Рукина Ирина Михайловна Рукина Ирина Михайловна
депутат Московской городской думы, председатель Комиссии по экономической политике

"О проблеме "женщины и власть" говорят очень много и все больше повторяются. Может быть, пора перестать говорить и просто больше делать?"

"Беда в том, что женщины не голосуют за женщин, и это довольно странно - ведь при этом все избирательницы надеются на понимание и решение своих проблем, на внимание к себе. За меня голосовали мужчины, и поэтому я в Думе".

"Мне очень хочется, чтобы женщины поняли то, что они прекрасно знают по реальной жизни - в трудные моменты, когда надо спасать ситуацию, приходят женщины".


[Каково место женщины-лидера в современном обществе? Существует ли проблема женщины во власти?] [Вы - типичный пример женщины-лидера. Это стремление организовывать и руководить - с детства?] [Почему вы решили баллотироваться в Московскую городскую думу?] [Есть мнение, что женщина, идущая в политику, должна быть профессионалом и работать во всех областях наравне с мужчинами; и есть другая точка зрения - женщине большего удается добиться на "своем поле" - в здравоохранении, образовании...] [Много ли женщин в Московской городской думе, и прислушиваются ли коллеги-мужчины в Думе и в Правительстве Москвы к мнению женщин? Легко ли убеждать их в своей правоте?] [Вы сказали, что женщинам труднее прийти во власть? Как выравнять возможности женщин и мужчин?]

Каково место женщины-лидера в современном обществе? Существует ли проблема женщины во власти?

Такая проблема, конечно, существует - прежде всего, по ряду причин женщине гораздо сложнее прийти во власть, чем мужчине. Но есть и другое - востребованность женщины обществом в тот или иной период времени: сейчас она есть. Власть - это не только высшие государственные органы, это бизнес и промышленность - и здесь женщин намного больше, так как огромную роль в достижении успеха играет профессионализм, а, кроме того, такое важное женское качество, как умение быстро создать порядок вокруг себя. Я много раз убеждалась в том, что часто, когда руководители-мужчины не справляются, их заменяют женщины и спасают положение. Есть много тому примеров. Многие женщины могут управлять организованно и твердо, что пока считается мужскими чертами, но и при этом отвечают потребностям, например, женского коллектива. В таких случаях женщина-руководитель одновременно жесткая и понимающая своих сотрудников как мать, подруга.

Что касается работы женщин в органах законодательной и исполнительной власти, я не думаю, что в исполнительной власти может работать много женщин. Как депутат, который заканчивает второй срок работы, я знаю, что эта работа требует полной отдачи. Часто это жизнь вне семьи. Кроме того, большинство женщин не могут так быстро принимать решения, не склонны к риску, как мужчины - женщины стремятся все продумать, взвесить, оценить все последствия, а иногда решение надо принять очень быстро.

Но я абсолютно уверена в том, что женщины должны быть в законодательной власти, желательно, чтобы их было не менее 50%, потому что законодательный орган - это работа с людьми. Я 8 лет работаю в Мосгордуме и знаю, с какой болью идут люди к депутату. Эту боль надо пропустить через себя и принять правильное решение, и одновременно быть для человека психотерапевтом, потому что ты не всегда можешь сделать то, о чем он просит, но можешь помочь ему преодолеть стрессовую ситуацию. Каждый человек требует индивидуального подхода, и с конкретными людьми - избирателями - женщины-депутаты работают лучше.

Кроме того, большинство мужчин, которые становятся политиками, очень быстро отрываются от земли. Они уходят с головой в работу и перестают видеть жизнь конкретных людей вокруг себя. Они делают работу - а для чего они это делают, какова конечная цель? Для них редко конечной целью является жизнь отдельного человека, они воспринимают систему целиком.

Женщина от земли не оторвется, какой бы пост она ни занимала - все равно у нее семья, дом, школа, куда ей нужно прийти, чтобы разобраться с проблемами своих детей.

Вы - типичный пример женщины-лидера. Легко представляю Вас в детстве председателем совета пионерской дружины, секретарем комсомольской организации. Это стремление организовывать и руководить - с детства?

Мой папа - военный, и с пяти лет я хотела быть Министром обороны. У меня великолепная семья, мне очень повезло - я выросла в любви. Из семьи пришло умение создавать вокруг себя пространство любви - и это очень помогло мне при моей "мужской" специальности, твердом характере. Однако никакого давления со стороны родителей в воспитании определенного характера не было, кроме того, что папа категорически возражал против гуманитарной специальности - я его послушалась и очень довольна. Когда ребенок растет в любви, его не надо ничему учить - он счастлив, и это дает ему уверенность и душевные силы на всю жизнь.

Действительно, активисткой, как прежде говорили, я была еще со школьных лет. Я любила быть в коллективе, и вокруг меня всегда организовывались разные интересные дела.

Почему вы решили баллотироваться в Московскую городскую думу?

Когда я уходила с завода, где занимала очень высокую должность, в Московскую думу, я, честно говоря, не знала, что это такое, но ринулась туда с головой. Мне стало интересно - новое, необычное, полностью ломающее то, что я делала до сих пор. Мне многого удалось добиться на заводе, но я знала, что нужна следующая ступень.

Было и другое - в любой ситуации человек понимает, что у него есть какое-то предназначение в этой жизни. Я всегда чувствую, что меня по жизни кто-то ведет, и я не сопротивляюсь.

