Глава 13 Может ли государство помочь женскому бизнесу в России

Глава 13. Может ли государство помочь женскому бизнесу в России ?

 

1. Дискриминация женского бизнеса: взгляд женщин-предпринимательниц два года спустя

 

Проблема дискриминации женщин в России постепенно стала проникать в научные издания и за время экономических реформ в России. Все вдруг осознали, что женщина в нашей стране претендует на большее, чем ей могут дать, и что совсем не каждая российская женщина является лишь «хранительницей домашнего очага».

Динамичное завоевание женщинами позиций, пусть не в большом, но в малом и среднем бизнесе, давало надежду, что если их «притесняют» в государственных структурах, то в частном бизнесе женщины смогут взять реванш. Они претендуют не на многое, а работать умеют хорошо, и даже справляются с типично мужскими проблемами мягко и по-женски непредсказуемо.

Исследование 1995-1996 годов действительно показало, что уровень дискриминации, который можно было ожидать в связи с желанием мужчин утвердить себя в условиях рыночной экономики, не столь значителен. Было похоже, что мужчины просто не заметили, как активно женщины «просачиваются в бизнес» и достигают там успеха.

Опрос, проведенный тогда в московском регионе, зафиксировал относительно небольшое число респонденток (40%), утверждающих, что они испытывают на себе некоторые проявления дискриминации женщин в бизнесе, однако большинство из них настаивало на том, что им удается позитивно разрешать эти ситуации и со временем они научаются не замечать попыток «мужского ущемления».

Исследование 1997-1998 годов распространилось также на российские регионы, где «консервативность ценностей» и «социальная инерция», возможно, выше, что предопределило желание проанализировать выраженность этого явления на региональном уровне

Исследование становления женского предпринимательства в российских регионах показало большую субъективную неудовлетворенность женщин-предпринимателей отношением к их бизнесу как со стороны партнеров, так и со стороны людей власти, а также массового сознания, но различия эти были не столь существенны, чтобы можно было говорить об особом уровне дискриминации в российских регионах, отличном от московского.

Если в Москве на определенном уровне дискриминации настаивали около 40% женщин, то региональные предпринимательницы утверждали похожее в 45% случаев, однако формы проявления недоверия могли быть более резкими, по сравнению с московскими.

Вот что думают по поводу дискриминации предпринимательницы из разных регионов России: «Когда я вышла на уровень бизнеса, то впервые поняла, что такое быть женщиной для руководителя, - вспоминает Раиса Денисова, которая до прихода в бизнес отработала много лет средним руководителем государственного предприятия. - Все мужчины в фирме, начиная с электрика, требовали доказательств, что ты на что то способна. Каждый день необходимо доказывать, что ты просто соображаешь, о чем говоришь. Что тебя не просто посадили, ты не подставная фигура, не случайно в твоих руках печать и подпись. Многие знакомые до сих пор считают, что такого просто не может быть. Они не верят, что женщина может быть достаточно самостоятельной. На эту борьбу уходят силы и энергия. К этому привыкаешь. Когда мужчины понимают, что моя логика вполне мужская, и что со мной хуже иметь дело, нежели с мужчиной, потому что у меня женский менталитет, накладывающийся на мужскую логику, то тут не до усмешек. Потому что я разговариваю с помощью расчетов. Это вызывает определенное напряжение со стороны мужчин. Чтобы у нас в стране мужчины признавали женщин на равных, должно пройти время. Возможно, когда-нибудь люди начнут понимать, что умен тот, кто умен. Это не зависит от мужской или женской головы. Сейчас я понимаю, что это не так, и отношусь к этому нормально. Я не могу изменить стереотипы людей. Поэтому говорю: "Вы сначала сделайте, а потом будем разбираться, кто здесь женщина, а кто мужчина"».

Если Раиса Денисова считает, что ее принадлежность к женскому полу требует больших усилий для руководства персоналом, то вельская предпринимательница Татьяна Любарская убеждена в обратном: «Женские качества не мешают, они помогают. Что-то может мне прощаться потому, что я .женщина. У мужской половины работников я могу рассчитывать на понимание, потому что я не старая, симпатичная, неглупая женщина. Я могу себя так повести, что многое будет сделано, как услуга мне. Просто потому, что я женщина».

