и влияние еще предстоит определить. Сообщается, что 2,6 миллиона австралийских женщин, начиная с пятнадцатилетнего возраста, испытали на себе  или более случаев насилия (Australian Bureau of Statistics, Women’s Safety Survey, 1996). Исследования показывают, что одна из трех или четырех девушек подвергаются каким-либо формам сексуального оскорбления до достижения 18 лет. Наиболее распространенной формой физического насилия в Австралии является домашнее насилие.

Все возрастающее понимание степени насилия в отношении женщин привело к учреждению во всех штатах Австралии ряда служб для женщин, которые подверглись сексуальному или домашнему насилию. В Новом Южном Уэльсе правительство взяло на себя обязательство рассмотреть данный вопрос на всех уровнях. Вначале эта деятельность фокусировалась в основном на защите и поддержке; а с недавних пор сфера деятельности расширилась и, включая в себя проблему предотвращения.

В данном исследовании я рассмотрю те проблемы, которые связаны с предотвращением насилия в отношении женщин, в частности в связи с вопросами власти и гендера. В первую очередь я проанализирую предпосылки превентивной стратегии в Австралии, Затем рассмотрю две возможные перспективы, которые могли быть приняты, а также те проблемы, что существуют в связи с центральными вопросами власти и гендера.

В Австралии, так же как и в большинстве других стран мира, именно женское движение и женские группы в наибольшей степени способствовали поднятию вопроса о насилии в отношении женщин. Они сыграли решающую роль в зарождении общественной дискуссии по проблемам сексуального и домашнего насилия; они также открыто и настойчиво высказывались в поддержку того, чтобы оказывать политическое давление на соответствующие правительства с тем, чтобы те обеспечили создание большего количества служб для женщин, ставших жертвами насилия. К примеру, состоявшийся в 1974 году форум «Женщины и насилие», привел к учреждению в Сиднее первого австралийского Кризисного центра для женщин, подвергшихся изнасилованию.

В середине 1970-х годов в большинстве штатов Австралии были основаны кризисные общества для женщин, пострадавших от домашнего или сексуального насилия. Их основная роль заключалась в том, чтобы, обращая внимание на реальную ситуацию и нужды жертв насилия, оказывать политическое давление на правительство. Они исходили из радикальной феминистской позиции, а их политический активизм сводился к признанию мужского доминирования в качестве причины, лежащей в основе насилия в отношении женщин. Женщины, задействованные в данных обществах, выступали за реорганизацию патриархального общества, и именно это стало преобладающей идеологией женского освободительного движения 1970-х годов. Австралийские феминистки с самого начала рассматривали правительство как легитимный источник финансовой поддержки и социальных реформ в сфере насилия против женщин (Melville, 1998). Возможность действовать правительству предоставил переход либерального феминизма на позиции выдвижения рекомендаций и требования законодательных реформ. Были определены общественные требования и задачи для властей, что привело к организации ряда служб для женщин и реформам в законодательстве (Carmody, 1992).

Реакция правительственных органов власти на все возрастающую обеспокоенность феминисток размахом и последствиями насилия в отношении женщин заключалась в том, чтобы внести данный вопрос в существующие институты и структуры. Лиз Орр (1998) и Роз Мелвилл (1998) выделили эти процессы и исследовали их последствия для социальных изменений.

Как я отмечала в предыдущем исследовании, вопрос о сексуальном насилии находился в компетенции медицинской системы, и был «психологизирован» и «паталогизирован», а сейчас рассматривается как синдром (Малдер, 1994). Домашнее насилие было включено в уголовную юридическую систему и должно было рассматриваться полицией и судами. Я признаю, что домашнее насилие совершенно верно считается преступлением, и не собираюсь сводить к минимуму или уменьшать всю важность поддержки служб для женщин, которые были изнасилованы. Что я желаю отметить, так это то, что процессы «делания женщин лучше и «заключения мужчин в тюрьму» (желательные, но необязательно достижимые результаты) не привели к уменьшению или прекращению насилия в отношении женщин. И, что наиболее важно, нацеленные на предотвращение или искоренение насилия, такие стратегии, как общественное образование и развитие, раньше времени потерпели неудачу.

