ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ
ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

Региональное подготовительное совещание по вопросу
о проведении в 2000 году обзора осуществления
Пекинской Платформы действий
19-21 января 2000 года

ПРИЛОЖЕНИЕ II

ДОКЛАД РАБОЧЕЙ СЕССИИ НПО
17-18 января, Женева

(проведена в ходе подготовки к Региональному подготовительному совещанию ЕЭК по проведению в 2000 году обзора осуществления Пекинской Платформы действий)

НПО В КАЧЕСТВЕ ПАРТНЕРОВ НА ПУТИ К БОЛЕЕ ОПЕРАТИВНОМУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПЛАТФОРМЫ ДЕЙСТВИЙ

Более 650 участников из 51 страны присутствовали на Рабочей сессии НПО, проходившей во Дворце Наций в Женеве 17-18 января 2000 года до начала трехдневного Регионального подготовительного совещания по вопросу о проведении в 2000 году обзора осуществления Пекинской Платформы действий. Рабочая сессия была организована Комитетом НПО по положению женщин и его рабочей группой по проблемам женщин в регионе ЕЭК в сотрудничестве с субрегиональными сетями и секретариатом ЕЭК. Благодаря щедрым взносам доноров, в частности ПРООН, ЮНИФЕМ, Института открытого общества фонда Сороса и правительства Дании, беспрецедентное число участников прибыли из стран ЦВЕ и СНГ. Важно отметить, что данная сессия не была форумом НПО, аналогичным форуму, предшествовавшему Региональному подготовительному совещанию высокого уровня для Четвертой всемирной конференции по положению женщин, который состоялся в Вене в 1994 году. Данный форум представлял собой рабочую сессию, в рамках которой проходили пленарные заседания. рабочие совещания и совещания по секциям для подготовки НПО к участию в качестве равноправных партнеров, в мероприятии, представляющем собой прежде всего межправительственную конференцию. Такой механизм был избран для содействия проведению содержательного диалога по важнейшим проблемам, связанным с четырьмя темами, определенными для данной подготовительной конференции, а также для того, чтобы избежать проведения параллельных совещаний, т.е. практики, при которой существует опасность подмены диалога между НПО и правительствами монологом каждой из сторон.

Совещание открыла Председатель Комитета НПО по положению женщин Рената Блом. В качестве приглашенных на совещании выступили Заместитель Исполнительного секретаря Европейской экономической комиссии Данута Хюбнер, старший советник Исполнительного секретаря Европейской экономической комиссии Патрис Робино и Председатель Комиссии по положению женщин Патриция Флор. Церемония открытия завершилась выступлением Председателя Рабочей группы НПО по проблемам женщин в странах ЕЭК Даниель Бридель.

Работе совещания была свойственна одна характерная черта: НПО обратились с просьбой к правительствам своих стран подтвердить свои обязательства и продемонстрировать политическую волю к реальному продвижению вперед по пути полного осуществления Платформы действий и установлению инструментов и показателей для измерения и мониторинга достигнутого прогресса. Они также ставили вопрос о том, каким образом они могут содействовать ускорению процесса необходимых изменений в сознании, с тем чтобы общество наконец признало женщин и мужчин, юношей и девушек в качестве людей, имеющих равную ценность. Они неоднократно подчеркивали необходимость выделения большего объема ресурсов и более тесного сотрудничества между правительствами, НПО, женскими группами и другими участниками.

Рабочая сессия единогласно высказалась в поддержку рекомендации просить ЕЭК принять преамбулу к согласованным выводам, подтверждающую и признающую, что в основе Пекинской Платформы действий лежит основополагающий организационный принцип, который заключается в понимании прав женщин в качестве прав человека. В целях разработки конкретных рекомендаций Рабочая сессия предприняла следующие шаги:

I. В первый день Рабочая сессия рассмотрела субрегиональные доклады объединений НПО из Канады, Соединенных Штатов Америки, Европейского союза и стран ЦВЕ и СНГ.

II. Также в первый день Рабочая сессия провела 17 рабочих совещаний по вопросам, касающимся четырех тем совещания ЕЭК.

III. На основе рекомендаций рабочих совещаний и секционных заседаний Рабочая сессия разработала важные предложения с целью дополнить проект согласованных выводов ЕЭК. Каждая секция определила ораторов для представления своих выводов на пленарном заседании ЕЭК и заседаниях редакционных групп.

Доклады секций были представлены на заключительном заседании.

С заключительными замечаниями выступили Рената Блом и директор Отдела по улучшению положения женщин Якин Эртюрк. Участники провели также рабочие совещания в обеденное время по другим важным вопросам (в частности, по вопросам репродуктивного здоровья), не связанным с четырьмя основными темами.

1. СУБРЕГИОНАЛЬНЫЕ ДОКЛАДЫ НПО

В докладе Канады, представленном Лиз Филипоуз (Канадский феминистский альянс за международные действия), подчеркивается высокий международный престиж этой страны в плане поощрения прав человека женщин на основе прогрессивного законодательства, в частности по таким вопросам, как Международный уголовный суд, КЛДЖ и Факультативный протокол, а также гендерные и миростроительные программы. На национальном уровне также существует традиция строительства развития крепкого гражданского общества на основе отношений диалога между правительственным и неправительственным секторами. Упоминался также высокий уровень капиталовложений в социальный сектор. Однако за последние пять лет проводимая политика обострила экономическое неравенство на всех уровнях: между богатыми и бедными, между работающими и безработными, а также между частично занятыми, временно занятыми лицами и лицами, имеющими постоянную работу в течение полного рабочего дня. Это неравенство также зримо проявляется между здоровыми людьми и инвалидами; людьми, относящимися и не относящимися к коренным народам; между лицами моложе и старше 25 лет, между новыми иммигрантами, беженцами и лицами, родившимися в Канаде, между расовыми, культурными и языковыми меньшинствами и канадскими доминантными группами; а также прямо или косвенно - между мужчинами и женщинами, поскольку женщины составляют большинство в упомянутых наиболее уязвимых группах.

