ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТОК N19(38)
11 июля 1997 года

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

ЗАСЕДАНИЕ УЧАСТНИЦ ПОДПИСАНИЯ ХАРТИИ ЖЕНСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ

30 июня в Министерстве труда и социального развития состоялось заседание участниц подписания Хартии женской солидарности. В повестке дня было два вопроса:

1. Об организации летнего оздоровительного отдыха детей и подростков.

2. О подготовке к проведению Второго Всероссийского женского съезда.

Вопрос об организации летнего отдыха детей поднимался еще на Круглом столе женских некоммерческих организаций в Министерстве труда и социального развития (см. "Информационный листок" №16(35)). По второму вопросу выступили: Е. Лахова (Общероссийское общественно - политическое движение женщин России), С. Айвазова (Общероссийское общественно - политическое движение женщин России), М.Либоракина (ИЦ НЖФ).

Ниже мы публикуем текст Постановления об организации летнего отдыха и оздоровления, полученный в Министерстве и Информационное письмо о проведении Второго Всероссийского женского съезда, принятое на заседании.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 1997 г. № 574
г.Москва

О МЕРАХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА, ОЗДОРОВЛЕНИЯ, ЗАНЯТОСТИ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В 1997 ГОДУ.

В целях организации отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков, создания условий для укрепления их здоровья, безопасности и творческого развития, а также реализации федеральной целевой программы "Организация летнего отдыха детей", включенной Указом Президента Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. № 210 "О продлении действия президентской программы "Дети России" в состав президентской программы "Дети России" (Собрание законодательств Российской Федерации, 1996, N 9, ст.799), Правительство Российской Федерации постановляет:

Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с профсоюзными, молодежными, детскими и другими общественными объединениями осуществить в первоочередном порядке организацию отдыха, оздоровления детей и подростков в оздоровительных учреждениях Российской Федерации, обеспечить занятость подростков и в этих целях:

Межведомственной рабочей группе по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков Комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации, созданной постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993г. №848 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, №35, ст.3318), обеспечить в 1997 году координацию деятельности федеральные органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественных организаций по вопросам организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.

Направить в 1997 году на организацию летнего отдыха детей 200 млрд. рублей за счет прочих расходов федерального бюджета, не отнесенных к другим подразделам расходов федерального бюджета.

Министерству труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации утвердить порядок использования средств, выделенных из федерального бюджета на организацию отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, и обеспечить контроль за их целевым использованием. Фонду социального страхования Российской Федерации осуществить оплату путевок детям школьного возраста (до 15 лет включительно) работающих граждан в детские оздоровительные загородные лагеря стационарного типа в размере до 50 процентов их стоимости (без хозяйственных расходов) и в санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия не менее 90 процентов их полной стоимости.

Министерству здравоохранения Российской Федерации обеспечить координацию работ по медицинскому обслуживанию детей и подростков в детских оздоровительных учреждениях, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий.

Министерству труда и социального развития Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить необходимые мероприятия по организации отдыха детей из семей безработных граждан, детей с ограниченными возможностями, безнадзорных детей, находящихся в социальных приютах, а также мероприятия по организации временных рабочих мест в период летних школьных каникул для подростков в возрасте 14- 18 лет.

Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по делам молодежи совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить развитие сети оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей и подростков, профильных лагерей, а также лагерей, организуемых на базе подростковых клубов.

Государственному комитету Российской Федерации на делам молодежи совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и общественными организациями распространить практику деятельности лагерей, реализующих собственные развивающие -программы, и провести в 1997 году конкурс авторских вариативных программ организации отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков.

Государственному комитету Российской Федерации по вопросам развития Севера совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры к созданию условии для лечения и оздоровления детей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на базе круглогодичных реабилитационных детских центров "Мать и дитя" в южных районах европейской части Российской Федерации, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Министерству культуры Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по физической культуре и туризму совместно с общероссийскими объединениями профсоюзов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации содействовать участию учреждений культуры, спорта и туризма в организации работы с детьми и подростками в период летних школьных каникул.

