Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
Пятый периодический доклад Российской Федерации
о мерах по реализации положений Конвенции
CEDAW/С/USR/5
RUSSIAN

ЧАСТЬ П. ОБЗОР (ПОСТАТЕЙНЬ1Й) ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНВЕНЦИИ

Статья 2

В Четвертом периодическом докладе подробно освещено законодательное закрепление принципа равноправия женщин и мужчин в Конституции Российской Федерации и другом соответствующем законодательстве. Все вновь принимаемые с 1994 года законодательные нормы основываются на принципах обеспечения равных прав для мужчин и женщин и создания равных возможностей для их реализации.

В декабре 1995 года в Российской Федерации принят закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", в соответствии с которым каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы (статья 1).

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Суд определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения или должностного лица, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина.

В Российской Федерации в 1996 году принят новый Уголовный кодекс (далее УК РФ), в статье 4 которого закреплен принцип равенства граждан перед законом независимо от пола, расы, национальности.

В целях охраны материнства и детства новый УК РФ запрещает назначать женщинам, достигшим 55 лет, в также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, обязательные работы (статья 49) и ограничение свободы (статья 53). Также к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, не применяется наказание в виде ареста (статья 54), новый для Российской Федерации вид наказания - пожизненное лишение свободы (статья 57). К женщинам по-прежнему запрещается применять смертную казнь (статья 59).

К имеющемуся ранее в уголовном законодательстве перечню смягчающих обстоятельств, характеризующих личность виновного, добавлено "наличие малолетних детей у виновного" (статья 61, пункт "г"). Закрепление в части 3 статьи 60 УК РФ положения о том, что суд при назначении вида и размера наказания обязан учитывать, в частности, влияние назначенного подсудимому наказания на "условия жизни его семьи" является наиболее значимым для женщин. К перечню смягчающих обстоятельств в соответствии с пунктом "в" статьи 61 УК РФ относится также и беременность.

Более гуманный характер по сравнению с прежними носят новые правила отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (статья 82). По новому УК РФ расширился круг осужденных женщин, которым может быть предоставлена отсрочка отбывания наказания. Предусматривается, что она, как и раньше, может применяться ко всем осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, кроме тех, кто осужден к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности. Но в отличие от старого Уголовного кодекса, в котором возраст ребенка при предоставлении матери отсрочки отбывания наказания ограничивался тремя годами, новый УК РФ такую возможность предоставляет женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет.

Беременность женщины в новом УК РФ трактуется не только как смягчающее обстоятельство, но и как отягчающее вину обстоятельство в том случае, когда женщина является не преступницей, а потерпевшей. В таком качестве беременность упоминается в следующих составах: похищение женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (пункт "е" части 2, статья 126); незаконное лишение свободы, совершенное в отношение женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (пункт "е" части 2, статья 127); захват заложника, которым является беременная женщина (пункт "е" части 2, статья 206).

В новом уголовном законодательстве отсутствует статья 134 старого УК РСФСР "Воспрепятствование осуществления равноправия женщин" (подробно освещена в предыдущем докладе), однако, учитывая гендерный подход, введена статья 141 "Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий", относящаяся как к правам женщин, так и к правам мужчин.

В законодательстве Российской Федерации по-прежнему не достаточно определен процессуальный порядок защиты женщин от дискриминационных действий. Формирование эффективного механизма судебной и административной защиты прав женщин является одной из актуальных задач для государственных органов власти.

В значительной мере это осложняется перегруженностью районных и городских судов, несоответствием количества судей имеющимся потребностям, недостаточным финансированием судебной системы.

Не решен вопрос о создании сети специализированных судов, занимающихся исключительно защитой социальных и трудовых прав граждан (например, ведущих дела о пенсиях, трудоустройстве, опеке и попечительстве).

В ноябре 1997 года Государственная Дума Российской Федерации приняла "Концепцию законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин", в которой определена стратегия развития российского законодательства в части недопущения дискриминации по признаку пола.

В Концепции рассматриваются права на равное участие мужчин и женщин в принятии решений на всех уровнях законодательной, исполнительной, судебной власти и в органах местного самоуправления, социально-трудовые права, предотвращение насилия и личная безопасность, охрана репродуктивного здоровья, материнства и детства, государственный механизм обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

Статья 3

С учетом необходимости приоритетного решения проблем, улучшения положения женщин, а также руководствуясь решениями 4-й Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 год), Правительством Российской Федерации совместно с общественными неправительственными организациями в январе 1996 года разработана и утверждена Концепция улучшения положения женщин.

Концепция основывается на том, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Полное и равноправное участие женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни на федеральном, региональном и международном уровнях должно стать главной целью государственной политики в области улучшения положения женщин в Российской Федерации.

Исходя из Концепции улучшения положения женщин, Правительство Российской Федерации сосредотачивает свое внимание на таких важнейших проблемах социально-экономического положения женщин, вызывающих особое беспокойство в условиях кардинальных реформ, происходящих в России, как: невостребованность в политике, дискриминация в сфере труда, ухудшение здоровья и рост насилия в отношении женщин.

Концепция улучшения положения женщин направлена на поиск реальных путей улучшения социально-экономического положения женщин, становления общества равных возможностей.

Подобные концепции и программы разработаны и утверждены органами исполнительной власти в ряде субъектов Российской Федерации.

В целях усиления влияния женщин в принятии решений на всех уровнях в июне 1996 года принят Указ Президента Российской Федерации "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в котором, в частности, отмечается, что численность женщин на высших и главных должностях в системе органов власти не соответствует их роли в обществе, хотя их участие в принятии ответственных государственных решений способствовало бы повышению их качества и эффективности исполнения.

Статья 4

1. В соответствии с решениями 4-й Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 г.) Правительством Российской Федерации в августе 1996 года был разработан Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года.

