Министерство труда и
социального развития
Российской Федерации

ГЕНДЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Москва 2002


Редакционная коллегия:

  • доктор социологических наук, профессор Г.Н.Карелова (отв. ред.),
  • депутат Государственной Думы Федерального Собрания Т.В.Яковлева,
  • кандидат экономических наук М.В.Гордеева,
  • доктор политических наук Т.А.Мельникова

При подготовке публикации использованы материалы, предоставленные доктором политических наук Н.А.Шведовой, доктором социологических наук Л.В.Василенко, доктором исторических наук О.А.Хасбулатовой, доктором экономических наук Л.С.Ржаницыной, кандидатом социологических наук М.П.Белоусовой, Президентом РБОО "Служба помощи несовершеннолетним и женщинам "Голуба" (г. Москва) М.И.Вронской, председателем исполнительного комитета Конфедерации Деловых Женщин России (КДЖР) Л.В.Блохиной.

В основе данной работы лежат материалы ряда круглых столов, проведенных в рамках российско-канадского проекта по разработке гендерной стратегии России при поддержке Канадского агентства международного развития CIDA: "Социальные индикаторы гендерного равенства" (Московский государственный социальный университет), "Гендерная экспертиза" (Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации), "Гендерные аспекты здравоохранения" (г.Калининград), "Гендерные аспекты образования" (г.Иваново), "Гендерные аспекты предпринимательской деятельности" (г.Брянск), "Гендерный аспект бизнеса: проблемы и перспективы" (г.Тверь), "Женщины единой России" (г.Иваново), а также "Стратегия гендерного развития России", проведенного по инициативе Консорциума женских неправительственных организаций (г.Москва).

Издано при финансовой поддержке Фонда ООН по народонаселению (ЮНФПА)

СОДЕРЖАНИЕ


ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ

Дорогие друзья!

В Ваших руках необычный документ. Эта книга посвящена проблеме повышения социального статуса женщин и мужчин в российском обществе и определяет основные направления гендерной стратегии России.

Когда мы говорим о гендерном равенстве, то, прежде всего, имеем в виду Конституцию Российской Федерации, которая в своей статье 19 зафиксировала, что "женщины и мужчины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации".

Это означает, что женщины и мужчины обладают равным статусом. Женщины и мужчины имеют равные условия для их реализации всей полноты прав человека для того, чтобы вносить свой вклад в национальное, политическое, экономическое, социальное и культурное развитие, и пользоваться его результатами.

Современная государственная политика Российской Федерации, нацеленная на достижение равенства женщин и мужчин в обществе, направлена на преодоление всех форм и проявлений дискриминации по половому признаку, на создание политических предпосылок и необходимых социальных условий для наиболее полной реализации природных способностей женщин и мужчин во всех сферах трудовой, общественной и личной жизни.

В основе политики лежат общепризнанные международные нормы, зафиксированные во Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о политических правах женщин, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Платформе действий Четвертой Всемирной конференции по положению женщин, Итоговых документах Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.

Российская Федерация в полной мере разделяет принципы ООН и понимание гендерного равенства, как необходимого условия достижения устойчивого развития страны и создания условий для всесторонней реализации человеческого потенциала.

С этой точки зрения приоритетное внимание должно уделяться вопросам положения женщин, особенно в тех проблемных зонах, где еще сохраняются явные и скрытые формы дискриминации - в экономической и политической сферах, а также должны быть разработаны специальные меры, в том числе законодательного характера, направленные на достижение равных возможностей мужчин и женщин, выравнивание их социального статуса.

В феврале 2002 г. состоялась российско-канадская конференция, участники которой заявили о настоятельной необходимости принять в России гендерную стратегию, которая могла бы служить политико-правовым обоснованием государственной политики в отношении женщин, улучшения их положения, преодоления дискриминации по признаку пола, достижения равенства мужчин и женщин во всех сферах жизни.

За прошедший период Министерством труда и социального развития Российской Федерации была проделана большая аналитическая, интеллектуальная работа, к которой были привлечены научные кадры ведущих академических институтов, представители общественных организаций, органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Идея разработки гендерной стратегии, можно сказать, получила широкую поддержку в женском движении, вдохновила ведущие российские организации женщин на разработку гендерных стратегий своих регионов.

В данном издании представлен проект Гендерной стратегии России, в котором отражены основные направления гендерной политики, требующие:

  • укрепления демократических институтов, среди которых особое место должны занять звенья национального механизма, включая институализированные формы гендерного мониторинга, контроля и управления, такие как специализированные консультационные советы и комиссии по гендерной политике национального механизма и по улучшению положения женщин, а также соответствующие службы в федеральных и региональных органах законодательной и исполнительной власти;
  • разработки и осуществления общенациональных и региональных программ борьбы с бедностью и нищетой с установкой на скорейшее преодоление опасной тенденции феминизации бедности и безработицы;
  • введения обязательной государственной гендерной экспертизы всех без исключения социально значимых планов и проектов;
  • развития гендерной статистики, отслеживающей изменение гендерных различий в доходах, доступе к вакансиям, квалифицируемым как профессиональные, технические, административные и управленческие должности, связанные с принятием решений, а также распределение парламентских мест, занимаемых женщинами и мужчинами.
  • существенного повышения требований к уровню представительства женщин в органах законодательной и исполнительной власти, как на федеральном, так и на местном уровне;
  • координации усилий государства и гражданского общества по введению и усилению гендерного контроля за процессом социальных и экономических изменений в интересах создания более справедливого социального и экономического порядка внутри страны и преодоления демографического кризиса;
  • разработки и внедрения индикаторов, включая в их число индикаторы установок, средств и ресурсов, процесса и участия, а также индикаторы развития, фиксирующие промежуточные и окончательные результаты осуществления государственной гендерной политики;
  • широкого использования в процессе стратегического планирования и прогнозирования системных показателей качества жизни, фиксирующих уровень гендерного партнерства, экологической и демографической устойчивости, а также все позитивные и негативные изменения в сфере здравоохранения, образования и занятости, которые могут измеряться количественными и качественными индикаторами;
  • проведения широкомасштабных национальных и международных информационных акций и просветительских кампаний, направленных на повышение уровня гендерной культуры российского общества и социальной ответственности средств массовой информации;
  • соответствующей коррекции дошкольного образования и общеобразовательных программ в школах, средних специальных и высших учебных заведениях;
  • введения специальных курсов при подготовке специалистов в различных областях деятельности, прежде всего, в тех областях, где ущемлены права женщин.

Даже такой краткий перечень стоящих перед нами задач заставляет и органы исполнительной власти, и общественность по-новому взглянуть на многие проблемы нашей жизни, искать новые подходы к их решению.

Приглашаю всех заинтересованных и неравнодушных женщин и мужчин принять участие в дальнейшей работе над гендерной стратегией России. В первую очередь - женские неправительственные и научные организации, вклад которых в эту работу может способствовать дальнейшему совершенствованию государственной гендерной политики.

С уважением,

        Галина Карелова, первый заместитель Министра труда
        и социального развития Российской Федерации


ПРЕАМБУЛА

На современном историческом этапе самым актуальным становится обеспечение перехода России к устойчивому социальному развитию, что требует формирования новой социальной стратегии, сбалансированной в трех направлениях: экономико-экологическом, организационно-политическом и социокультурном.

Социальная стратегия, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации, предполагает включение гендерной компоненты, так как в соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации "мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации", а социальные отношения между мужчинами и женщинами выступают ныне как одна из главных проблемных парадигм XXI века.

Подлинное равенство прав и свобод можно обрести только на основе признания ценности каждой личности, создания устойчивых условий для саморазвития интеллекта человека, наиболее полной реализации его созидательного потенциала и творческих способностей, всестороннего раскрытия сущностных сил и дарований, что позволит обеспечить полноценный вклад каждого в развитие общества. Переход многих стран к информационному обществу - обществу интеллекта, знания и мышления - создает базовые возможности для саморазвития и самореализации каждому человеку.

