СЕМИНАР “УСТАНОВЛЕНИЕ И МОНИТОРИНГ ПРАВ ЖЕНЩИН В РОССИИ” 
ИНСТРУМЕНТЫ И СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРАВ ЖЕНЩИН.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ.


ПОЛНОЦЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ ЖЕНЩИН
Крисанти Лайоу, Греция
Согласно ст.3 Конвенции ООН о Ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: “Государственные партии будут предпринимать во всех областях, особенно в политической, социальной, экономической и культурной, всевозможные меры, включая законодательства, чтобы обеспечить полноценное развитие и продвижение женщин, чтобы гарантировать им использование прав человека и основных свобод наравне с мужчинами”.

Эта статья была прокомментирована во всем мире как статья, которая побуждает государственные партии предпринимать реальные меры для того, чтобы гарантировать женщинам общечеловеческие права и основные свободы. Статья призывает к решительным действиям и к практическим организационным решениям с целью продвижения не только узаконенного на бумаге, но и фактического гендерного равенства. Приоритеты, возможные меры и механизмы, которые будут установлены для этой цели должны быть выбраны каждым государством по его усмотрению. По нашему опыту за последние 15 лет наиболее развитые и некоторые развивающиеся страны уже установили национальные системы, целью которых является продвижение женщин и реализация национальной политики в отношении женщин на правительственном уровне.

Существование этих систем возможно по следующим причинам:

а) существовало давление на правительства со стороны международных учреждений, специализированных подразделений по вопросам женщин, Международных десятилетий женщин, перспективных стратегий и планов действий с целью выполнения их обязательств

б) группы женщин на национальном уровне потребовали установления такой системы для оказания давления на политические власти

с) некоторые правительства из-за их идеологии или просто ради привлечения голосов женщин, выражали политическую волю продвигать гендерное равенство и права женщин.

Форма и тип национальной системы могут указать на политическую концепцию правительства по социальной роли женщин и веры в участие людей в демократических процессах. По своему опыту мы можем выделить основные типы национальных систем:

а) Общественные услуги, которые ассоциируют женщин с проблемами семьи и детей. И рассматриваются они теми же министерствами.

б) Общественные услуги, которые предусматривают социальную роль женщины не только в контексте семьи, и пытаются решить проблемы женщин осознавая женщину, как важный фактор развития всех сфер жизни страны.

С организационной точки зрения:

а) Некоторые национальные системы функционируют централизованно.

б) Некоторые национальные системы имеют централизованную координацию, как правило на правительственном уровне и различные децентрализованные структуры. Например, специальные союзы в различных министерствах, другие общественные институты.

Как мы отмечали, тип Национальной Системы в каждой стране различен.

В некоторых странах Национальная Система имеет форму Совета по Равным Возможностям, который административно и организационно независим от правительственных структур, но он играет консультативную роль в правительстве. В некоторых странах существуют Консультационные Советы, подчиненные Кабинету Премьер Министра или входящие в состав отделов министерств. В других странах существует только один Союз, отвечающий за продвижение проблем женщин, а в других - Национальные Системы могут быть более сложными, разбитыми на большее количество региональных отделений и региональных комитетов. Существует так же модель Омбудсмена, особенно в скандинавских странах, как часть национальной системы.

Существует и может быть создано очень много типов Национальных Систем, поэтому невозможно описать их все.

Было бы интересно обсудить, что могло бы быть основными компонентами эффективной национальной системы. По нашему опыту какая бы ни была официальная форма, национальная система:

1) должна функционировать как можно теснее с наиболее влиятельными политическими органами принятия решений страны. А если это политически возможно, быть на министерском уровне с тем, чтобы принимать участие в совете министров;

2) должна быть децентрализована с региональными и местными комитетами или с комитетами и департаментами общественных союзов;

3) должен быть подобран адекватный персонал;

4) должна иметь собственный бюджет;

5) должна иметь хорошо подобранную информацию и современную систему коммуникации для того, чтобы вовремя собирать информацию;

6) должна иметь тесное взаимодействие с негосударственными центрами исследования, университетами и женскими группами;

7) должна иметь тесное взаимодействие с международными институтами, информационными агентствами и средствами массовой информации;

8) должна иметь хорошую библиотеку и документационный центр;

Очевидно, что Национальная Система важна для продвижения женщин и что информация является одним из основных элементов, помогающих женщинам заявлять о своих общечеловеческих правах и впоследствии оказывать давление на правительство, заставляя его формировать политику с учетом продвижения женщин.

Очень важно, чтобы эти информационные отделы образовали хорошо организованную информационную систему , создавали сеть, связывающую международный, национальный и региональный уровни для сбора данных о проблемах женщин, по статистике, результатам исследований. Так же важно, чтобы они могли интерпретировать, анализировать и перерабатывать информацию для национальной женской системы, для политиков и для различных целевых групп.

Необходимо, чтобы информационные отделы взаимодействовали с национальными статистическими службами, не только для сбора данных, но также и для того, чтобы предлагать специализированные программы по проблемам женщин и чтобы отстаивать социальную роль женщин, их положение на рынке труда, и неоплачиваемую работу женщин, это ясно отражено в национальной статистике.

Международный исследовательский и образовательный институт по продвижению женщин (INSTRAW) при ООН, подразделения ООН по продвижению женщин и Статистический офис Департамента Международных Экономических и Социальных Дел могли бы проводить техническую экспертизу. Кроме подразделения по продвижению женщин, ООН развила компьютеризованную библиографическую систему, касающуюся женщин и рекомендует национальным системам создать их собственные компьютеризованные библиографические системы.

Многие информационные и коммуникационные центры по проблемам женщин функционируют сегодня в системе национальных, региональных организаций и союзов. Со своим электронным оборудованием, Интернетом и другими сетями они будут обслуживать продвижение женщин во время 21 века и будут способствовать внедрению в жизнь международного и национального Планов Действий.

Давайте надеяться, что передовая электронная технология поможет продвижению прав человека, не лишая индивидуумов их человеческих аспектов и качеств.