СЕМИНАР “УСТАНОВЛЕНИЕ И МОНИТОРИНГ ПРАВ ЖЕНЩИН В РОССИИ” 
ИТАЛЬЯНСКОЕ ФЕМИНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Даниела Коломбо, Италия

    Как и итальянское общество, вопреки многим популярным стереотипам являющееся очень сложным и стремительно меняющимся, итальянское женское движение - это сложный и комбинированный феномен, который не может быть легко очерчен по определенной схеме.

Десять лет назад, когда начиналось Итальянское феминистское движение, оно осуществляло движение к социальным изменениям, которые обещали переделать некоторые фундаментальные ценности нашей жизни. По этой причине первое время феминистки решили "идти в народ" (в Риме, Тренто или Милане), но повсюду они встречали враждебность, которая выразилась в насилии под любым незначительным предлогом.

Первые публикации типа Donna e bello (Женщины прекрасны) были только переводами американских и английских статей и эссе. Но в 1972 году женщины-участницы различных групп занялись собственными теоретическими разработками, которые были больше связаны с условиями жизни итальянских женщин и итальянским обществом. Сначала было только две организованные группы:

Movimento di Liberazione della Donna (MLD), связанная с радикальной партией, которая немедленно установила свои основные задачи, такие как: борьба за разводы, проблемы абортов и обучение без дискриминации по половому признаку.

Lotta Femminista (Феминистическая борьба), которая была особенно активна на Севере Италии и выступала за введение заработной платы за домашнюю работу. Lotta Femminista имела международные связи с Англией, Канадой и США.

В Италии в то время были распространены ультра-левые коллективы. Для них решение проблем женщин зависело в первую очередь от верной интерпретации Марксизма. Это были в основном женщины, в прошлом являвшимися членами политических революционных экстремистских левых групп и партий Lotta Continua (Продолжительная борьба), il Manifesto (Манифест), Ananguardia Operaia (Рабочий авангард).

Феминизм был создан для таких женщин, проблемы которых сравнимы с проблемами черных воинствующих женщин в Соединенных Штатах: проблемы примирения феминизма с экстремистской идеологией, которая с одной стороны приводит в замешательство, а с другой имеет определенные "священные" тексты. Большая часть этих женщин окончательно отошла от экстремизма, покинула экстремистские группы и присоединилась к феминистским группам.

Огромное большинство участников движения работали в маленьких расплывчатых неформальных группах на местном уровне. Энергия движения шла из низов, а не сверху. Мероприятия, на которых обсуждались проблемы, характерные для многих стран, не игнорировали, например, разводы, аборты, насилие. Но день за днем направление движения приближалось к условиям жизни женщин, вовлеченных в него. Движение не зависело от национального лидерства. Женщины могли принимать решения коллективно, и понятия типа “иерархии, силы и представительства” были отклонены как продукты мужской культуры.

Глубокое ощущение сообщества объединяло различных женщин, работающих в разных местных организациях. Здесь было ощущение сестринства, ощущение общей борьбы и общих открытий. Мы никогда не узнаем, сколько групп было и сейчас работают по всей стране, но от Сицилии до Фриули, в каждом маленьком городе была феминисткая группа, иногда состоящая только из шести или семи женщин.

Национальные союзы всегда объединяли более чем 50 тысяч женщин. И для движения без центральных структур всегда существовало невероятное количество неформальных связей.

ЕFFE, первый феминистский журнал с тиражом в 50 тысяч экземпляров, продаваемых с газетных лотков, был образован в ноябре 1973 года. Он издавался до 1981 года женским объединением, работающим на добровольных началах. Как было написано в центральной статье в первом выпуске, журнал позволяет женщинам говорить между собой об их собственных проблемах, и в тоже самое время давать все виды информации о женщинах без искаженного изображения, в котором обычно традиционные средства массовой информации представляют женщин (EFFE, 1973).

В марте 1975 года, когда развернулась кампания за проведение референдума о запрещении разводов, феминистки решили выступить и провести кампанию за разводы. В первое время нашей политической истории взамен стратегии обращения к "верхам", феминистки выбрали другие методы: уличный театр, песни, магические коробочки, марионетки и т.д.

