СЕМИНАР “УСТАНОВЛЕНИЕ И МОНИТОРИНГ ПРАВ ЖЕНЩИН В РОССИИ” 
МЕЖДУНАРОДНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ЖЕНЩИН.

Крисанти Лайю

РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Часть 1
“Проблемы женщин в мировом масштабе”
Обсуждая вопросы гендерного равенства мы говорим о социальных и политических проблемах в мировом масштабе, так как они тесно связаны с политикой государств, экономическими системами, религиозными взглядами, моделями развития и традициями культур.

Гендерное равенство является и национальной, и международной социальной проблемой, которая влияет на жизнь женщин и мужчин в развитых и развивающихся странах , независимо от социального и экономического статуса, этнической, расовой и религиозной принадлежности.

Международный масштаб:
Половая дискриминация, отсутствие равных возможностей, недостаточное количество информационных каналов и связей создали следующие проблемы не только для каждой нации, но и в международном масштабе:

* дефицит демократии;
* сокращение важных человеческих ресурсов;
* индивидуальный и социальный кризисы “идентичности” для обоих полов, особенно для мужчин;
* социальная несправедливость и нарушение прав женщин;
* низкий уровень жизни;
* насилие и военные конфликты;
* безразличие к экологическим проблемам ;
* феминизация бедности;

Источники проблем гендерного равенства:
Основные:
Ю социальные предрассудки, которые вносят свой вклад в различие социальных ролей мужчин и женщин, особенно в отношении репродуктивной способности женщин;
Ю политическая практика, культурные нормы и религиозные институты, которые отражают превосходство мужчин;
Ю экономические кризисы;
Ю этнические конфликты и войны;
Ю авторитарные политические системы, которые контролируют человеческие и экономические средства;
Ю недостаточная деятельность правительств, направленная на выполнение обязательств перед женщинами;
Ю неравный доступ женщин к фондам и земле;

Международное положение женщин - общие наблюдения

* Общеизвестно, что женщины живут дольше мужчин. Но мало кто знает, что из общего количества населения мира, которое в 1990 составляло 5,3 биллиона, женщин насчитывается немного меньше, чем мужчин - 2,6 биллиона. Это немного удивляет, т.к. все мы знаем, что во многих странах большую часть населения составляют женщины. Эта потеря баланса произошла из-за того, что в Азии и в районе Тихого океана пропорция составляет 95 женщин на 100 мужчин.

* Во многих районах мира, благодаря социальным и политическим факторам, женщины имеют меньше прав на еду, на социальную защиту и здравоохранение.

* 55% всех женщин живут в Азии.

* Во всем мире, кроме Африки, процент женщин, живущих более 60 лет, возрастает. В Европе, на каждые 100 пожилых мужчин приходится 150 пожилых женщин, в Африке и Латинской Америке - 116, а в Азии - 107.

* Различия в брачном возрасте: около 50% африканских женщин, 40% азиатских и 30% латиноамериканских уже были замужем к моменту 18-летия. Это делает их практически полностью подчиненными своим мужьям и детям. В наиболее развитых районах мира женщины выходят замуж в возрасте от 20 до 27 лет. Но в Бангладеш - 73% женщин были уже замужем к 15 годам.

* Процент пар, которые живут вместе, не будучи женатыми, и процент детей, рожденных вне брака возрастает. В Дании между 1970-1985 годами процент вырос в 4 раза. В США, Австралии, Новой Зеландии и в некоторых западноевропейских государствах этот процент вырос в 2-3 раза. Дети, рожденные вне брака, содержатся матерями.

* Число одиноких домохозяек возрастает. Большой процент из них - разведенные матери, воспитывающие своих детей в одиночку.

* Возрастающая борьба женщин за свои права открывает все больше и больше случаев домашнего насилия, которое применяется мужчинами всех социальных и образовательных уровней.

* В 1985 году в Индии были зарегистрированы 1000 смертей от насилия. В 1986 году - 1819 и в 1987 году - 1786.

* В Тайланде более 50% женщин, живущих в бедных кварталах Бангкока, подвергаются насилию.