Другие механизмы в формировании женской дискриминации в бизнесе увидела Мария Воронина: «Мужчины выпихивают женщин и занимают самые лучшие места. Это не секрет. Они .женщин берут только для того, чтобы о нем говорили, что он большой демократ и современный человек. Это пренебрежительное отношение я много раз ощущала на себе. Всеравно мужчины убеждены, что жена должна сидеть дома и следить за детьми. Меня это унижает. Я умею все делать сама: ремонт, починять электричество, шить, чинить обувь, я не знаю, чего я не умею. Мужчины редко умеют все это делать. И я должна при этом их слушать».

Более высоко оценивают сложившийся уровень «пренебрежительного отношения» к женщинам в бизнесе русские предпринимательницы в Татарстане, хотя татарские женщины, наоборот, отрицают неравенство и не замечают его даже в малой степени. «Мы живем в национальной республике, - считает Любовь Шемахина. - Женщина в Татарстане на второй роли. Сложился стереотип. Все хотят видеть руководителем мужчину. Мужчинам легче договариваться с друг другом Женщине не ответишь грубостью и не пошлешь подальше известными выражениями Но я не думаю, что по деловым качествам мужчина превосходит женщину. Есть женщины, которые умнее и деловитее мужчин. Например, госпожу Ким я бы не поставила рядом ни с одним мужчиной. Это очень энергичная и деловая женщина. Женщина более ответственна при ведении дел. Если она ошибется, ее некому защитить».

Другая русская казанская предпринимательница согласна с существованием дискриминации, однако причины видит не только в половой принадлежности, но в размере и возможностях бизнеса, которым управляет женщина. По ее оценке, чем более конкурентный и доходный бизнес принадлежит женщине, тем большая вероятность того, что она столкнется с явлениями дискриминации.

«Когда я начина т свое дело, это был очень красивый бизнес, я начинала не с рекламного агентства, а с модельного, и везде встречала только поддержку, - вспоминает Лариса Фоменко. - Потому что я не врывалась ни в чью сферу интересов и не претендовала на большой бизнес. Деньги, которые я могла заработать, были мелочью, и ни для кого я не была конкурентом. Соперником тоже. Мужчины это все приятно воспринимали, видели интерес в сотрудничестве с фирмой. Но фирма очень быстро переросла из модельного агентства в рекламное, а вот уже рекламная фирма - большой конкурент. Сейчас, когда рекламный бизнес стал интенсивно развиваться, - а сегодня мы отстаем от Москвы года на три-четыре - пошло интенсивное деление в бизнесе. Там, где ты встречаешься с конкурентом, возникают сложности. Сейчас, когда начался действительно серьезный рекламный бизнес, мне пришлось встретиться с рядом мужчин, в основном чиновников, которые относятся к женщине в бизнесе и к тому, что она зарабатывает, весьма негативно. Это свойственно именно татарам. Не всем, но некоторым. Они стараются вставлять палки в колеса. Это беспокоит их как факт. Как это я достиг определенного положения и не имею свой бизнес, а женщина имеет. С этим мне пришлось столкнуться в последние два-три года, а до этого я подобного не испытывала. Пока я не была конкурентом, все относились к этому легко и спокойно».

Таким образом, дискриминационные эффекты пока редко влияют на реальную жизнь женщины в бизнесе. Женщины в процессе бизнес-деятельности учатся не бороться с дискриминацией «жесткими способами», а использовать женское начало для еще больших достижений в деле.

Около 30% из опрошенных женщин убеждены, что им удается из своей принадлежности к женскому полу извлекать «выгоду для бизнеса» и даже перестраивать стандарты мужского поведения. «Поначалу я волновалась в обществе директоров - мужчин, - вспоминает Светлана Журкина, директор АО «Завод железобетонных изделий». - Этот бизнес, как и предыдущий, нефтяной, требует мужских рук. Строители более рискованные люди, нежели нефтяники. Нефтяники более собранные и более ответственные бизнесмены. Там ходят большие деньги Строители проще, они более терпимы к женщине. Но это не значит, что с ними легко. Наоборот. Очень неестественно смотрится женщина в строительной грязи. Приезжаешь на совещание на стройплощадку, там 20-25 мужчин, вокруг грязь и мусор, а ты в модном костюме. Без женщины они много курят и ругаются. Со мной они вежливы и стараются не дымить. Женщины облагораживают мужской бизнес. Кажется, мне удается быть среди них убедительной и многие меня уважают и считаются».

