ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ ПОД ЗАЩИТОЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА

ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ ПОД ЗАЩИТОЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА

Светлана Поленина

профессор, д.ю., Институт государства и права РАН

Всеобщая декларация прав человека и гражданина, Международные пакты о правах человека, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и другие международные документы, о которых говорилось в предыдущей статье, содержат принципы и нормы, касающиеся прав человека в основном в условиях мира. Однако на протяжении всей истории людей мир на земле постоянно прерывался войнами. Вот почему уже на заре человечества зародилась идея защиты человека от бедствий военного времени и произвола победителя. Еще до появления государств, в тех случаях, когда борьба между племенами, кланами или сторонниками тех или иных вождей не велась с целью полного уничтожения противника, возникали, зачастую непреднамеренно, правила, целью которых было уменьшить последствия насилия. Такие правила, предвестники сегодняшнего международного гуманитарного права, можно обнаружить во всех культурах. С незапамятных времен облеченные властью правители, религиозные деятели, мудрецы и военачальники пытались уменьшить тяжкие последствия войн путем введения норм, обязательных для всех.[1]

Вот почему одним из неотъемлемых разделов начавшего формироваться в XIX веке писаного международного права стало право вооруженных конфликтов, которое ранее было известно как "право войны", а ныне приобрело название "международное гуманитарное право". Международное гуманитарное право стремится смягчить последствия войны двумя путями. Во-первых, оно ограничивает выбор средств и методов ведения военных действий. Во-вторых, международное гуманитарное право обязывает воюющие стороны щадить лиц, не принимающих или переставших принимать участие в военных действиях. Понятно, что реализация обеих названных задач напрямую связана с защитой таких категорий населения, как женщины и дети.

Основной принцип, на котором строится современное международное гуманитарное право, был сформулирован Жан-Жаком Руссо в опубликованном им в 1762 г. трактате "Об общественном договоре". Руссо выдвинул тезис о том, что война - это отношения не между людьми, а между государствами, и люди становятся врагами случайно, не как человеческие существа и даже не как граждане, а как солдаты. А с солдатами можно воевать только до тех пор, пока они сами воюют. Сложив оружие, они снова становятся простыми людьми, и их следует щадить.

Практическое претворение в жизнь эти идеи получили через сто лет. 22 августа 1864 г. была принята I Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны, в конвенции был придан статус нейтральности медицинскому персоналу на полях сражений. Вскоре, в 1880 г. была создана постоянная организация для практической помощи раненым на войне. Образованный в 1863 г. Международный комитет по оказанию помощи раненым был преобразован в Международный комитет Красного Креста.[2] В 1899 г. Гаагская мирная конференция распространила действие I Женевской конвенции на жертвы морской войны. Пересмотренная редакция этой Конвенции была принята Гаагской мирной конференцией 1907 г. Тогда же были приняты Гаагские конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, которые содержали некоторые правила обращения с военнопленными. В дальнейшем текст Женевских конвенций пересматривался в 1929 г. с учетом уроков первой мировой войны.

Вторая мировая война явилась величайшей трагедией современности. В послевоенной работе по развитию гуманитарного права доминировала настоятельная потребность найти эффективные дипломатические средства предоставления гражданскому населению гарантий, до тех пор не существовавших. Необходимость этого была вызвана по словам М. Хубера, ставшего вскоре президентом МККК, тем, что "эволюция войны в сторону приобретения все более тотального характера фактически поставила вооруженные силы и гражданское население на один и тот же уровень опасностей и бед".[3] Для реализации гарантий населению в 1949 г. была созвана Дипломатическая конференция, главным достижением которой явилось принятие IV Женевской конвенции. Она провозгласила в качестве основополагающего принципа, что уважение должно быть гарантировано человеку при любых обстоятельствах и соответственно признала несовместимыми с международным правом запугивание, пытки, коллективные наказания, репрессалии, взятие заложников и депортацию.

IV Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. - понятие собирательное. Она включает следующие конвенции: об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях ; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны.

