ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТОК N2(57)
15 января 1998 года

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПОДРУГ ИЗ ПЕТЕРБУРГСКОГО КРИЗИСНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

Кризисный Психологический Центр Петербурга в январе 98 года восстановил работу кризисной линии для женщин. Прежде всего, при поддержке Фонда Форда, маленького фонда FIND из Калифорнии и двух замечательных американок - Ширли Харт и Барбары Чаркли. К сожалению, нам и в этом году не удалось стать 'патриотками' своего муниципального бюджета, а хотелось. Зато ясна позиция местной администрации - денег для независимого центра, оказывающего помощь изнасилованным и избитым женщинам нет. При этом на один день конференции, посвященной Октябрьской революции было выделено столько, сколько требуется на содержание Кризисного центра в течении года. Думаю, что это лучше всего характеризует местный план по улучшению положения женщин как типичный продукт государственного бюрократизма и нежелание поддерживать НЖО, а конкурс на государственный социальный заказ - очередным комсомольским мероприятием с 'галочками'. Комитет по делам семьи, молодежи и детства своей политикой создания при каждом подростковом клубе 'телефончиков' доверия дискредитирует саму идею оказания социально-психологической помощи, которая может быть реализована только компетентной и хорошо подготовленной командой консультантов.

В планах Кризисного Центра: при помощи акции донести до чиновников и общественности голоса женщин, раздавленных насилием и не имеющих сил лоббировать свои интересы открыто.

Кроме того, будут продолжены образовательные тренинги по правам женщин - наша интерпретация того, как приходиться реализовывать права в условиях, приближенных к боевым (т.е. войны против женщин). При поддержки 'родных' голландцев в новом году будет опубликована книга центра 'От эмоций к политике' и проведены семинары по наиболее острым политическим темам, с которыми мы как исследовательницы и консультантки беседуем с нашими клиентками - сексуальность, репродукция, семья, проституция.

Будем рады видеть гостей из других городов и организаций по адресу Фонтанка, 22 (напротив Инженерного замка). Кризисный телефон: 3273-000, офис 2727-685.

Со-директриса Кризисного Центра Наталия Ходырева

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ФИНАНСОВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ И АМЕРИКАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ “ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕФОРМА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ”

(ТАТЬЯНА БРОВКИНА, "ЖЕНЩИНЫ ЗАТО", СНЕЖИНСК)

2 - 6 декабря в Вашингтоне (США) состоялась Международная публичная финансовая конференция, организованная неправительственным Центром по Бюджету и Приоритетной Политике в Вашингтоне. Участницами ее от нашей сети женских НКО стали Елизавета Божкова (ИЦ НЖФ, Москва) и Татьяна Бровкина ("Женщины ЗАТО", Снежинск). Сразу после этой международной конференции проходила Американская конференция “Государственная реформа налоговой системы”, в которой наши подруги тоже прияли участие.
Мы публикуем выдержки из отчета Т.Бровкиной об этих конференциях.

***

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ФИНАНСОВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Уже несколько лет фонд Форда поддерживает неправительственный Центр по Бюджету и Приоритетной Политике в Вашингтоне. Этот Центр инициировал создание подобных центров по всей Америке и в странах, где фонд Форда имеет свои представительства. Центр проводит обучающие семинары для неправительственных организаций по анализу бюджетов разного уровня - федерального, регионального и местного, анализу налоговой политики различных штатов и регионов, и по использованию этих знаний для привлечения средств на социальные программы.

Международная Финансовая Конференция это первый международный проект Центра по Бюджету и Приоритетной Политике, который финансировался фондом Форда, и на которую были приглашены представители неправительственных центров и неправительственных организаций. Директор проекта международной конференции - Исаак Шапиро.

После открытия конференции прозвучали представления участников. О себе я рассказала то, что я из России, из Снежинска, что я работаю инженером-программистом в РФЯЦ-ВНИИТФ, на эту конференцию я приглашена как лидер Снежинской городской общественной организации "Женщины ЗАТО", вкратце рассказала какими вопросами занимается наша организация и зачем нам важно было участвовать в конференции по анализу бюджетов.

Затем прозвучало три доклада. Особенно примечательным был доклад Уорена Кравчика из ЮАР. Итогом их работы по бюджетному проекту было три книги и папка с файлами. Книги - это пособия тем общественным объединениям, которые занимаются вопросами женщин, детей и незащищенных слоев населения, по использованию знаний о бюджетах разного уровня для своей работы.

Одним из самых примечательных сообщений первого дня конференции был доклад посла ЮАР в США Франклина Сона о трудностях построения демократических обществ. Наиболее важными и интересными мне показались его слова о том, что демократия не может быть объявлена каким-либо законом, демократия это не то, что один раз объявлено и уже существует. Демократия - это процесс и процесс очень сложный.

Второй день конференции начался докладом Владимира Орлова, директора Центра политических исследований в России, на тему: "Военный бюджет России". Доклад был выслушан с большим интересом, вызвал множество вопросов и завершился аплодисментами зала.

