Глава 4

Глава 4. Лидеры женского предпринимательства: трудный путь к успеху. Замысел исследования и стратегия его реализации

 

Проделанный теоретический анализ ключевых проблем женского лидерства, закономерностей становления женского предпринимательства в России, начатое в 1995-1996 эмпирическое исследование лидеров женского предпринимательства в московском регионе, предопределили замысел, задачи и цели данного исследования. С одной стороны, оно должно было развивать и дополнять полученные ранее результаты, с другой - необходимо было выйти за границы московского региона и показать как развивается женское предпринимательство и его ключевые фигуры в российских регионах, отличающихся между собой по социально-экономическим характеристикам. Важное место в работе должен быть занять анализ особенностей становления женского предпринимательства в условиях мусульманской культуры на примере республики Татарстан, где занятие лидирующих позиций женщинами идет вразрез со стереотипами национальной культуры.

 

Цели, задачи и гипотезы исследования[i]

 

Продолжающийся характер исследования во многом предопределил цели и задачи данного исследования, которые в общем виде могут быть сформулированы следующим образом:

- Расширить теоретические представления об эффективных моделях женского менеджмента в российской деловой среде, адекватных условиям социальных перемен.

- Провести эмпирический сравнительно-сопоставительный анализ мужского и женского лидерства, описав гендерную специфику моделей лидерства в российской деловой культуре.

- Описать особенности женского лидерства в региональном разрезе. Это позволит поставить на повестку дня обсуждение проблемы становления регионального женского предпринимательства в научном сообществе и расширить сложившиеся представления по этому поводу.

- Провести эмпирический мониторинг наиболее актуальных проблем развития женского предпринимательства, сопоставив результаты региональных исследований 1997-1998 годов с данными исследования 1995-1996 годов.

- Наметить перспективные стратегии взаимодействия женского предпринимательства в регионах с региональной властью, дав развернутый анализ сложившейся ситуации за последние два года.

- Описать особенности политических установок женщин-предпринимателей и трансформацию политических предпочтений за период с 1995-1996 годов по 1997-1998 годы.

- Провести вторичный анализ научной литературы, дополненный результатами социально-психологического исследования по специально разработанным шкалам, что позволит поставить новые научные и исследовательские проблемы женского лидерства, которые, возможно, будут изучаться уже в 21 веке.

Проведенное в 1995-1996 годах изучение лидеров женского предпринимательства, построенное на методе интервью, позволяет высказать предварительные гипотезы, которые будут обсуждаться в рамках данной монографии:

- сочетание мужского и женского менеджмента в деятельности фирмы обеспечивает устойчивый путь к успеху за счет компенсации ограничений, обусловленных женскими и мужскими типами лидерства в организации.

- женский тип лидерства в управлении предприятием является не менее эффективным, чем мужской, однако строится на других социально-психологических принципах.

- женщина как кризисный менеджер в определенных ситуациях имеет преимущества перед мужчиной-менеджером за счет особого комплекса психологических качеств, позволяющих ей действовать эффективнее в условиях неопределенности.

- стратегии, используемые женщинами-лидерами для выживания и развития своей компании, строятся с учетом комплекса качеств, где ведущие позиции занимает социальный капитал и капитал межличностных связей и отношений.

 

2. Выборка исследования и принципы ее формирования

 

В число респонденток вошли женщины-лидеры, занимающие первую или вторую позиции в фирмах и акционерных предприятиях. Всего к исследованию было привлечено 45 женщин - первых и вторых руководителей из пяти регионов России: Архангельской, Владимирской, Самарской областей, Краснодарского края. Республики Татарстан (Казань); 20 респонденток представляли Москву. Таким образом, всего в исследовании было получено 65 интервью из пяти регионов и Москвы.

По времени пребывания в бизнесе респондентки значительно различались между собой. Интервал времени работы в бизнесе составил от 2 до 7 лет.

Возраст респонденток также был различен, что позволило сгруппировать их в три возрастные группы:

Первая группа - женщины в возрасте 28-35 лет. В выборке они составили 25% от общей выборочной совокупности.

Вторая группа - женщины в возрасте 36-45 лет, представившие большую часть выборки. Их численность составила 45 "о от общей выборочной совокупности.

