ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТОК N12(31)
28 апреля 1997 года

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

КОНФЕРЕНЦИЯ "ЖЕНЩИНЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ НА РУБЕЖЕ XXI ВЕКА"

18-20 апреля 1997 года в Праге состоялась конференция "Женщины в Центральной и Восточной Европе на рубеже XXI века", в которой участвовали около 130 участниц и участников из Восточной, Центральной Европы, стран СНГ, Прибалтики, Скандинавии. Организатором Конференции был Европейский Форум за Демократию и Солидарность в сотрудничестве с Чешской Социал-демократической Партией и Фондом Фредрика Эберта.

Делегации стран были, в основном, представлены представительницами социал-демократических партий, политических и профсоюзных движений, женских НПО. Кроме того, в Конференции участвовали представители Европейского Союза и Социалистического Женского Интернационала.

Основной темой для обсуждения была тема "Статус женщин в странах Восточной и Центральной Европы и действия по выполнению Пекинских документов". Все выступления были очень интересными, поскольку участницы делились своим опытом работы и примерами. Атдреа Логин, член Парламента Канады, Президент Социалистического Интернационала Женщин, привела такие цифры: в среднем, женщин в Парламентах Европейских стран - 11.7%, в странах Африки - 10%.

На Украине женщин-депутатов - 4.6% от общего количества, 1 женщина-министр в Министерстве семьи и защиты женщин; в Боснии - 2%, на руководящих должностях в регионах - 3.5%, ни одной женщины-министра, несмотря на то, что 45% экспертов в государственных органах - женщины; в Чехии в Правительстве с 1992 года не было ни одной женщины, но в настоящее время - 1 женщина - Министр юстиции, в Палате депутатов - 12% женщин; в Белоруссии 5 женщин из 110 депутатов.

Приятным исключением мог бы казаться пример Швеции, где в Парламенте 40% - женщины. Но там же существуют другие цифры: 90% профессоров и 95% менеджеров на высшем уровне - мужчины.

Черной нитью через всю Конференцию прошла война: Сербия, Хорватия, Албания, Македония... После выступлений представительниц этих стран все другие проблемы казались менее значительными. В их выступлениях говорилось о том, что до начала войны их страны прилагали усилия по построению Механизмов по улучшению положения женщин, продвижению женщин в Парламенты, но с приходом военного положения, мужчины "оккупировали" все руководящие должности.

Несмотря на все трудности, и женские неправительственные организации, и женские группы политических партий делают очень много. Например, в Чехии в прошлом году они добились вмешательства суда в рассмотрение деятельности и выплаты налогов в процедуре развода предпринимателей. Как и в России, предприниматели, приезжая в суд на "мерседесах", подают справку о том, что они получают минимальную заработную плату. В Швеции для женщин проводятся тренинги по ораторскому искусству и выпускается "Power booklet" - пособие для женщин-кандидатов в органы власти. В Македонии и Сербии ведется работа по реабилитации женщин и детей, пострадавших от насилия в войне. На Украине обеспокоены проблемой торговли женщинами.

Анита Градин - Член Европейской комиссии, которая проработала 24 года в Шведском Парламенте и 9 лет в должности министра, рассказала о том, что в Европейском Совете в настоящее время создана специальная группа уполномоченных по равным правам и равным возможностям, возглавляемая Джакус Сантером - Президентом Европейской Комиссии.

Она призвала лоббировать выполнение рекомендаций, директив, регулирующих равные права и равные возможности, которые взяли на себя Правительства, вступив в Совет Европы. Кроме того, она подчеркнула, что с 1997 года будет выпускаться Специальный отчет по Равным возможностям мужчин и женщин в Совете Европы (этот отчет за 1996 год на английском языке есть у нас в Центре).

Если вы захотите узнать более подробно об участницах, организациях, работе, материалы вы можете найти в нашем Центре.

ПРОЕКТ ОБРАЩЕНИЯ ЖЕНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ПРЕЗИДЕНТУ И ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИИ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ О СОЗДАНИИ МИНИСТЕРСТВА ПО ДЕЛАМ ЖЕНЩИН, СЕМЬИ И ДЕТЕЙ

По ряду экспертных оценок сейчас складывается благоприятная ситуация для изменения структур исполнительной власти. Начинает разрабатываться программа государственного строительства, объявленная Президентом РФ в его Послании Федеральному собранию.
В связи с этим мы предлагаем послать обращение к Президенту и Правительству России с предложением о создании Министерства по делам женщин, семьи и детей.