Есть мнение, что женщина, идущая в политику, должна быть профессионалом и работать во всех областях наравне с мужчинами; и есть другая точка зрения - женщине большего удается добиться на "своем поле" - в здравоохранении, образовании...

Разделения на женские и мужские области деятельности я не приемлю - я всю жизнь работала в оборонной промышленности. По первому образованию я - металлург, и всегда моими коллегами и подчиненными были, в основном, мужчины.

В Мосгордуме я председатель Комиссии по экономической политике. Мною внесены 12 законопроектов, часть которых уже стала действующими законами: закон о городских госзаказах, закон о защите прав граждан при реализации градостроительных решений, первая программа московской приватизации, закон о промышленной деятельности, направленный на поддержку промышленности Москвы, и другие. И все эти законы имеют социальную направленность, они - для улучшения жизни людей.

Взять хотя бы последний законопроект - о минимальном размере почасовой оплаты труда в Москве. Реформа заработной платы крайне необходима сейчас, это основа основ сегодняшней экономики. Не может развиваться город, страна, где люди получают нищенскую зарплату. Потому что это цепочка: человек получил зарплату, пошел в магазин, купил товары; предприятия, которые продают эти товары, заплатили налоги, наполнился бюджет, мы направили эти деньги в социальную сферу. Мы предлагаем исходить в расчете минимальной почасовой оплаты из размера прожиточного минимума в Москве. Поделив его на число рабочих часов в месяц по КЗОТу, мы получаем, что час работы в столице должен стоить не менее 10 рублей. Надо, чтобы человек, проработав месяц, мог хотя бы прокормить себя, а это многим не удается. Разве можно в таких условиях сохранить человеческое достоинство? Проект новаторский. Он вводит почасовую ставку, ниже которой опускаться нельзя.

Надо развивать конкуренцию, создавать равные стартовые условия для развития предприятий малого и среднего бизнеса. В январе 2000 г. я выступила с инициативой создания Круглого стола бизнеса Москвы и стала его сопредседателем. Круглый стол был создан совместно с Ассоциацией частных и приватизируемых предприятий Московского региона. На заседаниях Круглого стола были подготовлены предложения в Государственную Думу и Правительство РФ "О снятии административных барьеров", "О сокращении лицензирования и сертификации товаров и услуг", "О сокращении контрольных проверок", "О ликвидации "кормушечных" монополий (ГП и ГУПов), мешающих формированию конкурентной среды" и т. д. Предложения были изложены на Второй Всероссийской конференции по малому бизнесу в марте 2001 г.

Ведется также постоянная практическая работа с Гильдией московских промышленников, с Союзом промышленников и предпринимателей Московского региона, с Торгово-промышленной палатой (я являюсь автором проекта закона "О Торгово-промышленной палате в городе Москве"), с ассоциациями и союзами предпринимателей, с Московским банковским союзом и т. д.

Часто приходится оказывать конкретную поддержку и помощь отдельным предприятиям и производственному малому бизнесу. Особый приоритет - предприятиям, применяющим труд инвалидов.

Мне кажется, женщина должна работать там, где она хочет и может использовать свои знания, свой профессиональный опыт, а не разделять с мужчинами сферы деятельности.

Много ли женщин в Московской городской думе, и прислушиваются ли коллеги-мужчины в Думе и в Правительстве Москвы к мнению женщин? Легко ли убеждать их в своей правоте?

В Мосгордуме 7 работающих женщин-депутатов - это около 15%. Когда женщины вносят полезные, разумные предложения, коллеги-депутаты и городские власти чутко реагируют. Другое дело, что Москва - очень бюрократический город, и сама процедура согласования очень длительна.

Вы сказали, что женщинам труднее прийти во власть? Как выравнять возможности женщин и мужчин?

Я за квоты, но надо понимать, что это не разнарядка, это ориентир, некоторая планка. Просто лидеры партий должны знать, что для успеха на выборах в их списках должны быть женщины, и по-настоящему помогать им в ходе избирательной кампании.

Беда в том, что женщины не голосуют за женщин, и это довольно странно - ведь при этом все избирательницы надеются на понимание и решение своих проблем, на внимание к себе. За меня голосовали мужчины, и поэтому я в Думе.

Мне очень хочется, чтобы женщины поняли то, что они прекрасно знают по реальной жизни - в трудные моменты, когда надо спасать ситуацию, приходят женщины. Именно женщина однажды сказала: "Слава моего Отечества - моя слава". Этой женщиной была Екатерина Великая, которая много сделала для своей страны. У меня на приемах можно увидеть женщин-руководителей фирм, предприятий, организаций, директоров школ и медицинских учреждений, домашних хозяек и студенток. И проблемы у них самые разные - от личных просьб до глубокой обеспокоенности ситуацией в экономике, промышленности. Никогда так остро не стояла для женщин проблема трудоустройства, боязнь потерять работу. Растут цены на продукты, одежду, лекарства, повышаются платежи за коммунальные услуги - трудно. Мне бы очень хотелось сейчас сказать: "Потерпите, дорогие, еще один-два года, все будет замечательно". Но я не могу брать на себя такую ответственность. Знаю только, что без участия самих женщин не произойдет перемен к лучшему. Откуда эта патриархальная вера в то, что мужчины поймут их лучше и сделают для них больше? Надо голосовать за женщин и дать им возможность попытаться решить те проблемы, с которыми не справляются мужчины.