Третья группа - женщины в возрасте 46-58 лет, что составило 30% от общей выборочной совокупности

Основанием для включения респонденток в выборку исследования являлось сочетание нескольких критериев, которое совпадало во всех пяти регионах, но несколько отличалось для Москвы.

В Москве основным при отборе респонденток для исследования являлось:

- позиция в рейтинге предпринимателей, которая определялась присутствием данной респондентки в каталоге «Элита Российского бизнеса», «Золотой Бизнес» или других изданий подобного рода на протяжении нескольких лет;

- оценка авторитетности и успешности экспертами - представителями различных предпринимательских ассоциаций;

- оценка авторитетности представителями женских объединений.

В Москве такими экспертами выступили министр Правительства Москвы по поддержке малого и среднего бизнеса Евгений Егоров, Председатель Лиги кооператоров и предпринимателей России Игорь Абылгазиев, вице-президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, председатель Совета предпринимателей при мэре и правительстве Москвы Марк Масарский. Благодаря их рекомендациям список женщин-предпринимательниц был уточнен и расширен.

При отборе респондентов в регионе я пользовалась также несколькими критериями, но решающим было - совпадение фигур женщин предпринимателей, называемых разными категориями экспертов. Высокая доля совпадения таких выборов оказалась неожиданной даже для исследователя.

Региональные эксперты были представлены руководителями областных администраций, лидерами женских предпринимательских объединений, экспертами и аналитиками, занимающимися исследованием предпринимательского слоя в своих регионах. Так, в Архангельской области региональными экспертами выступили: представитель Президента России по Архангельской области Марина Белогубова, заместитель председателя Правительства Архангельской области Тамара Румянцева, руководитель Центра гендерных исследований при Поморском государственном педагогическом университете Елена Кудряшова, главный редактор женской газеты «Троица» Карина Кулинская, зам. главы администрации Вельского района Михаил Межу ев и др.

В Самарском регионе экспертами были: генеральный директор фирмы «Эксперт» Юрий Кочкин, доцент Самарского университета Ольга Самарцева, президент Конфедерации женских движений Мария Воронина и др.

В Татарстане в качестве региональных экспертов выступили: начальник управления развития предпринимательства и внешнеэкономической деятельности мэрии г. Набережные Челны Александр Мокреев, начальник отдела Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан Дмитрий Шевелев, директор рекламного агентства «Имидж» Александр Маркелов (Казань), председатель Ассоциации женщин г. Набережные Челны Гульзада Ракиповна Руденко.

В Краснодарском крае в число экспертов вошли вице-мэр одного из курортных городов, специалисты Торгово-промышленной палаты, ведущие специалисты администрации края.

Во Владимирской области региональными экспертами являлись начальник отдела организации предпринимательства администрации, заместитель главы администрации города Владимира, начальник управления перспективного развития и внешних связей, к.ф.н. Елена Потапова.

Всего в шести регионах России, включая Москву, было проведено 22 экспертных интервью, вскрывающих специфику предпринимательской среды в регионах.

 

3. Метод мягкого интервью и другие исследовательские техники

 

В качестве методов исследования использовался ряд процедур, взаимно дополняющих друг друга. Основной метод исследования - техника глубинного мягкого интервью, построенная по особой схеме, а также ряд других исследовательских процедур, позволяющих выстроить «субъективную картину пребывания в бизнесе» респондентов.

Парадигма, техника и схемы интервью. Схема интервью с женщинами-лидерами разрабатывалась скорее как ориентир, задающий респондентам требуемый уровень глубины и рефлексивности рассуждения и была рассчитана не столько на получение однозначных сопоставимых ответов, сколько на максимальную актуализацию размышления, с целью спровоцировать респонденток на собственное импровизированное мини-исследование затронутых проблем. Подобная методика является хотя и трудоемкой при анализе, но эффективной для выявления «пространства смыслов» изучаемых лиц. Более подробное описание техники ведения интервью и ее отличий от традиционной техники будут приведены ниже. Длительность интервью составляла 2-4 часа.

Схема интервью включала в себя несколько блоков.

