Материалы заседаний
Комиссии по вопросам улучшения положения женщин
в Российской Федерации
при Правительстве РФ

2001 год


Информация о мерах по предотвращению сексуальной эксплуатации женщин и девочек

Российская Федерация, как правопреемник СССР, взяла на себя международные обязательства по решению проблем борьбы с проституцией, порнографией, защите прав женщин от сексуальной эксплуатации, борьбы с распространением заболеваний СПИДом.

Данные обязательства связаны с выполнением международных правовых актов: Конвенцией ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (принята ГА ООН в 1949 г., ратифицирована нашей страной в 1954 г.), Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (принята в 1979 г., ратифицирована нашей страной в 1980 г.), Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (принята в 1950 г.), Резолюции Совета Европы «О борьбе с торговлей женщинами и принудительном их вовлечением в занятие проституцией» и др..

В российском законодательстве содержатся нормы, направленные на защиту женщин и несовершеннолетних от сексуальных домогательств, что соответствует требованиям международных правовых актов.

      Справочно: В Уголовном кодексе Российской Федерации имеется глава, посвященная ответственности за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Она, в частности, содержит нормы, предусматривающие ответственность за изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), понуждения к действиям сексуального характера (статья 133), половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 14-летнего возраста (статья 134), развратные действия (статья 135). Этой же задаче в определенной мере служат статьи 151 «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, в том числе занятие проституцией»; 240 «Вовлечение в занятие проституцией»; 242 «Незаконное распространение порнографических материалов или предметов». Ответственность за занятие проституцией предусмотрена действующим административным законодательством Российской Федерации.

Однако, несмотря на наличие составов данных преступлений в российском законодательстве анализ данных судебной статистики свидетельствует о том, что многие из перечисленных составов преступлений практически не применяются.

      Справочно: По данным Минюста России в целом по Российской Федерации за изнасилование ежегодно осуждается 6-7 тыс. правонарушителей, а за понуждение к действиям сексуального характера – 20-25 человек, половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 14-летнего возраста – 200-250 человек, развратные действия – 400-500 человек.

В то же время получает развитие проституция, легализованная под видом служб знакомств, бытовых услуг, которые широко и открыто рекламируют свою деятельность в средствах массовой информации, распространяются противозаконные изготовление и сбыт печатной продукции порнографического содержания.

За последние четыре года несколько активизировалась работа органов внутренних дел по выявлению преступлений, связанных с проституцией и распространением продукции порнографического содержания.

      Справочно: По данным МВД России количество зарегистрированных преступлений по ст. 240 УК Российской Федерации (вовлечение в занятие проституцией) увеличилось в 2,2 раза (с 12 до 26), ст. 241 УК Российской Федерации (организация или содержание притонов для занятий проституцией) – в 1,9 раза (с 70 до 133), ст. 242 УК Российской Федерации (незаконное распространение порнографических материалов или предметов) – в 1,4 раза (с 223 до 318).

На фоне расширения масштабов проституции, притоносодержания, порнобизнеса совершаются тяжкие преступления, консолидируются преступные группировки, стремящиеся установить контроль за «бизнесом на пороках». По данным органов внутренних дел субъектов Российской Федерации коммерческий оборот этих видов криминального бизнеса занимает одно из лидирующих мест (после игрового и наркобизнеса).

Анализ криминальной ситуации в стране свидетельствует о появлении новых разновидностей общественно опасных посягательств на половую неприкосновенность женщин и детей, их сексуальной эксплуатации, в том числе в коммерческих целях.

Наблюдается экспансия открытых массовых публичных форм растления детей и подростков, интенсивное развитие секс- и порнобизнеса, теневого рынка оборота продукции и услуг сексуального назначения и расширение вовлечение в него детей и подростков. Внутри страны сформировался устойчивый преступный бизнес, извлекающий прибыль из содержания притонов и сводничества, открытых и завуалированных форм проституции и вовлечения в нее несовершеннолетних. Наиболее тяжкие преступления связаны с деятельностью транснациональной организационной преступности: торговля детьми, массовое незаконное перемещение детей за рубеж, в том числе под видом усыновления их иностранными гражданами для использования их в порно и секс бизнесе.