25% опрошенных женщин убеждены в том, что их биологический пол ни позитивным, ни негативным образом не влияет на продвижение и успехи в бизнесе. Единственным реальным механизмом формирования отношения к женщине-бизнесмену выступает надежность и эффективность бизнеса, - считают они в своем большинстве. Однако, некоторые мужчины, которые работают рядом с женщинами, убеждены, что женщинам в бизнесе даже легче, чем мужчинам. «Мой муж: убежден, что мне легче, - рассказывает Татьяна Собко. - Тебе приходится работать с мужчинами и они всегда готовы тебе помочь. Всегда хочется иметь партнера, который тебе приятен. Я ему иногда объясняю, что если бы я не выполняла своих обязательств, то все быстренько от меня бы сбежали, несмотря на то, что я приятная и воспитанная женщина. Отношения в бизнесе не могут складываться из отношения полов. Бизнес существует для того, чтобы достигать результатов. Мужчины уважают тех женщин, которые умеют добиваться своего. Женщины уважают успешных мужчин».

Итак, повторное исследование проблем дискриминации женщин в бизнесе на примере шести регионов, включая Москву, не выявило резкого возрастания дискриминационных процессов в женском бизнесе за истекшие два года. Можно, правда, предположить, что уровень опрошенных нами успешных предпринимательниц позволил компенсировать этот процесс, и женщины, находящиеся на более низких ступенях развития своего бизнеса, ощущают дискриминацию в большей степени, нежели успешные женщины-руководители.

В России много парадоксов: может быть, женщины в России действительно могут отстоять свои права у мужчин, если очень этого захотят?

 

2. Государство и женское предпринимательство: чего ждут от государства лидеры женского бизнеса

 

Один из парадоксальных результатов исследования службы «Мониторинг», проведенного по заказу CAF, состоит в том, что женщины-предприниматели чаще мужчин заявляют, что они не надеются на государство.

Интервью 1995-1996 годов, проведенные с московскими предпринимательницами, подтвердили этот вывод - патерналистские ориентации относительно государства выражены у женщин в меньшей степени, нежели у мужчин.

Нестандартность полученных результатов в первой серии исследования способствовала решению проверить достоверность полученных данных на более широком массиве респондентов.

Исследование 1997-1998 годов вскрыло весьма осторожное отношение женщин к возможности поддержки со стороны государства. Около 70% обследованных женщин упорно продолжают повторять: «Лишь бы не мешало, со всем остальным мы сами разберемся».

Некоторые женщины-предприниматели рассматривают помощь со стороны государства как невозможную в сложившихся условиях (20%). «У государства слишком много ртов, чтобы оно согласилось нам помогать, несмотря на требования со стороны Запада»

Среди женщин есть и такие (около 10%, или 6 человек), которые убеждены, что помощь государства снизит «жесткие требования для выживания» и будет косвенным образом негативно влиять на становление женского предпринимательства в России. Всего его могут добиться женщины, они должны достигать самостоятельно. «Очень много ведется разговоров о развитии женского движения и есть дамы, которые прямо одержимы этим женским движением, потому что убеждены, что с его помощью можно лоббировать женский бизнес, женские вопросы, -размышляет самарская предпринимательница Елена Сегал. - Я их не понимаю. Получается у тебя делать бизнес - делай его. Если есть желание, то всего можно достичь. Как будто власти должны кому-то помогать. Я считаю, что этот вопрос каждый должен решать сам. Наша российская женщина всегда работала. Американок почему стали поддерживать - потому что они привыкли к тому, что неработающая женщина получала пособие. В нашей же стране главное, чтобы не мешали. .Воспитание потребительского чувства у нас в крови, как у детей, так и у взрослых. Нам, как детям, нельзя никогда обещать светлого будущего. От нашей страны нельзя ожидать шагов помощи. Нам никто никогда ничего не давал и не даст. Вот забрать могут. Какой смысл говорить о том, чего не может быть. Если добьются помощи со стороны государства, то дай бог лет через 20-30, когда оно будет в состоянии кому-либо помогать».

