Материалы заседаний
Комиссии по вопросам улучшения положения женщин
в Российской Федерации
при Правительстве РФ

2001 год


Информационный материал
по первому вопросу повестки дня
заседания Комиссии
по вопросам улучшения положения женщин

О социальной реабилитации женщин,
освобождающихся из мест лишения свободы

В настоящее время в уголовно-исполнительной системе Минюста России функционирует 37 исправительных колоний для осужденных женского пола в них отбывает наказание свыше 44,5 тыс. женщин. В 10 колониях созданы дома ребенка, в которых находятся дети осужденных женщин в возрасте до 3-х лет.

Создание предпосылок для интеграции бывших осужденных в общество - одна из важнейших задач пенитенциарных учреждений. Успешная социальная адаптация осужденных после освобождения зависит от многих факторов, поэтому работа в данном направлении начинается уже с первых дней их пребывания в исправительных колониях.

Необходимой базой для успешной социальной реабилитации и адаптации лиц, отбывших наказание, является наличие у них достаточного образовательного уровня и профессиональной подготовки.

По состоянию на 1.03.2001 г. в исправительных учреждениях отбывало наказание около 9,5 тысяч женщин, не имеющих специальности, а также более 4 тысяч женщин в возрасте до 30 лет, подлежащих обязательному общеобразовательному обучению.

Общеобразовательные вечерние (сменные) школы или учебно-консультационные пункты функционируют в 28 исправительных колониях, в которых обучаются более 2,5 тысяч женщин. В 9 женских исправительных учреждениях отсутствуют возможности для общеобразовательного обучения осужденных.

В 22 женских колониях имеются профессиональные училища или их филиалы, где осужденные обучаются специальностям, необходимым для швейного производства (швея, наладчик, электрик и др.) более 2,3 тысяч женщин. Еще около 3 тысяч осужденных осваивают данные профессии непосредственно на производстве.

В то же время в 15 женских колониях нет учреждений начального профессионального образования. Их открытие затруднено из-за недостаточности средств в бюджетах субъектов Российской Федерации. Согласно действующему законодательству функционирование образовательных учреждений в исправительных колониях осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации, поэтому решить вопрос открытия новых школ и профессиональных училищ территориальным органам уголовно-исполнительной системы крайне сложно.

Кроме того, перечень профессий, которые могут получить осужденные женщины и девушки в местах лишения свободы, довольно узок и ориентирован на имеющееся производство (в основном, швейное), а не на региональные рынки труда, поэтому администрациям субъектов Российской Федерации трудно решать вопрос трудоустройства освобождающихся женщин.

Серьезные затруднения возникают сегодня в решении вопроса модернизации материальной базы образовательного процесса, за которую отвечают исправительные учреждения. Практически повсеместно ощущается нехватка современных учебников, наглядных пособий, оборудования, канцелярских принадлежностей и т.п. В то же время в смете расходов на содержание уголовно-исправительной системы на 2001 год ассигнования на эти нужду предусмотрены на уровне менее 10% от минимальной потребности. Учебно-материальная база образовательных учреждений в колониях формируется в основном за счет внебюджетных средств и привлечения спонсорской помощи.

В Российской Федерации функционирует 3 воспитательные колонии, в которых отбывают наказание девушки от 14 до 18 лет.

Более 60% осужденных несовершеннолетних не имеют образования, соответствующего их возрасту. Для общеобразовательного и профессионального обучения осужденных несовершеннолетних в воспитательных колониях действуют общеобразовательные школы и профессиональные училища.

Опыт организации дистанционного обучения женщин имеется только в исправительной колонии № 5 (г. Можайск, Московской области), где 57 осужденных на благотворительной основе обучаются по очно-заочной форме в Московском государственном социальном университете по специальности "социальный работник". Основным препятствием для развития дистанционной и очно-заочной форм обучения осужденных женщин в учреждениях высшего и среднего профессионального образования является отсутствие у них средств на оплату обучения.

Необходимыми составляющими социальной реабилитации и адаптации освобождаемых является наличие у них постоянного места жительства и работы.