В Национальном плане действий предусматриваются меры, направленные на:

  • расширение участия женщин в принятии решений на всех уровнях, формирование новых нравственных норм, направленных на широкое вовлечение женщин в общественное и партийное движение, влияния на кадровую политику государственных структур в направлении более пропорционального участия женщин в составе представительных органов власти всех уровней и в структуре исполнительных органов власти и управления;
  • установление фактического равенства прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда, обеспечение условий для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы, адаптации женщин к новым экономическим отношениям;
  • укрепление здоровья женщин, создание условий для: реализации женщинами репродуктивных прав, безопасного материнства, развития системы охраны репродуктивного здоровья женщин, первичного медико-санитарного обслуживания с учетом особенностей состояния здоровья женщин разных возрастов, расширения специализированной помощи женщинам и девочкам;
  • обеспечение предотвращения насилия в отношении женщин и защиты жертв преступлений.

В субъектах Российской Федерации ведется работа по разработке и реализации планов и программ действий по улучшению положения женщин в сфере занятости и повышению их роли в обществе.

2. В Четвертом периодическом докладе подробно рассмотрены меры, направленные на охрану материнства, включая те меры, которые закреплены в Кодексе законов о труде Российской Федерации в качестве определенных льгот. Все эти меры действовали в течение 1994-1998 годов.

В 1997 году Правительством Российской Федерации предприняты дополнительные меры, направленные на охрану материнства. В частности, был увеличен до восьмидесяти шести (при рождении двух и более детей до ста десяти) календарных дней послеродовой оплачиваемый отпуск при осложненных родах.

За период с 1994 года приняты дополнительные специальные меры, направленные на охрану материнства для женщин, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. В соответствии со статьей 100 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ) определены особенности материально-бытового обеспечения осужденных беременных женщин, осужденных кормящих матерей и осужденных женщин, имеющих детей. В частности, в этой статье установлено, что осужденные женщины могут помещать в дома ребенка исправительных учреждений своих детей в возрасте до 3-х лет, общаться с ними в свободное время без ограничения, Им может быть разрешено совместное проживание с детьми.

Осужденные беременные женщины и осужденные кормящие матери могут получать дополнительные продовольственные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемых медицинским заключением (статья 90 УИК РФ).

Часть 4 статьи 130 УИК РФ существенно расширила контенгент осужденных беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до восьми лет, которые не могут содержаться на строгом режиме в тюрьме. Ранее эту льготу имели только осужденные женщины, имеющие при себе грудных детей, то есть детей в возрасте до одного года (статья 70 Исправительно-трудового кодекса РСФСР).

Статья 177 УИК РФ предоставила возможность беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, отсрочить отбывание наказания до достижения ребенком восьмилетнего возраста. Это положение существенно расширило права женщин-осужденных.

Статья 5

В новый УК РФ не были включены статьи, предусматривающие наказание за сохранение обычаев и предрассудков, основанных на идее неполноценности или превосходстве одного из полов. В связи с этим, повышается роль средств массовой информации в формировании взглядов и представлений на роль и место женщин в обществе.

Период с 1994 по 1997 год характеризуется почти двукратным увеличением числа специальных женских газет и журналов. В 1997 году в России издавались 54 наименования журналов для женщин (в 1994 году - 31) общим тиражом 94,5 млн. экземпляров (в 1994 году - 32 млн. экземпляров), выходили 24 всероссийских, республиканских и областных женских газеты. По сравнению с 1994 годом число издающихся газет для женщин увеличилось вдвое, их общий тираж практически не изменился и составил 24,4 млн. экземпляров.

Тема, связанная с положением женщин, в той или иной степени присутствует практически во всех изданиях общественно-политической и культурно-просветительской направленности. Находят отражение вопросы обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин в социальной, экономической жизни, охраны детства и материнства, здоровья женщин. В некоторых газетах и журналах для таких материалов отведены специальные рубрики.

Однако, по оценкам специалистов, публикации, касающиеся определения роли и места женщин в обществе, изменения стереотипных представлений о женщине занимают не более 2 процентов общих материалов. Как правило, статьи и заметки о женщинах и для женщин, представленные в российской прессе, либо касаются криминальных ситуаций, связанных с насилием в отношении женщин, либо ограничиваются советами по домоводству.

За отчетный период наряду с журналами и газетами развлекательной тематики возник ряд серьезных изданий, освещающих актуальные вопросы развития женского движения, деятельности органов законодательной и исполнительной власти по реализации стратегий улучшения положения женщин и др. К таким изданиям можно отнести всероссийскую газету "Женщины России", издаваемую с 1995 года, журнал "Ярославна" (Москва), созданный в 1996 году, журнал "Права женщин в России", издаваемый с 1998 года, газеты "Женщина" (Казань), "Оренбургская сударыня", всероссийский еженедельник, учрежденный правительством г.Москвы "Москвичка" и ряд других.

Продолжает работать первая независимая женская радиостанция "Надежда", специализирующаяся на освещении проблем, с которыми сталкиваются женщины, и привлечении к ним внимания общественности.

Статья 6

В соответствии со статьей 133 УК РФ (понуждение к действиям сексуального характера) несколько иначе рассматривается такое преступление, как понуждение женщины к вступлению в половую связь. В новом УК РФ расширено содержание понятия "зависимость", которое включает теперь не только материальный и служебный аспекты, но и должностные, социальные и т.д.

Уголовная ответственность за нарушение прав гражданина в зависимости от его пола предусмотрена в статье 136 УК РФ. Данная статья существенно расширяет объект и объективную сторону посягательства по сравнению с прежним УК РФ (статья 134), речь в которой шла о воспрепятствовании осуществлению равноправия женщин. Если в прежнем кодексе ответственность за совершение преступления наступала в случаях, когда действия существенно нарушают равноправие женщины и соединены с насилием или угрозой применения насилия, то статья 136 нового УК РФ определяет объективную сторону, которая может быть выражена как в действиях, так и в бездействии.

