ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОКЛАДА
О ВЫПОЛНЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЛАТФОРМЫ ДЕЙСТВИЙ, ПРИНЯТОЙ НА ЧЕТВЕРТОЙ ВСЕМИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ПОЛОЖЕНИЮ ЖЕНЩИН



специальная сессия Генеральной Ассамблеи
Организации Объединенных Наций
"Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами,
развитие и мир в XXI веке"

Москва, 1999 г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Национальный доклад о выполнении Платформы действий в Российской Федерации подготовлен к Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН "Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке", посвященной пятилетию проведения Четвертой Всемирной конференции по положению женщин "Действия в интересах равенства, развития и мира" (Пекин, 1995 год).

При выполнении Платформы действий Российская Федерация исходила из того, что права женщин являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Деятельность Российской Федерации в пост-пекинский период была направлена на создание условий для обеспечения гендерного равенства, принятие мер для обеспечения равноправия людей всех возрастов из всех слоев общества, устойчивого социального развития и социальной справедливости, изложенных в итоговых документах Четвертой Всемирной конференции по положению женщин.

При подготовке доклада использованы сведения, полученные от министерств и ведомств Российской Федерации, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с улучшением социально-экономического положения женщин, недопущением дискриминации в отношении женщин, от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также от общественных объединений и некоммерческих организаций, занимающихся данными проблемами.

В докладе использованы материалы, содержащиеся в подготовленных ранее документах, характеризующих социально-экономическое положение отдельных групп населения: "О смертности населения в Российской Федерации", "О положении семей в Российской Федерации", "Здоровье женщин в России", "О выполнении в Российской Федерации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин", ежегодных докладах "Население России", "О положении детей в Российской Федерации" и др.

В докладе использованы данные государственной статистики, результаты научных и социологических исследований.

Предлагаемый Национальный доклад является итоговым документом, хактеризующим выполнение в Российской Федерации Платформы действий, принятой на Четвертой Всемирной конференции по положению женщин "Действия в интересах равенства, развития и мира".

Ранее в Секретариат ООН были направлены "Периодический доклад о реализации в Российской Федерации Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 гг." (1998 г.), "Пятый периодический доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" (1999 г.), "О положении в области народонаселения в Российской Федерации в 1994-1998 гг." (1999 г.), содержащие информацию о социально-экономической и демографической ситуации в Российской Федерации, основных проблемах отдельных групп населения и принимаемых мерах по решению этих проблем. В связи с этим, представляемый доклад содержит только информацию о выполнении итоговых документов Четвертой Всемирной конференции по положению женщин.

 

Глава 1.
ХАРАКТЕРИСТИКА СИТУАЦИИ

Со времени проведения Четвертой Всемирной конференции по положению женщин в Российской Федерации произошли политические, экономические, социальные и культурные перемены, которые оказали как позитивное, так и негативное влияние на положение женщин.

Осуществляемые реформы, направленные в долгосрочной перспективе на обеспечение условий экономического развития для реализации прав граждан на благополучную жизнь, в краткосрочном плане оказали отрицательное воздействие на экономику и многие показатели благополучия россиян. Особенно эти тенденции коснулись женщин.

Развитие демократизации российского общества в 1995-1999 гг. создало предпосылки для беспрепятственного участия женщин в политической жизни. Однако, в настоящее время участие женщин в принятии государственных решений в качестве полноправных и равных партнеров с мужчинами еще не приобрело массового характера.

Процессы реформирования, затронувшие практически все сектора российской экономики и социальной сферы, различия в доступе мужчин и женщин, а также женщин, относящихся к различным социальным группам, к финансовым, кредитным институтам, собственности, в том числе на землю и недвижимость, обусловили существенную дифференциацию женщин в зависимости от дохода, уровня жизни, положения на рынке труда, потребности в конкретных формах социальной поддержки. Данная дифференциация в значительной степени определяет стиль поведения и возможности для воспитания детей, получения образования, пользования бытовыми услугами и пр., формирует структуру использования денежных доходов.

Наиболее существенное влияние рыночные преобразования оказали на положение женщин на рынке труда, обусловив, с одной стороны, необходимость участия в общественном производстве для поддержания жизни семьи, а с другой - низкую конкурентоспособность женской рабочей силы на рынке труда, связанную с перерывами в трудовой деятельности в связи с рождением и воспитанием ребенка, продолжающимся сохранением стереотипов о необходимости выполнения семейных обязанностей преимущественно женщинами и пр.

Необходимость участия в общественном производстве определяется тем, что доходы женщин являются для большинства российских семей обязательной и полноправной частью семейного бюджета. Кроме того, четвертая часть домохозяйств в России возглавляется женщинами, и их доход является единственным источником формирования семейного бюджета.