* Другая национальная и международная проблема, относящаяся к индивидуальным правам женщин и их достоинствам - это проблема проституции, проблема еще недостаточно изученная и обсуждаемая.

Кроме того:

* Женщины до сих пор не принимают участия в процессе принятия решений. Они отстранены от обсуждения ключевых вопросов ( таких как приоритеты развития, национальный бюджет, социальная политика) в правительствах и международных организациях. Их голоса не слышат, а их опыт, взгляды и навыки не используют. Хотя те же женщины с незапамятных времен очень успешно управляют своими семьями и их окружением.

* В одном из своих докладов предыдущий Генеральный Секретарь ООН Курт Вальдхайм, обращаясь к Комиссии ООН по правам женщин объявил: “Хотя женщины представляют собой 1/2 населения земли и 1/3 рабочей силы, они получают только 1/10 мирового дохода и владеют только 1/100 частью мировой собственности”.

Другие факты:

* Большинство работающих женщин заняты в так называемых женских профессиях, которые, как правило, менее оплачиваемые. В периоды экономических кризисов женщины первыми сталкиваются с проблемами безработицы. Большой процент женщин работает неполный рабочий день, особенно в Европе и США, в конце жизни получая пенсионное право только на половину.

* Женщины, как популяция, становятся беднее мужчин.

* Во многих странах все еще существует половая дискриминация, основанная на законодательстве.

* Существуют различия в зарплате мужчин и женщин, иногда достигающие 20-30% за одну и ту же работу. Это происходит в основном в частном секторе экономической системы свободного рынка.

* Женщины продолжают нести основную нагрузку в работе по дому, в воспитании детей и в заботе о пожилых людях, стараясь справиться со множеством задач и с чувством вины.

* Во многих странах женщины выходят замуж раньше, чем мужчины, и живут в среднем на 10 лет больше, чем мужчины.

* Женщины после развода выходят замуж повторно реже, чем мужчины.

* Практически во всех геополитических регионах женщины сегодня выходят замуж реже, чем в 70-ом году. А те, которые выходят замуж находятся в браке меньше времени и имеют меньше детей.

* Сегодня больше одиноких женщин, несущих ответственность за семью, чем в 70-ом году. Это в основном из-за эмиграции, войн, вдовства и разводов.

* Женщины в развивающихся странах встречаются с большим количеством проблем.

Электричество, безвредная вода и другие гигиенические условия, воспринимаемые как должное женщинами в развитых странах, редко встречаются на юге. Наблюдения показывают, что мужчины и женщины в Азии и Африке тратят около 5-17 часов в неделю на то, что собирают воду; в Индии 7,5 часов на то, чтобы принести домой топливо; в Непале и Бангладеш - 2,5 часа. А они те же самые женщины, которые производят большую часть продуктов, которые потребляются местными людьми. Несмотря на все это, планы развития и экологии полностью игнорируют интересы и нужды женщин.

* Сообщают, что в Российской Федерации возрастает социальная ущербность населения, и нежелание дать женщинам равные права и возможности. Проблема безработицы касается острее женщин, чем мужчин, особенно если они малоквалифицированны. Социальное положение женщин рассматривается в основном в контексте семьи. Средства массовой информации, книги и журналы, как правило, отводят женщине роль домохозяйки и воспроизводят гендерные стереотипы. Миграция, проституция, изнасилования, домашнее насилие и преступления увеличиваются, а тем временем социальное благосостояние уменьшается.

* 56% работающих женщин (828 млн. на 1990 год) проживает в Азии, в Африке. В Азии большинство женщин работает в сельскохозяйственном секторе или в семейных предприятиях, как правило, без зарплаты.

* Большинство женщин живет в странах с низким уровнем годового национального дохода (ГНД)(см. табл. 1).

Таблица 1

МИРОВАЯ СИТУАЦИЯ ПО ПОЛОЖЕНИЮ ЖЕНЩИН.

БОЛЬШИНСТВО ЖЕНЩИН ЖИВЕТ В СТРАНАХ С ОЧЕНЬ НИЗКИМ УРОВНЕМ ГНД ( годовой национальный доход):

A - 14% живут в странах высоким уровнем ГНД ( более чем $10.000)

B - 3% живут в странах со средним уровнем ГНД ($3.000-10.000)

C - 13% живут в странах с низким уровнем ГНЦ ($1.000 - 3.000)

D - 62% с очень низким $1.000

E - 8% неизвестно

Часть 2
“Права женщин, учреждения Организации Объединенных Наций и механизмы продвижения женщин”.