Вызывает обеспокоенность расширение незаконного вывоза российских женщин за рубеж с целью сексуальной эксплуатации. В 1997 году этот вопрос рассматривался на заседаниях Комитета по безопасности Государственной Думы, проводились семинары и консультации с привлечением отечественных и зарубежных специалистов, представителей заинтересованных органов законодательной и исполнительной власти, широкой общественности.

Что касается законодательного обеспечения борьбы с незаконным вывозом и эксплуатацией за рубежом женщин, то УК РФ устанавливает ответственность за сложные составы преступлений, в частности, по статье 126 "Похищение человека", статье 127 "Незаконное лишение свободы", статье 131 "Изнасилование", статье 132 "Насильственные действия сексуального характера", статье 133 "Понуждение к действиям сексуального характера", статье 240 "Вовлечение в занятие проституцией", статья 241 "Организация или содержание притонов для занятия проституцией" и статья 322 "Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации".

Отсутствие официальных статистических данных затрудняет оценку масштабов торговли женщинами. По сведениям Федеральной пограничной службы Российской Федерации за 1996 год и 7 месяцев 1997 года через государственную границу не были пропущены почти 4,5 тысячи женщин, из которых 4,3 тысячи имели неправильно оформленные документы, 0,2 тысячи - проезжали по поддельным, чужим документам или вообще без документов. В основном эти женщины пытались выехать в Турцию, Италию, Германию, Болгарию, Китай, Финляндию, Латвию и Эстонию. Однако, исходя из этих данных, нельзя утверждать, что все не пропущенные через государственную границу женщины должны были стать "живым товаром". Чаще всего, за границей сексуально эксплуатируются женщины, которые выехали из Российской Федерации на законных основаниях (брак с иностранцем, трудовой договор, туризм).

По информации, поступающей из консульских учреждений России за рубежом, наибольшее количество обращений российских гражданок за консульской защитой и содействием в возвращении на Родину зарегистрировано в Посольстве России в Греции (более 100 обращений в 1997 г.) и в Генконсульстве в Гамбурге (41 обращение в 1997г.).

По сообщениям консульских работников, обычно российские гражданки, ссылаясь на угрозы в свой адрес со стороны криминальных структур, категорически отказываются письменно сообщать, как они были вовлечены в проституцию, как оформлялись выездные документы и т.д. По этой же причине по возвращении в Россию они не хотят защищать свои права в суде. В период 1994 - 1997 годов, по данным Генеральной прокуратуры России, состоялось всего 4 судебных процесса, связанных с торговлей женщинами. Привлечены к уголовной ответственности 7 человек со сроками лишения свободы от 3 до 10 лет.

Статья 7

В соответствии с Конституцией Российской Федерации избирательные права граждан России не дифференцируются по признаку пола, национальной или рассовой принадлежности. (см. Четвертый периодический доклад).

Численность женщин среди депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва составила в 1998 году 10 процентов. В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва были избраны 60 женщин, второго созыва - 46.В составе членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одна женщина.

В ноябре 1996 года был принят Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".

Настоящий Закон устанавливает правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не осуществивших соответствующее законодательное регулирование, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с Законом, выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территориях соответствующих муниципальных образований, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему на территории соответствующего муниципального образования и достигшему на день выборов 18 лет.

Обеспечение достойного представительства женщин в формировании и осуществлении государственной политики нашло отражение в Указе Президента Российской Федерации "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Мероприятия, содержащиеся в Указе, направлены на расширение участия женщин во всех сферах жизни общества и, прежде всего, в управлении делами государства и принятии решений.

Принятие данного Указа свидетельствует о признании Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации необходимости дополнительных мер по улучшению положения российских женщин и повышению их роли в обществе.

На начало 1997 года в органах государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) на федеральном уровне работало 15 тыс. женщин-государственных служащих (56,2 процента от общей численности государственных служащих). Однако, анализ должностного распределения свидетельствует, что женщины в основном заняты на должностях государственных служащих, не связанным с принятием решений.

В правительствах, возглавлявшихся В С.Черномырдиным и С.В.Кириенко, женщины назначались на должности министра труда, министра здравоохранения и министра культуры (3 из 12 членов кабинета министров в 1997 году). В новом российском правительстве, возглавляемом E.М.Примаковым, женщина занимает пост заместителя председателя правительства, отвечающего за социальные вопросы, однако нет ни одной женщины среди федеральных министров.

Тем не менее, наметилась тенденция увеличения числа и доли женщин на постах заместителей министров. В настоящее время практически во всех министерствах и ведомствах в числе заместителей руководителя имеется хотя бы одна женщина, а в целом доля их в общей численности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти достигает 25 процентов.

С целью реализации Указа Президента Российской Федерации "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной, власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и активизации работы с кадровым составом государственных служащих в органах государственной власти определен порядок организации работы по формированию банка данных о женщинах - федеральных государственных служащих, являющегося составляющей частью банка данных о государственных служащих. В настоящее время идет работа по определению данного порядка. Не исключено, что он будет предусматривать временное применение элементов "положительной дискриминации". В частности, при формировании кадрового резерва на выдвижение на вышестоящую должность предполагается предусмотреть обязательное соотношение, при котором в составе государственных служащих по всем группам должностей федеральной государственной службы, представители одного пола занимают не менее 30 процентов и не более 70 процентов от общей численности служащих соответствующих должностей.

Женщины могут принимать участие в деятельности неправительственных организаций, создавать свои объединения и союзы. Законодательное закрепление данных вопросов было подробно освещено в предыдущем докладе.

В 1994-1997 годах активизировалась деятельность женских неправительственных организаций и общественных объединений, являющихся одной из составных частей некоммерческого сектора экономики. В настоящее время в России зарегистрировано более 650 неправительственных организаций федерального и межрегионального уровней, объединяющих женщин для решения наиболее сложных задач, стоящих перед обществом, а в субъектах работают более 15 тысяч женских организаций городского и местного уровней.