Связанное с банковско-финансовым кризисом 1998 г. ухудшение в социальной сфере обусловило снижение реальных располагаемых денежных доходов населения, падение их покупательной способности, дальнейший рост социально-экономической дифференциации и увеличение численности малоимущего населения. Помимо традиционных групп, нуждающихся в социальной защите - инвалидов, пенсионеров, многодетных семей и пр., к малоимущему населению в Российской Федерации добавились работники финансово неблагополучных предприятий, не получающие заработной платы, длительно безработные, деквалифицированные, маргинальные элементы и т.п., среди которых женщины составляют более 50%.

Снижение доли оплаты труда в денежных доходах до 41% обусловило распространение неполной занятости (вынужденные отпуска, работа в режиме неполного рабочего дня, недели, потери рабочего времени по причинам простоя оборудования, трудовых конфликтов и пр.), а также необходимость для значительной части работников предприятий и организаций поиска дополнительной работы и приработка (в своей или сторонней организации). По оценкам экспертов, около 27% рабочих и служащих, занятых на промышленных предприятиях, имеют дополнительное занятие, приносящее доход и позволяющее поддерживать более или менее приемлемый уровень жизни, из них более половины - женщины.

В Российской Федерации делается все возможное для максимального смягчения социальных последствий финансово-экономического кризиса 1998 г. Удалось осуществить первоочередные меры по выходу из кризисной ситуации - сдержать инфляцию, обеспечить относительную стабильность валютного курса, не допустить катастрофического спада производства.

Несмотря на трудности с формированием доходной части бюджета, в 1999 г. увеличены ассигнования на социальные программы, направленные на улучшение благосостояния работников бюджетной сферы, большинство из которых - женщины. Под особый контроль взято обеспечение регулярной выплаты детских пособий, что также в первую очередь, нап равлено на облегчение жизни женщин-матерей.

Внедрение гендерных подходов во все сферы жизнедеятельности способствовало изменению стереотипов распределения ролей при исполнении профессиональных и семейных обязанностей. С одной стороны, происходит расширение внедрения женщин в те сферы, где ранее доминировали мужчины - предпринимательство, особенно малое и семейное, менеджмент, маркетинг, с другой стороны, мужчины вовлекаются в сферы до недавнего времени преимущественно женского труда - банковское дело и финансы, образование, особенно высшую школу, здравоохранение, преимущественно платное и др. Одновременно, ориентация на эгалитарную семью, подкрепленная соответствующим законодательством, расширила степень выполнения мужчинами семейных обязанностей, обязанностей по уходу за детьми и зависимыми членами семьи и пр.

Формирование системы поддержки семей с детьми в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", усиление адресности предоставления помощи позволило обеспечить поддержку наиболее уязвимым категориям семей, что безусловно позитивно отразилось на положении женщин.

 

Глава 2.
ВАЖНЕЙШИЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ОБЛАСТИ

Важнейшие проблемные области положения женщин, определенные в Платформе действий, принятой на Четвертой Всемирной конференции, актуальны как для мирового сообщества в целом, так и для Российской Федерации.

Приступая к реализации Пекинских стратегий, Российская Федерация исходила из того уровня, который уже достигнут страной. При разработке российского плана реализации итоговых документов Конференции учитывались те достижения и тот опыт, который уже был достигнут в России в ходе предыдущего периоды развития.

Учитывая уровень, достигнутый Российской Федерацией в части решения проблем женщин, обеспечения их доступа к образованию, здравоохранению, бытовому обслуживанию, а также с учетом сложившейся в начале 1996 г. социально-экономической ситуации, Россия сочла необходимым остановиться в своей программе реализации итоговых документов Четвертой Всемирной конференции на тех областях, которые вызывали особую озабоченность.

В целях реализации Платформы действий, принятой на Четвертой Всемирной конференции по положению женщин, а также с учетом необходимости приоритетного решения проблем, в наибольшей степени препятствующих прогрессу в положении женщин, в Российской Федерации в 1996 г. разработана и утверждена Концепция улучшения положения женщин.

Концепция основывалась на том, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Полне и равноправное участие женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни на федеральном, региональном и международном уровнях должно стать главной целью государственной политики в области улучшения положения женщин в Российской Федерации.

Основное внимание, исходя из Концепции улучшения положения женщин, сосредотачивается на таких важнейших проблемах социально-экономического положения женщин, вызывающих особое беспокойство в условиях кардинальных реформ, происходящих в России, как:

  • соблюдение прав женщин в единстве с правами и основными свободами человека;
  • участие женщин в принятии решений на всех уровнях;
  • обеспечение равных прав на рынке труда;
  • охрана здоровья женщин;
  • насилие в отношении женщин.

