Дискриминация женщин в современной России


Дискриминация женщин в реализации избирательных прав

В соответствии с отечественным законодательством женщины обладают всей полнотой избирательных прав. Тем не менее, доля женщин в представительных органах власти и среди глав администраций разного уровня остается низкой, в особенности в сравнении с показателями европейских стран. В действующей Государственной Думе РФ женщин-депутатов менее 8%, причем этот показатель за последние десять лет снизился.7

В органах законодательной власти регионов, в которых проводился мониторинг, ситуация варьируется от 19% женщин-депутатов в Республике Карелия до полного их отсутствия в Новосибирском областном совете депутатов.

В представительных органах местного самоуправления (МСУ) этот показатель выше. Среди депутатов районного уровня доля женщин-депутатов достигает 33% в Калининградской8 и Курганской областях, 19% в Ростовской области. В целом на муниципальном уровне эти показатели еще выше. Например, в Ставропольском крае9 и Курганской области женщин-депутатов во всех представительных органах МСУ 40%.

На выборных должностях в исполнительной власти женщин еще меньше. В России нет ни одной женщины-главы субъекта федерации. Женщины возглавляют администрации небольших городов, поселков, районов. Так, например, в Калининградской области женщины избраны руководителями 2 из 22 муниципальных образований (г. Пионерский и Черняховского района). В Курганской области женщины возглавляют 2 из 22 районных центров.

Таким образом, очевиден низкий уровень реализации женщинами пассивного избирательного права. Конкретные причины такой ситуации были выявлены в ходе экспертных опросов и фокус-групп.

Не только женщины-депутаты, но и большинство опрошенных депутатов-мужчин уверены, что представительство женщин в органах власти недостаточное.

"Женщин - 3 депутата из 12, т. е. 25%. Одна из женщин возглавляет комитет по налогам и сборам, другая возглавляет комитет по социальным вопросам. Я оцениваю представительство женщин как недостаточное" .10

"Женщины практически не представлены в региональной власти" .11

При этом сама по себе проблема повышения уровня представительства женщин среди депутатов и выборных глав администраций поднималась респондентами и участницами фокус-групп крайне редко. По мнению большинства опрошенных депутатов-мужчин, увеличение представительства женщин во власти необходимо не с точки зрения реализации женщинами пассивного избирательного права, а для решения определенных вопросов (в основном, социальных гарантий), с которыми депутаты-мужчины не способны справиться:

"Если бы в представительных законодательных органах женщины были, то они бы некоторые вещи транслировали более настойчиво, особенно социальный блок проблем, чем мужчины" .12

"Женщины активнее отзываются на социальные проблемы, на незащищенные слои населения" .13

С этой точкой зрения согласны и женщины-депутаты:

"В экономической и социальной сферах женщина в силу своей природной целостности работает на достижение результата. Это следствие ее физиологических особенностей и ролевой функции в обществе. <…> Женщина в силу той роли, что играет в обществе (мать), отвечает за семью, поэтому не играет, а работает на дело. <…> Женщина принимает решения более взвешенно, ориентируясь на интересы населения, например, бюджет. Мужчина ориентирован на зарабатывание денег и околополитические абстракции. Женщина поддерживает позицию: бюджет для бюджетников" .14

"Женщина, войдя во власть, эффективно решает проблемы общества: детей, семьи, пенсионеров" .15

Хотя встречается и апелляция к демократическому принципу формирования власти:

"Если женщины представляют 50%, даже если взять электоральный состав, то они примерно столько же должны представлять и во власти" .16

Но при этом преобладание мужчин в органах власти воспринимается негативно именно с точки зрения неспособности решить социальные вопросы, в первую очередь, и другие значимые проблемы общества:

"Власть - это, как правило, мужчины, а им женские проблемы, по-моему, далеки" .17

Для участниц фокус-групп тема избирательных прав в целом не являлась первостепенной. В своих ответах упоминали об этой проблеме одна, реже две из числа участниц фокус-группы. В анкетах участниц низкое представительство женщин в органах власти уступает по частоте упоминания не только проблеме социальных льгот и пособий, но дискриминации женщин при устройстве на работу и продвижении по службе.

