Дискриминация женщин в современной России


Право на социальное обеспечение

В соответствии с российским законодательством, женщины имеют равные с мужчинами права на социальное обеспечение, а также ряд дополнительных льгот и выплат, в т. ч. связанных с рождением ребенка и уходом за детьми.

При этом в последние 10 лет право на социальную поддержку в Российской Федерации нарушалось систематически и в массовых масштабах. Причем, в силу целого комплекса причин, включая дискриминацию женщин на рынке труда и тот факт, что они несут на себе основную нагрузку по уходу за детьми, именно женщины выступают здесь как более уязвимая категория населения. Некоторое улучшение ситуации в последние 2-3 года не изменило положения кардинально. На сегодняшний день выполнение государством социальных гарантий стоит на первом месте среди проблем, волнующих российских женщин . 146

Нарушение права на получение пенсии
В целом, по оценкам женщин - участниц фокус-групп, оформление пенсии - это утомительная процедура, сопряженная со всевозможными бюрократическими препонами и волокитой. При этом, по данным женских организаций Иркутской области, размер пенсии у женщин в среднем на 30-40 % меньше, чем у мужчин, что является следствием меньшей заработной платы и стажа работы (в большинстве своем обусловленного перерывами в работе в связи с рождением детей и уходом за детьми). Спорные вопросы, возникающие при начислении пенсий, часто связаны с неправильным учетом (или не учетом) тех лет стажа, которые дают те или иные льготы будущему пенсионеру:

"…У нас на заводе, где вредное производство, женщины уходят на пенсию с 45 лет. Но когда я пошла на пенсию, в собесе выяснилось, что у меня исчез год работы во вредных условиях труда <…> Завод считался в это время не работающим, был общий приказ по заводу. Я доказывала, что все это время я работала, я "не сидела" ни дня без содержания. Никому ничего я не смогла доказать" .147

Характерно, что многие участницы фокус-групп уверены в том, что закон о пенсионном обеспечении составлен так, что позволяет трактовать по-разному одни и те же факты, и, соответственно, варьировать сумму выплат. В этой ситуации часты жалобы на злоупотребления со стороны госслужащих, начисляющих пенсию:

"Беспокоит и неоднозначность пенсионного закона, который при назначении пенсии трактуется как угодно" .148

Как отмечается в региональном докладе по Ставропольскому краю, женщины чаще всего жалуются на маленькую пенсию и на высокие тарифы коммунальных служб. Чтобы обеспечить свои потребности, многие женщины продолжают работать довольно длительное время после выхода на пенсию.

Нарушение права на социальное обеспечение в случае необходимого ухода за ребенком
Значительное число женщин сегодня в России работают или без оформления трудовых отношений, или по трудовым договорам, где указывается номинальная заработная плата (зачастую равняющаяся минимальной), которая значительно меньше фактической149. В первом случае женщины не получают никаких пособий по болезни, беременности, уходу за ребенком, во втором - социальные выплаты, исчисляемые от номинальной заработной платы, составляют мизерные суммы.

В новом Трудовом кодексе увеличилось количество трудовых льгот для выполнения не только материнской, но и отцовской социальной роли по воспитанию детей, что способствует утверждению гендерного равенства. Так, ст. 256 Трудового кодекса признает, что "отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком".

Однако доля отцов, пользующихся этими правами, пока незначительна и составляет, например, в Иркутской области около 1%.

Закрепленные в законодательстве социальных пособий и льгот не способны не только кардинально изменить материальную ситуацию получателя, но даже помочь ему в поддержании минимального жизненного уровня. В результате те, кто оказывается в сложной ситуации без средств к существованию, чаще других сталкиваются с проблемами получения социальных пособий. Чаще всего это касается матерей, которые самостоятельно воспитывают детей.

"А я согласна с тем, что государство ущемляет права женщин. Во-первых, пособия на детей… когда есть матери-одиночки… составляет 200 рублей, ну это смешно. Разве можно ребенка поднять на 200 рублей? Это хорошо, когда есть возможность, когда идет приработок какой-то или там родители помогают…" 150

"…женщина, которая одинока, просто не в состоянии самостоятельно поднять ребенка" .151

"Я одна воспитываю дочь; на женщину, которая одна воспитывает ребенка, смотрят как на человека второго сорта, нужно каждый день доказывать свое право на место под солнцем, добывать кучу справок для оформления пособия, постановки на учет по жилью <…> Пособие по безработице мизерное, а у меня больная мать, ведь еще надо покупать лекарства. Хорошо, хоть она получает регулярно пенсию, на эту пенсию и живем" .152

"На ребенка выплачивается ежемесячное пособие 70 рублей. Что на них можно купить? У меня двое детей, получаю на них 140 рублей. Родителей у меня нет, воспитывалась в детском доме. Работаю в домоуправлении. Все знают, что там мало платят. Поэтому приходится все время работать на двух работах" . 153

При том, что размер детского пособия, установленного федеральным законодательством, невелик, некоторые сообщали о случаях его незаконного уменьшенеия:

"- Понятно, что инженер с высшим образованием - низкооплачиваемый специалист. Но закон есть закон, против него не пойдешь. А ведь потом ежемесячное пособие на ребенка до 1,5 лет для всех одинаковое - 550 рублей.

