В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
ЗАСЕДАНИЕ КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ
УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН
26 марта 1998 года
ПОВЕСТКА ДНЯ
1. О ходе реализации в 1997 году "Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года"
Докладчики Карелова Галина Николаевна - заместитель Министра труда и социального развития Российской Федерации
Стуколова Татьяна Ивановна - заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации
2. О подготовке к Всероссийской конференции по положению женщин "Женщины и развитие : права, реальность, перспективы".
Докладчик Карелова Галина Николаевна - заместитель Министра труда и социального развития Российской Федерации.
ПРОТОКОЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
Председательствовал:
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О.Н.Сысуев
Присутствовали: список прилагается
I. О ходе реализации в 1997 году "Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года"
(Карелова, Завадская, Айвазова, Сивочалова, Ершова, Лахова, Стуколова, Соловьева, Федорова, Сысуев)
Заслушав информацию министерств и ведомств о выполнении в 1997 году мероприятий Национального плана, принято решение:
1. Принять к сведению информацию министерств и ведомств по выполнению в 1997 году мероприятий Национального плана.
Несмотря на то, что мероприятия Национального плана в основном выполнены, положение женщин в России продолжает вызывать озабоченность.
2. В целях активизации работы по улучшению положения женщин:
3. Членам Комиссии по вопросам улучшения положения женщин с учетом целей и задач, определенных Национальным планом, подготовить и до 20 апреля 1998 года представить в Минтруд России (Г.Н.Кареловой) предложения по корректировке, дополнениям и изменениям мероприятий, вытекающих из особенностей современного социально-экономического положения женщин в России.
Минтруду России (Г.Н.Кареловой) обобщить предложения членов Комиссии и представить для обсуждения на Всероссийской конференции по положению женщин: "Женщины и развитие: права, реальность, перспективы".
4. Минобразованию России (Е.Е.Чепурных) в срок до 20 апреля 1998 года представить в Минтруд России предложения по обеспечению реализации межведомственной комплексной программы социальной поддержки студентов в части, предусматривающей вопросы социальной поддержки женщин-студенток и студенческих семей (п.17 плана).
5. Минздраву России (Т.И.Стуколовой) в срок до 15 мая 1998 года подготовить и направить в субъекты Российской Федерации информационные письма о необходимости сохранения в субъектах Российской Федерации Центров планирования семьи.
6. Ответственному секретарю Гордеевой М.В. включить в повестку дня очередного заседания Комиссии вопрос об обеспечении объективного освещения в средствах массовой информации хода выполнения в Российской Федерации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Декларации ООН об искоренении насилия в отношении женщин, конвенций и рекомендаций Международной организации труда (п.37 плана).
II. О подготовке к Всемирной конференции по положению женщин: "Женщины и развитие: права, реальность, перспективы"
(Карелова, Ершова, Лахова, Сысуев)
Заслушав и обсудив информацию о ходе подготовки к Всероссийской конференции по положению женщин, принято решение:
1. Принять к сведению информацию организационного комитета по подготовке Всероссийской конференции по положению женщин: "Женщины и развитие : права, реальность, перспективы".
Принять за основу Концепцию проведения Конференции, разработанную организационным комитетом по подготовке Конференции.
2. Членам Комиссии по вопросам улучшения положения женщин:
О.Сысуев
КРУГЛЫЙ СТОЛ И ПАРЛАМЕНТСКИЕ
СЛУШАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ НА ТЕМУ "СОСТОЯНИЕ ДЕЛ В ОБОРОННОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ"
14 апреля 1998 года в Государственной
Думе состоялись круглый стол и парламентские слушания на тему "О состоянии
дел в оборонной промышленности", которые проводил Комитет ГД по конверсии
и наукоемким технологиям. К организации и проведению круглого стола прямое
отношение имела ассоциация "Конверсия и женщины", внесшая большой
вклад в концепцию и организацию этого мероприятия. Правда, об этом руководители
Комитета забыли или не посчитали нужным упомянуть, да и в Президиум никого
из Ассоциации не посадили. Надо полагать, что это не вписывается в местный
(думский) регламент. Однако, ассоциация "Конверсия и женщины"
не в обиде, потому что достигнута главная цель - выступили руководители
министерств и ведомств, отвечающие за различные аспекты дел в оборонной
промышленности и конверсии: первый зам. Министра обороны, зам. Министра
Мингосимущества, Минэкономики, ученые, директора предприятий, депутаты
и общественные организации в лице нашей ассоциации, выработаны рекомендации.
Главные дела еще впереди и не без участия Ассоциации. Это неплохой опыт
взаимодействия с законодательной властью.