ОБРАЩЕНИЕ (ПРОЕКТ)

Женские общественные организации обращаются к Вам с предложением создать в системе исполнительной власти Министерство по делам женщин, семьи и детей.

Положение детей в нынешней России трагично: это резкий рост младенческой смертности и детской заболеваемости в целом (за последние 5 лет число детей-инвалидов увеличилось в 4 раза, почти 90% учащихся требуют специальной медико-психолого-педагогической помощи), это школы, в которых дети учатся при отключенных отоплении и канализации. В настоящее время 2 млн несовершеннолетних не учатся и не работают, бездомных и беспризорных детей сейчас больше, чем было во времена гражданской войны. Следствием этого является криминализация подростков и молодежи.

Вызывает серьезную озабоченность и социально-экономическое положение женщин, которые составляют большинство среди безработных, неимущих и безвластных. За последние годы резко возросло насилие в отношении женщин (так только в 1994 г. число преступлений, жертвами которых стали женщины, возросло на 70%). Женщины и дети составляют большинство среди беженцев и вынужденных переселенцев. Здоровье женщин и уровень рождаемости стали национальной проблемой.

В этих условиях решение проблем женщин, семьи и детей, поиск путей обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин должен носить межотраслевой, общегосударственный характер. Основные задачи, которые необходимо решать как на федеральном, так и на региональных уровнях, - это разработка политики и обеспечение координации деятельности всех участников общественного процесса, в том числе органов исполнительной власти и общественных объединений, органов образования и культуры, средств массовой информации и т.д.

Ратификация Российской Федерацией Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции о правах ребенка обязывает проводить постоянный мониторинг положения женщин и детей, выявлять дискриминационные тенденции в системе права, экономике, политике, образовании и культуре; разрабатывать специальные программы по выявленным негативным тенденциям, развивать сотрудничество с неправительственными общественными организациями.

Решение всех перечисленных проблем требует эффективной координации и выделения соответствующего бюджетного финансирования, направляемого исключительно на решение социально-экономических проблем женщин, семьи и детей.

Сегодня этими проблемами занимается Департамент по делам семьи, женщин и детей Министерства труда и социального развития, который проводит большую работу, однако, ограничен общими функциями Министерства и не в состоянии реализовывать межведомственный подход.. Департамент не может координировать деятельность различных министерств и ведомств и оказывать на конкурсной основе финансовую поддержку инициативам граждан и программам некоммерческих организаций, которые позволят улучшить положение женщин и детей.

Женщины - отдельная категория населения, нуждающаяся не в субсидиях и другой специальной поддержке в свой адрес, а в политике, обеспечивающей равные права и возможности.

Опыт работы по улучшению положения женщин в регионах Российской Федерации показывает, что создание Комитетов по делам женщин, семьи при органах исполнительной власти является наиболее оптимальным вариантом решения проблем семьи и женщин в настоящее время. В федеральных органах исполнительной власти имеется определенный опыт создания структуры, занимающейся решением проблем отдельной категории населения - Государственный комитет по делам молодежи. Этот положительный опыт нужно развивать.

Четвертая Всемирная Конференция по положению женщин в Пекине подчеркнула, что каждое государство должно создавать и развивать национальный механизм по улучшению положения женщин. Рекомендуется "подчиненность такого механизма министру - члену кабинета" (Платформа действий п. 201).

В связи с вышесказанным, убедительно просим Вас рассмотреть возможность создания Министерства по делам женщин, семьи и детей.

Информационный Центр Независимого Женского Форума
Консорциум женских неправительственных организаций
... список подписей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ "ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ОТ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ".

В июне 1997 года в Государственной Думе РФ состоятся первые слушания по законопроекту "Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье". Мы провели общественную экспертизу и предлагаем вам прислать свои комментарии и предложения нам и в ГД.

Предлагаем сотрудничество всем заинтересованным лицам и организациям.

