B. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЖЕНЩИН


69. Образование является одним из прав человека и важнейших средств достижения таких целей, как равенство, развитие и мир. Недискриминационное образование приносит пользу как девочкам, так и мальчикам и тем самым в конечном итоге способствует развитию более равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Равенство в доступе к образованию и возможность его получения необходимы для того, чтобы большее число женщин становилось активными участниками преобразований. Грамотность среди женщин представляет собой одно из важных средств для улучшения положения в области охраны здоровья, питания и образования в семье, а также для расширения возможностей женщин участвовать в процессе принятия решений в обществе. Инвестирование средств в формальное и неформальное образование и профессиональную подготовку девочек и женщин, характеризующееся исключительно высокой социальной и экономической отдачей, оказалось одним из наилучших средств достижения целей устойчивого развития и экономического роста, являющегося одновременно непрерывным и устойчивым.

70. На региональном уровне девочки и мальчики имеют равный доступ к начальному образованию, за исключением некоторых районов Африки, в частности стран Африки, расположенных к югу от Сахары, и Центральной Азии, где доступ к услугам в области образования все еще не отвечает предъявляемым требованиям. Достигнут прогресс в сфере среднего образования: в некоторых странах девочки и мальчики имеют равные возможности в этом отношении. Существенно возросло число девушек и женщин, зачисляемых в высшие учебные заведения. Во многих странах важную дополнительную роль в расширении доступа к образованию на всех уровнях играют также частные школы. Вместе с тем прошло уже более пяти лет после принятия Всемирной конференцией по вопросам образования для всех (Джомтьен, Таиланд, 1990 год) Всемирной декларации "Образование для всех" и Рамок действий по удовлетворению потребностей в базовом обучении 12/, и тем не менее приблизительно 100 миллионов детей, в том числе по меньшей мере 60 миллионов девочек, не имеют доступа к начальному образованию, а из 960 миллионов неграмотных взрослых в мире более двух третей составляют женщины. Высокий уровень неграмотности, характерный для большинства развивающихся стран, в частности стран Африки, расположенных к югу от Сахары, и некоторых арабских стран, по-прежнему является серьезным препятствием для улучшения положения женщин и развития.

71. Во многих районах в силу устоявшихся обычаев, ранних браков и беременности, из-за низкого качества и тенденциозности в гендерном отношении преподавания и учебных материалов, сексуальных домогательств и отсутствия надлежащих школьных помещений, которые были бы доступны физически и каким-либо иным образом, сохраняется дискриминация в отношении доступа девочек к образованию. Девочки начинают выполнять тяжелую работу по дому в весьма раннем возрасте. Девочкам и молодым женщинам приходится совмещать учебу и домашние обязанности, что зачастую приводит к плохой успеваемости и отчислению из учебных заведений на раннем этапе. Это имеет долгосрочные последствия для всех аспектов жизни женщин.

72. Формирование атмосферы, способствующей получению образования, и социальных условий, при которых к женщинам и мужчинам, девочкам и мальчикам применялся бы равный подход и они поощрялись бы к полной реализации своего потенциала при уважении их свободы мысли, совести, религии и веры и при которых ресурсы для целей образования содействовали бы отказу от стереотипных представлений о женщинах и мужчинах, было бы эффективным средством ликвидации причин дискриминации в отношении женщин и неравенства между женщинами и мужчинами.

73. Женщинам следует предоставить возможность непрерывного приобретения знаний и навыков помимо тех знаний и навыков, которые были накоплены в молодом возрасте. Эта концепция обучения в течение всей жизни охватывает знания и навыки, накопленные в системе формального образования и профессиональной подготовки, а также знания и опыт, получаемые благодаря неформальной деятельности, включая добровольную деятельность, безвозмездный труд и овладение традиционными знаниями.

74. Учебные программы и материалы по-прежнему во многом отличаются тенденциозным в гендерном отношении характером и редко учитывают конкретные потребности девочек и женщин. Это приводит к закреплению традиционных функций женщин и мужчин, что исключает для женщин возможность стать полноправными и равными партнерами в обществе. Непонимание гендерных вопросов работниками сферы образования всех уровней углубляет существующее неравенство между мужчинами и женщинами, усиливая дискриминационные тенденции и ущемляя чувство собственного достоинства девочек. Отсутствие полового воспитания и просвещения по вопросам репродуктивных функций репродуктивного здоровья имеет глубокие последствия для женщин и мужчин.