В 1996 году Совет по женщинам премьер-министра Нового Южного Уэльса провел ряд консультаций с правительством и неправительственными организациями, а так же форум по насилию с целью сбора информации для премьера о новых направлениях по ликвидации насилия в отношении женщин. Одним из результатов этого было осуществление Стратегии по уменьшению насилия против женщин, в которой основной акцент делался на его предотвращение. Компонентом Стратегии было назначение 17 региональных специалистов по предотвращению насилия, одним из которых я и являюсь. Несмотря на то, что Стратегия финансируется рядом правительственных департаментов, подотчетна она только лишь Подразделению по предотвращению преступлений и генеральному прокурору.

Наибольшей проблемой в настоящее время, по крайней мере, для меня, является определение рамок проблемы предотвращения насилия в отношении женщин. Как мы предотвращаем насилие против женщин?» Что из себя представляет это предотвращение?

Существуют две приемлемые перспективы для предотвращения насилия в отношении женщин: предотвращение преступлений и развитие здравоохранения. Я исследую обе эти перспективы и рассмотрю те проблемы, которые возникают на их пути, в связи с вопросами насилия против женщин.

 

Предотвращение преступлений.

Существуют достаточно мало специальной литературы, которая касается предотвращения преступлений в отношении женщин. Феминистские перспективы проявлялись в области криминологии, однако, в основном они боролись с мужскими предубеждениями и не уделяли внимания основному направлению криминологии. Что касается насилия в отношении женщин, то они сконцентрировались на активном давлении на законодательство, защищающее женщин (White and Haines, 1996). До сих пор выдвигались лишь общие предложения обратить внимание на «своевременное вмешательство, более эффективные программы для преступников, семейную терапию и основные структурные изменения, которые необходимо предпринять, с тем, чтобы сделать наше общество менее жестоким» (Stewart, 1999, Р. 8). Некоторые исследователи фокусировали свое внимание на создании портрета преступника, используя данные, полученные от судебной системы. От тех, кто уже попал в поле зрения уголовной системы, они получали информацию, касающуюся преступников, а затем устанавливали тождество «типичного преступника с историей преступления, как, например, насилие, наркотики и преступления против собственности (Klein, 1993 and Kennedy, 1997). Хогг и Браун (1998) предупреждали нас о том, что мы не должны рассматривать судебные дела, зарегистрированные системой, как верхушку айсберга, так как при этих обстоятельствах игнорируется вся важность случаев домашнего насилия (Р. 62). Анна Стюарт (1999) отметила, что подходящий для всех случаев ответ судебной системы, не является универсальным из-за различных видов преступлений, связанных с домашним насилием.

В Австралии применяются различные стратегии по предотвращению насилия против женщин в рамках правовой системы. Они включают законы о задержании за применение насилия или охранительные законы. Последние исследования показали, что в Новом Южном Уэльсе в большинстве случаев наблюдалось сокращение применения насилия после принятия этих законов. В двух штатах Австралии были предприняты совместные усилия правовыми органами и агентствами поддержки для того, чтобы предотвратить домашнее насилие, защитить женщин, контролировать и учитывать правонарушителей. Эти действия были предприняты недавно, и их оценю еще не производилась. В штате Новый Южный Уэльс правительство недавно провозгласило, что будут финансироваться программы для мужчин, осуществляющих насилие, и что финансирование и претворение в жизнь этих программ будет возложено на правовые органы. В Австралии и за рубежом программы для правонарушителей находятся на ранних стадиях развития, слабо финансируются и оцениваются как очень противоречивые. (National Сrime Prevention, 1999).

Хогг и Браун (1998) указывают, что важный урок, который можно извлечь из исследований о насилии против женщин, состоит в том, что роль правовой системы в предотвращении этого вида насилия, хотя и важна, не должна переоцениваться. Они выдвигают на первый план важность социальной политики в таких сферах как домашнее хозяйство, поддержание уровня доходов, женское здоровье и воспитание детей среди комплекса мер по предотвращению насилия против женщин.(Р.63)

 

Охрана здоровья.

Перспектива охраны здоровья требует комплексного, коллегиального подхода, основанного на многофакторных стратегиях Оттавской хартии. Она основывается на демографическом подходит и отстаивает необходимость работы на различных общественных уровнях. Концепции первичного, вторичного и третичного предотвращения насилия являются в ней основными.

