ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТОК N21(40)
30 июля 1997 года

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ОРГАНИЗАЦИЮ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В "Информационном листке №19 от 11 июля было опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 1997 г. № 574 "О мерах по организации отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в 1997 году".

Недавно мы получили факс из Министерства труда и социального развития РФ, содержащий данные о распределении средств, выделенных из федерального бюджета на эти цели.

Из-за недостатка места мы публикуем их выборочно, но, если кто-то заинтересуется, можем прислать более полный вариант. Мы надеемся, что, прочитав этот материал, вы сумеете проследить судьбу этих денег в ваших регионах.

1. Документ от 19 июня 1997 года за подписью Г.Н.Кареловой, Заместителя Министра труда и социального развития РФ.

(выборочно)

Территории К-во детей, нуждающихся в оздоровлении (чел) Необходимо выделить из фед. Бюджета (млн. руб.)
Республика Бурятия 32400 880
Респ. Саха (Якутия) 48551 1510
Архангельская обл. 8000 770
Иркутская обл. 59480 1500
Красноярский край 45000 1800
Мурманская обл. 23702 780
Приморский край 20000 1000
Республика Карелия 18000 890
Сахалинская обл. 62335 1519
Томская обл. 68360 1140
Тюменская обл. 25000 924
Хабаровский край 40370 1150
Читинская обл. 111321 1330

Территории экологических бедствий (выборочно)

Белгородская обл. 9751 359
Брянская обл. 99723 1641
Воронежская обл. 13374 523
Калужская обл. 24779 500
Курская обл. 24143 597
Ленинградская обл. 24769 570
Пензенская обл. 16050 450
Рязанская обл. 51785 852
Тамбовская обл. 26300 600
Оренбургская обл. 120000 1350
Кемеровская обл. 99000 1200
Ульяновская область 12660 692
Республика Алтай 31548 750
Курганская область 30608 750
Челябинская область 39075 802
Алтайский край 56600 936
Орловская область 42881 941
Свердловская область 120236 1418

Территории принимающие беженцев и вынужденных переселенцев с детьми (выборочно)

Краснодарский край 16000 871
Ставропольский край 30000 985
Астраханская область 10230 680
Волгоградская область 13000 899
Ростовская область 16000 682
Самарская область 13264 580
Вологодская область 1505 378
Саратовская область 20000 294
Тверская область 3391 390
Ярославская область 1084 380
Нижегородская область 5151 390
Пермская область 1512 350
Республика Татарстан 10000 264
Республика Башкортостан 7000 291
Новосибирская область 6000 218
Омская область 4476 274

----------------------------------------------------------

Примечание: выделенные средства предназначены, прежде всего , для организации летнего отдыха детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных и неполных семей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей из семей военнослужащих, детей безработных граждан, детей, состоявших на профилактическом учете в органах внутренних дел.

2. Документ от 10 июля 1997 года за подписью Г.Н.Кареловой, Заместителя Министра труда и социального развития РФ.

В нем также приводятся данные о распределении средств, выделенных из федерального бюджета на организацию отдыха и оздоровления детей и подростков, но с распределением по различным министерствам: по линии Министерства образования, Министерства культуры, Министерства труда и Гос. Комитета по делам молодежи.

(выборочно)

Территории Крайнего Севера и приравненные к ним.

Республика Бурятия 1040
Республика Карелия 1000
Респ. Саха (Якутия) 1210
Красноярский край 1700
Приморский край 1200
Хабаровский край 1500
Архангельская обл. 960
Иркутская обл. 1750
Мурманская обл. 1150
Томская обл. 1650

Территории экологических бедствий

Республика Алтай 524
Алтайский край 1887
Белгородская обл. 363
Брянская обл. 8400
Воронежская обл. 530
Калужская обл. 560
Кемеровская обл. 1753
Курганская область 508
Курская обл. 400
Ленинградская обл. 410
Липецкая обл. 485
Оренбургская обл. 1828
Орловская область 812
Пензенская обл. 266
Рязанская обл. 886
Свердловская область 1532
Тамбовская обл. 178
Тульская обл. 1745
Ульяновская область 510
Челябинская обл. 649

Территории принимающие беженцев и вынужденных переселенцев с детьми

Респ. Башкортостан 388
Республика Татарстан 537
Краснодарский край 1256
Ставропольский край 253
Астраханская область 276
Волгоградская область 360
Вологодская область 160
Московская область 1316
Нижегородская область 265
Новосибирская область 604
Омская область 256
Пермская область 265
Ростовская область 423
Саратовская область 598
Самарская область 186
Смоленская область 275
Тверская область 336
Ярославская область 311

------------------------------------------

Полный текст обоих документов есть в ИЦ НЖФ

КОНФЕРЕНЦИЯ КОМИТЕТА СОЛДАТСКИХ МАТЕРЕЙ РОССИИ.
(ИЗ БЮЛЛЕТЕНЯ "ЗА МИРНУЮ РОССИЮ" №4, ИЮЛЬ 1997)

Конференция состоялась 21-22 июня 1997 года в Москве, в Центральном доме Российской армии. На ней были представлены 43 организации солдатских матерей. Конференцию открыла депутат Государственной Думы, Председатель движения "За здоровую Россию" Э.А. Памфилова.

В повестку дня входило обсуждение стратегии и основных направлений деятельности организаций солдатских матерей на период до 2000 года.

На Конференции была принята новая редакция Устава КСМР и избран высший руководящий орган КСМР - Координационный совет.

