Gender Mainstreaming
Комплексный подход к проблеме равенства между женщинами и мужчинами

Часть III: Комплексный подход к проблеме равенства полов на практике



Цель этого доклада была объяснена во вступлении к нему. Его задачей является побуждение различных политических составляющих государств-членов Совета Европы и различных структур Совета Европы осуществлять конкретные действия в рамках комплексного подхода к проблеме равенства полов и облегчать их работу в этом направлении. В частях I и II содержится краткое изложение сведений, касающихся концепции комплексного подхода, представляются концептуальные рамки и обрисовывается актуализированная картина методов и средств, позволяющих интегрировать в политические программы параметры, относящиеся к проблематике равенства женщин и мужчин. Последняя часть этого доклада рассматривает непосредственно процесс практической реализации комплексного подхода. Необходимые действия следует предпринять на правительственном уровне, не ограничиваясь при этом им одним. Эта третья часть детализирует первоначальные меры, которые нужно осуществить, а также те элементы, о которых необходимо помнить на стадии выработки политики. Она дает также различные указания в отношении наблюдения за осуществлением комплексного подхода. Наконец, и это главное, часть III содержит множество примеров позитивного опыта применения комплексного подхода.


1. Необходимость создания политической программы в отношении комплексного подхода к проблеме равенства полов

Первое, что нужно сделать, это, конечно, набросать проект в общих чертах. Первоначальный этап заключается в обозначении главного застрельщика проекта, которому будет доверено реализовать его на практике. Затем необходимо дать оценку изначальной ситуации - существует ли предварительные условия и каковы особенности действующего механизма принятия решений - и продумать программу, в которой бы учитывалась эта ситуация. Третьей фазой должно стать отслеживание результатов проекта.

Основными этапами подготовки проекта являются:

  • определение лица или группы лиц, ответственных за его выполнение;
  • анализ ситуации: какие имеются предварительные условия?
  • формулирование целей: какие ожидаются результаты?
  • выбор области и уровня применения проекта;
  • определение методов и инструментов, при этом возможно возникновение необходимости выработки новых методов и инструментов или соответствующей подготовки участников процесса;
  • определение ответственного за применение комплексного подхода к проблеме равенства полов;
  • выбор метода наблюдения за выполнением и результатами проекта.

Весь комплекс предварительных и благоприятствующих условий для задействования комплексного подхода затрагивается в предыдущей части доклада, также как и различные стадии политического процесса, который нужно осуществить, сферы жизни и уровни общества, на которых следует применять комплексный подход и методы, технологии и исполнители. Основная суть комплексного подхода заключается в комбинировании необходимых предварительных и благоприятствующих условий с конкретной ситуацией, а также приоритетами рассматриваемой области. Резюмируя, можно сказать, что содержащаяся в части II детализированная информация должна быть перенесена в комплексный подход и адаптирована к потребностям и возможностям данной ситуации.

Читатель найдет в этой части доклада список элементов, которые следует принимать во внимание во время выработки проекта. Этот длинный список не должен рассматриваться как схема мер, обязательная к исполнению. Речь, скорее, идет о путеводной нити, чем об исчерпывающей схеме деятельности.

Когда условия, требуемые для осуществления комплексного подхода к проблеме равенства полов считаются собранными воедино?

Первый этап выработки проекта требует, чтобы в общих чертах было обозначено, в какой степени условия, требуемые и благоприятствующие для применения комплексного процесса, собраны воедино, поскольку они будут составлять базовые рамки комплексного подхода. Нижеследующие вопросы позволят правильней определить наличие позитивных моментов и специфических проблем.

Необходимо принять во внимание следующие аспекты:

Имеется ли политическая воля?
- В какой мере равенство полов воспринимается как цель и приоритет? Отвечают ли существующие в настоящее время политические позиции и подходы необходимости гарантировать равенство полов во всех сферах жизни общества? Есть ли стремление интегрировать проблематику равенства между женщинами и мужчинами в общую систему политических направлений и программ? Действительно ли эти политические линии и программы имеют своей целью устанавливать и способствовать утверждению равенства полов? Формулируются ли в них ясные и недвусмысленные критерии?
- Осознаёт ли общественность проблемы и вопросы, связанные с проблематикой равенства полов? В какой степени?
- Является ли политическая воля - если она есть - явной и зримой? На каком она принимает более концентрированную форму - на уровне государства, политических партий, парламента? Была ли принята декларация принципов или имеется ли какой либо документ, касающийся равенства полов или комплексного подхода к проблемам равенства полов?
- В какой степени были реализованы на практике взятые обязательства? Поддерживает ли администрация принцип равенства полов?
- Какие другие обязательства или заявления могут или должны быть приняты?