Первый блок охватывал вопросы, направленные на выяснение специфики женского менеджмента и его отличий от мужского лидерства.

Второй блок фиксировал отношение женщин к собственным достижениям лидерской позиции и влияния последней на внутреннюю жизнь и психологические качества женщины-лидера.

Третий блок включал вопросы, касающиеся поведения женщин в экстремальных ситуациях для бизнеса и моделей защитного поведения в этих ситуациях.

Четвертый блок вопросов был направлен на выяснение социальных ориентации женщин-предпринимателей, их отношения к политике и политическим партиям, взаимоотношений с властью и направленности благотворительных стратегий.

Пятый блок вопросов ориентировался на получение сравнительных оценок особенностей становления женского бизнеса в Москве и в российских регионах, на описание специфики женского бизнеса в данном регионе, трудностей на пути его становления, общих оценок изменений, которые произошли в женском предпринимательстве за последние два-три года, а также возможностей и перспектив развития женских движений предпринимателей в российских регионах.

Шестой блок характеризовал ценностные, мотивационные и моральные установки женщин-лидеров, успешно действующих в условиях неопределенности.

Седьмой блок включал вопросы совмещения женщиной лидерской позиции с семейными ролями и личной жизнью.

Схемы интервью несколько различались между собой в случаях, когда респондентками выступали президенты и вице-президенты фирм. В последнем случае большее внимание уделялось проблеме совместного лидерства и проблеме поиска компромиссных решений. Специальное внимание уделялось также мотивам открытия - не открытия собственного дела и видения своих перспектив в будущем.

В зависимости от респондентки, ее коммуникативных качеств, объема имеющегося времени, в каждом конкретном случае интервью видоизменялось таким образом, чтобы содержание диалога мотивировало респондентку на открытую коммуникацию и являлось для нее в смысловом плане интересным и содержательным. В том случае, если позиции респондентки по тем или иным вопросам отличались от общепринятых, или содержали подходы, нетипичные для представителей данной группы, я и привлеченные мною интервьюеры выясняли механизмы появления таких оценок более детально, ставя респондентку, в ряде случаев, в позицию эксперта по интересующим вопросам[ii].

Каждое из проведенных интервью содержало блоки обязательных и дополнительных вопросов, которые могли видоизменяться. В целом видоизменения к основному блоку вопросов составляли 25-30%

Таким образом, глубинное интервью, используемое как метод исследования, представляло собой диалог "в очерченном пространстве", но с неожиданными ракурсами, которые, с одной стороны, держали внимание респонденток, раскрывая индивидуальную "палитру видения", с другой - очерчивали "зону преимуществ" каждого в этом диалоге - и интервьюера и интервьюируемого. Этот принцип исследования я бы сформулировала как принцип "персональной композиции".

В случае, когда интервьюер сталкивался с противоречивостью оценок, он стремился вновь в процессе диалога вернуться к предложенной позиции, но в другом ракурсе, чтобы уточнить видение респондентки и проверить полученные формулировки на соответствие внутренним представлением.

Ближе всего используемая в процессе исследования модель интервью находилась к парадигме интервью, предложенной Энн Оукли и названной ею «феминисткой парадигмой интервью»[iii].

Вслед за Энн Оукли я хотела бы в табличной форме представить технику ведения интервью в варианте, используемом в данном исследовании, в отличие от традиционной техники ведения интервью (таблица приведена на следующей странице). Это поможет объяснить, почему многие проводимые мной и моими коллегами интервью, по оценке экспертов, воспринимаются как максимально открытые и «неформальные», в отличие от тех, которые берут журналисты.

Предлагаемая в данном исследовании модель интервью, кроме названных параметров, учитывала также некоторые другие характеристики и строилась на специально выработанных принципах.

Основным в ходе исследования было: добиться максимально искренних ответов, при высоком уровне вовлеченности в диалог.

Если я фиксировала высокий уровень «машинности» ответов, нарушение спонтанности интервью или невозможность включиться в полноценный диалог, то я прибегала к технике «длительных отступлений», при которых искала то пространство взаимодействия, в котором интервьюируемая была бы не столь скована.