Элементом консолидации усилий всех участников процесса общественного развития стало возникновение нового явления - социального партнерства между государственными структурами и общественными неправительственными организациями, позволяющего объединенными усилиями решать наиболее сложные социальные проблемы.

Государство строит свою работу с женскими общественными организациями на основе договоров о совместной деятельности, протоколов о намерениях, принимает участие в акциях и мероприятиях, проводимых женскими неправительственными организациями, организует "круглые столы" по различным вопросам улучшения положения женщин и деятельности этих организаций.

Сотрудничество и взаимодействие государственных органов и неправительственных женских организаций включает в себя следующие направления совместной работы:

  1. Участие в разработке и реализации государственной социальной политики по улучшению положения женщин, семьи и детей:
    • сотрудничество в реализации мероприятий президентской программы "Дети России", Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года;
    • представление программ неправительственных организаций на конкурсы для участия в реализации федеральных программ;
    • распространение информации о Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации и мобилизации усилий общественности для ее реализации;
    • выявление (по мере их появления) новых приоритетов в проведении политики по улучшению положения женщин, семьи и детей;
    • координация усилий по реализации npoгpaмм, направленных на улучшение положения женщин, семьи, детей на местах;
    • организация общероссийских кампаний, направленных на решение жизненно важных проблем семьи, женщин и детей;
    • сбор информации о фактах дискриминации и насилия в отношении женщин и разработка механизмов их ликвидации и искоренения;
    • формирование общественного мнения в духе равенства полов, партнерства.
  2. Содействие решению социальных проблем женщин путем разработки и реализации программ, направленных на:
    • включение женщин в структуры исполнительной и законодательной власти (подготовка к выборам, подготовка женщин-лидеров, создание системы продвижения женщин);
    • повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда;
    • обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин с учетом перспективных профессий; расширение новых организационных форм и обучающих программ;
    • содействие совмещению профессиональных и семейных функций, прежде всего, за счет создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, семейного бизнеса и самозанятости как альтернативных сфер приложения труда женщин; повышение заинтересованности предприятий в создании для женщин, имеющих детей, удобных режимов работы (неполный рабочий день, гибкие графики, надомная работа);
    • осознание женщинами своих прав, повышение юридической грамотности женщин.
  3. Содействие развитию системы социального обслуживания семьи, женщин и детей, путем;
    • сотрудничества в области развития социальных служб (учреждений социального обслуживания) по предоставлению широкого спектра социальных услуг, включая кризисные центры для женщин, многопрофильные центры, телефоны доверия, социальные приюты и т.д.;
    • создания специализированных социальных служб (женские кризисные центры, многопрофильные центры, телефоны доверия, социальные приюты и т.д.).

Кроме того, неправительственные организации принимают активное участие в законотворческой деятельности, входят в составы общественных и экспертных советов, образованных при комитетах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Целью совместной деятельности в рамках договоров и соглашений государственных структур и неправительственных организаций является участие общественности в реализации мер, направленных на улучшение положения женщин и повышение их роли в обществе, совместная деятельность в сфере решения социальных проблем молодежи, семьи, женщин, поддержки женского предпринимательства, разработки и внедрения в социальную практику новых технологий работы с указанными группами населения, содействие их занятости, развитие традиционных промыслов и ремесел, возрождение межрегиональных экономических связей, защита отечественных товаропроизводителей.

Статья 8

Как отмечалось в Четвертом периодическом докладе, законодательство Российской Федерации не содержит дискриминационных норм в отношении прав женщин на представительство Правительства Российской Федерации и государства на международном уровне.

Законодательство России и нормативные акты, регулирующие прием на дипломатическую и иную работу в центральный аппарат Министерства иностранных дел Российской Федерации (МИД России) и загранучреждения, а также продвижение по службе и ротацию сотрудников, основываются на принципе равенства требований, предъявляемых к работникам, вне зависимости от пола.

В 1998 году из 1761 женщины, работающей в МИД России, 248 занимали дипломатические должности. В загранучреждениях работали 669 женщин, в том числе 87 дипломатов.

Статья 9

Законодательством Российской Федерации женщинам предоставлены равные с мужчинами права в отношении приобретения, изменения или сохранения их гражданства. Ни вступление в брак с иностранцем, ни изменение гражданства мужа во время брака не влекут за собой автоматического изменения гражданства жены, не превращают ее в лицо без гражданства и не могут заставить принять ее гражданство мужа.

Женщинам законодательно предоставлены равные с мужчинами права в отношении гражданства их детей. Положения данной статьи подробно освещены в Четвертом периодическом докладе.

Статья 10

Равные возможности и доступ к получению образования мужчин и женщин законодательно гарантированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации "Об образовании", что подробно освещено в Четвертом периодическом докладе.

В отчетный период общеобразовательная система в России развивалась в направлении поддержки и поощрения многообразия типов и видов образовательных учреждений. Получили развитие платные формы обучения, частные учебные заведения.

Продолжают действовать временные меры, ограничивающие освоение женщинами ряда профессий. Это обусловлено тем, что подготовка рабочих кадров в образовательных учреждениях профессионального образования осуществляется согласно Перечню профессий, соответствующему Государственному стандарту профессионального образования Российской Федерации. Получение некоторых профессий ограничено нормой, допускающей профессиональное обучение женщин и несовершеннолетних только по профессиям и для тех производств и работ, на которых разрешается в установленном порядке применение их труда, закрепленной в Типовом положении о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденном Госкомтрудом СССР, Госкомитетом СССР по народному образованию и ВЦСПС в июне 1983 года.

В учреждениях начального профессионального образования предусмотрены льготы для женщин, имеющих малолетних детей: разрабатываются индивидуальные графики посещения занятий, проведения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов.

В образовательных учреждениях Российской Федерации получают образование совместно лица обоих полов: они обучаются по одним и тем же программам, пользуются одинаковыми учебниками и учебными пособиями, оборудованием, преподают им одни и те же предметы, используя идентичные формы обучения и методы преподавания, средства обучения.

Законодательно обеспечены одинаковые возможности для получения стипендий и других пособий на образование.