Э.М.Иванова,
президент ассоциации "Конверсия и женщины"
ВЕСТИ ОТ НАШИХ ПОДРУГ ИЗ
ДУБНЫ
Начиная с марта 1998 г., один раз в квартал Женский Информационно - образовательный центр "Стимула" (г.Дубна) начал выпускать информационное приложение к еженедельнику Объединенного Института Ядерных Исследований "Дубна - наука, содружество, прогресс" .
Мы не раз обсуждали на наших встречах
и семинарах главные проблемы: могут ли женщины изменить положение вещей
в обществе, бороться с безработицей, которая сильнее всего ударила именно
по женщинам, как общество услышит наши голоса? Об этом пойдет речь в первом
и последующих выпусках.
ТРЕТИЙ СЕКТОР:
Больше общественных организаций - больше гражданских инициатив
Сколько у нас в Дубне некоммерческих общественных организаций, называемых сокращенно НКО? Недавно центр "Стимула" провел инвентаризацию, пользуясь источниками, предоставленными мэрией и самими общественными организациями. По нашим подсчетам, в Дубне более тридцати некоммерческих общественных организаций. По принятой социологической классификации их можно разделить на социальные (Ассоциация многодетных семей, Ассоциация родителей для защиты прав военнослужащих, Общество родителей малообеспеченных семей с детьми-инвалидами, Общество инвалидов и др). Таких НКО сейчас больше всего.
Другую группу составляют гражданские НКО - Клуб избирателей, Совет ветеранов города, Общество жертв политических репрессий, городские организации КПРФ, ЛДПР, ОО "Яблоко" и другие.
Многие дубненцы объединены в НКО по интересам, к таким можно отнести Ассоциацию дружбы Дубна-Ла Кросс, клуб "Оптимист", Общество "За здоровый образ жизни" и другие.
Есть НКО культурно-просветительского характера -Камерный хор "Кредо", Фонд культуры, Дубненский симфонический оркестр.
В Дубне действуют четыре женских организации: женсовет Лаборатории высоких энергий, Клуб женских инициатив, Женский информационно-образовательный центр "Стимула", женская организация "Достоинство". Есть организации экологические, образовательные, профессиональные. В одних НКО работают очень активные люди, которые заботятся о развитии города, организуют семинары, пишут, издают. В других просто с удовольствием встречаются, пьют чай с вкусными пирожками, говорят "за жизнь". И это тоже важно и полезно. Чем больше общественных организаций, тем больше гражданских инициатив.
В настоящее время имеется очень плодотворная идея - создание для НКО ресурсных центров, которые будут иметь информационный центр с электронной почтой, копировальную технику, библиотеку, центр документации, общественную приемную для консультаций с юристами, психологами, социологами.
Один такой ресурсный центр уже действует в Дзержинске Московской обл.
НКО Дубны не остаются в стороне от такой полезной деятельности и уже подали заявки в благотворительные фонды для организации подобного центра в Дубне.
Создание открытого гражданского общества в России зависит от материализации идей третьего сектора, который состоит из НКО. Задача органов местного самоуправления, администраций городов - внимательно относиться к деятельности общественных организаций и устанавливать с ними партнерские отношения.
Г. Савина
Женский информационный центр "Стимула" в 1995-97 гг. осуществил программу создания региональной сети женских неправительственных организаций в малых городах России: Дубне, Дмитрове, Талдоме, Кимрах и Клину.
Президент женского информационного центра "Диалог" в Клину Татьяна Рахманова делится своими размышлениями о первой годовщине существования этого центра.
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЮБИЛЕЕ
Клинскому женскому центру "ДИАЛОГ" исполнился один год. С чем мы пришли к юбилею?
С рождением нашего "Диалога" мы сразу заметили, что у нас появились оппоненты. Они предпочитают говорить с нами со страниц журналов, газет и "из ящика" о наших "женских делах": стирке, уборке, кулинарии, уходу за детьми и т.д. Кто владеет этими средствами информации? Правильно - мужчины. Владение информацией в наше время- это большое богатство, и нас, женщин, к информации не очень-то допускают. Именно поэтому прошедший год мы посвятили поиску информационных средств. В этом нам очень помогли наши подруги из Дубны и далекой Калифорнии.
Подруги из дубненской "Стимулы" начали еще два года назад обучать нас разным технологиям активизации гражданских инициатив, а затем с помощью уже подруг из Всемирного Фонда Женщин дали нам в руки -"удочку" - современный компьютерный комплекс, благодаря которому мы сможем через некоторое время войти в Интернет. А это значит, что мы сможем на равных разговаривать с нашими оппонентами. Это был наш первый совместный проект со "Стимулой".