В Концепции определены стратегические цели и подходы к их реализации. Конкретные мероприятия для достижения намеченных целей сформулированы в Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года.

 

Глава 3.
ДЕЙСТВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЛАТФОРМЫ ДЕЙСТВИЙ

В Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации, разработанной в контексте важнейших проблемных областей Платформы действий, принятой на Четвертой Всемирной конференции по положению женщин, определены наиболее остро стоящие проблемы в области социально-экономического положения женщин, которые вызывают особое беспокойство в России.

А. Соблюдение прав женщин в единстве с правами и основными свободами человека

В целях учета гендерных аспектов в рамках законотворческой деятельности, в Российской Федерации в 1997 г. Государственной Думой разработана "Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин", в которой определена стратегия развития законодательства по предотвращению дискриминации по признаку пола, недопущению гендерной асимметрии и учету интересов обоих полов при принятии законов.

Принятие данной Концепции позволило активизировать работу по пересмотру действующего законодательства с целью фактического улучшения условий совмещения женщинами трудовых и семейных обязанностей. Внесены изменения и дополнения в Кодекс законов о труде Российской Федерации, содержащие новые эгалитарные подходы к распределению семейных обязанностей трудящихся мужчин и женщин, в том числе и по воспитанию детей.

Кроме того, в 1997 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию МОТ N 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями". В условиях становления рыночных отношений значимость положений упомянутой конвенции для России чрезвычайно велика, поскольку в ней заложен новый подход к проблеме совмещения профессиональных и семейных обязанностей отцом и матерью.

Однако, несмотря на принимаемые усилия, идея постоянного учета гендерных интересов еще не стала в Российской Федерации нормой жизни. В связи с этим, государственными структурами и некоммерческими организациями при поддержке Программы развития ООН, Совета Европы и других организаций проводятся семинары для руководителей различных уровней, как федерального, так и региональных, с целью просвещения в области гендерного равенства, учета интересов женщин во всех сферах жизнедеятельности.

В соответствии с закрепленным в Платформе действий Четвертой Всемирной конференции по положению женщин тезисом о необходимости обеспечения сбора, обработки, анализа и предоставления статистических данных, касающихся людей с разбивкой по признакам пола и возраста, отражающих положение женщин и мужчин в обществе, а также в целях расширения информированности о положении специфических социально-демографических групп населения, в Российской Федерации Национальной статистической службой в 1994 г. была разработана гендерная статистика, которая широко внедряется в практику работы всех организаций и учреждений Российской Федерации. Статистические сборники "Женщины и мужчины России" выпускаются с 1994 г. и содержат объективную детальную и достоверную информацию, отражающую положение женщин и мужчин во всех сферах жизни общества.

В целях повышения информированности женщин о своих правах, формирования специалистов, способных проводить данную работу, знающих гендерную проблематику, в России в пост-пекинский период приступили к разработке подходов и внедрению в учебные программы в высших учебных заведениях, ведущих подготовку социальных работников, специальных курсов, связанных с изучением роли и места женщин в обществе.

В Московском государственном социальном университете, являющимся базовым для 89 вузов страны по обучению социальных работников, создана Кафедра феминологии и семьеведения, на базе которой был разработан первый в отечественной науке учебник "Феминология. Семьеведение", подготовлен полный пакет научно-методических документов, обеспечивающих образовательный процесс. В настоящее время предмет "Феминология" включен в Государственный образовательный стандарт.

В течение пяти лет реализуется межвузовская научно-исследовательская программа "Феминология и гендерные исследования в России: перспективные стратегии и технологии", в рамках которой проводятся фундаментальные и прикладные исследования по проблемам гендерного равенства в обществе. Программа объединяет более 20 университетов во всех крупных регионах России.

В системе высшего образования России сформировано новое научное направление: женские и гендерные исследования. Более чем в 30 вузах открыты аспирантуры и докторантуры по женской проблематике. Развивается сеть научно-исследовательских центров, занимающихся гендерными исследованиями.

Б. Участие женщин в принятие решений на всех уровнях

Для повышения степени реального участия женщин в деятельности государственных органов и общественных организаций, формировании и осуществлении государственной политики на всех уровнях, а также в соответствии с декларированным в Платформе действий, принятой на Четвертой Всемирной конференции по положению женщин, тезисом о необходимости достижения равного представительства женщин и мужчин в правительственных органах, принят Указ Президента Российской Федерации "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Подписание данного указа свидетельствует о признании позитивной роли женщин в общественном развитии и готовности реализации мер, направленных на улучшение положения российских женщин и повышение их статуса в обществе.