В докладе Соединенных Штатов Америки, представленном Джун Зейтлин (Участие женщин в развитии), признаются значительные достижения правительства, в том числе назначение большего, чем когда-либо, числа женщин на высшие министерские должности, в исполнительные и судебные органы. Однако в нем также отмечаются основные нерешенные задачи, а именно: бедность и экономические проблемы. Несмотря на нынешний экономический рост, многие женщины выполняют низкооплачиваемую работу или получают минимальные ставки заработной платы, работают неполный рабочий день или временно, не имея медицинской страховки и надлежащих доступных услуг по уходу за детьми. Следует разработать конкретную политику, позволяющую женщинам достичь экономического самообеспечения и способствующую ликвидации нищеты, особенно в свете мер по упразднению гарантированных пособий по социальному обеспечению и программ социальной поддержки для бедных женщин. Разрабатываемые стратегии должны удовлетворять потребности всех женщин с особым учетом интересов расовых и этнических меньшинств и женщин-иммигрантов. Соединенные Штаты должны использовать свою лидирующую позицию в глобальной экономике для проведения гендерного анализа макроэкономической политики в рамках Всемирной торговой организации и других международных учреждений с целью обеспечить женщинам доступ к частному капиталу, технологии и природным ресурсам. Необходима также ратификация Соединенными Штатами КЛДЖ и КПР, а также укрепление национальных институциональных механизмов по осуществлению Пекинской Платформы действий.

В докладе Европейского союза, представленном Денизой Фукс (Европейское женское лобби), выражается сожаление в связи с тем. что лишь четыре темы являются предметом обсуждения в рамках данного процесса обзора. В докладе отмечается достигнутый в регионе прогресс в плане осведомленности о гендерных проблемах, таких, как признание гендерного равенства в качестве проблемы социума в целом, а не только "женского вопроса". Хотя утверждение таких принципов, как, например, интеграция гендерной проблематики, в частности в Амстердамском договоре, приветствуется, в докладе отмечается необходимость воплощать эти принципы в конкретных мероприятиях и программах в интересах женщин. С целью оценки и мониторинга достигнутого прогресса совершенно необходимым является наличие таких инструментов оценки, как показатели, контрольные сроки реализации намеченных мер, статистические данные в разбивке по признаку пола и конкретные рубежи Наиболее серьезные области дискриминации, которые еще не затрагивались, включают такие аспекты, как: равная плата за труд равной ценности; более широкое признание прав и защита женщин в ситуациях "модернизированной" гибкой занятости и женщин, работающих в сельскохозяйственном секторе, а также более равномерное распределение семейных обязанностей мужчин и женщин.

В докладе стран ЦВЕ, представленном Книгой Лохман ("Карат") и основанном на итогах субрегионального рабочего совещания, проводившегося под эгидой ЮНИФЕМ, говорится о таких достижениях, как разработка национальных планов действий практически во всех странах и активизация мероприятий и более эффективное сотрудничество и солидарность между женскими организациями на местном и региональном уровнях, а также на уровне Организации Объединенных Наций. Однако, как указывается, национальные механизмы в большинстве стран являются хрупкими, уязвимыми к политическим изменениям и характеризуются слабостью структур и аппарата, а также недостаточной транспарентностью и устойчивостью. Наряду с этим отмечается нехватка постоянных, открытых и транспарентных каналов связи между правительствами и женскими НПО. Хотя некоторые действующие законы направлены на поощрение гендерного равенства и борьбу с насилием в отношении женщин, их практическое осуществление оставляет желать лучшего Весьма остро ощущается нехватка ресурсов как у правительств, так и у НПО для осуществления национальных планов действий.

Аналогичным образом в докладе стран СНГ (при участии Турции и Монголии), представленном Нургул Джанаевой (Форум женских НПО Кыргызстана) и основанном на результатах другого субрегионального рабочего совещания, проводившегося при поддержке ЮНИФЕМ, в качестве основных достижений указываются: более широкий доступ к международной информации и новым формам сотрудничества между всеми участниками процесса обеспечения гендерного равенства; создание институциональных механизмов по улучшению положения женщин и достижению гендерного равенства, а также по интеграции гендерной проблематики, позитивная роль правительств в деле содействия расширению осведомленности о гендерных проблемах; и рост числа НПО и наращивание их потенциала в плане практической деятельности по улучшению положения женщин и интеграции гендерной перспективы. Были отмечены следующие серьезные препятствия: ухудшение экономического положения женщин и быстрый рост безработицы среди них; развал и беспорядки в социальной сфере; снижение численности женщин в политических структурах; нехватка людских и финансовых ресурсов, являющаяся причиной недостаточной устойчивости и неадекватности механизмов осуществления действующего законодательства, а также недостаточная осведомленность широкой общественности о гендерных проблемах.