Второй наш совместный проект был посвящен культуре и молодежи. В декабре 1997 года в самые холодные дни декабря мы осуществили турне молодежного хора из Нормандии по маршруту Клин - Дубна. Но здесь мы должны поблагодарить мужчину- главу администрации Клинского района А.Постриганя.
Он помог организовать прием 50 французских девушек и юношей в Клину. Надо было видеть, с каким волнением пел французский хор рождественские хоралы Бриттена в зале нашего знаменитого комплекса дома-музея П.И.Чайковского и как благодарили их клинские зрители, среди которых было множество детей и подростков.
Спустя год - мы уже не одни. У нас появились друзья - Общество поддержки культуры и Музейное объединение, негосударственная школа "Диалог", издающая еженедельник "Знай наших", и Общество семей детей-инвалидов "Солнышко", школа юных журналистов Юнпресс, которая издает еженедельник "Знай наших". У нас появились дела поважнее, чем просто попить чайку с пирожками, хотя и этим мы никогда не пренебрегаем. Все вместе мы разрабатываем первый социальный проект "Молодежный парламент Клинского района".
ФОНД РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ "ТЕХНОЛОГИИ
И ОБРАЗОВАНИЕ".
Фонд "Технологии и образование" - общественная благотворительная организация. Постоянно работают 5 человек, по проектам привлекаются до 30 специалистов. Фонд - член Консорциума женских неправительственных организаций СНГ-США и член Ассоциации женщин с университетским образованием.
Президент Фонда - Ирина Львовна Ошуркова.
Миссия Фонда - содействие развитию новых технологий в области образования и поддержка женского предпринимательства.
В Фонде проходят ознакомительные семинары-тренинги по новым методикам творческого развития личности, психологической поддержке и профессионального развития (2-3 семинара каждый месяц). Активно работает тренинг-студия "Женское решение", есть учебно-практические курсы "Практика PR" (PR- паблик рилейшнз, связи с общественностью). С июня 1998г. будет издаваться рекламно-информационный бюллетень "Текущий момент" (содействие развитию психологической грамотности населения).
PR-агентство "Non-profit" - это одна из программ Фонда "Технологии и образование", его цель - развитие связей с общественностью женских некоммерческих программ и формирование положительного общественного имиджа для некоммерческих и благотворительных организаций. Для этого ведем базу данных СМИ и рассылаем им периодически пресс-релизы с информацией о событиях, разрабатываем буклеты и представительские элементы, консультируем организации по концепциям имиджа и кампаний PR.
Источники финансирования - спонсорские взносы и пожертвования.
Контакты:
Адрес: 123242 Москва, Волков переулок,
5 - 21
тел. (095)252-6115, тел/факс (095)203-0163
Эл. почта: volchonka@mc.iph.ras.ru
ВОЛГОГРАДСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ
ОТДЕЛЕНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ «ЖЕНСКИЙ
ФОРУМ - НОВАЯ ПОЛИТИКА»
Волгоградское региональное отделение
- структурное подразделение межрегионального общественно-политического
движения «Женский Форум - новая политика».
Наш девиз: жить на Земле - делать
добро людям!
Наша организация занимается правозащитной деятельностью. С 1990 года мы действовали как Комитет социально-правовой защиты граждан, а в 1994 году преобразовались в региональное отделение общественно-политического движения «Женский Форум - новая политика». Мы считаем, что для успешного решения проблем, стоящих перед женщинами, необходимо их представительство на разных этажах власти и постоянное внимание к защите собственных прав.
Основные цели нашей деятельности:
реализация интересов женщин, повышение их общественного статуса, обеспечение им равных прав и возможностей, защита гарантированных Конституцией РФ прав.
В нашу организацию входят женщины различных специальностей: инженеры, юристы, экономисты, психологи, журналисты, социологи, имеющие большой трудовой и жизненный опыт, испытавшие на себе все тяготы и лишения, выстоявшие и готовые помочь другим женщинам.
Мы принимаем самое активное участие во многих мероприятиях (конференциях, конгрессах, съездах, семинарах), получаем информацию от Женской информационной сети, Информационного центра НЖФ, от Национально-демократического института, которую используем в своей работе с женскими объединениями региона.
С 1995 года мы готовим женщин-политиков из молодых, перспективных женщин.
В октябре 1996 года наша организация приняла участие в международной научной конференции «Проблемы женщины - проблемы России», где я, Динара Никулина, выступила с докладом «Женское движение в современной России, 1991-1996 годы», в котором в основном была представлена деятельность организаций из сети Независимого Женского Форума.