- У нас на заводе 200 рублей.

- Почему 200 рублей?

- Потому что это из федерального бюджета платят 550 рублей, а завод платит 200 рублей. Я это знаю, потому что у нашей сотрудницы дочь родила, и был такой разговор.

- А кто тогда нарушает федеральный закон?

- Дирекция завода" .154

Нарушение права на получение льгот и пособий (отказ в выплате, задержки выплаты)
Многие женщины - участницы фокус-групп жалуются на то, что положенные социальные пособия задерживаются или не выплачиваются вовсе.

"…даже те социальные пособия, которые называются детские, вовремя не выплачиваются…"155.

"Льготы есть по детским пособиям, но, во-первых, их не выплачивают, во-вторых, на эти деньги ничего не купишь, так их мало" 156.

"Мой сынишка 1996 года рождения, а детского пособия я в глаза не видела с 1997 года. Малыш мечтает: "Мама, вот соберем все денежки за пособия и купим большой цветной телевизор". Я, разумеется, киваю: купим, сынок, купим, а сама думаю, какой телевизор, тут бы как-нибудь прожить-прокормиться"157.

По сообщению женских организаций Пензенской области, долги по детским пособиям в 2001-2002 годах в области погашались, но при этом имели место различные виды взаимозачетов: получателям в счет долга выдавались канцтовары, обувь, продукты питания, мебель и т. д.

В некоторых случаях женщины добивались получения положенных по закону пособий через суд:

"Через суд я судилась, мне выплатили"158.

Но это скорее исключение из правил. В подавляющем большинстве случаев женщина, столкнувшаяся с практикой злоупотреблений при выплате пособий, не отстаивает свои права:

"А если не получаешь, деньги ведь все равно куда-то перечисляются, я так думаю, потому что на всех детей составляются списки. Я два года не получала, потом пришла. Я знаю, что там, на депозитном, сколько-то времени лежит, если не получаешь. Я попросила выдать за последние 3 месяца. Трудная ситуация была. А мне говорят: "За вас тут все получено". Вот даже такая ситуация была. Многие махнули на это рукой"159.

Некоторые из опрошенных в ходе фокус-групп отмечают улучшение ситуации с выплатой пособий. И хотя сумма выплат, как правило, никого не устраивает, сам факт их существования оценивается как положительный момент:

"Если говорить о правах, которые мало-мальски реализуются, то можно вспомнить о пособиях на ребенка, которые стали выплачиваться. Пособия очень маленькие, но они все-таки выплачиваются"160.

Однако те женщины, которые на момент опроса получали или имели право на получение пособия, настроены менее оптимистично:

"Да, я получаю пособие на ребенка, но это ничто, 70 рублей из федерального бюджета <…> да это смешно, какая поддержка власти, что можно купить ребенку на 70 рублей? Питание в школах, конечно, платное, но малообеспеченные, многодетные семьи, неполные семьи, дети на попечении и другие категории различные льготы имеют и питаются такие детки бесплатно…" 161

Сложности с оформлением пособий
Большинство опрошенных в ходе мониторинга недовольны тем, что социальная помощь в стране носит заявительный характер. Вследствие этого, если женщина вовремя не была информирована о предоставляемых ей льготах и субсидиях и подала документы через какое-то время после того, как у нее появилось право на их получение, то "пропущенные" выплаты она уже не получит. Кроме того, получение социальной помощи сопряжено со сбором большого количества документов. Некоторые женщины воспринимают процедуру оформления пособия как унизительную:

"Столько нужно формальностей, справок, доказательств, что тебе нужна помощь. А потом тебя будут перекидывать из кабинета в кабинет, пока не махнешь рукой"162.

"При этом мы никогда не получали пособия по уходу за детьми. Почему? Могу объяснить, ненавижу социальную сферу нашу… Сама там не была, но то, что я слышала от женщин, для меня это крайне унизительно. Я считаю, что если женщина родила ребенка, она не обязана ходить в те социальные среды, где все это оформляют, получают. Вот на ребенка нужно получить пособие. Вот положено ребенку, от такого возраста - столько, а от такого - столько… Он учится в школе, списки в школе есть. Дети в школы ходят, элементарно. Я не говорю о яслях и детских садах, куда можно ходить, можно не ходить, если ребенок пошел в школу, нельзя чтобы родители бегали в соцстрах обивать пороги и собирали справки. Ребенок родился, значит, он есть, на него положено пособие по закону, значит, будьте добры, выплатите его. <…> Вот сам факт этих социальных льгот, помощи людям и женщинам, в частности, - они только на бумагах, и когда наши социальные работники начинают выступать по телевидению, что они много помогают, я выключаю это. Это копейки, но такие унижения"163.