Когда предложение католической церкви об отмене разводов было отвергнуто, стало понятно, что итальянские женщины сделали автономный выбор, было также ясно, что феминизм, впервые в истории имел точки соприкосновения с превалирующими социальными направлениями и говорил о реальностях современного общества, выяснилось, что большинство женщин не готовы еще принять феминизм, но что все же феминистки имеют широкую аудиторию, которая готова их выслушать. Женщины из различных социальных и экономических слоев начали реагировать на феминистские идеи.

В 1975 году первые феминистские группы внутри профсоюзов были сформированы в Турине, Милане, Генуе и Риме, и скоро движение среди работающих женщин распространилось по всей стране. Было создано несколько национальных коордиторский центров, самым известным был FLM (работники металлургической и механической промышленности). Женщины, начавшие работать в этой группе, имели серьезные мотивы для создания сети различных организаций внутри их рабочих коллективов. Они также хотели иметь место для работы, где конфликты внутри профсоюзов не могли существовать, где они могли бы работать и предпринимать политические акции другими методами.

В 1976-1977 годах энтузиазм был огромен: почти в каждом большом учреждении или предприятии были феминистские группы. Женщины в профсоюзах были сконцентрованы на некоторых специфических целях:

Во-первых, организация курсов, продолжительностью 150 часов (это курсы, организованные государственными властями, которые рабочие могли посещать в течение рабочего времени, общей продолжительностью 150 часов в год). Феминистки стремились сделать эти курсы открытыми для домашних хозяек, т.е. для тех, кто хотел бы начать работать. Скоро стало ясно, что одной из тем, которая наиболее интересна женщинам, посещающим курсы, является здоровье, предмет, который позволяет им говорить о сексуальности и материнстве. Много теоретической и практической работы было проведено по этой теме.

И, конечно, женщины в профсоюзах были очень активны в кампании по разрешению абортов. Это было только одно общенациональное движение, в котором все различные группы были активны. Не только в восстановлении возможности делать аборты, но и были организованы чартерные рейсы в Лондон, и выяснены тайные задачи по форсированию проведения нелегальных абортов методом отсасывания. Феминистки открыли первые консультации - медицинские центры, где женщины могли бы получить информацию о контрацепции и их проблемах со здоровьем и в то же самое время встретиться с другими женщинами. Многим позже консультации были введены законным путем. Когда они были окончательно одобрены в феврале 1976 года, женщины стали обращаться в региональные учреждения в целях иметь консультации открытые и организованные таким образом, как они хотят.

В 1976-1977 годах движение становится действительно широко известным. Множество журналов публиковалось в различных городах, даже если и не регулярно: Differenze, Rosa, Sottosopra, Donnawomanfemme и Stryx. Некоторые из них скоро закрылись, другие новые родились.

Начали работать первые феминистские издательства: Edizioni delle Donne, La Tartaruga, I libretti verdi, Le edizioni dalla parte delle bambine. Были созданы документационные центры, библиотеки, театральные группы, киногруппы, группы взаимопомощи, группы борьбы против насилия, группы радикальной терапии, наметилась тенденция специализации по определенному пути. Открылось множество женских центров.

В то же самое время много законопроектов было одобрено в парламенте: 1975 год - реформа закона о семье, 1976 - закон о консультациях, 1977- равные возможности на работе, 1978 - закон о легализации абортов. В 1978 году государственная правительственная радиосеть стала открыта для феминисток.

Некоторые женщины, занимающие лидирующие позиции, решили принять участие в программах, организованных феминистками. Телевизионная программа “Si dice donna” (“Говорим мы - женщины”) собрала аудиторию в восемь миллионов человек. Радио программа “Noi, voi, loro, donna” (Мы, Вы, они, женщины), идущая по одному часу каждое утро и имеющая непосредственную обратную связь с публикой по телефону, была чрезвычайно важна для обсуждения феминистских идей. Многие феминистки решили работать для этих программ. Так идея распространялась и стала полем деятельности для тысяч и тысяч женщин и мужчин. Законопроект о легальных абортах был проведен в 1989 году. После этого активность в группах начала медленно снижаться. Феминистские центры и клубы становились пустыми. Это был кризис боевитости. Даже маленькие организации переставали функционировать.