К числу причин сложившегося положения, в первую очередь, относится ухудшение социально-экономического положения семей, выражающееся в женской безработице, низком уровне доходов, бытовой неустроенности.

Одним из факторов, усугубляющих положение с сексуальной эксплуатацией женщин и детей, является наблюдающийся после распада СССР рост миграционных процессов. Интенсивная миграция отмечается не только среди взрослых, но и среди несовершеннолетних. Об этом свидетельствуют, в частности, сведения, поступающие из центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

      Справочно: Более 2,2 тыс. несовершеннолетних, доставленных в российские центры временной изоляции, являются жителями государств – членов СНГ. Значительная часть этих подростков – девочки, попадающие в сферу интересов дельцов сексбизнеса. Именно эта категория лиц подвергается наибольшей эксплуатации и дискриминации.

До настоящего времени не проработаны в необходимой степени вопросы осуществления контроля за миграцией, пресечения ее незаконных форм, отсутствуют достоверные статистические данные, отражающие проблемы насилия в отношении женщин и несовершеннолетних – мигрантов; в средствах массовой информации недостаточно разъясняется населению, куда можно обратиться за помощью в критической ситуации.

Изучение правоприменительной практики в сфере предупреждения преступлений, связанных с сексуальной эксплуатацией детей, показывает, что количество совершенных общественно опасных деяний, в том числе тяжких и особо тяжких, против половой неприкосновенности и половой свободы личности, семьи и несовершеннолетних увеличивается.

В 2000 году органами внутренних дел страны выявлено и зарегистрировано свыше 21 тыс. преступлений, таких, как половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста (ст.134 УК РФ), развратные действия (ст.135 УК РФ), вовлечение в занятие проституцией (ст.240 УК РФ), организация или содержание притонов для занятий проституцией, (ст.241 УК РФ), незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. 242 УКРФ) вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления, антиобщественных действий (ст.ст.150,151УКРФ), торговля несовершеннолетними (ст. 152 УК РФ).

О масштабности данных видов правонарушений говорят результаты деятельности органов внутренних дел г. Москвы, которыми в 2000 году проведено более 2,8 тыс. специальных мероприятий по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с проституцией. Отработано свыше 6,5 тыс. мест возможного использования для занятий проституцией (гостиницы и общежития, бани и сауны, массажные кабинеты, ночные клубы и рестораны). В дежурные части доставлено более 55 тыс. человек, обоснованно подозреваемых в занятии проституцией, а также лиц, обеспечивающих их противоправную деятельность (сутенеры, водители и т.д.). Оформлено около 8 тыс. материалов за занятие проституцией. Направлено в приемники-распределители 268 женщин, в Московский центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей помещено 337 несовершеннолетних проституток. Возбуждено 59 уголовных дел, из них 33 - по ст. 151 УК Российской Федерации, 4 – по ст. 240 УК Российской Федерации.

Следует отметить, что в Москве в 2000 году по сравнению с 1997 годом число выявленных преступлений, связанных с сексуальным насилием в отношении несовершеннолетних сократилось.

Справочно: По ст. 134 УК Российской Федерации (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста) уменьшилось в 2,8 раза (с 542 до 160); по ст.135 УК Российской Федерации (развратные действия) – в 1,7 раза (с 1169 до 697); по ст. 151 УК Российской Федерации (вовлечение несовершеннолетнего в совершении антиобществен-ных действий, в том числе занятие проституцией) – на 12,5% (с 551 до 482).

Вместе с тем, усилия органов внутренних дел по защите несовершеннолетних от сексуального насилия еще недостаточны. МВД России признает важность создания в структуре органов внутренних дел специальных подразделений, занимающихся проблемами предупреждения сексуального насилия. Однако для для их создания потребуется дополнительно около 6,5 тысяч единиц штатной численности. В условиях острейшего дефицита бюджета создание таких подразделений из средств федерального бюджета невозможно. Вместе с тем, на местном уровне такие проблемы могут быть разрешимы и уже решаются.