По мнению других женщин - участниц фокус-групп, из-за сложной процедуры оформления пособий и незначительной суммы выплат за ними обращаются только самые нуждающиеся:

"Сколько здесь девушек, у которых есть дети? А теперь кто получает пособие? Ежемесячное пособие 84 рубля. Я первый год получала. Потом, наверное, только самые нуждающиеся за них бьются"164.

"Я говорю, мы даже не ходим за пособиями, большинство. Поэтому нам часто ни до чего нет дела. Редко кто из нас идет за пособиями. Некогда. Мы работаем по 12-14 часов на улице, по полгода без единого выходного"165.

"Первого ребенка я родила в советские времена, и мне все оплатили, а со вторым я не работала и, естественно, мне ничего не оплатили, и я жила только за счет мужа. До сих пор я ни пособия, ничего не получила, там нужно собрать столько документов и из тех организаций, которые уже развалились, отстоять столько очередей, что овчинка выделки не стоит.

Но ведь то, что мы получаем, это же смешные суммы, может, это действительно зависит от того, где женщина работает, какой оклад она имеет, за это бороться даже не стоит - детские 100 рублей, что можно купить за 100 рублей"166.

Отсутствие поддержки со стороны государства многие женщины оценивают как планомерную политику:

"Государство очень много говорит о демографической проблеме, а размер детского пособия, которое к тому же не платят, говорит о том, что дети никому не нужны в нашем государстве, кроме родителей"167.

"Меня, как молодую маму, больше всего беспокоит отсутствие поддержки со стороны государства женщинам, находящимся в декретном отпуске. Пособия просто смехотворные, разве женщины будут рожать детей, если на их содержание выделяется 50 рублей в месяц"168.

"В основном люди идут за материальной поддержкой. И только на мизер они могут рассчитывать. В Думе находится проект закона для помощи многодетным матерям. Так вот, по тому закону предполагается выделить на ребенка в квартал 100 руб. У коллеги по работе четверо детей, один из которых инвалид. Она обратилась за помощью в Администрацию. Я не помню, сколько конкретно денег ей удалось выбить, но то, что это был мизер - это точно"169.

"Меня больше всего беспокоит положение молодых семей, детей. А детские пособия? Государству, наверное, просто стыдно говорить об этом - раз оно молчит. О пенсиях говорят много, а вот о детских пособиях…" 170

"Единственное, что можно изменить, это социальную поддержку. Но в нашей стране я [в это. - Сост.] не верю"171.

В результате женщины больше надеются на адресную помощь нуждающимся со стороны предприятий и отдельных предпринимателей, чем на гарантированную помощь государства.

Так, к примеру, участницы фокус-группы, проведенной в Саратовской области делают вывод, что "если сравнивать помощь государства и спонсоров, то спонсорская помощь очень ощутима. Предприятия сами не очень богатые, но они откликаются и в силу своих экономических возможностей нам помогают: продуктами, какими-то предметами или своей продукцией. Так, например, швейная фабрика обеспечила несколько одиноких, малообеспеченных бабушек верхней одеждой. Помогают и некоторые депутаты Саратовской областной Думы. Они нам дали для наших подопечных продуктовые наборы"172.


146 Из интервью с депутатом-мужчиной. Краснодарский край
147 По результатам анкетирования женщин-участниц фокус-групп, проводившегося в рамках мониторинга.
148 Из информации участников фокус-группы. Новочеркасская область.
149 Из информации участников фокус-группы. Саратовская область.
150 Подробнее см. разделы "Право на равное вознаграждение", "Одинаковые возможности при найме на работу".
151 Из информации участников фокус-группы. Москва.
152 Из информации участников фокус-группы. Москва.
153 Из информации участников фокус-группы. г. Барнаул.
154 Из информации участников фокус-группы. Ростовская область.
155 Из информации участников фокус-группы. Новочеркасская область.
156 Из информации участников фокус-группы. Смоленская область.
157 Из информации участников фокус-группы. Ставропольский край.
158 Из материалов региональной прессы. Цит. по региональному докладу по Саратовской области.
159 Из информации участников фокус-группы. Ростовская область.
160 Из информации участников фокус-группы. Новосибирская область.
161 Из информации участников фокус-группы. Саратовская область.
162 Из информации участников фокус-группы. Смоленская область.
163 Из информации участников фокус-группы. Республика Карелия.
164 Из информации участников фокус-группы. Новосибирская область.
165 Из информации участников фокус-группы. Новосибирская область.
166 Из информации участников фокус-группы. Новосибирская область.
167 Из информации участников фокус-группы. Мурманская область.
168 Из информации участников фокус-группы. Ставропольский край.
169 Из информации участников фокус-группы. Пензенская область.
170 Из информации участников фокус-группы. Калининградская область.
171 Из информации участников фокус-группы. Республика Карелия.
172 Из информации участников фокус-группы. Новосибирская область.

Назад

Библио-Центр сайта OWL