Текст законопроекта можно получить в ИЦ НЖФ.

ВВЕДЕНИЕ.

Неотъемлемая часть безопасности - это безопасность в семье. "Мой дом - моя крепость", гласит известная поговорка, в ней подчеркивается, что дом - символ безопасности. Однако, многие женщины, дети и престарелые оказались узниками в этой крепости.

20-30% убийств совершается в семьях. Ежегодно 14 тысяч женщин погибают от рук мужей, а две тысячи детей заканчивают жизнь самоубийством. Более 50 тысяч детей уходят из семей.

Половина всех [пострадавших] малолетних насилуется либо отцом, либо отчимом. По статье 120 "Развратные действия" 38% осужденных - родственники".

Из женщин, обратившихся за помощью по телефону доверия во время акции "День звонка" (12 городов России), 58,1% пострадали от различных сексуальных преступлений, из них 86,6% составили изнасилования, 15,4% которых совершены мужьями. 30,2% составили случаи физического насилия, причем 74,4% из них совершены мужьями. Физическое насилие, как правило, сопровождается оскорблениями и угрозами в адрес жертв (97%), а в ситуациях домашнего насилия также сексуальным домогательством (31%) и экономическим давлением (28%)."

Эти цифры - вершина айсберга. Объективной картины насилия в семье в России нет, так как в нашей стране учет подобных преступлений не налажен. Фиксируются только самые тяжкие преступления; побои, оскорбления, экономические притеснения и другие виды насилия часто остаются за "крепостной стеной".

Уголовный Кодекс предусматривает наказания за преступления против личности. Мировой и отечественный опыт подсказывают, что ориентация на карательную функцию закона не обеспечивает безопасности в семье, необходимы комплексные меры - профилактика и воспитание, программы экстренной помощи жертвам насилия и их семьям, специальные программы просвещения, консультирования и психокоррекции для виновника насилия, жертвы и других членов семьи, включая детей - и соединение усилий правоохранительных органов, судов, социальных служб, Кризисных центров, общественных правозащитных организаций, образовательных учреждений.

Необходимо принятие закона "Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье", в котором будут закреплены функции, права и обязанности правоохранительных и социальных служб по сохранению и восстановлению прав членов семьи, подвергшихся насилию. Закон должен заполнить, хотя бы частично, правовой вакуум в области регулирования отношений, связанных с насилием в семье. Инициатива внесения и принятия данного закона принадлежала Комитету по делам женщин, семьи и молодежи Пятой Государственной Думы. Прошло несколько лет, но вопрос о принятии законопроекта до настоящего времени не решен. Это объясняется тем, что некоторые депутаты считают этот вопрос не очень важным, другие справедливо указывают на необходимость доработки законопроекта.

Наша задача - подготовить весомые аргументы в пользу скорейшего рассмотрения и принятия законопроекта и предложить такие поправки, которые помогут найти наиболее эффективные способы решения проблемы. С этой целью была проведена общественная экспертиза, в которой приняли участие социальные работники, преподаватели и студенты факультетов социальной работы и юридических факультетов ВУЗов, сотрудники органов управления социальными службами, представители правоохранительных органов городов разного типа ( Москва, Брянск ) - всего около 100 человек.

В результате проведенных опросов выявились различные точки зрения. Некоторые участники экспертизы считали, что принятие такого закона не решит вопроса, так как проблема заключается не в отсутствии законодательной базы, а в практике ее применения. Но большинство считает, что необходимо внести изменения во все действующее законодательство и принять специальный закон, в котором будут решены вопросы социально-правовой защиты от насилия в семье.

Считая, принятие законопроекта необходимым, большинство участников общественной экспертизы пришли к выводу о том, что он нуждается в существенных изменениях и дополнениях.

Замечания и предложения были использованы при составлении данного документа.


КОММЕНТАРИИ И ЗАМЕЧАНИЯ.

1. Общая концепция.

1.1. Баланс между социальными службами и правоохранительными органами.