Участвовали в трех избирательных кампаниях по выборам депутатов городской и областной Думы: в декабре 1993 года, сентябре 1995 и марте 1997 года (выдвигали кандидатов-женщин от нашего движения по трем избирательным округам), среди 18-23 претендентов заняли соответственно 10, 11 места. Лиха беда - начало! Надеемся в дальнейшем добиться лучших результатов.
2123 февраля 1997 года совместно с Международным республиканским институтом, который находится в Вашингтоне и имеет представительство в Москве, мы провели семинар «Женщина и власть», в нем приняли участие 60 человек.
Регулярно о своей работе информируем женщин по областному радио и телевидению, в печати, обмениваемся опытом с другими женскими организациями, близкими нам по духу, целям и задачам.
По нашей инициативе при Горсовете планируется создать Комиссию по контролю за рассмотрением писем и обращений женщин в органы власти. Совместно с Общественным центром по правам человека (это волгоградская женская организация) еженедельно проводим прием граждан по правовым вопросам, консультируем их, помогаем оформлять документы и материалы в суд, защищаем их интересы в качестве общественных защитников или их представителей.
Принимаем участие в составе комиссий по проверке использования различных фондов, работы социальных служб области, города, районов. Наиболее одиозные случаи о правонарушениях мы печатаем в газете «Пресс-клуб» (издаваемой общественной организацией «Пресс-клуб»).
Выиграли несколько судебных разбирательств, касающихся жилищных споров граждан с представителями городской администрации и финансовых нарушений со стороны некоторых фондов и городских чиновников, причинивших материальный ущерб многим людям. С октября 1990 года по настоящее время мы приняли участие в судебных заседаниях по 53 гражданским делам в качестве истцов, представителей истцов и общественных защитников.
Стараемся помогать семьям, где родители лишились работы: добились предоставления права бесплатного проезда учащимся 1-11 классов общеобразовательных школ Волгограда в городском транспорте с 1 октября 1997 года по 31 мая 1998 года.
Нам удается реально помочь конкретным людям, от этого мы получаем огромное моральное удовлетворение. Власть не может не считаться с нами, несмотря на то, что, защищая женщин от произвола чиновников всех уровней и обжалуя их неправомерные действия в судах, мы причиняем им много неприятностей.
Мечтаем о том времени, когда будет налажен конструктивный диалог и рабочий контакт с властями, будут консолидированы усилия всех женских объединений области в достижении конечной цели: достойной жизни всех сограждан, надежной защиты гарантированных Конституцией прав.
Нашими партнерами в Волгограде являются
областное движение по защите прав материнства и детства «Семья», волгоградский
"Пресс-клуб", "Женщины за Мир в своем отечестве", "Материнское
право", Общественный центр по правам человека и сотрудничества народов,
правозащитная организация обманутых вкладчиков "Забота и защита",
общественное региональное благотворительное движение "Экстренная социальная
помощь" и другие.
Адрес для контактов: 400098, Волгоград, проспект Ленина, 9, комн. 110.
Динара Никулина
ЕЩЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
"ЖЕНСКИЙ ФОРУМ - НОВАЯ ПОЛИТИКА"
Прокуратура РФ
Прокуратура г.Волгограда
Главе Администрации г.Волгограда Чехову
Ю.Б.
КОПИЯ:
председателю волгоградского отделения общественно-политического движения "Женский Форум - Новая политика" Никулиной Д.И.
Направляется по подведомственности на Ваше рассмотрение поступившее в прокуратуру г.Волгограда письмо Волгоградского отделения общественно-политического движения "Женский форум - новая политика" по вопросу предоставления льгот для проезда в городском транспорте детям безработных родителей.
О результатах рассмотрения прошу сообщить заявителю.
Приложение: по тексту на 1 л.
Прокурор г. Волгограда старший
советник юстиции
Е.В.Волколупов
-----------------------
Администрация города Волгограда
УПРАВЛЕНИЕ
по транспорту и связи
07.10.98
Председателю Волгоградского отделения
общественно-политического движения Женский Форум-Новая политика" Никулиной
Д.И.
На обращение президиума общественно - политического движения "Женский форум - новая политика" о предоставлении льгот на проезд в городском транспорте для детей безработных родителей, администрация города Волгограда СООБЩАЕТ:
Волгоградский городской совет народных
депутатов на заседании Совета, состоявшегося 26.09.97 г. принял решение
о предоставлении права бесплатного проезда учащимся 1 - 11 классов общеобразовательных
школ Волгограда в городском электротранспорте с 1 октября 1997 года по
31 мая 1998 г.
