В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
ПОЗДРАВЛЯЕМ ЛАРИСУ БОЙЧЕНКО С ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ НАГРАДОЙ!
30 сентября 2009 г. на заседании общественного совета министр внутренних дел по Республике Карелия М.И. Закомалдин вручил медаль Министерства внутренних дел РФ "МВД, 200 лет" члену Общественного совета при МВД РФ по РК, к.и.н., доценту, председателю исполнительного совета Региональной общественной организации "Карельский центр гендерных исследований" Бойченко Ларисе Дмитриевне.
Эта награда – не случайна. Лариса Дмитриевна, член Российской Академии юридических наук, автор образовательного курса "Введение в гендерные исследования для юристов", который читается в ВУЗах Республики Карелия более 10 лет и сегодня - не только на юридическом факультете Петрозаводского госуниверситета, но и в его филиалах – в гг. Сортавала и Беломорск.
Она является одной из создательниц в 1995 г. и председатель в настоящее время региональной общественной организации "Карельский центр гендерных исследований" (РОО "КЦГИ"), которая с самого своего создания тесно сотрудничает с УВД г. Петрозаводска по вопросам предотвращения насилия в отношении женщин. При лоббировании и участии КЦГИ в 1998 г. был создан Приют для стационарного пребывания женщин с детьми, подвергшимися домашнему насилию, недавно отметивший свое 10-летие. Теперь это – "Кризисное отделение для женщин, подвергающихся домашнему насилию" МУ г.Петрозаводска "Истоки".
В настоящее время Лариса Дмитриевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Северного филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации и кафедры общеправовых дисциплин юрфака Петрозаводского госуниверситета, С 2008 г. - председатель общественного Совета управления Юстиции РФ по Республике Карелия, а также член Общественных Советов при МВД РФ по РК и УФМС РФ по РК.
Лариса Дмитриевна – автор более 120 статей и публикаций по вопросам прав человека, предотвращения торговли людьми, истории, документоведения, гендерных исследований, социологии, деятельности НПО, - на русском, английском, немецком, финском, латышском, украинском языках, в том числе 3 монографии.
Имеет награды и почетные звания: лауреат Республики Карелия "за большой вклад в разработку и реализацию программы Женщины Карелии"- Вошла в число 100 лучших людей г. Петрозаводска, награждена Почетными грамотами города Петрозаводска и Республики Карелия "за большой личный вклад в развитие и укрепление институтов гражданского общества, активную реализацию политики гендерного равноправия во всех сферах жизни столицы Карелии" и др.
ИЦ НЖФ
iciwf@okb-telecom.net
ВЕСТИ ИЗ КАРЕЛИИ
Вера Хевсуришвили
schwili@onego.ru
"ФЕМИНА" – ПУНКТ ПОМОЩИ ИММИГРАНТКАМ
В конце октября в Петрозаводске, в Центральной городской библиотеке имени Д.Я. Гусарова (Октябрьский проспект, 7), открыт пункт помощи женщинам этнических меньшинств – "Фемина". В определенные часы (по средам с 17 часов, по воскресеньям с 11 до 13 часов) женщины-иммигрантки могут бесплатно получить психологическую помощь, услуги по трудовому и социальному ориентированию – справочную информацию о работе служб и учреждений города.
В июне 2009 года при библиотеке открыт отдел информационной поддержки мигрантов на базе Центра доступа к интернет-ресурсам, поэтому здесь можно получить консультации по законодательству Российской Федерации. А именно: о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, об оформлении и получении разрешения на трудовую деятельность, временное проживание или вида на жительство; об административной ответственности нарушителей законодательства; о реализации и защите социальных прав мигрантов – право на труд, медицинскую помощь, на жилище, пенсионное обеспечение и т.д.
Открытие пункта помощи женщинам "Фемина" стало возможным благодаря проекту "Усиление роли женщин-иммигранток и женщин этнических меньшинств по преодолению дискриминации". Этот международный проект осуществляется итальянской общественной организацией Формапер, успешно работающей в области продвижения идей гендерного и этнического равноправия, и Центром межнационального сотрудничества (г. Москва), финансируется Европейским Союзом в рамках соглашения между ЕС и Россией.
В столице Карелии проект реализуется при поддержке администрации Петрозаводского городского округа и министерства РК по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями КРОО "Содружество народов Карелии". Задача – формирование предпосылок для более активного участия женщин из мигрантских сообществ в общественной жизни, в противостоянии этнической и гендерной дискриминации.
ВЫСТАВКА ЛИТОВСКИХ ЛЕНТ
31 октября в республиканском Центре национальных культур открылась выставка народных лент, созданных литовской ткачихой Антониной Диджгалвене. Это стало возможным благодаря инициативе Гитаны Буйвидайте, руководителю Петрозаводской местной национально-культурной автономии литовцев, при поддержке министерства культуры и по связям с общественностью Республики Карелия. На открытие выставки приехали гости из Литвы, Санкт-Петербурга и Мурманска.