Как видно из самого названия Женевских конвенций, две первые из них прежде всего имеют в виду защиту военнослужащих обоего пола, пострадавших в ходе военных действий на суше и на море. Обе конвенции обязывают стороны, находящиеся в конфликте, обеспечивать личному составу вооруженных сил противника в случае их ранения или болезни гуманное обращение и уход без какой-либо дискриминации по таким причинам, как пол, раса, национальность, религия, политические убеждения или другие аналогичные критерии.

Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность, в частности, запрещается добивать или истреблять их, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно создавать условия для их заражения. К женщинам необходимо относиться со всем полагающимся их полу особым уважением (ст. 12 обеих конвенций).

С точки зрения защиты прав и интересов женщин, составляющих обычно значительную часть медицинского и санитарного персонала воюющих армий, существенное значение имеют статьи названных конвенций, устанавливающие особый статус стационарных санитарных учреждений и передвижных санитарных формирований медицинской службы, санитарных летательных аппаратов, а также госпитальных судов. Они не только не должны быть ни при каких обстоятельствах подвергнуты нападению, но и должны пользоваться покровительством и охраной сторон, находящихся в конфликте. То же относится к медицинскому и санитарному личному составу, предназначенному исключительно для розыска и подбирания, транспортировки либо лечения раненых и больных или для предупреждения заболеваний.

Более подробно регламентирует положение женщин Женевская конвенция об обращении с военнопленными. Помимо общих правил о гуманном обращении с военнопленными подобных тем, которые действуют в отношении больных и раненых, данная Конвенция идет по линии расширения круга попадающих под ее защиту лиц, в числе которых могут оказаться также женщины, а в ряде случаев и дети. Так, согласно ст. 4 этой Конвенции военнопленными являются не только попавшие во власть неприятеля личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, но и личный состав ополчения добровольных отрядов, организованных движений сопротивления, стихийно взявшееся за оружие при приближении неприятеля население неоккупированных территорий и др. (ст. 4). Тот же гуманный режим должен действовать и в отношении лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав непосредственно (военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил). Согласно ст. 25 и 29 рассматриваемой Женевской конвенции в тех лагерях, где наряду с мужчинами находятся военнослужащие женщины, для них должны быть обеспечены отдельные помещения для сна и отдельные санитарные установки. Регламентирует Конвенция и вопрос о работе военнопленных. Трудоспособные военнопленные могут использоваться в качестве рабочей силы лишь с учетом их возраста, пола, звания, а также физических способностей.

Важное место в Женевской конвенции об обращении с военнопленными занимает вопрос об условиях и пределах применения к ним уголовного и дисциплинарного наказания, в том числе с учетом пола виновного лица. Согласно ст. 88 Конвенции женщины-военнопленные не должны приговариваться к более суровым наказаниям или подвергаться более суровому обращению во время отбывания наказания, чем мужчины и женщины из состава вооруженных сил держащей в плену державы, наказываемые за аналогичные правонарушения. При этом женщины-военнослужащие, отбывающие уголовное наказание или дисциплинарные взыскания, будут содержаться в помещениях отдельно от мужчин-военнопленных и будут находиться под непосредственным наблюдением женщин (ст. 97, 108).

Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны ориентирована, как это видно из ее названия, на защиту мирного населения, состоящего во время войны преимущественно из женщин и детей. И применяется она только к тем лицам, которые не подпадают под защиту остальных трех Женевских конвенций (ст. 4). При этом данная Конвенция существенно расширила сферу действия гуманитарного права. Как и в других Конвенциях от 12 августа 1949 г., ее положения распространяются на вооруженные конфликты межгосударственного и внутригосударственного характера; действует она и на оккупированной территории. С учетом специфики охраняемого ею контингента Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны содержит целый комплекс мер, призванных оградить от действия войны не только раненых и больных, но и инвалидов, престарелых, детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и матерей с детьми до 7-летнего возраста (ст. 14). С этой целью рекомендуется создание безопасных зон и местностей; эвакуация из осажденных или окруженных зон не только раненых и больных, но и инвалидов, престарелых, детей и рожениц; запрещается нападение на гражданские больницы, организованные для оказания помощи этим лицам; воспрещаются ограбление, репрессалии, коллективные наказания, равно как и всякие меры запугивания и террора, угон и депортирование мирного населения с оккупированной территории на территорию оккупирующей державы. Другими словами, Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны стремится поставить на будущее заслон в форме предписаний международного гуманитарного права на пути возможного повторения зверств и беззаконий в отношении гражданского населения, которыми так изобиловала вторая мировая война.