Кризис в феминистском движении означал кризис феминизма как такового для всех. Феминизм, все-таки, никогда не был хорошо структурированной идеологией, и не был движением, имеющим точную политическую программу. Скорее, мы могли бы говорить о различных фазах феминистского движения, чем о кризисе феминизма.

Во-первых, экономический кризис не позволял молодым женщинам найти работу после окончания школы. Это было трудно - говорить об освобождении, если ты живешь со своими родителями и зависишь от них. Проблема поиска работы определяет приоритеты. Старые феминистки, те, кто действительно начинал движение в начале 70-х годов, как-нибудь выработали лучшую жизнь для себя и во многих инстанциях решили отойти в их собственную частную жизнь, оставив обязательства в общественной жизни. Многие из них имели детей и выбрали работу в небольших группах, занимающихся специальными вопросами (Женщины и литература, Женщины и история, Женщины и здоровье, Женщины и развитие). Феминистки поняли, что они затронули множество идей, тем и предметов, которые глубоко не исследованы и которые необходимо рассмотреть более подробно. В то же самое время отношение к феминизму многих политических сил, множества женских организаций типа UDI и политических партий изменилось. Женщины, работающие в этих институтах взяли кое-что от феминизма. Это не должно быть забыто, потому что Италия - это только одна страна в Европе, где множество женских организаций существовало с конца Второй Мировой Войны. UDI (Unione Donne Haliana, Союз итальянских женщин) берет свое начало в Сопротивлении (партизанском движении во время оккупации Италии нацистами). UDI был основан в Риме 15 сентября 1944 года . Noi donne (Мы женщины) становится его официальным журналом в 1945 году. Это означало, что не партизанские организации, занимающиеся женскими проблемами, не взирая на политические идеи, социальные позиции, религию, на деле контролировались женщинами-коммунистами, имеющими громадное большинство и лидирующие позиции. UDI де факто много лет поддерживал политику коммунистической партии. Большинство лидеров этой организации были членами женской комиссии PCI (Итальянской коммунистической партии). Только через несколько лет после рождения феминистского движения UDI постарался работать автономно от PCI. Это, возможно, получилось благодаря молодым женщинам, которые в 1975 году пришли в UDI, присоединившись к феминистской борьбе за разрешение абортов, при этом они открыто не соглашались с коммунистической партией, которая в это время начала вести политику "исторического компромисса с христианскими демократами".

С 1946 по 1970 г.г. UDI занимался серией реформаторских предложений и законов, иногда вместе с женщинами-католичками , организованными в CIF (Centro Haliano Femminile): 1946 - право голосовать для женщин, 1950 - закон, защищающий работающих женщин матерей, 1957 - равная оплата за одинаковую работу, 1963 - возможность для женщин занимать любые должности в государственных учреждениях, 1971 - закон, способствующий созданию более чем 3000 детских садов. Их ошибкой было стремление бороться за прохождение законопроектов, но не за то, чтобы изменить сознание женщин. Женщины из UDI всегда начинали свою борьбу с анализа общества, вернее со своих собственных нужд, с осознания специфики их притеснений. Они всегда концентрировались на одном предмете. Союз имел организационую сеть, структурированную как региональные, провинциальные, городские и районные комитеты и работающие через центральные структуры. Функционеры получали зарплату за их работу.

С того времени как организация становилась все более и более феминистской, она достигла точки “саморазоружения", несмотря на то, что некоторое количество групп еще существовало на местном уровне и они встречались между собой несколько раз в году.

В начале 80-х годов первая фаза истории нового феминистского движения подошла к концу. Успехи, которые были достигнуты движением за эти 10 лет означали важный прогресс в процессе эмансипации. И задача каждодневного управления этими завоеваниями состояла в том, чтобы начали работать многие женщины главным образом из левых политических сил, особенно в небольших центрах.