Финансовые трудности, с которыми сталкивается большинство российских семей, ведут к увеличению числа детей, вынужденных оставить среднюю общеобразовательную школу. В субъектах Российской Федерации ведется работа по сглаживанию негативных последствий данного процесса и созданию условий для молодых людей, в частности, для девушек, к продолжению получения образования. Разрабатываются программы, по которым на базе вечерних сменных школ и ряда профессиональных училищ создаются специальные классы для лиц, не имеющих основного образования.

Статья 11

Право на труд гарантировано Конституцией Российской Федерации. Законодательные меры, касающиеся недопущения дискриминации женщин при найме на работу рассмотрены в Четвертом периодическом докладе.

Государство гарантирует гражданам Российской Федерации свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (статья 12 Закона "О занятости населения в Российской Федерации").

В целях стимулирования работодателей в приеме на работу безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, разрабатываются порядки предоставления им экономических льгот, в том числе снижение налога на прибыль.

За 1996-1997 годы органами государственной службы занятости было трудоустроено около 275 тыс. и направлено на обучение свыше 30 тыс. женщин, имеющих несовершеннолетних детей и являющихся единственными кормильцами в семье.

В 1997 году Правительством Российской Федерации разработана Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы, в которой содержатся конкретные мероприятия по содействию занятости женщин, направленные на:

  • содействие занятости одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; семей, воспитывающих детей-инвалидов, а также семей, в которых оба родителя признаны безработными;
  • оказание помощи в организации летнего отдыха и оздоровлении детей;
  • разработку и реализацию региональных планов действий по улучшению положения женщин в сфере занятости и повышению их роли в обществе;
  • поддержку развития в субъектах Российской Федерации сети специализированных учреждений по социальному обслуживанию женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (кризисных центров).

Федеральная и региональные программы содействия занятости содержат специальные меры содействия занятости женщин, включающие:

  • проведение ярмарок вакансий;
  • реализацию программ социальной адаптации безработных - "Клуб ищущих работу", "Новый старт", "Молодежная практика" и др.
  • переобучение, повышение квалификации безработных женщин, имеющих малолетних детей;
  • квотирование рабочих мест для данной категории безработных;
  • содействие развитию предпринимательства.

В целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве, расширению банка данных вакансий, усиления взаимодействия с работодателями органами службы занятости проводятся ярмарки вакансий рабочих и учебных мест. Ежегодно в России проводится около 600 таких ярмарок, которые посещают более 400 тыс. человек, из которых 2/3 составляли женщины. Четверть посещающих ярмарки получают направления на собеседования о приеме на работу.

Главной задачей Клуба ищущих работу является обучение граждан системе поиска работы. В настоящее время в 70 регионах Российской Федерации действует свыше 760 клубов. Данной программой ежегодно охвачено более 50 тыс. безработных, из которых 60 процентов составляют женщины. По окончании программы в целом по России трудоустроен каждый третий участник.

Программа "Новый старт" предназначена для восстановления мотивации к труду у граждан, которые длительное время являются безработными. Она реализуется с 1995 года. Только за 1996-1997 годы в 50 регионах России в данной программе приняло участие более 50 тыс. человек (в 1995 году - около 8 тыс. человек) По окончании курса 33 процента слушателей трудоустраиваются, каждый десятый - становится участником других программ службы занятости, направленных на расширение возможностей трудоустройства.

Для обеспечения занятости выпускников общеобразовательных школ, ПТУ, техникумов и ВУЗов и длительно неработающей молодежи используется такая форма трудоустройства как направление на "Молодежную практику", предусматривающую заключение договоров с предприятиями о временном трудоустройстве с целью получения профессиональных и трудовых навыков непосредственно на рабочем месте. Большую часть в числе охваченной данным видом работы молодежи составляют девушки.

Одним из основных направлений активной политики обеспечения занятости женщин, повышения их конкурентоспособности на рынке труда является профессиональное обучение, которое в настоящее время стало элементом целостной государственной политики по улучшению положения женщин.

Расширяется работа по организации профессионального обучения слабозащищенных категорий безработных граждан, в том числе женщин-инвалидов, многодетных и одиноких матерей, женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов. Как правило, профессиональное обучение для этих категорий граждан ориентировано на возможность надомного труда.

В целях создания условий для развития предпринимательской деятельности незанятого населения, обеспечения подготовки кадров для рыночной экономики и в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации в марте 1995 года принято постановление Правительства Российской Федерации "Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности".

Законодательное обеспечение прав женщин и мужчин на работу в безопасных условиях труда регламентировано в положениях Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, в которые были внесены изменения и дополнения в 1995 году.

В соответствии со статьей 4 Основ каждый работник имеет право на охрану труда, на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов, на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае приостановки деятельности или закрытия предприятия, цеха, участка, либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.

На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин детородного возраста и лиц в возрасте до 21 года (статья 6).

В целях совершенствования работы по улучшению условий и охраны труда Правительством Российской Федерации в августе 1995 года принято постановление "О мерах по улучшению условий и охраны труда". В соответствии с Постановлением руководители организаций всех форм собственности обязаны обеспечить строгое соблюдение на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям законодательства об охране труда, уделяя особое внимание безопасности ведения работ, обеспечению работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты по установленным нормам, а также организации их надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания.

Меры по обеспечению безопасных условий труда зафиксированы в Федеральной программе первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на 1995-1997 годы. В настоящее время данная программа пролонгирована до 2000 года.

Правительством Российской Федерации разработаны проекты перечней работ, на которых запрещено применение труда женщин детородного возраста (15-49 лет). Однако, для их утверждения имеются серьезные препятствия. Ужесточение требований возрастного ценза при регулировании запрещения на определенные виды работ для женщин безусловно повлечет за собой рост безработицы среди женщин. Приведенные в отдельных регионах исследования показали, что женская безработица с введением этой меры может возрасти в 1,8- 4,5 раза.