Какой помощи можно ожидать от национальных механизмов, учрежденных для содействия развитию равенства между женщинами и мужчинами?
- Какая задача поставлена перед национальными механизмами как административными структурами, какими они располагают человеческими и финансовыми ресурсами, какие методы и инструменты используют?
- Какое действует законодательство, регламентирующее вопросы, связанные с равенством возможностей и выступающее против дискриминации? Полно ли оно?
- В какой степени структуры, специализирующиеся на вопросах равенства полов, способны сделать более совершенными свои экспертные возможности в области равенства между женщинами и мужчинами?
- Имеется ли специальная политика в области равенства полов?
- Дается ли специально оценка положения в. области равенства полов в секторах администраций, наиболее в этом нуждающихся?

Какие статистические данные имеются в распоряжении?
- Каков их охват? Достаточно ли они полны для того, чтобы служить основой для комплексного подхода к проблеме равенства полов?
- Регулярно ли собираются раздельные статистические данные по половому признаку? Учитываются ли при этом другие переменные показатели?

Имеются ли на вооружении детализированные знания в области отношений между двумя полами?
- Доступно ли углубленное знание проблематики отношений между женщинами и мужчинами? Если да, то где его можно получить?
- Можно ли в университетах получить различные знания в области равенства между женщинами и мужчинами, например, исследования о женщинах и равенстве полов? Могут ли предоставить такие сведения другие институты (исследовательские центры или центры документации)?

Как функционируют администрации?
- Как в них происходят процессы принятия решений?
- Кто обычно принимает участие в этих процессах? Какие действия предпринимались для того, чтобы подтолкнуть этих лиц к принятию комплексного подхода? Кто несет ответственность в этой сфере?
- Какие посты в администрации, имеющие отношение к комплексному подходу к проблеме равенства между полами являются ключевыми?
- Какую подготовку прошли лица, занимающие эти посты? Были ли включены в программы их обучения и подготовки исследования о женщинах и вопросах равенства полов?

Какие людские и финансовые ресурсы имеются в распоряжении?
- Какие финансовые и людские ресурсы необходимы для осуществления комплексного подхода к проблеме равенства полов? Какой бюджет можно выделить для осуществления специальных программ в сфере комплексного подхода?
- Какие решения должны быть приняты для выделения финансовых средств и людских ресурсов для осуществления комплексного подхода?

Какую помощь можно ожидать от представителей и представительниц политической и общественной жизни?
- Как представлены оба пола в различных сферах политической и общественной жизни, особенно в структурах, где принимаются решения?

Важно с точностью установить наличие или отсутствие всех этих элементов. Тем не менее, отсутствие некоторых из них не является достаточным основанием для отказа от комплексного подхода. Некоторых из вышеупомянутых требуемых или благоприятствующих комплексному подходу условий может еще не быть, но в ближайшем времени они могут появиться. В этом случае возникает вопрос - какие финансовые и временные обстоятельства, а также людские ресурсы позволят обеспечить эти условия. Возможно, что некоторые из этих условий в ближайшем будущем не смогут быть обеспечены. В этих обстоятельствах следует обратиться к различным альтернативным возможностям. Однако, чем более точно будет осуществлена оценка первоначальных условий, тем лучше будут определены возможные участники и инициативы, которые могут быть быстро приняты, тем более облегчится задача осуществления в реальной перспективе комплексного подхода к проблеме равенства полов.

Как адаптировать комплексный подход к данному конкретному сектору?

Вторая фаза подготовки проекта комплексного подхода к проблемам равенства полов заключается в адаптации различных элементов концепции к специфике данного контекста.

Этот второй список действий выступает в качестве отправной точки. Он ни в коем случае не является исчерпывающим, между тем, проект комплексного подхода требует также принятия детализированного бюджета и точного графика платежей. Основная цель этого списка заключается в поддержке различных инициатив в контексте комплексного подхода к проблеме равенства полов. Этот список представляется собой не особый рецепт действий, а, скажем, кулинарную книгу. При этом целью является составление сбалансированного меню. Успех политической программы "mainstreaming " зависит прежде всего от учета имеющихся возможностей и специфики данного контекста. Здесь необходимо помнить, что основное - это выявить в каких сферах предоставляются наибольшие возможности для любых инициатив, ведущих к изменениям и прогрессу.