Как правило, установление контакта происходило достаточно легко и не требовало применения специальных психологических техник «раскрепощения» диалога. Однако это не означает, что респонденты мало чем отличались между собой и не требовали поиска «индивидуального языка» постановки вопросов и определенного уровня синтонности при ответах на поставленные вопросы. Весьма часто в диалоге я использовала также модель «Другой взгляд»[iv], что позволяло повысить спонтанность интервью и проверять некоторые высказанные суждения на внутреннюю устойчивость.

Здесь я хотела бы привести одну из возможных схем интервью, использовавшуюся в диалоге. Видоизменения касались лишь речевых конструкций, к которым я прибегала с целью максимального приближения к тем вербальным построениям, которые наиболее адекватно воспринимаются респондентками и располагают к беседе.

 

 

Таблица 1

 

Сравнение традиционной и интерактивной модели интервью, используемой в исследовании женщин-предпринимателей

 

 

Критерии

Традиционные парадигмы проведения интервью

Используемые парадигмы проведения интервью

1

2

3

1. Проведение интервью

Односторонний процесс: интервьюер получает информацию, «допытывается» и не дает ответы на вопросы интервьюируемого/ой

Двусторонний процесс: дискуссия по вопросам, которые может задать респондент

2. Отношение между респондентом и интервьюером

Объект (носитель информации) - субъект

Субъект - субъект

3. Результат социального взаимодействия интервьюера и респондента

Данные и их статистическая сопоставимость

Личностное взаимодействие: данные плюс переосмысление видения проблемы

4. Критерии процесса интервьюирования

Объективность, отчужденность, иерархия, «наука»

Субъективизм, вовлеченность, равенство

5. Взаимоотношения между интервьюером и интервьюируемой

Интервьюер - интервьюируемая: доминирование - подчиненность

Интервьюер - интервьюируемая: стремление к неиерархическим отношениям, готовность проявлять свою личностную и информационную компетентность

6. Цель исследования

Цель традиционной парадигмы - сбор сопоставимых объективных данных

Цель интерактивного интервью - валидизация субъективного опыта женщины-предпринимательницы

7. Роль интервьюера

Интервьюер - инструмент сбора данных для исследования

Интервьюер - инструмент сбора данных для тех, чья жизнь исследуется. Строгое следование принципу изучения «зоны преимуществ»

8. Функции исследователя и интервьюера

Функции исследователя и интервьюера разъединены, их выполняют разные люди

В 80% случаев функция исследователя и интервьюера совпадают

9. Характер поведения интервьюера во время интервью

Уклонение интервьюера от ответов на вопросы, не касающиеся темы интервью, отказ от связи личностного характера

Личностная вовлеченность интервьюера в обсуждаемые вопросы, открытое предъявление своих позиций

 

Схема .№ 1. Интервью: президент фирмы (А О)

Блок № 1. Путь в бизнес и путь к успеху. Причины, обусловившие занятие бизнесом. Условия, способствующие приходу в бизнес и тормозящие его. Ощущение успешности-неуспешности. Случайность - неслучайность прихода в бизнес. Желаемое время пребывания в бизнесе. Намерения на будущее. Причины, способствующие успеху фирмы. Технология поддержания успеха в будущем.

Блок № 2. Философия бизнеса. Цель и смысл предпринимательской деятельности. Принципы, которым невозможно изменить. Изменившиеся представления о возможностях бизнеса по ходу деятельности. Исходные и конечные цели предпринимательской деятельности. Ценность предпринимательства для материальной и внутренней жизни. Предпринимательство и внутренний рост.

Блок № 3. Проблемы и мотивация бизнеса. Приоритетные проблемы в настоящем и будущем созданного дела. Ограничения, тормозящие женский бизнес сегодня и завтра в России. Мужское и женское предпринимательство: кому труднее и почему. Внутренние причины, способствующие предпринимательской деятельности. Что дает предпринимательство женщине и чему мешает. Почему предпринимательство интереснее других сфер деятельности. Целевые рубежи в бизнесе. Деньги и предпринимательство. Бизнес и самоутверждение. Предпринимательство и собственное будущее.

