Национальный доклад
о положении в области народонаселения в Российской Федерации в 1994 - 1998 гг.


5. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ Целью социально-демографической политики в Российской Федерации в 1994-1998 гг. было принятие мер по стабилизации ситуации, а с 1999 года - поиск путей вывода России из демографического кризиса. Вместе с тем Правительство Российской Федерации осознает, что достижение этой цели невозможно без стабилизации экономики и обеспечения ее устойчивого развития.

Национальными приоритетами демографической политики Российской Федерации являются:

- снижение смертности всех групп населения, особенно лиц трудоспособного возраста, уровня младенческой и материнской смертности:

- улучшение репродуктивного здоровья населения и повышение ожидаемой продолжительности жизни;

- обеспечение адресной поддержка малообеспеченных семей с детьми и отдельных категорий населения, нуждающихся в особой социальной защите;

- пропаганда здорового образа жизни для всех социально-демографических групп населения;

- социальная защита и моральное поощрение ответственного родительства,

- содействие адаптации мигрантов, прибывающих в Россию из стран СНГ и Балтии, а также российских граждан, вынужденно покидающих место жительства в пределах территории страны.

Основными задачами государства на среднесрочную и стратегическую перспективу являются:

- повышение уровня здоровья и качества жизни россиян, обеспечение государственных гарантий гражданам на бесплатную медицинскую помощь, объемы и условия ее получения, обеспечение репродуктивных прав граждан;

- формирование в обществе идеологии и практики жизнесохранительного поведения, повышения ценности здоровой и продолжительной жизни на шкале государственных и индивидуальных ценностей;

- поддержка и пропаганда нравственных ценностей института семьи, ответственного родительства;

- разработка новой стратегии миграционной политики, прежде всего, в области внешней и внутренней трудовой миграции;

- усиление иммиграционного контроля и пресечение нелегальной иммиграции в страну;

- политическое разрешение конфликтов на территории России, недопущение развития новых конфликтных ситуаций.

В период, прошедший после проведения Международной конференции по народонаселению и развитию (Каир, 1994 г.), в Российской Федерации велась активная работа по разработке государственной политики в области народонаселения.

Постановлением Правительства Российской Федерации в феврале 1997 года утверждена Программа социальных реформ Российской Федерации на период 1996 - 2000 гг., предусматривающая систему мероприятий, направленных на решение всего комплекса социальных проблем, в том числе и проблем в области народонаселения. Первым шагом реализации данной Программы стала разработка в 1998 году Концепции программы действий по выводу Российской Федерации из демографического кризиса.

В Концепции программы действий по выводу страны из демографического кризиса определены цели и задачи национальной политики в области народонаселения и развития с учетом Программы действий Международной конференции по народонаселению и развитию (Каир, 1994 г.), а также намечена стратегия действий для решения наиболее остро стоящих проблем демографического развития России.

На основании Концепции Правительство Российской Федерации приступило к подготовке Программы, содержащей конкретные мероприятия, направленные на улучшение демографической ситуации и решение проблем народонаселения Предполагается, что данная Программа будет носить краткосрочный (на период до пяти лет) и долгосрочный (до двадцати лет) характер.

Особое место в разработке политики в области народонаселения занимает государственная политика в отношении семьи, женщин и детей.

С 90-х годов в Российской Федерации формируется новая государственная семейная политика, адекватная меняющимся социально-экономическим условиям и эволюционным процессам. касающимся института семьи. Патернализм государства по отношению к семье заменяется принципами партнерства и разделения ответственности.

Проведение в 1994 году Международного года семьи способствовало привлечению внимания органов власти всех уровней и общества в целом к проблемам семьи, активизировалась работа по их решению Была разработана Концепция государственной семейной политики Российской Федерации.

В 1996 году Указом Президента Российской Федерации утверждены Основные направления государственной семейной политики Целью государственной семейной политики определено обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи.

Государство исходит из того. что семья автономна и самостоятельна в принятии решений относительно своего развития, мужчины и женщины равноправны в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей и в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности. Провозглашается приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается. При этом государство принимает на себя обязательства по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами Предоставление гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе осуществляется на принципах дифференцированного подхода.