В 1996 году Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации был принят Федеральный закон "О внесении изменений в пункт 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране труда", согласно которому срок запрещения приема женщин детородного возраста на тяжелые работы и работы с вредными условиями труда перенесен с 1 июля 1996 года на 1 июля 2000 года.

С 1996 года ведется работа по обучению женщин, высвобождаемых с вредных производств, основам предпринимательства, что было предусмотрено в мероприятиях Федеральной целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996-1997 годы.

Необходимо отметить, что меры, направленные на усиление охраны труда женщин реализуются не в полной мере и далеко не всегда эффективны. В Российской Федерации имеется служба, на которую возлагается проверка соблюдения законодательства в трудовой сфере - Рострудинспекцня. Только в 1997 году этой службой было проведено более 5 тыс. целевых проверок соблюдения законодательства о труде и охране труда женщин. в ходе которых выявлено и устранено свыше 20 тыс. нарушений.

За нарушение трудового законодательства, в первую очередь, в отношении женщин, к дисциплинарной ответственности привлечено почти 18 тыс. должностных лиц, в том числе уволено с занимаемой должности более 300.

В целях недопущения нарушения трудового законодательства, в том числе нарушения трудовых прав беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, в марте 1994 года был принят Указ Президента Российской Федерации "Об ответственности за нарушения трудовых прав граждан", в котором, в частности, предусматривается усиление надзора за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности законодательства Российской Федерации о труде, коллективных договорах и соглашениях.

Государство принимает дополнительные меры с целью стимулирования использования труда женщин. В частности, для предотвращения массового высвобождения женщин с предприятий, использующих в основном труд женщин, сохранения и создания для них рабочих мест таким предприятиям и организациям оказывается финансовая поддержка.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", женщины имеют право на пособие по беременности и родам, которое выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей - сто десять) календарных дней после родов.

Пособие по беременности и родам устанавливается работающим женщинам в размере среднего заработка (дохода) по месту работы, безработным женщинам в размере минимального размера оплаты труда, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования - в размере стипендии.

Федеральным законом Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" внесены изменения в систему социальных выплат на лиц, находящихся на содержании безработных граждан.

Установлены доплаты к пособию по безработице на каждого иждивенца в виде четко фиксированной суммы: 50 процентов размера минимальной заработной платы на каждого иждивенца, но суммарно не более 150 процентов минимальной заработной платы. В случае, если оба родителя являются безработными, увеличение размера пособия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей (ранее доплата на младенца производилась лишь одному из них). В соответствии с Законом "О занятости населения в Российской Федерации" материальная поддержка безработных женщин осуществляется из средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации. За 9 месяцев 1997 года на эти цели было выделено 27,0 млрд. рублей.

Российская Федерация в октябре 1997 года ратифицировала Конвенцию МОТ N156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями". В настоящее время идет работа над внесением изменений и дополнений в трудовое законодательство Российской Федерации, связанных с необходимостью учета основных положений Конвенции.

Статья 12

В 1996-1997 годах в Российской Федерации приняты законы, направленные на охрану здоровья беременных: увеличен до размеров минимальной заработной платы размер пособия женщинам, обратившимся под наблюдение медицинских работников в ранние сроки беременности; увеличен отпуск по беременности и родам при многоплодной беременности на 14 дней. Кодексом законов о труде Российской Федерации закреплено право прохождения медицинского обследования беременных женщин в рабочее время с сохранением заработной платы.

Для обеспечения прав населения на бесплатную медицинскую помощь Министерством здравоохранения Российской Федерации разработана Федеральная программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи и стандарты медицинской помощи детям, беременным, роженицам, в том числе с различной патологией.

Права семьи в области охраны здоровья подкрепляются Основами государственной социальной политики по улучшению положения детей, утвержденными в январе 1996 года постановлением Правительства Российской Федерации "О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации" и Национальным планом действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года, которыми предусматриваются конкретные мероприятия по реализации этих прав.

Интенсивно развивается государственная служба планирования семьи, которая предоставляет информационные и медицинские услуги населению по всем вопросам, связанным с планированием рождения детей, предупреждением нежелательной беременности, консультированием в области репродуктивного здоровья женщин и мужчин.

Разрабатывается государственная программа перехода на оказание медицинской помощи семейным врачом. Семья имеет право на выбор семейного врача, который обеспечивает ей медицинскую помощь по месту жительства.

Механизмы реализации Основных направлений государственной семейной политики в части охраны здоровья матери и ребенка отражены в федеральных целевых программах "Безопасное материнство", "Планирование семьи" и "Дети-инвалиды", входящих в президентскую программу "Дети России", которая в августе 1994 года утверждена Указом Президента Российской Федерации. Действие программы продлено до 2000 года постановлением Правительства Российской Федерации в сентябре 1997 года и Указом Президента Российской Федерации в январе 1998 года.

Федеральные программы направлены на защиту, сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, социальную поддержку материнства и детства, снижение абортов, материнской и младенческой заболеваемости н смертности, предупреждение детской инвалидности.

В рамках указанных программ внедряются современные эффективные средства предупреждения нежелательной беременности, осуществляется подготовка кадров для службы планирования семьи, ведется работа по совершенствованию системы полового воспитания школьников, развитию информационной базы по вопросам охраны репродуктивного здоровья населения.

Проводится планомерная работа по стандартизации технологии в области оказания медицинской помощи детям и матерям.

Внедряются прогрессивные перинатальные технологии, ориентированные на семью: семейная подготовка беременных к родам, участие при родах мужа и других членов семьи, свободное посещение родственниками родильных домов, совместное пребывание матери и новорожденного, раннее прикладывание новорожденных к груди, ранняя выписка (на 5 сутки).

Ведется реорганизация акушерских стационаров за счет создания оптимальных условий для реанимации, интенсивной терапии новорожденных детей.