Описанные выше проблемы, становятся более и более актуальными. Увеличивающееся женское сознание и давление, оказываемое международным женским движением вынудили Организацию Объединенных Наций приступить к действиям. Но процедура была очень медленной, хотя в основном официальном документе организации, Уставе ООН (1945), в статье 1 говорится, что “цели ООН... достигнуть международного сотрудничества в продвижении и уважении к правам человека и основным свободам для всех, вне зависимости от расы, пола, языка и религии”. И хотя “универсальная Декларация о Правах Человека, подписанная Комиссией, возглавляемой Элеонорой Рузвельт, и принятая ООН в 1948 году отмечает, что каждый человек имеет право на права и свободы, описанные в этой Декларации, вне зависимости от таких различий как раса, цвет кожи, пол...”.

Ниже, (см. табл. 3) приведен очень понятный обзор основных официальных документов Организации Объединенных Наций, которые составляет базу для учреждений ООН и механизма борьбы за продвижение женщин. Они показывают, как шаг за шагом от Найроби осуществлялись различные планы действий.

Таблица 2

ОСНОВНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ООН И МЕХАНИЗМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ЖЕНЩИН
ОФИЦИАЛЬНЫЕ 

ДОКУМЕНТЫ 

МЕЖГОСУДАРСТВЕН- 

 НЫЕ ОРГАНЫ 

ПРИНЯТИЯ 

РЕШЕНИЙ 

ИНСТИТУЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ВНУТРИ 

 СИСТЕМЫ ООН 

СПЕЦИАЛИЗИ-РОВАННЫЕ АГЕНТСТВА 

 ООН 

ДРУГИЕ 

СТРУКТУРЫ, 

 МЕРЫ, 

ПРОГРАММЫ 

* Устав ООН 

* Универсальная Декларация о Правах Человека 

* Различные Конвенции по специфическим проблемам женщин 

* Конвенции о правах человека 

* Рекомендации, резолюции, декларации ООН, относящиеся к вопросам женщин и правам человека 

* Конвенция по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) 

Стратегии будущего (FLS) 

* Генеральная Ассамблея ООН 

* ECOSOC 

* Комиссия по статусу женщин (CSW

* Административный комитет по координации (ACC) 

* Комиссия по правам человека

Ю Движение за продвижение женщин 

Ю CEDAW (Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин) 

Ю INSTAW (Международный исследовательский и образовательный институт по продвижению женщин) 

Ю UNDP (Фонд развития женщин ООН) 

Ю UNIFEM (Фонд развития женщин) 

* Специальное движение за продвижение женщин внутри специализированных агентств ООН: UNESCO, ILO, FAO 

* Специальные международные конвенции, продвигаемые специализированными агентствами 

* Специфические международные конференции по вопросам женщин 

* НПО с консультативным статусом 

* Всемирные десятилетия 

* План действий ООН по выполнению FLS 

*Широкосистем-ные программы 

* Долгосрочные и краткосрочные программы 

* Обзорные документы и 

отчеты 

Таблица 3

ОСНОВНЫЕ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ЖЕНЩИН
ДАТЫ НАЗВАНИЕ  

ДОКУМЕНТА 

1945 “УСТАВ ООН” Международное сотрудничество в области уважения прав человека вне зависимости от расы, пола, языка и религии 
1948 “Универсальная Декларация по Правам Человека”  “Каждый вне зависимости от расы, цвета кожи, языка может рассчитывать на все права и свободы, провозглашаемые декларацией” 
1949 Конвенция по руководству борьбы с проституцией 
1951 “За равную работу - равную заработную плату”  Конвенция МОТ N 100
1952 “Конвенция о политических правах женщин” 
1957 “Конвенция о гражданстве замужних женщин” 
1958 “Конвенция о ликвидации дискриминации при выборе профессии”  МОТ N 111
1960 “Конвенция о ликвидации дискриминации в области образования”  ЮНЕСКО
1962 и 1965 “Конвенция о замужестве, минимальный возраст для замужества и регистрации” 
1970 Программа международной деятельности по продвижению женщин 
1975 Мексиканская Декларация, Всемирный План действий 
1979 Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 
1981 Конвенция о равных возможностях - работающие, несущие ответственность за семью  МОТ N 156
1985 Найробская стратегия будущего 
1993 Венская декларация и программа действий по правам человека 
1995 Пекинский план действий 
Часть 3
“МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ПРОБЛЕМАМ ЖЕНЩИН”