Однако, радикальные политические и экономические преобразования в стране оказывают существенное влияние на соотношение прав и реальных возможностей женщины на государственной службе.

Исторически сложившаяся в Российской Федерации организация управленческой пирамиды, ориентированная преимущественно на мужчин, не отражает реально складывающийся сегодня баланс общественных сил, новые роли мужчин и женщин, возможность влияния женщин на дела общества, государства, семьи, не позволяет обеспечить правильную социальную ориентацию развития гражданского общества и его демократизацию.

Анализ ситуации в пост-пекинский период свидетельствует, что, несмотря на существенные позитивные сдвиги, достигнутые в изменении роли женщины в жизни общества в целом, ее возросший политический и гражданский потенциал, в России проблема продвижения женщин в органы государственной власти на уровень принятия решений остается до сих пор нерешенной.

Несмотря на высокий удельный вес женщин, работающий на государственных должностях, по сравнению с мужчинами (72% против 28%), соответствующее представительство женщин для оказания влияния при принятии решений не обеспечивается, поскольку практически все должности первых руководителей занимают мужчины. Из общей численности женщин-государственных служащих на "высших" должностях занято только 0.3%.

Наибольший удельный вес женщин (около 80%) сосредоточен в группах, соответствующих должностям руководителей несамостоятельных структурных подразделений, их заместителей, консультантов, советников, главных и ведущих специалистов и пр.

Сократилось число женщин в органах законодательной власти. Если в Федеральном Собрании Российской Федерации первого созыва женщин было 11.4%, то во втором созыве - лишь 7.2%. При этом число женщин-депутатов Государственной Думы сократилось с 13.6% до 10% от общего числа депутатов. Среди 178 членов Совета Федерации лишь одна женщина.

К сожалению, несмотря на включение гендерных проблем практически во все предвыборные программы политических партий и общественно-политических движений, наличие двух блоков, объединяющих женщин, их участие в выборах в декабре 1999 г. не обеспечило полноправного представительства в законодательных органах.

Таким образом, несмотря на предпринимаемые меры по созданию условий для привлечения в органы власти на должности, предполагающие принятие решений, женщины в основном занимают низшие ступени государственной службы и их продвижение по служебной лестнице все еще затруднено.

В. Обеспечение равных прав на рынке труда

Рыночные преобразования, осуществляемые в Российской Федерации, оказали существенное влияние на положение женщин в экономике и особенно на рынке труда.

Наиболее существенным последствием кризисного проявления макроэкономических факторов (спада производства, низкой инвестиционной активности, бюджетных ограничений, инфляции, структурной перестройки экономики и т.п.) для российского рынка труда стало устойчивое сокращение спроса на рабочую силу при одновременном расширении ее предложения. Учитывая, что общая численность занятых в экономике России в возрасте 15-72 года с 1995 г. уменьшилась почти на 7 млн. человек, или на 10.7%, а численность занятых в экономике женщин за этот период практически оставалась стабильной, их экономическая активность не только не снизилась, но, напротив, возросла.

Наиболее актуальным для России в пост-пекинский период является повышение конкурентоспособности женщин, создание условий для их участия в общественном производстве и оплачиваемом труде, основные усилия были направлены на смягчение ситуации для женщин, являющихся безработными, и соблюдение российского законодательства с целью недопущения дискриминации в сфере труда.

Начало внедрения гендерных подходов в государственную политику в области занятости предопределило внесение в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, особенно женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, многодетных родителей, путем создания дополнительных рабочих мест и организации обучения по специальным программам.

Введение законодательных гарантий, дающих право органам местной администрации устанавливать предприятиям минимальное количество специальных рабочих мест для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, позволило в 1998 г. трудоустроить на квотируемые рабочие места около 8 тыс. безработных женщин, за девять месяцев 1999 г. - уже более 10 тыс. женщин.

Однако, необходимо подчеркнуть, что размер отмеченных квот в масштабах Российской Федерации крайне незначителен. Кроме того, в отдельных регионах имеет место их невыполнение, связанное со сложным экономическим положением предприятий.

В 1997 г. в Российской Федерации разработана Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы, в которой содержатся конкретные мероприятия и специальные меры по содействию занятости женщин, поддержке развития сети специализированных учреждений по социальному обслуживанию женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (кризисных центров).

Кроме того, в целях оказания дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве, в России ежегодно проводится около 600 ярмарок вакансий рабочих и учебных мест, которые посещают более 400 тыс. человек, из которых 2/3 женщины. Четверть посещающих ярмарки получают направления на собеседования о приеме на работу.