Блок № 4. Планы и перспективы. Желаемые планы по видоизменению и расширению предпринимательской деятельности. Имеющиеся ресурсы (человеческие, финансовые, психологические) для планируемого изменения. Оценка выполнимости и целесообразности планируемых изменений. Цели на перспективу. Бизнес и другие сферы деятельности. Оптимальный выбор.

Блок № 5. Социальные ориентации. Оценка настоящего момента в России. Бизнес и политика. Женщины и политика. Эффективные социальные стратегии. Кому и почему следует помогать сегодня в России. Будущее России. Женщины и власть. Что могут и чего не могут женщины в высших эшелонах власти? Женские элитные группы: принадлежность, сила влияния в обществе, пути укрепления влияния в обществе. Женская предпринимательская элита: возможные пути консолидации и ценностное влияние на общество. Мужские элитные группы в бизнесе и власти: возможные пути интеграции.

Блок № 6. Предпринимательство и образование. Опыт и образование: что важнее в бизнесе. Желаемые сферы получения информации и образования (экономика, юриспруденция, менеджмент). Виды образования: очное, заочное... Образовательные учреждения: университеты, академии, школы бизнеса. Международное образование. Предпочитаемые страны. Приемлемые временные затраты на образование (6 мес., 3 мес., 1 мес., 20 дней, 10 дней и т.д.).

Блок № 7. Внутренняя жизнь фирмы. Оперативное и стратегическое управление. Зоны влияния в фирме. Дело и риск. Доверие и фирма. Гуманное управление: возможно ли достичь эффективных результатов. Рэкет: миф или реальность. Бизнес и страх. Угроза жизни и предпринимательству. Система защиты от рэкета. Эффективные способы борьбы с психологическими перегрузками.

Блок № 8. Стиль управления. Сложившийся стиль управления: жесткий, мягкий, смешанный, ситуативный и т.д. Мужской и женский стили управления: совпадение и различие. Какой из стилей позволяет достигать лучших результатов деятельности.

Блок № 9. Команда: подбор и принципы работы. Ключевые принципы подбора команды. Показатели успешности работы команды. Оптимальные партнеры по бизнесу в команде: требуемый набор достоинств. Практика санкционирования команды за ошибки. Оптимальный стиль: командное или авторитарное руководство. Оценка успешности шагов по руководству фирмой командой, своих собственных.

Блок № 10. "Я-концепция". Личностные качества, способствующие успеху в бизнесе. Личностные качества, мешающие деловому продвижению. Оценка собственных достижений. Соотношение рациональности - иррациональности в психологической структуре. Отношение к деньгам. Этика и бизнес. Цели и достижения. Внутренняя оценка достигнутого. Пребывание в бизнесе и внутренний мир. Внутренние изменения и бизнес-деятельность Желание - нежелание сменить предпринимательскую деятельность.

Блок № 11. Семья, личная жизнь и предпринимательство. Семья и бизнес: характер взаимодействия. Что отбирает и что дает предпринимательская деятельность семье. Семья и деньги. Бизнес и дети. Дело и свободное время.

Блок № 12. Специальная помощь женскому бизнесу. Государство и желаемые формы помощи женскому бизнесу. Трудности на пути становления женского бизнеса в России. Негосударственные формы помощи женскому бизнесу. Женский бизнес и спонсорство. Международные фонды и помощь женщинам-предпринимателям. Удачные примеры помощи. Неудачные шаги. Объединение и взаимопомощь как форма выживания женского бизнеса. Возможные формы консолидации женщин-предпринимателей.

Блок № 13. Рекомендации женщин-предпринимателей по оптимизации женского бизнеса в России. Меры по выравниванию мужских и женских прав в бизнесе. Право и женский бизнес. Государственные программы поддержки женского предпринимательства и их эффективность. Требуемая помощь.

Блок № 14. Женское предпринимательство и региональная власть. Как и почему помогает региональная власть предпринимателям. Оптимальные модели поддержки предпринимательства со стороны власти. Дискриминация женского предпринимательства: миф или реальность. Оценка целесообразности и условия консолидации женского предпринимательства в России. Принципы консолидации. Бизнес в центре и в регионе: преимущества и ограничения.