После обеда заседания продолжались в Сенате. Мы прослушали сообщения о бюджетном процессе США (бюджет составляют на два года), о том, как происходит лоббирование бюджетов различных ведомств, когда военное ведомство, медицинское, сельскохозяйственное и другие собираются вместе и должны отстаивать проекты своих бюджетов. Затем, одновременно в разных комнатах, рассматривались бюджет социальных программ и военный бюджет США. Я слушала именно военный бюджет. Кроме меня эту тему решили слушать еще человек семь: Владимир Орлов, Йорен Бромельхорстер (Германия), Доктор Томас Шитс (Аргентина), Гиллермо Патилло (Чили), Доктор Айша Сидига-Ага (Пакистан) и др. Главное, что мне показалось интересным, это то, что, когда военные ведомства запрашивают средства на технику, обмундирование, квартирование, питание и т.п., то запросы на быт практически полностью удовлетворяются, в то время как запросы на технику резко ограничиваются. При этом все срезанные средства стараются направить на разработку перспективных средств вооружений. Вообще военные расходы интерпретируются как затраты на оборону. Тогда, исходя из концепции обороны, более понятно распределение средств на отличное содержание войск быстрого реагирования и на финансирование разработок новых видов вооружений и обороны.

В этот же день мы посетили Центр по Бюджету и Приоритетной Политике в Вашингтоне. Мы с Елизаветой Божковой, которая сама является создателем и руководителем Центра (Информационно-образовательного Центра Независимого Женского Форума в Москве), обратили внимание на прекрасную оснащенность Центра по Бюджету и Приоритетной Политике. В Центре нас познакомили с проектами, над которыми работают в Центре, и с тем, как найти информацию о центре в Интернет.

В последний день конференции вся работа была построена на обсуждении итогов этой конференции, анализа того, что получилось, что было удачным, и попыток планирования будущей работы. Центр по Бюджету и Приоритетной Политике берет на себя труд написания проекта второй Международной Публичной Финансовой Конференции. Место проведения следующей конференции - ЮАР. Время - через год. Основной принцип следующей конференции “case studies”, то есть обучение друг друга на историях из личного опыта добывания информации о бюджете, его распределении, и на разборе этих конкретных ситуаций. Делегациям государств предложено представить к следующей конференции доклады о бюджетном процессе своих государств, для того, чтобы можно было проводить сравнительный анализ бюджетов разных государств, а по возможности, сравнительный анализ региональных и местных бюджетов. Кроме того, можно было бы проводить тренинги и для центров, и для НПО по работе с бюджетами. Сначала были предложения проводить семинары для тех, кто занимается вопросами детей, и отдельно для тех, кто занимается вопросами женщин, или, например, инвалидов. Но потом пришли к тому, что проблемы работы с бюджетами у всех организаций, занимающихся социальными программами для слабо защищенных слоев населения, примерно одни и те же и, поэтому, нет необходимости делать несколько групп.

Лично для меня эта конференция дала понимание того, что заниматься анализом формирования бюджетов разного уровня нужно серьезно. Для этого нужно расставить приоритеты в той деятельности, которой мы занимались и раньше. Больший акцент уделить работе с областным законодательным собранием и с депутатами городских Советов городов Челябинской области. Многие неправительственные бюджетные центры ищут пути, как делать бюджетные процессы более прозрачными для общественности и пути влияния на изменение бюджетной политики своих стран. Я думаю, что этот опыт очень важен и для нас.

***
АМЕРИКАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ “ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕФОРМА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ”

Конференция “Государственная реформа налоговой системы” проводится Центром по Бюджету и Приоритетной Политике уже в пятый раз. Директор проекта этой конференции - Айрис Лэв. Эта конференция для американцев. На этой конференции собралось 104 человека из 46 штатов Америки. В этот раз конференция стала международной из-за того, что на ней присутствовали около двадцати пяти человек - участников международной публичной финансовой конференции. Вопросы, которые рассматривались на конференции, касались только Америки.

Конференция шла сразу на трех уровнях. Первый уровень - общие лекции очень высоких чиновников государственных налоговых служб. Второй уровень - рабочие семинары по различным аспектам налоговой политики разных штатов, которые вели представители неправительственных бюджетных центров различных штатов. Третий уровень - игра.

Для меня наиболее интересна была игра. Был выдуман еще один штат Америки - Кайоса. Губернатор этого штата предложил провести реформу налоговой системы штата. Свою программу он изложил на пресс конференции, где все участники игры могли задавать вопросы. Информация о финансовом состоянии штата, о доходах разных групп населения, о существующих налогах - была роздана участникам заранее. Кроме того, были розданы листки, отражающие программу губернатора. В соответствующих таблицах приведены цифры увеличения одних налогов, уменьшения других и цифровые показатели превращения Кайосы в земной рай. Всем участникам игры было предложено войти в одну из групп, которые могли оказывать влияние на реформу налоговой политики штата.

Далее был проигран весь процесс, который происходит в США при проведении реформ, влияющих на жизненный уровень американцев. Общественные объединения, отслеживающие влияние реформ на определенные группы населения, вырабатывают свой взгляд на предлагаемые реформы и проводят свою пресс конференцию. Затем они готовят рекомендации для представителей двух палат сената, которые, в свою очередь, должны доносить мнение общественности губернатору. Губернатор, исходя из встреч с общественностью, представителями сената, СМИ, корректирует план проведения реформ и затем выступает на пресс конференции, убеждая все общественные силы и движения поддержать план реформ, который учитывает предложения всех заинтересованных сторон. В заключении происходит голосование двух палат сената, на котором выясняется, поддерживаются предлагаемые реформы или нет.

Таким образом, игра готовит людей к процессам демократического принятия решений. И люди через игру начинают осознавать смысл всех тех политических мероприятий, которые необходимы при демократическом проведении реформ.