Реализация вышерассмотренных официальных обязательств Организации Объединенных Наций по отношению к женщинам происходит в основном при помощи следующих механизмов и учреждений:

* Комиссия по статусу женщин (CSW):

основана Экономическим и Социальным Советом (ECOSOC) еще в 1946 году с целью:

а) подготовить рекомендации и доклады для ECOSOC нацеленные на продвижение прав женщин в политической , экономической, гражданской, социальной и образовательной областях.

б) дать рекомендации Совету по важным проблемам, требующим немедленного внимания в области прав женщин.

с) ввести до 2000 года передовые стратегии (FLS), следующие Планам действий и Пекинским предложениям.

Комиссия состоит из 45 представителей стран-членов. Ее сессии посещаются наблюдателями стран-членов и не членов, специализированными агентствами ООН, представителями НПО с консультативным статусом с ECOSOC, также представителями либеральных движений и различных других организации, имеющих аналогичный статус.

Комиссия по статусу женщин (CSW) является межгосударственным органом, и кроме того, является одной из 6 комиссий ECOSOC . Поэтому она несет первичную ответственность за работу, связанную с решением проблем женщин и за обсуждение их сущности в системе Организации Объединенных Наций.

* Экономический и Социальный Совет (ECOSOC):

один из главных органов, принимающих решения в ООН. Он координирует всю экономическую и социальную деятельность ООН и его специализированных агентств. Это учреждение особенно важно для женщин поскольку при нем существуют следующие структуры:

а) Комиссия по статусу женщин
б) Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношение женщин
в) Комиссия по правам человека

Все они посылают свои доклады, отчеты, резолюции в ECOSOC на рассмотрение. ECOSOC принимает по ним решения и продвигает одобренные проекты в генеральную ассамблею ООН для окончательного принятия.

* Генеральная Ассамблея ООН :

высший орган, принимающий решения ООН, и в нем представлены все страны-члены. Согласно статье 13 Устава ООН, одна из функций Генеральной Ассамблеи - проводить исследования и давать рекомендации с целью “продвижения международного сотрудничества в социальной, экономической, культурной, образовательной областях и в области здравоохранения, а также оказывать помощь в реализации прав человека и основных свобод для всех, вне зависимости от расы, пола, языка и религии.

* Административный комитет по координации (ACC):

возглавляется Генеральным секретарем. Является очень важным комитетом, т.к. координирует деятельность всей системы ООН. Комитет состоит из исполнительных директоров всех специализированный агентств ООН, хотя все они являются независимыми межправительственными организациями. С помощью этого Комитета различные направления политики и программы действия Организации Объединенных Наций - (FLS) могут проникать во всю систему ООН и ее специализированные агентства, которые формулируют и представляют свои собственные программы действий.

* Комиссия по Правам Человека:

была организована ECOSOC в 1946 году. Она является главным органом, работающим по проблеме прав человека. Центр по Правам Человека находится в Женеве. После Декларации и Программы действий по правам человека-женщин (1993) было привлечено внимание всех учреждений и институтов Организации Объединенных Наций по развитию и защите прав человека. Проблема прав человека для женщин сейчас является составной частью деятельности ООН в области прав человека. Комиссия по правам человека проводит различные исследования, составляет рекомендации и документы международного характера в области прав человека. Эта Комиссия также выполняет специальные задания Генеральной Ассамблеи ООН или ECOSOC, включая расследование различных нарушений прав человека, заявленных кем-либо, а также задания по осуществлению связи с теми областями, где они были нарушены. Эта комиссия сотрудничает со всеми другими учреждениями ООН в области прав человека, также предоставляет помощь ECOSOC в области прав человека, в рамках системы ООН. В этой работе помогает специальная группа, и большинство проблем, которые связаны с правами человека, передаются в третий комитет Генеральной Ассамблеи.