В состав Координационного совета вошли: Ареткулова З.Б. (Москва); Белкина Н. В. (Тульская область); Вонти В.А. (Республика Карелия); Воробьева Л.Ф. (Москва); Горячева Ю.Л. (Москва); Доброхотова И.Л. (Москва); Зинченко Л.Ф (Челябинск); Зазуленко Т.Б. (Волгоградская область); Кириллина В.И. (Республика Саха - Якутия); Кузнецова Л.В. (Москва); Кузнецова Л.В. (Удмуртия); Куклина И.Н. (Москва); Лебедева Г.Ф. (Нижегородская область); Лукша Т.Н. ( Московская область); Мельникова В.Д. (Москва); Мусатов Г.А. (Москва); Образцова Л.Н. (Москва); Семенихина Л.И. (Москва); Сердюкова Н.А. (Краснодарский край); Соболевская Т.Ф. (Томская область); Страшнова В.В. (Москва); Томашевич М.Л. (Москва); Федулова М.Г. (Москва); Хорева Г.А. (Мурманская область); Цороева Л.М. (Республика Ингушетия). Избрана также ревизионная комиссия.

Сопредседателями Комитета солдатских матерей избраны: Зинченко Л.Н. (Уральский регион); Зазуленко Т.Б. (Европейская часть РФ); Кириллина В.И. (Крайний Север и Приморье): Мельникова В.Д. (Москва); Соболевская Т.Ф. (Сибирский регион).


РЕЗОЛЮЦИИ КОНФЕРЕНЦИИ.

О ВОЕННОЙ РЕФОРМЕ.

Конференция Комитета солдатских матерей России, делегаты и участники которой представляют 43 организации солдатских матерей со всех концов Российской Федерации, заявляет, что Конференция принимает и поддерживает принципы военной реформы, закрепленные в Указе Президента РФ № 722 от 16 мая 1996 года "О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации на профессиональной основе".

Однако солдатские матери с тревогой и горечью отмечают, что за время, прошедшее с момента принятия Указа № 722, никакого прогресса в его реализации фактически нет.

Солдатские матери видят и понимают, что все политические маневры вокруг военной реформы направлены на пересмотр принципов и возможную отмену Указа Президента РФ № 722 после новых президентских выборов.

Государственная Дума еще только приступила к разработке закона о военной реформе и предложенный проект не содержит никаких упоминаний об отмене всеобщей воинской обязанности. Сопротивляются военной реформе, основанной на принципах Указа № 722, как разросшиеся силовые структуры, так и другие органы исполнительной власти.

Никакие аргументы экономического и иного характера о том, что содержание профессиональной армии непосильно для России, солдатских матерей не убеждают.

Дальнейшее существование многомиллионных вооруженных сил, сформированных из голодных и униженных солдат, - это верный шаг к окончательному разрушению системы национальной безопасности страны, моральному разложению военных структур сверху донизу, возникновению очагов гражданского неповиновения.

Солдатские матери уже восемь лет выступают против массовых нарушений прав человека в вооруженных силах, выражающихся в разрастании насилия, унижении человеческого достоинства, росте числа самоубийств и преступности, сохранении рабского труда в стройбатах, гибели сыновей России в мирное время, в преступных войнах и в вооруженных конфликтах на территории СНГ.

Солдатские матери заявляют, что всеобщая воинская обязанность в настоящее время превратилась в анахронизм, а те, кто стремится ее сохранить, действуют вопреки национальным интересам России.

Солдатские матери требуют от Президента РФ:

Мы хотим знать, куда на самом деле идут средства, которые народ, и в том числе многие миллионы солдатских матерей, дает военному руководству страны в их полное и неконтролируемое распоряжение.

Солдатские матери требуют от Президента РФ, Правительства и Федерального Собрания незамедлительного осуществления военной реформы на основе профессионализации армии и заявляют, что они будут решительно выступать против любых затяжек в её реализации.


ОБ ИСПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОБ АМНИСТИИ, ПРИНЯТОГО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ РФ 12 МАРТА 1997 ГОДА.

Конференция Комитета солдатских матерей России констатирует, что в отношении военнослужащих, освобождённых из чеченского плена, и солдат по призыву, оставивших части из-за нежелания участвовать в вооружённом конфликте в Чеченской Республике, объявленная Государственной Думой амнистия не исполняется или исполняется с большими нарушениями уголовно-процессуального законодательства и Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Имеющиеся в распоряжении Комитета солдатских матерей России факты свидетельствуют о том, что:

освобождённых из плена солдат подвергают уголовному преследованию по факту отсутствия их в воинских частях или дезертирства и обвиняют в сбыте оружия чеченцам;

солдат, относительно которых военными прокуратурами и судами принято решение об аресте, содержат под стражей с нарушением условий и сроков, установленных Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"; к солдатам, оставившим воинские части, не найдя другого способа отказаться от участия в необъявленной войне в Чечне, не применяют амнистии, требуя доказательств обоснованности мотивов их поступков.

Делегаты и участники Конференции убеждены, что амнистия не применяется по следующим причинам.

1. Порядок её применения народу не разъяснён. В двух официально опубликованных в "Российской газете" от 15 марта с.г. Постановлениях - об объявлении амнистии и о порядке её применения - указано, на кого она распространяется и какие государственные органы должны её исполнять, но не разъясняется, что делать гражданам для применения к ним амнистии, т.е. куда и с какими заявлениями они должны обращаться.

2. Военные дознаватели, следователи, прокуроры, судьи ограничивают применение амнистии, считая, что она распространяется только на тех, кто оставил свои части "в связи с вооружённым конфликтом в Чеченской Республике". Они требуют доказательств этой связи даже от тех солдат, которые оставили части в районе боевых действий.