В исправительных учреждениях за 6 месяцев до освобождения с каждой осужденной женщиной проводится работа по подготовке к жизни на свободе. Администрации учреждений ведут переписку с органами внутренних дел, родственниками, центрами занятости населения, при необходимости, через органы социальной защиты населения решаются вопросы выделения жилья в общежитиях, пенсионного обеспечения, помещения инвалидов и престарелых в соответствующие государственные социальные учреждения, и т.п.

Однако данная работа не всегда дает желаемые результаты. Так, из освободившихся в 2000 году женщин более 4 тысяч нуждались в трудовом и бытовом устройстве, в отношении 30% из них по различным причинам данный вопрос не был решен. Основными причинами являются отсутствие специальности, востребованной на рынке труда, утрата осужденными социально-полезных связей, нежелание государственных структур принимать деятельное участие в оказании помощи бывшим осужденным.

Существуют также трудности, связанные с удаленностью колонии от предполагаемого места жительства освобождаемой (женские исправительные колонии имеются только в 30 субъектах Российской Федерации). По этой причине увеличивается число несвоевременно поступающих ответов на запросы администрации учреждения со стороны органов внутренних дел, служб занятости и социальной защиты населения, либо такие ответы вообще не поступают, и запросы приходится делать повторно.

Значимым фактором для нормальной адаптации женщин после отбытия наказания является психологическая подготовка освобождаемых к жизни на свободе. В настоящее время в каждой женской исправительной колонии имеются пенитенциарные психологи, но их численность (57 специалистов на 37 учреждений) не позволяет оказывать психологическую помощь осужденным в полном объеме.

Вопросы трудового и бытового устройства несовершеннолетних после освобождения являются еще более сложными. Сегодня, когда найти работу бывает трудно взрослому человеку, то несовершеннолетней, к тому же бывшей осужденной, решать эту проблему значительно сложнее. При этом следует учитывать, что для многих девушек поиск работы осложнен необходимостью предоставления им места в общежитии.

В течение 2000 года в органы службы занятости обратилось за содействием в трудоустройстве 3,4 тыс. женщин, освобожденных из мест лишения свободы (или 10,3% от общей численности граждан, освобожденных из мест лишения свободы, обратившихся в органы службы занятости), в I полугодии 2001 года - 1,4 тыс. человек (или соответственно 9,9%). Наибольшая численность женщин, освобожденных из мест лишения свободы, в общей численности граждан данной категории, обратившихся в органы службы занятости (свыше 15%), наблюдалась в Хабаровском крае (18,1%), Псковской (69,2%), Новгородской (20,6%), Костромской (17,7%), Тверской (17,1%), Читинской (16%), Калужской (15,4%) областях, Агинском Бурятском (23,1%), Таймырском (18%) и Усть-Ордынском Бурятском (16,7%) автономных округах.

В целях содействия занятости граждан, освобожденных из мест лишения свободы, в том числе женщин, в рамках Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2001 годы и соответствующих территориальных программ органы службы занятости реализуют следующий комплекс мер:

  • информирование о наличии вакансий, в том числе с предоставлением жилья;
  • подбор подходящей работы;
  • оказание консультационных и профориентационных услуг;
  • проведение ярмарок вакансий рабочий и учебных мест;
  • профессиональное обучение безработных граждан;
  • направление на резервируемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления отдельные виды работ;
  • направление на временные и общественные работы;
  • оказание материальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пособие по безработице, материальная помощь и др.).
В 2000 году органами службы занятости трудоустроено 1,4 тыс. женщин, освобожденных из мест лишения. В 2001 году предполагается сохранить объемы трудоустройства данной категории граждан не ниже уровня 2000 года.

В целях решения вопроса трудоустройства граждан, освобожденных из мест лишения свободы, органы службы занятости взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и с различными структурами органов местного самоуправления, социальной защиты, органами внутренних дел, учреждениями Минюста России, работодателями.

Гражданам, освобождающимся из мест лишения свободы, органы службы занятости предоставляют информацию о состоянии рынка труда, наличии вакансий, профессий, пользующихся повышенным спросом у работодателей, возможностях профессионального обучения, порядке поиска работы. Для проведения данной работы во многих регионах заключаются соглашения, договоры о сотрудничестве между органами службы занятости и управлениями исполнения наказаний.