2009 год – знаменательный для Литвы: 1000 лет назад в летописи, Кведлинбургских анналах, зафиксировано первое упоминание о литовцах как о самостоятельном этносе. Национальная лента – знаковый предмет культуры литовского народа. Она сопровождала от рождения до смерти: лентами пеленали младенцев и наряжали невест, их выкладывали на сруб колодца, на них опускали гроб в могилу, провожая отошедшего в мир иной в последний путь. Некоторые народные традиции сохранилась, другие возрождаются в современном виде: тканые ленты дарят юбилярам, повязывают почетным гостям.
Работы литовской народной мастерицы Антониной Диджгалвене – это тот мост, который соединяет прошлое с настоящим, а выставка – мост, соединяющий живущих в России литовцев друг с другом, а также с другими народами толерантной территории - северо-запада Российской Федерации.
ОБУЧАЮЩИЙ КУРС "ЭФФЕКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ВИЧ/СПИДА" (ЧЕЛЯБИНСК, 09-13.11.09)
Обучающий курс "Эффективные стратегии разработки и реализации региональных программ противодействия распространению ВИЧ/СПИДа" будет проводиться с 9 по 13 ноября 2009 года в гостиничном комплексе "Уральские зори".
Программа и содержание образовательного курса разработаны при участии экспертов Министерства экономического развития РФ, Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, ведущих федеральных ВУЗов Объединенной программы ООН по СПИДу (ЮНЭЙДС).
Обучающий курс проводится Благотворительным фондом поддержки приоритетных стратегий в сфере общественного здравоохранения (г. Москва) в сотрудничестве с министерством здравоохранения Челябинской области при поддержке Фонда "Российское здравоохранение" в рамках программы "Развитие стратегии лечения населения Российской Федерации, уязвимого к ВИЧ/СПИД".
В работе курса примут участие руководители региональных органов исполнительной власти, государственные и муниципальные служащие: заместители глав по социальной политике городских округов Челябинской области, представители министерства социальных отношений Челябинской области, образования и науки Челябинской области, здравоохранения, Главного управления по взаимодействию с правоохранительными и военными органами Челябинской области, Управления Роспотребнадзора по Челябинской области, Главного управления по делам печати и массовых коммуникаций.
Региональный координатор проекта: Гредина Эльвира Владимировна,
тел. 8-904-81-85-980
Источник: ЧГЖОО ИЦ ПОО "Содействие"
www.gender74.ru
В ЕКАТЕРИНБУРГЕ ОТКРЫВАЕТСЯ ПУНКТ ПОМОЩИ ЖЕНЩИНАМ-МИГРАНТКАМ
Оказывать содействие женщинам-мигранткам в Екатеринбурге будут в особом пункте помощи "Фемина". Он должен открыться в течение ближайших трех недель. Тогда же и заработает телефон горячей линии.
Сейчас женщины-мигрантки в России подвергаются дискриминации по половому и этническому признаку. "Пункт помощи станет первым фронтом, куда мигрантки могут обратиться со своими проблемами",— сообщила на пресс-конференции руководитель проекта Франческа де Паула.
В "Фемине" женщину выслушают и адресуют ее проблему в партнерскую организацию, подскажут, куда обратиться. Главные вопросы, по которым пункт сможет оказать содействие женщинам, — легализация статуса, трудоустройство и дискриминация. Планируется, что в екатеринбургской "Фемине" будет работать восемь женщин-волонтеров разных национальностей и разного возраста.
Финансирует и организует проект Евросоюз. Средства, затраченные на организацию работы всех пунктов помощи, равняются 300 тысячам евро. Сначала пункты помощи откроются в семи городах России: Петрозаводске, Краснодаре, Самаре, Иркутске, Ярославле, Астрахани и Екатеринбурге. Если проект будет востребован, его экспансия продолжится по всей России.
Источник: " Justmedia"
http://www.justmedia.ru/news/society/2009/11/06/60309
В РОССИИ СОЗДАЕТСЯ ЛИГА ЖЕНЩИН
6 ноября будет заявлено о создании Лиги женщин России "В защиту демократии". Как передает корреспондент ИА REGNUM Новости, об этом сообщил спикер Государственной думы РФ Владимир Жириновский (ЛДПР). Как ожидается, в пресс-конференции, которая пройдет в Госдуме, примет участие супруга Жириновского Галина Лебедева.
Лебедева возмущена тем, как прошли выборы в Москве. Помимо этого как вирусолог (Лебедева кандидат биологических наук, работает в Институте вирусологии РАМН) она недовольна тем, как проводятся мероприятия по предупреждению распространения гриппа, пояснили во фракции ЛДПР.