II. РАБОЧИЕ СОВЕЩАНИЯ

ЖЕНЩИНЫ И ЭКОНОМИКА

  • Женщины и экономика и электронная торговля - (Международная федерация женщин с университетским образованием)
  • Женщины и экономика: профессиональная подготовка и консультативные услуги ("Ченаколо")
  • Измерение объема неоплаченной работы и производства в домашних хозяйствах (Финская НПО Комитет "Пекин+ 5")

  • (Три организатора указанных мероприятий договорились обсудить свои темы на одном совместном рабочем совещании)

  • Воздействие глобализации на женщин в регионе - (Центр за всемирную руководящую роль женщин, Участие женщин в развитии, МВЖНО)
  • Женщины и экономика: женщины в сфере производства продуктов питания -(Рабочая группа НПО по вопросам питания (Женева))
  • ЖЕНЩИНЫ И НАСИЛИЕ

    А. Насилие в отношении женщин и девочек

  • Насилие в отношении женщин - (Совет женщин в Дании)
  • Надругательства, эксплуатация и торговля - Предупреждение и действия - (ЮНИСЕФ, Рабочая группа НПО по вопросам положения девочек (Женева))
  • В. Женщины и девочки в ситуациях вооруженных конфликтов Последствия вооруженных конфликтов на Балканах для жизни женщин - ("Карат")

  • Воздействие атомной радиации на здоровье в ситуациях войны и конфликтов - (МЛЖМС)
  • Последствия для репродуктивного здоровья и прав применяемого в отношении женщин насилия в ситуациях вооруженных конфликтов

  • (Коалиция "Центр по вопросам репродуктивной политики и законодательства")

    УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН В РАБОТЕ ДИРЕКТИВНЫХ ОРГАНОВ И В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

  • Участие женщин в работе директивных органов и в процессе принятия решений - (Участие женщин в развитии)
  • Участие женщин в работе директивных органов и в процессе принятия решений - ("Карат")
    (Два организатора согласились провести обсуждение своих тем на одном совместном рабочем совещании)
  • Молодежные организации и содействие расширению прав и возможностей девочек и молодых женщин - (ВАДГДС)
  • ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН

  • Укрепление партнерства между НПО и национальными механизмами - ("Карат")
  • Улучшение положения женщин при содействии женских НПО в ходе гражданского диалога - (Европейское женское лобби)
    (Два организатора согласились обсудить свои темы на одном совместном рабочем совещании)
  • Институциональные механизмы "Всемирная конференция по положению женщин в 2005 году" - (Финский Комитет НПО "Пекин+5")
  • ВОПРОСЫ МЕЖСЕКТОРАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

  • Перспективы Платформы действий в области прав человека и темы ЕЭК - (Центр за всемирную руководящую роль женщин)
  • Интеграция гендерной проблематики в систему общего образования - (Финский Комитет НПО "Пекин+5")
  • ПРОЧИЕ ТЕМЫ

  • Половое и репродуктивное здоровье и права в регионе ЕЭК - (КЛЕФ, ЮСПДА, МФПР)
  • Всемирный марш женщин в 2000 году - (Всемирный марш женщин)
  • Женщины перед лицом религиозного интегризма - (Французское отделение организации Европейское женское лобби)
  • III. ЗАСЕДАНИЯ ПО СЕКЦИЯМ

    ЖЕНЩИНЫ И ЭКОНОМИКА

    На данной сессии по теме "Женщины и экономика" были достигнуты существенные результаты как по форме, так и по существу обсуждения вопросов дальнейшего осуществления Пекинской платформы действий. Благодаря председателю Патриции Флор, продемонстрировавшей реальное понимание партнерства в действии, НПО имели широкие возможности в качестве заинтересованных участников внести свой вклад в обсуждение, проводившееся правительствами в ходе пленарного и редакционных заседаний. НПО сыграли в равной степени важную роль, как сами по себе, так и в качестве участников тематических секций. Они внесли значительный вклад в окончательный документ, представленный Подготовительному совещанию ЕЭК, который будет направлен КПЖ и Специальной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций "Пекин+5", намеченной на июнь 2000 года.

    От имени нашей Секции мы выражаем горячую благодарность руководству Комитета НПО по положению женщин и Рабочей группе ЕЭК. Многообразные аспекты темы улучшения положения женщин в экономике следует рассматривать каждый в отдельности. Хотелось бы иметь больше времени для обсуждения этих вопросов, однако позитивный итог позволяет нам представить результаты нашей работы, в ходе которой было сформулировано 41 предложение. Участники Секции весьма подробно остановились на следующих вопросах: экономическое неравенство между мужчинами и женщинами и среди женщин; технология электронной торговли и профессиональная подготовка; трудовые права, объединение в профсоюзы и социальная защита, включая ратификацию соответствующих конвенций МОТ; обеспечение уважения равенства в двусторонних и многосторонних торговых соглашениях; гибкие договорные механизмы найма; гендерное неравенство на рынке труда; макроэкономическая политика и глобализация. Были приняты рекомендации по следующим аспектам:

  • признание важности гендерной перспективы в развитии макроэкономической политики;
  • признание наличие трудностей и возможностей для женщин активизировать свое участие в глобальной экономике и расширить доступ к руководящим должностям;
  • принятие законов, обеспечивающих предоставление адекватной защиты материнства всем женщинам и предупреждение, запрещение и компенсацию применительно к дискриминации в отношении женщин при найме и в области условий труда;
  • подтверждение прежних обязательств, касающихся равного участия женщин и мужчин в экономике, а также признание того, что все социальные, экономические и торговые стратегии должны быть согласованными и учитывать действующие обязательства в плане гендерного равенства и Декларацию МОТ об основных правах на труд;
  • признание более широкой осведомленности общественности и обеспечение защиты прав человека в развивающейся глобальной экономике, в частности в условиях процесса либерализации торговли;
  • устранение барьеров к объединению женщин в профсоюзы;
  • установление гибкого договорного рабочего времени и проведение политики, позволяющей женщинам и мужчинам устанавливать баланс между оплачиваемой и неоплачиваемой работой и выполнять семейные обязанности с учетом особых трудностей в достижении этого баланса;
  • внедрение показателей для определения различий в условиях жизни и публикация результатов мониторинга;
  • поощрение предпринимательства женщин посредством, в частности, обеспечения доступа к рисковому капиталу, системам кредитования и другим источникам финансирования;
  • установление отношений активного партнерства с НПО, в частности в деле ликвидации дискриминации на рынке труда и поощрения гендерного равенства в сфере социальной защиты.
  • Важные вопросы для дальнейшей деятельности

  • Мы сожалеем, что Редакционный комитет не учел рекомендацию Секции относительно рассмотрения таких конкретных проблемных областей, отличных от собственно гендерной проблематики, как: двойное негативное воздействие гендерного фактора в сочетании с такими признаками, как раса, этническое происхождение, религия, инвалидность, статус иммигранта, возраст или сексуальная ориентация;
  • ратификация и применение конвенций о равенстве и конвенций, охватывающих такие уязвимые группы, как: трудящиеся женщины-мигранты и их семьи, трудящиеся женщины, относящиеся к категории внутренних перемещенных лиц; разделение трудовых и семейных обязанностей реструктуризация Всемирного банка, МВФ и ВТО в соответствии с действующими международными обязательствами в области гендерной справедливости и искоренения нищеты, в частности в плане уважения экономических и социальных прав женщин;
  • принятие, в контексте глобализации, предложений по регулированию международного рынка, включая "Тобиновский налог", способствующий формированию специального фонда, обеспечивающего преференциальный доступ женщин;
  • списание задолженности 53 беднейших стран,
  • предоставление женщинам, проживающим в сельской местности, технической поддержки для целей расширения деловых возможностей и внедрения экологически безопасных методов ведения сельского хозяйства;
  • обеспечение возможности для женщин контролировать их фертильность в целях сочетания трудовой деятельности и семейных обязанностей.
  • Заключение: Секция "Женщины и экономика" хотела бы подчеркнуть, что эффективное осуществление ее рекомендаций будет зависеть от политической воли, финансовых ресурсов и принятия согласованных выводов ЕЭК во всех секциях.

              Координатор: Кончита Понсини (Международная федерация женщин с университетским образованием)

    НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН

    Эта крупная Секция НПО, в работе которой приняли участие 150 человек, подготовила доклад, объемом в 10 страниц с рекомендациями относительно поправок и добавлений к проекту Согласованных выводов ЕЭК по вопросу о насилии в отношении женщин. Работа Секции основывалась на докладах трех рабочих совещаний НПО, проходивших накануне, а также на предложениях, сделанных в ходе обсуждения. Участники Секции с удовлетворением отметили новаторский и продуктивный метод вынесения их рекомендаций на обсуждение неофициального заседания с представителями правительств. К сожалению, к первой такой встрече окончательный вариант проекта согласованных выводов еще не был подготовлен, и поэтому доклад Секции являлся объемистым, а содержавшиеся в нем рекомендации нуждались в оперативной корректировке и сокращении или даже исключении некоторых вопросов. Тем не менее значительное число предложений Секции было включено в окончательный текст Согласованных выводов, в том числе:

  • Необходимость уделения приоритетного внимания рассмотрению и квалификации всех форм насилия в отношении женщин и девочек в сферах частной и общественной жизни со стороны государства и негосударственных субъектов в качестве основных нарушений принципов прав человека. Словосочетание "все формы насилия в отношении женщин" неоднократно включалось в текст выводов. НПО стремились дать комплексное и подробное определение насилия в отношении женщин и постарались затронуть проблему сексуального насилия, в том числе в семье, а также такие проблемы, как: инцест, изнасилование жены мужем, так называемые преступления "на почве оскорбленной чести", насильственные браки и надругательство над пожилыми женщинами.
  • В базовых принципах документа была отражена необходимость рассматривать конкретные формы и последствия насилия в отношении девочек и несовершеннолетних.
  • Была отмечена связь между насилием в отношении женщин и охраной здоровья и подтверждены выводы, содержащиеся в докладе МКНР ("Каир) + 5", а также аргументы о последствиях насилия для физического и психического здоровья.
  • Были учтены призывы к включению в учебные программы аспектов полового воспитания и борьбы с насилием, а также ряда мер по предупреждению насилия и обеспечению безопасности жертв.
  • НПО призвали к формированию "международного консенсуса по вопросу о единообразных показателях" измерения насилия и к рассмотрению вопроса о создании оперативно доступной глобальной базы данных по всем формам насилия в отношении женщин.
  • Частично была поддержана высказанная Секцией озабоченность в связи с разнообразием форм насилия в отношении всех женщин Перечень связанных с насилием факторов, содержавшийся во введении, подготовленном секцией, не был включен в текст, однако сходный перечень отражен во всеобъемлющей преамбуле к Согласованным выводам ЕЭК.
  • Хотя не все замечания, касающиеся расы и этнического происхождения были учтены, призыв к поддержке НПО включает "программы по борьбе с насилием на почве расизма в отношении женщин и девочек, а тезис о предоставлении жертвам домашнего насилия доступа к переводчикам был принят с оговоркой "если это возможно".
  • Призыв "пересмотреть и отменить законы, криминализирующие гомосексуализм, поскольку такие законы способствуют созданию обстановки, порождающей насилие в отношении женщин, которые являются лесбиянками или считаются таковыми" был безоговорочно признан правительствами, а также Святейшим Престолом.
  • Предложения Секции по разделу Согласованных выводов о прекращении торговли женщинами были сконцентрированы на защите прав человека и предоставлении услуг женщинам - жертвам торговли, а также на проблеме пресечения такой практики. Участники Секции согласились не рассматривать спорный вопрос об определении торговли людьми. НПО удалось включить в текст призыв к предоставлению услуг в области полового или репродуктивного здоровья, а также клаузулу относительно расширения программ защиты свидетелей для охвата жертв, дающих показания против торговцев людьми, и разрешения жертвам "в соответствующих случаях" оставаться в стране назначения. Одной из проблем, не отраженной правительствами, является озабоченность в отношении того, что меры по борьбе с торговлей женщинами могут использоваться с целью замаскировать проведение антииммиграционной политики.

