Спецвыпуск 2000
Галина Гришина
"Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"

"ЖЕНЩИНЫ В ПАУТИНЕ ИНТЕРНЕТ"

Прошло пять лет как на основе технологии WWW (World Wide Web — Повсеместно Протянутая Паутина) начало формироваться новое информационное пространство "без границ" — Интернет. В настоящее время, возможности Интернет порождают иллюзию о формирующемся свободном Киберпространстве. Этой иллюзии способствует ситуация, что Интернет как сеть сетей имеет только консультативный совет и не имеет руководящего органа, а так же то, что это Киберпространство так огромно, что им невозможно управлять. На самом деле, сейчас активно происходит в той или иной форме объединения крупнейших компаний, деятельность которых связана с информационными технологиями, с новостями и развлечениями. Большинство обычных пользователей Интернет не обращают внимание на эту монополизацию Киберпространства. События, разворачивающиеся в этом виртуальном мире, скорее всего, приведут к тому, что руководство этой монополией будет принадлежать мужской части населения, потому что эти информационные ресурсы являются стратегическими. Поэтому возникает вопрос: сумеет ли человечество на фоне процессов глобализации сохранить свободным информационное пространство в XXI веке? и какое место в нем смогут занять женщины?

В настоящее время в Интернет вовлечены миллионы человек. Аналитики предсказывают, что в 2000 году пользователей Интернет будет около 200 млн. Сколько же среди них женщин? По данным различных исследований доля женщин среди пользователей Интернет увеличивается и в настоящее время составляет в США — более 40%, в Европе — более 20%, в России — 15%. (Эти цифры приведены в докладе Т.Бокарева "Количественный и качественный состав аудитории Интернета, тенденции развития и их значение для рекламодателя".) Агентство Gallup Media по итогам исследования аудитории Интернет в сентябре 1998 г. приводит очень "оптимистическую" цифру 31,1% женщин среди пользователей Интернет в России. По статистике некоторых Университетских Центров Интернет среди их пользователей 20% женщин. По оценкам РОЦИТ (Региональный Общественный Центр Интернет-Технологий) в России в настоящее время около 1,5 миллионов человек используют Интернет. Если предположить, что из них 20% женщин, то получится 300 тысяч.

Кто же эти женщины?
По материалам исследования, проведенного в 1999 году Ольгой Арестовой, доцентом кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. Ломоносова, в России используют Интернет женщины в возрасте 20–25 лет (25%), 25–30 лет (25%), 40–45 лет (23%). По роду занятия они в основном из сферы науки и образования: почти треть из них — школьницы, студентки, аспирантки (29%); четверть — преподавателей и научных работников (25%); четверть — специалистов по компьютерам и программированию (23%); а также — менеджеры (8%), журналистки и специалисты в области массовой коммуникации (7%) и т.д. до домохозяек (1%).

Сами женщины называют следующие причины того, что их в российском Интернете все еще мало. "Применение Интернет связано с такими областями, где вообще не слишком много женщин". "У женщин слишком много других обязанностей". "По сложившейся традиции женщине не принято заниматься техникой". Такие формулировки явно демонстрируют устойчивость существующих гендерных стереотипов в обществе. Но определяя, какую роль в их жизни играет Интернет, женщины отвечают, что для них это рабочая необходимость, важный источник новых знаний, интересное общение и новые друзья.

И что же на сегодняшний день (27 января 2000 года) в Киберпространстве на русском языке "для женщин" и "о женщинах"? Поисковая система "Яndex" на запрос "женщин" предложит посмотреть более 438 тысяч уникальных документов, т.е. Web-страниц. И эти "уникальные документы" содержат главным образом развлекательно-светские материалы, информацию о магазинах, кулинарии, косметике, моде, о службах знакомств, в том числе эротические и порнографические сайты. В августе 1999 года был открыт "Семейный" Яndex. Делая запрос в этом Яndex'е, Вы не найдете мата и порнографии, то есть ничего, что не разрешено, полуавтоматический фильтр исключает "взрослые" сайты, а также все страницы, содержащие "нехорошие" слова. Если повторить запрос "женщины" при включенном "семейном" фильтре, то "уникальных документов" найдется менее 253 тысяч, т.е 42% информации скорее всего предназначены не для женщин. Что же было обнаружено при других запросах? "Семейный фильтр" отбросил от 32 до 37% при запросах "женская сетевая программа", "феминология", "женские организации", "положение женщин". Ситуация с гендерной терминологией еще хуже: "гендерная политика" (-47% страниц), "гендер" (-56% страниц), а результат поиска слова "феминизм" может только удивить, вместо 4153 страниц получилось только — 1688, т.е. -59% страниц. При достаточно нейтральном словосочетание "национальный доклад" сокращение составило около 20%.