Первичные стратегии предотвращения включают все общество и ставят своей целью изменение устоявшихся ценностей и убеждений, вторичные стратегии предотвращения нацелены на заранее определенные уязвимые группы с целью сокращения степени их уязвимости, и третичные стратегии предотвращения ставят задачей минимизацию негативных последствий и предотвращение рецидивов(Quinn, 1992)

Эти концепции легко применимы к насилию против женщин. Просвещение общества и школьное образование, свободное от сексизма и бросающее вызов гендерным стереотипам, являются основными предотвращающими стратегиями. Эффективные службы поддержки для женщин, доступная информация, законодательные санкции, охранительные законы, программы по самозащите в школах и программы для правонарушителей - все это подпадает под две последние категории. Как и в модели предотвращения преступлений, развитие охраны здоровья предусматривает подход, основанный на сотрудничестве, может работать на разных уровнях и разрабатывает пути по определению проблемы и выбору подходящих стратегий. Обе модели основаны на теориях индивидуального и социального поведения и опираются на многообещающие практики, как национальные, так и международные.

Одна из проблем, мешающих предотвращению преступлений и охране здоровья, состоит в том, что насилие против женщин обычно осуществляется дома, за закрытыми дверями, и рассматривается как частное дело, в противовес большинству других преступлений, которые совершаются в общественных местах. Вопросы, которые иногда используются в превентивных стратегиях, вроде виде, когда, как и кто» не всегда в конечном итоге приводят к решению проблемы.

Предотвращение преступлений и стратегии охраны здоровья побуждают нас рассмотреть и проанализировать конкретные обстоятельства, в которых осуществляется преступление или преступное поведение. Проблемы возникают обычно в связи с бедностью, безработицей, наркотиками и алкоголем. Они часто выдвигаются в качестве причин или катализаторов насилия против женщин. Некоторые практики и исследователи успешно опровергают такую точку зрения, показывая, что эта связь носит случайный характер. Некоторые заходят так далеко, что утверждают, что «совершенно бесполезно устанавливать причинные связи между алкоголем и насилием . (Jenkins, 1997) Однако переход от ассоциаций к обвинениям очень часто происходит как в общественном мнении, так и в профессиональной и научной литературе и является потенциальным препятствием при развитии превентивных стратегий.

И стратегии по предотвращению преступлений и стратегии по охране здоровья являются полезными в предотвращении насилия против женщин. Они выдвигают на передний план необходимость объединения усилий всего сообщества и привлечения местных органов власти. Они также вырабатывают перспективы по анализу и выявлению проблем. Но именно на стадии выявления и анализа обе стратегии сталкиваются с основными проблемами: проблемами власти и гендера. Стратегии предотвращения преступлений и охраны здоровья опираются на выявление факторов, подкрепляющих эти проблемы. В случае насилия против женщин, основанное на гендерных отношениях неравномерное распределение власти в обществе и существование социальных структур, которые поддерживают мужское насилие, были определены как основная проблема насилия против женщин (Holder and Stafford, 1991). Любая успешная стратегия по предотвращению насилия против женщин должна учитывать динамику гендерной власти в обществе, в котором мы живем.

 

Феминистский анализ власти.

В 70-е годы женское движение нарушило кодекс молчания вокруг таких проблем как изнасилование и домашнее насилие, назвав их важнейшими социальными проблемами. Феминистки поставили эти проблемы перед государством, потребовав их решения. Феминистский анализ насилия против женщин концентрировался на выдвижении гендера как основной предпосылки общественного развития и на исследовании патриархальных властных структур, которые определяют положение женщины в обществе и формируют отношения между мужчинами, женщинами и детьми.

Власть является основным концептом феминистского анализа. Феминизм использует понятие власти в соотношении с понятиями эксплуатации и контроля. Радикальный феминизм утверждает, что мужчины имеют власть над женщинами и что женщины подчиняются мужчинам. Такой подход представляет бинарный взгляд на общественную структуру с «мужчиной наверху», мужским обладанием власти и статическими властными отношениями. (Bell, 1993) Этот взгляд, как мне кажется, практически не дает способов решения проблемы: единственным выходом для женщин может быть изъятие власти у мужчин, то есть сражение, которое мы обречены проиграть.