Необходимость принятия гендерной стратегии определяется социальными проблемами, вызванными социально-экономическими и политическими преобразованиями в России. Наряду с открытием новых перспектив для широкого приложения человеческих способностей от людей требуются высокие адаптационные возможности, которые существенно отличаются у мужчин и женщин.

Женщины в силу ряда социокультурных особенностей и традиций оказались в более трудном положении, чем мужчины.

И хотя предшествующие времена позволяли многого достигнуть в обеспечении общественного равенства по полу, тем не менее, женщины по-прежнему остаются в ряде важнейших областей жизнедеятельности "догоняющим полом" с недостаточным объёмом прав и особенно возможностей:

  • В сфере культуры вклад женщин учитывается в значительно меньшем объеме, чем вклад мужчин; кроме того, имеет место дискриминация женщин и унижение их достоинства средствами массовой культуры.
  • В сфере общественных отношений наблюдается существенное преобладание мужчин на государственных должностях на уровне принятия политически значимых решений; в то же время в общественных организациях, занимающихся решением самых наболевших социальных проблем на всех уровнях преобладают женщины.
  • В сфере экономики мужчин, занятых на работах связанных с повышенным риском для здоровья и жизни больше, чем женщин; но женщины оказались вытесненными с высокооплачиваемых должностей, а порой и вовсе во внеправовое пространство "теневой экономики"; на неоплачиваемой работе женщины заняты больше, чем мужчины.

Кроме того, в советский период социокультурная миссия женщин не была осознана полностью, в результате чего значимость семейных обязанностей, преимущественно исполнявшихся женщинами, недооценивалась. Это обстоятельство несколько смягчалось развитием государственных социальных институтов, которые облегчали бремя материальной нагрузки на семью, воспитывающую детей. Однако возрастание роли государственных институтов в воспитании детей принижало роль семьи как института воспитания. В результате такой социальной политики советского государства осуществлялось постепенное вытеснение ребенка из семьи, что приводило к деградации института семьи. В первую очередь катастрофически уменьшилось влияние отцов на воспитание детей в семье, чему дополнительно способствовали войны, репрессии и иные исторические события, отрывавшие миллионы мужчин от семей и исполнения семейных обязанностей на длительное время, а то и навсегда.

С этой проблемой тесно связана недооценка обществом отцовства, ответственности мужчин за социализацию детей, воспитание подрастающего поколения, его активное саморазвитие. К сожалению, созидающая роль семьи в развитии будущего человеческого потенциала России до сих пор слабо сознается и мало поддерживается современным обществом.

Очевидно, что в России, как на уровне отдельной семьи, так и в масштабах всей страны имеет место гендерный дисбаланс. Гендерная политика государства должна быть направлена на преодоление всех форм и проявлений дискриминации по половому признаку.

Стратегия гендерного равенства ни в коей мере не может пониматься, как стратегия ликвидации гендерных различий. Ее главное предназначение - создание политических предпосылок и необходимых социальных условий для наиболее полной реализации природных способностей женщин и мужчин во всех сферах социальной жизни с целью обеспечения устойчивого развития общества.

Социальный вопрос, кризис будущего, гендерные проблемы - суть одно и то же, только увиденное с разных сторон и названное на разных языках. Успешное осуществление общенациональных планов и программ социально-экономического развития Российской Федерации и каждого из ее регионов, защита уникального природного и культурного наследия народов России непосредственно зависят от того, какую гендерную политику проводит государство. Ее значимость возрастает по мере совершенствования политической системы общества и развития демократических институтов, институтов гражданского общества.

Государственная гендерная политика должна вырабатываться в тесном сотрудничестве с неправительственными организациями, которые составляют наиболее активную и сознательную часть гражданского общества.


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Гендерная стратегия Российской Федерации (далее - Стратегия) является основополагающим документом, определяющим государственную гендерную политику, ее цели, задачи и принципы, направления и приоритеты на средне- и долгосрочный период. Стратегия обеспечивает координацию усилий государственных органов законодательной и исполнительной власти со всеми структурами гражданского общества и, в частности, с неправительственными организациями, деятельность которых связана c реализацией социальных программ, недопущением дискриминации по признаку пола, защитой прав человека и семьи, материнства, отцовства и детства как высших человеческих ценностей.

Стратегия служит инструментом формирования государственной гендерной политики и контроля за ее осуществлением со стороны гражданского общества, а также может рассматриваться как важный этап ее становления. Стратегия призвана:

  • определить систему требований и критериев, отражающих
    современные представления о социальной справедливости в распределении ролей между женщинами и мужчинами в политической и общественной жизни, социально-трудовых и семейных отношениях, бизнесе, при распределении собственности, а также в информационной сфере;
  • наметить перспективы развития социального государства в контексте укрепления гендерной демократии, обеспечивающей проведение социально ответственной политики и раскрытие гражданского потенциала личности без ущемления прав и свобод по половому признаку;
  • повысить уровень общей и политической культуры российского общества, показателями которого служат возможность самореализации
    граждан и обеспечение равенства полов во всех сферах жизнедеятельности, включая общественное производство, социально-трудовые и семейные отношения.

Своевременность разработки и действенной Стратегии одно из принципиальных условий успешной интеграции России в мировое сообщество, поскольку во всем мире степень развития общества все больше определяются такими показателями, как гендерное равенство и действенное искоренение не только явных, но и скрытых форм дискриминации по половому признаку. При этом существенно повышаются требования к уровню представительства женщин в органах законодательной и исполнительной власти, возрастает роль гендерной экспертизы социально значимых планов и проектов.

Для того чтобы даже не явные формы насилия и дискриминации были выявлены и стали предметом осуждения в массовом сознании, требуется:

  • повышение роли гендерной статистики, что предполагает совершенствование форм и методов получения, распространения и использования статистических данных о реальном положении во всех сферах политической, общественной и экономической деятельности с фиксацией уровня гендерного равноправия и любых проявлений дискриминации;
  • проведение широкомасштабных национальных и международных информационных акций и просветительских кампаний, направленных на повышение уровня гендерной культуры российского общества и социальной ответственности средств массовой информации;
  • соответствующая коррекция дошкольного образования и общеобразовательных программ в школах, средних специальных и высших учебных заведениях;
  • введение специальных курсов при подготовке специалистов в различных областях деятельности и, прежде всего, в тех областях, где ущемлены права женщин.
  • введение специальных курсов при подготовке и переподготовке специалистов, ответственных за проведение гендерной политики либо включенных в её реализацию.

Стратегия:

  1. Базируется на международных критериях и нормах, определенных мировым сообществом: Всеобщей декларации прав человека, Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин, Конвенции и политических правах женщин, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции МОТ о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями, Европейской социальной хартии, Пекинской платформе действий, а также Конституции Российской Федерации, Концепции улучшения положения женщин, Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, других социально-экономических и социально-защитных актах.
  2. Ориентируется на значимость, необходимость, всеобщность и актуальность проведения гендерной политики регулирования социального положения мужчин и женщин, ликвидацию дискриминации с тем, чтобы обеспечить в современных условиях общественный прогресс во всех областях жизни.
  3. Определяет приоритет проведения мероприятий в пользу "догоняющего" пола, чьи права фактически ущемлены. Сегодня это, как правило, женщины в аспекте доступа к ресурсам, в сфере собственности, занятости, профессиональной карьеры, управления. Меры, способствующие переходу от формального к реальному равенству и ликвидации социополовых асимметрий в стране (гарантии минимальных доходов, льготы на детей, квоты на трудоустройство и обучение, продвижение по службе и т.п.) не должны рассматриваться как привилегии и/или дискриминация.
  4. Обеспечивает соблюдение принципа партнерства между мужчинами и женщинами во всех сферах жизни (пропорциональность, паритетность и толерантность отношений), отказ от отношений господства одного пола над другим.
  5. Учитывает реальное разнообразие исходных условий, интересов, традиций, установок поведения различных групп мужчин и женщин с разными доходами, образованием, семейным положением, родительскими, национально-культурными и расселенческими особенностями.
  6. Активизирует механизмы социального государства и гражданского общества, сотрудничество власти и общественных организаций с опорой на инициативу, самодеятельность и самоуправление граждан обоего пола в решении социально-экономических проблем.

