OPEN WOMEN LINE (в начало)

Материалы Гражданского форума

Неофициальная стенограмма заключительного пленарного заседания

Тема дискуссии:
"Информационная открытость государства: гарантии и эффективные способы ее обеспечения".
Докладчик:
Григорий Михайлович ПАСЬКО - журналист (Владивосток)

Уважаемые коллеги!

За два дня работы Гражданского Форума мы (те, кто принимал участие в дискуссии "Информационная открытость государства") убедились, что в области информационной открытости государства гражданское общество пока не может надеяться на социальное партнерство с нашим государством. Причем, ситуация здесь не улучшается, а до открытия Форума, скорее, ухудшалась. Тенденция к закрытости государства - это проявление его слабости. Я уже не говорю о том, что это нарушение Конституции Российской Федерации.

На дискуссии "Информационная открытость государства: гарантии и эффективные способы ее обеспечения" с участием экологов, правозащитников, журналистов присутствовало около 150 человек. Было проведено два круглых стола: "Информационная открытость как основа социального партнерства" и "Средства массовой информации и общество". В столах приняли участие свыше 200 человек. К сожалению, из представителей государства присутствовал один только министр по делам печати господин Лесин. За три часа общения с которым мы пришли к выводу, что налаживание диалога с властью будет не простым, а порой даже мучительным процессом.

Конкретный пример. Конвенция европейской экономической комиссии ООН "О доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся охраны окружающей среды". Была ратифицирована эта конвенция 30 октября этого года, подписали ее 42 страны мира, в том числе почти все страны СНГ, кроме Российской Федерации и Узбекистана. Я думаю, что Россия должна немедленно подписать эту конвенцию.

Далее. У Председателя нашего Правительства Касьянова есть замечательное письмо "О перечне регулярной обязательной информации для размещения федеральными органами исполнительной власти в российском сегменте сети Интернет". Так вот, мы пришли к убеждению, что это письмо нужно поднять до уровня постановления Правительства России. И постановление это должно утверждать перечень, который исключал бы произвольное принятие должностными лицами решений о том, какая информация подлежит, а какая не подлежит размещению на этих сайтах.

Также мы поддерживаем инициативу законодательных собраний Калининградской области и города Москвы по разработке региональных законов об открытом доступе к информации общественного значения. Мы считаем, что хорошими инструментами в осуществлении политики открытости в регионах могли бы стать объединенные комитеты гласности - их задачу мы видим в обеспечении доступа гражданам к общественно значимой информации, - а также региональные судебные палаты по информационным спорам, наподобие той, которая почила в бозе, когда она была и называлась Российской палатой по информационным спорам при Президенте Российской Федерации.

Приятно сейчас отметить, что вот буквально недавно на переговорной площадке с представителями Министерства по делам печати, Государственной думы и общественности было достигнуто согласие о создании трехсторонней комиссии, которая будет работать над подготовкой и принятием законов "О праве граждан на доступ к информации" и "Об общественном телевидении и радиовещании". Стороны согласились также о необходимости создания целостной концепции государственной политики в области информационного законодательства и средств массовой информации.

Я назвал только некоторые проблемы, игнорирование которых, прежде всего, пойдет во вред власти, если она намерена ощущать себя реальным партнером гражданского общества.

И последнее. Если мы говорим о нашем желании способствовать открытости, мы предлагаем все базы данных, которые были накоплены к началу этого Гражданского Форума - а это данные по 15000 анкет и общественных организаций - распространить открыто по всем заинтересованным адресатам.

Спасибо за внимание.



На первую страницу
Поиск по сайту