Начальник управления
В.И.Кудряшов
ПО СТРАНИЦАМ РОССИЙСКОГО
ВЕСТНИКА "МЕЖДУНАРОДНОЙ АМНИСТИИ"
N9
ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ
ИЗ ПИСЬМА ПРЕЗИДЕНТУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глубокоуважаемый Борис Николаевич,
Просим Вас рассмотреть вопрос о введении в Российской Федерации Указом Президента РФ системы Общественного Контроля за соблюдением прав детей в ныне практически закрытых для «внешнего наблюдателя» детских учреждениях (детских домах, домах-интернатах и т.п.). Результатом ведомственного монополизма в управлении и контроле сиротских учреждений является сильнейшая правовая незащищенность детей, возможность самых разнообразных злоупотреблений, в том числе злоупотреблений психиатрией.
Нет необходимости доказывать, что идея общественного контроля достаточно универсальна: детские учреждения, дома престарелых, следственные изоляторы, тюрьмы и т.п. Система эта апробирована мировым опытом. В условиях отсутствия эффективного парламентского контроля за соблюдением прав человека введение института Общественных инспекторов является, быть может, единственным способом предотвратить нарушения прав россиян, в том числе прав детей, фактически бесконтрольными чиновниками всех уровней. Очевидно, что создание такой системы независимого «просвечивания» органов государственной власти создаст дополнительную «обратную связь» между властью и обществом, что существенно повысит управляемость государственного аппарата в демократическом государстве.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРАВОЗАЩИТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
О КОНТРОЛЕ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Проект решения Палаты по правам
человека Политического консультативного совета при Президенте России)
Исходя из того, что
ПРЕДЛОЖИТЬ ПРЕЗИДЕНТУ РФ С ЦЕЛЬЮ УСТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СО БЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ДЕТЕЙ:
1. Учредить пост ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМИССАРА ПО ПРАВАМ ДЕТЕЙ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ (далее: Федеральный комиссар).
2. Ввести Федерального комиссара в состав Совета Безопасности РФ.
3. Назначить представителей Федерального комиссара во всех регионах РФ.
4. Поручить Федеральному комиссару и его региональным представителям сформировать Федеральную и региональные Общественные Контрольные Палаты по правам детей (далее: Общественная Палата), члены которых - Общественные инспекторы - включаются в состав Общественной Палаты на индивидуальной основе по следующему паритетному принципу: 50% состава Общественной Палаты формируется по представлению общественных объединений; эти кандидатуры утверждаются Федеральным Комиссаром; 50% состава Общественной Палаты назначается партийными фракциями или блоками Государственной Думы и соответственно региональных представительных органов.
Общественные инспекторы для проведения инспекций полномочны привлекать доверенных специалистов (врачей, педагогов, психологов, юристов и т.п.).
5. Наделить Федерального комиссара и его региональных представителей, членов Общественных Палат исключительно контрольными функциями:
6. Предоставить Федеральному комиссару
и его региональным представителям, членам Общественных Палат: право проводить
самостоятельные инспекции по информации о нарушениях прав детей; право
свободного доступа без предупреждения в детские учреждения и к любой документации,
этот доступ не может быть ограничен по мотивам сохранения государственной
тайны; право информирования общественности о мерах по профилактике детской
безнадзорности и правонарушений, по созданию «реабилитационного пространства»,
реформе системы призрения сирот и т.п. Инструментами деятельности являются:
апелляции, просьбы, отчеты, обращения в прокуратуру, судебные иски, а также
статьи и заявления в средствах массовой информации. Не допускается какое-либо
прямое воздействие на деятельность учреждений и организаций.
О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ ДЕТСТВА
При подготовке предложений по введению
в РФ государственного и парламентско-общественного контроля за соблюдением
прав детей и по совершенствованию системы государственной защиты детей
мы исходили из того, что принятие первоочередных мер по выходу из кризиса
(создание «реабилитационного пространства», ориентация на семью - кровную
либо патронатную и др.) возможна только в том случае, если будет принят
законодательный акт о создании на всех уровнях - от федерального до муниципального
- вневедомственных «Комиссий по защите прав несовершеннолетних» (преобразованные
комиссии по делам несовершеннолетних), основная цель которых состоит в
защите прав и законных интересов несовершеннолетних, а также в координации
мероприятий всех соответствующих ведомств и организаций по защите прав,
профилактике безнадзорности и других форм социальной дезадаптации несовершеннолетних.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
1) В России сейчас, по разным оценкам, около 2 миллионов уличных безнадзорных детей. При этом практически отсутствуют социальные службы, призванные «работать» с семьями, откуда дети убежали, с администрацией школ, откуда их отчислили, организовывать альтернативные формы учебы, досуг и т.п. Зато немало учреждений ведомственной подчиненности, куда детей «складывают» на время, а получается - навсегда, поскольку детям кроме улицы деваться больше некуда. Приют, кризисный центр временного пребывания и т.п. превращаются фактически в еще один детский дом; и чем больше их открывать, тем больше будет в них потребность (сейчас ведется строительство 27 новых домов-интернатов).