К числу основных направлений семейной политики отнесены следующие: обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, уменьшение бедности и увеличение помощи.

нетрудоспособным членам семьи; обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; кардинальное улучшение охраны здоровья семьи; усиление помощи семье в воспитании детей.

Принципиальное значение для семьи имело принятие Семейного кодекса, закрепившего соответствующие новым реалиям нормы в части заключения и расторжения брака, собственности и имущества супругов, алиментных обязательств членов семьи. Большое внимание в Кодексе уделено защите прав детей, в том числе, оставшихся без родительского попечения. Установлена ответственность родителей за получение ребенком основного общего образования, порядок осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, в том числе на основе специального соглашения, конкретизированы права в воспитании детей несовершеннолетними родителями, а также нормы по защите детей от жестокого обращения в семье Впервые в Кодекс введена специальная глава, посвященная правам несовершеннолетнего ребенка, установлен судебный порядок усыновления детей, а также введена новая форма воспитания в семье детей, лишившихся родительского попечения - приемная семья.

Одной из основных форм прямой материальной поддержки семей с детьми является выплата пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием ребенка. В 1995 году принят Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", которым установлена единая система государственных пособий. Она включает пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ежемесячное пособие на ребенка. В последующие годы в связи с ростом цен неоднократно производилось индексирование величины пособий, увеличивались размеры некоторых видов пособий. В результате принимаемых мер средний размер ежемесячного пособия на ребенка составлял в последние годы от 12 до 14% прожиточного минимума ребенка. Однако в связи с кризисными явлениями в экономике страны эти пособия часто не выплачивались своевременно.

В целях повышения эффективности поддержки семей с детьми, оказания действенной помощи наиболее нуждающимся категориям семей принимаются меры по усилению адресности предоставления помощи. В 1998 году приняты поправки к Федеральному закону "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в соответствии с которыми предоставление ежемесячного пособия на ребенка увязывается со среднедушевыми доходами семьи, в которой воспитывается ребенок. Однако их введение в действие пока отложено (до принятия Федерального закона "О потребительской корзине").

В рассматриваемый период были приняты меры дополнительной поддержки некоторых категорий семей с детьми, испытывающих особые трудности. В частности, дети первого-второго года жизни обеспечиваются бесплатными специальными молочными продуктами детского питания. Данная льгота предоставляется с учетом среднедушевого дохода семьи и его соответствия прожиточному минимуму. Все дети в возрасте до трех лет обеспечиваются лекарствами по рецептам врача бесплатно Установлен ряд льгот для многодетных семей, в их числе бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам детей в возрасте до 6 лет. бесплатное питание в школе (завтраки и обеды), обеспечение школьной формой или одеждой ее заменяющей, проезд на внутригородском транспорте учащихся школ и профессиональных училищ, льготы семье по оплате жилья и коммунальных услуг Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, имеют льготы по оплате жилья и коммунальных услуг Детям-инвалидам в возрасте до 16 лет лекарства по рецептам врача отпускаются бесплатно Дети-инвалиды и сопровождающие их лица имеют право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

Вместе с тем в условиях дефицита бюджетов всех уровней федеральные нормы и гарантии государственной поддержки семей с детьми на практике реализуются не в полной мере.

Указом Президента Российской Федерации утверждены "Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)" Правительством Российской Федерации разработаны "Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации", "План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации".

В ноябре 1997 года Государственная Дума Российской Федерации приняла "Концепцию законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин", в которой определена стратегия развития законодательства по предотвращению дискриминации по признаку пола.

Концепция основывается на том, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека Полное и равноправное участие женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни на федеральном, региональном и международном уровнях должно стать главной целью государственной политики в области улучшения положения женщин в Российской Федерации. В Концепции рассматриваются права на равное участие мужчин и женщин в принятии решений на всех уровнях законодательной, исполнительной, судебной власти и в органах местного самоуправления, социально-трудовые права, предотвращение насилия и личная безопасность, охрана репродуктивного здоровья, материнства и детства, государственный механизм обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

С 1996 года реализуется разработанный Правительством Российской Федерации Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года, в рамках которого осуществляются меры, направленные на: расширение участия женщин в принятии решений на всех уровнях, установление фактического равенства прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда, укрепление здоровья женщин, обеспечение предотвращения насилия в отношении женщин и защиты жертв преступлений.