За последние 2 года на русском языке в Интернет появились Web-страницы и сайты женских организаций, серьезные публикации и аналитические материалы. Каталог "@Rus" на запрос "женщин" предлагает 225 ресурсов, из них только около 10% можно отнести к нетрадиционным информационным источникам, таким как сайты Open Women Line (http://www.owl.ru), Женская информационная сеть (со старым адресом), Сеть "Женщины Востока и Запада" (страница NEWW на русском языке с информацией 1996 г.), Российский феминизм (http://www.geocities.com/Athens/2533/russfem.html), Гуманитарные исследования в Интернет (http://www.relarn.ru:8080/human/woman.txt). Специалисты Yandex не знают, а может и не замечают, новые сайты, созданные женскими организациями: Женская информационная сеть (http://www.womnet.ru), Консорциум женских неправительственных объединений (http://www.wcons.org.ru), Московский центр гендерных исследований (МЦГИ) (http://www.gender.ru), "Феминистская Лига" (г. Алма-Ата, Казахстан) — Женщины Шелкового пути ("Silk Road Woman") (http://www.women.kz), Харьковский Центр Гендерных Исследований (http://www.gender.univer.kharkov.ua). Правда, поиск по словам "гендер" и "феминология" в каталоге "@Rus" дает нулевой результат.

С помощью российских поисковых систем информацию о женских организациях и их деятельности может найти только опытный пользователь. Например, в новом каталоге ресурсов Интернет "Желтые страницы России" информация о женских организациях включена в категорию "Прочие организации". В ответ на запрос "женские организации" каталог "@Rus" выберет только 4 записи: Open Women Line, Женская информационная сеть, Cyber-Femin-Club (http://www.cfc.spb.ru/organizations/cfc/index.htm), Российский Феминизм, каталог Rambler предложит 2005 (включая костюмы женские, юбки женские, пиджаки женские, пальто женские утепленные на синтепоне) уникальных страниц, а Яndex — 2282, но с "семейным фильтром только 1465 (поиск 27.01.2000).

Российские каталоги и поисковые системы Интернет не имеют среди своих основных разделов (рубрик, категорий) женскую тему. Описание информации "для женщин" и "о женщинах" включены в категории "Семья, дом, досуг" (Каталог "@Rus" и Апорт), "Развлечения" и "СМИ" (Rambler), "Домашний очаг" и "СМИ" (Каталог List.ru и Яndex) и т.п. В англоязычных каталогах такую информацию можно найти совсем в других разделах, например, в каталоге "Yahoo!" в разделе "Society and Culture", а каталог "Infoseek" имеет специальный раздел "Women". На английском языке существуют электронные путеводители по Интернет для женщин, такие как WWWomen! (http://www.wwwomen.com/), FeMiNa (http://www.femina.cybergrrl.com), Beatrice's Web Guide (http://www.bguide.com/webguide/zines/fabfinds.html), Feminist.com (http://www.feminist.com), сделано много информационных сайтов, например, AVIVA (http://www.aviva.org) — сайт содержит информацию о женском движении по всему миру: мероприятия, ресурсы, группы, курсы и многое другое) и NEWW (http://www.neww.org) — сайт Сети Женщин Востока и Запада (Network of East-West Women) - международный информационный ресурс расширяет возможности женщин на Востоке и Западе - в странах бывшего СССР, в Центральной и Восточной Европе - налаживая связи, информационные сети, осуществляя обмен информацией и обучающие программы.). В 1997 г. был издан справочник Shana Penn "the Women's quide to the wired world", содержащий аннотации и адреса 700 лучших ресурсов Интернет для женщин.

До настоящего времени не существовало ни одного русскоязычного тематического каталога, содержащего разделы с информацией о положении женщин в обществе, участии женщин в принятии решений и т.п.

При поддержке Женской Сетевой программы ИОО-Россия "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты" (новое название после перерегистрации ЖИФ "Восток-Запад") осуществил поиск в Интернет по женской теме (по положению женщин, деятельности и достижениям российских и зарубежных женских организаций, стратегии и практике женского движения). В результате будет создан Каталог "Интернет-женщинам!" в электронном и печатном виде, что предоставит возможность пользователям Интернет найти в лабиринте Киберпространства информацию по положению женщин. В Каталог включены такие разделы, как: женское движение; права женщин; гендерные исследования; женщина и политика; проблемы насилия; СМИ и образ женщины; женщина и здоровье; просвещение и обучение; социальные вопросы; женщина и экономика; женщина и религия; грантодатели, благотворители, фонды; женское творчество, искусство и культура; сексуальность.

Каталог "Интернет - женщинам!" предназначен для информационной поддержки женских организаций и объединений, в нем сконцентрированы материалы, которые полезны в женских и гендерных исследованиях, в просветительских программах, поэтому он будет являться уникальным путеводителям по Интернет для преподавателей, подготавливающих курсы по гендерной проблематике, обучающихся студентов, исследователей, журналистов, экспертов, политических деятелей.

Содержание