Мы полагаем, что первичная профилактика социальной дезадаптации детей и подростков может осуществляться территориальными Центрами социально-психологической помощи детям и семьям, объединяющими всех необходимых специалистов вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Эти ЦЕНТРЫ должны проводить также реабилитационную работу с подростками, вернувшимися из специальных учебных заведений, подростковых колоний, вышедшими из интернатных учреждений. Такого рода ЦЕНТРЫ могут создаваться с учетом действующего законодательства местными органами власти, общественными организациями, частными лицами и должны финансироваться из государственного (местного) бюджета на конкурсной основе. Создание таких Центров должно дать быстрый и вполне ощутимый профилактический и реабилитационный положительный эффект, в результате которого, правда, могут рухнуть гигантские ведомственные планы строительства новых детских учреждений, расширения штатных расписаний, сократится «государственный заказ», о котором все время говорит Минтруда и соцзащиты.
2) По данным МВД РФ, сегодня в России около 50 000 подростков-заключенных в возрасте от 11 до 18 лет; из них 21 000 содержатся до суда в детских следственных изоляторах и ИВС. Но самая тяжелая проблема - это рецидив; по данным некоторых руководителей воспитательных учреждений, 90% осужденных подростков - рецидивисты. Причина этого страшного явления очевидна: несмотря на все федеральные Программы, ребенок, оказавшийся на улице, в том числе вышедший после отбытия срока за ворота воспитательного учреждения, никому не нужен, им никто не занимается. Общественный контроль и попечительство над детскими воспитательными учреждениями уголовно-исполнительной системы и следственными изоляторами, развитие социальных служб является первым необходимым шагом к улучшению условий содержания и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.
Мы полагаем также, что Федеральный Комиссар по защите прав детей предпримет комплекс инициатив по введению в Российской Федерации ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ со всей ее социально-психологической инфраструктурой.
3) Дети-сироты. Сейчас в России около 600 000 детей- сирот (из них 95% -социальные сироты, т.е. дети, родители которых живы, но лишены родительских прав либо сами отказались от ребенка). Согласно официальным данным, из 15000 детей - ежегодных выпускников сиротских учреждений России - в течение года 5000 попадают на скамью подсудимых, 3000 становятся бомжами и 1500 - кончают с собой. Таким образом, чрезвычайно остро стоит проблема постинтернатной адаптации, а также очевидна необходимость реформы всей системы детского призрения. В настоящее время Рабочая группа Министерства общего и профессионального образования подготовила проект Закона «О государственных минимальных социальных стандартах организации работы органа местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми». Необходимо добиться скорейшего внесения этого законопроекта в Государственную Думу и его принятия.
Результатом ведомственного монополизма в управлении и контроле сиротских учреждений является сильнейшая правовая незащищенность подростков, возможность самых разно образных злоупотреблений (инъекции психотропных препаратов в качестве наказания, сексуальная эксплуатация, неконтролируемость расходования выделяемых на содержание ребенка бюджетных средств, махинации с сиротскими льготами на жилплощадь и т.п.). Первым шагом к исправлению положения должно стать преодоление неприемлемой закрытости сиротских учреждений. На это, в частности, направлен предлагаемый механизм Общественной инспекции. Руководители детских учреждений должны знать, что существуют люди - общественные инспекторы, доверенные врачи, педагоги, психологи... - наделенные правом входить в любое детское учреждение России в любое время дня и ночи БЕЗ ПРЕДУПРЕЖ ДЕНИЯ и общаться с детьми БЕЗ СВИДЕТЕЛЕЙ. Общественные инспекторы не должны иметь никаких распорядительных полномочий, но им необходимо предоставить самые широкие контрольные полномочия.