Социальная адаптация безработных женщин осуществляется в рамках программ 2240 "Клубов ищущих работу" и "Новый старт". В 1999 году в этих программах приняли участие более 70 тыс. безработных женщин.

В целях повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда в пост-пекинский период в России получило дальнейшее развитие профессиональное обучение, направление женщин на овладение новыми профессиями с учетом потребностей рынка труда. Из общего числа направляемых на профессиональное обучение женщины составляют 61.5%.

Для учета интересов и различных потребностей женщин отдельных социальных групп, при организации профессионального обучения используются самостоятельные программы, в том числе для женщин-инвалидов, многодетных и одиноких матерей, женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов. Как правило, профессиональное обучение для этих категорий граждан ориентировано на возможность надомного труда, самозанятость.

Предусматривая необходимость создания условий для развития и поддержки женских предпринимательских инициатив, обеспечения подготовки кадров для рыночной экономики и интеграции в них женщин в 1995 г. принято постановление Правительства Российской Федерации "Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности". В рамках реализации данного постановления только за 9 месяцев 1999 г. при содействии органов службы занятости индивидуально-предпринимательской деятельностью занялись 24.7 тыс. безработных, в том числе 16 тыс. женщин.

Одним из направлений выполнения в России Платформы действий, принятой на Четвертой Всемирной конференции по положению женщин, является принятие мер, направленных на недопущение дискриминации в трудовой сфере по признаку пола.

Для решения данной проблемы в России создана Федеральная инспекция труда, анализ деятельности которой показывает, что несмотря на то, что нарушения прав женщин в трудовой сфере не носят массового характера, имеют место случаи нарушения трудового законодательства, связанные с применением труда женщин на работе с условиями труда, оказывающими негативное воздействие на их здоровье, привлечение к работам в ночное время женщин, в том числе беременных, и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Кроме того, имеют место незаконные увольнения беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 16 лет, запрещенные законодательством Российской Федерации.

В целях изменения ситуации в Федеральном законе "Об основах охраны труда в Российской Федерации" зафиксировано запрещение применения труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

Меры по обеспечению безопасных условий труда зафиксированы и в Федеральной программе первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на 1995-1997 годы, пролонгированной до 2000 года.

Кроме того, в России разработаны проекты перечней работ, на которых запрещено применение труда женщин детородного возраста (15-49 лет).

Однако, проблема занятости женщин на работах с неблагоприятными условиями труда остается достаточно актуальной, а численность работающих женщин - стабильной (на уровне 12-14% от общей численности занятых женщин).

Г. Охрана здоровья женщин

В Платформе действий, принятой на Четвертой Всемирной конференции по положению женщин, здоровье рассматривается как состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствия болезней или недугов.

Реализуя данное положение, Российская Федерация ставила своей целью добиваться укрепления здоровья женщин, создания условий для реализации ими репродуктивных прав.

В России разработана Концепция охраны репродуктивного здоровья, определяющая государственную политику в этой области и систему комплексных профилактических мер, включающую совершенствование организации медицинской и лекарственной помощи, улучшение подготовки и усовершенствование кадров, информационное обеспечение деятельности в области охраны репродуктивного здоровья, а также проведения научных исследований по проблеме.

Целенаправленные мероприятия по охране здоровья женщин, профилактике и снижению абортов, материнской и младенческой заболеваемости и смертности отражены в федеральных целевых программах "Планирование семьи" и "Безопасное материнство", реализуемых в России с 1994-1995 гг.

В рамках реализации данных программ создана служба планирования семьи, включающая около 300 центров планирования семьи и репродукции, 15 молодежных центров, оказывающих медико-социальную помощь подросткам, получили развитие более 60 перинатальных центров.

В результате проводимой работы в России за период 1995-1998 гг. абсолютное число абортов снизилось более чем на четверть. Однако, уровень их остается еще достаточно высоким. Распространенность абортов на 1000 женщин детородного возраста в 1998 г. составила 57.3 (в 1994 г. - 82.4).

Удалось стабилизировать показатели материнской смертности и добиться их некоторого снижения. За последние 5 лет число умерших матерей в абсолютных числах уменьшилось на 21% (в 1994 г. - 734, в 1998 - 565).

Распространение идеологии безопасного материнства способствовало развитию перинатальной помощи на основе психологически комфортного (физиологического) родоразрешения, совместного пребывания матери и ребенка, раннего прикладывания новорожденного к груди и др. В последние годы в России стабилизировался и не снижается показатель числа детей до 3-х и 6-ти месяцев, находившихся на грудном вскармливании.