Схема № 2. Интервью: вице-президент фирмы

В данном случае к перечню блоков из Схемы № 1 добавлялись приведенные ниже вопросы.

Блок № 1. Зоны влияния в фирме. Реальные зоны ответственности в фирме. Ключевой перечень реальных проблем. Что удается и что не удается сегодня сделать в фирме.

Блок № 2. Первое и второе лица в фирме. Характер взаимодействия. Видимое и невидимое влияние. Компенсация недостатков лидера или собственный путь. Самостоятельность-несамостоятельность принимаемых решений. Потребность во взаимодействии. Уровень конфликтности. Степень совпадения и различий взглядов на ведение дела. Автономия или зависимость. Кому труднее в фирме и почему.

Блок № 3. Планы и перспективы. Собственное дело: планируемая реальность или вынужденный шаг. Преимущества первого лица. Риск и фирма. Руководство фирмой и личная выгода. Желаемые контуры будущего и предпринимательство. Если не собственное дело: векторы предполагаемого движения в перспективе. Желаемые планы по видоизменению и расширению предпринимательской деятельности. Цели на перспективу.

Приводимый здесь перечень вопросов лишь на 60-85"о совпадал при опросе различных респонденток. Он дополнялся уточняющими вопросами или «свертывался» в зависимости от временных возможностей интервью или «реального пространства интереса» обследуемых женщин-предпринимателей.

Шкала оценки деловых и личностных качеств. Кроме метода мягкого интервью в работе была использована специальная шкала оценки деловых и личностных качеств, разработанная совместно с профессором В.В.Щербиной. Она позволяла, опираясь на ранжированные оценки, построить портрет успешного женского лидерства через призму деловых и личностных черт.

При разработке данной шкалы мы с профессором Вячеславом Щербиной базировались на характеристиках делового и личностного поведения, даваемого самими предпринимателями. Основная цель респондентов состояла в том, чтобы проранжировать названные умения по степени соответствия их личностным и деловым особенностям. Чем выше балл - тем выше уровень соответствия, и наоборот. Впоследствии, используя рейтинговую процедуру, я определяла выраженность тех или иных качеств у мужчин и женщин предпринимателей и сравнивала значение этих показателей между собой.

 

п/п

Набор качеств

Баллы

1

2

3

      1. 

Умение точно просчитывать ходы на несколько шагов вперед

 

      2. 

Умение рискнуть, поставить все "на карту" и выигрывать

 

      3. 

Умение рационально распоряжаться вложенным капиталом и контролировать его использование

 

      4. 

Умение чувствовать себя свободным и извлекать выгоду в рамках принятых ограничений и правил

 

      5. 

Умение при необходимости играть "вне правил", извлекать выгоду из неопределенных и нестандартных ситуаций

 

      6. 

Умение быстро переключаться с одного дела на другое

 

      7. 

Умение длительно и концентрированно работать в рамках одной проблемы

 

      8. 

Умение противостоять давлению и нажиму, отстаивать свою позицию

 

      9. 

Умение понять и принять чужую точку зрения

 

  10. 

Умение идти на компромисс, гибко вести переговоры, учитывать позицию других сторон

 

  11. 

Умение при необходимости навязать другим свою позицию

 

  12. 

Постоянная готовность к изменениям, способность к нововведениям

 

  13. 

Трезвое отношение к новшествам, здоровый консерватизм

 

  14. 

Умение эффективно использовать навыки, способности, знания других людей в зависимости от ситуации

 

  15. 

Умение жить сегодняшним днем, «здесь и сейчас»

 

  16. 

Умение строить деловые стратегии с учетом длительной перспективы

 

  17. 

Уверенность в себе и своей миссии

 

  18. 

Умение быстро делать выбор

 

  19. 

Умение действовать в ситуации конфликта и угрозы риска

 

  20. 

Умение вовремя выйти из трудной ситуации конфликта, при необходимости поменять партнеров

 

  21. 

Умение ставить цели, увлекать других людей

 

  22. 

Умение использовать чужие идеи для реализации собственных целей

 

  23. 

Умение производить впечатление, налаживать и поддерживать взаимоотношения с другими людьми

 

  24. 