    Справочно: В Республике Удмуртия между органами службы занятости и Управлением исполнения наказания Республики заключено Соглашение о сотрудничестве, определяющее совместные действия по повышению социальной адаптации и расширению возможностей трудоустройства граждан, вернувшихся из мест лишения свободы.

    В Тверской области в течение последних двух лет между Департаментом федеральной государственной службы занятости населения и Управлением исполнения наказаний второй год заключается Договор о совместной деятельности по социальной реабилитации и содействию в трудоустройстве данной категории граждан. Это позволяет организовать работу по своевременному информированию осужденных граждан, планируемых к высвобождению, о возможностях переобучения и трудоустройства, повышения квалификации. По данным статистики в службу занятости за содействием в трудоустройстве обращается около 50% лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

В ряде регионов России приняты нормативные документы, целевые программы, направленные на обеспечение эффективного взаимодействия органов исполнительной власти, местного самоуправления и других заинтересованных организаций области в решении проблем социальной реабилитации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы..

    Справочно: В Ивановской области Правительством области принято постановление от 04.09.2000 г. № 66-ПП "О дополнительных гарантиях занятости граждан, освобожденных из мест лишения свободы или осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы". В постановлении предусмотрены меры, направленные на взаимодействие заинтересованных структур в решении вопросов по социальной и трудовой адаптации данной категории граждан и, прежде всего, организация своевременного учета и бытового устройства по выбранному месту жительства, оказание помощи в прописке и содействие в трудоустройстве.

    В Курской области "Программой содействия трудовой занятости граждан, освобожденных из мест лишения свободы в Курской области, на 2000 год", утвержденной постановлением Губернатора области от 30.12.99 № 807, предусматривались мероприятия по переобучению граждан данной категории, квотированию рабочих мест для их трудоустройства и др.

    В Республике Коми принята Целевая комплексная программа организации отделения социальной реабилитации бывших заключенных на 2001-2003 годы, в которой предусмотрены меры по профессиональной ориентации и переподготовке бывших заключенных, содействию их занятости, а также оказание им социально-экономической помощи.

    В Челябинской области с 1994 года по настоящее время реализуются целевые программы содействия занятости граждан, освобожденных из мест лишения свободы. Программа включает комплекс мероприятий по профессиональной адаптации на рынке труда, психологической поддержке, профориентации и профессиональному обучению, содействию в трудоустройстве.

Для обеспечения трудоустройства граждан, освобождающихся из мест лишения свободы, в ряде субъектов Российской Федерации проводится опережающее профессиональное обучение с учетом профессий и специальностей, пользующихся спросом на региональном рынке труда.

    Справочно: В Нижегородской области при осуществлении содействия в трудоустройстве данным категориям граждан органы службы занятости взаимодействуют с Главным управлением исполнения наказаний Минюста России по Нижегородской области, а также с Центрами социально-трудовой реабилитации граждан, входящих в структуру органов социальной защиты населения городов Нижнего Новгорода, Арзамаса и Дзержинска. В органы службы занятости представляются сведения о лицах, освобождающихся из исправительно-трудовых учреждений и воспитательно-трудовых колоний, для оказания им содействия в трудоустройстве, что позволяет организовать для них опережающее обучение. В результате проведенного опережающего обучения из 34 женщин данной категории, обратившихся в течение I полугодия 2001 года в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве, 88% было трудоустроено.

    В Челябинской области в 2000 году в соответствии с Программой содействия занятости граждан, освобожденных из мест лишения свободы, был проведен эксперимент по опережающему профессиональному обучению молодых граждан в возрасте 16-29 лет. Обучение проводилось по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда тех территорий, куда освобождающиеся из мест заключения приняли решение выехать на постоянное место жительства. Финансирование опережающего обучения осуществлялось на паритетных началах региональной службой занятости и управлением образования и науки администрации области. По итогам эксперимента областным координационным комитетом содействия занятости населения было принято решение о продолжении в 2001 году совместной работы ведомств по опережающему обучению граждан, освобождающихся из мест лишения свободы, и финансировании этой работы из средств областного бюджета.