Одна из особенностей рассматриваемой Женевской конвенции - защита несовершеннолетних детей, лишившихся или потерявших своих родителей. На находящиеся в конфликте стороны возлагается обязанность принимать необходимые меры, чтобы дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие войны, не были предоставлены самим себе. Воюющие стороны обязаны осуществить при всех обстоятельствах их содержание, выполнение обязанностей, связанных с их религией, и их воспитание. В задачу находящихся в состоянии войны государств входит облегчение розыска, производящегося членами разрозненных войной семей с целью установления связи друг с другом и, если это возможно, содействие их соединению (ст. 24-26, 136-141). Оккупирующая держава должна принять все необходимые меры, чтобы способствовать установлению личности детей и регистрации их родственных связей. Она ни в коем случае не должна изменять их гражданское состояние, а также зачислять их в зависящие от нее формирования или организации (ст. 50).

Что касается правового статуса женщин, находящихся на территории воюющих государств или на оккупированной ими территории, то помимо общих требований о гуманности обращения с ними предусмотрено, что женщины будут охраняться от всяких покушений на их честь и, в частности, от изнасилования, принуждения к проституции или любой другой формы покушений на их нравственность (ст. 27).

Специальный раздел Конвенции о защите гражданского населения во время войны посвящен правилам обращения с интернированными, т. е. лицами, высланными из места их постоянного проживания оккупирующей эту местность державой. В этом разделе также имеется целый комплекс норм, направленных на защиту женщин и детей. Существенно правило ст. 82 Конвенции, устанавливающее, что в течение всего периода интернирования члены одной семьи, и в особенности родители и их дети, будут содержаться в одном и том же месте интернирования, за исключением случаев, когда работа, здоровье или применение наказания не сделают временную разлуку необходимой. Интернированные могут потребовать, чтобы их дети, оставшиеся на свободе без родственного попечения, были интернированы вместе с ними. В тех случаях, когда это окажется возможным, интернированные члены одной семьи должны содержаться в одном помещении и жить отдельно от других интернированных; им должны быть предоставлены необходимые условия для того, чтобы вести семейную жизнь. В тех случаях, когда в порядке исключения в качестве временной меры необходимо размещать женщин-интернированных, не являющихся членами какой-либо одной семьи, в том же месте интернирования, что и мужчин, для таких женщин-интернированных должны быть предоставлены, в обязательном порядке, отдельные спальни и санитарные установки.

При всех условиях любые интернированные лица (независимо от пола и возраста) должны размещаться отдельно от военнопленных и лиц, лишенных свободы по любым другим причинам, и иметь отдельную администрацию. Роженицы и интернированные, страдающие тяжелой болезнью, состояние здоровья которых требует специального лечения, хирургического вмешательства или госпитализации, должны быть приняты в любое учреждение, могущее обеспечить им надлежащее лечение, и получать медицинскую помощь, по качеству равную получаемой населением. Дисциплина в местах интернирования должна быть совместима с принципом гуманности и ни в коем случае не должна содержать правила, которые подвергали бы интернированных физическому напряжению, опасному для их здоровья, или физическим либо моральным издевательствам. Татуирование, либо наложение клейма, либо нанесение на тело других знаков опознавания воспрещаются. В частности, воспрещается заставлять интернированных стоять в течение длительного времени, подвергать их продолжительным перекличкам, физическим упражнениям в виде наказания, военной муштре и ограничениям в пище. Запрещены наказания в форме заключения в места, лишенные дневного света, и вообще жестокости всякого вида.

