ГендерLAND № 2 (6) февраль 1998 г.
  ЖЕНСКИЕ ГИМНАЗИИ И ШКОЛЫ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
Людмила Попова

Плоды летней школы "Волга-97" многообразны по форме и срокам созревания. Представляю один из них, возможно и не совсем готовый к всеобщему употреблению, но безусловно притягательный и заслуживающий внимания. Его завязь начала наполняться плотью в непредсказуемое и благодатное время для роста - после дневных "школьных" трудов по постижению научных ипостасей гендера. Не один час мы с Еленой Михайловной Тихомировой, директором женской гимназии, провели в беседах, вышагивая по крутому берегу по вечерней прохладе. Всепоглощающим предметом наших диалогов были девочки, проблемы их образования, плюсы и минусы раздельного обучения.
Несомненно легче громко заявить обществу, что женское раздельное образование - это вчерашний день, рассадник традиционных представлений о месте женщины. Так и сделали некоторые наши коллеги, умудрившись (блюдя себя и чистоту женского движения?) даже не взглянуть на "рассадник", который находился рядом. Труднее помочь отделить зерна от плевел - время требует напряжения и поиска результатов почти утраченного опыта.
Предыстория к научным выкладкам. Cоздание женской гимназии в наше время задача очень непростая как с точки зрения ее методологии, так и организации. Беседы с Е.М.Тихомировой раскрыли, как много изменилось в концепции гимназии с 1991 года, когда появился первый женский класс, до момента превращения всей школы в единственную женскую гимназию Санкт-Петербурга. Сейчас эта концепция строится на необходимости создания условий для целостной личностной самореализации учениц. Я решила обязательно увидеть своими глазами, во что претворилось педагогическое творчество, "померить" то, что возможно в личностном развитии учениц, разобраться в своеобразии накопленного опыта. Здесь я поделюсь лишь некоторыми впечатлениями от поездки* в женскую гимназию, а также мыслями, которые возникли под влиянием этого визита.
В гимназии я провела почти неделю, побывала на уроках, беседовала с учительницами и со школьным психологом, с нынешними ученицами разных классов и выпускницами прошлых лет, просмотрела видеофильмы о знаменательных событиях гимназии, вчитывалась в исследовательские работы девочек.
В первый день, едва переступив порог гимназии, я поймала себя на том, что оказывается боялась увидеть чинные пары прогуливающихся по коридору и услышать ровный гул их голосов. К моей радости на переменах девочки бегали по лестницам и коридорам, весело возились друг с другом и даже отдаленно не напоминали известные картинки из жизни воспитанниц благородных пансионов. Это впечатление соответствовало тому, что я узнала о гимназии в последующие дни. Девочки вели себя свободно на уроках, активно работали на разных предметах. Такого количества вопросов, которые задавали сами ученицы, в первую очередь, на уроках математики, я не слышала за все годы посещения разнообразных отечественных и зарубежных школ. Самостоятельные исследовательские работы девочек по широкому диапазону тем, которые они выбирают сами, и по их проработке вызывают восхищение. Об их уровне говорит также тот факт, что результаты изысканий нескольких старшеклассниц были опубликованы. Приятное удивление вызвало также то, что ежегодно часть девочек выбирает темой своего исследования жизнь женщин России, восстанавливая историческую справедливость по отношению к ним.
Все выпускницы гимназии стали студентками наиболее престижных вузов северной столицы, успешно учатся, а некоторые умудряются еще параллельно заниматься на различных курсах. Реакцией студенток на мой вопрос, какие трудности они испытывают сейчас при совместном обучении с юношами, было первоначальное недоумение, за которым следовал ответ - "никаких".
Старшеклассницы говорили о том, что отсутствие мальчиков позволяет на уроках сосредотачиваться на самом предмете и не думать о том впечатлении, которое они могут произвести на соучеников. Сравнивая свой опыт работы в смешанном классе и в женской гимназии, некоторые учительницы подчеркивали, что плюсом раздельного обучения является почти полное отсутствие таких отвлекающих моментов как перешептывания, переглядывания, заигрывания, записочки и т. п., а также отказов отвечать. Как трудность отмечали то, что иной раз нужно искать другие пути объяснения и отработки учебного материала, приспосабливаться к девочкам. Я бы назвала это значимым плюсом, как свидетельство перехода от методов, ориентированных на мальчиков, к тем, в которых учитываются познавательные особенности девочек. Следует сказать, что такой переход неслучаен, так как с самого начала Е.М.Тихомирова ориентировала педагогов на постоянный поиск именно таких методов, которые приносят наилучший эффект в обучении девочек.
Наконец, важным отличием гимназии является то, что у девочек есть настоящие женские модели для подражания, что чрезвычайно важно для их личностного роста. Прежде всего, это сама руководительница гимназии - человек творческий, умеющий рисковать и добиваться поставленной цели. Е.М.Тихомирова активно искала и нашла людей, некоторых без специального педагогического образования, но с богатейшими знаниями, увлеченных своим предметом, способных передать свое увлечение ученицам и заразить их пристрастием к нестандартным решениям, к творчеству.