Комиссия по равенству была создана в 1985 году. Другие комиссии по равенству существовали во всех министерствах, государственных и частных учреждениях. Перепись их еще не проведена. Но их - тысячи. Даже в школах есть теперь учитель, который преподает предмет - “Равные возможности”. Многие законы были одобрены для позитивных действий женщин-предпринимательниц. Последним законом был закон о насилии против женщин. В феминистском движении началась новая фаза исследований и самоанализа, которая была очень хорошо описана Хайке Калерт в последнем выпуске журнала Lola-press.

Итальянская философия половых различий была большей частью разработана женщинами из коллектива Миланского книжного магазина для женщин (libreria delle donna di Milano), женского философского объединения из Вероны и Университета Вирджинии Вульф из Рима. Целью этих трех групп было создание женской философии и политики связей среди женщин. Их теория половых различий сочетает, среди других, постструктурализм, психоаналитические, феноменальные и феминистские элементы комплексной политики различий. Путем связи теории и политических действий они в скором времени были в состоянии предотвратить рост расхождений между мыслями и политикой, как это часто бывает в англосаксонском и немецком феминизме.

Взамен англосаксонскому различию между понятиями "пол" и "гендер", итальянский язык использует термин “differenza sessuale” (половые различия). В то время как английский эквивалент в основном имеет отношение к телу и биологии, “sessuazione” включает процессы и результаты присвоения гендера, дает социальное, культурное и символическое значение тела. В итальянской языковой традиции сексуальность и половые различия употребляются одновременно как в материальном, так и в символистском смыслах, т.е тело и язык выглядят как неразделимое единство.

По мнению феминисток, в языке преобладают мужские понятия и символы. Следовательно, женские обозначения могут быть только недостаточными или не полностью выраженными. Они оставлены для молчаливого внутреннего мира без голоса и без представления в доминирующей речи. Многие итальянские феминистки настаивают на развитии своего собственного понимания материнства, женского языка, женской субъективности и женской сущности. До тех пор пока это требование не будет выполнено, субъективные особенности женщин - материнство, тело, язык будут оставаться адаптированными и уподобленными мужским нуждам и функциям.

Женщины не смогут использовать эти понятия в сфере представления их самих и для выражения их различия. По этой причине Итальянские философы, исследующие эти различия, занимаются поиском женской символики для четкого произношения женских опытов и женских желаний.

Факт быть женщиной - это предпосылка для переопределения понятия женственность. Нам - женщинам необходимо определить самих себя, изучить существующие условия, которые делают нас такими, какие мы есть, понять, как эти условия формируют путь женской жизни, желания, мысли и действия женщины. Тем не менее вопрос остается открытым, каковы возможные формы, чтобы быть женщиной, т.е. какие представления идеологии, символы, технологии, пространства даны женщинам в социальной, политической и семейной сферах нашей культуры. Следовательно, женственность, это то, что я - женщина выражаю и развиваю в общей речи и практике. До тех пор, пока женское объединение практикует и узаконивает это стратегическое, силовое рассуждение, женский политический коллективный предмет может быть переопределен. Субъективный процесс развития каждой женщины поддержан и подтвержден этим новым женским символическим законом. В этом контексте женские определения и субъективность не есть фиксированные категории, а многогранный и динамический процесс . Так женский предмет - это предмет в процессе.

Обсуждая итальянский феминизм, можно выделить особенности - женской индивидуальности, коллективности, солидарности, задумываемых как единое целое.

Демократическое значение сестринства, по итальянскому пониманию разницы, не базируется на идеологии и равенстве между женщинами, что часто чувствуется как регресс. Вернее говоря, разница видится как прогрессивная, продуктивная, и позитивная ценность без автоматического иерархического образования сил между женщинами. С таким мировоззрением и политикой половых различий необходимо формировать женский политический предмет и становление нового социального и сексуального договора. Этот контракт таков, что в нем оговорены два автономных политических субъекта - женщина и мужчина. Таким образом, предпосылка для этого нового социального и сексуального контракта, базирующегося на реальной демократии между полами, есть развитие женской субъективности.