Все Женевские конвенции от 12 августа 1949 г., в том числе Конвенции о военнопленных, были ратифицированы всеми странами ленами ООН. Это был значительный успех по сравнению с Конвенцией 1929 г., если принять во внимание, что именно факт нератификации Конвенции некоторыми странами был камнем преткновения и причиной стольких трагедий во второй мировой войне.[4]

Как было показано ранее, вторая половина XX века проходила под знаком усиления международной правовой защиты индивидуальных и коллективных прав человека. В этом же направлении развивалось и международное гуманитарное право. Потребность в такой его трансформации была тем более настоятельной, что в Женевских конвенциях 1949 г. практически ничего не говорится об очень важном вопросе, а именно о защите гражданского населения от непосредственного воздействия войны. Вот почему в 70-х годах МККК подготовил проекты двух новых договоров, которые были предметом обсуждений на Дипломатической конференции в Женеве, проходившей с 1974 по 1977 год. 8 июня 1977 г. были приняты два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям. Протокол I содержит новые нормы, относящиеся к международным вооруженным конфликтам. Протокол II обобщил нормы международного гуманитарного права, относящиеся к вооруженным конфликтам немеждународного характера.

Различие между этими двумя видами вооруженных конфликтов учитывается всеми четырьмя Женевскими конвенциями. Во всех них содержится идентичного содержания ст. 3, устанавливающая минимум требований, которые должны соблюдаться в случае международного конфликта, возникшего на территории страны (помощь раненым и больным, гуманное обращение со сложившими оружие участниками внутри государственного вооруженного конфликта, недопустимость посягательств на человеческое достоинство, взятие заложников, осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями и др.). Однако жизнь требовала более развернутой регламентации вооруженных конфликтов немеждународного характера. Свидетельством этого служат следующие цифры. Между 1900 и 1941 гг. из 24 вооруженных конфликтов 19 были международными и лишь 5 - внутренними. Затем это соотношение изменилось. Из 97 вооруженных конфликтов, происшедших между 1945 и 1969 гг. только 15 были международными, 26 - внутренними, а 56 носили смешанный характер или были войнами за независимость.[5]

Одна из основных особенностей Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. состоит в углублении и уточнении общих положений названных Конвенций и расширении сферы их действия. Так, в ч. 4 ст. 1 Протокола I указывается, что он действует в ситуациях, включающих вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального государства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение, закрепленного в Уставе ООН и в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Конкретизируя круг лиц, организаций и формирований, подпадающих под защиту Протокола I, Протокол особо выделяет роль в этом вопросе гражданского населения и обществ помощи (ст. 17). Гражданскому населению и национальным обществам Красного Креста рекомендуется вести розыск погибших, оказывать содействие и помощь раненым, больным и пострадавшим от военных действий. Провозглашено, что никто не может подвергаться гонениям, преследованиям, осуждению или наказанию за такие гуманные действия.

Новой является обязанность каждой стороны, находящейся в конфликте, после окончания активных военных действий разыскивать лиц, о которых противная сторона сообщает как о пропавших без вести (ст.33). Важным развитием гуманитарного права является положение Протокола I о методах и средствах ведения войны. В частности, запрещается применять оружие, снаряды, вещества, методы и средства ведения военных действий, способные причинять излишние повреждения или излишние страдания, а также имеющие своей целью причинить обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Запрещается отдавать приказ "не оставлять никого в живых", угрожать этим противнику или вести военные действия на такой основе, подвергать нападению лицо, которое признано или которое в данных обстоятельствах следует признать лицом, вышедшим из строя (ст. 35-41). Согласно ст. 37 Протокола I запрещается убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству. Вероломством считаются действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту согласно нормам международного права, применяемым в период вооруженных конфликтов (ст.37).

Один из важных провозглашаемых Протоколом I принципов состоит в том, что для обеспечения и защиты гражданского населения и гражданских объектов стороны, находящиеся в конфликте, должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами (лицами, входящими в состав вооруженных сил), а также между гражданскими и военными объектами и соответственно направлять свои действия только против военных объектов (ст. 48). Так, запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны, а также совершать какие-либо враждебные акты, направленные против тех исторических памятников, произведений искусств или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народа.