В ходе реализации мер в области улучшения положения женщин, выполнение которых предусматривалось в 1998 году, среди прочего осуществлялось содействие занятости женщин, оказывалась поддержка незанятых женщин, являющихся единственными кормильцами в семье, и семей, где оба родителя являются безработными. Данным категориям женщин предоставлялось приоритетное право направления на профессиональную подготовку и переподготовку, организацию собственного дела и получение соответствующих субсидий, участие в общественных работах, обеспечение летнего отдыха детей.

В рассматриваемый период проводился пересмотр действующего законодательства с целью фактического улучшения условий совмещения женщинами трудовых и семейных обязанностей. Внесены изменения и дополнения в Кодекс законов о труде Российской Федерации, содержащие новые эгалитарные подходы к распределению семейных обязанностей трудящихся мужчин и женщин, в том числе и по воспитанию детей Так, отпуск по уходу за ребенком до достижения трех лет может быть использован не только матерью, но и отцом ребенка или другими родственниками, фактически осуществляющими уход за ребенком, дополнительный оплачиваемый выходной день для ухода за ребенком-инвалидом предоставляется одному из работающих родителей по их усмотрению.

В октябре 1997 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию МОТ № 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями". В условиях становления рыночных отношений значимость положений упомянутой Конвенции чрезвычайно велика: в ней заложен новый подход к проблеме совмещения профессиональных и семейных обязанностей отцом и матерью.

За период 1994 - 1997 годов в системе здравоохранения, закладывающей основной фундамент тенденций в области народонаселения, произошли существенные изменения.

С 1994 года реализуется Президентская Федеральная программа "Дети России", включающая в себя целевые программы. напрямую направленные на улучшение социально-демографической ситуации - "Безопасное материнство" и "Планирование семьи".

Решение проблемы охраны репродуктивного здоровья населения в условиях экономического и демографического кризиса приобретает характер первостепенной задачи национальной политики в области народонаселения, требующей принятия комплексных неотложных мер как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Правительством Российской Федерации разработана Концепция охраны репродуктивного здоровья, определяющая государственную политику в этой области и систему комплексных профилактических мер, включающую совершенствование организации медицинской и лекарственной помощи, улучшение подготовки и усовершенствования кадров, информационное обеспечение деятельности в области охраны репродуктивного здоровья, а также проведение научных исследований по проблеме С 1994 года основная часть государственных учреждений здравоохранения передана в ведение местных властей, включая больницы, поликлиники, учебные заведения, фармацевтические предприятия и аптеки. Были узаконены частная врачебная практика и частные предприятия, оказывающие медицинские и пара-медицинские услуги. Разрешения на деятельность таких предприятий выдаются специальными комиссиями по лицензированию на муниципальном уровне.

С середины 1993 года учреждена система обязательного медицинского страхования граждан.

Фонды обязательного медицинского страхования призваны обеспечивать некоторый минимальный список медицинских услуг, который определен на национальном уровне (базовая программа) и может расширяться регионами в зависимости от местных возможностей. Этот список включает лечение при жизнеугрожающих состояниях, несчастных случаях или острых заболеваниях, лечение некоторых заболеваний (таких, как туберкулез, инсульт, инфаркт миокарда, новообразования, острозаразные инфекционные болезни), медицинскую помощь при беременности и родах и медицинскую помощь незащищенным группам населения (дети и подростки, ветераны, инвалиды, пенсионеры и женщины с маленькими детьми).

Таким образом, в России возникла новая ситуация, когда государство делегировало значительную часть своей прежней ответственности за поддержание системы здравоохранения на региональный уровень, предоставив одновременно возможности развития частной инициативы на рынке медицинских товаров и услуг.

С середины 90-х годов перед Правительством Российской Федерации встала проблема создания новых принципов и подходов государственной политики в отношении инвалидов. Необходимость решения указанной проблемы заставила пересмотреть традиционные подходы к понятиям "инвалидность". "инвалид" и привести их в соответствие с нормами международного права.