4) Дети-инвалиды. Сегодня действуют мощные финансовые механизмы, поощряющие передачу детей-инвалидов (страдающих олигофренией, ДЦП и т.п.) в госучреждения. Государственное учреждение получает из бюджета на каждого ребенка-инвалида более 2 миллионов рублей в месяц, тогда как родители, решившиеся оставить такого ребенка дома, получают лишь его небольшую инвалидную пенсию (300-400 тысяч рублей в месяц). В результате сложилась трагическая ситуация, когда дети-инвалиды, содержащиеся в психоневрологических интернатах Министерства труда и социального развития без специального врачебного ухода, не говоря уже о реабилитационной работе, без медицинских переосвидетельствований, ничем не защищенные от произвола администрации, являются в то же время главными «спонсорами» этого федерального ведомства. В недавнем письме на имя Президента РФ мы просили немедленно передать детские психоневрологические интернаты в ведение Министерства здравоохранения - потому что содержащиеся в них дети серьезно больны, а условия, в которых они сейчас содержатся немыслимы в цивилизованной стране. В более широком плане мы предлагаем увеличить пособия семьям, решившим оставить дома ребенка-инвалида, с одновременным введением реабилитационно-образовательного полиса (см. Приложение III), что существенно дешевле ныне существующей жестокой и затрат- ной системы призрения детей-инвалидов.
5) Особая проблема - избыточная диагностика медико - педагогическими комиссиями Министерства общего и профессионального образования «олигофрении», «задержки психического развития», в результате чего значительное число детей неоправданно содержатся в специальных интернатных учреждениях, т.е. фактически внесудебным образом «по хоронены заживо». Решение проблемы - в обязательном присутствии на заседаниях этих экспертных комиссий независимых наблюдателей - сертифицированных специалистов соответствующего профиля.
НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РОССИИ - В ЗАЩИТУ ПРАВ ДЕТЕЙ
МОСКВА
РЕГИОНЫ РОССИИ
В Вестнике "Международной амнистии" № 9 напечатаны также "Конвенция о правах ребенка" и справка "Права, обязанности и ответственность участников правоотношений в области обучения и воспитания" (оба этих документа имеются в ИЦ НЖФ в электронном виде).
ПО СТРАНИЦАМ ИНФОРМАЦИОННОГО
БЮЛЛЕТЕНЯ
"МОЛОДЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ АЛТАЯ" №
31
9 апреля краевая общественная организация "Маркетинг-Союз" открыла социальный магазин.
Руководитель организации Виталий Шелобогашев обещает, что цены на все товары магазина будут минимальные по городу. Услугами магазина смогут пользоваться все желающие, и, прежде всего представители малообеспеченных слоев населения.
Магазин сможет предложить покупателям кое-какие социальные услуги, в которых время от времени нуждается каждый человек. В торговом зале, например, будет находиться телефон, а обслуживать клиентов будет продавец, обладающий навыками первой медицинской помощи.
Открытие магазина стало возможно при поддержке администрации Железнодорожного района и районного комитета по социальной защите.
3 апреля состоялась рабочая встреча некоммерческих организаций Барнаула, организованная общественной пресс-службой Социального партнерства. Как выяснилось в ходе встречи, главная проблема заключается в том, что о некоммерческих организациях в городе мало кто знает. Чтобы устранить это недоразумение, было решено провести несколько мероприятий, чтобы заявить о себе широкой общественности и городским властям.
Во-первых, ярмарка-презентация организаций и их проектов должна показать весь резерв НКО в нашем регионе, а также какую пользу можно получить от их конкретных действий. Во-вторых, поможет выявить уровень известности НКО в народе опрос "Знаете ли вы хоть одну некоммерческую организацию?" на улицах Барнаула. И, в-третьих, планируется опубликовать в СМИ цикл статей о конкретных организациях. Результатом этих мероприятий, по замыслу организаторов, должен стать учет НКО и их нужд при планировании краевого бюджета на 1999 год.
Общественные организации Алтайского края, администрации городов и районов, образовательные и медицинские учреждения задумались о летнем отдыхе детей и школьников. Совместными усилиями органов власти и общественных молодежных объединений разрабатывается комплексная программа детской оздоровительной кампании на 1998 год. Особое внимание решено уделить детям из неполных семей, инвалидам и сиротам. Уже началась подготовка баз отдыха и туристических, военно-спортивных лагерей на территории края. Фонд социального страхования планирует оплачивать до 50% стоимости путевок в летние лагеря. Родители будут оплачивать только 10% стоимости. Остальные затраты возьмут на себя бюджеты районов и городов края.
При комитете администрации края по делам молодежи решено создать координационный совет с представителями молодежных общественных объединений.
Организация Совета вызвана необходимостью более целенаправленно распределять усилия комитета по работе с молодежью, возможностью разработки совместных программ, организаций молодежных акций и мероприятий. Помимо представителей комитета и общественных организаций в работе Совета будут принимать участие работники социальных служб и центров детского и юношеского творчества города и края.