Я записалась в общественную группу, выступающую в защиту людей с низкими доходами. Наша работа в группах началась сразу после пресс конференции губернатора. Мы сразу стали анализировать цифры, для того, чтобы понять действительно ли реформа приведет Кайосу в "рай" или это обычный предвыборный маневр губернатора. Наша работа казалось зашла в тупик, потому что в листках явно не доставало данных, для полноценного анализа. Для себя я отметила, что простые люди (один был водителем грузовика, кто-то был учителем в школе, были, правда, и преподаватели Университетов) прекрасно разбирались в цифровом материале, отражающем доходные и расходные статьи бюджета, доходы различных групп населения и т.п. Позже я уточнила у одной женщины какое образование у делегатов этой конференции, потому что у меня возникло подозрение, что, может быть, сюда собрали экономистов или служащих государственных налоговых служб. Оказалось, что все эти американцы - общественники, состоящие в каких-либо неправительственных организациях, которые занимаются анализом налогов, бюджетов, доходов, социальными вопросами. Однако, моя собеседница сказала, что, для того, чтобы лучше разбираться во всех вопросах, которыми занимается ее организация, ей пришлось пойти на экономические курсы.

Игра, однако, шла своим чередом. К нашей группе подошел мужчина и предложил объединить усилия разных групп и выступить единым фронтом. Таким образом несколько групп объединились для выработки общего взгляда на реформу. При обсуждении в составе нескольких групп опять поднимали вопрос недостаточности информации для оценки реформы в целом, но было решено подходить к этому философски, потому что это все-таки игра, а не жизнь. На пресс конференции для выразителей общественного мнения группа представила один общий доклад и небольшие доклады групп. После выступления на пресс конференции нашей коалиции из зала доносились возгласы: "Здорово!", "Хорошая работа!". От себя я хотела бы отметить то, что все кто выступал на этой пресс конференции удивительно хорошо говорили: четко, не спеша, делая акценты. В их выступлениях был и юмор. Было впечатление, что все они настоящие политики с большим стажем.

Губернатором был черный профессор Университета из Нью-Джерси. Играл он просто превосходно. С одной стороны он выступал как серьезный политик, а с другой стороны всячески демонстрировал свой демократизм - пожимал руки участникам встреч, очень участливо выслушивал вопросы.

Итогом игры была победа реформ. И надо было видеть азарт и удовлетворение зала!

Эта конференция длилась всего два дня. На третий день был только общий завтрак и разъезд участников. В первый день вечером был устроен прием в специальном зале гостиницы, где все могли познакомится поближе. Конечно трудно познакомиться с сотней американцев за один вечер. Мы все еще чувствовали себя частичкой первой международной конференции, потому, что там нас было меньше и нас постоянно собирали в группы в разных комбинациях, где мы снова и снова знакомились друг с другом. Но, тем не менее, на третий день за завтраком оказалось, что у нас было много новых друзей - американцев, с которыми мы расставались как с близкими людьми.

ПО СТРАНИЦАМ БЮЛЛЕТЕНЯ "ЗА МИРНУЮ РОССИЮ" №6

ЗАЩИТА ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ

ДОСРОЧНОЕ УВОЛЬНЕНИЕ ИЗ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ

Добиваться этой цели рекомендует военнослужащим, подвергшимся жестокому обращению, Правозащитная организация "Солдатские матери Санкт-Петербурга", считая, что в подавляющем большинстве случаев для этого есть основания. С разрешения авторов мы публикуем выдержки из брошюры, изданной этой организацией.

"ЗАЩИТА ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ" Составители. Е.Ю. Виленская, А.Р. Одинг, Э.М. Полякова, А.А. Ярихин. Изд. "Тускарора", Санкт-Петербург, 1997

В главе "Права военнослужащего, ставшего жертвой жестокого обращения" приведены тексты статей Уголовного Кодекса РФ, вступившего в действие с 1 января 1997 года, предусматривающих уголовное наказание за самовольное оставление части (ст. 337) и дезертирство (ст. 338). Необходимо обратить внимание на то, что обе статьи УК содержат примечания, имеющие самое прямое отношение к дедовщине.

Примечание к ст. 337:"Военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные настоящей статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств". Аналогичное примечание имеется к части 1 ст. 338.

Далее цитируется "Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации" под общей редакцией Генерального прокурора РФ, проф. Ю.И.Скуратова и Председателя Верховного суда РФ В.М.Лебедева (М, Издательская группа ИНФРА-М - НОРМА, 1996, стр. 761):

"...Как стечение тяжелых обстоятельств, указанных в примечаниях к ст. 337, могут быть признаны случаи внезапной тяжелой болезни самого военнослужащего или его близких родственников , серьезные семейные конфликты, стихийные бедствия на месте жительства близких родственников, неблагоприятные обстоятельства, сложившиеся на службе, и т. п. Отдельные случаи самовольного оставления части или места службы могут быть обусловлены систематическим применением к молодому воину неуставных мер воздействия со стороны старослужащих - сослуживцев. В подобных случаях самовольное оставление части может рассматриваться как совершенное в состоянии крайней необходимости (см. комментарий к ст. З9)." Аналогичный комментарий имеется и к статье 338 о дезертирстве.

В брошюре приведены и выдержки из "Комментария...", касающиеся ст. 39. УК РФ.