Следует учитывать следующие аспекты:

Определение тех действующих лиц, которые могут играть дельную роль в осуществлении комплексного подхода к проблеме равенства между полами.
Сделать выбор в данном случае помогут ответы на следующие вопросы:
- Какую роль в инициировании, практическом осуществлении и дальнейшем развитии комплексного подхода могут играть различные его участники: политики, работники администраций, национальные механизмы, имеющие отношение к проблематике настоящего доклада, научно-исследовательские работники и эксперты (мужчины и женщины), неправительственные организации, лоббистские группы, СМИ?
- Каковы могли бы быть их точные функции в этом деле? Какие объемы работы предусматриваются стоящими перед ними задачами?
- В каких средствах они нуждаются в своей деятельности? Какие средства могут быть выделены на эти цели?
- Какая ответственность будет на них соответственно возложена?

Какие сферы жизни наиболее адаптированы к применению комплексного подхода к проблеме равенства полов, на каком уровне и стадии?
Сделать выбор в данном случае помогут ответы на следующие вопросы:
- Какие сферы наиболее закрыты для равенства полов?
- Какие сферы общепризнанны как важные с точки зрения равенства полов и в рамках которых имеется опыт принятия конкретных мер в этой области?
- В каких сферах учитываются наиболее срочные вопросы политических планов-программ?
- Какие сферы наиболее явно благоприятствуют пробуждению сознания людей?
- Какие сектора наиболее подходят для осуществления комплексного подхода в долгосрочной перспективе?
- Какие политические уровни наиболее адаптированы к применению комплексного подхода к проблеме равенства полов с точки зрения:

  • вопросов, которыми они занимаются специально;
  • наличия специалистов и других потенциальных участников процесса;
  • наличие соответствующих методов и инструментов?

Определение методов и средств, которые будут использоваться
Следует учесть фактор наличия следующих методов и средств:
- аналитические инструменты и методы: статистические данные, исследования и прогнозы, анализ соотношения стоимость
- выгода, руководящие направления и рамочные основы, методы оценки воздействия различных факторов на представителей полов, общая оценка и наблюдение за результатами;
- инструменты и технологии обучения, пробуждения сознания и специальной подготовки, практическое наблюдение, "мобильная или точечная экспертиза", учебные пособия и материалы;
- инструменты и технологии консультаций и участия: равное участие обоих полов в процессах принятия решений, рабочие группы, группы управления и анализа, телефонные списки и органиграммы иерархических структур, конференции, семинары, аудит.
- Какие технологии и методы наиболее адаптированы:
- к политическим сферам в соответствии с их спецификой и особыми потребностями, в частности, в плане консультаций и проблемы участия?
- к уровням, затронутым рассматриваемой проблемой?
- к задействованным в данных процессах участникам и их трудностям, возникающим при выявлении и анализе проблем неравенства полов, с учетом возможного недостатка опыта или навыков в использовании различных методов и инструментов?
- Какой опыт и какие средства доступны или необходимы для разработки новых или для адаптации старых технологий и методов?
В идеальном варианте, комплексный подход к проблеме равенства полов должен рассматриваться как руководящий принцип, подходящий для всех уровней и всех стадий деятельности политического механизма. На практике же его одновременное и повсеместное применение может оказаться непростым делом. В этом случае может возникнуть риск бесполезного распыления ресурсов и рассредоточения внимания. Между тем, комплексный подход нуждается в определении отправной точки и поэтому эту задачу следует выполнить со всей тщательностью, дабы обеспечить комплексному подходу все шансы на успех.

Как оценить результаты применения комплексного подхода к проблеме равенства полов.

После того, как программа разработана и запущена, важно вести наблюдение и контроль за качеством принятых инициатив. В последние годы достигнуто согласие относительно того, что политические инициативы должны сопровождаться контролем и оценкой их последствий с тем, чтобы выяснить степень их эффективности и соответствия потребностям. Наблюдение за этим является инструментом, который следует использовать. Будучи большим, чем простая оценка результатов, этот метод заключается в регулярном и продолжительном изучении, контроле и наблюдении за результатами программ. Наблюдения за результатами применения комплексного подхода к проблеме равенства полов должно быть предусмотрено еще до начала его запуска. Таким образом, следует определить технологии, методы и критерии наблюдения еще во время разработки программы.

Ниже читатель найдет краткий список наиболее важных задач в рассматриваемом контексте:

  • установление лица, ответственного за наблюдение;
  • установить, за какими аспектами нужно вести наблюдение: деятельность участников процесса, развитие взаимоотношений между двумя полами, эффективность и различные результаты применения комплексного подхода;
  • выбрать методы и технологии, соответствующие задаче наблюдения, уточнить используемые при этом показатели;
  • организовать меры по наблюдению.