Участницы фокус-группы воспринимают ущемление пассивного избирательного права скорее как дополнительное свидетельство дискриминации женщин, не придавая этому самостоятельного значения :

"Добиться чего-то будет очень трудно, так как власть, деньги - все у мужчин" .18

"Везде мужчины, на всех постах, высоких должностях. И не приемлют женщин выше себя. Это видно и по нашим структурам власти" .19

Впрочем, подобные настроения могут быть связаны с общим разочарованием российского общества в институте выборов, а также с низким доверием к представительным институтам власти. 20

Тем не менее среди опрошенных депутатов и сотрудников администраций практически все респонденты-женщины и большинство респондентов-мужчин считают, что представительство женщин среди депутатов и на других выборных должностях должно увеличиваться. 21

Увеличению доли женщин в органах власти препятствуют жесткий характер политической борьбы, незаконные способы ведения избирательных кампаний, косвенные преимущества мужчин.

"Ну зачем ей это нужно [выдвигать свою кандидатуру на выборах - Сост.]? Чтобы перетряхивали ее белье? Чтобы детей ее подкарауливали, угрожали и так далее? Женщины прежде всего думают о детях" .22

"Мне кажется, женщины богатые во власть не идут, потому что во власти криминал, они боятся просто за свою жизнь… И не верят, что могут что-то там изменить. Вот магаданский губернатор - насколько сильный мужик был, и все равно. (Реплика: но есть и женский пример - Старовойтова) Да много, много таких примеров" . 23

"Женщин во власти, к сожалению, единицы. Бороться наравне с мужчинами могут далеко не все женщины, учитывая именно то, что они женщины" .24

"Даже если она "прорвется туда", она будет унижена мужчинами, даже если она профессионал, что мужчины не признают никогда" . 25

В ответах женщин-депутатов чаще звучит тема неравенства финансовых возможностей женщин и мужчин - кандидатов в депутаты:

"Женщины на выборах проигрывают только по деньгам, потому что выборы, конечно, стоят денег" .26

Это подтверждается и данными избирательных комиссий. По информации избирательной комиссии Ставропольского края, размер средневзвешенного избирательного фонда кандидата-мужчины, участвовавшего в выборах депутатов Государственной Думы Ставропольского края третьего созыва, в шесть раз превышал аналогичный показатель у кандидатов-женщин (358 тыс. руб. к 56).

Значительная часть женщин-кандидатов не представляет каких-либо влиятельных групп политической или бизнес элиты, что при манипулятивном характере современной российской демократии27 также серьезно снижает их шансы на успех:

"Меня все время спрашивают, от кого ты идешь? А прошли все директора ОАО - те, кого можно использовать, кем можно манипулировать" .28

При этом женщины-кандидаты действительно сталкиваются с применением по отношению к ним противоправных и откровенно уголовных приемов борьбы со стороны конкурентов.

В январе 2001 г. Г. И. Фоменко - кандидат на пост главы Черняховского района (Калининградская область) сообщила прессе, что за 10 дней до второго тура выборов подверглась нападению неизвестного мужчины. Нападавший, угрожая насилием, потребовал, чтобы Фоменко сняла свою кандидатуру. 291

Председатель Думы г. Пензы С.Ф. Пинишина рассказала в интервью местному телеканалу в марте 2001 г., что ей часто угрожали по телефону в период избирательной кампании в Думу и позже, настаивая на том, чтобы она прекратила политическую деятельность.

В Ростовской области во время избирательной кампании по выборам в депутаты Государственной Думы РФ в 1999 г. имели место массовые нарушения избирательного законодательства в отношении женщин-кандидатов. Так, в станице Багаевской на представительниц общественной организации, занимающихся агитационной работой в поддержку женщин-кандидатов, со стороны местной администрации оказывалось давление с целью прекращения агитации. Также за неделю до выборов руководитель пятого канала Новочеркасского телевидения отказал женщине-кандидату в предоставлении оплаченного времени телеэфира, сославшись на то, что он не видел документов, свидетельствующих об оплате. После выборов перечисленные средства были возвращены на счет кандидата.

Против кандидатов-женщин используются и оскорбительные "негативные" агитационные материалы (т.н. черный PR), затрагивающие их честь и достоинство как женщин. В 2002 г. в Саратовской области на выборах в областную Думу против одной из женщин-кандидатов была выпущена следующая листовка: на рисунке женщина едет на верблюде по саратовскому мосту в Думу, сверху и снизу надписи: "Мы поедем, мы помчимся" и "Чьи деньги, Зин?..".