"...Состояние крайней необходимости возникает там, где сталкиваются два охраняемых законом интереса и сохранение одного (более важного) достигается принесением в жертву другого (менее важного). Лицо, оказавшееся в состоянии крайней необходимости, из двух зол выбирает меньшее и путем сознательного нарушения одного из интересов спасает другой, более важный по своему значению. Именно поэтому действия, совершаемые в состоянии крайней необходимости, полезны для общества, они правомерны и морально оправданы. Например, служащий пункта обмена валюты при реальной угрозе лишения его жизни выдает вооруженным налетчикам крупную сумму денег; пожарные разрушают строения, близко стоящие к источнику огня, что бы предотвратить его распространение на жилой массив; сотрудники правоохранительных органов ради спасения лиц, захваченных в качестве заложников, выполняют требования преступников о передаче им денег, оружия, наркотиков и предоставлении транспортных средств.

Источники грозящей опасности при крайней необходимости могут быть самыми разнообразными. К числу их следует отнести: общественно опасное поведение людей (виновное и невиновное), физиологические процессы, происходящие в организме человека (болезнь, голод и т. п.), стихийные силы природы (пожар, наводнение, ураган, землетрясение, горные лавины и др.), действие источников повышенной опасности, неисправность различных механизмов, нападение животных и проч."

Авторы напоминают, что поступая на военную службу, юноша не теряет свои права, защищаемые Конституцией РФ. Конституция имеет высшую юридическую силу и ей подчиняются все нормы российского права.. В брошюре приводятся извлечения из важнейших правовых актов: Конституция Российской Федерации - статьи 17, 18, 20- 25, 38, 41, 45, 49, 51, 59. Закон "О воинской обязанности и военной службе" - статьи 20, 21, 49. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан - статьи 20, 25, 29 -34, 51- 53, 69.

В главе "Как защитить свои права" даны практические рекомендации:

Если защищая свою жизнь, честь и здоровье, юноша оставил часть, ему и его близким необходимо действовать следующим образом.

1. Срочно фиксируются следы побоев и издевательства. Для этого следует обратиться в Бюро судебно- медицинской экспертизы (в Санкт-Петербурге - ул. Шкапина, 36/40) или в любой травматологический пункт. Если следы побоев внешне не проявляются, необходимо пройти рентгенологическое или иное специальное обследование (УЗИ, тепловидение).

2. В нотариальной конторе оформляется доверенность на ведение дел юноши его представителем. Это позволит доверенному лицу (например, матери) выступать от имени юноши во всех инстанциях, подписывать необходимые документы, не подвергая его риску быть задержанным силой.

3. Проводится подробное обследование у врачей- специалистов в связи с полученными травмами, имеющимися и предполагаемыми заболеваниями и психическими расстройствами.

4. Пишется ЗАЯВЛЕНИЕ, которое следует размножить любым доступным способом. Один экземпляр необходимо оставить себе, остальные разослать заказными письмами с уведомлением о вручении во все указанные ниже инстанции:

(Разумеется, в других регионах часть адресов должна быть изменена).

Заявление может быть написано от имени близкого родственника пострадавшего, его представителя или от имени самого юноши.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ

Указать фамилию, имя, отчество, год рождения юноши. Когда и каким военкоматом призван на военную службу. В какие войска и в какую часть был направлен. Имел ли противопоказания к призыву. Если призван вопреки ограничениям или с другими нарушениями закона, подробно описать, как это произошло. Описать все отклонения здоровья, начиная с внутриутробного развития, особенности протекания родов, болезни в раннем возрасте. В этом разделе заявления следует опираться на медицинскую карту детской поликлиники. Кроме того, мы рекомендуем привести все данные о неблагополучной наследственности, описать особенности поведения ребенка, которые могут указывать на предрасположенность к каким-либо заболеваниям и психическим расстройствам.

Сделать это можно, опираясь на приводимый медицинский опросник:

Состояние здоровья или причины смерти близких родственников. Наличие среди родственников случаев психических расстройств и нервных заболеваний, судорожных припадков, самоубийств, лиц с болезненными чертами характера, алкоголиков, наркоманов, больных с тяжелыми хроническими заболеваниями.

Внутриутробный период развития. Возраст родителей, какая по счету беременность, состояние здоровья матери во время беременности (инфекции, токсикозы, попытки прерывания беременности и т. д.). Родился срочными родами или недоношенным, роды протекали нормально или с патологией (раннее отхождение вод, родовая травма, щипцы, асфиксия).

Период раннего развития: развитие нормальное или с задержкой (речь, ходьба, интересы), признаки органической недостаточности головного мозга, носовые кровотечения, снохождение, сноговорение, ночные страхи, энурез, судорожные явления и бред при высокой температуре. Условия воспитания в семье: особенности семейной ситуации.

Период обучения: способности, прилежание, отношения с товарищами и учителями и т. д. Особенности характера и темперамента: общительный, замкнутый и т.д., отношение к людям и обязанностям (доброжелательный, черствый, трудолюбивый и т. д.), как переживает конфликты и обиды, увлечения. 'Перенесенные заболевания и другие вредные факторы, начиная с раннего детства: рахит, опомофилия, токсическая диспепсия, пневмония, менингиты и менингоэнцефалиты, детские инфекции и их осложнения, ревматизм, бруцеллез, малярия, тифы, грипп, простудные заболевания, хронические очаги гнойной инфекции (тонзиллиты, пиалит, остеомиелит, хроническая пневмония, гнойные заболевания ушей). Заболевания внутренних органов, нарушения обмена веществ, черепно-мозговые травмы, отравления, употребление алкоголя и наркотиков (с какого времени, как часто).

Психические травмы и длительные конфликты. Странности и необычность поведения (поступки, высказывания). Попытки самоубийства.