Бюджетная политика на федеральном и региональном уровнях, отраслевые и региональные программы социально-экономического развития должны быть согласованы с закрепленными в Стратегии основными целями и требованиями государственной гендерной политики. Деловые и промышленные круги России должны в полной мере участвовать в осуществлении мероприятий, связанных с реализацией Стратегии.


II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ

Глобальная цель стратегии - участие в политике социального (гендерного) равенства мужчин и женщин, направленной на ликвидацию всех форм дискриминации, обеспечение благосостояния и развитие для всех и каждого в обществе и семье.

Цель 1. Обеспечение развития человеческого потенциала.

Задача 1.1. Обеспечение воспроизводства человеческого потенциала духовно, психически и физически здорового, что предполагает:

  • укрепление института семьи - добровольного союза мужчины и женщины, обеспечивающего социокультурную преемственность поколений, являющегося фактором стабильности и устойчивого развития гражданского общества;
  • культивирование со стороны государства и общества материнства и отцовства как высшего проявления человечности и гражданственности, основных гарантов воспроизводства и развития "человеческого капитала";
  • признание особого вклада женщин в устойчивое воспроизведение и развитие людских ресурсов, накопление и передачу социокультурных ценностей.
  • ликвидацию сложившейся гендерной асимметрии в положении мужчин (сверхсмертность, условия занятости в социально-культурных отраслях, права в области родительства и воспитания детей);

Задача 1.2. Обеспечение устойчивого саморазвития человеческого потенциала, что предполагает:

  • поддержание принципа равной общественной ценности мужчин и женщин при осуществлении государственной культурной, образовательной и информационной политики;
  • реформирование системы образования таким образом, чтобы предоставить каждому человеку, вне зависимости от его пола и возраста, возможность для свободного духовного развития, всесторонне развивать экологическое и информационно-технологическое образование и просвещение населения, в том числе через семейные и материнские клубы;
  • повышение законодательных, административных и нравственных требований к уровню гендерной культуры в различных сферах политической, производственной и общественной жизни в интересах наиболее полного раскрытия человеческого потенциала;
  • принятие специальных компенсационных мер для привлечения к развитию науки и искусства представителей того пола, чей потенциал слабее используется; предоставление дополнительных (компенсационных) возможностей для повышения уровня образования женщинам-матерям (1).

Цель 2. Развитие демократии

Задача 2.1.  Достижение политического паритета в реализации равных прав для мужчин и женщин, а именно:

  • обеспечение справедливого распределения правовых возможностей и обязанностей между мужчинами и женщинами во всех сферах жизнедеятельности;
  • оказание содействия и поддержки саморазвитию и самоорганизации институтов гражданского общества, деятельность которых направлена на защиту прав человека и гражданина, недопущение дискриминации по признаку пола и обеспечение тендерного равенства во всех сферах жизнедеятельности;
  • создание дополнительных преимуществ для занятия должностей в органах государственного, муниципального управления и местного самоуправления для представителей того пола, роль которого принижена (в настоящее время - это женщины);
  • включение в состав обязательных квалификационных требований к лицам, занимающим государственные должности в системе государственного и муниципального управления знаний по гендерной проблеме,
  • включение в состав должностных инструкций государственных должностных лиц положения о недопущении гендерной дискриминации при исполнении профессиональных обязанностей.

Цель 3. Содействие устойчивому развитию экономики.

Задача 3.1. Гарантирование базового уровня качества жизни каждому гражданину как обязательного компонента устойчивого развития экономики и демократии:

  • обеспечение адаптации всех социальных, профессиональных и возрастных групп независимо от пола, национальности и вероисповедания к изменяющимся политическим и экономическим условиям России с учетом экономического потенциала, природной, этнокультурной и религиозной специфики субъектов Российской Федерации;
  • превентивная защита наиболее уязвимых социальных групп, от негативного влияния имущественной и социальной дифференциации;
  • создание дополнительных преимуществ для представителей того пола, роль которого искусственно принижается в какой-либо области деятельности или где они попадают в группы риска в результате свертывания социальных программ и гарантий, что приводит к вытеснению представителей какого-либо пола из целого ряда профессий.

Задача 3.2. Искоренение проявлений экономической дискриминации по половому признаку, а именно:

  • принятие мер по искоренению причин, порождающих насилие и гендерную дискриминацию, особо выделяя распространение трансграничной торговли женщинами и детьми в целях сексуальной эксплуатации;
  • введение специальных мер, направленных на всестороннюю поддержку материнства, отцовства и детства, обеспечение компенсационных мер женщинам для восстановления социального статуса, снижаемого в период деторождения, а также женщинам или мужчинам, взявшим на себя функции ухода за детьми до трех лет.
  • введение законодательства об обязательных государственных социальных стандартах в соответствии с требованиями МОТ и других международных организаций.

Основные механизмы гендерной политики.

  1. Укрепление демократических институтов, среди которых особое место должны занять институализированные формы гендерного мониторинга, контроля и управления, в том числе соответствующие службы в федеральных и региональных органах всех ветвей власти, а также специализированные консультационные и экспертные советы и комиссии по гендерной политике и/или по улучшению положения пола, права которого нарушаются. Эти и другие аналогичные им структуры должны рассматриваться как звенья национального механизма по реализации гендерной стратегии и обладать необходимыми юрисдикционными полномочиями для решения возникающих проблем и обеспечения взаимодействия заинтересованных государственных органов и неправительственных организаций.
  2. Введение обязательной государственной гендерной экспертизы всех без исключения социально значимых планов и проектов: государственных, международных и корпоративных;
  3. Развитие гендерной статистики, отслеживающей изменения в доходах, доступе к вакансиям, квалифицируемым как профессиональные, технические, административные и управленческие должности, связанные с принятием решений, а также распределение парламентских мест, занимаемых женщинами и мужчинами;
  4. Существенное повышение уровня представительства женщин в органах законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на местном уровне;
  5. Разработка и осуществление как общенациональных, так и
    региональных программ борьбы с бедностью и нищетой с установкой на скорейшее преодоление крайне опасной тенденции по феминизации бедности, а, следовательно, детской нищеты и беспризорности. Эти явления обусловлены сохраняющейся сегрегацией в трудовой сфере, при которой в отраслях с традиционно сложившейся преимущественной занятостью женщин уровень оплаты труда всех работников, независимо от пола, на 30-50 процентов ниже, чем в отраслях, ориентированных на преимущественно мужскую занятость. В наиболее незащищенном положении находятся одинокие родители, среди которых женщины составляют подавляющую часть (94,6%), родители, имеющие малолетних детей и детей-инвалидов, жены военнослужащих, проживающие в военных городках, женщины старших возрастов.
  6. Координация усилий государства и гражданского общества по введению и усилению гендерного контроля за процессом социальных и экономических изменений в интересах создания более справедливого социального и экономического порядка внутри страны и преодоления демографического кризиса;
  7. Принятие эффективных мер по поддержке гендерного саморазвития с использованием индекса человеческого развития, рекомендованного Программой Развития ООН (UNDP) и позволяющего определить меру содействия этому процессу в России со стороны мирового сообщества на основании сопоставления жизненных ожиданий женщин и мужчин, их достижений в сфере образования и доходов;
  8. Разработка и введение индикаторов, имеющих нормативную природу, но учитывающих менталитет населения, включая в их число индикаторы установок, средств и ресурсов, процесса и участия, а также индикаторы развития, фиксирующие промежуточные и окончательные результаты осуществления государственной гендерной политики;
  9. Широкое использование в процессе стратегического планирования и прогнозирования системных показателей качества жизни, фиксирующих уровень гендерного партнерства, экологической и демографической устойчивости, а также все позитивные и негативные изменения в сфере здравоохранения, образования и занятости, которые могут измеряться количественными и качественными индикаторами.
  10. Выделение финансовых и иных ресурсов на образование и профессиональную подготовку представителей коренных народов, их общин и семей в целях расширения возможностей самореализации для женщин и мужчин в интересах справедливого развития на национальном уровне.

III. ГЕНДЕРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
(измерение, прогнозирование, планирование)

Для реализации гендерной стратегии требуется периодическое проведение научных исследований, включающих социологический мониторинг, использование методов моделирования и прогнозирования, с целью изучения самоорганизационных и социокультурных социальных процессов, выявления гендерной дискриминации и причин ее порождения, а также разработки предложений по гармонизации гендерных отношений. Это требует введения гендерных критериев применительно ко всем секторам и направлениям государственной политики, так как основывается на системном транссекторальном подходе к стратегическому планированию и прогнозированию. Соответственно с этим подходом определяются приоритеты и направления собственно гендерной политики и стратегии, в рамках которой они формулируются.

Универсальный характер Стратегии определяется особенностями средне- и долгосрочного планирования в сфере государственной политики, частного предпринимательства и международного экономического сотрудничества. Каждый из этих типов планирования имеет отчетливо выраженное гендерное измерение, так как поддается количественной и качественной оценке на всех этапах - от прогноза, анализа альтернатив, замысла и выработки плана действий до экспертной оценки каждого из этапов реализации проекта.

Гендерное измерение позволяет отслеживать на уровне государственной статистики конструктивные и деструктивные тенденции в развитии гендерных отношений и в распределении собственности. На основе гендерной экспертизы, которая должна рассматриваться как необходимое звено планирования и управления, государство получает возможность корректировать планы и программы в соответствии с целями Стратегии или создавать необходимые условия и предпосылки для подобной коррекции.

Гендерное измерение государственной политики делает возможным:

  • осуществление государственного контроля с участием неправительственных организаций за соблюдением равных прав мужчин и женщин во всех сферах трудовой деятельности, управления и распределения дохода;
  • коррекцию государственной политики в каждом из ее секторов на федеральном и региональном уровнях и совершенствование законодательной системы в интересах установления и поддержания гендерного равенства;
  • развитие международного сотрудничества с целью обмена опытом в сфере развития гендерной демократии и осуществления совместных проектов в этой области.

1. Гендерно ориентированная экономическая политика и социально ответственный бизнес

В странах с переходной экономикой качественно изменяется роль государства. С одной стороны, оно существенно сужает сферу своего влияния, отказываясь от этатистских и "командных" методов управления и контроля. При этом расширяются возможности для самоуправления и все более важной становится роль предпринимателей, которым удалось создать, сохранить и развить свой бизнес в крайне неблагоприятных условиях. С другой стороны, именно на государство и формирующееся гражданское общество тем самым возлагается значительная доля ответственности за преодоление не только традиционных, но и новых форм неравенства, связанного с половой принадлежностью и проявляющегося, преимущественно, во владении собственностью и в доходах, искусственном принижении cтатуса женщин в сфере занятости и в их массовом вытеснении из наиболее престижных и высокодоходных сфер деятельности.

Эффективность управления в области государственной экономической политики определяется степенью поддержки, которая оказывается с его стороны саморазвитию в области экономики, учитывающему гендерные различия и предупреждающему появление таких негативных явлений, как дискриминация по половому признаку в сфере занятости, производства и распределения доходов.

Одним из основных направлений государственной гендерной политики в экономической области должна стать выработка новой концепции занятости, которая отвечает следующим требованиям:

  • во-первых, базируется на анализе баланса трудовых ресурсов с учетом гендерной специфики отдельных регионов и секторов производства, а также данных мониторинга безработицы (как регистрируемой, так и не регистрируемой) в указанных регионах и секторах;
  • во-вторых, призвана оптимизировать методы реструктуризации экономики в интересах снижения безработицы и преодоления гендерной асимметрии на рынке труда, связанной, в частности, с доминирующей феминизацией занятости в наименее престижных областях производства;
  • в-третьих, направлена на поддержание высокого уровня экономической активности женской рабочей силы в государственном и частном секторах производства (важной предпосылкой укрепления позиций женщин на рынке труда служат сложившиеся установки и опыт трудовой деятельности, приобретенные ими в условиях ведения плановых методов хозяйствования, готовность к профессиональной переподготовке и пожизненному обучению).

Показателями высокой гендерной хозяйственной культуры российского общества должны стать:

  • Выравнивание уровня оплаты труда между отраслями и снижение различий в характере и оплате труда между женщинами и мужчинами с безусловным соблюдением требования равной оплаты за равный труд;
  • Изменения в сторону гендерного равенства процентной доли принадлежащей женщинам и мужчинам или контролируемой ими собственности с учетом экономического положения регионов, их этнокультурной специфики и характерных для них национальных укладов жизни;
  • Повышение уровня занятости на основании принципов гендерного равенства;
  • Снижение уровня и масштабов безработицы с установкой на полное искоренение таких явлений, как очаговая или массовая безработица, имеющая в большинстве случаев признаки гендерной дискриминации;
  • Улучшение условий труда с учетом гендерной специфики и применения гибкого подхода к высвобождению женщин с тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда (2). Такое высвобождение предполагает строгое соблюдение работодателями обязательных стандартов в вопросах охраны здоровья мужчин и женщин и становится возможным при согласовании перечня запрещенных работ с женскими неправительственными организациями;
  • Разработка и осуществление федеральных и региональных государственных программ развития малого предпринимательства с обязательным выделением мер по развитию женского и семейного предпринимательства с организацией бизнес-инкубаторов;
  • Совершенствование консультативных и кредитных служб, специализирующихся в области мелкого и среднего предпринимательства, а также в области целевой поддержки женщин-предпринимателей;
  • Создание условий для трудовой деятельности и успешной карьеры лицам с семейными обязанностями с принятием особых мер по защите материнства и укрепления равенства между мужчиной и женщиной (3);
  • Развитие межгосударственных и национальных инфраструктур для поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе женского и семейного.

Кардинальное изменение доминирующей направленности государственной экономической политики с учетом ее гендерного измерения позволит "очеловечить" бизнес в России, придав ему характер социально ориентированного предпринимательства.

К основным характеристикам социально ориентированного предпринимательства относятся:

  • Усиление гуманитарной мотивации трудовой деятельности и самого бизнеса, что содействует переориентации крупного и среднего предпринимательства на поиск долгосрочных стратегий развития, в рамках которых оправданными с экономической точки зрения становятся инвестиции в "человеческий капитал". Этот "гуманитарный поворот" свидетельствует о зрелости рыночных отношений и укреплении позиций правового государства. Он является основой для согласования национальных (государственных) и корпоративных интересов, что обеспечивает как эффективность государственной экономической политики, так и защиту частного капитала, а также привлекательность инвестиций. При этом в современной России трудовая деятельность и социально ответственный бизнес, связанные с инвестициями в образование, здравоохранение, бытовое обслуживание и социальные технологии, характерны, по преимуществу, для женщин, работающих по найму, и для женского предпринимательства;
  • Распространение и развитие укрепляющего институт семьи семейного бизнеса, наиболее перспективного в эпоху глобальной информатизации. Информационные технологии открывают возможность создания широкой сети рабочих мест "на дому" со свободным графиком работы и новыми формами разделения труда, а также повышают конкурентоспособность так называемых "виртуальных семейных фирм", ориентированных на солидарность поколений, поскольку в их деятельности могут принять участие все члены семьи, независимо от пола и возраста;
  • Вытеснение "силовых" и "командных" методов решения проблем в сфере управления бизнесом экономическими методами с развитием социального партнерства и духа взаимопомощи.