Особое значение приобретают меры, направленные на профилактику распространения так называемых "болезней социального неблагополучия".

В России реализуется Федеральная целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России", в которой предусмотрен комплекс мер по профилактике данного заболевания, организации медицинской помощи заболевшим, повышению информированности населения о путях распространения заболевания и т.д.

В целях предупреждения распространения алкоголизма и наркомании, повышения качества оказания медицинских услуг заболевшим, особенно женщинам и девочкам-подросткам, принят Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", начата подготовка проекта закона "О социально-медицинской реабилитации лиц, больных наркоманией". В данных документах особое место отводится принятию мер по пресечению распространения данного явления.

В целях организации комплекса мер по предотвращению распространения ВИЧ/СПИДа в России в 1995 г. был принят Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". В 1995-1996 гг. продолжала реализовываться Федеральная целевая программа по предупреждению распространения заболевания СПИДом в Российской Федерации (Анти-СПИД).

Разработан проект Федеральной целевой программы "О мерах по предупреждению распространения инфекций, передаваемых половым путем на 1999-2003 годы".

Учитывая значительный рост онкологических заболеваний женской репродуктивной системы, с 1998 г. начато выполнение проекта эффективной системы ранней диагностики онкологических заболеваний у женщин.

Особое внимание в Российской Федерации уделялось здоровью женщин и детей, проживающих в местах экологических катастроф. В рамках федеральных целевых программ "Дети Чернобыля", "Защита населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы", "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности ПО "Маяк", "Реабилитация населения и социально-экономическое развитие районов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и др., проводилась целенаправленная работа по совершенствованию системы оказания медицинской помощи детям и беременным женщинам, подвергшимся радиационному воздействию, оказывалась консультативная и специализированная медицинская помощь пострадавшим, проводились регулярные медицинские осмотры и стационарные обследования.

Д. Насилие в отношении женщин

Насилие в отношении женщин рассматривается в Российской Федерации как явление недопустимое, противоречащее общепризнанным нормам морали, нарушающее права человека.

Особое внимание в России уделяется организации работы, направленной на предотвращение насилия в семье, в том числе в отношении наиболее уязвимых категорий граждан - детей, женщин, лиц преклонного возраста. По имеющейся в настоящее время информации, более 40 тыс. преступлений ежегодно совершаются в семьях вследствие ревности, ссор и иных бытовых причин.

В рамках реализации Платформы действий в России стали определяться подходы к формированию статистики, отражающей насилие в отношении женщин. Однако, до сих пор официальная российская статистика не позволяет в полной мере оценить масштабность данного явления, поскольку жертвы насилия не всегда обращаются в правоохранительные органы.

Отсутствие достаточных статистических данных о распространенности насилия затрудняет разработку программ и наблюдение за изменениями в этой области. В связи с этим, в настоящее время идет проработка вопроса о включении показателей, характеризующих насилие в отношении женщин, включая семейное насилие, в гендерную статистику, разрабатываемую Национальным статистическим агентством.

Особое беспокойство в России вызывает распространение такого явления, как вывоз женщин и девочек за рубеж с целью торговли ими и сексуальной эксплуатации. С целью поиска решения данной проблемы в 1997 г. вопрос о борьбе с торговлей женщинами и девочками для целей проституции за рубежом рассматривался на заседаниях Комитета по безопасности Государственной Думы. Данная проблема обсуждалась на семинарах с неправительственными организациями, проводились консультации с привлечением отечественных и зарубежных специалистов, представителей заинтересованных органов законодательной и исполнительной власти, широкой общественности.

Действенной мерой оказания помощи женщинам и девочкам, подвергшимся насилию, в том числе жертвам работорговли, является оказание помощи в учреждениях социальной защиты.

Объективная потребность в новых механизмах поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обусловила разработку и принятие Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", который создал правовую основу для формирования социального обслуживания, в том числе семьи, женщин и детей.

Качественно новой формой оказания социальных услуг явилось создание в России после Четвертой Всемирной конференции по положению женщин системы кризисных центров, специализирующихся на оказании всего комплекса социальных и юридических услуг женщинам, подвергшимся насилию.

Итогом данной работы стала организация восьми государственных кризисных центров, в которых только в 1998 г. получили помощь почти 5 тыс. женщин и более тысячи семей. Кроме того, в России работают более 30 центров помощи женщинам, подвергшимся насилию, организованных неправительственными организациями, и осуществляющих свою работу в тесном контакте с соответствующими государственными органами.

 

Глава 4.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН

В ходе подготовки к Четвертой Всемирной конференции по положению женщин в России был в целом сформирован национальный механизм улучшения положения женщин.

