Заключение

Заключение. Женское предпринимательство в России на пороге XXI века: «тихая революция»

 

Исследование становления женского предпринимательства в России и особенностей социального поведения лидеров женского предпринимательства показало, что масштабы развития женского бизнеса растут и будут расти, несмотря на достаточно агрессивные условия, сложившиеся в российских регионах.

Жизнь регионов в постсоветской России резко изменилась: они получили политическую самостоятельность и большие полномочия в сфере экономики. В национальных республиках и «русских» провинциях идет процесс осознания собственных интересов, формируются элиты, готовые эти интересы отстаивать. В постсоветском обществе появляются новые субъекты, действующие в сфере политики и экономики. Именно такими субъектами, начавшими осознавать свою силу и свои возможности, но пока плохо интегрированными, являются лидеры женского регионального предпринимательства

Вместе с тем, женские экономические элиты переходного периода действуют несогласованно, снижая собственный потенциал влияния на экономическую и политическую жизнь своих регионов.

Проблема становления женского предпринимательства в России имеет множество измерений. Можно выделить ключевые фокусы проблем, которые будут оставаться существенными в ближайшие годы, при условии отсутствия резких и неожиданных шагов как со стороны Центра, так и со стороны регионов.

Первая группа проблем - это незавершенность и неопределенность сложившейся системы отношений между бизнесом и властью в регионах. Поведение власти, в котором элементы патернализма сочетаются с агрессивной политикой в отношении субъектов, демонстрирующих «экономическую независимость», отличается исходной избирательностью, которая не имеет под собой каких-либо рациональных обоснований. Как результат этой политики, в регионах сформировалась «устойчивая дистанция от власти» предпринимателей, что не устраивает ни одну из сторон.

Вторую группу проблем составляют проблемы собственно плохой интеграции предпринимательства вообще и женского предпринимательства в частности. Несмотря на то, что во всех обследованных регионах действуют ассоциации женского предпринимательства или клубы деловых женщин, весьма часто цели этой деятельности плохо осознаны или резко сужены. В результате эти организации, нередко действуя в одном регионе и решая схожие задачи, превращаются в конкурентов, что не дает возможности для оптимального развития ни той, ни другой организации и подрывают авторитет каждой из них.

Любые внутренние конфликты осложняют внутриполитическую и экономическую ситуацию в регионах. Они ослабляют позиции субъектов бизнеса в их диалоге с властью. Эти конфликты не исчезнут в XXI веке, но, надо полагать, по мере структурирования регионального бизнеса и осознания им своих целей, «поле конфликта» будет постепенно сокращаться, а степень интегрированности расти. Должен же в России когда-либо торжествовать здравый смысл, а не корпоративные амбиции.

Третью группу проблем составляют проблемы криминализации и безопасности регионального предпринимательства, что в контексте становления женского предпринимательства приобретает особое значение. Несмотря на то, что женщины-предприниматели в регионах сумели выработать адекватные стратегии, направленные на безопасность собственного бизнеса, можно утверждать, что проблема безопасности женского предпринимательства не только не разрешается, а все более нарастает.

Четвертая группа проблем связана с профессиональной компетентностью женщин-предпринимателей. Несмотря на то, что, благодаря усилиям западных школ менеджмента предприниматели довольно часто стажируются за границей, в составе женщин-предпринимателей преобладают лица «со стихийным и хаотичным» образованием в области менеджмента. При этом мотивация в получении образования высока. В данной ситуации остается неясным, кто может взять на себя решение этих проблем в региональном масштабе, с учетом образовательной, возрастной, практической и ценностной дифференциации, существующей в женском предпринимательском слое в российских регионах.

Пятая группа проблем представляет особенности политического сознания и поведения предпринимательниц в регионах. Обращает на себя внимание феномен поляризации политических установок женщин, при постепенном осознании необходимости политическими методами защищать свой бизнес. Особое значение приобретает тот факт, что около 20% женщин-предпринимателей относят себя к «вынужденным политикам». Отсутствие цивилизованной системы взаимодействия между властью и бизнесом дает пространство для развития лоббизма и способствует распространению неконтролируемых «невидимых» договоренностей между двумя субъектами влияния в регионах, что приводит в конечном итоге к «взаимной зависимости» нецивилизованного характера одних от других.

Шестая группа проблем касается вопросов несовершенства инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса в российских регионах. Несмотря на множественность этих структур и наличие соответствующих программ, ни одна из них содержала раздела, направленного на развитие собственно женского предпринимательства. Женское предпринимательство и его успехи в регионах продолжают оставаться «невидимыми», а динамика его развития не отражается ни в региональной статистике, ни в программных документах как регионального, так и федерального уровней. Инфраструктура поддержки малого бизнеса продолжает оставаться «вещью в себе», которая пока не справляется с задачами с информационного и аналитического характера. При отсутствии хорошо организованных информационных потоков, эти организации резко сужают свои представления о тех возможных каналах помощи, в которых нуждается женское региональное предпринимательство на самом деле Представление власти о том, что предприниматели нуждаются только в финансовых ресурсах, давно устарело, а нового образа конструктивного взаимодействия пока не сформировано. Переосмысление принципов этого взаимодействия и поиск новых форм поддержки малого предпринимательства с учетом существующей дифференциации регионального предпринимательства и должны стать задачей XXI века.

С момента развала Советского Союза власть в регионах была сконцентрирована на проблемах собственного выживания. Бизнес, в свою очередь, был вынужден всегда думать о собственном выживании самостоятельно. Но теперь, по мере развития рыночных отношений, ситуация должна меняться. Влиятельные группы в регионах должны уметь находить общий язык цивилизованного взаимодействия

Женские экономические элиты в регионах, находясь в стадии своего становления, еще не могут обходиться без поддержки власти, но уже не хотят зависеть от нее. Разрешение этого парадокса и будет в центре внимания региональных элит в ближайшем будущем.

Несмотря на то, что развитие женского предпринимательства в России плохо контролируется и учитывается, с определенностью можно утверждать следующее: постепенное наступление «мягкого» менеджмента в сферу предпринимательства России открывает новые возможности экономического развития. Опыт представительниц женской бизнес-элиты подтверждает наличие необходимого социально-психологического потенциала и готовность женщин действовать в сложных условиях неопределенности.

Путь, проделанный в «мир женского предпринимательства» России позволяет утверждать: женский бизнес на пороге «тихой революции», для осуществления которой необходима, с одной стороны поддержка государства, с другой - смена действующих стереотипов массового сознания, господствующих в обществе, при условии готовности самих женщин «творить» экономические перемены в России.