Часть 4
“Учреждения в структуре Организации Объединенных Наций, занимающиеся продвижением женщин”

* Комиссия по ликвидации всех форм дискриминации (CEDAW):

пунктами которой является претворение в жизнь стратегии, принятой в Найроби. Этот Комитет является органом, который был создан в 1982 году для претворения в жизнь Конвенции ООН по ликвидации всех форм дискриминации по отношению к женщинам. Он состоит из 23 экспертов высоких морального уровня и компетенции в области Конвенции. Основная задача комитета - изучать доклады государств-членов, ратифицировавших Конвенцию, и при помощи ECOSOC ежегодно докладывать в Генеральную Ассамблею о своей деятельности. Генеральный секретарь ООН передает Комиссии по статусу женщин доклады CEDAW для информации.

* Институт международных исследований и образования женщин при ООН (INSTRAW):

исходит в своей работе из идеи, выдвинутой на международной конференции, проходившей в Мексике в 1975 году (Международный Год Женщины). Но организован этот институт был только в 1982 году. INSTRAW - это автономный институт, не входящий в систему ООН. Он находится в Санто-Доминго и сотрудничает с различными исследовательскими центрами по различным предметам. Иногда он использует в своей работе помощь технических экспертов из государств-членов.

* Программа развития ООН (UNDP):

функционирует в основном для развивающихся стран, получающих помощь. Она пропагандирует права женщин через свое подразделение “Женщины в развитии”.

* Фонд развития женщин при ООН (UNIFEM):

это автономный фонд развития при ООН. UNIFEM фокусируется на развитии и имеет две основные задачи:

а) предоставлять финансовую и техническую поддержку женщинам, принимающим участие в кооперативной деятельности, в производстве продуктов питания, в области добычи воды и топлива, в здравоохранении, в малом бизнесе, в управлении и планировании

б)гарантировать, чтобы женщины точно так же, как и мужчины получали равную помощь в программе помощи развивающимся странами. UNIFEM функционируют с 1978 года.

Кроме вышеупомянутой официальной системы работы межгосударственных институтов, структур и механизмов существует:

* очень важная работа, проводимая для подвижения женщин специализированными агентствами ООН и их женскими подразделениями, такими как UNESCO, ILO, FAO;
* перспективные Стратегии (FLS), различные планы действий для выполнения решений;
* два Десятилетия Женщин;
* обзоры и отчеты, оценивающие прогресс, достигнутый при выполнении задач FLS;
* Пекинский план действий;
* регулярные, каждые пять лет, обзоры о роли женщин в развитии;
* важные всемирные тематические конференции, поднимающие проблемы женщин (Конференция по народонаселению);
* многие другие меры, относящиеся к политике и программе женщин;
* неправительственные консультативные центры ООН;
* НПО с консультативным статусом ООН;

Вывод:

Никто сегодня не может отрицать важную роль, которую играет ООН в вопросе прав человека, хотя всем хотелось бы чтобы внедрение в жизнь решений этой организацией было более эффективным.

До 70-х годов в работе ООН женским проблемам не уделялось должного внимания. Продвижение вопросов женщин представляло собой медленную процедуру с очень важными шагами. Например, Конвенция ООН о политических правах женщин 1952 года, которая призывала женщин во многих странах получить право голосовать.

Международный год женщины - 1975. Он был объявлен, благодаря международному женскому движению и наличию международных проблем таких, как: население, отсутствие продуктов питания, в области здороохранения и все возрастающей нищеты. Международная декада женщин 1975-1985 ускорила работу механизма ООН в решении проблем женщин и выдвинула их на первый план.

Существует много Конвенций, Комитетов, Программ, Планов, но в то же время очень мало женских представителей, занимающих ключевые посты в органах принятия решений ООН.

Усиление работы механизмов ООН зависит не только от государственных организаций, но и от всех нас, кто желает продолжать бороться за права женщин.