Принятый в 1995 году Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ввел понятие "инвалид" и определил основы государственной политики в отношении инвалидов, направленной на максимально возможную интеграцию их в общество.

Целью государственной политики в отношении инвалидов является обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, создание для них необходимых условий для участия в жизни общества.

В контексте отмеченных проблем инвалидов в Российской Федерации практическими шагами в деле государственной политики в последние годы стал ряд важных мероприятий нормативного, организационного и структурно-образующего характера. К ним относятся реализация в 1995 - 1998 гг Федеральной комплексной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов в Российской Федерации", в рамках которой удалось провести комплекс взаимоувязанных мероприятий по социальной реабилитации инвалидов.

Разработаны проекты концепции медико-социальной реабилитации инвалидов и государственной службы реабилитации инвалидов, организационно-функциональная модель системы медико-социальной реабилитации

Старение населения страны перестало быть временным и воспринимается как закономерная часть явлений современности Оно все более вовлекает государство в решение проблем перераспределения ресурсов в пользу пожилых людей как особой группы населения, обеспечения их социальной защищенности.

С учетом жизненно важных потребностей и интересов пожилых людей предпринимаются усилия по совершенствованию законодательства в сферах имущественных, земельных, жилищных отношений, охраны здоровья, пенсионного обеспечения и социального обслуживания. Предоставление пожилым людям в соответствии с действующим законодательством льгот по оплате жилья, проезда, получению медицинской помощи, лекарственному обеспечению и санаторно-курортному лечению способствует снижению негативных последствий малообеспеченности в пожилом возрасте.

В завершающую стадию вступила реализация Федеральной целевой программы "Старшее поколение" на 1997-1999 гг. Мероприятия программы имеют непосредственное отношение к улучшению жизнеобеспечения пожилых людей в зависимости от региональных особенностей их положения. В пределах своих экономических возможностей субъекты Российской Федерации реализуют региональные программы социальной поддержки граждан старшего поколения - "Забота", "Ветеран", "Социальная защита пожилых людей". Однако масштабы проводимых мероприятий не везде соответствуют остроте проблем пожилого населения, что связано с социально-экономической ситуацией в регионах.

В стадии разработки находится проект концепции государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения на период до 2005 года, которая будет базироваться на универсальных гуманитарных нормах отношения к пожилым людям.

В 1994-1998 гг. Правительство России предприняло важные шаги к формированию политики государства применительно к новой миграционной и социально-экономической ситуации в стране.

В 1993 г. были приняты Федеральные законы "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах", устанавливающие право получения указанного статуса для лиц, прибывающих в Россию с указанием конкретных оснований для этого (включая насилие или преследование индивидуума или членов его семьи, реальную опасность подвергнуться преследованию из-за расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по политическим мотивам). С изменениями и дополнениями Федеральный закон "О вынужденных переселенцах" был принят в 1995 г., "О беженцах" - в 1997 г. Проводилась и проводится разработка подзаконных актов, утверждаемых Постановлением Правительства Российской Федерации, определяющих механизм их реализации.

В 1993 г. подписаны Указы Президента Российской Федерации "О порядке и условиях привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы" и "О мерах по введению иммиграционного контроля" Ожидает принятия федеральный Закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Миграционная политика Российской Федерации, ее конкретные механизмы осуществления определены Федеральной миграционной программой, одобренной Указом Президента Российской Федерации и утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации.

Основной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к людям. ищущим убежища на территории Российской Федерации.

В области миграции, кроме Федеральной миграционной программы, реализующей мероприятия для решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев, действует ряд программ, решающих проблемы внутренней экономической миграции.