Указать, в чем нарушались права военнослужащего:

В н и м а н и е ! Заявление готовится и рассылается оперативно. Не следует задерживать его подачу, дожидаясь результатов всех обследований. В заявлении можно указать, какие еще наблюдаются отклонения здоровья и какие обследования ведутся в данный момент или назначены на ближайшие дни. Исходя из наличия заболеваний, подтвержденных документально, в конце заявления формулируется просьба:

1. Направить юношу на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе на основании заключения военно-врачебной комиссии.

2. Военно-врачебной комиссии вынести заключение о годности к военной службе по соответствующей категории расписания болезней.

3. Принять решение, в соответствии с установленной категорией годности.

4. Приобщить к личному делу юноши данное заявление с приложенными к нему документами для передачи их в дальнейшем в военно-врачебную комиссию.

В разделе “Приложения” перечислить копии всех прилагаемых документов с указанием названия каждого медицинского учреждения и его адреса.

Дата и подпись

Текст заявления может быть размножен любым способом, но каждый экземпляр следует подписать от руки. Заявление рассылается (заказными письмами с уведомлением о вручении) во все вышеуказанные адреса вместе с ксерокопиями документов.

Авторы не предлагают стандартного образца заявления, поскольку, как ясно из приведенного выше перечня сведений, в разных случаях текст его будет различным, а сам документ может занять несколько страниц. В качестве примера в брошюре приводятся два типичных заявления из архива организации.

5. После подачи заявления весьма желательно добиться от воинской части или от прокуратуры или от комендатуры направления на окружную военно-врачебную комиссию. (Если все же придется пройти не окружную, а госпитальную ВВК, необходимо добиться, чтобы ее решение было утверждено окружной ВВК). После получения направления необходимо сделать в ВВК заявление, в котором указываются заболевания обследуемого с приложением копий справок и указанием методов обследования и специалистов, необходимых для участия в комиссии.

(Обследование врачами ВВК может проходить амбулаторно или стационарно. При назначении амбулаторной ВВК, это заявление должно быть составлено на имя председателя ВВК. Если предписано стационарное обследование юноши, следует обратиться с тем же заявлением к председателю окружной ВВК, начальнику медицинской части лечебного учреждения, куда будет помещен юноша для обследования, заведующему отделением, лечащему врачу.) Необходимо постоянно контролировать ситуацию, следя за исполнением Ваших требований.

6. Если ВВК признала юношу годным вопреки имеющимся показаниям, это неправомерное решение может быть обжаловано в Центральную военно- врачебную комиссию (ЦВВК). В свою очередь, решение ЦВВК тоже может быть обжаловано в вышестоящую организацию - Главное военно-медицинское управление Министерства обороны (103160, Москва, Хрустальный пер., 2).

Кроме того, законодательство предоставляет гражданам право обжаловать неправомерные решения в суд.

За основу жалобы в ЦВВК берется Ваше первое развернутое заявление (см. п. 4). Но перед словом "Прошу" необходимо подробно описать, где, под чьим руководством и как проходило обследование, почему Вы считаете решение ВВК неправомерным. Ваша просьба будет заключаться в том, чтобы юноша прошел повторное обследование с применением необходимых методов диагностики заболеваний (перечислить).

Эту жалобу необходимо размножить и разослать в следующие инстанции:

В конце брошюры приводятся выдержки из расписания болезней, а также адреса и телефоны, в данном бюллетене помещенные в раздел "Справки", стр. 8

Рекомендации Ассоциации солдатских матерей Челябинской области разъясняют дальнейшие действия для тех, кто уже преодолел этот трудный этап - получил свидетельство о болезни.

Увольнение из Вооруженных сил производится на основании свидетельства о болезни, выданного Военно - врачебной комиссией любого ранга. В свидетельстве о болезни Военно - врачебная комиссия устанавливает причину заболевания: получено оно в период прохождения военной службы, или не связано с исполнением военных обязанностей, (т. е. заболевание было до призыва в армию).

Военнослужащие, оставляющие свои воинские части и комиссованные по состоянию здоровья, негодные к службе в армии, получая свидетельство о болезни, приходят к нам в Ассоциацию, и мы помогаем им отправить это свидетельство командиру части, где служил этот военнослужащий, с просьбой уволить, а документы прислать в военкомат по месту призыва.

Если на военнослужащего было возбуждено уголовное дело, чтобы закрыть его, мы посылаем свидетельство о болезни прокурору, в ведении которого находится данная воинская часть, с просьбой закрыть уголовное дело на военнослужащего из-за отсутствия состава преступления в его действиях, поскольку он болен. Прокурор закрывает уголовное дело, о чем уведомляет нас, пишет решение командиру, что уголовное дело на военнослужащего закрыто, состав преступления отсутствует, разрешает командиру увольнение военнослужащего по заболеванию.

На основании свидетельства о болезни командир увольняет военнослужащего из списка личного состава воинской части приказом по части, военнослужащему выдаются документы о его увольнении, и уже бывший военнослужащий должен явиться в военкомат по месту призыва и встать на воинский учет.

(Из письма Л.Н. Зинченко)

Перевод к другому месту службы

Организация "Материнское право", г. Волгоград., разработала рекомендации для тех, кто вынужденно оставил часть, но не смог или не захотел добиться комиссации и решил продолжить службу в другой воинской части. Перевод в другие части возможен также по семейному положению и по состоянию здоровья, не позволяющему служить в данном виде Вооруженных сил (при наличии заключения ВВК).