Министерству внутренних дел Российской Федерации: обеспечить безопасность перевозки детей и правопорядок в период их пребывания в оздоровительных учреждениях;

совместно с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть профилактические меры, снижающие детский и подростковый травматизм на дорогах и улицах в период летних школьных каникул.

Принять предложение Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи, согласованное с администрацией г. Санкт Петербурга, о проведении 14 - 21 сентября 1997г. в г. Санкт-Петербурге IV Конгресса международного содружества лагерей за счет средств регистрационных взносов участников и внебюджетных источников финансирования.

Координацию работы федеральных органов исполнительной власти и общественных организаций по подготовке и проведению IV Конгресса международного содружества лагерей возложить на Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи.

Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывать содействие по подготовке н проведению IV Конгресса международного содружества лагерей.

Председатель Правительства Российской Федерации

В Черномырдин.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО О ПРОВЕДЕНИИ ВТОРОГО ВСЕРОССИЙСКОГО ЖЕНСКОГО СЪЕЗДА (ДЕКАБРЬ 1998 Г., Г. МОСКВА)

90 лет назад (11-16 декабря 1908 г.) состоялся Первый Всероссийский женский съезд, который собрал более тысячи участниц из всех регионов России. Дискуссии на съезде были посвящены всем аспектам статуса женщин в российском обществе - от их правового и политического положения до культурных и нравственных проблем. Особое внимание было уделено вопросам женского труда и занятости, необходимости выработки социальной политики в отношении женщин. Съезд продемонстрировал, что в начале XX века женское движение завоевало сильные позиции в российском обществе и заставило власти считаться с собой. Недаром в день открытия участниц съезда приветствовал петербургский генерал-губернатор Трепов, а также представители различных фракций Государственной Думы.

На исходе XX века вопросы, обсуждавшиеся на Первом всероссийском съезде, не менее актуальны, чем в его начале. Хотя сегодня женщины составляют половину занятых в народном хозяйстве, причем по среднему уровню образования значительно превосходят мужчин, их доля среди безработных чрезвычайно высока, а средний уровень <женской> заработной платы составляет 2/3 (по неофициальным данным - 1/3) зарплаты <мужской>. Женщины весьма активны в малом бизнесе, создающем новые рабочие места, но практически не имеют доступа к принятию решений в крупных финансовых и производственных структурах. Основная нагрузка по воспитанию детей, ведению домашнего хозяйства по-прежнему лежит на женщинах - как и в те времена, когда они оставались преимущественно вне общественного производства. Женщины преобладают среди избирателей и значительно активнее участвуют в выборах, чем мужчины, но их присутствие во властных структурах всех уровней - почти символическая. Свидетельства дискриминации женщин можно было бы множить и множить.

Отчасти острота многих проблем социального статуса женщин объясняется тем, что почти 80 лет в стране начисто отсутствовало независимое женское движение. А представительство интересов женщин было возложено на подконтрольные государству структуры.

Сейчас в стране активно действует более 400 женских общественных организаций, вносящих существенный вклад в решение острых социальных проблем. Они являются важной составной частью формирующегося гражданского общества. Эти организации не могут оставить без внимания такую знаменательную дату как 90-летне Первого Всероссийского женского съезда, который стал заметной вехой в истории не только женского, но и общедемократического движения в России.

Созыв Второго Всероссийского женского съезда позволит восстановить преемственность в отстаивании социальных интересов женщин и в утверждении демократических начал в нашей общественной жизни. Этот съезд должен , быть столь же представительным по числу участниц и столь, же значимым по широте охвата и глубине обсуждения актуальных вопросов положения женщин в российском обществе. Задачи Второго Всероссийского женского съезда:

Второй Всероссийский женский съезд призван стать значимым событием- в развитии международного женского движения. Его успешное проведение будет свидетельством того, что страны так называемого "переходного периода" - это динамично развивающаяся часть мирового сообщества. В связи с поставленными задачами мы предлагаем:

Инициативная группа:
Айвазова С. (Общероссийское общественно-политическое движение женщин России)
Божкова Е. (Информационный центр Независимого женского Форума)
Васильева Л. (Международная Лига писательниц)
Гришина Г. (Женский инновационный фонд "Восток - Запад")
Ершова Е. (Консорциум женских неправительственных объединений)
Клементьева Р. (Межрегиональное общественное движение сельских женщин)
Клименкова Т. (Московский центр гендерных исследований)
Лахова Е. (Общероссийское общественно-политическое движение женщин России)
Матвиенко В.
Малютина Т. ( Ассоциация женщин-предпринимательниц)
Медман Д. (Женский клуб "Преображение")
Мизулина Е. (Ярославская региональная организация "Равновесие")
Ромашко О. (Фонд женского предпринимательства)
Скуратовская Л. ( Ассоциация женщин-врачей)
Тройнова Т. (Женская информационная сеть)
Федорова Л. (Информационный центр Независимого женского Форума)
Швецова Л. (Женская Лига)

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ.

Программа социальных реформ (Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222) - документ, который определяет направления изменений в социальной политике на ближайшие годы. Программа непосредственно касается общественных объединений и некоммерческих организаций, является жизненно важной для опекаемых этими организациями групп населения. Это вопросы реальных доходов и бедности, занятости населения, доступа к образованию и т.п.

Ни власти, ни большинство населения не желают возвращения к старой социалистической модели общества. Но проводимые нынешней избранной демократическим путем властью социально-экономические реформы во-первых несут в себе массу негативного (что в ряде случаев неизбежно, но почти не разъясняется населению) и во-вторых, демонстрируют тенденцию решать проблемы управляемости экономики за счет населения. Большинство граждан, крайне не удовлетворенных социальной политикой, воспринимает реформы как стихийное бедствие и не представляет, как можно влиять на государственный оборот дел в социальной сфере.

Образующаяся социальная напряженность ищет выхода в политической разрядке, порождая раскол общества. Многочисленные общественные инициативы и благотворительные организации сосредоточены в основном на решении социальных проблем отдельных групп населения. До сих пор основными, общими задачами для общественных и некоммерческих организаций были достижение признания третьего сектора, налаживание социального партнерства, введение механизмов государственного и муниципального социального заказа. Но после реорганизации правительства и инициации ряда социальных реформ (реформирование ЖКХ, пенсионной системы и др.) возникли новые задачи. Перспективы социальных реформ в России в первую очередь зависят от того, удастся ли:

Но кроме того существует масса специальных вопросов, которые нужно понимать: последствия тех или иных предложений по реформе пенсионной системы, медицинского страхования и т.д. для повседневной жизни людей и каждой из групп клиентов благотворительных организаций - беженцев и вынужденных переселенцев, бездомных, инвалидов, многодетных семей и других. Проведение общественной экспертизы Программы социальных реформ требует усилий общественности в разных регионах. усилий общественности в разных регионах страны. Здесь мы хотим представить ряд проблемных вопросов, которые могут послужить отправной точной для общественной экспертизы.

1. Тенденции и мотивы социальных реформ, проводимых государством.

1.1 Переход от политики социальных прав к политике компенсации издержек экономических реформ (социальных нужд), попечительству особо нуждающихся в общих чертах осуществлен. Сейчас он закрепляется на уровне законодательства. Концепция Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в РФ" - это "компенсации", смягчение последствий экономических и политических реформ.

Социальное обслуживание рассматривается как деятельность, направленная на "граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации." Фактически это означает отказ от конституционного устройства РФ как социального государства, Однако, высокий уровень налогов, характерный для социального государства, сохраняется. Отказ от ответственности за социальное благополучие получает обоснование за счет идеологии ликвидации неоправданных льгот.

Рассмотрим способы реализации основополагающего принципа правительственной Программы социальных реформ: "Упорядочить действующую систему льгот и компенсаций, повысить обоснованность их предоставления," - на примере жилищно-коммунальной реформы и других мероприятий.