Комитет советских женщин прекратил свое существование, и сегодня в России практически нет реального женского движения. Вместе с тем, многие женщины хотели и могли бы внести вклад в развитие внутренней и внешней политики России.
В ЛДПР надеются, что к работе лиги присоединятся супруги первых лиц государства.
Источник: ИА "Regnum"
http://www.regnum.ru/news/1222214.html
ПЕРВУЮ СУББОТУ НОЯБРЯ РЕШИЛИ ПОСВЯТИТЬ МУЖЧИНАМ
Всемирный день мужчин (Men’s World Day) учрежден по предложению первого президента СССР Михаила Горбачева и поддержан магистратом Вены, отделением ООН в Вене и рядом международных организаций. В этом году праздник приходится на 7 ноября. Существует также Международный мужской день (International Men’s Day), который отмечается 19 ноября в таких странах, как Ямайка, Австралия, Индия, Сингапур, США, Великобритания, Мальта, Тринидад и Тобаго, а также поддерживается Организацией объединенных наций.
Источник: АСИ
http://www.asi.org.ru
РАЗРАБОТАНЫ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ МОСКВЫ
В них предлагаются разные способы формирования палаты, в остальном законопроекты не сильно различаются, пояснили их разработчики в рамках пресс-конференции "Москве нужна своя Общественная палата". К работе над законопроектом члены оргкомитета по созданию Общественной палаты Москвы (он состоит из представителей 30 НКО) приступили весной 2009 года, после общего собрания в Общественной палате РФ. Тогда же было принято решение об учреждении Региональной общественной организации "Объединенная инициатива за Общественную палату Москвы", рассказала председатель Центрального совета Международного общественного информационно-просветительского движения "Добро без границ", член президиума РОО "Объединенная инициатива за Общественную палату Москвы" Светлана Бочарова. Позже выяснилось, что прийти к консенсусу по вопросу формирования столичной палаты гражданские активисты не могут.
Учредители РОО "Объединенная инициатива за Общественную палату Москвы" оптимальной считают следующую схему: 30 членов палаты назначаются столичным мэром, столько же выбираются из представителей международных, российских, межрегиональных и региональных НКО голосованием, 30 (по три от каждого из 10 муниципалитетов столицы) выбираются из представителей муниципальных НКО, еще 10 – делегируются РОО "Общественная инициатива за ОПМ". К участию в выдвижении кандидатов и голосовании разработчики законопроекта предлагают допускать НКО, которые были зарегистрированы три года назад и ранее. "Палата будет выборной на 70%", - подчеркнула С. Бочарова. С данной процедурой формирования ОПМ согласны не все члены оргкомитета. Как пояснил корреспонденту АСИ Г. Спиров, оппоненты предлагают формировать столичную палату по принципу Торгово-промышленной: не из физических, а из юридических лиц (общественных объединений и организаций). Такой принцип создания применен в Орловской области, там местная палата успешно функционирует, отметил Г. Спиров. Он убежден, что палаты, в формировании которых участвуют главы регионов, неэффективны.
Разработчики обоих законопроектов опасаются, что создание палаты будет идти тяжело. "Гражданскому обществу придется приложить усилия, чтобы не прошла трансформация Общественного совета при мэре в Общественную палату, как это было в некоторых регионах", - предостерегла С. Бочарова. По ее сведениям, вариант создания ОПМ на базе Общественного совета Москвы уже обсуждается. Общественные советы создаются для того, чтобы "обслуживать власть", на таких площадках поднимать острые вопросы не получится, убеждена она. Снос старой Москвы; положение пенсионеров, которые находятся за чертой нищеты; действия власти по обеспечению москвичей жильем - этими и другими вопросами, по мнению С. Бочаровой, должна заняться столичная палата.
Источник: АСИ
http://www.asi.org.ru
ЮНИСЕФ: В РОССИИ ДЕТСКАЯ СМЕРТНОСТЬ В ЧЕТЫРЕ РАЗА ВЫШЕ, ЧЕМ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Россия достигла заметного прогресса в обеспечении благополучия детей и защите их прав. Но детская смертность в этой стране до сих пор в четыре раза выше, чем в странах Западной Европы. Об этом заявил Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в России, объявляя о кампании под лозунгом "Я имею право знать". Она приурочена к 20-й годовщине принятия Конвенции о правах ребенка.
Эта акция направлена на информирование российской общественности о необходимости учитывать интересы детей и соблюдать их права при принятии важных решений. В рамках кампании были созданы видеоролики и разработаны макеты рекламы. С ноября по март эти материалы будут появляться на российских телеканалах, в крупных супермаркетах, аэропортах.
