ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТОК № 17
3 декабря 1996 года

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

РОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕКИНСКОЙ ПЛАТФОРМЫ ДЕЙСТВИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН"

29 ноября в помещении Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялась конференция "Пути реализации пекинской платформы действий по улучшению положения женщин".
Конференцию открыла председатель Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации Е.Ф.Лахова, которая была инициатором этого мероприятия и возглавила Организационный комитет по его подготовке и проведению.
В.В.Илюшин, первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, в своем выступлении подчеркнул важность государственной политики в области улучшения положения женщин. Это было его первое выступление в его нынешней правительственной должности перед столь представительной женской аудиторией.
А.В.Федулова, председатель Союза женщин России, подчеркнула необходимость осуществления практических шагов в процессе реализации "Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе". Выступление А.В.Федуловой было очень тепло встречено аудиторией.
Развивая эти тезисы, Е.Н.Ершова, координатор Консорциума женских неправительственных организаций, подчеркнула, что без введения квот проблему участия женщин в управлении не решить.
Президент Конфедерации деловых женщин России, депутат Государственной Думы, Г.Н.Карелова рассказала, что создается группа женщин - парламентариев и обсуждается создание такой же группы в Парламенте СНГ.
На конференции также были заслушаны доклады и выступления о положении женщин представителей администраций и женских организаций из различных регионов России.
В заключение состоялся обмен мнениями и была принята

РЕЗОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕКИНСКОЙ ПЛАТФОРМЫ ДЕЙСТВИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН"

В резолюции участницы конференции обращаются с предложениями (приводится в сокращении)
К ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
...обеспечить контроль за выполнением Указа Президента Российской Федерации "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 30 июня 1996 г. №1005, ориентируясь на рекомендованный ООН тридцатипроцентный уровень представления женщин на руководящих постах.
К ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
...ускорить принятие Федерального закона об уполномоченном по правам человека, включив в него нормы контроля за соблюдением прав женщин в контексте общих прав человека, за обеспечением равных прав и возможностей мужчин и женщин;
...обеспечить гендерную экспертизу проектов законодательных актов на всех этапах их рассмотрения, с привлечением высококвалифицированных специалистов и женских общественных организаций.
К ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
...организовать в 1997 году разработку Федеральной программы" Женщины России", включая комплекс социальных мер по улучшению положения женщин, находящихся в особо трудных условиях - женщин-инвалидов, женщин-беженцев и вынужденных переселенцев, женщин - жертв вооруженных конфликтов, сельских женщин, безработных женщин;
ввести в практику подготовку национальных докладов "О положении женщин в Российской Федерации" не реже одного раза в два года;
предусмотреть разработку и реализацию территориальных целевых программ и планов действий по соблюдению равных прав и возможностей мужчин и женщин, улучшению социально - экономического положения женщин в субъектах Российской федерации;
...
К ЖЕНСКИМ ОБЩЕСТВЕННЫМ ОБЪЕДИНЕНИЯМ И НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ:

...осуществлять общественную экспертизу реализации Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года;
...

К СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ:
...обеспечить информирование общественности о ходе реализации Указа Президента Российской Федерации "О повышении роли женщин в системе органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 30 июня 1996 г. №1005 и выполнении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года;
...

Полный текст резолюции имеется в ИЦ НЖФ.

ИЦ НЖФ подготовил доклад "Положение женщин и Национальный механизм. Позиция женских неправительственных организаций." Этот доклад предлагался на конференции в качестве раздаточного материала. В этом информационном выпуске мы отметим некоторые фрагменты, полный текст этого документа желающие могут получить в ИЦ НЖФ или по электронной почте.

ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН И НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ.
ПОЗИЦИЯ ЖЕНСКИХ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

1. Шаги неправительственных организаций по пути в Пекин.
Женская политика - часть национальной политики на международном уровне.
Региональный Форум НПО и региональная подготовительная конференции для европейских стран (Вена, октябрь 1994 г); участие в Консультативной встрече неправительственных организаций, которая проходила параллельно официальной 39 Сессии ООН по положению женщин (Нью-Йорк, март 1995г.); мастерская "Женщины стран с экономикой переходного периода" в ходе 39 сессии Комиссии ООН по положению женщин в Нью-Йорке "; Форум НПО-95 и IV Всемирная конференция ООН по положению женщин в Пекине.
2. Опыт взаимодействия с государственными органами управления в процессе подготовки к Пекину
В этом разделе говорится о взаимодействии женских НПО с государственными органами управления в процессе подготовки к Пекинской конференции, в результате которого пришло понимание необходимости разработки принципов и процедур взаимодействия органов власти и неправительственных организаций.
..."Несмотря на отсутствие опыта подобного взаимодействия и подчас различие подходов государства и общественности, политика на международном уровне требует согласованных позиций и квалифицированных действий. Именно в ходе взаимодействия стали видимыми различия в определении положения женщин на международном, национальном уровнях и уровне НПО. И с нашей точки зрения, именно это в настоящее время является не предметом конфликта, но основой разработки действующего эффективного национального механизма по улучшению положения женщин".
3. Форум НПО-95 и IV Всемирная конференция ООН по положению женщин.
....