Жилищно-коммунальная реформа - политический приоритет сегодняшнего дня. Правительство подчеркивает, что цель реформы - повышения качества обслуживания, сохранение ЖКХ - одного из последних и финансово-емких анклавов советской экономики - невозможно ("объем расходов на ЖКХ приводит к параличу систем здравоохранения и образования, многомесячной задолженности по заработной плате"); государство больше не может обеспечивать льготы по оплате жилья, которыми сейчас пользуется все население; нужен постепенный переход к оплате жилья самими гражданами, как происходит во всем мире. Не останавливаясь на вопросах реорганизации ЖКХ, введения принципа обслуживания на конкурсной основе и ресурсосберегающих технологий, мы будем анализировать так называемые льготы. По определению льгота - исключение из общих правил - не может относиться ко всему населению. Дешевое жилье было не льготой, а способом поддерживать приемлемый уровень жизни через общественные фонды потребления при низком уровне заработной платы. Реформирование базовых систем социального страхования и обеспечения должно опираться на рост и изменение структуры доходов. Однако, на реформирование доходов объявлен мораторий, проводится активная политика замораживания доходов населения, сдерживания роста цены рабочей силы.

При сохранении низкого уровня доходов предлагается резко сократить возможности получения благ из общественных фондов потребления.

Будут проанализированы основные способы "перекрытия" каналов получения таких благ, в том числе на примере трансформации дифференцированной системы пособий. Сегодня, под лозунгом ликвидации неэффективных льгот, проводится кампания значительного сокращения пособий через изменение порядка их выплат. Само наличие задолженностей по пособиям - следствие политики замораживания доходов - в свою очередь используется как аргумент в пользу сокращения самих пособий.

В проекте закона "О внесении изменений в ст.16. Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" пособие на ребенка рассматривается как яркий пример "неэффективной социальной помощи": для обеспеченных родителей сумма пособия не имеет никакого значения, а в бедных семьях его недостаточно, чтобы обеспечить ребенка даже самым элементарным." Предлагается выплачивать пособие только семьям со среднедушевым доходом не выше размера прожиточного минимума. (При этом методики определения прожиточного минимума принципиально не включают затрат на воспроизводство, расходов семьи на содержание иждивенцев). В Пояснительной записке к законопроекту раскрывается истинный смысл нововведения: общая сумма задолженности по выплате пособия составляет более 7,8 трл. руб., в 30 процентах субъектов РФ пособие не выплачивается по несколько месяцев.

За счет изменения порядка выплаты пособий планируется снизить годовой объем расходов на 25% при том, что сумма каждого пособия не увеличивается, а значит, ни о каком "повышении эффективности социальной помощи" речи быть не может.

Замораживание доходов осложняет "разгосударствление" социальной политики и развитие малого предпринимательства - сектора "социальной экономики. Существующий значительный спрос на социальные услуги неплатежеспособен и не дает возможности развиваться общественным инициативам и некоммерческим организациям.

1.2. Мотивы социальных реформ гораздо в большей степени определяются приоритетами макроэкономической политики и потребностями финансовых рынков, чем социальными проблемами и нуждами социальной сферы.

Негативные последствия политики замораживания доходов для уровня жизни населения хорошо известны правительству. Однако, она продолжает проводиться как способ борьбы с инфляцией и сохранения контроля за макроэкономическими показателями - предмета договора правительства и международных финансовых институтов - МВФ и ВБ. С этой точки зрения будут проанализированы задолженности по выплате заработной платы и предложения по проведению пенсионной реформы.

Систематические задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий являются элементом функционирования национальных и транснациональных финансовых механизмов - государственного и коммерческих.

Мероприятия, которые способствовали бы росту доходов (пересмотр тарифной сетки, повышение минимальных государственных гарантий заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума и др.) Программой социальных реформ отложены до достижения устойчивого экономического роста.

Пенсионная реформа.

Нынешняя "распределительная" система ограничивает возможности использования средств Пенсионного фонда как государством, так и коммерческими структурами (долг государства Пенсионному фонду рассматривается как аномальное явление). Переход к накопительной (страховой) системе позволит создать значительные резервы для инвестиций, активно использовать страховые средства в коммерческих целях.