3. Органы, на которые возложено исполнение амнистии, занимают явно выраженную обвинительную позицию в отношении военнослужащих, подавших заявления о применении к ним амнистии.

Эти органы пренебрегают принципом верховенства прав личности и обязательных минимальных требований при предъявлении обвинения и осуществлении правосудия, забывают о презумпции невиновности. При решении вопроса о применении амнистии они требуют доказательств того, что доказать нельзя - нежелания участвовать в войне в Чечне или того, что оружие было у пленного отобрано при пленении.

Делегаты и участники Конференции считают недопустимой подобную практику применения амнистии. Эта амнистия принята по окончании преступной войны, которая велась с грубейшими нарушениями общепринятых международных норм и Конституции России и привела к гибели и лишению основных конституционных прав сотни тысяч граждан России.

Конференция считает необходимым напомнить следующие не подлежащие изменению ни при каких обстоятельствах статьи Конституции Российской Федерации:

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 49

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Конференция солдатских матерей России требует от государства:

покаяться и попросить прощения у всех граждан России, которые по его вине пострадали от неправедной войны;

строго соблюдать нормы международного гуманитарного права и Конституцию России и не считать преступниками солдат по призыву, отказавшихся участвовать в неправедной Чеченской войне, и солдат, захваченных в плен во время этой необъявленной войны;

не забывать, что наши сыновья, призванные на военную службу, являются гражданами России, от которых зависит её будущее, и государство обязано обеспечить им достойные человека условия военной службы.
> (приводится с сокращениями)


“О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ РАБОТ ПО ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОГИБШИХ ВО ВРЕМЯ ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНЫ 124-Й СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ”.

Конференция, выслушав и обсудив сообщение руководителя группы судебно-медицинских экспертов по идентификации личности военнослужащих, погибших в Чечне, заместителя начальника 124-ой лаборатории СКВО, подполковника медицинской службы В.В.Щербакова, обращает внимание руководителей государства и глав военных ведомств на необходимость общегосударственного подхода к службе установления личности людей, погибших и оказавшихся обезличенными в период военных конфликтов, стихийных бедствий и аварий.(Далее в резолюции приводятся основные положения доклада В. Щербакова, см. ниже)

Ценой героических усилий работников 124-ой лаборатории создана и опубликована научно-методическая “Разработка методов идентификации личности визуально неопознаваемых трупов, погибших военнослужащих”, ведутся дальнейшие исследования.

Высококвалифицированные экспертизы выходят за рамки финансовых возможностей одного военного округа и одного региона, являясь проблемой общегосударственной.


О НОВОЙ РЕДАКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ”

Были также приняты: резолюция “О праве граждан на отказ от военной службы по убеждениям”; обращение к Президенту РФ с призывом установить жесткий контроль над реализацией Указа № 722, обращения к Президентам Чеченской Республики Ичкерия, Республики Ингушетия и Республики Северная Осетия (Алания); Обращение Комитетов солдатских матерей северных регионов РФ к представителям исполнительной и законодательной власти и другие документы.


ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КОНФЕРЕНЦИИ

ВОЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА.

Юлия Горячева, член КС КСМР, отметив, что проект Закона "О воинской обязанности и военной службе" фактически отменяет Указы Президента N 722 и 723, и направлен против реальной военной реформы, заявила, что нельзя допустить, чтобы он был принят в нынешней редакции. Поскольку в проекте Закона о ВОВС содержатся ссылки на Закон "Об альтернативной гражданской службе", КСМР настаивал на следующей формулировке: "граждане имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой". Это означает, что и эта служба должна существовать только до той поры, когда будет отменен призыв.

Основное внимание в этом выступлении было уделено практике применения Постановления "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно-опасные деяния в связи с вооружённым конфликтом в Чеченской республике".

"Очень жаль, что оно названо именно так. Потому что это значит, что те наши ребята, которые оставили свои части, не желая убивать своих сограждан, считаются лицами, совершившими преступление. Им приходится на предварительном следствии и в судах еще и доказывать, что они ушли из части именно в связи с вооружённым конфликтом в Чеченской республике. Иногда это не удается даже тем, кто ушел из части в Грозном в самом начале войны.

Вы радуетесь, когда Комиссия при Президенте РФ освобождает ребят из плена. Но будучи освобождёнными, они считаются преступниками, потому что якобы оставили части. Многие из них обвиняются в том, что у них оружие не отобрали, а они его якобы сбывали. У НИХ НЕТ СТАТУСА ВОЕННОПЛЕННЫХ, ПОТОМУ ЧТО ВОЙНА НЕ БЫЛА ОБЪЯВЛЕНА. Поэтому их считают не пленными, а просто преступниками. Каждого из этих ребят приходится отстаивать, и это очень тяжело.

В московскую приёмную Комитета было подано за всю войну примерно 550 заявлений от оставивших части из-за нежелания воевать. Заявления зарегистрированы в официальных органах, это - письменные доказательства, что ребята оставили части именно по этой причине. Но это - лишь 550 человек. А сколько мальчишек до сих пор где-то живут, не имея прав, без отметки в военном билете о том, что они уволены с военной службы? Их в любой момент могут арестовать и осудить как дезертиров. Нам надо подумать, как разыскать таких ребят. Их много, чуть не каждую неделю обнаруживаются новые.

Мы постоянно направляем письма с изложением фактов неприменения амнистии в Главную военную прокуратуру и Генеральному прокурору, которому поручен надзор за исполнением амнистии, направили письма и Президенту и председателю Гос. Думы. Прошу сообщать о неизвестных нам фактах, чтобы очередное наше обращение в эти властные структуры мы успели подать до 15 сентября, когда истечет срок применения амнистии.