Далеко не все проблемы решены в обучении, что связано с недостатком достоверных знаний об особенностях развития девочек, о предпочитаемых ими познавательных стилях и формах учебной работы. Не всегда легко найти единомышленников, готовых помогать осмысливать и развивать накопленное. И здесь нельзя ни сказать спасибо летней школе, которая соединяет людей, живущих в одном и том же городе, работающих над близкими проблемами и прежде не ведающих ничего друг о друге. Отсюда началось сотрудничество с психологом из университета И.Н.Клециной. Ирина Клецина также была участницей летней школы "Волга-97", но живя в одном городе с Еленой Тихомировой, ничего не знала о женской гимназии. А теперь она привела с собой в женскую гимназию также своих студенток. Это еще одно сотрудничество, рожденное Школой.
Вопрос, который возможно уже возник у уважаемой читательницы/читателя, звучит скорее всего так: "А в чем собственно проблема с этим раздельным женским образованием и есть ли проблема?" К ответу я и перехожу.
Немного истории (все-таки!) проблемы. Социально-экономические изменения в российском обществе повлекли за собой активный рост альтернативных форм и содержания обучения. Наряду с частными женскими школами появились женские классы и гимназии в рамках государственной системы образования. Реакцией на их появление стали сомнения в целесообразности раздельного образования для девочек. Кстати, значимым показателем гендерно специфического отношения в этой области является тот факт, что под сомнение ставится прежде всего сама идея раздельного женского образования. При этом общепризнанная, распространенная и длительная практика раздельного обучения мальчиков/юношей (военные училища и институты разного типа), целесообразность которой не обсуждается и как бы не подлежит сомнению.
Исторический анализ раскрывает противоречивость взглядов на женское образование с момента его появления и до настоящего времени. Еще в дореволюционной России обозначились два подхода к его целям и содержанию. В одном из них главная цель женского образования ставилась как подготовка женщины к более эффективному выполнению воспроизводящей и воспитательной функций. Второй подход ориентировал на широкое, "общечеловеческое", образование с обязательным включением профессиональной подготовки как основы "равноправной совместной общественной деятельности мужчин и женщин" (П.Ф.Каптерев, 1898). В последнем подходе учет психологических особенностей женщин в обучении выделялся как существенное условие их приобщения к научным знаниям и профессиональной деятельности.
Оба подхода нашли свое практическое выражение в наше время в раздельном женском образовании. Одновременно с женскими классами, обучение в которых построено на традиционных, патриархатных представлениях о месте женщины в обществе, идет обучение, основанное на гуманистических принципах содействия личностной самореализации (как в вышеописанной гимназии).
Между тем различия существуют и проблема учета психологических особенностей девочек/девушек/женщин в обучении актуальна. Для более эффективного обучения женщин необходимо ориентироваться на такие особенности, сложившиеся в процессе гендерной социализации, как: чувство взаимосвязанности, общности (feeling of connectedness), выделенное Кэрол Гиллигэн (1993); предпочтение сотрудничества, а не соревнования как стиля учебной деятельности; большую чувствительность к межличностным отношениям; направленность на практические аспекты знаний.
Совместное обучение: плюсы и минусы. Обычно утверждают, что совместное обучение способствует развитию взаимодействия, взаимопонимания между девочками и мальчиками, учит их работать вместе и тем самым лучше готовит к будущей взрослой жизни. Как бы подразумевается, что при таком обучении всяческая дискриминация отсутствует и оба пола имеют одинаковые условия для нормального развития. Увы, реальное положение говорит о другом.
Во-первых, в школе остаются "мягкие" открытые формы половой сегрегации. Вспомните, как старательно многие учительницы начальной школы строят девочек и мальчиков в отдельные линеечки для того, чтобы сохранить порядок при входе в класс или столовую. Фиксирован порядок и при распределении обязанностей: за растениями в классе ухаживают девочки, санитарки - тоже девочки. Домоводство - только для девочек, столярные и слесарные работы - для мальчиков. И вот уже благодаря бесчисленным повторениям этих вроде бы незначительных мелочей четко формируется представление о "женских" и "мужских" обязанностях и поведенческих характеристиках. Не возникает даже тени сомнений, что тем самым отвергаются индивидуальные различия и предпочтения. Их принимают во внимание, но в определенных рамках и только внутри однородных по полу групп.
Формируется ли стихийно, само по себе умение общаться, совместно работать только потому, что девочки и мальчики рядом? Какие-то его элементы видимо - "да", но не самые существенные. В этом меня окончательно убедили мои наблюдения за общением в ходе совместного решения учебных задач в летней школе для детей с высокой познавательной мотивацией.