1.3. Принципиальный вопрос реформы - это разграничение систем социального страхования и социального обеспечения, начало которого было положено созданием внебюджетных фондов (занятости, обязательного медицинского страхования и др.). В СССР эти системы практически слились (истоки системы социального обеспечения - в государственной страховой рабочей программе): страхование осуществлялось без прямого удержания страховых взносов из заработной платы, за счет страховых взносов предприятий и средств государственного бюджета. Сегодня инерция мышления и управленческой практики приводит к тому, что принцип разграничения предмета, источников и управления системами социального страхования и обеспечения реализовать не удается (яркий пример - долги госбюджета Пенсионному фонду).

Реформа медицинского страхования - пример мутанта, рожденного из остатков советской практики и кусочков разных моделей страхования, заимствованных из зарубежной практики.

Важнейшая причина - неразрешенность принципиальных вопросов разграничения между обеспечением воспроизводства и гарантиями социальных и профессиональных рисков разного типа - временная потеря трудоспособности, риски, связанные с экологическими и техногенными катастрофами и др.. Следовательно, не проработана концептуальная основа разведения двух систем (а затем и дифференциации внутри каждой системы, в частности, разведения разных рисков по разным страховым фондам) и определения пропорций разделения страховых выплат между наемным работником, работодателем и государством. Сейчас в нашей стране страховые взносы платят почти исключительно работодатели. Наемные работники не платят взносы в Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования. Тарифы взносов в Пенсионный фонд составляют для работающих граждан 1% заработка., для работодателей - предприятий, учреждений и организаций - до 28% по отношению к начисленной оплате труда, для крестьянских (фермерских хозяйств), граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и т.п. 5% дохода.

Пенсионная реформа предполагает переход к накопительной системе, открытие лицевых счетов на каждого работающего человека, в которых ежемесячно будут отражаться его пенсионные накопления. Планируется следующие тарифы взносов - 10% выплат работника и 20% выплат работодателя.

Программа социальных реформ предусматривает дальнейшее расширение страхового аппарата. При непроработанности теоретической базы, это приведет к новым социальным издержкам, в частности, к росту дискриминации по признаку пола; даны соответствующие рекомендации.

Наряду со введением единой системы страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предлагается развивать страхование на случай материнства. Но беременность и роды - это не болезнь и не трудовое увечье!

Гарантии репродуктивных прав граждан должны обеспечиваться государством (что в СССР было закреплено в начале 70-х годов, когда пособия по беременности и родам были установлены в размере 100% заработка всем женщинам независимо от стажа работы и членства в профсоюзе). В репродуктивной сфере нельзя опираться ни на страховые взносы граждан, ни на страховые взносы работодателей, это усугубит тенденцию выделения женщин в особую неконкурентоспособную на рынке труда группу.

Сегодня высказываются предложения и о том, что пособие по беременности и родам также должно выплачиваться только женщинам, чей доход не выше прожиточного минимума. Если они воплотятся на практике, придется зафиксировать полный отказ от конституционных гарантий социальных прав.

СПРАВОЧНЫЙ РАЗДЕЛ

Социальная защита - в узком смысле это специальные меры юридического и практического характера для защиты интересов отдельных категорий граждан - тех, кто не может самостоятельно реализовать свои права, воспользоваться системой социального обеспечения (социальная защита детей, престарелых). В широком смысле социальная защита - это защита социальных прав как неотъемлемой части прав человека (всех граждан, а также лиц без гражданства).

Социальная помощь - временные меры поддержки в кризисной ситуации (услуги, пособия), проводится в рамках общей политики контроля над доходами (пособие по нуждаемости и др.)

Социальная работа - вид профессиональной деятельности, цель которой состоит в проведении преобразований в обществе в целом и в его отдельных формах развития (IFSW, Definition of the Social Work Profession, 1982). Тесно связана с представлением о социальной защите: реализация социальных прав требует преобразований в обществе, где существует дискриминация, а также жертвы произвола различных властных структур.

Социальная технология - действия отдельных лиц и институтов, заинтересованных в устранении противоречий в общественных отношениях (социальной проблемы), осуществляемые по упорядоченной схеме. Способ работы с социальной проблемой вкупе с соответствующими навыками, квалификацией и методами работы. Деятельность общественной организации, в которой объединяются знания жизненных реалий через неформальные контакты с населением, привлечение профессионалов, воплощение недискриминационных ценностей, инициативность, отказ от иждивенческой позиции, может дать начало с.т. Оформление с.т., их распространение и признание в качестве компоненты социальной сферы зависит от государства.