Структуры национального механизма были созданы в органах исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, соответствующих структурах органов власти субъектов Российской Федерации.

За 1995-1999 гг. продолжалась работа по укреплению национального механизма улучшения положения женщин, обеспечения равных прав и равных возможностей, ликвидации дискриминации в отношении женщин, охватывающего все уровни и ветви власти в Российской Федерации.

В целях реализации Платформе действий, в России был рассмотрен вопрос о повышении статуса межведомственного органа - Комиссии по вопросам улучшения положения женщин. С 1996 г. ее возглавляет заместитель председателя Правительства Российской Федерации, курирующий социальные вопросы.

В 1999 г. при председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации образована Комиссия по делам женщин, в задачи которой входит внедрение гендерных подходов в работу Совета Федерации, информирование членов Совета Федерации об основных проблемах в области улучшения социально-экономического положения женщин, проведение гендерной экспертизы решений, принимаемых Верхней палатой Федерального Собрания Российской Федерации.

В течение 1995-1996 гг. при Правительственной комиссии по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах, работала рабочая группа по содействию занятости женщин. Группа анализировала ситуацию с занятостью женщин, участвовала в подготовке решений по организации работы по содействию занятости в тех регионах, где ситуация становилась критической.

В целях расширения возможностей и направлений социального партнерства, привлечения негосударственного сектора к решению наиболее остро стоящих проблем, при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации с 1997 г. работает постоянно действующий Круглый стол женских общественных объединений и некоммерческих организаций. Основными задачами Круглого стола являются осуществление координации деятельности по усилению взаимодействия государственных структур и неправительственных организаций в обеспечении и защите прав женщин в рамках общечеловеческих демократических прав, поиск путей и форм социального партнерства государственных структур и неправительственных организаций в решении проблем социально-экономического положения женщин, создание единого информационного поля о деятельности неправительственных организаций, приоритетных сферах интересов и имеющихся возможностях для решения социальных проблем.

Важным элементом национального механизма стало проведение с участием государственных структур и неправительственных организаций всероссийских конференций и женских конгрессов, направленных на выработку стратегии и тактики действий по улучшению положения женщин: "Женщины и развитие: права, реальность, перспективы" (1998 г.), "Женщины в политике, политика для женщин" (1995 г.), "Женщины за национальную безопасность и устойчивое развитие" (1996 г.), "Предотвращение насилия в отношении женщин в семье" (1998 г.) и др. Решения, принимаемые на этих конференциях и конгрессах, были направлены на активизацию работы правительственных структур и неправительственных организаций, на решение наиболее остро стоящих проблем женщин, обеспечение гендерного равенства, учет интересов женщин при принятии решений.

 

Глава 5.
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ЖЕНЩИН

Проведение Четвертой Всемирной конференции по положению женщин явилось, с одной стороны, мощным импульсом для формирования некоммерческого сектора, а с другой - предпосылкой для развития взаимоотношений государственных структур и общественных объединений и некоммерческих организаций на принципах социального партнерства, позволяющего объединенными усилиями решать наиболее сложные социальные проблемы.

Результатом развития женского движения стало образование более 650 неправительственных организаций федерального и межрегионального уровней, объединяющих женщин для решения наиболее сложных задач, стоящих перед обществом. В субъектах России работают более 15 тысяч женских организаций городского и местного уровней.

Одним из направлений сотрудничества в практическом решении социальных проблем общества является предоставление грантов общественным объединениям для решения приоритетных социально-экономических проблем, привлечение общественных объединений и некоммерческих организаций в качестве соисполнителей для реализации федеральных целевых программ, например, таких как "Дети России" и "Молодежь России".

Общественные объединения на конкурсной основе предоставляют проекты и программы, направленные на реализацию конкретных мероприятий по решению проблем детства, включая такие, как адаптация и реабилитация детей инвалидов, организация и обеспечение социальными услугами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства и безнадзорности, поддержка талантливых детей и подростков.

Государство строит свою работу с общественными организациями на основе договоров о совместной деятельности, протоколов о намерениях, принимает участие в акциях и мероприятиях, проводимых женскими неправительственными организациями, организует "круглые столы" по различным вопросам улучшения положения женщин и деятельности этих организаций. Наиболее законченной формой взаимодействия органов власти и общественности являются соглашения о социальном партнерстве.

 

Глава 6.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Один из резервов осуществления Платформы действий - дальнейшая активизация международного сотрудничества для поддержки планов и программ улучшения положения женщин.

В настоящее время Программа развития ООН, Детский фонд ООН, Фонд ООН для развития в интересах женщин, Фонд ООН в области народонаселения оказывают определенную поддержку женским проектам и инициативам в России. Однако гендерная составляющая в социальных программах Международного валютного фонда и Всемирного Банка остается до сих пор незначительной.