Несмотря на отсутствие надежд на помощь и защиту со стороны государства, большинство опрошенных (около 80%), исключая сторонников «естественного развития», убеждены, что государство способно помочь предпринимателям в четырех важнейших направлениях:

- совершенствование правового, и в том числе налогового законодательства;

- повышение информационной открытости государства по поводу предпринимаемых шагов;

- отказ от постоянной смены «правил игры» со стороны государства, стабилизация системы требований;

- введение предпринимателей как экспертного ресурса в комиссии и рабочие группы, где обсуждается система законодательных правил.

Несмотря на то, что требование совершенствовать законодательную базу (как, впрочем, и другие требования) повторяется от интервью к интервью, и не только проводимых моими коллегами уже на протяжении нескольких лет, никаких заметных позитивных сдвигов, по мнению предпринимательниц, пока не происходит. «Бизнес в защите не нуждается, - считает Татьяна Власова. - Он сам может себя прекрасно защитить, если есть законы. Но наше прекрасное правительство никак не поймет, что нельзя не уважать в России предпринимателей, которые всего достигают своим трудом. Каждый день я лихорадочно читаю документы, бумаги, законы. Боюсь что-то пропустить. Некоторые законы в России выпускают задним числом. Вчера узнала, подписали задним числом закон об отмене льгот на технологическое оборудование. Где я возьму деньги, чтобы покрыть дополнительные расходы, все затраты у меня уже расписаны. Нельзя все время демонстрировать неуважение к нашим усилиям. Пусть хотя бы обеспечили информационное пространство. Нельзя узнавать задним числом о законах, которые агрессивно диктуют тебе правила жизни в бизнесе. Я всем обеспечиваю себя сама. У меня в портфеле «Таможенный вестник», «Финансовые известия». Мы все выписываем. Масса бумаг, а причина одна - нет цивилизованного правового пространства. С одной стороны, все давит, с другой - все расплывчато. Налоги растут, просто не успеваешь. Невозможно подстроиться. Невозможно создать запаса денег. Это означает, что ты лишен возможности разворачивать новые проекты. Развитие просто душат. Нельзя думать о завтра. Одна бухгалтерия что стоит. Чехарда с арендной платой. Не успеваешь ничего планировать. В России нужно жить одним днем. Как плохая хозяйка. Женщина как раз этого не любит».

Одновременно с тем, что многие женщины не доверяют помощи со стороны государства, некоторые из них придерживаются линии, что от помощи отказываться не стоит, если вдруг «завтра она на нас свалится», но в реальность подобного «золотого дождя» мало кто верит.

Наиболее заинтересованными в поддержке со стороны государства и власти являются фирмы, которым не удалось завоевать лидирующего положения в своей сфере. Сильные фирмы настаивают на своей независимости, весьма часто отождествляя помощь с потерей своей самостоятельности.

Наиболее частыми требованиями региональных предпринимательниц к местной власти выступают требование гарантии для иностранных партнеров, поиск этих партнеров и рекомендации власти, подтверждающие надежность фирмы.

«Нежелание власти выступать гарантом нашей надежности и наших возможностей приводит к тому, что самостоятельно мы способны осуществлять только хаотический поиск партнеров на западном рынке и идти порой на унизительные условия сотрудничества, - считает одна из предпринимательниц - Не надо помогать нам деньгами, пусть помогут своими знаниями и своими специалистами. Всего остального мы добьемся самостоятельно и в долгу у власти не останемся».

Безусловно, диалог государства с бизнесом несколько затянулся и пока не приносит ожидаемых результатов, но здравый смысл в конце концов должен победить. Потому что государство призвано помогать своим гражданам, а не наоборот. Тем более тем, кто взял на себя груз ответственности за реальность экономических преобразований в России.

 

3. Региональные программы поддержки малого бизнеса: направления оптимизации

 

Вполне закономерно, что решение проблем регионального предпринимательства, в том числе малого бизнеса, по мнению аналитиков[i], все больше переносится в регионы. Субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно решать большинство вопросов с учетом местной специфики.