Другой подобный пример приведен в докладе по г. Москве. Причем в этом случае женщина-кандидат столкнулась с откровенно дискриминационным отношением.

Л. В. Адамская, советник районного собрания, район Свиблово: "Когда я во второй раз начала избираться в состав районного собрания, я провела всего одну лишь встречу с населением. Я не проводила никаких больше встреч, и я прошла. На 20% голосов я набрала больше, чем глава управы. Почему так много? Потому что за сутки, когда уже сказали, что никакой агитационной пропаганды вести нельзя, вышла листовка… что я - представитель жидомасонской ложи, что прикрываюсь, хожу под маской дворового активиста, а в молодости заразила и сейчас заражаю нехорошими заболеваниями подрастающую молодежь… У нас состоялся разговор с начальником ОВД "Свиблово", который мне сказал, что двор - это двор, но я должна понимать, что женщина и политика - вещи несовместимые. Оказывается, глава управы дал распоряжение: если Любовь Адамская попадет сейчас в районное Собрание, то приедет префект и скажет, что будем выбирать из состава районных советников главу управы. Она мне помешает. Нужно что-то сделать. И кабельное телевидение подключилось, чтобы сочинить что-нибудь обо мне… Но жители-избиратели, глядя на эту листовку, дали не тот результат, который планировал глава управы".

Однако в целом откровенная дискриминация женщин-кандидатов, как в виде негативной агитации, построенной на сексистских стереотипах, так и в виде практики государственных органов, встречается достаточно редко.

Региональные мониторы приходят к выводу, что низкий уровень участия женщин в избирательных кампаниях в качестве кандидатов и небольшое число успешных избирательных кампаний женщин-кандидатов происходят из-за меньшей в сравнении с мужчинами-конкурентами финансовой и административной поддержки, а также негативных для женщин кандидатов гендерных стереотипов избирателей.


7 В Государственной Думе первого созыва (1993-1995) доля женщин составляла 14%, второго (1995-1999) - 10%.
8 Причем это на 3,5% выше, чем в предыдущем составе.
9 По сравнению с предыдущими выборами этот показатель, как и в Калининградской области, вырос более чем на 8%.
10 Из интервью с депутатом-мужчиной. Алтайский край.
11 Из интервью с депутатом-мужчиной. Краснодарский край.
12 Из интервью с депутатом-мужчиной. Воронежская область.
13 Из интервью с депутатом-мужчиной. Краснодарский край.
14 Из интервью с депутатом-женщиной. Калининградская область.
15 Из интервью с депутатом-женщиной. Краснодарский край.
16 Из интервью с депутатом-женщиной. Курганская область.
17 Из информации участников фокус-группы. Удмуртская Республика.
18 Из информации участников фокус-группы. Ставропольский край.
19 Из информации участников фокус-группы. Псковская область.
20 По данным исследования, проведенного летом 2002 г. по заказу Исследовательского центра Центризбиркома, не более пятой части избирателей уверены в честности проводившихся в их регионах выборов. Однако 30% избирателей выражали мнение, что институт всеобщих выборов имеет принципиальное значение для смены власти.
21 Здесь следует отметить, что большинство опрошенных депутатов независимо от пола высказываются против использования квотирования для увеличения числа женщин-депутатов.
22 Из информации участников фокус-группы. Воронежская область.
23 Из информации участников фокус-группы. Воронежская область.
24 Из информации участников фокус-группы. Республика Карелия.
25 Из информации участников фокус-группы. Смоленская область.
26 Из интервью с заместителем председателя комитета по социальной политике Саратовской областной Думы Л. Н. Савочкиной.
27 См. Право на периодическую смену власти через выборы / Доклад о соблюдении прав человека в РФ в 2001 г. Права человека в регионах РФ. М., 2002.
28 Из интервью с женщиной-кандидатом в депутаты. Цит. по региональному докладу Саратовской области.
29 Стоит отметить, что Фоменко победила на выборах, получив во втором туре поддержку 46,6% избирателей, и уже второй срок возглавляет Черняховский район.

Назад

Библио-Центр сайта OWL