Мы подготовили комплект документов, в которых указано, как поступать, чтобы помочь ребятам, оставившим части из-за войны в Чечне в период с 9.12.94 по 31.12.96 . Им надо давать образцы документов, чтобы они писали в соответствующие органы и чтобы к ним применили амнистию".
(Образцы опубликованы в бюллетене "За мирную Россию" N 3, май 1997).

Галина Хорева, ответственный секретарь КСМ Мурманска, высказала мнение о необходимости решительнее настаивать на кардинальных изменениях военного законодательства.

"Я считаю нынешнее состояние военного законодательства вообще неудовлетворительным. Мы сейчас с вами жуем ту кашу, которую нам предлагает Гос.Дума, Комитет обороны и т.д. Мы не вносим по-настоящему серьезных изменений в законы.

До чеченской войны у нас был срок службы 18 месяцев. Почему мы молчим, почему мы не требуем вернуться к этому сроку вместо двух лет? Почему мы не прислушаемся к рекомендациям медиков, психиатров, социологов - что надо поднять планку призывного возраста? С этим мы не раз обращались в Министерство обороны и к депутатам Гос.Думы. Наш комитет во время чеченской войны неоднократно выдвигал требование, чтобы призывной возраст был повышен до 21 года или хотя бы до 20 лет. Я понимаю, что Министерство обороны будет против того, чтобы так сократить призывной резерв. Но это принесёт неизмеримую пользу нашему государству, наших ребят перестанут хватать сразу же после выпускных вечеров, отправлять в казарму вместо того, чтобы дать им возможность спокойно поступить на учёбу, и потом уже, будучи сознательным человеком, пойти служить и отдать долг родине. Командиры военных частей поддерживают эти предложения. Они считают, что ребята, которые закончили ПТУ, техникумы и институты - гораздо более зрелые, и, если часть состоит из таких ребят, в ней меньше так называемой "дедовщины".

Далее, я считаю, что, если бы призыв проводился один раз в год, это вообще исключило бы "дедовщину". И еще важнейший вопрос: кто занимается расследованием, дознанием в воинских частях? Те же самые офицеры. Мы должны требовать создания военной полиции, то есть специальных подразделений, которые занимаются вопросами правонарушений в воинских подразделениях".


ПРОБЛЕМЫ, РОЖДЕННЫЕ ЧЕЧЕНСКОЙ ВОЙНОЙ.

Балауди Текилов, полномочный представитель Комиссии Чеченской республики Ичкерия по розыску и освобождению насильственно удерживаемых граждан Российской Федерации рассказал о ее работе, коснувшись самых тяжелых проблем.

"На территории Ичкерии есть до сих пор много пленных, которые действительно боятся возвращаться домой... Госкомиссия Российской стороны делает все возможное, освобождает пленных, но от неё не зависит, как солдат попадёт домой". Б. Текилов назвал фамилии двух солдат. "Они были переданы в обмен на двух наших потерянных граждан. Но много дней уже прошло, до сих пор эти солдаты не попали домой. По ним ведется уголовное дело, их допрашивают сотрудники органов безопасности России... Я буду ставить вопрос о возвращении всех пленных без прохождения фильтропунктов на территории России, таких, как обменный пункт рядом с Моздоком. Я буду ставить вопрос о передаче или лично мною в Москву, или матери".

Он предложил солдатским матерям помочь Комиссии наладить механизм отправки военнослужащих прямо домой, так, чтобы не отдавать их в воинскую часть.

Б.Текилов весьма критически высказался и о ситуации в Чеченской Республике: "Я могу открыто заявить, что на территории Чеченской республики действует фильтрационный пункт в 15-м военном городке. Я не боюсь делать такое заявление, чего бы мне это ни стоило. Туда попадают солдаты, которые оказываются на территории Ичкерии. Буквально позавчера я привез военнослужащего, который сел не в ту электричку и попал на территорию Чечни. Он был тут же задержан и имеются факты, что за него хотели выкуп попросить у матери. В результате мероприятий сил правопорядка этот солдат был освобожден".

Б.Текилов предложил матерям и всем, кто имеет информацию о пропавших в Чечне, обращаться в комиссию, которую он представляет. "Сейчас с чеченской стороны по согласию Казбека Махашева нас будут финансировать. Главное - сообщить нам, где он. А если мы сами будем искать, это будет долгая история".

Б.Текилов - один из инициаторов создания следственной группы из сотрудников МВД РФ и Ичкерии для раскрытия уголовных дел, связанных с розыском без вести пропавших и насильственно удерживаемых солдат.

Мария Федулова, член КС КСМР, член Комиссии при Президенте по военнопленным, пропавшим без вести и интернированным, продолжила тему. Она высоко оценила работу комиссии:

"Я вас могу заверить, что члены комиссии работают добросовестно. Работают как для своих детей. Все делают для освобождения наших мальчишек, оказывают помощь и в эксгумации погибших".

Будучи, как и все члены КСМР, хорошо осведомленной о всех опасностях и трудностях, ожидающих освобожденных из плена солдат, она, тем не менее, высказалась за передачу их комиссии, отметив при этом необходимость и возможность для Комитетов солдатских матерей участвовать в их дальнейшей судьбе.