Справочно: В ряде регионов России по решению местной администрации в структуре органов внутренних дел еще в 1996 году начато создание специализированных подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере нравственности. В настоящее время они действуют в городах Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Саратове, Омске и Чите, где накоплен практический опыт применения действующего законодательства в предупреждении и пресечении правонарушений в сфере нравственности.

Остается острой проблема вывоза российских женщин и девочек за рубеж с целью их сексуальной эксплуатации.

Мировой рынок сексуальных услуг служит для извлечения сверхдоходов и отмывания «грязных денег» организованной преступности. По статистике Интерпола, торговля «живым товаром» приносит ежегодно миллиардный доход для транснациональной организованной преступности.

В последние годы торговля людьми (женщинами, детьми) в сексуальных или коммерческих целях является для России серьезной социальной и правовой проблемой. Международная торговля людьми с вывозом из России в целях проституции и других форм эксплуатации представляет собой нарушение основных правил и свобод женщин и девочек.

По данным Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, из России уже «продано на экспорт» полмиллиона женщин. По оценкам российских консульских учреждений ежегодно в проституцию за рубежом вовлекаются тысячи наших соотечественниц. Все чаще жертвами секс торговли становятся российские несовершеннолетние девочки, в паспорта которых вносятся ложные данные, завышающие их возраст.

Справочно: Российские женщины занимают значительное место на рынке секс-услуг в Греции, Турции, Германии, Голландии, Бельгии, Люксембурге, США, Канаде и Израиле. В массовых масштабах осуществляется вывоз российских женщин в Китай, откуда они «растекаются» во всему азиатскому региону. Острой проблемой является вовлечение россиянок в секс-обслуживание контингента миротворческих сил ООН на Балканах.

Участились случаи обращения российских женщин, подвергшихся сексуальной эксплуатации, в дипломатические представительства России за рубежом с просьбой об оказании им содействия в возвращении на родину. По информации консульских работников, такие женщины, ссылаясь на возможные угрозы в свой адрес со стороны криминальных структур, категорически отказываются сообщать, кто предлагал им работу за рубежом и как оформлялись выездные документы. Несмотря на отсутствие бюджетных средств на эти цели, сотрудники российских консульств оказывают женщинам – жертвам сексуальной эксплуатации посильное содействие – оформляют новый паспорт и оплачивают транспортные расходы по возвращению в Россию.

Тревогу по поводу стремительного расширения участия России в международной торговле женщинами и девочками бьют практически все международные организации – ООН, ОССЕ, Совет Европы и Европейский Союз.. При этом Россию зачастую объявляют новым центром современной работорговли и обвиняют в несоблюдении взятых на себя обязательств по Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, принятой Генеральной Ассамблеей в 1949 году и ратифицированной нашей страной в 1954 году, и Московскому документу СБСЕ (1991 г.), призывающему в том числе принять меры по борьбе с проституцией и ограничению секторов экономики, связанных с сексуальной эксплуатацией.

Международные организации обращают внимание на то, что в России отсутствует целостная система специализированных подразделений органов внутренних дел, работающих с группами риска (так называемая, полиция нравов), не проводятся судебные процессы над сутенерами и другими посредниками, не осуществляются проверка деятельности туристических фирм и агентств по трудоустройству за рубежом и нет практики лишения их лицензий в случае выявления нарушений, практически бесконтрольно функционируют массажные салоны, стриптиз-шоу, эротические варьете и т.п., в печатных средствах массовой информации и в Интернете открыто публикуются рекламные объявления о предоставлении «секс-услуг».

Особо подчеркивается, что распространение наркомании и заражение ВИЧ/СПИД, по темпам которых Россия вышла на одно из первых мест в мире, непосредственно связаны с бездействием российских властей в решении проблемы проституции.