Основными препятствиями на пути к гендерной справедливости в сфере трудовой занятости и бизнеса являются:

  • Очевидная (полностью подтверждаемая статистикой) дискриминация женщин на разных этапах приватизации, что предопределило неравные стартовые возможности и сделало заведомо неконкурентоспособным бизнес подавляющего большинства женщин-предпринимателей;
  • Отсутствие компенсационных механизмов и отлаженной системы государственной поддержки женского предпринимательства, а также целевых инвестиций в его развитие.
  • Криминализация бизнеса эпохи первичного накопления, которая способствовала бурному развитию "теневой экономики", превратив крупный и, частично, средний бизнес в современной России в чисто "мужское занятие";
  • Низкий уровень безопасности малого и среднего предпринимательства, защиты от рэкета, что также ставит мужчин и женщин в заведомо неравные условия;
  • Неразвитость механизмов финансирования, кредитования и инвестиционной поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе женского предпринимательства;
  • Забюрократизированность в работе органов, регламентирующих деятельность субъектов предпринимательства и связанные с этим чрезмерная усложненность и противоречивость нормативно-правовой базы;
  • Несовершенство процедур регистрации предприятий и организаций, лицензирования предпринимательской деятельности и согласования проектной документации создаваемых предприятий, что связано с отсутствием обязательной гендерной экспертизы.

Если собственно рыночные отношения не могут преодолеть эти препятствия и служить универсальным регулятором экономически эффективного и справедливого в гендерном отношении порядка, то такую функцию в соответствии с конституционно закрепленным принципом социального государства призвана выполнять гендерно ориентированная экономическая политика государства.

2. Гендерный подход к планированию в сфере социальной политики

От того, насколько ответственно и оперативно реагирует государство и гражданское общество на динамику изменений в сфере гендерных отношений, предупреждая возникновение и распространение негативных тенденций и стимулируя развитие гендерной солидарности, непосредственно зависят качество и уровень жизни населения России, политическая и социальная стабильность, доверие народа к власти и престиж нашей страны в глазах мирового сообщества.

Эффективность государственной политики и степень ее социальной ответственности во многом предопределена характером и объемом долгосрочных инвестиций в "человеческий капитал", который складывается из востребованных обществом личных способностей, знаний и навыков. Основу этого капитала составляют духовное, психическое и физическое здоровье женщин и мужчин, а важнейшую роль в его воспроизводстве играет рождение и воспитание детей. Это делает приоритетными функциями государственной политики защиту материнства и детства, повышение социального статуса женщины-матери, совмещающей свои семейные обязанности с работой, образованием, общественной деятельностью и гражданской активностью.

Роль Стратегии многократно возрастает в период масштабного и единовременного политического и экономического реформирования, которое не должно быть сопряжено с потерями социальных гарантий и завоеваний, с ущемлением прав женщин и детей. Именно эти категории населения требуют особого внимания и адресной защиты в условиях высокой социальной динамики, что исключительно важно при определении основных ориентиров и приоритетов государственной политики. Переход на адресный принцип оказания социальной поддержки положительно сказался на динамике гендерных показателей уровня жизни и социального развития в современной России (4), но он не может решить все возникающие проблемы.

Стратегия направлена на расширение системной государственной поддержки уязвимых групп в интересах гендерного равенства. Ее реализация позволит:

  • Сохранить доверие к курсу социально ответственных реформ, на всех этапах разработки и осуществления которых необходимо учитывать цели и задачи государственной гендерной политики;
  • Инвентаризировать на основании результатов гендерной экспертизы проекты и программы, не отвечающие этим требованиям с установкой на минимизацию социальных рисков и возможного ущерба, связанного с пренебрежением гендерной специфики при принятии решений;
  • Устранить или существенно снизить деструктивные с точки зрения гендерной справедливости последствия, сопряженные с переходом от тотального государственного вмешательства в сферу производства, распределения и потребления к развитию рыночных отношений, стимулированию самоуправления и содействию саморазвитию.

В число задач Стратегии также входит:

  • Поддержка со стороны государства процесса становления и развития негосударственной социальной инфраструктуры, основанной на принципах самоорганизации и гендерной справедливости;
  • Вытеснение нерациональных структур производства и потребления с пропагандой системы ценностей, поощряющей рациональный образ жизни и структуры потребления, для чего необходимы совместные усилия органов исполнительной и законодательной власти, потребителей и производителей. Особое внимание при этом следует уделять значительной роли женщин и домашних хозяйств, выступающих в качестве потребителей, а также потенциальному воздействию их совокупной покупательной способности на экономику;
  • Повышение статуса и престижности неоплачиваемой работы по дому и уходу за детьми, стимулирование изменения ролевых функций в сторону более равномерного участия мужчин и женщин в выполнении этих обязанностей;
  • Повышение доли семейного бюджета, предназначенной для получения или повышения образования, обеспечения и улучшение медицинского обслуживания;
  • Стимулирование накоплений личных страховых средств в интересах семьи и передаче семьям жилищных субсидий, гарантирующих необходимое (достаточное) количество и качество потребляемых благ, что усилит здоровую конкуренцию между государственными и частными учреждениями, предоставляющими социальные услуги;
  • Создание экономических предпосылок для постепенного перехода на подушевое финансирование социальных услуг с введением личных страховых и накопительных счетов в интересах гендерного равенства;
  • Увеличение процента кредитов, финансовой помощи и услуг из государственных и негосударственных источников, приходящихся на женщин и мужчин;
  • Увеличение числа женщин в местных организациях, в том числе женщин, занимающих в них высшие руководящие должности;
  • Восстановление социально-защитной роли государства по отношению к работникам с ребенком в возрасте до 1,5 лет в части режимов работы (ночные, сверхурочные, командировки, правила увольнения и трудоустройства) с соблюдением этих прав для отцов, воспитавших ребенка без матери;
  • Увеличение льгот по подоходному налогу (стандартные вычеты на детей) для работников, в семьях которых душевой доход ниже прожиточного минимума (величина необлагаемого налогом дохода во всех случаях должна быть не ниже установленной законом минимальной заработной платы в экономике);
  • Введение государственных мер поддержки женщин, оказавшихся в сложной ситуации по не зависящим от них причинам (например, включение в профессиональную деятельность после отпуска по уходу за ребенком и т.п.);
  • Защита прав женщин в неформальном секторе экономики, где особенно отчетливо проявляется дискриминация и насилие над женщинами.
  • Расширение участия женщин на местном уровне в программах подготовки кадров или сетевых организациях по сравнению с мужчинами.

Особого внимания заслуживает глубинная связь гендерного и геронтологического аспектов социальной политики. Это обусловлено тем, что специфика демографической ситуации в России заключается:

  • в убыстряющемся "старении общества" и заметном снижении средней продолжительности жизни (5);
  • в очевидной тенденции, проявляющейся в увеличении доли женщин среди населения старше трудоспособного возраста (6).

Проблема заключается в том, чтобы в рамках единой стратегии долгосрочного развития соединить трудно соединимое: обеспечить динамичное развитие стареющего общества. Среди ожидаемых существенных социальных последствий "старения общества" выделяются:

  • качественное изменение социальных ролей с перспективой исчезновения гендерной асимметрии в ряде сфер деятельности и занятости, значительно более активного участия и представительства женщин в политической деятельности;
  • изменение структуры занятости за счет увеличения числа работающих граждан старше трудоспособного возраста (основную долю в этой половозрастной группе составляют женщины) при одновременном сокращении лиц трудоспособного возраста;
  • адаптационное совершенствование пенсионного законодательства и, в частности, изменение пенсионного возраста в сторону большей вариативности (посредством увеличения пенсионного порога и/или введения гибкой системы выхода на пенсию с правом прерывать и возобновлять трудовую деятельность по желанию, что служит условием более равномерного сочетания семейных и профессиональных обязанностей);
  • распространение пожизненного образования и обучения, что связано, в частности, с необходимостью адаптироваться к новым тенденциям в сфере разделения труда и совершенствованием информационно-коммуникативных технологий (см. соотв. разделы Стратегии).