"С февраля этого года только через наш комитет прошло 12 пленных ребят. И за все время войны никто из пленных, проходивших через наш комитет, не был осужден. Нам помогает и Главная военная прокуратура, и депутаты. Бывают сложные проблемы, благодаря комиссии мы добились, что пленные, которых привозят к нам в Москву разными путями, не возвращаются в части. Их здесь увольняют и отправляют домой. Если кому-то нужна медицинская помощь, ребята получают её в полном объёме. Ни одного мальчишку мы просто так не отпустили. С документами, обследованные, они от нас уезжали домой. Многие матери от страха обезумели, им отдают ребят, они ведут их домой и прячут. Они знают, что есть уголовные дела. Но матери, которые держат ребят дома, сами им вредят. Если уж так повезло, матери отдали мальчишку, сразу надо идти в прокуратуру, применять амнистию. Если у кого-нибудь есть вопросы относительно пленных, мы готовы подробно объяснить, что можно сделать для этих ребят.

Вы знаете историю, знаете судьбу наших пленных в годы Отечественной войны. Тогда не было Комитетов Солдатских Матерей. Теперь они есть, и мы обязаны помочь ребятам, которые ещё остались в Чечне, вернуться домой, войти в нормальную жизнь. А тех, кто погиб - захоронить на родных кладбищах. Ради этого мы добились, что я как член КСМР вошла в состав Комиссии".

Владимир Скопцов, член Комиссии при Президенте по военнопленным, пропавшим без вести и интернированным, отметил случаи непредоставления достоверной информации руководством Чеченской республики. По его сведениям, "бывшие военнослужащие Российской армии удерживаются в различных населённых пунктах Чечни у частных лиц и используются на различных работах". В то же время он выразил надежду на сотрудничество с чеченской стороной и упомянул о положительных моментах взаимодействия с Б. Текиловым.

Владимир Щербаков, 124-я судебно-медицинская лаборатория Северо-Кавказского военного округа, Ростов на Дону.

Через нашу лабораторию прошли 962 неопознанных тела, доставленных из района боевых действий в Чеченской Республике. Из них установлены личности 446 человек их тела отправлены к местам захоронения. В данный момент в вагонах лежат тела 326 неопознанных военнослужащих и 120 гражданских. Задача, которая решается в Ростове вышла за рамки возможностей Северо-Кавказского военного округа. Необходимо признать, что это задача общегосударственная, она нуждается в пристальном общественном контроле.

Здесь в зале сидят женщины, многих из которых я знаю, горе нас породнило, но я позволю себе уйти от эмоциональной стороны этой проблемы и выказать своё видение того, как правильно построить работу, связанную с идентификацией военнослужащих, погибших в Чеченской Республике. Задача имеет выраженную военно-политическую и морально-этическую сторону. В ней усматривается несколько блоков, которые нуждаются в синхронной отработке.

Основной блок - правовой или нормативный. Можно сказать, что он вообще не существует. В России имеются две группы риска. Основная - это те, кто задействован в силовых структурах, это их личный состав. Другая группа - люди, которые проживают на территориях локальных военных конфликтов. Соответствующего законодательства в России нет. Во всех цивилизованных странах оно есть. Есть примеры, которым надо подражать. В США имеется служба, которая замыкается на генеральный штаб вооружённых сил. Ее предназначение - сбор и систематизация медико-криминалистических данных в группах риска, в первую очередь военнослужащих. В 1991 году американцы приняли государственную программу, для того, чтобы собрать геномный банк данных военнослужащих. За 3 года он был создан. Существуют и подразделения в Интерполе. Они нацелены на группы риска по территориальному признаку, в основном, в районах техногенных катастроф. Там думают о том, чтобы погибшие, не оказались обезличенными. Стоит ли нам еще раз наступать на грабли? Неужели эта чеченская бойня не показала, что нужно переосмыслить отношение к вопросу?

Конкретный пример. Дактилокарты заполняются только в порядке, определённом уголовным законодательством, если человек как-то засветился в правоохранительных органах. В процессе сбора сравнительного материала, перечень признаков мы рассылали по всем военкоматам. Одним из пунктов было наличие или отсутствие дактилокарт, то есть пальцевых отпечатков того, кого мы разыскиваем. Три человека таких было. Двадцать минут времени заняло, чтобы установить их личность. Между тем 70% погибших сохранили пальцевой узор. Если бы была нормативная база, они за месяц были бы направлены к местам захоронения.

Организационный блок. Как показала практика, он должен объединить тетраду подразделений. Головное - экспертное подразделение, определяющее стратегию идентификации личности. Инфраструктурное подразделение - центральный пункт обработки останков погибших. Информационное подразделение - "горячая линия". И, наконец, научно-исследовательская группа. И если будут эти четыре подразделения увязаны в единый кулак, и их работа будет основана не на некоем аморфном взаимодействии, как сейчас, а на жёсткой соподчинённости, и замкнется как минимум на начальника генерального штаба, чьи указания обязательны для исполнения всеми силовыми ведомствами, тогда это будет эффективная структура. Но, если режим, существующий сейчас, сохранится ещё месяцев шесть-семь, всё будет доведено до абсурда.

Блок - медицинский, исследовательский, опережает всё. Это в основном работы, выполненные нами совместно с Научно-исследовательским институтом нейрокибернетики Ростовского областного университета.

Что сделано для решения проблем? Аналитические документы с помощью КСМР переданы в Государственную Думу Л. Я. Рохлину. Я надеюсь, что работа по формированию законодательной базы пойдёт. Эти же документы переданы в администрацию Президента. Я надеюсь, что вопросы, входящие в организационный блок, также будут решаться. Что касается научно-методического блока, то за него можно быть спокойным.

А ведь сейчас личный состав нашей лаборатории держится на энтузиазме - за счёт моральной подпитки от солдатских матерей. И еще есть чувство долга. Профессионального офицерского долга.

По вопросам, обсуждавшимся на Конференции Комитета Солдатских Матерей России. можно обращаться по адресу КСМР:

101000, Москва, Лучников пер. 4, подъезд 3, ком.5. Тел: 928-25-06. Факс: 206-89-58.

ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЖЕНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ.

Бойченко Лариса, к.и.н.,
Карельский Центр гендерных исследований, г.Петрозаводск

Карелия - это территория, разделенная между двумя государствами: Финляндией и Россией. Последний раз граница на карельской земле была установлена мирным договором 1947 г. между СССР и Финляндией, однако о полнокровном приграничном сотрудничестве стали говорить лишь в период перестройки, в 1990-е годы.

Сотрудничество жителей двух Карелий развивается сегодня по различным направлениям, в том числе сотрудничают женские неправительственные организации.

Многие женщины считают, что это сотрудничество (включая гуманитарную помощь) поможет им выживать в тяжелых экономических условиях, когда постоянно падает жизненный уровень, а вместе с ним и численность населения Республики Карелия (РК) на 01.01.97 составила 784 тысячи человек, из которых большая половина - 411 тысяч - женщины.

Многие из них говорят о заинтересованности в построении на территории Республики правового гражданского общества. Но, не только говорят, а предпринимают попытки сделать что-то, объединяясь в общественные организации, которые, в отличие от государственных и коммерческих организаций называют "Третьим сектором" или неправительственными, не государственными организациями.

В Республике Карелия, как и в России в целом, женские неправительственные организации смело заявили о себе, в конце 80-х - начале 90-х годов.

На сегодня в Министерстве Юстиции Республики Карелия зарегистрировано около 15 женских общественных организаций. Они находятся в городах (Петрозаводск, Костомукша, Медвежьегорск) и ряде районов (Лахденпохский, Олонецкий). Фактически женских организаций раза в два больше, так как далеко не все из них регистрируются (что разрешено Законом РФ 1995 г. "Об общественных организациях").

В Карелии независимое от государства женское движение развивается в условиях приграничного сотрудничества. В некоторых случаях, благодаря содействию женщин финской Карелии, в Карелии российской были воссозданы ряд женских организаций. Так, 8 декабря 1992 г.в Министерстве Юстиции (МЮ) РК было зарегистрировано женское общественное движение "Марта", созданное в п.Ласанен, почтового отделения Куркиеки Лахденпохского района. Впервые эта организация - "Марта" или по-фински "Мартилла" возникла в Куркиеках в 1905 г. Она ставила своей целью обучение женщин рукоделию, ведению домашнего и сельского хозяйства.

Такие же или похожие "Марты" есть сегодня и в других приграничных районах Карелии, иногда они иначе называются. Так, в г.Питкяранта возникла женская организация "Айно", аналогичная по своим целям и задачам с "Мартой". Женщины этих организаций активно сотрудничают с подругами из Финляндии.

Активно сотрудничают между собой и женские организации интеллектуальных направлений. Например, ассоциация женщин- литераторов "Мария", издавших уже два литературных альманаха, куда вошли работы писательниц, журналисток, ученых из РК и из Республики Финляндия.

В 1995 году в МЮ РК была зарегистрирована общественная неправительственная организация Карельский центр гендерных исследований (КЦГИ). К основным целям и задачам ее деятельности относятся: проведение гендерных исследований, защита прав женщин, развитие международного сотрудничества и гражданского общества.

Волонтеры этой организации приняли активное участие в работе карело-финляндского Форума "Современный мир глазами женщин", проходившего в марте 1996 г.в Петрозаводске в рамках "Года Финляндии в Карелии". Ширится сотрудничество КЦГИ и Карельского исследовательского института университета Йоэнсу (Финляндия). С 1996 года КЦГИ начал создавать базу данных по женским организациям и женщинам - лидерам РК. В марте 1997 г., при финансовой поддержке Агентства по международному развитию США, Фондов Форда и Евразия, КЦГИ провел республиканский семинар "Женщины Карелии и их роль в обществе", на котором представительницы женских организаций Республики Карелия рассказывали в том числе, и о своих финских подругах , и о приграничном сотрудничестве. Некоторые, выступая, отмечали, что из-за тяжелой экономической и финансовой ситуации им порой легче добраться до Финляндии, чем до Петрозаводска. Благодарили финских сестер за моральную и финансовую помощь. Участницы семинара направили в адрес Председателя Правительства РК Степанова В.Н. открытое письмо, в котором выразили надежду на улучшение положения женщин нашей Республики, высказали ряд конкретных предложений на этот счет. Данные усилия оказались не напрасны: 08.05.97 г. было принято Постановление Председателя Правительства Республики Карелия "Об образовании Комиссии по вопросам улучшения положения женщин в Республике Карелия". В состав комиссии вошла представительница КЦГИ. Следующая задача - сделать так, чтобы эта комиссия работала, а не "осталась на бумаге", тем более, что РК - как часть Российской Федерации (РФ) должна выполнять подписанные ею в Пекине (1995г.) документы по улучшению положения женщин. В апреле 1997г. новый импульс получило взаимодействие женщин - предпринимательниц двух Карелий. В столице РК - городе Петрозаводске при поддержке Летнего университета Губернии Северная Карелия и Ассоциации женщин - предпринимательниц, прошел однодневный семинар "Малый бизнес. Возможности", на котором женщины - предпринимательницы из финской Карелии делились своим опытом с петрозаводчанками. На наш взгляд, положительным моментом приграничного сотрудничества является широкое и объективное освещение этой деятельности средствами массовой информации (СМИ). Хочется сказать слова благодарности в адрес финно-язычных СМИ: газеты "Karjalan Sanomat", журнала"Carelia", финских редакций Карельского радио и телевидения.