    Некоторые другие области, вызывающие озабоченность, которые не были включены в текст Согласованных выводов, включают: расширение возможностей предоставления убежища по причине преследований по признаку пола, выдача отдельных разрешений на проживание женщинам-иммигрантам во время первоначального въезда в страну, изучение роли средств массовой информации в сохранении насилия и детализация более конкретных обязательств по выделению адекватных ресурсов на цели борьбы со всеми формами насилия в отношении женщин. Полный текст доклада Секции содержит многие другие рекомендации. Наконец, следует отметить позитивный опыт работы НПО с правительствами в ходе неофициальных дискуссионных заседаний, а также тот факт, что наши предложения рассматривались серьезно, и мы надеемся, что такой подход будет иметь место и в ходе работы Подготовительного комитета "Пекин+5" в Нью-Йорке в марте месяце.

            Координатор: Шарлотта Банч (Центр за всемирную руководящую роль женщин)


    ЖЕНЩИНЫ И ДЕВОЧКИ В ХОДЕ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

    Заседание Секции НПО по теме "Женщины и девочки в вооруженных конфликтах" состоялось 18 января 2000 года во Дворце Наций, Женева Участники представляли все области региона ЕЭК.

    Базовыми материалами для работы Секции являлись проект раздела "Женщины в вооруженных конфликтах" Согласованных выводов, датированный 17 января 2000 года, а также материалы рабочего совещания, состоявшегося на день раньше. Обсуждение концентрировалось главным образом на содержании справочных документов и затронутых в них проблемах, а не только на их редакционных аспектах.

    Участники секции НПО заявили. "Международное сообщество и государства-члены должны признать, что женщины в регионах конфликтов являются не только жертвами вооруженных конфликтов, но также и партнерами, содействующими ненасильственному предупреждению и урегулированию конфликтов, миротворчеству и восстановлению".

    Одно из наиболее важных замечаний касалось заглавия документа, в которое предлагалось включить категорию "девочки". Представители НПО и правительств согласились с идеей замены, и название было сформулировано следующим образом: "Женщины и девочки в ситуациях вооруженных конфликтов"

    Во многих дискуссиях подчеркивалось значение ратификации Факультативного протокола к КЛДЖ, а также других международно-правовых актов, таких, как Римский статут Международного уголовного суда (МУС). Идея ратификации Факультативного протокола была поддержана и отражена в заключительном варианте проекта. Выступавшие на Секции также подчеркнули значение наблюдения за осуществлением всей совокупности стандартов, международных договоров и законодательства с последующим представлением докладов. Это предложение было также включено в проект.

    Другим вопросом, которому в ходе заседания Секции было уделено значительное внимание, являлось здравоохранение. С некоторыми изменениями соответствующая формулировка была также включена в окончательный вариант.

    Еще одной проблемой в странах, затрагиваемых вооруженными конфликтами, является проблема женщин и девочек, относящихся к меньшинствам, которые зачастую вдвойне подвергаются опасности насилия, нестабильности и дискриминации. Формулировка была предложена и принята правительствами, исключая термин "меньшинство", который был заменен термином "маргинализированные" в окончательном варианте проекта.

    Новый пункт: "учитывая, что женщины и девочки в странах, граничащих с районами конфликта, уязвимы в плане физических и экономических угроз, международное сообщество должно обеспечивать защиту всех женщин и девочек в пограничных странах", был поддержан правительствами, однако в измененной редакции.

    Одним из основных вопросов, вызвавших озабоченность данной Секции НПО, которую разделили представители правительств, явилось значение подготовки и просвещения по щекотливым гендерным вопросам всех военнослужащих и персонала, входящих в состав сил по поддержанию мира.

    Еще один вопрос касался статуса беженцев и перемещенных лиц, и в частности аспекта обеспечения права на достоинство и защиту в процессе и после добровольного возвращения. Это предложение было принято с незначительными изменениями.

    НПО и правительства признали значение установления ориентиров, показателей и конечных сроков в процессе мониторинга участия женщин во всех мирных процессах.