3. Гендерные проблемы в области здравоохранения и перспективы их решения

Основная проблема в области здравоохранения - обеспечение охраны здоровья женщин и мужчин в течение всего жизненного цикла. При этом особое внимание обращается на опасные тенденции, которые вызваны социальными причинами и имеют серьезные медицинские последствия:

  • падение рождаемости на фоне высокого уровня смертности;
  • понижение эффективности системы медицинского обслуживания, что серьезно ограничивает доступ женщин и мужчин к медицинским услугам;
  • большое количество абортов, которые, несмотря на некоторое сокращение, остаются одним из средств регулирования деторождения;
  • рост гинекологических заболеваний и беременности девочек в подростковом возрасте;
  • распространение наркомании и алкоголизма среди молодежи;
  • распространения ВИЧ/СПИДа (до 90% вновь зарегистрированных ВИЧ-инфицированных являются внутривенными потребителями наркотиков) и других заболеваний, передающихся половым путем;
  • ухудшение качества жизни и состояния здоровья беременных женщин, что приводит к резкому сокращению нормальных родов;
  • высокий уровень материнской и младенческой смертности.

Реализация Стратегии в области здравоохранения должна осуществляться в рамках действующих государственных программ:

  • Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, которая ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации и обеспечивает гражданам России, независимо от пола, равный доступ к диагностированию, получению медицинской и социальной помощи;
  • Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)", в рамках которой действует подпрограмма "Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)".

Одно из основных направлений гендерно ориентированной социальной политики - охрана здоровья населения и, прежде всего, повышение продолжительности здоровой (активной) жизни и репродуктивного здоровья женщин и мужчин. Значимость этой проблемы многократно возрастает в связи с резким падением рождаемости в России и высоким уровнем смертности. Положения Стратегии по вопросам, связанным с осуществлением мер в этой области, полностью совпадают с Концепцией охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000-2004 годы и Планом мероприятий по ее реализации (Концепция утверждена межведомственной коллегией Минздрава РФ, Минобразования РФ, Минтруда и социального развития РФ, протокол №7 от 11.04.2000 г.).

4. Гендерные требования к информационной политике

Государственная гендерная стратегия исходит при определении системы требований к информационной политике Российской Федерации из положений Окинавской хартии глобального информационного общества, принятой на саммите "Большой восьмерки" 22 июля 2000 г., Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов (Одобрена решением Президента Российской Федерации 23 ноября 1995 г.), Доктрины информационной безопасности Российской Федерации (разработана Советом безопасности в 1999г.) и Федеральной целевой программы "Электронная Россия на 2002-2010 годы: планируемые действия, обоснование их необходимости, предполагаемые затраты и ожидаемый эффект в социальной и экономической сферах".

Внедрение информационных технологий способно качественно изменить характер социальных отношений, существенно расширить диапазон возможных способов самореализации для женщин и мужчин, отдающих время и силы воспитанию детей и выполняющих неоплачиваемую работу по дому.

Вместе с тем, именно с развитием информационных технологий связано обострение многих острых и трудно разрешимых социальных проблем. Среди проблем, которые требуют принятия неотложных мер в рамках осуществления государственной гендерной стратегии, следует выделить две проблемы - "информационного неравенства" и "информационной пассивности". Проблема так называемого "информационного неравенства", возникающего внутри общества, усугубляет другие проявления социального неравенства и существенно усиливает связанную с этим тенденцию по дальнейшей социальной атомизации и поляризации. Суть информационного неравенства заключается в том, что происходит заметное вытеснение из активной социальной и политической жизни целых социальных групп, представители которых не могут позволить себе доступ к платным телевизионным каналам и компьютерным сетям, приобретение необходимого оборудования и, в частности, цифровой интерактивной техники.

При этом по мере развития "информационной демократии" (например, прямого участия в принятии политических решений), усиления контроля за соблюдением авторских прав и лицензионным использованием мультимедийных продуктов все большая часть населения будет подвергаться подобной информационной дискриминации, имеющей явно избирательный характер с точки зрения гендерной статистики. К "информационно изолированным" группам относятся, как правило, женщины, родители-одиночки, люди с низким уровнем доходов, пенсионеры и безработные, а также жители отдаленных от центров районов и сельской местности, лишенные доступа к информационным сетям и современным средствам коммуникации.

Развитие информационного общества в России создает необходимую социально-экономическую базу для обеспечения устойчивого саморазвития человеческого потенциала и способно повлиять на всю систему общепринятых представлений. Это предполагает:

  • обеспечение условий для активного развития российской информационной инфраструктуры, участия России в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем; ее гармоничного включения в мировое интеллектуальное информационное пространство в целях обеспечения духовного обновления России, сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, культурного и научного потенциала страны;
  • обеспечение равноправного вхождения граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе гендерных прав и гарантий конфиденциальности любой охраняемой законом информации, имеющейся в информационных системах;
  • обеспечение доступности социально значимой информации для каждого человека, независимо от его пола, образовательного статуса, социального имущественного положения, что предполагает развитие общедоступных информационных сетей, обеспечивающих гарантированный, быстрый и безопасный доступ к соответствующим банкам информации.

Информационное общество, благодаря развитию электронных средств массовой информации и распространению новейших сетевых технологий, многократно увеличивает возможности человеческого интеллекта, сводя на нет традиционные и, зачастую, откровенно дискриминационные по своей природе представления о реестре высоко престижных ("чисто мужских"), и непрестижных ("чисто женских") сфер деятельности и профессий.

Информационная политика в экономической сфере направлена на создание информационно-технологических условий для вхождения России в международный рынок. С этой целью необходимо развитие единого общенационального информационного пространства в интересах эффективной гендерной адаптации всех групп населения на рынках труда, оптимального использования людских ресурсов и расширения инвестиций в "человеческий капитал" с учетом гендерных особенностей", в том числе:

  • государственная поддержка деятельности российских предприятий по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок, стимулирование использования преимуществ новых информационных технологий для рационального управления экономикой и технологического перевооружения промышленности на основе создания наукоемких технологий, направленных на установление справедливых гендерных отношений на производстве и в сфере потребления;
  • создание и совершенствование информационных систем, обеспечивающих сетевой доступ в сельских и отдаленных от центра районов;
  • удовлетворение растущего спроса на специалистов в области информационных технологий; обеспечение равной доступности для мужчин и женщин непрерывного пожизненного обучения информационным технологиям и новым профессиям, включая дистанционные формы образования, а также создание равных условий для их деятельности по приумножению достижений отечественной науки и техники;
  • создание дополнительных возможностей, необходимых для беспрепятственного предоставления социальным группам, пользующимся меньшей социальной защищенностью (многодетные семьи, одинокие матери, пожилые граждане, лица с ограниченной трудоспособностью) широкого спектра бесплатных услуг в области коммуникаций, включая образовательные услуги и доступ к информации через открытые для широкой публики учреждения;
  • совершенствование на основе информационных технологий новых форм семейной занятости, расширяющих возможность для оптимального сочетания трудовой деятельности и свободного времени, которое женщины и мужчины должны уделять воспитанию детей и совместному ведению домашнего хозяйства;
  • стимулирование представителей среднего и крупного бизнеса к предоставлению новых форм занятости на дому с применением сетевых информационных технологий;
  • расширение возможностей использования ресурсных центров для стимулирования электронной торговли посредством консультирования в целях ведения семейного бизнеса и содействия малому предпринимательству по использованию информационных технологий и расширению их доступа к новым рынкам.