В качестве самостоятельной проблемы для России международные организации выделяют отсутствие специальных школьных программ, ориентирующих детей и подростков на здоровый образ жизни и в доступной форме разъясняющих, как защититься от педофилов и не попасть в сети проституции.

12 декабря 2000 года Россия подписала Факультативный протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, к Конвенции ООН против организованной транснациональной преступности.. Подписание и последующая ратификация этого документа предполагают осуществление целого комплекса мероприятий, направленных на предотвращение торговли людьми и, прежде всего, на ужесточение уголовного, административного и трудового законодательства.

В России отсутствует уголовное законодательство, запрещающее проституцию или торговлю людьми в целях сексуальной эксплуатации. В связи с этим необходимо принять законы относительно предупреждения секс-туризма и транснациональной торговли людьми, обратив особое внимание на охрану молодых женщин и детей.

Следует привести национальное уголовное законодательство в этой сфере в полное соответствие с международными правовыми стандартами. Потенциал российского уголовного законодательства не использован в полной мере. Отсутствует наказуемость за сводничество, нет запрета на сутенерство, не предусмотрена ответственность за торговлю людьми, в том числе транснационального характера, тогда как за рубежом такие преступления преследуются законом.

Рекомендациями по предотвращению торговли женщинами и девочками содержащимися в Платформе действий, принятой на IV Всемирной конференции по положению женщин, в итоговом документе 23-ей специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в ХХI веке», а также в принятом в ноябре 2000 года документе ОБСЕ по торговле людьми и в резолюциях Комитета Министров Совета Европы предусматривается разработка государствами национальных стратегий (планов действий) по борьбе с торговлей людьми и определение органа исполнительной власти, координирующего усилия страны в этом направлении.

Государствам также предлагается расширить уголовную ответственной за соответствующие преступления, включив в нее не только лишение свободы, но и конфискацию доходов и недвижимого имущества сутенеров и посредников, а также повысить размеры штрафов, налагаемых в административном порядке. Рекомендуется также разработать законодательное обеспечение защиты свидетелей по уголовным процессам, связанным с торговлей людьми.

Помимо мер по укреплению нормативно-правовой базы в международных документах содержатся рекомендации разрабатывать на национальном уровне мероприятия и программы, направленные на сокращение спроса на секс-услуги и социально-экономическую, психологическую и медицинскую реабилитацию жертв сексуальной эксплуатации.

Важная роль в деле предотвращения торговли женщинами отводится средствам массовой информации, которые должны, во-первых, снять с эфира программы, пропагандирующие сексуальное насилие, а, во-вторых, развернуть активную просветительскую работу среди населения.

Вопрос о мерах по предотвращению сексуальной эксплуатации женщин, детей и подростков рассматривался на заседании Комиссии по вопросам улучшения положения женщин под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.И. Матвиенко. Решением Комиссии даны поручения соответствующим министерствам и ведомствам:

  • внести в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, направленные на борьбу с проституцией, сводничеством и сутенерством, предотвращение торговли и вывоза женщин, детей и подростков за рубеж в целях сексуальной эксплуатации, усиление ответственности за данные виды преступлений, а также предотвращение массовой пропаганды и рекламы секс-услуг;
  • провести анализ деятельности туристических агентств, фирм и компаний, занимающихся наймом женщин и девушек для работы за рубежом, и подготовить предложения по усилению контроля за их деятельностью;
  • подготовить предложения по разработке показателей статистической отчетности, обеспечивающих получение достоверных данных о масштабах правонарушений в части сексуальной эксплуатации женщин и детей.

Кроме того, аналогичную работу рекомендовано провести в субъектах Российской Федерации.

Во исполнение поручений Комиссии в настоящее время находится в стадии согласования проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР по усилению ответственности за преступления, связанные с сексуальной эксплуатацией женщин и несовершеннолетних.

Подготовлены и направлены на рассмотрение в Госкомстат России предложения по включению в статистическую отчетность показателей, характеризующих масштабы правонарушений в части сексуальной эксплуатации женщин и детей.


Оглавление