ОБЪЯВЛЕНИЯ О ПРЕДСТОЯЩИХ
СОБЫТИЯХ 2000 ГОДА
(ИСТОЧНИК - ICCEES INTERNATIONAL NEWSLETTER
39)
VI ВСЕМИРНЫЙ КОНГРЕСС
МЕЖДУНАРОДНОГО СОВЕТА ПО ЦЕНТРАЛЬНО- И
ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ В ТАМПЕРЕ, ФИНЛЯНДИЯ
29 июля -3 августа 2000 года в Тампере, Финляндия, состоится VI Всемирный конгресс Международного Совета по центрально- и восточноевропейским исследованиям. Международный Программный комитет объявляет прием предложений на панельные доклады и проведение круглых столов. Принимаются заявки, отражающие результаты новых исследований по Центральной и Восточной Европе и странам СНГ. Рабочие языки конгресса - английский, французский, русский и немецкий. Официальный язык конгресса - английский.
Среди областей исследований, по которым будут рассматриваться предложения, следующие:
Представителем международного Программного комитета в России является Борис Фирсов -ректор Европейского Университета в Санкт Петербурге.
Тел -812-2755137
Факс 812-27551139
e-mail rectorat@eu.spb.su
ДРУГИЕ СОБЫТИЯ В 2000 ГОДУ
АНОНС:
КРУГЛЫЙ СТОЛ "ТРИ ГОДА ПОСЛЕ ПЕКИНА: КАК ИЗМЕНИЛАСЬ НАША ЖИЗНЬ?"
Круглый стол "Три года после Пекина: Как изменилась наша жизнь?" состоится 29 апреля 1998 года, организованный UNDP в Москве
Программа:
СООБЩЕНИЯ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ
ИНФОРМАЦИИ
В КАЛУГЕ НАЧАЛ ДЕЙСТВОВАТЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ
КАЛУГА, 16 апреля. В Калуге прошла презентация, посвященная открытию информационно-консультационного центра по защите прав женщин и детей. Идея его создания принадлежит президенту независимой организации женской инициативы "Любава" Любови Михайловой. Проект поддеpживает правительство Швейцаpии. На презентацию были пpиглашены представители средств массовой информации, общественных организаций, Департамента социальной политики Калужской области, члены независимой организации женской инициативы "Любава". Пpавительство Швейцаpии пpедставляла госпожа Тереза Вюрглер.
В своих выступлениях собpавшиеся отметили, что пpи проведении в нашей стране экономических и политических реформ стpадают женщины и дети, особенно в сельских pайонах. Безработица, отсутствие гарантированного заработка ставит женщин в унизительное положение, услуги юpистов и адвокатов им недоступны.
Основные направления работы центра: предоставление женщинам бесплатных консультаций по семейному, жилищному, трудовому законодательствам; информирование о международных правовых документах и о действующем pоссийском законодательстве; оказание выездной юридической помощи в критических ситуациях.
Контактный телефон: (08422) 497-79 (Любовь Степановна Михайлова).
СОВЕТ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ И ОБМЕНАМ (IREX) ПРЕДЛАГАЕТ ПОДБОРКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
22 организации из России, Украины и США, принимающие участие в программе институциональных партнерств IREX, финансируемой Американским агентством по международному развитию, разработали большое число методических материалов. Свыше трехсот документов уже распространено среди 124 организаций (ресурсных центров, центров поддержки предпринимательства, университетских библиотек и т.д.).Материалы можно найти на WEB-странице <http://www.irex.org/ippdatabase>, а также ознакомиться с ними в организациях, имеющих статус информационных центров (их адреса можно запросить у руководителя программ IREX по электронной почте или факсу). Региональные организации, не имеющие информационных центров и доступа к Интернету, могут запросить материалы на дискетах.
Организации, отвечающие нижеприведенным критериям, могут получить статус информационного центра и комплект материалов в твердых копиях и в электронном виде:
Все эти организации должны обеспечивать свободный доступ ко всей полученной информации как минимум в течение двух лет, причем не только для своих членов, но и для широкой аудитории; иметь библиотеку или информационный центр, где посетители могут использовать материалы, активно содействовать их распространению.
Все желающие могут бесплатно получить буклет, содержащий перечень всех методических материалов, список информационных центров, описание программы IREX по распространению материалов.
Для получения информации нужно направить запрос, содержащий следующие сведения: название организации, полное имя заявителя, телефон, факс (с кодом города), адрес электронной почты.
Кроме того, нужно указать, в какой информации вы заинтересованы:
Форму заявки для получения статуса
информационного центра, брошюру о программе распространения информации
и дополнительную информацию о других программах можно получить по адресу:
IREX/IPP Moscow, Russia Jon Snydal Program Officer. Телефон: 203-7366;
е-mail: jon@part.irex.ru.