СЕМИНАР “УСТАНОВЛЕНИЕ И МОНИТОРИНГ ПРАВ ЖЕНЩИН В РОССИИ” 
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ . 
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО СОЦИАЛЬНЫМ, ЭКОНОМИЧЕСКИМ И КУЛЬТУРНЫМ ПРАВАМ.
Кетти Лазарис, Греция

Это два основных правовых документа, контролирующих права человека. Очень важно разделять эти документы. Исторически сложилось так, что гражданские и политические права всегда подчеркивались, а экономические и социальные права игнорировались, либо потому, что их считали менее важными, а, может быть, потому, что они более дороги для осуществления. Разделение существовало в течение определенного времени, и когда началась борьба женщин за равные права, им были предо ставлены равные гражданские и политические права. Таким образом, женщины вроде бы достигли равноправия. Но мы знаем, что это не так, и что без экономического, социального и культурного уровня этого быть не может.

Политические права
Действительно ли женщины пользуются политическими правами?

Недостаточно иметь только право избирать. Принципы демократии заключаются не только в участии, но и в справедливом представлении, согласии, отчетности, свободных средствах массовой информации, политической партии и уважении прав человека.

В большинстве стран женщины очень мало представлены в парламенте, хотя они представляют несколько больше половины населения. Что касается представительства , здесь они в меньшинстве, поэтому принципы полного участия и справедливого представления не выполняются. Если женщины не получают справедливого представления в парламенте, это означает, что нет конституционного пути, с помощью которого могло бы гарантироваться демократическое представление своих интересов. Правительство продолжает предпринимать действия и производить законы, которые не принимают во внимание интересы женщин, а в некоторых случаях идут против их интересов. Сейчас многие политические партии в своих высших эшелонах почти полностью лишены представительства женщин.

Каковы препятствия для справедливого и полного представительства женщин? Нет никаких оснований для полного признания того, что женщины занимают более низкое положение. Это вроде бы какое-то древнее убеждение, которое можно наблюдать на протяжении многих веков. В большинстве стран основной экономической единицей является семья или хозяйство, где основным кормильцем этого хозяйства и главой является мужчина. И поскольку они представляют свои семьи, они взяли на себя право распоряжаться собственностью и право распоряжаться своими женами и родственниками по женской линии. Если политические партии возглавляются мужчинами, то женщинам приходится принимать представительство через органы, которые не особо обращают внимание на их нужды и взгляды. В профсоюзных группах, особенно в области занятости преобладающую роль также занимают мужчины. Вторым, наиболее важным фактором демократического общества, который является гарантом демократии, является свободная пресса. Если мы посмотрим на управление средствами массовой информации, то даже в индустриально развитых странах мы найдем мало женщин. И меньше половины женщин работают редакторами и репортерами.

Гражданские права
Основные гражданские права - это право на свободу и на личную безопасность. Открытое насилие против женщин и мужчин, конечно, осуждается и наказывается нашим обществом. Однако, насилие против женщин, совершаемое нормальными мужчинами за закрытыми дверьми своих домов, по-прежнему является вопросом, который во многих странах обсуждается очень редко. Насилие мужчин против женщин свойственно всем классам, и рассматривается согласно выводам CEDAW. Женские группы во всем мире являются свидетелями этого. Только недавно обсуждение проблем насилия стало занимать значительное место в международной повестке дня при обсуждении прав человека.

Международная Конвенция по гражданским и политическим правам была принята в 1976 году. Она обращается к вопросу пыток, рабства, свободы и безопасности личности. Все это имеет особое отношение к женщине.

В статье 7 Конвенции говорится о пытках и жестоком, нечеловеческом или унизительном отношении. В статье говорится о рабстве, торговле людьми и принудительном труде. Полагают, что рабство отменено в прошлом веке, но рабочая группа по рабству и подобной практике обнаружила много различных форм, которые по-прежнему превалируют сегодня. Жертвами здесь являются женщины и мужчины. Эта статья часто упоминается в контексте со статьей 6 CEDAW в отношении торговли женщинами, которая в последнее десятилетие приобретает все более возрастающий характер.