Главная цель наблюдения - поступательное улучшение качества комплексного подхода - будет достигнута лишь тогда, когда результаты различных оценок и других методов наблюдения будут использованы в рамках последующих программ. Поскольку комплексный подход к проблеме равенства является новой и новаторской стратегией, наблюдение за осуществляемыми проектами необходимо для его дальнейшего развития, и улучшение качества этой стратегии может идти лишь на пользу концепции в целом и ее применению в будущем.

2. Примеры позитивного опыта применения комплексного подхода к проблеме равенства полов

Эта последняя глава рассказывает о примерах позитивного опыта применения комплексного подхода к проблеме равенства полов в соответствии с тем, как об этом говорилось на протяжении всего доклада. Эти примеры покрывают широкий круг сфер, программ" регламентирующих документов, конкретных шагов, технологий, или методов. Эта глава имеет целью проиллюстрировать методы и способы осуществления комплексного подхода в рамках различных видов политики с тем, чтобы облегчить разработку плана по использованию комплексного подхода.

Среди упомянутых в докладе примеров, большинство были представлены как примеры комплексного подхода к проблеме равенства полов. Другие же подходы были разработаны еще до появления стратегии комплексного подхода, и хотя они и не соотносятся с ним напрямую, во многом, однако, совпадают с этой стратегией. Мы не представляем здесь полный каталог всех примеров применения комплексного подхода. Возможно в эту главу были бы включены и другие примеры, если бы у нас была соответствующая информация. Из полученной Группой информации был произведен строгий отбор, в результате которого остались лишь наиболее яркие примеры. Мы выражаем нашу признательность всем тем (мужчинам и женщинам), кто ответил на наши информационные запросы, так как все полученные нами сведения были очень полезны для Группы в рамках проводимых ею дискуссий и при составлении данного доклада. Мы сожалеем, что пока не удалось найти примеров, относящихся к странам Восточной и Центральной Европы, но надеемся, что этот доклад позволит всем европейским странам объединить все необходимые элементы для последующего развития стратегии комплексного подхода к проблеме равенства полов.

При отборе примеров применения комплексного подхода для Главы III использовались четыре критерия. Эти критерии вытекают из ранее упомянутого определения комплексного подхода к проблеме равенства полов, в котором этот подход определяется следующим образом: "Комплексный подход заключается в организации (реорганизации), улучшении, совершенствовании и оценке процессов принятия решений лицами, главным образом вовлеченными в осуществление политики, с тем, чтобы инкорпорировали проблематику равенства между женщинами и мужчинами во все области и на все уровни". Комплексный подход требует реорганизации специфической политики в этой области, поскольку этот подход теперь акцентируется не на политике в области равенства между женщинами и мужчинами, а на обычной политике и на деятельности, осуществляемой обычными "действующими лицами".

В соответствии с первым критерием, используемые в этой главе примеры должны быть результатом политической инициативы, принятой на самом высоком уровне политический аспект и высокий уровень ответственности позволяют реализовать на практике реорганизацию процесса осуществления политики, необходимой для проведения в жизнь комплексного подхода к проблеме равенства полов. Два следующих критерия связаны с целью комплексного подхода и его участниками. Примеры должны показывать, что целью комплексного подхода является интеграция проблематики равенства между женщинами и мужчинами в каждодневную политику с привлечением ее обычных участников, то есть тех из них, кто обычно принимает участие в ее осуществлении. Последний критерий преследует целью исключить из практики риторическую политику: как об этом говорилось выше, в эту главу включены только современные примеры осуществления комплексного подхода, которые должны быть конкретными и точными. Без сомнения важно, чтобы были сделаны общие политические заявления в целях подтверждения того, что комплексный подход будет применен во всех политических программах и всеми участниками политического процесса. Однако примеры, содержащиеся в этом докладе, должны быть более конкретными. Это требует выбора сферы, уровня и политических инструментов. Должны также оцениваться возможные результаты проекта применения комплексного подхода.

По мере возможности, описание упомянутых примеров должно включать следующие элементы:

  • инициатор (мужчина или женщина) проекта/плана/мероприятия;
  • дата начала проекта;
  • цель;
  • краткое описание сути проекта;
  • затронутая (-ые) область (-та);
  • использованные технологии и методы;
  • задействованные группы лиц и отдельные участники; на ком лежит ответственность за наблюдение за результатами;
  • положение дел с практической реализацией (только что начавшийся проект, осуществляемый в настоящее время), оценка завершенного проекта;
  • причины, по которым конкретный пример расценивается как позитивный;
  • дополнительная информация (адреса и/или ссылки).

2.1 Позитивный опыт в области планирования применения комплексного подхода




2.2. Позитивный опыт в области использования методов и особых инициатив в рамках применения комплексного подхода