В России поддержку со стороны программ и фондов ООН получают в основном проекты и инициативы, направленные на решение вопросов планирования семьи, предотвращение насилия в отношении женщин и борьбу с их незаконным вывозом за рубеж с целью сексуальной эксплуатации.

Однако, для России не менее важна поддержка проектов, направленных на создание рабочих мест для женщин, развития женских предпринимательских инициатив, обучение женщин менеджменту, продвижение женщин на руководящие посты.

Международное содействие должно быть ориентировано прежде всего на реализацию задач, поставленных в Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации и Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе.

В рамках дальнейшего сотрудничества на международном уровне важно предпринимать дополнительные усилия, направленные на дальнейшее развитие международной и национальной законодательно-правовой базы, регламентирующей положение женщин на рынке труда, проведение гендерной экспертизы российского трудового законодательства, разработку оптимальных моделей обеспечения равных возможностей на рынке труда, программ воспитания и обучения, начиная с детских дошкольных учреждений и школ, с учетом гендерных особенностей.

 

Глава 7.
ПРЕПЯТСТВИЯ В ДОСТИЖЕНИИ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сложная экономическая ситуация, имеющая место в Российской Федерации, значительно ограничивает финансовые возможности решения проблем социально-экономического положения женщин, что не позволяет полностью реализовать стратегии, намеченные в Концепции улучшения положения женщин.

Ограниченные финансовые возможности государства создают определенные трудности в сохранении достигнутого в дореформенный период уровня образования, здравоохранения, развития системы услуг, вызывая необходимость расширения спектра оказания платных услуг в перечисленных сферах, которые доступны не для всех групп населения.

Социально-экономические преобразования обусловили существенную дифференциацию всего населения, особенно российских женщин, по уровню жизни, степени свободы выбора стиля поведения. В связи с этим женщины в условиях реформ имеют различные стартовые возможности для включения в процессы общественного развития.

Недостаточный доступ женщин к финансовым, кредитным и имущественным институтам, собственности, земле, имевший место в начале рыночных преобразований, фактическое их отстранение от участия в приватизации, вымывание женщин из высокодоходных отраслей экономики затрудняют их адаптацию к рыночным условиям, в значительной степени снижая реальное использование равных возможностей, закрепленных в законодательстве Российской Федерации.

Уровень доходов почти трети российских женщин не превышают величину прожиточного минимума. Наибольший удельный вес работающих с заработной платой ниже прожиточного минимума складывается в социальных отраслях бюджетной сферы, где преимущественно заняты женщины. Продолжающаяся сегрегация в сфере труда и связанные с ней различия в уровне оплаты труда женщин и мужчин обусловливают возможность феминизации бедности, вынуждают женщин искать дополнительные источники доходов, затрудняют их интеграцию во все сферы жизнедеятельности.

Существующая правовая система мер по защите прав женщин в значительной степени не соответствует нынешним экономическим реалиям и на практике трудно выполнима. Имеющие место факты нарушения законодательства Российской Федерации при приеме на работу и увольнении женщин, особенно беременных, сохраняющаяся высокая доля женщин среди официально зарегистрированных безработных, трудности, связанные с созданием дополнительных рабочих мест при выводе женщин с работ с неблагоприятными условиями труда, снижают конкурентоспособность женщин на рынке труда и затрудняют их трудоустройство.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Платформе действий определены двенадцать проблемных областей, которые вызывали беспокойство мирового сообщества на рубеже двадцать первого века.

Сегодня можно определить еще несколько новых приоритетных целей, которые предстоит решить в следующем тысячелетии. Это женщины и глобализация экономических процессов, женщины и социальная безопасность, женщины и информационные технологии, женщины и биоэтика.

Глобализация мировой экономики открывает новые возможности для женщин, но одновременно может привести к возникновению новых дискриминирующих факторов. Экономический прогресс имеет не только положительные, но и негативные стороны, с которыми чаще всего сталкиваются именно женщины.

Обеспечение социальной безопасности означает защиту жизни человека и создание условий для полной реализации его социальных прав и свобод. Учитывая, что женщина - особый объект социальной безопасности, особенно в условиях рыночных преобразований экономики, данная проблема характерна для многих стран и может быть предметом обсуждения на мировом уровне.

Полноправное участие женщин в развитии новых информационных технологий, разработка норм и стандартов в области биоэтики позволят женщинам не только полноправно пользоваться достижениями научно-технического прогресса, но и активно влиять на его морально-нравственные и этические характеристики.


документы по правам женщин