При работе в парах и малых группах (3- 5 человек) девочки чаще всего брали инициативу на себя как в выдвижении идей, так и в их воплощении. Тем не менее, как только наступал момент представления окончательных результатов в большой группе, делали это мальчики. Девочки перемещались на второй план. Если обсуждение или решение проблемы проходило в большой группе, то участвовали преимущественно мальчики: редкая девочка могла противостоять частым прерываниям ее выступления, громким низким голосам мальчиков. И это не смотря на особые правила общения, принятые в этой школе, за соблюдением которых старались проследить воспитатели, и на которые ссылались редкие девочки, отстаивающие свое право быть выслушанной. Одно из них было сформулировано так: "Не перебивай говорящего!" Но укоренившуюся привычку мальчиков комментировать и прерывать речь девочек нелегко изменить!
Второй вывод очевиден - без специально организованной программы, стихийно, взаимодействие идет не в пользу развития девочек. Известно также, что таких специальных программ у нас нет - девочки привыкают ограничивать свою активность в большой группе, их голос становится неслышным.
Еще одна сторона школьной жизни - учительницы и учителя. Они также являются продуктом гендерной социализации. И хотя немногие из них могут открыто признаться в предвзятом отношении к девочкам, подавляющее большинство постоянно демонстрируют его, даже не осознавая. Эти неосознаваемые ожидания, отношения, представления обычно (привычно) проявляются в повседневном общении с учащимися на уроках, в первую очередь, в импровизированных педагогических действиях и приемах. Исследования показали, что в процессе обучения с девочками обращаются в классе не так, как с мальчиками:. девочкам на уроках дают меньше времени на подготовку и ответы, и нередко потому, что мальчикам быстро надоедает их слушать, они начинают шуметь и баловаться. В результате девочки меньше участвуют в дискуссиях, то есть именно в той форме совместной работы, которую они любят и считают полезной для учебы. С мальчиками ведут более продолжительные беседы, их чаще вызывают отвечать, им учителя задают более сложные вопросы, требующие работы мышления, подробно анализируют их ответы; мальчики получают прямые инструкции, что и как делать, чтобы добиться больших успехов, их чаще хвалят. Напротив, девочкам уделяют меньше внимания и они скорее превращаются в "невидимых", второстепенных членов класса.
Как правило, в более старшем возрасте в разнополом классе девушки опасаются показать свои знания и даже превосходство над сверстниками в каких-то областях, так как предвидят, что за этим могут последовать насмешки и отвержение.
Итак, мы видим, что современное совместное обучение даже с большой натяжкой нельзя назвать вполне благоприятным для целостного развития девочек, тем более, что мы рассмотрели далеко не все его недостатки. Образование ориентировано, в первую очередь, на мальчиков/юношей, оно продолжает оставаться "мужским".
Раздельно и счастливы?! В определенной степени раздельное образование компенсирует минусы совместного обучения. Оно дает следующие преимущества девочкам:
* во-первых, ученицы становятся объектом внимания преподавателей и не чувствуют себя на вторых ролях, что положительно отражается на их я-концепции и общем психическом развитии;
* во-вторых, они не ощущают психологического дискомфорта, когда задают вопросы, исследуют научные проблемы, отвечают у доски, совершают ошибки и досадные промахи;
* в-третьих, они получают лучшие возможности для развития умений интеллектуального лидерства, для проявления своей активности.
Достаточно многочисленные данные зарубежных исследователей говорят о том, что девочки/девушки чувствуют себя лучше психологически и в академическом плане в женских школах, колледжах, университетах, а после окончания учебы чаще добиваются профессиональных успехов и более полной самореализации.
Действительно ли все обстоит так хорошо, когда девочки и мальчики учатся врозь, не совсем ясно. Необходима длительная проверка, насколько раздельное обучение соответствует требованиям современной ситуации, и уже ясно, что с экономической точки зрения, это не лучший вариант. С другой стороны, при определенных индивидуальных особенностях раздельное обучение может быть единственным выходом. И уже это означает, что женским школам - быть, наряду со всеми остальными.
Дальнейшие шаги. Мы полагаем, что необходим научный гендерный анализ целей, содержания, методов программ раздельного обучения, отслеживание его результатов, так как некритическое внедрение патриархатно ориентированных программ может блокировать реализацию личностного и интеллектуального потенциала женщин в будущем, вести к различного рода проблемам и заболеваниям.
Напротив, женское образование, базирующееся на гуманистическом принципе целостной самореализации, учитывающее особенности девочек, сложившиеся под воздействием гендерной социализации, способно содействовать их более эффективному развитию. В программах такого образования необходимо обсуждать разнообразные варианты жизненного пути; помогать ученицам осознать, какие барьеры могут встретиться и как можно их преодолеть; нужно учить строить жизненные планы с учетом своих индивидуальных особенностей, с прогнозированием последствий тех или иных решений на том или ином жизненном этапе.
В завершении я хочу подчеркнуть, что реальные положительные сдвиги в социальной ситуации женщин во многом зависят от образовательной системы, в которой до сих пор не делается никаких активных попыток учесть то, что выявлено в гендерных исследованиях. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, следует собирать, осмысливать и поддерживать педагогический опыт, идущий на пользу нашим дочерям и сестрам.
 

* Поездка осуществлена при финансовой поддержке РГНФ грант №96-03-04277а.