Свобода передвижения является темой статьи 12. Эта статья в основном интерпретируется с точки зрения правового, а не социального значения. Однако, ограничения в отношение женщин, вызванные дискриминацией и тем, что они не пользуются другими правами, особенно в браке, отражаются на их свободе передвижения в очень значительной степени.

В статье 14 говорится о равенстве между судами, органами правосудия и правом считаться невиновным до той поры, пока вас не признали виновным. Данные из развивающихся и развитых стран показывают, что к женщинам относятся как к неравным в судах и органах правосудия. Обычно причина этого - социальные предрассудки или даже предрассудки религиозного характера. Например, измена является преступлением в соответствии с некоторыми правовыми системами. Женщинам часто не позволяют давать свидетельские показания, особенно против своих мужчин и даже не разрешают появляться в суде. Такая практика противоречит содержанию статьи 26 на равенство перед законом и равную защиту законом.

В статье 16 говорится о праве признания личности перед судом. И иногда возникает вопрос в отношении того, действительно ли женщин признают личностью с полным набором прав и свобод перед законом.

В статье 17 запрещается произвольное или незаконное вмешательство в неприкосновенность личной жизни семьи, дома или переписки.

В статье 18 гарантируется свобода совести и религии.

В статье 19 провозглашается право высказывать мнение беспрепятственно и пользоваться свободой слова.

В статье 18 и 19 все эти типы прав обычно интерпретируются с предубеждением, что касается гендерного аспекта.

Свобода совести, сознания и религии, упомянутые в статье 18, не соблюдаются, когда приходится повиноваться религиозным или политическим взглядам мужей или отцов. Во многих случаях эта статья не соблюдается.

В статье 20 говорится, что любое разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти, которая является подстрекательством к дискриминации, враждебности или насилия, преследуется по законам. Однако, подстрекательство на сексуальной почве здесь опущено, поскольку важность этого момента не учитывается в дебатах по правам человека. Сексуальная ненависть - основная причина насилия против женщин. И этот вопрос поднимали многие НПО в Пекине в сентябре 1995 года.

В 21 и 22 статьях говорится о правах мирных собраний и их ассоциаций, включая профессиональные союзы.

В 1994 году, в год семьи, статья 23 вызвала большое количество комментариев по правам женщин. Согласно этой статье законы о браке, гражданские, религиозные законы рассматриваются с подразделом 4, который говорит о том, что государства-участники должны принять соответствующие шаги для того, чтобы обеспечить равенство прав и ответственность супругов в браке. Однако, неравенство, которое было обнаружено во время десятилетия ООН для женщин в отношении несправедливого разделения труда и доходов, является свидетельством того, что эта директива игнорируется .

В статье 24 говорится, что каждый ребенок должен без всякой дискриминации иметь права и такие методы защиты, которые требуются его статусом. Это означает, что дети должны пользоваться всеми правами Конвенции без гендерной дискриминации. Мы знаем, что гендерная дискриминация в детстве очень широко распространена.

В статье 25 говориться о гражданстве, правах и возможности участвовать в общественных делах, голосовать и иметь доступ к общественным услугам.

В статье 26 описывается равенство перед законом.

В статье 27 этническим, религиозным и лингвистические меньшинствам гарантируется их культура, профессия и практикование их собственной религии и использование их собственного языка.

Дополнением к этой Конвенции является Международная Конвенция по экономическим, социальным и культурным правам.

Эта вторая Конвенция, по сравнению со Всеобщей Декларацией Прав Человека, более конкретна. Во многих странах большинство составляют бедные женщины . Они работают большее количество часов, но получают меньше, а также менее социально защищены. Можно привести очень много статистических данных и много эмпирических исследований, чтобы это доказать. Вы знаете, что Севером мы называем развитые и промышленные страны, а Югом называем развивающиеся страны (это совсем не означает территориальную принадлежность). На Юге женщины работают по 60-90 часов в неделю для того, чтобы поддержать минимальный уровень жизни. Там они являются главной работающей силой и в сельском хозяйстве и другой деятельности неформального сектора. Их работа, все возрастающий вклад в национальную экономику, мало отражается в национальных расходах.