Социальная сфера - институциональная инфраструктура, на основе которой осуществляется социальное страхование и социальное обеспечение, оказывается социальное обслуживание (помощь и поддержка, услуги и др.).

Социальное страхование - система материального обеспечения трудящихся в случае потери трудоспособности, болезни, по возрасту и др., обеспечивает гарантии социальных и профессиональных рисков различного типа. Важнейший источник с.с. - обязательное удержание страховых взносов из заработной платы, дополняемое взносами работодателей. Исторически возникло как выборочные программы для нормализации статуса лиц наемного труда ("социальное страхование для интегрирования рабочих"), в нашей стране - как государственная страховая рабочая программа.

Социальное обеспечение - система социально-экономических мер по материальному обеспечению нетрудоспособных, по всестороннему обеспечению детства и родительства, включает социальные пенсии (по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца и др.), пособия (по беременности и родам, гражданам, имеющим детей и др.), компенсационные выплаты (неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами и др.), стипендии и т.д. Исторически возникло позже социального страхования как система всеобщего (всех граждан) обеспечения, поддержка воспроизводства поколений, предусматривает значительную ответственность государства и соответствующие расходы из государственного бюджета.

Социальное обслуживание - согласно Федеральному закону "Об основах социального обслуживания населения в РФ "деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого - педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации". Таким образом, закон закрепляет узкую трактовку с.о. как "социальных компенсаций" издержек экономических реформ.

Социальные права - неотъемлемая часть прав человека, включают право на справедливые и благоприятные условия труда (в том числе на вознаграждение, обеспечивающее всем трудящимся справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности, удовлетворительное существование для них и их семей), право на безопасные условия труда, право на отдых, право на образование, право на социальное обеспечение, право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья и др.. Социальные права являются предметом регулирования Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, гарантированы Конституцией РФ.

Справочные материалы подготовлены некоммерческим парнерством ФОРА Плюс. Вы можете связаться с нами по электронной почте:

М.Либоракина
Email feminist@glas.apc.org,
М.Флямер
Email flam@glas.apc.org,
В.Якимец Email iakim@glas.apc.org.

ВЕСТИ ИЗ РЕГИОНОВ: ПИСЬМО НАШИХ ПОДРУГ ИЗ КАРЕЛИИ

Наша работа в июне.

25 июня состоялось очередное собрание общественной неправительственной женской организации - Карельского Центра Гендерных Исследований, благодаря которому стало ясно, что несмотря на время летних отпусков, горячей дачной поры, школьных каникул, мы - женщины, все-таки находим время для своих встреч.

Интересны дискуссии и обсуждения самых разных, но таких нужных, как нам кажется, вопросов. Чувствуется неподдельный интерес женщин к вопросам экономики, медицины, образования. Мы живем в сложное время. Возможности самореализации являются весьма актуальными как для женщин, так и для мужчин.

Самореализация- это сопричастность к труду и еще, на наш взгляд, это сопричастность к тому времени , в котором мы живем. Возможности обучения и переобучения у работающих женщин, а также для безработных женщин сейчас весьма ограничены. Недавно КЦГИ изыскал возможность провести курсы по обучению на ПЭВМ. Две первые группы женщин по восемь человек успешно прошли курсы в объеме 20 часов (Текстовый редактор Microsoft Word for Windows). Проведение этих курсов стало возможным благодаря поддержке Информационно-образовательного центра для женщин и фонда Форда и Евразия. В июне, на собрании КЦГИ, в торжественной обстановке, были вручены всем женщинам документы об окончании курсов.

Особенно приятно то, что обучение на этих курсах для женщин, было бесплатным. Факт, немаловажный для женщин, работающих в бюджетных организациях. Если удастся получить продолжение гранта, то обучение работе на компьютере, можно было бы продолжить.