Умение находить и создавать новые сферы деятельности или бизнеса

 

  25. 

Умение прямо или косвенно влиять на высшие эшелоны власти и политические решения

 

 

Шкала ценностно-нормативных оценок. Предлагаемая шкала строилась с учетом высказанных представлений относительно ценностей бизнеса, заявленных самими женщинами-предпринимателями в процессе 15 интервью, проведенных в 1995-1996 годах. Опора на конструкции и позиции самих женщин-предпринимательниц снимала, на мой взгляд, «эффект разницы языков», который столь характерен для научных исследований, когда респондентами являются лица из других социальных страт.

Ценностно-нормативная шкала включала в себя десять суждений о бизнесе и его индивидуальной ценности для респондентов, выраженность которой он должен был оценить по 10- балльной шкале. Чем выше значение ценности, тем выше значение величины оценки. И наоборот. Приведу ее в том виде, в каком она предъявлялась респондентам, опустив лишь инструкции и правила заполнения шкалы.

 

Наименование ценностей

Баллы

Обрести внутренний комфорт и самоуважение

 

Видеть конкретные и ощутимые результаты своего труда

 

Дает возможность обрести свободу творчества, достичь пика творческой самореализации

 

Обеспечить защищенное материальное положение для себя и близкого окружения

 

Расти профессионально в важных для меня сферах деятельности

 

Повысить свой престиж в глазах «ближнего и дальнего» окружения

 

Достичь богатства ради внутренней свободы и независимости

 

Избежать давления и оставаться внутренне независимым, утвердиться в собственных глазах и глазах окружающих

 

Приобрести умение выживать в сложных ситуациях

 

Иметь интересную работу, связанную с новыми впечатлениями и общением с людьми

 

 

Метод экспертного интервью

Наряду с оценками, приводимыми лидерами женского предпринимательства в своих регионах, я использовала также метод экспертного интервью для выявления специфики региональной ситуации в становлении предпринимательства вообще и женского предпринимательства в частности. Экспертные интервью проводились, с одной стороны, с представителями власти, курирующими развитие предпринимательства в регионе, с другой - с аналитиками, занимающимися исследованием проблем предпринимательства в данном регионе. В трех регионах из шести (включая Москву) проводился также опрос лидеров мужского предпринимательства с целью экспертной оценки возможностей женщин-лидеров и восприятия достоинств - недостатков менеджерских качеств у женщин-руководителей.

Схема экспертного интервью (вариант «Власть» и вариант «Женские объединения») включала три обязательных направления оценки:

- Оценка сложившейся ситуации, основные проблемы развития предпринимательства в данном регионе и женского предпринимательства в частности;

- Существующие и необходимые виды помощи власти предпринимательскому слою в своем регионе и желаемые направления взаимодействия с предпринимателями в регионе Оценка эффективности;

- Успешные и авторитетные предпринимательницы региона и их фирмы. Критерии и принципы отбора. Конкретные персоналии - лидеры женского предпринимательства в регионе.

Кроме того, направления беседы могли дополняться специфическими вопросами, проясняющими особенность становления женского предпринимательства в тех или иных регионах

Схема экспертного интервью (вариант «Исследователь») включала два обязательных фокуса обсуждения:

- Оценка сложившейся ситуации и основные проблемы развития предпринимательства в данном регионе, женского предпринимательства в частности;

- Уровень исследования проблемы женского предпринимательства в данном регионе. Степень заинтересованности в данной проблеме. Научные и аналитические центры, занимающиеся исследованием данной проблематики. Основные полученные результаты. Конкретные исследователи и фокусы исследовательских интересов последних.

Схема экспертного интервью (вариант «Региональные лидеры мужского предпринимательства») содержала два ключевых вопроса.

- Преимущества и ограничения женщины как лидера фирмы;

- Перспективы и условия развития женского предпринимательства в регионе.