4. Роль НПО в формировании Национального механизма и реализации Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации.
...За прошедший после Пекинской конференции год Правительством РФ и Президентом Российской Федерации были подписаны ряд важных Постановлений и Указов (о них сообщалось в Информационном листке ИЦ НЖФ).
Эти документы связаны с реализацией Российским государством своих обязательств по реализации Пекинской платформы действий по улучшению положения женщин, принятой на IV Всемирной конференции ООН по положению женщин и имеют прямое отношение к перспективам развития женских организаций в России как составной части демократического общества.
С точки зрения неправительственных организаций, проблемы женщин являются комплексными и многоаспектными, охватывающими как сферу социальной защиты, так и сферу социального развития. Для их решения необходим постоянный мониторинг положения женщин, разработка стратегических целей и программ его улучшения, координация программ, ведущихся разными ведомствами и организациями, процедура оценки прогресса в этой области.
Это определяет требования к структурному устройству Национального механизма. В настоящее время на федеральном уровне Национальный механизм включает: в структуре исполнительной власти - соответствующий департамент в Министерстве труда и социального развития, в структуре законодательной власти - Комитет по делам женщин семьи и молодежи Государственной Думы, в структуре судебной власти соответствующих структур нет. На правах совещательного голоса в Национальный механизм входит Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации. Создана также Межведомственная комиссия по вопросам улучшения положения женщин. Для повышения эффективности Национального механизма необходимо:
1. Создать координирующую структуру, обладающую исполнительной властью. На федеральном уровне возможны варианты: или создание вертикали исполнительной власти во главе с Министерством или Департаментом (Управлением) по вопросам женщин, либо создание в каждом министерстве и ведомстве отделов по вопросам женщин. Любое из этих решений в настоящее время будет прогрессивным. На уровне субъектов федерации и на локальных уровнях возможно создание соответствующих Управлений или Комитетов, обладающих аналогичными функциями и связанных определенными отношениями, обязательствами и полномочиями с федеральным уровнем.
2. Предусмотреть участие женских неправительственных организаций на этапах формирования, выполнения и анализа основных документов и программ по улучшению положения женщин в Российской Федерации на всех уровнях. (Мы особо подчеркиваем, что проект закона о социальном заказе представляет только одну из возможных форм такого взаимодействия, предоставляя возможность НПО участвовать в конкурсах на выполнение социального заказа.).
3. В бюджете РФ на 1997г. предусмотреть ресурсное обеспечение Национального плана действий.
Кроме того, в связи с реорганизацией Правительства, министерств и ведомств, некоторые пункты вышедших документов не имеют уже юридической силы и требуют пересмотра или внесения дополнений.
Реорганизация в Межведомственную комиссию Национального Совета по подготовке IV Всемирной конференции ООН по положению женщин практически исключила возможность участия в ее работе женских неправительственных организаций, ограничив их участие работой в общественном Совете в отличие от ранее существовавшего Национального Совета, который принципиально иначе понимал сущность взаимодействия с неправительственными организациями.
Пункт 5 Положения о межведомственной комиссии по вопросам улучшения положения женщин определяет, что "для обеспечения взаимодействия с неправительственными организациями, движениями и общественными объединениями по вопросам улучшения положения женщин при Комиссии создается общественный Совет, регламент работы которого определяется Комиссией. Представители общественного Совета принимают участие в заседаниях Комиссии".
А основной функцией Межведомственной комиссии становится "обеспечение согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по улучшению положения женщин". Таким образом, Межведомственная комиссия, осуществляя свою деятельность на общественных началах, фактически не имеет реальных рычагов выполнения, доработки и развития как Концепции, так Национального механизма по улучшению положения женщин.
Несмотря на то, что неправительственные женские организации на этапе утверждения Национального плана действий исчезли из списков основных исполнителей, тем не менее, в связи с выходом Указов Президента и Постановлений Правительства, мы надеемся, что начнется новый этап работ, связанный с формированием на разных уровнях конкретных программ Национального Плана действий, направленных на улучшение положения женщин, и их содержание и приоритеты будут определяться с учетом интересов неправительственных организаций.
5. Позиция женских организаций в вопросе формирования российского гражданского общества.
Неправительственные женские организации считают невозможным выполнение Национального Плана действий вне контекста общих национальных социально-экономических стратегий (в том числе Концепции национальной безопасности) с одной стороны, и вне структуры основных международных документов по положению женщин, с другой. Женские неправительственные организации ставят вопрос об эффективности социальной политики в современных условиях.