Федеральные и территориальные органы службы занятости оказывают методическую и консультационную помощь исправительным учреждениям.

    Справочно:В Тверской области Департамент государственной службы занятости населения предоставляет исправительным учреждениям бюллетень "Труд и занятость" с информацией о вакансиях, другую справочную литературу.

    В Республике Коми издается ежемесячный сборник "Вестник" и направляется в Управление исполнения наказания Минюста России по Республике Коми и исправительные учреждения. В сборнике публикуется социально-полезная информация, дающая возможность осужденным гражданам получить сведения о состоянии рынка труда, тенденциях спроса и предложениях рабочей силы, перспективах трудоустройства, возможности обучения, а также ознакомиться с банком вакансий, в том числе с предоставлением жилья. Кроме того, совместно с заинтересованными ведомствами были разработаны "Методические рекомендации по организации социальной работы с лицами, подлежащими освобождению из мест лишения свободы", рекомендации "Об особенностях работы с лицами, прибывшими из мест лишения свободы", которые применяются работниками центров занятости в практической работе с данной категорией граждан.

В субъектах Российской Федерации создаются и действуют учреждения по оказанию помощи гражданам, освобождающимся из мест лишения свободы.

    Справочно: В Удмуртской Республике в целях создания условий для адаптации к современным требованиям рынка труда органами службы занятости совместно с Управлением исполнения наказаний Республики ведется работа по созданию Центров социальной адаптации "Перспектива". В 1999 году такой Центр был создан в Можгинской воспитательной колонии для несовершеннолетних.

    В 2000 году заключены договоры на создание подобных Центров в других исправительных колониях Республики. Органы службы занятости занимаются подготовкой сотрудников, проводят их обучение, консультирование и осуществляют полное методическое обеспечение создаваемых Центров.

    В Республике Коми женщины, освободившиеся из мест заключения и не имеющие постоянного жилья, могут обратиться за помощью в учреждения по оказанию социальной помощи вернувшимся из мест лишения свободы социально-реабилитационный центр для лиц без определенного места жительства (г.Ухта), дом ночного пребывания, социальную гостиницу и Тентюковский дом-интернат (г.Сыктывкар).

    Молодые женщины, вернувшиеся из мест лишения свободы, могут получить социальную поддержку в территориальном центре социальной помощи молодежи, в котором оказывается социально-экономическая помощь, предоставляются услуги по профориентации, профессиональному обучению и трудоустройству.

    В целях социальной реабилитации женщин, оказавшихся в кризисной ситуации, с декабря 1999 года в Республике действует территориальный центр социальной помощи "Райда", в котором оказывается помощь женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. При отделении срочной социальной помощи функционирует социальная гостиница. При центре "Райда" организована женская биржа труда.

Кроме того, женщины, освободившиеся из мест лишения свободы, могут обратиться за помощью в Комплексные центры социального обслуживания населения, учреждения социального обслуживания семьи и детей.
    Справочно: В Республике Коми ведется учет лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и обратившихся за помощью в органы социальной защиты населения. Им оказывается разносторонняя социальная помощь, в том числе в рамках гуманитарной помощи выделяется одежда и обувь, а также предоставляются талоны на приобретение продуктов питания.

    Нетрудоспособным гражданам оказывается содействие в устройстве в дома-интернаты.

    Освободившимся и прибывшим к избранному месту жительства в Республику Коми обеспечивается временное проживание в домах ночного пребывания, оказывается содействие в получении документов (паспорт, пенсионное удостоверение, страховой медицинский полис), оказывается помощь в трудоустройстве, а при необходимости, и в освидетельствовании в бюро медико-социальной экспертной комиссии для установления инвалидности.