 

4. Диапазон и фокусы анализа материалов исследования

 

Анализ интервью проводился с использованием качественных шкал. Фокусы анализа включали в себя следующие основные направления:

- особенности женского менеджмента в условиях кризиса предприятия и при реализации стратегий развития организации. Преимущества и ограничения;

- мужчина и женщина во главе предприятия: сравнительный анализ делового поведения;

- женщины-лидеры: Я-концепция и мотивация достижения лидирующих позиций в организации;

- женщина-предприниматель в экстремальной ситуации;

- женщина-предприниматель и политические процессы в современной России;

- женщина-лидер и семья: технологии достижения компромисса;

- дискриминация женщин-руководителей: миф или реальность;

- психологическая специфика лидеров женского предпринимательства

Все названные направления анализа строились по возможности с учетом региональной специфики.

 

5. Инструментарий исследования: принцип многослойного анализа

 

В данном исследовании, как это следует из описания методических приемов, осознанно использовался принцип «многослойного анализа». Этот подход позволял рассматривать проблему женского лидерства и становления женского предпринимательства в российских регионах, опираясь на дополняющие друг друга методы и техники исследования. Я была ориентирована на получение как независимой экспертной информации по изучаемым вопросам, так и данных, позволяющих провести углубленный социально-психологический анализ ключевых фигур женского предпринимательства в регионах. Стремление исследовать женщин-предпринимателей в нескольких измерениях - извне и изнутри, использование в работе различных методов анализа отличают настоящее исследование всех остальных.

Основным для меня при получении результатов и их последующем анализе была осознанная ориентация на изучение самооценки лидеров женского предпринимательства, предъявленной как в ходе глубинного интервью, так и в процессе шкалирования этой самооценки в системе разработанных шкал.

Ориентация на «построение субъективной картины мира» дальнейшая интерпретация полученных закономерностей не была случайной или вынужденной и не обуславливалась, к примеру, только нежеланием исследовать процессы становления женского бизнеса традиционными методами.

Скорее я исходила из принципиального для меня положения - субъективная оценка происходящего самими «социальными актерами» является не менее значимой для исследования, нежели традиционные «объективные» методы. В этом случае я, вслед за Ашем[v] и другими исследователями, убеждена в том, что следует в первую очередь обращать внимание на субъективное понимание событий индивидом. В этой связи высказывание Креча и Кратчфильда[vi] как нельзя лучше соответствует разделяемому мною представлению о том, как можно исследовать этот процесс: «Не бывает беспристрастных фактов. Данные не имеют своей собственной логики, которая приводит к одинаковому восприятию и пониманию у всех людей. Данные воспринимаются и интерпретируются индивидом с точки зрения его нужд, коннотаций, личностных особенностей и ранее сформированных когнитивных моделей».

Все это делало для меня весьма притягательным рассмотрение «разнообразия» субъективных картин и поиска в них определенных совпадений и расхождений. Я уверена, что это не менее увлекательное «путешествие в мир другого», нежели путь проделанный с помощью других социологических и социально-психологических методов. Одновременно я не могу не отдавать себе отчет в специфичности получаемых таким образом результатов и их известной относительности.

Именно поэтому было решено дополнить получаемые таким образом результаты данными экспертных оценок и анализом научных исследований, позволяющими не просто оценить место и значимость полученных результатов в общем контексте исследуемых проблем, но и дать возможность читателям самим быть их экспертами.

 

 



[i] Я хотела бы обратить внимание на то, что не все цели и задачи, сформулированные в настоящей главе, найдут свое отражение при дальнейшем анализе. Дефицит времени, а именно шесть месяцев, за которые писалась эта монография, позволили рассмотреть лишь «первый срез результатов исследования», которые в дальнейшем будут расширены и, надеюсь, смогут включить все направления первоначально заданных целей и задач.

[ii] В проведении интервью участвовали также Ирина Попова (5 интервью) и Инна Назарова (4 интервью).

[iii] Константинова В. Интерактивное интервьюирование: концепция Энн Оукли // «Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях». Материалы семинара. М., 1997. С. 135-144.

[iv] Чирикова А.Е. Лидеры российского предпринимательства: менталитет, смыслы, ценности. М.: Институт социологии РАН, 1997. С. 64.

[v] Asch S.E. Social Psycology. New York: Prentice-Hall.

[vi] Krech D., Crutchfield R. Theory and Problems of Social Psychology. New. York: McGraw-Hill. P. 94.




Далее