75. Тенденциозным в гендерном отношении характером отличаются, в частности, учебные программы по основам естествознания. Содержание учебников по естествознанию не связано с повседневной жизнью женщин и девочек, в них не отражены заслуги ученых-женщин. Девочки часто лишены возможности пройти базовый курс математики и естествознания и технической подготовки, дающий знания, которые они могли бы применять в целях повышения качества своей повседневной жизни и расширения возможностей для трудоустройства. Проходя курс подготовки повышенного типа по вопросам науки и техники, женщины готовятся к активной роли в техническом и промышленном развитии своих стран, что обусловливает необходимость в диверсифицированном подходе к профессионально-техническому обучению. Техника стремительно изменяет облик мира, она также оказала влияние на положение в развивающихся странах. Крайне важно, чтобы женщины не только использовали технику в своих целях, но и участвовали во всем процессе - от этапа проектирования до этапов внедрения, контроля и оценки.

76. Доступ девочек и женщин к образованию на всех уровнях, включая среднюю и высшую школу, и недопущение их отсева, являются одним из факторов, способствующих постоянному достижению ими успехов на профессиональном поприще. Тем не менее уместно отметить, что выбор девушек по-прежнему ограничен узким кругом областей обучения.

77. Средства массовой информации являются одним из наиболее эффективных средств просвещения. Работники сферы образования, правительственные и неправительственные учреждения могут использовать средства массовой информации в качестве инструмента просвещения в целях улучшения положения женщин и развития. Образование с использованием компьютеров и информационные системы становятся все более важными элементами обучения и распространения знаний. Телевидение оказывает наибольшее воздействие на молодежь и как таковое способно оказывать как позитивное, так и негативное влияние на формирование ценностей, воззрений и представлений женщин и девочек. Поэтому крайне важно, чтобы работники сферы просвещения прививали молодым людям навыки критического суждения и анализа.

78. Во многих странах ресурсы, выделяемые на цели образования, особенно девочек и женщин, недостаточны, а в ряде случаев, в том числе в контексте политики и программ структурной перестройки, их объем еще больше сократился. Выделение ресурсов в таком недостаточном объеме имеет долгосрочные негативные последствия для развития человеческого потенциала, особенно потенциала женщин.

79. При решении проблемы неравного доступа к образованию и неадекватных возможностей в плане его получения правительствам и другим субъектам следует содействовать проведению активной и целенаправленной политики учета женской проблематики в основных направлениях деятельности в рамках всех стратегий и программ, с тем чтобы до принятия решений проводился анализ последствий соответственно для женщин и мужчин.


Стратегическая цель В.1. Обеспечение равного доступа к образованию

Деятельность, которая должна осуществляться

80. Правительствами:


Стратегическая цель В. 2. Ликвидация неграмотности среди женщин

Деятельность, которая должна осуществляться

81. Правительствами, национальными, региональными и международными органами, двусторонними и многосторонними донорами и неправительственными организациями:


Стратегическая цель В. 3. Расширение доступа женщин к профессионально- технической подготовке, образованию в области науки и техники и к непрерывному образованию

Деятельность, которая должна осуществляться

82. Правительствами в сотрудничестве с работодателями, работниками и профсоюзами, международными и неправительственными организациями, включая женские и молодежные организации, и учебными заведениями:


Стратегическая цель В.4. Разработка недискриминационных подходов к образованию и профессиональной подготовке

Деятельность, которая должна осуществляться

83. Правительствами, органами просвещения и другими учреждениями в области просвещения и образования:


Стратегическая цель B.5. Выделение достаточных объемов ресурсов для проведения реформ в области образования и контроль за ходом их реализации

Деятельность, которая должна осуществляться

84. Правительствами:

85. Правительствами и, в соответствующих случаях частными и государственными учреждениями, фондами, научно-исследовательскими институтами и неправительственными организациями:

86. Многосторонними учреждениями в области развития, включая Всемирный банк, региональные банки развития, двусторонних доноров и фонды:

87. На глобальном уровне международными и межправительственными организациями, в особенности Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры:


Стратегическая цель B.6. Содействие образованию и профессиональной подготовке девочек и женщин на протяжении всей их жизни

Деятельность, которая должна осуществляться

88. Правительствами, учебными заведениями и общинами:


Возврат на первую страницу