Устойчивость информационного общества, основанного на эффективном партнерстве и сотрудничестве, определяется уровнем политической культуры населения и, в частности, признанием таких демократических ценностей как гендерный паритет и высокая толерантность, уважение к особенностям других людей и свободный от гендерной дискриминации обмен знаниями.

Стратегическое планирование и прогнозирование в сфере развития информационных и коммуникационных технологий должно учитывать гендерную специфику общества, поскольку внедрение этих технологий способно качественно изменить характер социальных отношений вплоть до возникновения новых социальных отношений между полами (гендерное социальное конструирование) и инверсий ролевых функций в процессе возрастной социализации, а также повлиять на всю систему общепринятых представлений.

В этих целях предлагается разработка системы мер, стимулирующих:

  • объединение усилий государственных органов, частного сектора, международных и национальных неправительственных организаций, деятельность которых направлена на решение гендерных проблем, в целях улучшения национальной информационной и коммуникационной инфраструктуры на основе партнерских отношений;
  • создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования российских учреждений культуры, вырабатывающих цивилизованные формы и способы формирования в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитания патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу, а также информационных форм общественного контроля за состоянием этих процессов;
  • обеспечение эффективных информационных механизмов общественного контроля и гендерной экспертизы со стороны общественных организаций за реализацией гендерно сбалансированной политики со стороны органов государственной власти;
  • поощрение производства современной информационно-содержательной продукции по популяризации идей гендерного равенства и справедливости.

Особого внимания заслуживает поддержка социальных инициатив журналистов и представителей медиа-бизнеса о повышении ответственности и доверия потребителей к средствам массовой информации и электронным рынкам, включая кодексы поведения, программы подтверждения информационной безопасности и надежности.

В разработке государственной политики, направленной на становление и развитие информационного общества, особо важным является неоднозначное воздействие информационных и, в частности, сетевых технологий на взаимоотношения между различными социальными группами, а также государственными органами и гражданским обществом в целом, на образ жизни и национальный уклад, выбор и смену стратегий долгосрочного развития. В этих целях следует обеспечить:

  • повышение эффективности государственного управления и регулирования, а также местного самоуправления в сфере информационной и социальной политики за счет внедрения и массового распространения информационных технологий и создания нормативных и иных технологических предпосылок для развития гражданского общества на основе обеспечения принципов гендерного равенства и свободного доступа к информации;
  • создание нормативной базы, обеспечивающей развитие информационного общества на принципах социальной и гендерной справедливости;
  • оперативное предоставление информационных услуг в режиме реального времени в целях развития гендерной демократии;
  • разработка и внедрение эффективных механизмов защиты личной жизни потребителя информации при обеспечении ее свободного обращения и доступа;
  • разработка и развитие современных методов гендерного мониторинга, а также информационных технологий в целях государственного управления гендерной политикой;
  • осуществление государством мер по недопущению манипулирования информацией (дезинформации, сокрытия или искажения информации), разрушения общенациональных культурных и духовных ценностей, пропаганды образцов массовой культуры, основанных на культе насилия и проституции;
  • разработка специальных мер по предотвращению вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиления зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур, разрушающих социокультурное пространство России.

5. Гендерные критерии развития культуры, науки и образования

Исторически сложившееся культурное многообразие - одна из важнейших особенностей Российской Федерации, ее многочисленных регионов, каждый из которых имеет свою этнокультурную самобытность. Именно эта уникальная особенность российского общества и многовековой опыт созидательного межкультурного взаимодействия в границах единого государства может в настоящее время рассматриваться как основа для политического сближения современной России с Европейским Союзом, как дополнительный, но важный фактор дальнейшей экономической и культурной интеграции нашей страны в мировое сообщество.

При этом следует исходить из того, что ключевой задачей для народов и правительств Единой Европы на современном этапе является смена многих устоявшихся политических парадигм, культурных стереотипов и образовательных стратегий. Европейский Союз проходит важную фазу становления нового для Западной Европы типа межгосударственной интеграции - фазу перехода от традиционной установки на относительно автономное развитие национальных государств к признанию ценностей федерализма и полиэтнизма на фоне значительного повышения уровня общей гендерной культуры.

В силу этих причин совпадают многие цели культурной и образовательной политики России и Европейского Союза: и там, и здесь во главу угла ставятся ликвидация уродливых проявлений социального и, в частности, гендерного неравенства, искоренение насилия, а также адаптация мужчин и женщин к постоянно изменяющимся политическим реалиям и реформам. Нас объединяет стремление "жить уверенно при культурном, этническом и лингвистическом многообразии"(7). При этом образование рассматривается не только как ключ к эффективному решению всего комплекса этих проблем в XXI-ом веке, но и как эффективный механизм, дающий людям возможность самим планировать свою жизнь на принципах активного гражданства и привлекательности труда.

Выделение адаптационного гендерного аспекта в сфере российской культурной и образовательной политики предполагает перемещение акцента в стратегическом планировании и прогнозировании на модель гендерно ориентированного базового и непрерывного образования, которое часто определяется посредством понятий "пожизненное обучение" и "учёба через всю жизнь"(8). Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры" (Париж, 9 октября 1998 г.) специально выделяется положение о том, что в процессе выработки и осуществления гендерной стратегии в области научных исследований и высшего образования "необходимо продолжать усилия, направленные на искоренение всех стереотипов, обусловленных признаком пола, учет гендерных аспектов во всех дисциплинах и расширение участия женщин на всех ступенях и во всех дисциплинах, где они недопредставлены, обеспечив, в частности, их более активное участие в процессе принятия решений".   

Принципы и целевые установки пожизненного обучения были выработаны и зафиксированы в Кельнской Хартии(9), принятой в 1999 г. на саммите "Группой восьми" и ставшей руководящим документом при разработке национальных образовательных стратегий стран "Большой восьмерки". По определению, данному в этой хартии, "вызов, с которым в настоящее время сталкиваются все страны, состоит в том, как стать обществом пожизненного обучения и обеспечить его гражданам возможность овладения соответствующими знаниями, профессиональными навыками и квалификацией, которые потребуются им в следующем столетии".

Расширение базового и развитие непрерывного образования предполагает повышение требований к региональным аспектам проводимой политики, поскольку без учета местного уклада народной жизни, этнокультурной и конфессиональной специфики регионов невозможно обеспечить равный доступ к национальному культурному наследию. Кроме того, пожизненное обучение не должно препятствовать укреплению семейных союзов и взаимных обязательств между членами семьи. Напротив, оно само становится фактором местного или регионального возрождения, поскольку требует развития сетевых программ и стратегий, обеспечивающих максимально полный охват рассосредоточенного и изолированного населения, доступность обучения и переподготовки по месту жительства и постоянной работы. Этой цели должна способствовать и соответствующая государственная информационная политика (см. раздел III/3 настоящей Стратегии).

Гендерная стратегия предусматривает, что мужчины и женщины не только должны адаптироваться к изменениям, но и стать главными действующими лицами в современном обществе, которое определяется в Кельнской Хартии как общество знания. Это требует усилий по преодолению возникающего в постсоветский период разрыва между теми, кто сумел адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, и теми, кто может быть исключён из активной жизни на долгое время. Образование, подготовка и переподготовка оказывают сегодня все большее влияние на шансы молодежи и людей среднего поколения добиться личного успеха и профессионального роста.