Фуко (1981, цит. по Bell, 1993) утверждает, что власть не может трактоваться как простое преобладание, что властные отношения проявляются в самых разных сферах общественной жизни и что иногда их проявления неочевидны. Фуко предлагает в исследованиях о власти основной упор делать на анализе конкретных проявлений власти, задавая вопрос «Что происходит?» Конфронтация и ее проявления, формирующиеся на местном уровне должны стать отправной точкой для изучения властных отношений. Далее Фуко считает, что проявления власти вызывают сопротивление, что существует множество центров сопротивления в разветвленной структуре власти. Сопротивление власти может быть различным по своему характеру, оно может быть прогрессивным и консервативным.

Идея о том, что властью не обладают, что она не фиксируется, а «существует только тогда, когда осуществляется (Bell, 1995 Р.39) дает нам возможность исследовать ситуации, в которых женщины осуществляют власть и оказывают сопротивление мужчинам, обладающим властью. Это также позволяет нам рассматривать женщин не просто как жертв мужского доминирования. Мы можем выявить упущения и слабые места во властных отношениях, проанализировать, как осуществляется власть и как она функционирует. Мы должны исследовать то, что Белл (1995) называет моделями асимметрии между мужчинами и женщинами. «Хотя нельзя сказать, что только мужчина обладает властью или что исключительно он ее осуществляет, феминистский анализ демонстрирует дифференцированные и иерархические позиции мужчин и женщин в общественных отношениях, которые постоянно воспроизводят более свободный для мужчин доступ к возможностям осуществления власти. (Bell, 1993, Р.42). При таком анализе власти единственной альтернативой является сдвиг во властных отношениях.

Белл (1993) указывает, что феминистское знание создает базис для феминистской поддержки женщинам-жертвам насилия.

Феминизм, однако, - это не просто организация поддержки, он также разрабатывает социальную критику, теорию. Феминизм - это способ говорить об острых вопросах и проблемах. Феминизм определенным образом ставит проблему насилия против женщин и, кроме того, он побуждает войти в дискурсивное поле, где существуют различные понимания того, что такое насилие против женщин. (Р.179) Феминизм обычно называет эти различные толкования «мифами». Они комплексны, различны и обычно «проистекают из различных видов знания, которые имеют разное происхождение и разные цели». (Р.80) Это формы выражения взглядов на насилие, в которых находит свое место и феминистский анализ.

Если мы рассмотрим данные мифы, которые окружают насилие в отношении женщин, как иной способ его обсуждения и зададим вопросы о целях, которым они служат, а так же исследуем их институциональные основы, то ответы помогут нам составить представление о том, какой эффект может повлечь за собой это изменение.

Шарон Маркус (1992) призывает женщин к сопротивлению как словесному, так и физическому, чтобы не ждать пока мужчина будет применять насилие. Она выступает против политической практики рассмотрения насилия как политической реальности жизни женщин и за смещение центра тяжести с практики наказаний за изнасилования к превентивным мерам (Р. 387). Она исследует контекст изнасилования и рассматривает его как проявление сексизма, который должен быть ликвидирован. Маркус полагает, что мы должны меньше уделять внимания тому, что лежит на поверхности случаев изнасилования - мужского насилия против женщин, и взамен этого больше уделять внимания тем женским качествам, которым насилие наносит ущерб - женской воле и самостоятельности. Для того, чтобы предотвратить изнасилование, считает она, мы должны сопротивляться потенциальным попыткам насильника поставить нас в сексуализированную позицию пассивности и что взамен этого мы должны противостоять насилию, поставив себя в позицию борцов (Р.497). Вместо того, чтобы быть объектами насилия и субъектами страха, женщины должны стать субъектами насилия и объектами страха. Маркус признает, что моральная ответственность за насилие распределяется между насильниками и обществом, которое их поддерживает, и что самозащита не предполагает окончательного решения. Она полагает, однако, что «для того, чтобы создать общество, в котором мы не будем знать страха, мы должны для начала до смерти испугать культуру изнасилования (Р.401) Советы женщинам по избежанию насилия - такие как не выходить на улицу по ночам, запирать дверь, не вызывать гнев партнера преобладали в превентивном дискурсе годами. Некоторые женщины могут захотеть последовать предложения Шарон Маркус и использовать то, что я условно назвала самообороной, другие могут отвергнуть их как всего лишь еще один способ переложить ответственность на женщин вместо того, чтобы сделать ответственными мужчин.

 

Заключение.