    В субъектах Российской Федерации действуют 12 государственных кризисных центров помощи женщинам, финансируемых из средств бюджетов субъектов Российской Федерации - в Красноярском крае, Республиках Удмуртия и Коми, Архангельской, Астраханской, Воронежской, Московской, Мурманской, Оренбургской, Саратовской, Тамбовской областях, в г. Санкт-Петербург, в которых женщинам, в том числе и освободившимся из мест лишения свободы, оказывается юридическая, психологическая, медицинская и социальная помощь. Кроме того, женщины могут получить помощь в более 30 кризисных центрах для женщин, созданных общественными организациями, которые работают в тесном взаимодействии с органами социальной защиты населения.

    В Мурманской, Нижегородской, Новосибирской, Пензенской, Ульяновской и других областях в разного типа учреждениях социального обслуживания семьи и детей созданы кризисные отделения помощи женщинам.

    В Оренбургской, Пермской, Самарской, Саратовской, Тюменской областях женщины могут получить необходимую помощь в специально открытых стационарах в учреждениях социального обслуживания населения.

    В Республиках Дагестан, Карелия, Коми, Хакасия, Ханты-Мансийском автономном округе, Ленинградской, Нижегородской, Саратовской, Тюменской и Челябинской областях открыты социальные гостиницы, приюты, общежития, в которых предоставляется временное проживание женщинам, вследствие сложившейся критической ситуации.

    На оказание экстренной психологической помощи направлена деятельность служб "телефонов доверия", которые действуют в Республиках Марий Эл, Хакасия, Красноярском и Краснодарском краях, Магаданской, Ростовской и других областях.

Особую озабоченность вызывает состояние здоровья женщин, освобождающихся их мест лишения свободы.

Работа с женщинами, больными социально значимыми заболеваниями (туберкулез, алкоголизм, наркомания, расстройства психики, заболевания, передающиеся половым путем, СПИД), осуществляется в субъектах Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством, ведомственными документами Минздрава России и МВД России. Данные документы направлены на обеспечение прав граждан в получении медицинской помощи и не определяют конкретные формы работы с контингентом лиц, представляющим угрозу общественному здоровью.

Освобожденные из мест лишения свободы женщины, добровольно обратившиеся в специализированные учреждения здравоохранения, получают на общих основаниях необходимую медицинскую помощь бесплатно, что предусмотрено территориальными программами медицинского страхования, приказами по лекарственному обеспечению граждан.

Наиболее уязвимый контингент - больные, освобожденные из мест заключения и не имеющие места жительства, обеспечиваются медицинской помощью по обращению независимо от наличия регистрации по месту жительства или пребывания.

Первое место в структуре заболеваемости женщин, освобождающихся из исправительных учреждений, занимают болезни органов дыхания неспецифического характера, далее следуют психические расстройства и пограничные состояния, болезни органов пищеварения, болезни сердечно - сосудистой системы, болезни органов малого таза.

Одно из лидирующих мест занимают и заболевания, передающиеся половым путем.

    Справочно: Венерические заболевания зарегистрированы у 22,1 тыс. женщин, что составляет 37,4% от общей численности женщин, отбывающих срок наказания. Наиболее распространенным заболеванием является сифилис - 15,2 тыс. больных (показатель заболеваемости составляет 25754 случаев на 100 тысяч женщин). Показатель заболеваемости сифилисом женщин среди гражданского населения в 2000 г. составил 155,4 случая на 100 тысяч женщин. Поздние формы заболевания диагностированы более чем у 70% женщин больных сифилисом. Число женщин, заболевших сифилисом в системе учреждений ГУИН, превышает аналогичный показатель у мужчин в 3,4 раза.

    Из общего числа женщин, освобожденных из мест лишения свободы в 2000 году, 8,3 тыс. женщин страдали венерическими заболеваниями, в том числе сифилисом 8,2 тыс. человек, гонореей - 83 чел.

    Сведений о больных, закончивших полноценное лечение, в Медицинском управлении ГУИН Минюста России нет.

Эпидемическая ситуация по венерическим заболеваниям осложняется отсутствием должного взаимодействия между медицинскими учреждениями систем Минздрава России и Минюста России.

Проблема профилактики распространения ВИЧ-инфекции в регионах Российской Федерации в условиях сложившейся эпидемической ситуации по актуальности не уступает другим социально-значимым заболеваниям.