Стратегия направлена на совершенствование системы образования, которая должна:

  • содействовать развитию и повышению престижности неофициального и неформального образования и самообразования;
  • обеспечивать право граждан независимо от их пола на совмещение обучения с работой и семейной жизнью;

Залог осуществимости столь масштабных целей - солидарная ответственность государства в лице федеральных и местных органов законодательной и исполнительной власти, заинтересованных министерств и ведомств, а также социальных партнёров государства - институтов гражданского общества и органов самоуправления, представителей бизнеса, неправительственных организаций и, в первую очередь, самих граждан.

Среди основных направлений культурной и образовательной политики, ориентированной на поддержание и развитие гендерной демократии, следует выделить:

  • Целевое увеличение инвестиций в человеческий капитал, которые по значимости не уступают инвестициям в экономическое развитие страны и, более того, должны рассматриваться как важнейшая предпосылка экономической модернизации на перспективу и условие долгосрочного стратегического планирования, осуществляемого на основе принципа гендерного равенства;
  • Разработку гендерной составляющей стратегического прогноза развития России;
  • Обеспечение равных возможностей и постоянного доступа к непрерывному образованию для всех граждан независимо от их возраста и пола, места проживания и социального положения;
  • Разработку эффективных методов преподавания на всех уровнях системы образования и воспитания для преодоления существующих гендерных различий;
  • Расширение сфер деятельности, в которых ценится не только базовое образование, но и стремление к непрерывному повышению компетенции через систему неофициального и неформального обучения(10);
  • Содействие развитию современных информационных технологий дистанционного обучения для расширения возможностей получения качественного образования по месту жительства;
  • Содействие развитию гендерных исследований, имеющих теоретическую и научно-практическую значимость для развития гендерного равенства;
  • Поддержку деятельности государственных и негосударственных научно-исследовательских и экспертных центров, в функции которых входит междисциплинарное изучение гендерных отношений и осуществление мониторинга в различных этнических, конфессиональных и социальных средах, подготовка и проведение гендерных экспертиз в области политической, законотворческой, экономической, социальной и образовательной деятельности, а также перевод иноязычных текстов и популяризация результатов научных исследований по тематике гендерного равенства;
  • Разработку и введение специализированных курсов и гендерных образовательных программ на всех уровнях образовательной системы - от дошкольного воспитания до среднего, высшего и последипломного образования, а также поддержку уже существующих курсов по гендерной проблематике и распространение имеющегося опыта.
  • Введение гендерной составляющей в образовательные стандарты средней школы, образовательные стандарты всех специальностей в системе высшего и профессионального образования, а также в учебные планы повышения квалификации госслужащих, специалистов органов исполнительной власти, депутатов всех уровней;
  • Создание учебно-методического объединения по гендерной экспертизе учебной литературы, профессиональной переподготовке педагогических кадров, а также учебно-методической базы для преподавания основ гендерных знаний (учебников, учебных пособий для всех звеньев образовательного процесса).

IY. ПЕРСПЕКТИВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ СТРАТЕГИИ

Государственная гендерная стратегия должна рассматриваться как стратегия осуществления целей и задач, закрепленных в Конституции Российской Федерации и в ратифицированных Российской Федерацией важнейших международных документах, в которых зафиксированы принципы гендерного равенства. Среди этих документов - Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Декларация и Программа действий Всемирной Конференции по правам человека, Декларация и Платформа действий Всемирной Конференции по улучшению положения женщин, Итоговые документы Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, 2000 г.).

Реализация положений Стратегии предполагает разработку планов действий на федеральном, региональном и отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки научных, образовательных и иных проектов в области гендерной политики. Конкретизация положений настоящего документа применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства и особенностям проведения государственной политики по различным субъектам Российской Федерации может быть осуществлена при разработке программ развития субъектов Российской Федерации. Осуществление Стратегии должно быть обеспечено обоснованным финансированием.

В число приоритетных задач на период до 2004 г. (первый этап) входят:

  • Разработка Национального плана действий по осуществлению Стратегии на период до 2010-2015 гг. (в рамках Национального плана будут уточнены дальнейшие этапы осуществления Стратегии и определены пилотные проекты для каждого из этапов);
  • Подготовка пакета предложений по перспективному плану законотворческой деятельности в области гендерной политики;
  • Проведение гендерной экспертизы отраслевых стратегий, концепций и доктрин и подготовка предложений по коррекции осуществляемых планов;
  • Создание организационных структур на федеральном уровне, имеющих необходимые полномочия для координации работы в рамках осуществления Стратегии;
  • Разработка и проведение информационной кампании по популяризации идей гендерного равенства в России и положений Стратегии.

Ссылки:

  • (1) Компенсационные меры обоснованы тем, что женщины в период вынашивания, рождения и выкармливания грудных детей, осуществляя социально полезную функцию для общества в целом, отстают от остальных женщин и мужчин в образовательном и профессиональном плане.
  • (2) В Российской Федерации в интересах улучшения охраны труда работающих граждан в рамках Федеральной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы разработан Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин. При подготовке Перечня принимался во внимание фактор современного состояния экономики и положения женщин на рынке труда с тем, чтобы его введение в действие не вызвало массового высвобождения.
  • (3) В новом Трудовом кодексе Российской Федерации учтены соответствующие положения Конвенции МОТ № 156.
  • (4) По сравнению с 1999 г. произошло заметное снижение удельного веса малоимущих женщин и мужчин. По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проведенного Госкомстатом России, удельный вес малоимущих женщин с располагаемыми ресурсами ниже величины прожиточного минимума в 1998 г. составлял 33,6%, в 1999 г. - 46,5%, в 2000 г. - 36,5%; у мужчин этот показатель составлял соответственно 36,2; 48,4; 38,2. По прогнозным оценкам к 2004 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума должна составить 21-22%.
  • (5) По продолжительности жизни (60-65 лет: 59 лет у мужчин и 72 года у женщин) Россия занимает 32 место в мире.
  • (6) В России в возрасте до 50 лет насчитывается одинаковое число мужчин и женщин, однако среди лиц 60 лет и старше женщины составляют 69,1 %, а среди лиц старше 70 лет - 75,8 %. Разрыв в численности пожилых мужчин и женщин увеличивается в зависимости от возраста и места жительства: в сельской местности он может достигать соотношения 1:10.
  • (7) Меморандум Комиссии ЕС по учёбе через всю жизнь (Брюссель, 30 октября 2000 г.).
  • (8) Стратегия, направленная на обеспечение права "учиться через всю жизнь" в последнее время обозначается в документах ЕС термином "лайфлонг" (во всей жизни), что акцентирует внимание на временном аспекте данной стратегии, т.е. на постоянно или периодически возобновляемом характере обучения. Как отмечается в Меморандуме Комиссии ЕС по учёбе через всю жизнь, этот "вновь введённый термин обогащает картину, акцентируя внимание на размах учёбы, которая осуществляется во всём диапазоне нашей жизни, на любом её поприще".
  • (9) Кельнская Хартия "Цели и задачи пожизненного обучения" (пересмотренный вариант от 15 июня 1999 года).
  • (10) В Меморандуме Комиссии ЕС по учёбе через всю жизнь даются следующие дефиниции трех основных типов целенаправленной образовательной деятельности:
    1. Официальная учёба "проходит в учреждениях образования и подготовки и ведёт к признаваемым дипломам и квалификациям".
    2. Неофициальная учёба "проводится бок о бок с основной системой образования и подготовки и обычно ведёт к официальным сертификатам. Неофициальная учёба проводится на рабочем месте и через мероприятия организаций и группировок гражданского общества (таких, как молодёжные организации, профсоюзы и политические партии). Она также может проводиться организациями и службами, созданными для дополнения официальной системы (такими, как: художественные, музыкальные и спортивные классы, частные репетиторы для подготовки к экзаменам)".
    3. Неформальная учеба - "естественное сопровождение повседневной жизни. В отличие от официальной и неофициальной учёбы, неформальная учёба необязательно является целенаправленной и поэтому не может как следует признаваться как вклад в знания и умения даже самими людьми".


документы по правам женщин