Со времени создания ООН дети, их благополучие и права были объектом особой заботы. Одним из самых важных результатов деятельности ООН является не только признание международным сообществом факта, что ребенок нуждается в специальной заботе и защите, но и признание детей самостоятельными субъектами прав. Этот основополагающий принцип международного права нашел свое отражение в принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года Конвенции о правах ребенка.
Она вступила в силу в 1990 г. и ее участниками являются 192 государства, которые периодически отчитываются перед Комитетом ООН по правам ребенка о мерах, принимаемых в защиту детей.
ЮНИСЕФ подчеркивает, что за последние годы произошли заметные улучшения в положении детей в России. В стране были приняты новые законы, усовершенствована система помощи семьям, выделяются немалые средства на реализацию социальных программ.
"Однако остается и много нерешенных проблем. Смертность среди детей в России в четыре раза выше, чем в странах Западной Европы. Несмотря на развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, многие дети все еще лишены возможности жить в семье", — отмечается в заявлении ЮНИСЕФ. В нем говорится, что число детей, проживающих в детских домах и интернатах, достигло 156 тысяч. В России более 500 тысяч детей-инвалидов. Многие них не имеют доступа к качественному образованию.
Глава ООН неоднократно подчеркивал, что будущее каждой нации и человечества зависит от подрастающего поколения, поэтому обеспечение прав детей и их правовая защита, безусловно, являются основной задачей всех лидеров мира и всего человечества.
Источник: Информационный центр ООН
http://www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?newsID=12589
АНОНСЫ
ЗАСЕДАНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА РСПП ЖЕНЩИН-ЛИДЕРОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (МОСКВА, 09.11.2009)
9 ноября в помещении Общественной палаты РФ состоится заседание Консультативного совета РСПП женщин-лидеров и предпринимателей при участии Комиссии по социальной и демографической политике Общественной палаты РФ.
На заседании будет рассматриваться проект "Основных направлений государственной политики в области сохранения культурных и нравственных ценностей, укрепления единства российского народа", представленный для общественного обсуждения Межведомственной комиссией Совета Безопасности Российской Федерации.
Планируется выступление Заместителя председателя Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике Сергеевой Гульнары Ильдусовны на тему: "О формировании государственного резерва управленческих кадров". К обсуждению темы: "Экономический кризис: вызовы и возможности" приглашена заместитель министра Министерства финансов Российской Федерации Нестеренко Татьяна Геннадьевна.
Место проведения: Общественная палата РФ, Миусская площадь, д.7, стр.1, зал Совета.
Источник: РАПП
ВСТРЕЧА Л. БАУТИСТА, ПРЕЗИДЕНТА CONGO С РОССИЙСКИМИ НПО В ИНФОРМАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ООН В МОСКВЕ
Конференция неправительственных организаций в консультативных отношениях с ООН (CoNGO) - это международная ассоциация, продвигающая участие НПО в деятельности всемирной организации. Деятельность CoNGO сосредоточена преимущественно в штаб-квартирах ООН в Нью-Йорке, Женеве и Вене, однако ими не ограничивается и простирается на различные регионы мира. Основанная в 1948 г., CoNGO работает над тем, чтобы голос НПО был лучше слышан на международной арене.
Роль Конференции в созыве первого всемирного форума НПО по правам человека в 1968 году, ее вклад в моделирование участия НПО в глобальных конференциях ООН и пропагандистская деятельность от лица НПО в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке наглядно демонстрируют приоритеты CoNGO. Среди них: обеспечивать присутствие НПО при обсуждении правительствами стран вопросов глобального значения в ООН и искать интеллектуальные и практические подходы к этой проблематике в рамках самого сообщества НПО.
В 2007 г. президентом CoNGO был единогласно избран Либерато Баутиста (Филиппины). Насколько известно, он позитивно настроен в отношении более активного участия российских НПО в мероприятиях CoNGO и международных организаций системы ООН.
В период с 12 по 17 ноября с.г. по приглашению Общественного комитета ветеранов войн, члена CoNGO, Л. Баутиста будет находиться с визитом в Москве. В рамках этой поездки запланирована его неформальная встреча с российскими НПО, в ходе которой Л. Баутиста расскажет о приоритетах Конференции, которую он возглавляет, а представители российского гражданского общества - о своей работе.
Мероприятие состоится в пятницу, 13 ноября с.г. в 12:00 в Информцентре ООН по адресу: Москва, Глазовский пер., д. 4/16
тел.: (499) 241-2894/241-2537
e-mail: Amalia@unic.ru
Источник: Информцентр ООН в Москве
ОТКРЫТЫЕ СТРАНИЦЫ
ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОРОДЕ — СОВМЕСТНАЯ ЗАДАЧА ПРОФЕССИОНАЛОВ, ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Елизавета Божкова,
директор РОО "Информационный центр
независимого женского форума"
Выступление на городской конференции, организованной МЖОО "Конверсия и женщины" по теме "Проблемы безопасности в мегаполисе: взаимодействие общества и власти в их решении" (см. "Инф. листок" #40 с.г.)