Существует много стратегий как в предотвращении преступлений, так и в охране здоровья, которые оказываются полезными и эффективными, кода применяются для предотвращения насилия против женщин. Концепции первичного, вторичного, третичного предотвращения помогают понять, что стратегии по сокращению насилия против женщин не ограничиваются обеспечением безопасности женщин и предотвращением последующего насилия. Сомнительно, однако, что эти концепции имеют какое-либо практическое значение в сфере насилия против женщин, так как они обычно ассоциируются с медицинской моделью.

При развитии стратегий по предотвращению преступлений мы сталкиваемся с важными проблемами и потенциальными препятствиями, которые необходимо принимать во внимание. Я уже упоминала такие маскирующие факторы как бедность, безработица, наркотики, алкоголь. Основным фактором в перспективе предотвращения насилия против женщин, однако, является гендерная динамика власти.

Я считаю, что сейчас пришло время поставить вопрос о насилии в отношении женщин в качестве приоритетной проблемы, на политическую и общественную повестку дня. В настоящее время необходимо принять новые и разнообразные толкования понятия власти, что позволит нам разработать эффективные стратегии для предотвращения насилия против женщин.

Australian Bureau  of Statistics (1996) Woman’s safety Australia cat No 4128.0, AAABC, Canberra

Bell, V. Interrogating Incest: Feminism, Foucault and the Law Routledge, London

Carmody M.91992) “ Uniting all women: A historical look at attitude to rape in J. Breckenrige and M. Carmody. (Eds.) Crimes of Valence: Australian repronswes to rape and child sexual assaut Allen & unwin? Australia.”

Hogg R. And Brown, D.(19998) Rethinking Law and Order Pluto Press, Australia.

Jenkins A. (1997) "Alcohol and men's violence" Dulwich Centre Newsletter Nos 2&3, pp. 43-47.

Kennedy D.M. (1997) "Pulling Levers.- Chronic Offenders, High Crime settings, and a Theory of Prevention" Valparaiso University Law Rewiew Vol. 31, number 2,449-484.

Klein A.R. (1993) Spousal/Partner for the Sentencing and Supervision of Offenders The Quincy Court Model Domestic Abuse Program, USA.

Marcus S. (1992) "Fighting Bodies, Fighting Words: A Theory and Politics of Rape Prevention" in Feminist Theorize the Political J. Butler andJ.W. Scott (Eds.) Routlege, London and New York.

Melville R. (1998) "The slippery slide of women's refuge funding; 1970s to 1990s: the New South Wales experience" Women against Violence: An Australian Feminist Journal, Issue 5, December, pp. 15-33.

Mulder L. (1994) Therapeutic responses unpublished paper presented at Transforming our Rape Culture - A National Conference for Rape and Incest Workers held at Caloundra, Queensland, November

National Crime Prevention (1999) Ending Domestic Violence? Programs for Perpetrators National Crime Prevention, Attorney-General's Department, Canberra.

NSW Ministry for the Status and Advancement of Women (1995) "What do Women Think? A Benchmark Survey of the Attitudes of Women in NSW" Annual Attitudinal Research Summary Report, February

Orr L. (1998) "Women's interests and the Australian state: regulation, governance and feminist services" Women againsr Violance: An Australian Feminist Journal, Issue 5, December, pp.35-43

Quinn C. (1992) "Protection and prevention: An integral approach to child sexual assault" in J.Brekenridge and M.Carmody. (EDS) Crimes of Violence: Australian Responses to rape and child sexual assault. Allen&Unwin, Australia

Shaw E, Bouris A. and Pye S. (1996) "The Family Safety Model: A Comprehensive Strategy for Working with Domestic Violence" Australian and New Zealand journal of Family Therapy. Vol. 17, №3 pp. 126-136

Stewart A. (1999) Domestic Violence: Deterring Perpetrators. A paper, presented at the 3rd National Outlook Symposium on Crime in Australia, Mapping the Boundaries of Australia's Criminal Justice System, convened by the Australian Institute of Criminology and held in Canberra 22-23 of March

The Quincy Court Model Domestic Abuse Program Manual, 1993

Trimboli L And Bonney R. (1997) An Evaluation of the NSW Apprehended Violence Order Sheme, NSW Bureau of Crime Statistics and Research, Sydney.

Ward E.(1984) Father-Daughter Rape Woman’s Press, London

White R. And Haines F.(1996) crime and Criminology: An Introduction. Oxford University Press, Australia

 

 




Книга любезно предоставлена автором для размещения на портале "Женщина и общество"