По замыслу разработчиков данный законопроект является логичным продолжением Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения". Закон предусматривает сложную и разветвленную систему, включающую государственную систему социальных служб, муниципальную систему социальных служб, систему предприятий и учреждений иных форм собственности и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. В настоящее время система социального обслуживания в РФ, предусмотренная законом "Об основах социального обслуживания населения", еще полностью не сформирована (по оценке Министерства труда и социального развития обеспеченность социальными учреждениями составляет 7 %).

Законопроект "Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье" содержит комплекс мер, расширяющих права и обязанности социальных служб в области обеспечения безопасности в семье. При этом права и обязанности правоохранительных органов, которые традиционно являются основными субъектами предотвращения насилия в семье, остаются без изменений. Законопроект об основах социально-правовой защиты от насилия в семье практически упускает собственно правовую сторону защиты, отодвигая на второй план правоохранительные органы.

Таким образом вся тяжесть борьбы с насилием в семье - и предотвращения, и пресечения насилия - перекладывается на систему социальных служб, которая сама еще не работает в полном объеме, испытывает недостаток квалифицированных кадров, технических и финансовых ресурсов. При этом не решен принципиальный вопрос - можно ли пресечение насилия в семье, которое само по себе есть преступление, считать социальной услугой и ставить в один ряд с оказанием помощи инвалидам, сиротам, безработным, безнадзорным, одиноким, малообеспеченным гражданам.

На основе законопроекта невозможно осуществить моделирование практической ситуации оказания помощи в случае насилия в семье.

Куда в первую очередь будут обращаться пострадавшие? Обычно они обращаются в милицию, однако, по данному законопроекту в вопросе об обеспечении безопасности в семье правоохранительные органы отходят на второй план по сравнению с социальными службами. При этом остается неясным, какие учреждения и предприятия социального обслуживания, указанные в ст.17 закона "Об основах социального обслуживания населения", будут оказывать данный вид помощи, где и кем они будут образованы, обязательно ли их образование и специализация по проблеме насилия в семье. Если этих учреждений и предприятий социального обслуживания нет на какой-либо территории, кто будет вести работу по предотвращению и пресечению насилия в семье?

Кроме того, социальные службы самостоятельно не могут решить все вопросы, связанные с пресечением насилия. Но законопроект не предлагает конкретных процедур и механизмов взаимодействия социальных служб, правоохранительных органов и суда.

Мы считаем, что общая концепция законопроекта "Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье" с ее акцентом на роль социальных служб не позволяет обеспечить безопасность в семье. Это связано с тем, что система социального обслуживания еще не развита, не имеет необходимого финансирования и кадров, а общее позитивное отношение населения к социальному обслуживанию как способу решения социальных и семейных проблем еще не выработано. Необходима иная концепция, которая обеспечит баланс деятельности правоохранительных органов, суда и различных социальных служб. Должны быть четко обозначены все субъекты, оказывающие социально-правовую помощь при насилии в семье, определены их функции, права и обязанности, область компетенции и механизм взаимодействия между разными субъектами при возникновении конкретных кризисных ситуаций.

1.2. Предотвращение и пресечение насилия в семье как понятия, регулирующие функции субъектов социально-правовой защиты.

Социально-правовая защита включает предотвращение и пресечение насилия в семье. Однако, эти понятия в законопроекте различаются недостаточно четко. По норме словоупотребления предотвратить - значит отвести заранее, устранить опасность, а пресечь - остановить резким вмешательством (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. - М., "АЗЪ", 1995). Но в законопроекте и предотвращение, и пресечение рассматриваются как комплекс мер, применяемых в случаях, когда насилие уже совершено. Часть 2 статьи 11 "Предотвращение насилия в семье" предусматривает, например,

"2) проведение обследования условий жизни пострадавшего (разрядка наша) от насилия члена семьи...

3) определение ... характера совершенного (разрядка наша) в семье насилия"

4) ...освидетельствование члена семьи, пострадавшего от насилия, а также лица, его совершившего...".

Из этого следует, что разработчики законопроекта считают: предотвращение насилия таким видом деятельности, которая направлена на недопущение нового (систематического, а не разового) насилия. Однако такого определения в явной форме законопроект не дает, ограничиваясь указанием на "комплекс мер по социально-правовой защите от насилия в семье, осуществляемых социальной службой в особом порядке по судебному решению в случаях воспрепятствования лицом, совершившим насилие, разрешению трудной жизненной ситуации и защите прав и интересов пострадавшего от насилия..." (ст.5). Пресечение рассматривается как "незамедлительная социальная помощь, оказываемая социальной службой по месту жительства члену семьи при возникновении непосредственной опасности для его жизни и здоровья с целью устранения этой опасности, ... в ситуации, не терпящей отлагательства" (ст.5).