Подводя итог своему небольшому исследованию приграничного сотрудничества женских организаций, у меня есть приятная возможность сделать вывод о том, что у данного сотрудничества есть большое будущее.

После выхода из состава России прибалтийских государств усилилось геополитическое значение РК в составе РФ, а после вхождения Финляндии в ЕС, изменения произошли на Европейском уровне. Я глубоко убеждена, что для успешного построения гражданского общества в России необходимо развивать приграничное сотрудничество женских неправительственных организаций обеих Карелий по всем направлениям деятельности, а также продолжать научные исследования в этой области.

СООБЩЕНИЯ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

БОЛЕЕ 170 НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ ПОДДЕРЖАЛИ ОБРАЩЕНИЕ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ И СОЦИАЛЬНОМУ СОВЕТУ (ЭКОСОЦ) ООН О ПРОВОЗГЛАШЕНИИ 2001 ГОДА МЕЖДУНАРОДНЫМ ГОДОМ ДОБРОВОЛЬЦЕВ

Этот вопрос будет рассмотрен в Женеве 14 июля на заседании ЭКОСОЦ. В случае положительного решения он будет вынесен на повестку дня сессии Генеральной ассамблеи ООН в октябре 1997 года. Инициатива провозглашения 2001 года международным годом добровольцев была выдвинута еще в прошлом году делегатами 14-й Всемиpной конференции добровольцев в Кейптауне, поддержана на Московской конференции и Втоpом российском форуме добровольцев, которые состоялись в ноябре - декабре того же года и собрали 850 и 300 участников, соответственно.

При принятии подобных решений ООН особое внимание обращает как на позицию официальных органов власти, так и на мнение общественных организаций стран -членов. Однако, как стало известно Центpу добровольцев "Московский дом милосердия" (МДМ) - инициатору кампании по сбору подписей, в отличие от правительств многих стран, поддержавших идею провозглашения международного года добровольцев, правительство России свою поддержку так и не выразило. В этой связи Центp добровольцев обратился с письмом к заместителю министра иностранных дел РФ В.Сидоpову с просьбой предпринять все возможное, чтобы за оставшееся до 14 июля время позиция России была сформулирована с учетом мнения общественности и доведена до сведения ЭКОСОЦ.

В то же время МДМ призывает общественные и другие некоммерческие организации продолжить до октября 1997 года кампанию по сбору подписей. В настоящее время ее поддержали организации из Архангельска, Баpнаула, Кемеpово, Красноярска, Москвы, Нижнего Новгоpода, Новосибиpска, Обнинска, Санкт-Петеpбуpга, Екатеринбурга, Ульяновска.

Письма поддержки необходимо присылать по e-mail: mdm@glasnet.ru или по факсу 291-2004.


16 ПРОЦЕНТОВ РАБОТАЮЩИХ ЖЕНЩИН НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ТРУДЯТСЯ В АНТИСАНИТАРНЫХ УСЛОВИЯХ

Эти данные, а также более полная информация об уровне травматизма и несчастных случаев на производстве за последние два года были оглашены на последнем заседании межведомственной областной комиссии по улучшению положения женщин. По словам Льва Яшина, заместителя директора областного Департамента по социальной защите и занятости населения, плохо решаются проблемы работающих беременных женщин. Несмотря на все постановления по охране труда, в большинстве случаев беременные женщины не переводятся на более подходящие, согласно медицинским рекомендациям, рабочие места.

Около 30 процентов всех случаев производственного травматизма среди женщин приходится на частный сектор.

Если раньше действовала система медицинских осмотров, выявления профессиональных заболеваний, то сейчас это - редкость. На централизованную охрану труда у предприятий нет средств.

"К сожалению, наши решения по улучшению положения женщин могут быть только рекомендательными, - заметила председатель межведомственной комиссии Татьяна Вахмянина. - Важно обратить внимание губернатора, руководителей областных и районных департаментов и крупных предприятий на высокий уровень травматизма и профзаболеваний женщин. От этого во многом зависит будущее страны. Но мы можем повлиять на разработку областного закона "Об охране труда", принимаем участие в подготовке "Региональной программы улучшения условий и охраны труда на предприятиях области на 1997-2000 годы".

Областная межведомственная комиссия по улучшению положения женщин обращается к общественным организациям, занимающимся вопросами защиты женщин, семьи и детей принять участие в работе комиссии.

Контактный телефон: (8312) 39-0416 (Светлана Васильевна Барабанова).


НА БАЗЕ МОСКОВСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА АМЕРИКАНСКОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "УОРЛД ЛЕРНИНГ" СОЗДАН ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ НКО

Центр поддержки НКО предлагает проведение обучающих семинаров и учебно-практических конференций по следующим темам: развитие человеческих ресурсов, кадровая политика, финансовое управление, стратегическое планирование, составление проектов, работа со средствами массовой информации, маркетинг некоммерческих организаций, взаимодействие с государством, бизнесом и общественностью.

Кроме этого, центр проводит консультации по организационному развитию (возможные источники финансирования и определение потенциальных доноров, поиск партнеров за рубежом, разработка проекта, составление заявки на грант и др).

Центр также предлагает информационное обслуживание - база данных по общественным организациям СНГ и США; библиотека, включающая методические материалы по организационному развитию, материалы учебных семинаров "Уорлд Лернинг" и других организаций, периодические издания третьего сектора; видеоматериалы, публикации партнеров "Уорлд Лернинг" по Лернинг", так и других организаций.

С 1994 года Московским представительством "Уорлд Лернинг" издается информационный бюллетень "ИНФОХЕЛП". В настоящее время он выпускается ежеквартально на русском и английском языках и посвящен вопросам организационного развития НКО, а также проблемам третьего сектора в СНГ. Распространяется по почте и электронной почте.