Если Вы оставили часть, то по прибытии домой обратитесь сразу же в военный комиссариат района (города), военную комендатуру или военную прокуратуру. Проследите, чтобы была письменная отметка о Вашем посещении. Лучше, если Вы оставите заявление, которое зарегистрируете. НЕЛЬЗЯ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ ПРЯТАТЬСЯ, ОТСИЖИВАТЬСЯ, ВЫЖИДАТЬ. Вы должны сами сообщить телеграммой на имя командира воинской части - где Вы находитесь. Укажите в телеграмме, что подробности Вы сообщите письмом, и вышлите следом письмо с уведомлением.

Если Вы пролечились, военно-врачебной комиссией признаны годными к военной службе, и не намерены обжаловать это решение, службу следует продолжить. Временное прикомандирование к воинской части - это еще не перевод. Перевод из одной части в другую - дело сложное и хлопотное. За Вами может приехать представитель воинской части. Не старайтесь избежать встречи с ним. Наоборот, Вы обязаны подробно рассказать ему обо всем, что Вы предприняли, прибыв домой, желательно подтвердив слова копиями медицинских документов, т.е. Вы должны отчитаться за каждый день. Вы не уклонялись от службы в армии. У Вас возникли "проблемы" и Вы их решали.

Наша организация признает только "чистые" переводы. Не на уровне "договоренности" двух командиров. Разрешение на перевод может быть получено из главного штаба рода войск, так как только главным штабам родов войск принадлежит такое право. Из штаба округа должно прийти разрешение на перевод.

Право перевода военнослужащих, проходящих военную службу по призыву из одной воинской части в другую, предоставлено начальникам штабов военных округов, флотов, Видов и родов Вооруженных сил, а также главкомам пограничных и железнодорожных войск Российской Федерации. Перевод осуществляется на основании ходатайства командира воинской части, где проходит службу военнослужащий, или на основании ходатайства районного ( городского) военного комиссара.

Причинами перевода могут быть: семейное положение; ограничения по состоянию здоровья (не позволяющие служить в данной местности или в данном виде Вооруженных сил); факты жестокого обращения с военнослужащим. Все эти обстоятельства должны быть подтверждены документально.

С просьбой о переводе может обратиться к командиру воинской части (районному, городскому военному комиссару), как сам военнослужащий, так и его близкие родственники (отец, мать, брат, сестра, жена и др.).

В этом случае к рапорту военнослужащего ( к заявлению родственников) прилагаются документы, указывающие на необходимость перевода военнослужащего из одной воинской части в другую, или из более отдаленной местности ближе к месту проживания семьи.

В каждом конкретном случае прилагаются соответствующие документы:

Родители должны принимать самое активное участие, добиваясь перевода сына. Те, кто обратились в организацию "Материнское право", могут ознакомится с архивными материалами военнослужащих, которые оказались в аналогичной ситуации. С разрешения военнослужащих и их родителей можно познакомиться и лично встретиться с этими людьми, чтобы от них самих услышать и узнать, как они грамотно решили проблемы сына. В обширном архиве организации имеются примеры как удачных, так и неудачных переводов. Так что, прежде чем взяться за это нелегкое дело, родители могут все взвесить и обдумать.

Составлено по методическим материалам "Самовольное оставление части" и информационным выпускам организации "Материнское право". В информационных выпусках приведены также списки тех, кто при содействии организации, активном участии родителей и самих военнослужащих получили перевод в другие части (41 человек) или досрочно уволены из рядов Вооруженных сил (25 человек).

По сведениям редакции, процедура перевода из одной воинской части в другую регламентируется внутренними нормативными актами Министерства Обороны, предусматривающими создание сборных пунктов для военнослужащих, самовольно оставивших часть, определяющими возможные причины и процедуру перевода. К сожалению, по старой и недоброй традиции эти важнейшие документы остаются неопубликованными. По многочисленным сообщениям правозащитных организаций, значительно хуже ситуация с переводами во Внутренних войсках МВД, где отмечаются и самые вопиющие факты жестокости и произвола.

ОБЪЯВЛЕНИЯ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ЖЕНЩИНЫ РОССИИ НА РУБЕЖЕ
ХХ-ХХ1 ВЕКОВ" В ИВАНОВЕ

Головной совет межвузовской научно-исследовательской программы "Женщины России: проблемы адаптации и развития в новых социально-экономических условиях". Министерство общего и профессионального образования РФ, Ивановский госуниверситет, Общественно- политическое движение женщин России приглашают Вас принять участие в международной научной конференции "Женщины России на рубеже ХХ-ХХ1 веков", которая состоится в Иванове 23 - 24 апреля 1998 года.

Цель конференции - активизация исследования тендерных проблем, обмен научной информацией, научное осмысление современных проблем формирования социально - правового статуса женщины в России и за рубежом.

К конференции планируется издание сборника научных материалов по проблеме, где будут напечатаны по выбору участника или тезисы выступления (объем 2 стр. компьютерного текста), или небольшая статья (объем не более 5 стр. компьютерного текста).

Результаты научной конференции будут подробно освещены в научном журнале "Женщина в российском обществе". На конференции планируется научная дискуссия по следующим проблемам:

  1. Тенденции трансформации социально-правового статуса зарубежной и российской женщины на рубеже ХХ-ХХ1 веков.
  2. Государственная политика в отношении женщин. Социальные технологии адаптации и развития личности женщины в новых социально-экономических условиях.
  3. Отечественное женское движение: политические стратегии и перспективы.
  4. Имидж женщины-лидера.
  5. Женщины в науке и образовании накануне XXI века.
  6. Исторический путь и современный социальный статус российской женщины. В рамках конференции состоится круглый стол по проблеме "Перспективы развития социальной феминологии и гендерных исследований в вузах России".