Женщины составляют большую часть неграмотного населения земли. Часть женщин, которые занимаются управлениям составляет только 10 - 15%. Когда происходят забастовки, то как последствия именно многие женщины теряют работу. Часто женщинам предоставляется только почасовая работа. На Юге программа структурной перестройки, которая была начата Международным валютным фондом, резко усилила неравенство женщин. Многие из этих проектов реализуются в отраслях промышленности, в которых доминируют мужчины и, наоборот, игнорируются те области промышленности, в которых сосредоточено большинство женщин. Многие программы развития регионов заменяют возможность семей выращивать свои собственные продукты питания, заставляя тем самым приобретать импортные продукты. Только 1/3 женщин в мире имеет доступ к информации о контрацептивах, но не может их приобрести. Зачастую возникают большие проблемы со здоровьем, связанные у женщин с рождением ребенка. Плохое здоровье, конечно, большое препятствие для развития женщин. Женщины составляют большую часть голодающих и беженцев. Тяжелые потрясения - экономические, политические, войны - отрицательно отражаются на жизни женщин, так как они становятся объектом насилия. Также в развивающихся странах мы сталкиваемся с ухудшением окружающей среды и уменьшающейся возможностью производительности земель, на которой выращиваются продукты питания. Важность этих проблем в Восточной Европе была признана в Найроби, и в передовой стратегии была необходимость обратить внимание на эти вопросы.

В Конвенции по социальным правам была предпринята попытка более полно определить права женщин, которые были провозглашены во Всеобщей Декларации. Не все положения отражают гендерные аспекты, но многие имеют большее значение для женщин, чем для мужчин.

В статье 7 Конвенции говорится о справедливой оплате работы в равной степени без дискриминации, и особенно женщинам должна быть гарантирована такая же работа, как выполняемая мужчинами. Эта статья сочетается с Конвенцией Международной Организации Труда.

Право каждого присоединяться или не присоединяться к профсоюзам для того, чтобы защитить и способствовать осуществлению своих экономических и социальных прав, является предметом Статьи 8.

Статья 9 гарантирует все права на социальное обеспечение, (во многих странах мира обычно замужние женщины не получают этого права, они исключаются из программы социального обеспечения).

В Статье 10 подчеркиваются проблемы семьи, и особое внимание уделяется беременным и работающим матерям. Подчеркивается запрет на эксплуатацию детей, поскольку во многих странах дети, особенно девочки, должны работать столько же часов, что и взрослые, и, соответственно, не имеют возможности получить образование и, в целом, лишены детства ( что , конечно, является нарушением этого положения).

В Статье 11 говорится о праве на свободу от голода, а также на право на пищу, одежду и убежище.

Физическое и душевное здоровье - предмет Статьи 12. Там предусмотрено сокращение мертворожденных детей и детской смертности, а также предотвращение эпидемий.

В Статье 13 обсуждаются вопросы образования и культуры. Вслед за Всеобщей Декларацией образование и культура гарантируются и необходимы для полноценного развития личности и чувства ее достоинства. Это позволяет всем людям эффективно участвовать в процессах свободного общества, способствовать пониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и различными расовыми, этническими и религиозными группами.

* * *
Теперь мы знаем наши права, то есть то, что определено в Конвенции. И основная проблема заключается в том, чтобы их выполнять. Я хочу подчеркнуть, что эта Конвенция является обязательной. То есть, если какая-то страна подписывает Конвенцию, и если Конвенция ратифицирована, то она становится законом этой страны, в то время, как декларации, резолюции, планы действия и даже платформа действий - это только руководства, даже если страна подписывает эти документы. А Конвенция, которая ратифицирована и одобрена - закон, и мы можем действовать по ней и говорить, что это наши права. А осуществление этих прав в значительной степени зависит от платформы действий женщин в каждой стране.