Одновременно в законопроекте вводится понятие "опасность совершения насилия в семье" как "объективная возможность перерастания совершаемых в семье противоправных и аморальных действий одного члена семьи в насилие над другим членом семьи" (ст.5). Опасность совершения насилия в семье является первой стадией возникновения кризисной ситуации, после которой может последовать угроза насилием и само насилие. О деятельности социальных служб на этой стадии в проекте речь не идет. По логике именно предотвращение должно предполагать проведение предупредительных, превентивных, профилактических мероприятий, гарантирующих социально-правовую защиту возможным жертвам насилия, а также комплекса мер по предупреждению развития противоправных или аморальных действий в ситуацию угроз и насилия, что должно способствовать социально-психологическому оздоровлению семьи. Эти мероприятия должны проводиться еще до того, как насилие в семье стало фактом и принесло конкретный вред. Такое предотвращение требует мер социального характера, следовательно, на этом этапе основная роль должна отводиться органам социального обслуживания.

Если данные меры не подействовали или есть факт насилия в семье, в которой меры , направленные на предотвращение не применялись, то необходимо применение мер пресечения, направленных на восстановление и защиту прав и законных интересов потерпевшего всеми доступными способами в рамках закона.

Пресечение может иметь несколько видов. Один вид - недопущение повторных или систематических насильственных действий (то, что в имеющемся законопроекте понимается под предотвращением насилия). Второй вид - собственно пресечение в том смысле, в котором оно понимается в законопроекте. В отличии от предотвращения пресечение требует мер социально-правового характера. На этом этапе важная роль должна отводиться не только органам социального обслуживания, но и правоохранительным органам. В законопроекте необходимо привести развернутый перечень мер, осуществляемых социальными и правоохранительными органами для пресечения насилия в семье, используя при этом рекомендации ООН о законодательстве в области насилия в семье, в которых детально определяются обязанности сотрудников полиции, служащих юстиции и суда по пресечению насилия в семье.

2. Замечания и предложения по статьям.

2.1. Статью 1 "Понятие и цели социально-правовой защиты от насилия в семье" разделить на две, выделить в самостоятельную статью "Цели социально-правовой защиты от насилия в семье" и изложить ее в следующей редакции:

"Социально-правовая защита от насилия в семье имеет целью:

- способствовать соблюдению международных стандартов в области прав человека;

- оказывать всестороннюю социально-правовую помощь в разрешении кризисных ситуаций в семье, мерами предотвращения и пресечения в пределах, обеспечивающих охрану жизни, психического и физического здоровья членов семьи , а также психического, физического или личностного развития несовершеннолетних членов семьи;

- обеспечить пострадавших правовой защитой".

2.2. Статью 2 "Законодательство о социально-правовой защите от насилия в семье" изложить в следующей редакции: "Законодательство о социально-правовой защите от насилия в семье состоит из Конституции РФ, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных актов РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, нормативных актов муниципальных образований".

2.3. Требует уточнения такое понятие как "семья". Ст.4 законопроекта под семьей понимает "лиц, находящихся между собою в браке ... и проживающих совместно", в то время согласно п. 1 ст. 31 Семейного Кодекса РФ, совместное проживание супругов не обязательно.

Совместное проживание опекунов ( попечителей ) и подопечных ( см. ст. 4 ) предполагается Гражданским Кодексом РФ ( п. 1 ст. 35 ) и особое указание на это не имеет смысла, а иные последствия вытекают, наоборот, из раздельного проживания опекунов (попечителей) и их подопечных, что требует дополнительного правового регулирования.

2.4. Не вполне определены субъекты, на которых распространяется действие настоящего законопроекта в случае совершения в отношении них насилия в семье. Работающая женщина, не являющаяся "зависимым членом семьи" исходя из определения в законопроекте ( см. Ст. 4 ), может испытывать в отношении себя насилие в его различных формах и проявлениях.