Своим выступлением я хочу привлечь внимание к простым обыденным вещам, через которые проблема безопасности может быть раскрыта в новом ракурсе. Речь пойдет о том, что характеризует реальное качество нашей жизни, которое нередко либо оценивается неадекватно, либо вообще не принимается во внимание. Рассмотрим проблему на примерах, связанных с ситуацией на дорогах и состоянием окружающей среды.
Нужно отметить, что мы нередко слишком увлекаемся абстрактными цифрами, обсуждением данных мониторингов и опросов, а то простое, что можно изменить собственными усилиями, не берем в расчет. Нам до сих пор не хватает осознания того, насколько глубоко современные проблемы связаны с позицией людей, которые вовлечены в повседневную жизнь в городе.
Вначале обратимся к ситуации, которая сложилась на городских улицах и дорогах. Как известно, с ростом благосостояния граждан России увеличилось количество личных машин, однако эти позитивные изменения в наших современных условиях, к сожалению, имеют трагические последствия — они привели к катастрофическому росту дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В результате этих процессов мы оказались одной из стран, которые имеют самый высокий показатель количества жертв на единицу средства передвижения.
В настоящее время более 36 тысяч человек гибнет на дорогах России за год, и эта цифра растет, практически в течение года исчезает небольшой город. А сколько человек получают травмы и становятся инвалидами! Сейчас в Москве начали появляться щиты с информацией о том, что за первую половину 2005 года на дорогах России произошло 110 тысяч аварий, появляются и радиопередачи, посвященные обсуждению вопросов ДТП. Это свидетельствует о том, что население постепенно начали информировать о проблеме, однако, по-прежнему остается открытым вопрос о том, насколько эффективно это делается. Сейчас уже многие осознают, что как в организации движения автотранспорта, так и в качестве дорог есть серьезное неблагополучие.
По моему мнению, при такой плотности машин, которая есть сейчас, водители должны бы ездить более деликатно, но получается наоборот: каждый водитель стремится вклиниться в любое свободное пространство, вытесняя, "подрезая" других, скоростной режим часто не соблюдается, запрещающий знак светофора тоже нередко игнорируется, не всегда показывается сигнал о маневре. Все постепенно привыкли к тому, что водитель крупногабаритной или дорогой машины или мусоровоза тоже может ни о чем не беспокоиться — другие водители и пешеходы его все равно пропустят, поскольку боятся попасть в аварию. На дорогах утвердилось нечто вроде "права сильного". В результате получается так много нарушений, что дорожно-постовая служба не успевает их фиксировать.
Я была в разных странах, но нигде не видела такого неуважительного отношения водителей к пешеходам, как у нас, и такого неуважительного отношения водителей автобусов и маршрутных такси к пассажирам. Кажется, возник какой-то замкнутый круг: чем больше увеличивается число машин, тем меньше места остается для жителей.
Как же случилось, что структуры, ответственные за решение проблемы, оказались неспособными сделать соответствующий прогноз и предсказать, а затем и предотвратить сложившуюся ситуацию. Возможно, это произошло потому, что сработала система, в которой инстанции, уполномоченные принимать решения, привыкли реагировать только "по факту", в то время как для решения многих вопросов, которые сейчас возникают в нашей повседневной жизни, чисто профессионального и административного понимания ситуации уже недостаточно — нужно использовать целостный подход к решению проблем. Женские организации еще добавляют, что необходим и гендерный подход, т.е. при решении того или иного вопроса необходимо учитывать разницу в интересах мужчин и женщин, менять стандарты и нормативы и учитывать, например, что дорогу переходит не только мужчина, рост которого 180 см., но и женщина небольшого роста, и пенсионерка, и инвалид, а им необходимо большее время для перехода улицы и т. д. Для того, чтобы это осознать, нужны современные процедуры обсуждения вопросов устройства городской жизни, которые пока что с трудом внедряются в нашу российскую жизнь.
Большой проблемой в вопросах улучшения состояния дорог и тротуаров является и деятельность обслуживающих организаций. Сегодня в Москве существует практика "экономической свободы", в соответствии с которой поставить тот или иной киоск можно в любом месте, но установка киоска или магазина должна производиться согласно принятым правилам, в том числе и безопасности. Когда киоск устанавливается на тротуаре, а рядом посреди тротуара возвышается еще и рекламный щит, то и киоск, и этот щит создают опасность передвижения пешеходов, ведь и тонар, и любой магазин, который стоит на тротуаре, нуждается в пространстве для обслуживания и функционирования. Поэтому для нормальной работы киоска необходимо специально предусмотреть место для машины, которая может загрузить и выгрузить товар, однако это часто не делается. В итоге получилось, что эгоистические интересы "собственника" или торгующей фирмы оказываются превыше соображений безопасности городской территории.