Вопросы защиты в условиях военных действий и оккупации женщин и детей выделены в Протоколе I в особую главу. Применительно к женщинам положения Протокола I представляют собой в основном обобщение разрозненных норм по данному вопросу, содержащихся во всех Женевских конвенциях 1949 г. Провозглашается, что женщины пользуются особым уважением и им обеспечивается защита, в частности, от изнасилования, принуждения к проституции и других форм недостойных посягательств. Согласно Протоколу I, дела беременных женщин и матерей малолетних детей (от которых такие дети зависят) подвергшихся аресту, задержанию или интернированию по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, рассматриваются в первоочередном порядке. В отношении таких женщин в принципе не выносятся смертные приговоры за правонарушения, связанные с вооруженным конфликтом, а если смертный приговор все же вынесен, то он не приводится в исполнение (ст. 76).

Участие несовершеннолетних детей в тотальной войне, особенно на оккупированной территории, к сожалению, давно уже совершившийся факт. Поэтому Протокол I обязывает стороны, находящиеся в конфликте, предпринимать все возможные меры для того, чтобы дети, не достигшие пятнадцатилетнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях. Если это все же случится и такие дети попадают во власть противной стороны, они продолжают пользоваться особой защитой, независимо от того, являются ли они военнопленными или нет. В случае ареста, задержания или интернирования по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, дети содержатся в помещениях, отделенных от помещений для взрослых, если они не могут быть помещены вместе со своей семьей. В отношении лиц, не достигших восемнадцати лет в то время, когда ими совершено правонарушение, смертный приговор за правонарушения, связанные с вооруженным конфликтом, в исполнение не приводится.

Отдельная статья Протокола I посвящена вопросу эвакуации детей, не являющихся гражданами эвакуирующей стороны, в иностранное государство. В целях облегчения их возвращения в свои семьи и в свою страну предписывается особый порядок их учета и регистрации (ст. 78).

Особую значимость придает Протоколу I наличие в нем части V, посвященной механизму выполнения Женевских конвенций и данного Протокола. В ней закреплены гарантии деятельности Красного Креста и других гуманитарных организаций, меры по пресечению нарушений Протокола I, последствия непринятия стороной, находящейся в конфликте, перечисленных в Протоколе мер, обязанности командиров воюющих сторон, обязанности ратифицировавших Протокол государств в случае серьезных нарушений Конвенции или Протокола принимать меры как совместно, так и индивидуально, в сотрудничестве с ООН и в соответствии с Уставом ООН. Предусмотрена также возможность создания Международной комиссии по установлению фактов (ст. 90).

Дополнительный Протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. был принят одновременно с Протоколом I на Дипломатической конференции в Женеве 8 июня 1987 г. В отличие от первого он касается защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, число которых во всех частях света все время увеличивается. Этот Протокол представляет собой логическое развитие положений ст. 3 всех Женевских конвенций об обязанностях государств в случае вооруженных конфликтов, не носящих международного характера. Протокол II не просто повторяет &N241;&N242;. 3 Женевских конвенций в отношении сферы его применения. Статья 7 Протокола требует, чтобы повстанцы осуществляли "такой контроль над частью... территории, который позволяет им осуществить непрерывные и согласованные военные действия и применять настоящий Протокол". Вместе с тем той же статьей Протокола II оговорено, что Протокол не применяется к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения внутренней напряженности, таким, как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера, поскольку таковые не являются вооруженными конфликтами. Ничто в данном Протоколе не должно также истолковываться как затрагивающее суверенитет государства или обязанность правительства всеми законными средствами поддерживать или восстанавливать правопорядок или защищать национальное единство и территориальную целостность государства.

В отличие от Протокола I, состоящего из 102 статей, Протокол II содержит лишь 28 статей, устанавливающих требования гуманного обращения в отношении всех лиц, не принимающих непосредственного участия или прекративших принимать участие в военных действиях. В отношении этих лиц запрещается посягательство на их жизнь, физическое или психическое здоровье, убийства, пытки, нанесение увечий или любые формы телесных наказаний. Недопустимы также коллективные наказания, как взятие заложников, акты терроризма, надругательство над человеческим достоинством, в частности унизительное и оскорбительное обращение, изнасилование, принуждение к проституции или непристойные посягательства в любой форме, рабство и работорговля, грабеж и т. д.