Весьма неудачно употребляется определение субъекта защиты от насилия в семье как члена семьи, являющегося гражданином РФ ( например, "Насилие в семье - любое умышленное действие ..., если это действие ущемляет конституционные права и свободы члена семьи как гражданина...". ( см. ст.4 )). Конституция РФ гарантирует защиту прав и законных интересов человека, а не только гражданина. Законодательство о гражданстве в РФ, семейное законодательство предусматривают возможность различного гражданства членов семьи, в том числе родителей и детей; гражданское законодательства распространяет национальный режим регулирования гражданских правоотношений, в том числе по защите чести и достоинства и т. д., и на иностранцев и лиц без гражданства.

Одним из признаков, определяющих зависимого члена семьи, является его материальная зависимость, под которой понимается отсутствие у него самостоятельного дохода или наличие дохода ниже установленного Федеральным законом размера минимальной оплаты труда. Однако, во-первых, совсем не ясно как может оставаться не материально зависимым совершеннолетний член семьи, с доходом равным минимальной оплате труда; во-вторых, ч. 1 ст. 78 КЗоТ РФ устанавливает, что месячная оплата труда работников не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Другие виды доходов (пенсия, стипендия, пособия ) исчисляются пропорционально размеру минимальной оплаты труда.

2.5. Не вполне логично использование в законопроекте неюридических терминов типа "личность" вместо "человек", "гражданин", а также (вслед за Законом "Об основах социального обслуживания населения в РФ") такого понятия как "трудная жизненная ситуация". Закон "Об основах социального обслуживания населения в РФ" определяет "трудную жизненную ситуацию - как ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина ( инвалидность, ... болезнь, сиротство, безработицу, ... конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно" ( статья 3). В новом законопроекте правильнее использовать более точное и конкретное понятие, используемое в международных правовых актах, - "кризисная ситуация",

2.6. Некоторые статьи законопроекта имеют неудачную структуру. Это проявляется , в частности, в строении бланкетных норм (см. ст. 5 ) - собственно отсылочная часть располагается на первом, а не на последнем месте, как это принято в отечественной юридической технике.

2.7. Пункт 3 статьи 13 дополнить словами "а также при отказе от дальнейшего пребывания самого пострадавшего".

2.8. Желательно выделение отдельной статьи "Административная ответственность за неисполнение настоящего Федерального закона".

2.9. Серьезным недостатком законопроекта является отсутствие норм о защите социальных работников.

Информационный центр Независимого женского форума

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ В ИНТЕРНЕТ
(сообщение общества "Мемориал")

Дорогие друзья!

Рады вам сообщить, что на Internet-сайте *Права человека в России*

(Human Rights in Russia -- Online) размещены новые материалы по правоохранительной системе государства:

Система и структура милиции

Структура и функции органов Федеральной службы безопасности

Закон об органах ФСБ

Закон об оперативно-розыскной деятельности

Службы безопасности и права человека

Система и структура налоговой полиции

Система и структура правоохраны в пограничных зонах

КРОМЕ ТОГО, НА САЙТЕ ВЫ СМОЖЕТЕ НАЙТИ ПОЛНЫЕ ТЕКСТЫ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РФ (В РЕДАКЦИИ 1997) И УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РФ (В РЕДАКЦИИ 1997 года). КОДЕКСЫ СНАБЖЕНЫ БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ ВЗАИМНЫХ ССЫЛОК.

Перечисленные материалы вы найдете в Internet по адресу

http://www.glasnet.ru/~hronline

СООБЩЕНИЯ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ


ЕКАТЕРИНА ЛАХОВА: ЖЕНЩИНА ДОЛЖНА УЧАСТВОВАТЬ В ПОСТРОЕНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА НА ВСЕХ УРОВНЯХ

22-23 апреля в Москве проходила научно-практическая конференция "Перспективы паритетной демократии в России", организованная общественно-политическим Движением женщин России.

Цель конференции - обсудить противоречия между юридическими гарантиями равноправия женщин и мужчин, провозглашенными в Конституции, и фактической дискриминацией женщин в семье, в быту и на производстве. Кроме того, участники форума должны были выработать стратегию, направленную на достижение истинного равенства между всеми членами общества независимо от пола.