В Монреале на семинаре по безопасности я познакомилась с идеями архитектурной криминологии, которые там применяются не на бумаге, а в реальной жизни. В результате появились прозрачные автобусные остановки и будки для телефонов, хорошее качество бордюров и необходимая высота придорожного кустарника, особое дорожное покрытие, которое проектируется одновременно с бордюром, так что земля не осыпается на проезжую часть и т. д. Многие вопросы планирования городских территорий обсуждаются при обязательном участии жителей, общественных организаций, полиции и др., т. е. совместно, чтобы можно было не только учесть интересы всех участников, но и сделать территорию наиболее комфортной, удобной и безопасной. К тому же общественные организации проводят аудит безопасности, данные предоставляют в городские структуры для дальнейшего обсуждения и исправления недостатков, основываясь на принципах архитектурной криминологии. Порой для исправления и не нужны большие финансовые затраты, просто человек привыкает и не замечает того, что создает опасность, и нужно только обратить на это внимание администрации.
На форумах городов, которые проводит программа ООН ХАБИТАТ, я обнаружила, что появилась новая профессия — городские планировщики или урбанисты, которые играют важную роль в планировании и перепланировании городских территории на принципах безопасности и соблюдения интересов жителей. К тому же, многие из них — представители феминистских организаций, которые выступают с позиций обеспечения безопасности для женщин и детей в транспорте, на дороге, на улице, во дворе и включают в оценку безопасности целый комплекс проблем, которые в России пока не привыкли принимать во внимание.
Например, у нас повсеместно не вызывает удивления, что любой водитель маршрутного такси едет и останавливается, где ему удобно, размещает сидения и запасные части машины (которые необходимы ему для ремонта) как ему удобно, а не как удобно пассажиру. Все это прикрывается интересами коммерции. Однако, это скорее не столько коммерция, сколько осуществление власти, когда шофер пользуется тем, что пассажир оказывается в безвыходном положении, поскольку у него, на самом деле, просто нет выбора. Надо признать, что процедур привлечения пассажиров к обсуждению этих вопросов пока нет.
На встрече по решению транспортных проблем в Красноярске В.В. Путин говорил о необходимости активно развивать общественный транспорт, например, скоростной трамвай и метро. Нужно отметить, что экологи много лет боролись за сохранение трамвая как экологически чистого городского транспорта, владельцев машин это не устраивало, а экологов они считали ретроградами. При этом автомобилисты не видели ничего предосудительного в том, что большая машина или автобус, в котором может сидеть один человек, занимает полдороги. Пока на это обращают внимание только общественные организации, а владельцы машин этим не озабочены. В этих условиях, для решения городских транспортных проблем и проблем безопасности необходимо развивать комфортабельный и доступный общественный транспорт. В некоторых городах, например, ограждают трамвайные пути, что делает его более скоростным, чем личный автотранспорт.
Когда перед московским и государственным руководством встала проблема пробок на дорогах и невозможности проезда по Москве даже машин с "мигалками", они вышли из этой ситуации с помощью вертолетов. И теперь они на встречи прилетают, а не приезжают. Получилось, что пока выход найден, но он временный, и не может быть массовым, иначе и в небе будут случаться такие же ДТП и пробки, как и на земле. Впрочем, это уже тоже иногда случается.
В Москве и Московской области развивается железнодорожный скоростной транспорт, но сколько человек погибло во время реконструкции железной дороги — просто не счесть, т.к. не соблюдались меры по обеспечению безопасности при строительстве. Изменение привычного для людей обзора, создание закрытых поворотов имели трагические последствия для пассажиров, а сами проекты, которые были реализованы в рамках реконструкции, оставляют пока желать лучшего. Ярким примером может быть ситуация, которая сложилась на станции м. "Выхино". Если там случится авария, то пассажиры погибнут, как в мышеловке. Нужно признать, что пока интересы человека, то есть потребителя транспортных услуг, учитываются у нас несколько усеченно, климатические условия тоже не идут в расчет. Не предусмотрено место, где люди могли бы укрыться от дождя, снега, мороза, где сотрудники станций могли бы помыть руки и т. д. Как будто работают не люди со своими нуждами, а компьютерные человечки.
В настоящее время просто невозможно обсуждать проблемы дорожно-транспортных происшествий и резкого увеличения количества автотранспорта на дорогах в отрыве от возникающих экологических проблем. Например, сегодня уже всем стало ясно, что угрожающие последствия от резкого увеличения машин, связанные с загрязнением воздуха, более разрушительны для людей, чем даже само увеличение числа ДТП.