...По сложившейся традиции считается, что основным выразителем интересов женщин является Национальный механизм по улучшению положения женщин. По мнению женских неправительственных организаций Национальный механизм по улучшению положения женщин, это не просто перечень некоторых государственных структур, но в период трансформации общества это одна из важных складывающихся структур становящегося гражданского общества, и, прежде всего, новое качество взаимодействия государственных органов управления и неправительственных организаций. До сих пор это взаимодействие ограничивалось "информированием общественности" со стороны государства о готовящихся важных социальных решениях, и "инициативными предложениями" со стороны неправительственных организаций.
Женские неправительственные организации считают, что необходимо обеспечить доступность информации о государственных решениях и целевых программах по улучшению положения женщин - в том числе публикацию в средствах массовой информации с обязательным указанием размеров и источников финансирования и конкретными примерами: что планируется сделать на выделенные средства, насколько эффективно они расходуются, кому они выделены, был ли реализован принцип финансирования на конкурсной основе...
...В исполнительной власти пока нет тех механизмов, которые обеспечивали бы участие женских общественных объединений в разработке и реализации государственных программ...
6. Предложения неправительственных организаций.
В соответствии с Пекинской Платформой действий (статья 297) "в процессе планирования (стратегий осуществления Платформы действий) должны участвовать должностные лица на самом высоком правительственном уровне и соответствующие общественные деятели".
Представительницы неправительственных женских организаций считают, что Межведомственная комиссия должна возглавляться должностным лицом на самом высоком правительственном уровне не ниже ранга Вице-Премьера Правительства Российской Федерации.
Для повышения эффективности работы Межведомственной комиссии предлагаем расширить участие в ее работе общественности, включив в состав МВК представительниц женских общественных объединений, которые участвовали в работе Пекинской конференции, имеют опыт взаимодействия с государственными структурами, участвуют в международных мероприятиях по мониторингу решений Пекинской Конференции.
Женские НПО предлагают:
1. Создать координирующий орган в структуре исполнительной власти: специальное Министерство или государственный комитет по вопросам женщин или женщин и семьи. На федеральном уровне возможны варианты: создание вертикали исполнительной власти во главе с Министерством или Департаментом (Управлением) по вопросам женщин, либо создание в каждом министерстве и ведомстве отделов по вопросам женщин. Кроме того, необходимо придание каждому министерству или ведомству соответствующих функций анализа и мониторинга, а также разработки и реализации отраслевых программ в этой области. Любое из этих решений в настоящее время будет прогрессивным. На уровне субъектов федерации и на локальных уровнях возможно создание соответствующих Управлений или Комитетов, обладающих аналогичными функциями и связанных определенными отношениями, обязательствами и полномочиями с федеральным уровнем. Вменить в обязанности всем министерствам и ведомствам в рамках их полномочий осуществлять свои программы по улучшению положения женщин.
2. Предусмотреть участие женских неправительственных организаций на этапах формирования, выполнения и анализа основных документов и программ по улучшению положения женщин в Российской Федерации на всех уровнях. (Мы особо подчеркиваем, что проект закона о социальном заказе представляет только одну из возможных форм такого взаимодействия, предоставляя возможность НПО участвовать в конкурсах на выполнение социального заказа.)
3. В бюджете РФ на 1997г. предусмотреть ресурсное обеспечение Национального плана действий.
4. Расширить функции Межведомственной комиссии. Прежде всего, это касается реорганизации работы. Кроме решения вопросов руководства, необходимо усилить взаимодействие с неправительственными организациями как этого требует Пекинская Платформа действий.
5. Создать национальную базу данных по положению женщин. Сделать информацию о положении женщин (статистические данные Комитета по статистике, данные социологических опросов, проводимых РАН) доступной. Женские организации как государственные, так и негосударственные должны иметь доступ к информации и возможность получать данные как на местном, локальном уровне: в местных ЦСУ, в отделах кадров, гороно и т.д., так и национальном уровне: на уровне министерств и ведомств. Данные и цифры должны стать предметом совместного обсуждения государственных органов и негосударственных женских организаций с целью формирования механизма по улучшению положения женщин. Эта работа должна быть целенаправленной, планомерной и постоянной.
6. Открыть общую программу "Цифры о женщинах", в работе над которой смогут принять участие инициативные группы различных движений, государственные структуры и различные организации. В рамках этой программы начать совместную работу по сбору следующих данных:
- Данные о заработной плате женщин и мужчин в разных областях деятельности (разные должности, категории, профессии).
- О величине пенсии женщин: работающих; домохозяек, имеющих 1-2 детей, имеющих более 2-х детей; воспитавших детей без мужа (с приведением сравнительных данных по мужчинам). Возможности пользоваться социальными услугами: домами престарелых, обслуживанием на дому и т.д. (в сравнении с мужчинами).
7. Признать важной и поддержать участие женщин в деятельности, касающейся рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, разработав специальную совместную программу.
8. Увеличить объем выпускаемой информации о женщинах и для женщин.