Сотрудники Московского представительства "Уорлд Лернинг" - а ныне Центра поддержки НКО - имеют большой опыт работы экспертами по оценке проектов.

Всем желающим центр предлагает свои услуги в предоставлении консультаций в офисе или по телефону, в подборе нужных материалов и проведении обучающих семинаров.

Адрес: 123242, Москва, Волков пер., д. 13, к. 8.
Контактные тeлефоны: (095) 255-9724, 956-5003; факс: 255-9001; e-mail: wldlearn@glas.apc.org.


КОНКУРС "РОССИЙСКИЙ ДВОРИК - 97" БУДЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ РЕФОРМЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ "СНИЗУ"

17 июля в Москве состоялась пpесс-конфеpенция, посвященная официальному открытию конкурса "Российский двоpик - 97".

Организаторы пpесс-конфеpенции и конкурса - межрегиональная общественная организация (МОБО) "Миp вашему дому", группа ветеранов антитеppоpистического подразделения "Альфа" и ООО "Пеpспектива".

Конкурс проводится в рамках целевой городской благотворительной программы по реконструкции и благоустройству детских споpтивно-игpовых площадок "Маленькая Москва", в которой участвуют жилищные общественные объединения Москвы, ряд машиностроительных заводов России, строительные компании Москвы, киностудия "Союзмультфильм", а также Комитет общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы. Конкурс посвящается 850-летию столицы и осуществляется при финансовой поддержке Фонда Фоpда, компании "Вим-бил-дан" и ветеранов центра "Альфа".

По словам организаторов конкурса и авторов программы, в основе их инициативы лежит реформа жилищно-коммунального хозяйства. Основная цель акции - развитие местного самоуправления через привлечение москвичей к благоустройству территорий, на которых они живут. Как отметил в этой связи президент МОБО "Миp вашему дому" Владлен Гоциpидзе, "неухоженность московских дворов и запущенность детских площадок объясняется не столько отсутствием денег в городском бюджете или разгильдяйством работников муниципальных служб, сколько пассивностью самих жителей окружающих домов". Поэтому основным критерием при оценке конкурсных заявок будет способность некоммерческой организации объединить жильцов дома для самостоятельной работы по благоустройству двора либо привлечь кого-то из них к частичному финансированию работ.

По условиям конкурса, 75 процентов стоимости устанавливаемых детских площадок будет оплачивать из привлеченных средств организация "Миp вашему дому", а остальные предлагается изыскать самим жильцам (стоимость площадки - от $1000 до $10.000). Из Нижнего Новгорода и Калужской области уже поступили устные запросы о возможности подачи заявок на конкурс.

По словам одного из участников программы директора ООО "Пеpспектива" Боpиса Игоpевича Беpезовского, программу "Маленькая Москва" отличает от многих других благотворительных программ механизм привлечения инвестиций в социальную сферу. В частности, спонсоров могут привлечь существенные налоговые льготы, которые, согласно законам города Москвы "О ставках и льготах по налогу на прибыль" и "О благотворительных организациях и благотворительной деятельности", предусмотрены для городских благотворительных программ. Кроме того, уже разработана программа информирования жителей о конкретном вкладе спонсоров и участников программы в благоустройство их двора.

Проектирование и установку площадок осуществляет ООО "Перспектива". По словам представителя "Перспективы", для коммерческой структуры важно, что в данном случае помощь оказывается конкретным людям. Кроме того, для нее участие в программе - это еще и возможность создать новые рабочие места.

Разъясняя мотивы своего финансового участия в проекте, представитель группы ветеранов "Альфы" Игоpь Оpехов, в частности, сказал: "Мы считаем, что залог благополучия России - в наших детях, которые будут определять лицо страны в XXI веке. Ведь только вырастив физически и духовно здоровое молодое поколение, мы будем иметь право считать себя великой державой".


В СЕНТЯБРЕ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ НАЧНЕТ РАБОТАТЬ КРИЗИСНАЯ ТЕЛЕФОННАЯ ЛИНИЯ ДЛЯ ЖЕНЩИН, ПЕРЕНЕСШИХ СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ

Кризисная телефонная линия для женщин, перенесших сексуальное насилие, планирует обеспечивать психологическую помощь, а также предоставлять необходимую социально-юридическую информацию. Работать на ней будут консультанты, имеющие опыт работы на Молодежном телефоне доверия, а также прошедшие специальную подготовку у нижегородских и московских специалистов.

По данным социологических исследований, в России только 3 из 100 женщин, подвергшихся сексуальному насилию, сообщают об этом правоохранительным органам, в среднем двоим из трех отказывают в возбуждении уголовного дела в отношении насильника. По данным пресс-службы областного УВД, в 1995 году в целом по Нижегородской области зарегистрировано 208 изнасилований, в областном центре - 89. В 1996 году - соответственно 190 и 76. Однако экспресс - опрос, проведенный Нижегородским областным центром молодежных инициатив (НОЦМИ) показал, что женщины не обращаются в правоохранительные органы за помощью, поскольку не верят, что им может быть оказана помощь. Клинические исследования психиатров и психологов убедительно свидетельствуют: сексуальное насилие - тяжелая психическая травма, ее последствия крайне неблагоприятно сказываются на протяжении многих лет. Женщинам необходимы в первую очередь психологическая поддержка и консультация юриста.

Работа над проектом началась в мае 1997 года. В его разработке и реализации принимают участие также сотрудники кризисного центра "Сестры" из Москвы и Корпуса мира (США).

Телефон для справок: (8312) 62-1521, 62-3604 (Радина Надежда Владимировна).