В первый день конференции для представителей регионов были проведены дискуссии по секциям. Собравшиеся признали, что наиболее интересными оказались занятия в секции "Роль общественных организаций в решении проблем занятости и рабочих мест для женщин". Вела занятия президент фонда женской занятости и содействия предпринимательству Эмилия Чугунова.

Представительницы регионов - от Калининграда до Владивостока - рассказали о том, с какими трудностями идет в провинции процесс создания предприятий малого бизнеса и общественных организаций, предлагающих социальные услуги населению. Основная проблема - нехватка средств. Во многих регионах женщины составляют более 50 процентов от общего числа безработных, а небольшие предприятия могут трудоустроить в лучшем случае 10-20 человек. И все же определенные успехи налицо. Марина Солнышкина из дубнинского информационно-образовательного центра "Стимула" рассказала о том, как при содействии центра занятости Дубны здесь обучили группу женщин профессии дизайнеров - ландшафтников. Все они теперь трудоустроены в городе. А в Пскове женщины-предпринимательницы создали свою ассоциацию и, объединив собственные сбережения и небольшую сумму, выделенную местным центром занятости, организовали 12 малых предприятий - мини-пекарен, торгово-закупочных фирм и т.д. Во многих городах при региональных отделениях Движения женщин России и других общественных организациях создаются патронажные службы по уходу за детьми и пожилыми, биржи труда для "скрытых" безработных.

"Сегодня можно наблюдать, как ломаются стереотипы, - подвела итог Эмилия Чугунова. - Раньше женщины считали, что устроить их на работу, выплатить пособие должно государство. Теперь они все активнее вовлекаются в сферу социальных услуг, в работу третьего сектора". "Чтобы изжить патриархатные принципы государственного устройства, женщина должна не только стремиться во властные структуры, но и участвовать в становлении гражданского общества на всех уровнях, в том числе и в решении социальных проблем", - подчеркнула в своем докладе председатель Движения женщин России Екатерина Лахова.

Контактный телефон: (095)206-8652.


ПРОЕКТНАЯ ГРУППА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ПРОВОДИТ ПРОГРАММУ МАЛЫХ ГРАНТОВ "ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО"

Программа видит свою основную задачу в организационной и материальной поддержке деятельности независимых организаций и групп, способствующих становлению гражданского общества в России.

Для реализации этой задачи Программа организует конкурс проектов.

За два с половиной года деятельности программы было присуждено 80 грантов для выполнения проектов по разным направлениям правозащитной деятельности.

1. В качестве приоритетных конкурсное жюри будет рассматривать проекты, осуществление которых будет способствовать осознанию и отстаиванию гражданами своих прав, созданию общественных организаций и групп, работающих в тех же целях, посвященные общественному контролю за деятельностью государственных органов, правовому образованию и просвещению, организации правовой помощи населению, сбору и обработке информации о положении с правами человека, анализу текущего регионального нормотворчества в сфере прав человека.

2. Программа не финансирует деятельность политических партий, предвыборные кампании, коммерческую и издательскую деятельность.

3. Проекты могут быть представлены как независимыми неправительственными организациями, так и независимыми коллективами (группами), находящимися на различных стадиях организационного оформления.

4. К рассмотрению на равных основаниях принимаются проекты из всех регионов Российской Федерации, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Проекты из Москвы не принимаются. Проекты из Санкт-Петербурга рассматриваются в исключительных случаях.

Средства могут запрашиваться на осуществление проектов продолжительностью до 1 года.

Размер финансирования - от 7 до 9 тыс. долларов США.

Очередные конкурсы состоятся в июне и октябре 1997 года.

На конкурс принимаются только заявки, выполненные на стандартном бланке. Желающие принять участие в конкурсе могут направить письмо с просьбой выслать бланк заявки по адресу:

125315, Москва, а/я 28 (Тименчику Михаилу) или по электронной почте: smgrt95@glas.apc.org.

В письме следует указать тему проекта, ф.и.о. автора, название организации, если проект подается от имени организации и контактный адрес.

Дополнительную информацию можно получить по телефону: (095) 916-4382.