Широкие возможности для размещения мигрантов имеют малые и средние города Центральной России. В целях содействия данным процессам с учетом государственной поддержки осуществляется реализация таких федеральных целевых программ, как "Социально-культурное развитие Тверской области в 1993-2000 гг.", "Развитие малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы в 1997-2005 гг.". В процессе разработки находятся программы: "Развитие среднерусского региона России", "Экономическое и социальное развитие Тверской области в 1998-2005 гг.", "Социально-экономическое развитие Брянской области в 1998-2000 гг. ", "Золотое кольцо России", "Развитие и структурная перестройка текстильной легкой промышленности России в 1997-2005 гг." и др

За последние годы в Российской Федерации принят ряд законодательных и нормативных документов, определяющих направления и принципы государственной политики России в отношении соотечественников за рубежом. К основным из них относятся: Указ Президента Российской Федерации "Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом" и постановление Правительства Российской Федерации "О программе мер по поддержке соотечественников за рубежом". В этих документах решаются вопросы по формированию условий для реального соблюдения прав и свобод соотечественников за рубежом, их финансовой и экономической поддержке, предусматриваются конкретные мероприятия по содействию а сохранении сферы распространения и функционирования русского языка, среднего и высшего образования на русском языке, формированию единого образовательного пространства, поддержке культурной деятельности соотечественников, защите их прав в области решения проблем инвалидности и инвалидов, пенсионного обеспечения и другие.

В настоящее время Государственной Думой подготовлен проект Федерального закона "О содействии российским соотечественникам, проживающим за рубежом", который очерчивает круг прав соотечественников, их статус, определяет обязательства государства по отношению к ним, в стадии разработки находится закон Российской Федерации "О репатриации".

Выполнялись мероприятия по охране здоровья в рамках целевых программ по социальной защите населения, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф. Так, в рамках Федеральной целевой программы "Дети Чернобыля" проводилась работа по совершенствованию системы оказания медицинской помощи детям и беременным женщинам, подвергшимся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

В настоящее время Правительством Российской Федерации утверждены 32 федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов, охватывающих территории 51 субъекта Федерации. Эти программы являются одним из важных инструментов региональной политики государства В отличие от трансфертов, дотаций, субвенций, бюджетных ссуд, кредитов и др, направленных на решение текущих задач, программы нацелены на решение стратегических задач реформирования региональной экономики, ее структурной перестройки на основе активизации инвестиционных процессов.

В период 1994 - 1998 гг. в России продолжала развиваться система социального обслуживания населения.

Объективная потребность в новых механизмах поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обусловила разработку и принятие Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", который создал правовую основу для формирования социального обслуживания, в том числе семьи и детей.

К началу 1999 года в номенклатуру входило 10 видов учреждений. Общая сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей за 1994-1997 гг. выросла многократно, на начало 1999 года их насчитывается около 2134. Только в прошлом году эти учреждения предоставили различного рода социальных услуг почти 5,9 млн. человек, в том числе 2,8 млн. детей.

Организация социального обслуживания пожилых людей в современных условиях рассматривается как конструктивный вклад в социальное развитие и регламентируется нормами Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

Потребность пожилых людей в стационарном социальном обслуживании остается высокой. В 1998 году действовало 1002 дома-интерната (общего типа и психоневрологические) на 228,5 тыс. мест. Действуют и другие учреждения (подразделения), занимающиеся оказанием стационарных социально-медицинских услуг - геронтологические центры и геронтологические отделения в домах-интернатах, что отражает тенденцию роста численности лиц престарелого возраста и долгожителей, нуждающихся в усиленном медицинском уходе. Многие пожилые люди, сохранившие полную или частичную способность к самообслуживанию, получают доступ к основным социальным услугам на дому благодаря развитию сети учреждений нестационарного типа.

Свыше 1700 центров социального обслуживания являются многопрофильными учреждениями, предоставляющими пожилым людям разнообразные по видам и формам услуги. В целом из каждых 10000 пенсионеров надомным обслуживанием охвачено 280 человек.

Социально-медицинское обслуживание на дому через специализированные отделения получают около 60 тыс. тяжело больных престарелых людей и инвалидов. Разовыми услугами отделений срочного социального обслуживания пользуются около 7 млн. человек.

Постепенно реализуется новый подход к созданию комплекса учреждений, удовлетворяющих потребности пожилых людей в социальных услугах. Основные тенденции развития социальных служб - сочетание специализированности с комплексностью, ускоренное развитие открытых (полустационарных и нестационарных) учреждений, соединение возможностей учреждений социального обслуживания с мощным социализирующим и поддерживающим влиянием семьи и общества.


содержание