Абсолютное число ВИЧ-инфицированных по сравнению с числом больных другими социально обусловленными заболеваниями среди освобождающихся из мест лишения свободы пока невелико. Однако эпидемическая обстановка по ВИЧ-инфекции в исправительных учреждениях стремительно ухудшается вслед за резким ускорением темпов распространения этого заболевания среди населения.

ВИЧ-инфицированные женщины, освободившиеся из исправительных учреждений, могут реализовать право на квалифицированную медицинскую помощь в полном объеме. В то же время система преемственности ведения ВИЧ-инфицированных больных по месту жительства после их освобождения отработана недостаточно.

Среди больных туберкулезом граждан, освободившихся из мест лишения свободы, женщины составляют не более 3 - 5%. Показатель взятия их на диспансерное наблюдение колеблется от 30 до 70 % в различных территориях.

    Справочно: В 2000 году, в среднем, на один регион приходилось около 300 освобожденных больных туберкулезом мужчин и женщин, при значительном колебании этого показателя по регионам (от 98 до 1500).

В субъектах Российской Федерации отмечается большое разнообразие способов решения вопросов по организации лечения туберкулеза и диспансерного наблюдения женщин, прибывающих из заключения, что отражает не столько инициативу и творчество регионов, сколько отсутствие единого подхода, обусловленного несовершенством федеральной правовой и нормативно-методической базы и свидетельствует о необходимости усиления вертикали управления.

    Справочно: В Воронежской области больным туберкулезом, подлежащим освобождению, проводится интенсивный курс лечения в исправительных учреждениях. Возможность амнистии больного решается созданной контрольно-экспертной комиссией с участием фтизиатров областного противотуберкулезного диспансера.

    В Южно-Сахалинской области, Республике Саха (Якутия) больные туберкулезом при освобождении в случае необходимости получают направление на оперативное лечение, им выделяются места в стационарах, оформляется временная регистрация пребывания больного по стационару диспансера, что дает возможность направления на медико-социальную экспертную комиссию для оформления группы инвалидности.

    В Чувашской республике широко практикуются совместные с РОВД патронажные посещения лиц, находящихся на активном диспансерном наблюдении и уклоняющихся от лечения.

Для лечения больных наркоманией в последнее время все большее значение приобретают создаваемые в субъектах Российской Федерации реабилитационные учреждения и подразделения государственных, муниципальных и общественных организаций.

    Справочно: В Тюменской области помощь больным наркоманией оказывается в областном центре медико-социальной реабилитации стационарного типа, реабилитационном центре амбулаторного типа, социальной коммуне "Добрый самаритянин", реабилитационной общине общественного фонда "Надежда".

    В Республике Чувашия реабилитационные мероприятия проводятся в отделении реабилитации и медико-социальной помощи, функционируют общественные организации "Надежда".

    В Кировской области с 1 января 2001 г. функционирует реабилитационное отделение для больных наркоманией.

Однако, среди больных наркологического профиля процент охвата диспансерным наблюдением женщин, освобожденных из исправительных учреждений, невелик.

Межведомственное взаимодействие на этапе, предшествующем освобождению из мест лишения свободы женщин больных наркоманией и хроническим алкоголизмом, практически не осуществляется.

Залогом стабилизации эпидемической обстановки в регионах является четко налаженная система контроля за всеми случаями социально опасных заболеваний, что может быть достигнуто при полном и своевременном информировании учреждений здравоохранения о больных, освобождающихся из исправительных учреждений. Однако, отсутствие единой статистической формы учета, недостаточно налаженная система персональной передачи информации из исправительных учреждений в специализированные учреждения Минздрава России не позволяют достоверно определить численность больных женщин, освобожденных из заключения. Отсутствие единой федеральной системы регистрации освобождающихся больных не позволяет обеспечивать передачу информации не только по всей стране, но даже в соседние регионы.

Кроме того, отсутствуют правовые основы для принудительного лечения женщин, освободившихся из мест лишения свободы, а также нет механизмов, обеспечивающих их добровольную явку в учреждения здравоохранения.


Оглавление