Заслушали выступление канд. мед. наук Наргизу Сванадзе, которая побывала на конференции в Осло, в Норвегии. А сейчас собирается на конференцию в Канаду. Интересно прозвучал ее рассказ о Перинатальном центре в Петрозаводске, о возможностях рождения здоровых и желанных детей в каждой семье. Хочется добавить, что будущее детей во многом зависит от тех действий, возможностей, решений, которые будут хотя бы начаты уже сегодня.

21 июня Карельским центром гендерных исследований при финансовой поддержке Фонда Форда и Фонда Евразия был проведен семинар по теме "информационные технологии и бухгалтерский учет в общественных организациях".

Член КЦГИ Володина Зоя.

СООБЩЕНИЯ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ЖЕНСКИЕ ПРОЕКТЫ НАХОДЯТ ПОДДЕРЖКУ

С 16 по 17 июня проходила IV международная конференция "Женщина в меняющемся мире", организованная международным институтом "Женщина и управление", Конфедерацией деловых женщин России и Правительством Санкт-Петербурга. Участники встречи обсудили положение женщин в условиях социально-экономических реформ, в частности, такие проблемы, как: конкурентоспособность и занятость женщин, адаптация к новым экономическим условиям; экономические, политические и социальные аспекты положения женщины в управлении; женское (семейное) предпринимательство, ресурсная поддержка малого предпринимательства.

С 18 по 20 июня в Аничковом дворце проходила IV выставка-презентация бизнес-проектов "Женский проект-97". Ее цель - показать достижения и возможности женского и семейного предпринимательства в России, способствовать расширению и установление деловых и партнерских связей с женщинами-предпринимательницами России и зарубежных стран, обменяться опытом создания новых рабочих мест, привлечь инвесторов для финансирования бизнес-проектов.

Было представлено более ста проектов женского бизнеса, причем многие из них имели социальную направленность. Один из проектов - центр молодежных проблем и обучения "Планета" - предполагает оказание юридической, психологической, информационной помощи подросткам 14-18 лет. По итогам выставки 22 женских бизнес-проекта получат финансовую поддержку.

Контактные телефоны: (812) 277-7564; 277-1145 (международный институт "Женщина и управление").


В 1997-1998 ГГ. В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА ПРОЙДУТ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВУ

В настоящее время в ООН рассматривается вопрос о провозглашении 2001 года Международным годом добровольцев. В 1997 году прошли пять региональных конференций Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE). В начале июне в Париже состоялась Европейская конференция добровольцев. А Всемирная конференция добровольцев IAVE состоится с 23 по 27 августа 1998 года в Канаде. Распространение регистрационных форм начнется осенью 1997 года. Организаторы конференции - Wild Rose Foundation. Телефон: (1) (403) 422-9305, факс: (1) (403) 427-4155.

Только что закончилась конференция "Возрождение добровольчества в Восточной Европе", проходившая на этой неделе в городе Жентендре в Венгрии. В ней приняли участие представители более чем 30 стран Европы и США. Благодаря помощи программы "Поддержка общественных инициатив" и института "Открытое общество" в конференции принимали участие шесть представителей российских общественных организации из Москвы, Краснодара и Новосибирска.

Участники конференции обсудили теоретические и практические вопросы организации добровольческой деятельности, а также роль добровольчества в развитии общества в конце второго тысячелетия.

Институт "Открытое общество" (Нью-Йорк) объявил о проведении добровольческой конференции в Праге с 18 по 20 сентября 1997 года. Для участия в конференции и возможного получения финансовой поддержки от организаторов необходимо отправить письмо от каждого потенциального участника с обоснованием просьбы на имя Katherine Jonson (международный консультант) до 1 августа по адресу: 888 Seventh Avenue, New York, NY 10116. Телефон: (212) 887-0660, факс: (212) 941-0714.

Более подробную информацию можно получить в Ассоциации добровольцев России и Центре добровольцев "Московский дом милосердия" по тел./факсу: 291-2004. E-mail: mdm@glasnet.ru, а также в программе "Поддержка общественных инициативпо телефонам: 958-2172, 958-2215, 958-2306, 958-2406.

E-mail: scrussia@cip.glasnet.ru.