Примерно в половине субъектов Российской Федерации образованы те или иные специализированные органы исполнительной власти, ориентированные на цели и задачи поддержки малого и среднего бизнеса.

Такие специализированные департаменты были во всех обследованных городах и областях. Это позволяет надеяться, что инфраструктура, способная помочь становлению российского предпринимательства в регионах, практически сформирована. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что органами власти регионов создано около 60 фондов в виде самостоятельных организаций, имеющих статус юридического лица. В 10 регионах выполнение функций фондов ПМП возложено на подразделения в составе органов исполнительной власти.

Положительный опыт функционирования таких структур, по оценке Комитета по поддержке малого и среднего бизнеса, имеется в Нижегородской, Новгородской и Самарской областях. Данные по поддержке предпринимательства позволяют утверждать, что работа, проводимая в Самарской области в этом направлении, действительно отличается комплексностью и последовательностью.

В других обследованных регионах также идет или уже закончилась разработка и реализация региональных программ по поддержке малого бизнеса.

Цели, решаемые в ходе реализации этих программ, чрезвычайно важны для социально-экономического развития регионов и направлены прежде всего на:

- создание равных стартовых условий каждому предпринимателю;

- упорядочение и упрощение процедур регистрации новых предприятий;

- предоставление гарантий, позволяющих эффективно инвестировать денежные средства в производственную сферу;

- предоставление льгот в выделении материальных, финансово-кредитных ресурсов, недвижимости, кредитовании внешнеэкономической деятельности;

- создание системы государственной политики поддержки малого предпринимательства, системы правовой защиты предпринимательства на всех уровнях, включая региональный;

- удовлетворение потребностей населения посредством насыщения рынка товарами, услугами, произведенными силами предпринимательского сектора экономики;

- создание благоприятных условий для оздоровления окружающей среды;

- формирование позитивного общественного мнения в отношении предпринимательской деятельности[ii].

Таким образом, региональная программа поддержки, согласно первоначальному замыслу, должна быть ориентирована на первоочередное развитие предпринимательства в негосударственном секторе экономики. Особое внимание должно уделяться приоритетным отраслям экономики, таким как агропромышленный комплекс, производство товаров народного потребления, торговля, питание, сфера услуг для населения и т.д.

Весьма существенно: права, которые даются предпринимателям в рамках разработанных программ, должны фактически исключать воздействие на них со стороны региональных органов власти и управление административными методами.

Возникает вопрос, насколько цели, продекларированные как основные при разработке программ, являются таковыми в реальности, какие трудности встают на пути реализации данных программ и как оценивают сами предприниматели эффективность их воздействия на развитие предпринимательской среды в своих регионах?

Как показывают интервью с экспертами и предпринимателями во многих регионах, несмотря на усилия администрации, не удается пока сформировать многоканальной системы финансирования этих программ, что приводит к «затягиванию» реализации намечаемых проектов.

Большинство опрошенных экспертов (60%) связывают низкий уровень реализации подобных программ с недостатком средств в регионах и неотработанностью нормативно-правовой базы.

«Многие цели пока декларируются и реализуются частично win не реализуются совсем. Здесь трудно найти виноватых, - убежден один из региональных экспертов. - Многие области просто задыхаются сейчас от недостатка ресурсов, их не хватает даже на первоочередные социальные задачи. Бастующие врачи, учителя, библиотекари - слишком длинна очередь из тех, кто нуждается в поддержке. Это задачи не ближайшего времени».

Важным ограничением выступают, по-видимому, не только эти два фактора, но и убежденность региональных элит в том, что с их стороны делается все возможное, чтобы эти программы реализовывались. Убежденность в исчерпанности усилий рождает отказ от поиска нетрадиционных ресурсов и ограничивается послушным ожиданием «благосклонности первых лиц в регионах». Иногда подобная благосклонность имеет место, иногда нет.

Психологически поражает разрыв в оценках, даваемых уровню и формам поддержки администраторами и чиновниками, с одной стороны, с другой - реальными субъектами, для которых это делается.