Будет организована широкая продажа монографической и учебно-методической литературы по женской проблематике.

Заявку на участие в конференции, тезисы или статьи просим присылать к 1 февраля 1998 года.

Объем тезисов для ученых - до 2 стр. компьютерного текста (в 2 экз.). Объем статьи - до 5 стр. компьютерного текста (в 2 экз.).

Просим также изыскать возможность вместе с напечатанным текстом прислать дискеты с текстами тезисов или статей, набранных в Word для Windows.

Проезд и проживание на период работы конференции обеспечиваются участниками конференции.

Адрес: 153025 г. Иванова, ул. Ермака, 39

Ивановский госуниверситет Головной совет программы "Женщины России" Научный руководитель программы, д.и.н., профессор ХАСБУЛАТОВА Ольга Анатольевна Тел, (факс): (0932) 326600, 325161

Председатель головного совета программы "Женщины России", проректор по научной работе ИвГУ, профессор ЕГОРОВ В.Н.

***
КАТАЛОГ НАУЧНЫХ И НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ ПО ФЕМИНОЛОГИИ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА "ЮНОНА" (ИВАНОВО)

В рамках федеральной межвузовской научной программы "Женщины России" начал функционировать издательский центр "Юнона".

Его цель - оказывать помощь исследователям, студентам, женской общественности в приобретении научной, учебно - методической, публицистической литературы по проблемам положения женщины и гендерным исследованиям.

С этой целью центр распространил Каталог научных и учебно - методических изданий по феминологии.

Издательский центр "Юнона" предлагает:

* Хасбулатова О.А. Опыт и традиции женского движения в России (1860- 1917). Иваново, 1994. 135 с. Цена-5000руб.

В монографии на богатом фактическом материале а рассматриваются социально-исторический опыт и традиции российского женского движения. Исследуется роль женского движения в политической системе России, раскрываются многообразие и результативность деятельности женских организаций по повышению социального статуса женщин.

* Рябов О.В.. Женщина и женственность в философии серебряного века. Иваново, 1997. 158 с. Цена - 12ООО руб.

В монографии анализируются взгляды мыслителей Серебряного века на природу и предназначение женщины; показана связь учения о женщине и женственности с основными понятиями русского религиозно - философского ренессанса.

* Женщина в российском обществе

Ежеквартальный российский научный журнал. Цена одного номера - 100000 руб.

Это единственное периодическое научное издание, в ( котором широко представлены научные исследования российских ученых по женской проблематике.

* Женщина в зеркале социологии

Сборник научных трудов. Иваново, 1997. 150с. цена-12000ру6.

В сборнике представлены результаты социологических исследований по проблемам социально-экономического, политического положения женщин, их семейного статуса, насилия в отношении женщин. Ряд трудов раскрывает содержание российского мониторинга ценностных ориентаций женщин.

Среди авторов - ученые ведущих вузов Нижнего Новгорода, Иванова, Самары, Комсомольска - на - Амуре.

* Социальная феминология

Планы семинарских занятии и контрольных работ спецкурса. Иваново, 1997. Цена - 5000 руб.

В методическое пособие включены списки рекомендуемой литературы, тематика рефератов к каждой теме, вопросы к зачету и словарь терминов по феминологии.

* Шабанова А. Н. Очерк женского движения в России

Иваново. 1997. 39с. Цена - 5000 руб.

В книге воспроизведен публицистический очерк начала XX века, достаточно полно раскрывающий историю возникновения и развития отечественного женского движения. Его автор - Анна Николаевна Шабанова, потомственная дворянка, первая, женщина - детский врач, с 1899 года председательница Русского женского взаимноблаготворительного общества.

* Социально - правовой статус женщины в исторической ретроспективе.

Материалы международной научной конференции. Иванова, 24 - 25 апреля 1997г. 133с. Цена - 5000 руб.

* Социальные трансформации и положение женщины в России Материалы международной научной конференции. Иваново. 3 - 4 марта 1995 г. 275 С. Цена - 5000 руб.

* Женщина и российское общество: научно - исторический аспект

Сборник научных статей. Иваново. 1995. 112с. Цена 5000 руб.

В статьях сборника рассматриваются исторические аспекты проблемы роли и предназначения женщины в обществе в контексте философской, исторической и политической мысли.

* Социальные технологии поддержи экономически активных женщин

Сборник методических материалов. Иваново. !996. 25с. Цена-4000ру6.

В сборнике, представлены социальные технологии, осуществляемые учеными, службами занятости населения в различных регионах России с целью снижения уровня женской безработицы, повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда.

Интересующие Вас издания Вы можете заказать по адресу: 153002 Иваново, пр. Ленина, 71

Центр социальной поддержки женщин и семьи ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ЮНОНА"

Заказанные Вами издания будут оперативно высланы налаженным платежом.

Справки: тел/факс (8952) 325161

ВНИМАНИЕ!

В 1997 году готовятся к выпуску следующие научные и учебные труды:

* Феминология. Учебник для студентов вузов // Под ред. профессора О.А. Хасбулатовой. Иваново, 1997. 300 с. Ориентировочная цена - 14000 руб.

* Феминология. Хрестоматия для студентов вузов. Иваново, 1997. 340 с. Ориентировочная цена - 12000 руб.