В 1994-1997 годах продолжалась работа по расширению пренатальной диагностики состояния плода, осуществляемой медико-генетической службой. В настоящее время в России имеется более 70 медико-генетических консультаций и центров.

За период действия федеральных программ "Безопасное материнство", "Планирование семьи" и "Дети-инвалиды" в субъектах Российской Федерации созданы 200 центров планирования семьи и репродукции, 61 перинатальный центр, 14 медико-педагогических центров, в крупных региональных центрах - медико-генетическая служба, отделения реабилитационно-восстановительной терапии для детей и подростков, организовано первое республиканское санаторно-курортное отделение для реабилитации нарушений репродуктивной функции у девочек-подростков и т.д. Более 130 региональных центров оснащены необходимой оргтехникой, ультразвуковой и эндоскопической аппаратурой, информационно-методическими материалами.

В результате проводимых программных мероприятий отмечается положительная динамика в снижении абортов, стабилизация показателей материнской и младенческой смертности (см. часть 1 доклада).

В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан определены права членов семьи в области охраны здоровья, в том числе право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические и другие консультации и обследования.

Семейным кодексом Российской Федерации для вступающих в брак предусмотрено медицинское обследование, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и планированию семьи.

Семьи, имеющие детей, имеют право на льготы в области охраны -здоровья граждан, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе бесплатный отпуск медикаментов детям до 3-х лет и до 6-ти лет из малообеспеченных семей, специальных молочных продуктов детям первых двух лет жизни, предоставление дополнительной жилой площади и социальных пособий при наличии ряда заболеваний, оплату проезда к месту лечения.

Одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течении всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка.

Одному из родителей или другому члену семьи выплачивается пособие на период карантина, амбулаторного и стационарного лечения ребенка.

В Четвертом периодическом докладе подробно освещались проблемы возрастающего числа абортов в Российской Федерации. Отмечалось, что искусственное прерывание беременности разрешено законом и проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины - независимо от срока беременности.

Искусственное прерывание беременности осуществляется в рамках обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку.

Вопрос о прерывании беременности по социальным показаниям решается в амбулаторно-поликлиническом или стационарном учреждении комиссией в составе врача акушера-гинеколога, руководителя учреждения (отделения), юриста по письменному заявлению женщины, при наличии заключения о сроке беременности, установленном врачом акушером-гинекологом, и соответствующих юридических документов, подтверждающих социальные показания.

Правительством Российской Федерации утвержден перечень социальных показаний по искусственному прерыванию беременности. К этим показателям относятся наличие инвалидности 1-11 группы у мужа, смерть мужа во время беременности, пребывание женщины или ее мужа в местах лишения свободы, признание женщины или ее мужа безработными, наличие решения суда о лишении или ограничении родительских прав, расторжение брака во время беременности, беременность в результате изнасилования, отсутствие жилья, проживание в общежитии, на частной квартире, многодетность (число детей 3 и более), наличие в семье ребенка-инвалида, отсутствие мужа, наличие статуса беженца или вынужденного переселенца, размер дохода на 1 члена семьи менее прожиточного минимума, установленного для данного региона.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и статьей 163.1 Кодекса законов о труде Российской Федерации устанавливаются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет. Эти дни предоставляются а календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению.

В случаях, когда одним из работающих родителей указанные дополнительные оплачиваемые выходные в календарном месяце использованы частично, другому работающему родителю в этом же календарном месяце предоставляются для ухода оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни.

Одной из приоритетных задач является борьба с распространением вируса иммунодефицита человека, в том числе среди женщин. С этой целью разработана и финансируется Федеральная целевая программа "Анти-Вич СПИД" на 1996-2000 годы. В настоящее время готовится проект постановления Правительства Российской Федерации "О неотложных мерах по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции". Разрабатывается новая Федеральная программа "О мерах по развитию онкологической помощи населению Российской Федерации", в которой предусматриваются мероприятия в соответствии с программными целями работы по сохранению здоровья женщин. В июне 1998 года утверждена Федеральная целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998-2000 годы".

Статья 13

Действующая до 1995 года система поддержки семей с детьми была подробно описана в Четвертом периодическом докладе. В Российской Федерации законодательно закреплено оказание материальной помощи семьям, имеющим детей. Согласно Федеральному закону "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", назначаются и выплачиваются единые государственные ежемесячные пособия на каждого ребенка взамен ранее выплачиваемых различных компенсаций и пособий за счет средств субъектов Российской Федерации. Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", устанавливаются следующие виды государственных пособий:

  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • ежемесячное пособие на ребенка.

Порядок назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Право на единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) ребенка имеет один из родителей, либо лицо, его заменяющее.

В соответствии со статьей 16 данного закона право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более, чем до достижения им возраста восемнадцати лет).

Указанные расходы, как уже отмечалось, выплачиваются за счет средств субъектов Российской Федерации и учитываются в расчетной базе при определении размеров финансовой помощи регионам (трансферта) из Федерального фонда финансовой поддержки регионов за счет средств федерального бюджета. При этом направления расходования выделенных средств определяют субъекты Российской Федерации самостоятельно в соответствии с мероприятиями, предусмотренными в их бюджетах.

Недобор поступлений в бюджеты всех уровней крупных сумм налоговых платежей, несовершенство системы назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, снижение ответственности и ослабление контроля за своевременной выплатой этих пособий в субъектах Российской Федерации стали основными причинами образования задолженности по их выплате, составившей на 1 декабря 1997 года 15,5 трлн.рублей.

В связи с несовершенством механизма назначения и выплаты указанных пособий было принято постановление Правительства Российской Федерации "Об изменении порядка назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка", в соответствии с которым с 1 января 1998 года предусмотрена передача функций по назначению и выплате государственных ежемесячных пособий на детей с предприятий и организаций в органы социальной защиты населения по его месту жительства, что позволит упорядочить систему выплаты пособий.

Учитывая, что задолженность по выплате пособий в первую очередь отражается на малообеспеченных слоях населения, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", который увязывает выплаты пособия на ребенка со среднедушевым доходом семьи.