СООБЩЕНИЯ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ЧЛЕНЫ КЛУБА ДЕЛОВЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО АКТИВНЫХ ЖЕНЩИН ПОДДЕРЖИВАЮТ ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

5 декабря в Клубе деловых и профессионально активных женщин Санкт-Петербурга (филиал International Women's Club BPW) в рамках программы "Поддержка женского предпринимательства" состоялась презентация новых фирм, возглавляемых женщинами-предпринимателями: салон красоты "Байлайн", театр ассоциативного балета "Морон", фиpма "Ольга" (производство печенья), фирма "Solvex Tournne" (лечебные курорты Болгарии и Чехии для реабилитации здоровья женщин, горнолыжные трассы Болгарии).
Контактные телефоны: (812) 219-9228, 349-3153.

ЦЕНТР ДЕЛОВОГО СОДЕЙСТВИЯ ЖЕНЩИНАМ-БЕЗРАБОТНЫМ И ИЩУЩИМ РАБОТУ "ПЕРЕПОДГОТОВКА" ОБЪЯВЛЯЕТ ПРИЕМ НА ДВУХНЕДЕЛЬНЫЕ КУРСЫ

В программе курсов - профориентация для безработных женщин, социально-психологическая поддержка, обучение технике поиска работы на основе французской методики, распространенной в 30 странах мира. Вас научат ориентироваться в сложных современных условиях рынка. Для многодетных матерей и инвалидов существенная скидка в оплате.
Контактный телефон: 457-9176 (Людмила Ивановна).

УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР НАРОДНОГО ФОНДА ПРОДОЛЖАЕТ РЕГУЛЯРНЫЕ СЕМИНАРЫ И ТРЕНИНГИ

На занятия приглашаются лидеры и активисты общественных организаций, инициативных групп по месту жительства, представители органов местного самоуправления и других общественных образований.
11 декабря состоится семинар на тему "Устав, внутренняя структура организации. Распределение функций".
18 декабря - "Public relations организации".
19 декабря (25 декабря) - "Управление организацией: эффективное планирование мероприятия".
26 декабря - "Анализ деятельности организации".
9 января 1997 года - "Организатор, лидер, активист.
Диагностика стиля руководства".
Все семинары будут проходить с 16.00 до 19.00 по адресу:
Смоленский б-р, д. 17, стр. 5 (проезд до ст. метро "Смоленская").
Дополнительную информацию можно получить по телефону: (095)244-0042.

18 ДЕКАБРЯ В МАЛОМ ЗАЛЕ МОСКОВСКОЙ МЭРИИ СОСТОИТСЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "МОСКВА ЮБИЛЕЙНАЯ - ЖЕНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ ГОРОДУ"

Организаторы - Фонд женской занятости и содействия предпринимательству и комитет труда и занятости правительства Москвы.
Во время конференции пройдут презентации и выставка инновационных проектов, разработанных в основном женщинами и направленных на социальную защиту детей и взрослых: "Лицо Москвы", "Новая жизнь службы быта", "Гражданские инициативы микрорайону", "Женщины - детям".
Начало в 9.30.
Контактный телефон: (095)470-7536 (Ольга Кайгородцева).

18 ДЕКАБРЯ В МОСКОВСКОЙ МЭРИИ ПРОВОДИТСЯ ЯРМАРКА ЖЕНСКИХ ВАКАНСИЙ

Ярмарку организуют Фонд женской занятости и содействия предпринимательству и комитет труда и занятости правительства Москвы.
На ярмарке будут работать консультанты служб занятости, психологи, юристы, специалисты по профориентации, представители общественных организаций и частных предприятий, созданных и возглавляемых женщинами. Посетители смогут бесплатно найти курсы для обучения новой специальности или работу на дому, а также проконсультироваться у психологов адаптационного курса "Возвращение к работе".
Начало в 11.00.
Контактный телефон: (095)470-7536 (Ольга Кайгородцева)