* Мониторинг социального самочувствия и ценностных ориентаций женщин. Иваново. 1997. 350с. Ориентировочная цена - 10000руб.

В коллективной монографии будут представлены : результаты мониторингового исследования социального самочувствия и ценностных ориентаций женщин, осуществляемого в регионах центральной части России, Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока.

* Имидж женщины - лидера. Коллективная монография, Иваново, 1997. 240с. Ориентировочная цена - 12000 руб.

В коллективной монографии ученых Иванова, Нижнего Новгорода, Москвы, Владивостока будут представлены результаты социологических исследований, рекомендации по деловой женской лексике, имиджу женщины - лидера, технологии подготовки женщины - лидера.

Если Вы заинтересовались этими изданиями, просим сделать предварительную заявку по адресу: 153002 Иваново, пр.Ленина,47 Центр социальной поддержки женщин и семьи. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ЮНОНА"

***
СПРАВОЧНИК "ФИЛАНТРОПИЧЕСКИЕ ФОНДЫ И СПОНСОРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ США"

В Институте США и Канады РАН подготовлено 2-е издание справочника "Филантропические фонды и спонсорские организации США" (данные 1996- 97гг.), содержащего сведения о различных аспектах финансирования научных исследований, проектов, мероприятий культурно-образовательного направления и т.д. Сборник содержит информацию о 87 американских фондах и организациях. По вопросам приобретения обращаться в отдел ("Центр") научной информации ИСК РАН.

Адрес: 121069 Москва, Хлебный пер., 2/3 Тел.: (095) 202-7448

***
В ИЦ НЖФ имеются в электронном виде тексты некоторых законов РФ, В частности, ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ:

"О ПРОЖИТОЧНОМ МИНИМУМЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (Принят Государственной Думой 10 октября 1997 года, Одобрен Советом Федерации 15 октября 1997 года) и "ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года)

СООБЩЕНИЯ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ВПЕРВЫЕ УСТАВ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА СТАЛ РЕГУЛИРОВАТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНОВ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Вступил в силу Устав города Красноярска, регламентирующий различные аспекты городской жизни. Отдельная статья регулирует "взаимоотношения органов городского самоуправления с некоммерческими организациями, общественными объединениями, профсоюзными и благотворительными организациями".

В этой статье говорится, что органы городского самоуправления оказывают содействие общественным объединениям, осуществляющим деятельность на территории города. Все вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, в предусмотренных законом случаях решаются органами городского самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.

Общественные объединения в случаях и порядке, установленных действующим законодательством, вправе представлять и защищать свои права и интересы, права и интересы своих членов и участников, а также отдельных граждан в органах городского самоуправления.

Согласно этой статье Устава, поддержка органами городского самоуправления общественных объединений может выражаться в виде: целевого финансирования отдельных общественно-значимых программ общественных объединений, как правило, на конкурсной основе;

заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и оказание услуг; предоставления налоговых и иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование муниципальным имуществом; размещения среди общественных объединений на конкурсной основе муниципальных социальных заказов.

Представители общественных объединений могут входить в состав консультативных, экспертных и иных совещательных органов, создаваемых при органах городского самоуправления, а также выступать инициаторами создания указанных совещательных органов.

Особенности взаимоотношений органов городского самоуправления с политическими партиями, профессиональными союзами, благотворительными, правозащитными организациями и другими видами общественных объединений определяются в соответствии со специальными законами, регламентирующими их деятельность, говорится в Уставе.

Контактный телефон городского совета Красноярска: (3912) 27-6626


О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОМ СОЦИАЛЬНОМ ЗАКАЗЕ" ВНОВЬ ГОВОРИЛИ В ГОСДУМЕ

С 19 по 23 января в Москве проходил семинар "Социальный заказ - основа социального партнерства". Его организовал российский благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркомании". В работе семинара принимали участие представители общественных организаций и органов власти Калининграда, Нижнего Новгорода, Калуги, Твери, Санкт-Петербурга, Новгорода и других регионов России. В рамках семинара в Госдуме РФ прошло обсуждение проекта закона "О государственном социальном заказе", в котором приняли участие депутаты Госдумы Валерий Борщев и Анатолий Голов.

Законопроект был подготовлен рабочей группой в составе президента фонда "НАН" Олега Зыкова и юриста Нодара Хананашвили еще год назад, но так и не был передан даже на первое чтение. Причиной тому, как считает депутат Анатолий Голов, стала отрицательная оценка, данная законопроекту некоторыми членами аппарата правительства, в частности, начальником Департамента социального развития аппарата правительства РФ Евгением Гонтмахером. Депутаты Госдумы, работавшие над законопроектом, считают принятие закона необходимым, поскольку государство не может взять на себя функции и заказчика, и исполнителя социальных программ, а также контролировать их исполнение. Эти функции необходимо разделить, что и предусматривает закон. Однако некоторые чиновники опасаются того, что некоммерческие организации, которые изъявят желание принять участие в конкурсе на госзаказ, не в состоянии реализовать социальные проекты на высоком уровне и правильно расходовать средства.

Депутаты также считают, что законы о социальном заказе могут быть приняты и на региональном уровне, однако для этого нужен прецедент - принятие федерального закона. "В регионах еще бытует привычка "оглядываться на Москву", - отметил Анатолий Голов. - Федеральный закон носит обобщающий характер, а региональные будут более конкретными, исходить из реальной потребности региона и его бюджета".