Что же еще произошло из-за резкого увеличения количества машин? Возникло много проблем, связанных со стоянками, парковками, т. е. планированием территорий. Резкое ухудшение состава воздуха привело к сокращению числа солнечных дней в Москве и Московской области. Над Москвой сейчас зимой и летом висит смог.
Сначала это объясняли тем, что горят торфяники, но потом поняли, что в воздухе резко увеличилось содержание частиц размером менее 10 мкм (РМ10), и Правительством Москвы было принято Постановление от 25 декабря 2007 г. N 1179-ПП "О мерах по снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха взвешенными частицами в городе Москве. Всемирной организацией здравоохранения взвешенные частицы, особенно мелкие частицы размером менее 10 мкм (РМ10), отнесены к приоритетным загрязняющим веществам, поступающим в атмосферный воздух, по уровню влияния на здоровье населения". Как сказано в Постановлении, источниками поступления взвешенных частиц в атмосферный воздух Москвы являются: выбросы промышленных предприятий, выбросы автотранспорта (преимущественно дизельного), строительные работы, пыль с заасфальтированных участков территорий и незадернованных участков почв.
Остановимся на последнем более подробно. Что здесь имеется в виду? Что большие территории открытой земли не имеют травяного покрова и пылят. Это связано с политикой проводимого в городе благоустройства, рекультивацией городских земель, а также технологией проводимых на земле работ. При этом листовой опад, который предохраняет землю, не дает ей высыхать и обеспечивает возможность роста травы, по-прежнему убирается: это — наша старая традиция. Понятно, что спустя несколько дней земля высохнет и превратится в песок. Поэтому необходимо создать тщательно продуманную технологию уборки городских территорий.
Следует сказать, что Правительством Москвы под давлением представителей общественности и научных кругов принято Постановление №121 от 27 февраля 2007 года "Правила содержания и охраны зеленых насаждений в Москве". Оно учитывает и то, что зеленые насаждения должны не только быть красивыми, но и "иметь средоформирующее, санитарно-гигиеническое, рекреационное, ландшафтно-архитектурное, культурное и научное значение". Однако "Правила" не стали предавать широкой огласке, и дворники продолжают убирать газоны, как привыкли, сгребают и сжигают мусор и листву, а зря: эти Правила не мешало бы знать всем москвичам, чтобы можно было активней участвовать в мероприятиях по снижению загазованности воздуха.
Вернемся к Постановлению. Как я уже отметила, к причинам загазованности воздуха там отнесены, кроме незадернованных участков, производство отходов предприятиями и пылящий асфальт. Возникает вопрос: разве этим списком можно ограничиться? Разве, например, организованные и стихийные свалки, горящие контейнеры с бытовыми отходами не относятся к числу значительных источников загазованности воздуха? Появились новые источники загрязнения: открытые кафе и шашлычные, в которых пища готовится на огне без использования фильтров и очистителей воздуха.
Еще один важный вопрос: к кому обращены рекомендации Постановления? Только к муниципальным предприятиям. Никаких общественных организаций в поле зрения этого Постановления нет.
Мы с вами понимаем, что, если исполнение постановления не предусматривает участия заинтересованных общественных организаций, то его реальное исполнение будет иметь сбои. Действительно, если мы хотим, чтобы воздух был чистым, это можно сделать только в том случае, когда сами люди пойдут на какие-то ограничения своих потребностей, но для этого необходимо разработать специальные образовательные программы для населения.
Как сейчас решаются схожие проблемы в Германии, в Америке, во Франции? Люди там проявили готовность с частного транспорта пересесть в общественный, не курить в общественных местах. Они осознали, что дышат тем воздухом, который сами создают, поэтому необходим личный вклад каждого в улучшение городской среды, что это проблема улучшения их же качества жизни. Для нас пока такой высокий уровень правосознания недостижим.
Каким путем нужно идти, чтобы наладить позитивные направления решения указанных проблем? В качестве примера можно привести наше сотрудничество в течение последних 7 лет с организованными группами жителей, общественными организациями, городской Администрацией, сотрудниками УВД Петрозаводска и сотрудниками МВД по Республике Карелии. За эти годы были проведены семинары на различные темы, например, разработка механизмов взаимодействия по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, разработка общественных механизмов повышения безопасности и др.
Большое внимание при этом уделялось организации образовательных программ для создания соседских групп и групп жителей потому, что только они могут выразить и защитить свои интересы по месту жительства. Нужно отметить, что, к сожалению, городской и муниципальной политики по созданию таких групп пока практически нет, что является большим препятствием при проведении реформ, в том числе и жилищно-коммунальной, и при реализации программ повышения безопасности.