Если среди опрошенных экспертов, представляющих администрацию, удовлетворены состоянием развития малого предпринимательства более половины, то среди опрошенных нами предпринимателей знают о данной программе и заинтересованы в ее реализации не более 15% опрошенных.

Справедливости ради отмечу, что здесь ситуация нестабильна и меняется от региона к региону.

Наиболее информированы об усилиях со стороны администрации женщины-бизнесмены из Архангельской и Самарском областей. Однако выяснить, является ли это заслугой администрации или самих женщин предпринимателей, сложно.

В Архангельской области, как уже упоминалось, есть позитивный опыт участия предпринимателей в реализации программ, что дает надежду постепенного переосмысления существующих форм участия бизнеса в деятельности региональных административных структур. Требуется поиск новых форм взаимодействия, позволяющих реально, а не декларативно облегчить развитие предпринимательства в регионах.

Около 20% женщин-предпринимателей выразили согласие участвовать в экспертных советах и помогать администрации формировать позитивную предпринимательскую среду в своих регионах, но никто ни разу не обратился к ним с подобными предложениями. «Были мы в администрации, собирали нас, просили помочь с деньгами для выборов, а вот чем они могут помочь нам, так никто и не сказал».

Отказ от «экспертного ресурса» в лице женщин-предпринимателей с их повышенной ответственность и аналитичностью представляется мне «неоправданной роскошью». Малое предпринимательство не спасут региональные программы, если их реализация не будет опираться на постоянную корректировку со стороны грамотных аналитиков, которые представляют ситуацию не только «с позиции власти», но и со стороны наименее защищенного и динамично развивающегося женского бизнеса.

Анализ программ в трех регионах показал, что в них остаются неотработанными механизмы реализации, практически отсутствует развернутый проблемный анализ, цели фактически повторяют те, которые провозглашены в федеральной программе. Отсутствие специфичности свидетельствует о том, что это скорее формальные документы, а реальная жизнь предпринимателей идет своим чередом.

Слабо к разработке подобных программ привлекаются грамотные специалисты, владеющие общероссийскими стандартами. Низкий уровень проектных разработок существенно снижает возможность поиска финансирования, что бумерангом возвращается в регион. Образуется порочный круг, разорвать который не так просто.

Несовершенной остается аналитическая и информационная база. Так, фактически в региональной статистике отражается «число женщин, выступающих учредителями предприятий и фирм», но нет данных, позволяющих определить истинные масштабы женского предпринимательства, когда женщина выступает не учредителем, а руководителем той или иной фирмы или предприятия. Это существенно снижает возможность целенаправленной поддержки собственно женского предпринимательства в регионах.

В своем выступлении «Малый бизнес и средний класс» на международной конференции «Формирование среднего класса в посткоммунистической России», проходившей 27 марта 1998 года в Институте проблем переходного периода, Ирина Хакамада, председатель Комитета по поддержке малого и среднего бизнеса, заметила: «Сегодня сложилась такая ситуация, что чиновник в регионах хочет только «закрывать и контролировать», вместо того, чтобы развивать. А развивать следует многое: рынки финансовые, рынки имущественные, проводить эффективную реструктуризацию крупных предприятий, упрощать налоговую политику. Следует шире внедрять кредитные союзы, гарантийные фонды. Нужно во чтобы то ни стало укротить неконтролируемую потребность чиновника заработать на предпринимательстве». В этом выступление хорошо показан уровень скопившихся проблем с малым бизнесом в регионе.

Однако вина, на мой взгляд, ложится на плечи не только власти, но и самих предпринимателей. Оставаясь «в тени своего бизнеса» и отказываясь от консолидированных усилий, они создают возможности для собственного «уничижения».

Власть не может дать больше того, что может, но и она, в силу здравого смысла, способна реализовывать взаимовыгодные шаги. Если ее об этом кто-то попросит настойчиво. Но если долго молчать и не верить, то действительно происходить будет только то, чего хотят другие. И не более того.

 



[i] Блинов А.О. Помощь государства в развитии малого бизнеса в России (рукопись). 1998. С.1-41.

[ii] Блинов А. Малое предпринимательство: организационные и правовые основы деятельности. М.: «Ось-89», 1997. С. 84-101.




Далее