В целях усиления социальной защиты детей в малообеспеченных семьях в августе 1998 года принят Указ Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах по обеспечению выплаты ежемесячного пособия на ребенка", которым предусмотрено установление графиков очередности выплаты пособия, исходя из необходимости применения особых мер по социальной защите малообеспеченных семей с детьми, а также рекомендовано осуществлять погашение задолженности в приоритетном порядке семьям с доходами ниже прожиточного минимума.

Статья 14

В Четвертом периодическом докладе было подробно освещено законодательное обеспечение недопущения дискриминации в отношении женщин, проживающих и работающих в сельской местности, которых в России в 1997 году насчитывалось 21 млн. человек.

Условия труда и социально-бытовые условия на селе по-прежнему гораздо тяжелее, чем в городе. Это находит свое выражение в более высоких показателях смертности сельских женщин. Так, в 90-е годы (1990-1997 годы) уровень смертности сельских жителей в трудоспособном возрасте возрос на 30 процентов, в том числе среди женщин - на 22 процента. Средняя продолжительность жизни сельской женщины составила в 1997 году 71,8 лет, что на год ниже, чем у городской жительницы.

Остается высоким уровень профзаболеваний среди женщин и, в первую очередь, поражений опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, заболеваний бруцеллезом и др. Чаще всего от таких патологий страдают женщины, работающие в животноводстве: доярки, свиноводы, ветеринарно-зоотехнические специалисты, а также работающие с ядохимикатами. Возрастает удельный вес неквалифицированного, ручного труда, особенно в крестьянских (фермерских) хозяйствах, что также негативно сказывается на здоровье сельских женщин.

На село приходится около 30 процентов общей численности зарегистрированных безработных в стране, среди которых 63 процента составляют женщины, из них 36 процентов - в возрасте до 30 лет. Отличительной чертой женской безработицы на селе является ее более длительный, затяжной характер. Если в целом по России средняя продолжительность безработицы составляет 7,3 месяца, то в сельской местности 8,2 месяца. Доля безработных женщин, состоящих на учете более 8 месяцев, превышает 42,9 процента против 41,2 процента в целом по России.

Отсутствие перспективы трудоустройства, ухудшение социальных параметров жизни приводит к резкому падению престижности крестьянского труда у молодежи, особенно, среди сельских девушек.

В целях более активного приобщения женщин к реформам аграрного сектора Министерством сельского хозяйства Российской Федерации осуществляется комплекс мер по повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

В сельскохозяйственных вузах за последние годы открыта подготовка по 25 новым специальностям, в том числе 12 - сельскохозяйственного профиля (финансы и кредит, менеджмент, юриспруденция, земельное право, агроэкология, технология хранения и переработки растениеводческой продукции и др.), причем по экономическим специальностям, традиционно считающимися женскими, прием увеличился на 65 процентов.

Переработан перечень профессий, по которым осуществляется подготовка в сельских ПТУ и агротехнических лицеях. Во многих из них проводится подготовка по интегрированной профессии "Хозяйка усадьбы", в основу которой заложена профессия бухгалтера сельхозпроизводства. Учащиеся получают также навыки и знания по профессиям оператора машинного доения, повара, швеи и др.

Среди обучающихся в высших учебных заведениях, готовящих кадры для сельского хозяйства, женщины составляют 46,6 процента, техникумах - 43,2 процента, во всех формах подготовки и повышения квалификации рабочих кадров - 22 процента, в учебных заведениях системы повышения квалификации - 44 процента.

В целях защиты интересов женщин в сфере сельского хозяйства организовано и функционирует Общероссийское общественное Движение сельских женщин России, куда входят женщины-фермеры, женщины, имеющие подсобные личные хозяйства, сельская интеллигенция и др.

В январе 1998 года образовался Российский союз сельских женщин, который организован с целью защиты интересов женщин, живущих и работающих в сельской местности, занятых в сельскохозяйственном производстве, для содействия в решении вопросов развития материального производства и социальной сферы, защиты материнства и детства.

Статья 15

В соответствии с Законом Российской Федерации "06 обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", принятом в апреле 1993 года, каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы (статья 1).

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, в результате которых:

  • нарушены права и свободы гражданина;
  • созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
  • незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных в части первой настоящей статьи органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные в той же части статьи.

Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Статья 16

В декабре 1995 г был принят Семейный кодекс Российской Федерации в соответствии с которым семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под зашитой государства.

В соответствии со статьей 3 Семейного кодекса регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Семейным кодексом впервые в России установлена такая форма отношений между супругами, как брачный договор. В соответствии со статьей 40 брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и(или) в случае его расторжения.

В соответствии с Семейным кодексом (статья 42) брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.

Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

В соответствии со статьей 16 Семейного кодекса брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов. Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка (статья 17).

В Семейном кодексе четко обозначены антидискриминационные, нормы, касающиеся одинаковых прав родителей в решении вопросов, касающихся их детей.

Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (статья 61), несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (статья 63).

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом их мнения. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд (статья 65).

В соответствии с Семейным кодексом вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов (статья 31).

В соответствии со статьей 31 Семейного кодекса каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга (статья 32).

В соответствии со статьей 34 имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья, либо иного повреждения здоровья и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено, либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

Права супругов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, являющимся совместной собственностью членов крестьянского (фермерского) хозяйства, определяются статьями 257 и 258 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Споры о разделе общего имущества супругов, выплате средств на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга, а также споры о детях, возникающие между супругами, рассматриваются в судебном порядке независимо от расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния (статья 20).

В соответствии с законодательством Российской Федерации брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту государственной регистрации заключения брака вправе по просьбе лиц, желающих вступить в брак, разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации (статья 13).

В случаях заключения брака с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака несовершеннолетний супруг, его родители (лица, их заменяющие), орган опеки и попечительства или прокурор имеют право требовать признание брака недействительным (статья 28).