Возникает потребность в новых знаниях и методах обучения сотрудников органов внутренних дел, в том числе и милиции общественной безопасности. Поэтому семинары были организованы в рамках программы "Подготовка резерва кадров МВД по РК", причем уровень участия в семинарах обычно был весьма высокий: наши семинары открывал заместитель министра внутренних дел по РК, начальник Управления кадров МВД РК, принимали участие и начальники отделов внутренних дел городов Республики, имеющие полномочия представители городской Администрации и др.
Поэтому, когда мы говорим о современной постановке вопроса, мы знаем, что результаты обсуждения будут реально внедряться в городскую жизнь. Мы неоднократно подчеркивали, что если публичное пространство в городе организовано грамотно и организован диалог, то это способствует снижению преступности и повышению безопасности.
Наш последний семинар "Построим безопасный, дружественный женщинам и детям город. Приобретение навыков аудита безопасности" прошел в г. Петрозаводске 26-29 ноября 2007 года в Учебном центре при МВД по РК. Тема безопасности рассматривалась сквозь призму повышения безопасности на дорогах, тротуарах, во дворах. Поэтому основными участниками семинара были сотрудники Управления ГИБДД МВД по РК и отдела ГИБДД УВД г. Петрозаводска, слушатели Учебного центра МВД по РК, члены организации КРОО "Горожане и Дом" и представительницы местных сообществ. Со стороны МВД по РК организатором семинара был отдел информации и общественных связей. Кроме сотрудников МВД, были приглашены также и заинтересованные в обсуждении работники городской Администрации и представители женских неправительственных организаций.
В процессе подготовки семинара с целью анализа отношения жителей к проблеме безопасности города и к транспорту были составлены два опросника: "Женщина и транспорт" и "Что такое безопасный город?". Кроме того, была проведена фотосъемка улиц и дворов города, подготовлен слайд-фильм из 33 фотографий, демонстрирующих участки дорог, тротуаров и дворов, на которых создается опасность для женщин и детей при движении транспорта.
Для участников семинара был проведен тренинг "Знаете ли вы свой город?". Каждый его участник получал фотографию, которая одновременно демонстрировалась и на экране. Необходимо было определить место, где сделано фото, и указать, какой вид нарушения зафиксирован. Проведение опроса, подготовка слайд-фильма и проведение тренинга побудили его исполнителей (членов организации КРОО "Горожане и Дом") увидеть свой город в другом свете, а участников семинара со стороны ГИБДД задуматься о том, как можно исправить указанные недостатки. Например, брошенные машины, которые лежали уже много лет, после фотосъемки таинственным образом исчезли и не портят уже вид двора. Ряд фотографий сотрудники ГИБДД решили взять с собой, чтобы обсудить их на своих внутренних совещаниях. Таким образом, не всегда для исправления ситуации необходимо наличие больших финансовых ресурсов, на деле нередко достаточно бывает наличия простой "доброй воли" и желания.
В начале семинара чувствовалось некоторое взаимное недоверие. Постепенно оно рассеивалось и приходило осознание того, что главное — искать пути взаимно приемлемого решения конкретных вопросов, которые волновали сотрудников МВД не меньше, чем общественность. Так постепенно наладился диалог.
Представители ГИБДД реально увидели, что возможность возникновения опасности можно предотвращать по-разному: иногда достаточно просто включить лампу освещения на улице или в подъезде, а не организовывать там целую патрульно-постовую службу. Они увидели, что сотрудничество управляющей компании, населения и городской Администрации, когда они обсуждают вместе такие вопросы, может принести свои положительные плоды.
Когда проблемы обсуждают раздельно, то вывод получается, как правило, один и тот же — всем не хватает денег. Когда же все участники собираются вместе, возникает совместное пространство осмысления конкретных пластов каждой проблемы — тогда становится ясно, что именно нужно делать по содержанию в данном случае, и это отнюдь не всегда — проблема денег.
Например, в Монреале, когда общественная организация по предотвращению преступлений провела серию семинаров с водителями общественного городского автотранспорта, основной вывод был такой: вечером и ночью, по просьбе женщин водитель автобуса должен останавливаться на расстоянии, самом близком к ее дому, чтобы от того момента, когда она выйдет из автобуса, до момента, когда она дойдет до подъезда, она была в поле зрения водителя. После проведения этого проекта, водители отметили, что в результате его не только их отношение к пассажирам стало другим, но и сами они изменились.
Но, к сожалению, у нас такого типа проекты запускаются с трудом, потому что мы все пока разобщены. Надеемся, что в дальнейшем появится возможность сотрудничества и создания пространства для диалога между женскими организациями, представителями городских администраций и префектур, а также сотрудниками органов внутренних дел для повышения безопасности граждан.
Выпуск подготовила
Лидия Юровская, ИЦ НЖФ