Специальный раздел Протокола II посвящен вопросам предоставления детям необходимой заботы и помощи. Сюда входит, в частности, оказание содействия воссоединению временно разъединенных семей, запрет вербовки не достигших 15 лет детей в вооруженные силы или группы, особая защита таких детей, если они все же участвовали в военных действиях и попали в плен, временная эвакуация детей из района военных действий. Не обойдены Протоколом II и права лиц, лишенных свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, независимо от того, интернированы они, задержаны или подвергнуты уголовному преследованию.

Особая защита гарантируется Протоколом II гражданскому населению и отдельным гражданским лицам, пока они не принимают непосредственного участия в военных действиях. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население. Поскольку голод недопустим в качестве метода ведения военных действий, запрещается подвергать в этих целях нападению, уничтожать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения, такие как запасы продуктов питания, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой, ирригационные сооружения. Установки и сооружения, содержащие опасные силы, - плотины, дамбы и атомные электростанции не должны становиться объектом военного нападения, если это может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения. Протоколом II запрещается также принудительное перемещение гражданских лиц, если это не вызывается требованиями обеспечения их безопасности, а также совершение враждебных действий против исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народа.

Женевские конвенции ратифицированы, как уже отмечалось, всем мировым сообществом государств (188 государств). Дополнительные протоколы 1977 г. пока еще не получили такой всеобщей поддержки. К 1997 г. Протокол I ратифицировало 148 государств, а Протокол II - 140.[6] СССР ратифицировал дополнительные протоколы постановлением Верховного Совета СССР от 4 августа 1989 г. [7]Тем же постановлением исполкому Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР и Министерству обороны СССР было рекомендовано принять меры к изданию текстов Дополнительных протоколов и распространению знаний об этих документах среди гражданского населения и личного состава Вооруженных сил СССР.

Такая рекомендация представляется весьма существенной, поскольку она в духе всех Женевских конвенций, в которых говорится о необходимости самого широкого распространения знаний в вооруженных силах и среди мирного населения по всем вопросам гуманитарного права. Так, например, в Конвенциях об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях на суше (ст. 47) и на море (ст. 48) содержатся идентичные положения, обязывающие ратифицировавшие их государства как в мирное, так и в военное время возможно шире распространять текст Конвенций в своих странах и, в частности, включить их изучение в учебные программы военного и, если возможно, гражданского образования с тем, чтобы с их принципами было ознакомлено все население в целом и, в частности, сражающиеся вооруженные силы, санитарный персонал и священнослужители.

В Женевской конвенции об обращении с военнопленными аналогичное правило дополнено указанием о том, что военные и другие власти, которые во время войны несут ответственность за военнопленных, должны иметь текст Конвенции и быть специально ознакомлены с ее положениями (ст. 127). Об этом же говорит и ст. 144 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны. Кроме того, ст. 99 данной Конвенции вменено в обязанность военных или гражданских лиц, руководящих местом интернирования гражданского населения, иметь текст этой Конвенции и отвечать за ее применение, а также ознакомлять надзирательный персонал с положениями, касающимися применения Конвенции. Текст Конвенции о защите гражданского населения во время войны, а также тексты специальных соглашений, заключенных в соответствии с нею, написанные на понятном для интернированных языке, должны быть вывешены внутри места интернирования или же должны находиться в комитете интернированных. Об обязанности государств распространять возможно шире Конвенции и Дополнительные протоколы к ним говорят также ст. 83 Протокола I и ст. 19 Протокола II.