    Данная Секция НПО очень четко сформулировала дополнительный пункт, предусматривающий обязательство стран ЕЭК осуществлять демилитаризацию, включая существенное сокращение военных расходов, поддерживать женские НПО в качестве наблюдателей и развивать альтернативы военной службе, а также предложила соответствующую формулировку. Этот тезис не получил полной поддержки со стороны представителей правительств.

    В ходе заседания Секции по итогам весьма оживленного и конструктивного обсуждения было выявлено шесть тем, и аналогичное число лай были назначены в качестве ораторов для последующего группового заседания ЕЭК Ораторами были назначены:

    Уидни Браун, Организация по наблюдению за осуществлением прав человека, Соединенные Штаты Америки, оратор по теме "МУС и Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин";

    Томка Дилевска, Союз женских организаций Македонии, бывшая югославская Республика Македония, оратор по теме "Воздействие вооруженных конфликтов на всех женщин и девочек в затрагиваемых районах";

    Валентина Лескай, Албанская ассоциация планирования семьи. Албания, оратор по теме "Воздействие вооруженных конфликтов на здоровье женщин";

    Эрика Папп, Организация "Исследования по проблемам женщин и творческая активность", Суботица, Союзная Республика Югославия, оратор по теме "Признание и поощрение роли всех женщин в мирных процессах";

    Эльмира Сулейманова, Азербайджанский центр "Женщины и развитие", Азербайджан, оратор по теме "Исследование воздействия вооруженных конфликтов на женщин";

    Микаэла Тольд, Международная женская лига за мир и свободу, Австрия, оратор по теме "Предупреждение конфликтов".

    Секция НПО выразила признательность международным учреждениям, в особенности ЮНИФЕМ, за техническую поддержку и помощь, прежде всего при подготовке к Конференции в регионах ЦВЕ и СНГ.

            Координатор: Жужана Ежерска ("Карат")


    ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

    1. В ходе пятой Всемирной конференции по положению женщин, которая должна состояться в 2005 году, настоятельно необходимо обеспечить дальнейшее продвижение по пути достижения гендерного равенства; этот процесс далеко не закончен.

    2. Необходимо укреплять действующие механизмы. С этой целью предлагаются следующие рекомендации:

  • представление сопоставимых статистических данных в разбивке по признаку пола;
  • установление ориентиров; установление целей со сроками исполнения.
  • Обеспечение в конечном итоге гендерного баланса среди персонала, экспертов и руководства соответствующих механизмов.

    А. В этой связи необходимой отправной точкой является интеграция гендерной проблематики в общеобразовательные программы в целях развития культуры равенства и предоставления мальчикам и девочкам возможности выполнять их новые роли в качестве равных партнеров.

    (Новые отношения между мужчинами и женщинами не должны оставаться на прежнем уровне и навязываться одной стороной другой стороне, а должны стать предметом согласования между обеими сторонами).

    В. Процесс формирования сбалансированных в гендерном отношении механизмов нуждается в тщательном контроле, с тем чтобы женщины не потеряли незначительное число занимаемых ими руководящих постов, не получив при этом доступ к учреждениям, в которых доминируют мужчины.

    С. Для обеспечения последовательности и проведения этой работы в будущем молодые женщины должны быть адекватным образом представлены во всех органах, учреждениях и НПО и принимать участие в зарождающемся гражданском диалоге.

    3. Правительства должны отчитываться перед НПО за выполнение своих обязательств посредством соответствующих механизмов на различных уровнях: независимых партийных структур, различных комиссий, парламентов - на национальном уровне, а также на форумах, проводимых по итогам Всемирных конференций и в ходе транспарентных публичных дискуссий - на международном уровне.

    4. Цели с контрольными сроками исполнения должны устанавливаться в соответствии с существующими условиями на субрегиональном уровне и в отдельных странах. Например, необходимо создавать и укреплять механизмы в странах СНГ и Центральной и Восточной Европы, в то время как в странах Европейского союза следующим шагом является включение в пересмотренный Амстердамский договор статьи, институционализирующей гражданский диалог.

    5. Женским НПО должны быть предоставлены необходимые ресурсы на основании соответствующего положения закона о финансах в качестве справедливой компенсации их вклада как налогоплательщиков в государственный бюджет. Международные организации, главным образом ООН и Европейский союз, а также специализированные международные учреждения должны активизировать как в международном масштабе так и между субрегионами проведение мероприятий по обмену опытом, путем организации и содействия проведению конференций, семинаров и многосторонних консультаций между женскими НПО.

    6. Правительствам надлежит признать, что участие НПО в процессе принятия решений является непременным условием совершенствования функционирования демократии, проведение гражданского диалога должно стать одним из критериев, которому призваны удовлетворять страны-кандидаты на вступление в ЕС.

    Ряд этих рекомендаций был включен в Согласованные выводы; некоторые рекомендации были смягчены, а некоторые отвергнуты. Важнейшая рекомендация Секции (пункт 1 выше) (пока еще) не принята, несмотря на ее единодушную поддержку участниками Секции.

              Координатор: Шарлотта Тибо (Квебекский комитет по выполнению рекомендаций Пекинский конференции)


    ЖЕНЩИНЫ И ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

    Секция по теме участия женщин в директивных органах и процессе принятия решений настаивает на том, чтобы следующие аспекты были приняты во внимание.

    Необходимо принять в качестве общей основы текста гендерную перспективу и гендерный анализ, основывающиеся на национальных и сопоставимых по странам статистических данных в разбивке по признаку пола.