При единодушной поддержке мировым сообществом Женевских документов, кодифицировавших гуманитарное право, вопрос о его месте в системе международного права остается в науке дискуссионным. Спорным является соотношение гуманитарного права с отраслью международного права, состоящей из принципов и норм, касающихся прав человека. По мнению одних исследователей, гуманитарное право должно входить в развивающуюся отрасль международного права, "международная защита прав человека".[8] Другие придерживаются обратной позиции: поскольку во Всеобщей декларации прав человека провозглашен ряд гуманитарных принципов, новая формирующаяся отрасль международного права должна носить наименование "международное гуманитарное право" и состоять из системы норм, регулирующих законы и обычаи войны и права человека.[9]

На наш взгляд, правы исследователи, которые считают, что международное право, касающееся прав человека, и гуманитарное право имеют одни и те же исторические и философские корни, хотя и развивались отдельно друг от друга. В смысле собственно нормотворчества международное гуманитарное право началось с первой Женевской конвенции 1864 г., а законодательство о правах человека - со Всеобщей декларации 1948 г. Международное гуманитарное право и права человека значительно отличаются друг от друга по своему содержанию, что легко объясняется различными сферами их применения. Международное право, касающееся прав человека, налагает ограничения на власть государства по отношению ко всем лицам, на которых распространяются его полномочия, включая его собственных граждан. Эти ограничения действуют постоянно. Международное гуманитарное право, со своей стороны, создано специально для условий войны; оно регулирует отношения воюющих сторон с целью обеспечения прав человека, находящегося во власти противника. Но в гражданской войне лица, находящиеся во власти противника, являются в то же время гражданами этой страны. Следовательно, в таких ситуациях защита, предоставляемая международным правом прав человека и защита, оказываемая международным гуманитарным правом, пересекаются. Отсюда следует, что эти две отрасли международного права близки, но различны и должны оставаться такими, поскольку они прекрасно дополняют друг друга.[10]

Несколько условно можно было бы считать, что международное гуманитарное право является той частью прав человека, которая применяется в периоды вооруженных конфликтов, однако у международного гуманитарного права есть еще одна существенная особенность. Именно потому, что его правила специально предназначены для военного времени, международное гуманитарное право не допускает никаких отступлений от своих положений ни при каких обстоятельствах. Другими словами, эти положения имеют императивную силу (jus cogens). Венская конвенция о праве договоров от 25 мая 1969 г. определяет в ст. 53 международную императивную норму следующим образом: это "норма, принятая и признаваемая в целом международным сообществом государств, которой нельзя пренебречь и которая может быть изменена только последующей нормой международного права аналогичного характера". В ст. 60 Венской конвенции прямо провозглашена императивная сила "положений договоров гуманитарного характера, касающихся защиты человека".

Следствием этого является тот факт, что нарушение международного гуманитарного права каждым военнослужащим вооруженных сил государства влечет за собой ответственность этого государства по международному праву. Согласно ст. 91 Протокола I государство-нарушитель должно восстановить законность и при необходимости возместить потерпевшему государству причиненные убытки. В любом случае потерпевшее государство может потребовать провести расследование. Содействовать этому призвана Международная комиссия по установлению фактов, образуемая в соответствии со ст. 90 Протокола I.

Ответственность за преступные нарушения прав человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов может наступить и в силу специально регламентирующих эти вопросы международных документов. К этой группе относятся главным образом Нюрнбергский устав и приговоры Международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио, Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него, Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него, проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.[11]

 



[1] Гассер Х-П. Международное гуманитарное право. М.: Изд-во МККК, 1995. С. 11-13.

 

[2] Об истории гуманитарного права см.: Boissier P. History of the International Committee of the Red Cross from Solfirino to Hiroshima. Geneva, 1985.; Durand A. History of the International Committee of the Red Cross. Geneva, 1984.)

 

[3]  Пикте Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права. Д/л М., 1994. С. 55-56.

 

[4] Пикте Ж. Цитир. соч. С. 52.

 

[5] Пикте Ж. Цитир. соч. С. 101.

 

[6] Международный журнал Красного Креста. 1997. N 18. С. 549.

 

[7] Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1989. N 9. С. 225.

 

[8] Международное правоод ред. Г.И. Тункина. М., 1974. С. 232.

 

[9] Radionov P. La Protektion international de droit de l, homme. Sofia, 1970. P. 95-122.; Блищенко И.П. Обычное оружие и международное право. М., 1984. С. 75.

 

[10] Пикте Ж. Цитир. соч. С.8-9.;Гассор Х-П. Цитир. соч. С.107-108.

 

[11] Карташкин В.А. Цитир. соч. С .54.

 




Материал любезно предоставлен автором для размещения на портале "Женщина и общество"