    РЕКОМЕНДАЦИИ

    А.

  • Воспитание в духе равенства между мужчинами и женщинами должно осуществляться с начальной школы.
  • Проведение просветительских кампаний о роли женщин в процессе принятия решений предполагает наличие женщин на руководящих постах в средствах массовой информации.
  • Правительства и политические партии должны признать важнейшую роль женских НПО и содействовать установлению отношений партнерства между тремя сторонами.
  • Следует разработать стратегию в целях содействия формированию политической и институциональной культуры, благоприятствующей участию женщин в процессе принятия решений.
  • В.

  • Участники Секции подчеркнули особую демократическую роль политических партий и напомнили, что в некоторых странах они финансируются государством и эти расходы частично оплачиваются за счет налогов, уплачиваемых женщинами. Таким образом, партии несут ответственность за обеспечение паритета внутри их собственных структур и в обществе.
  • Следует ввести в законодательном порядке ограничение объема расходов на проведение избирательных кампаний.
  • Секция подтверждает, что паритет 50/50 является базовым принципом функционирования демократии. В этой связи государствам-членам следует принимать конституционные, законодательные или иные меры с целью уже сейчас установить такой паритет, как это было сделано в ряде стран Европейского союза.
  • Вместе с тем некоторые страны, где по различным причинам участие женщин в работе директивных органов сократилось, могут достичь паритета поэтапно: обеспечить участие по крайней мере 30% женщин в ходе предстоящих выборов и паритет во время следующей избирательной кампании. Паритет должен устанавливаться на выборах местного, регионального и национального уровней. При этом необходимо принятие таких сопутствующих мер. как установление статуса депутатов (оплата работы на выборных должностях, свободное время и уход за детьми, сочетание работы на выборной должности и профессиональной жизни и т.д.) и запрещение совмещения мандатов.
  • С.

  • По меньшей мере 30% женщин должны быть назначены в комитеты или комиссии, участвующие в процессе принятия политических решений на всех уровнях, в том числе в международных организациях до 2005 года с установлением квот, предусматривающих постепенное достижение паритета
  • Во всей совокупности процессов принятия решений необходимо обеспечивать адекватное представительство различных этнических, социальных иди возрастных групп, а также женщин-инвалидов. Следует предусмотреть осуществление позитивных действий по 5орьбе с расизмом и социальным отчуждением.

    Обеспечение доступа женщин к экономическим структурам власти.

    Участники Секции напоминают, что, помимо знаний, полученных в системе начального, среднего и высшего образования, женщины обладают другими специфическими навыками, обусловленными их образом жизни. Это, вероятно, следует учитывать в системах найма и тестирования для назначения на руководящие должности. Конкурсные жюри должны быть паритетными.

    Участники секции подчеркнули также значение научных исследований для работы на ответственных должностях социально-экономического профиля на предприятиях или на постах советников в государственных органах, определяющих направления политики. Были приведены примеры, в частности, из сферы медицины.

    В тексте Согласованных выводов были учтены многие из предложений НПО.

              Координатор: Мари-Клод Вайсад (Французский Координационный центр Европейского женского лобби)

    Был достигнут консенсус относительно необходимости отметить особое положение в странах с переходной экономикой посредством принятия следующего заявления:

    ОТДЕЛЬНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ НПО СТРАН ЦВЕ И СНГ О СИТУАЦИИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

    Мы, женщины, представляющие страны ЦВЕ и СНГ, настоятельно призываем представителей государств - членов ЕЭК обеспечить полное понимание особых проблем и рекомендаций, касающихся нашего субрегиона.

    В частности, мы обращаем ваше внимание на следующие вопросы:

  • Демократия в странах нашего региона остается хрупкой и зачастую нуждается в укреплении по таким аспектам, как организационное оформление, институциональные механизмы, отчетность, транспарентность и устойчивость. Мало женщин и женских НПО представлены в политической жизни и на директивных форумах. Защита прав человека женщин не гарантируется по многим причинам, в том числе ввиду слабости институциональных механизмов, ограниченности потенциала, отсутствия понимания значения гендерных аспектов во всех государственных стратегиях, нехватки финансовых ресурсов и слабой политической воли. Кроме того, наши страны нуждаются в принятии эффективных правовых мер и создании институциональных механизмов защиты прав человека женщин и обеспечения гендерного равенства.
  • Одним из аспектов общего наследия наших прежних политических систем является тот факт, что местным и национальным органам власти не хватает опыта сотрудничества с гражданским обществом. Многие еще не признали важную роль, которую играют женские НПО. Вместе с тем примечательно то, что за сравнительно короткий период времени в особенности женские НПО стали активными и целеустремленными представителями гражданского общества. В некоторых случаях женские НПО предоставляют услуги без надлежащей правительственной поддержки, включая финансирование.
  • В процессе поиска новой национальной самобытности действуют мощные силы, взывающие к патриархальным традициям и моделям, отрицающим права женщин и ограничивающим их роль в обществе. В некоторых странах женщины вытесняются в частную сферу, и их побуждают вернуться к семейным обязанностям. Кроме того, поскольку новые демократии открывают дорогу более активному выражению религиозных взглядов и свобод, кое-кто стремится извлечь выгоду из этих свобод, с тем чтобы ограничить права женщин.
  • Экономические возможности женщин сокращаются по сравнению с возможностями мужчин. В некоторых странах женщины первыми теряют работу' и последними получают новое рабочее место. Многие женщины выполняют работу, в которой не используются их образование и профессиональные навыки Многие трудятся в неформальном секторе, не имея социальных пособий и защиты В некоторых странах женщины зачастую оказываются объектами сексуального домогательства и ведут борьбу за сохранение своих рабочих мест В большинстве стран нашего региона отсутствуют достаточные правовые рамки для обеспечения гендерного равенства и защиты от дискриминации по половому признаку и сексуального домогательства на рабочих местах.
  • Процесс приватизации в нашем регионе зачастую имеет отрицательные последствия для женщин, как в плане получения доступа к активам, тах и с точки зрения практики нового частного сектора. Кроме того. отсутствует контроль со стороны правительства для определения гендерного воздействия этого уникального исторического процесса.
  • В настоящее время пожилые лица страдают от быстрого обнищания в связи с эрозией и ослаблением систем социальной защиты. Женщинам в нашем регионе угрожает нищета по причине безработицы и неполной занятости, а работа в неформальном секторе в течение переходного периода лишает их права на получение достаточных пенсий и возможности встретить старость с достоинством.
  • Чрезвычайный характер вооруженных конфликтов угрожает процессу перехода к демократии стран, являющихся сторонами конфликта и их соседей, поскольку они направляют международные средства не на цели развития, а на миротворчество и сохранение мира.
  • Ввиду краха коммунизма и не обретенной еще новой самобытности неожиданный всплеск национализма угрожает разнообразию, терпимости и миру в нашем регионе. Националистические силы уже продемонстрировали свою дестабилизирующую роль. Явившись причиной гибели многих людей, они таят в себе новые угрозы. Необходимо выделять ресурсы для поддержания позитивного использования образования и средств массовой информации для обеспечения взаимопонимания и примирения.
  • Насилие в отношении женщин широко распространено в нашем регионе. До сего времени правительства наших стран не приняли адекватных мер по борьбе с насилием и по его предупреждению, не обеспечили выделение ресурсов на цели образования и жилищного строительства и не оказывают юридической, психологической и медицинской помощи жертвам. Более того, законы не обеспечивают достаточной защиты женщинам. В случае попыток опереться на закон женщины нередко сталкиваются с тем, что суды и правоохранительные органы оказываются не в состоянии обеспечить применение законов с учетом гендерных факторов.
  • Гражданское общество еще молодо, не имеет опыта и достаточных средств. Снижение уровней поддержки со стороны государств - членов ЕЭК, международных организаций и доноров ставит под угрозу осуществление целей и обязательств по Пекинской Платформе действий в наших странах. Если ранее голос женщин заглушали политические силы, то в настоящее время их вынуждает к молчанию нехватка ресурсов. Мы призываем организации доноров и страны привлекать женские организации в качестве равноправных партнеров ко всем переговорам и мероприятиям по оказанию помощи; поддерживать интеграцию гендерной проблематики во все программы иностранной помощи; и поддерживать и даже расширять техническое и финансовое содействие странам с переходной экономикой и НПО, с тем чтобы позволить им достичь поставленных целей. Расширение прав и возможностей женщин в нашем регионе должно опираться на отношения равноправного партнерства с донорами и другими партнерами ЕЭК. Именно через такое партнерство женщины и женские НПО получают возможность накапливать опыт, который послужит им в дальнейшем в различных сферах общественной жизни.
  • В нашем субрегионе экономические условия вынуждают многих женщин становиться мигрантами на территории своих собственных стран. Рост масштабов бедности в нашем субрегионе в настоящее время требует принятия особых мер по сокращению бедности применительно к женщинам, проживающим в сельской местности, и к внутренним мигрантам. Кроме того, женщины, ищущие работу, оказываются все более уязвимыми в плане торговли людьми и другой эксплуататорской практики.
  • Допускается серьезное пренебрежение здоровьем женщин, и в особенности репродуктивным здоровьем, которое является для женщин фундаментом осуществления ими других прав человека. Кроме того, репродуктивные права женщин, в особенности право на законное и безопасное прекращение беременности и доступ к системе планирования семьи и половому воспитанию, постоянно ставятся под вопрос. Подобная скудость информации и недостаточное просвещение подвергают женщин нашего региона большей опасности применительно к ВИЧ/СПИД.
  • Следуя выводам предыдущих субрегиональных подготовительных совещаний, женщины, входящие в НПО нашего субрегиона, признают значение своего полного и эффективного участия на всех уровнях международной жизни Женщинам нашего субрегиона не хватает опыта работы с международными организациями и участия в международных процессах. Было бы полезно предпринять решительные усилия в направлении открытия для нас политического пространства для налаживания сотрудничества с остальными действующими лицами региона ЕЭК.
  • Будучи изолированными от международного сообществ в течение многих лет, женщины из НПО не готовы в настоящее время к эффективному общению, а также к достижению взаимопонимания на английском или французском языках. Мы просим международное сообщество оказать поддержку женщинам из стран СНГ и с пониманием отнестись к нашим потребностям в плане регулярного обеспечения письменного и устного перевода на русский язык на всех международных и региональных конференциях.
  • Мы - женщины из стран с переходной экономикой стремимся в полной мере участвовать в строительстве подлинно демократических обществ. Мы напряженно работаем над возведением здания культуры мира. Мы призываем правительства и международное сообщество оказать нам помощь в совместной с нашими правительствами деятельности по поощрению и защите прав человека женщин и достижению гендерного равенства.