L. ДЕВОЧКИ

259. В Конвенции по правам ребенка признается, что "Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств" (пункт 1 статьи 2) 11/. Однако во многих странах, по имеющимся данным, девочки подвергаются дискриминации, начиная с самого раннего возраста, в детстве и достигнув совершеннолетия. В отдельных районах мира численность мужчин превышает численность женщин на 5 человек из каждых 100. Причинами такого несоответствия численности, в частности, являются пагубное отношение и практика, такие, как калечащие операции на женских половых органах, предпочтение сыновей - что приводит к умерщвлению новорожденных девочек и выбору пола ребенка до рождения и женскому инфантициду, - ранние браки, включая браки в детском возрасте, насилие в отношении женщин, сексуальная эксплуатация, половое принуждение, дискриминация в отношении девочек при распределении продовольствия и другие виды практики, влияющие на здоровье и благополучие. В результате этого меньшее число девочек по сравнению с мальчиками доживают до взрослого возраста.

260. К девочкам часто относятся как к людям второго сорта, им внушают, что они должны быть на последнем месте, что наносит ущерб их самоуважению. Дискриминация и невнимание в детстве могут потом привести к созданию порочного круга постоянных лишений и социальной отверженности. Необходимо выдвигать инициативы по подготовке девочек к активному, эффективному и равноправному с мальчиками участию на всех уровнях руководства в социальной, экономической, политической и культурной сферах.

261. Связанный с дискриминацией по признаку пола процесс образования, включая школьные программы, учебные и методические материалы, поведение учителей и взаимоотношения в классе, закрепляет существующее неравенство полов.

262. Девочки и девушки-подростки могут получать от своих родителей, учителей, сверстников и средств массовой информации различную противоречивую и вводящую в заблуждение информацию относительно роли полов. Женщины и мужчины вместе должны работать с детьми и подростками с целью преодоления существующих стереотипов по признаку пола с учетом прав ребенка и функций, прав и обязанностей родителей в соответствии с пунктом 267 ниже.

263. Хотя в ряде стран число имеющих образование детей за последние 20 лет возросло, у мальчиков е. пропорциональном отношении дела обстоят значительно лучше, чем у девочек. В 1990 году 130 миллионов детей не имели доступа к начальному образованию; из них 81 миллион составляли девочки. Это может быть связано с такими факторами, как следование обычаям, детский труд, ранние браки, отсутствие финансовых средств и надлежащих школьных учреждений, подростковая беременность и гендерное неравенство в обществе в целом и на уровне семьи, о чем говорится в пункте 29. В ряде стран нехватка преподавателей-женщин может препятствовать поступлению девочек в школы. Во многих случаях девочки в весьма раннем возрасте начинают заниматься тяжелой домашней работой и должны сочетать учебу с выполнением домашних обязанностей, что часто приводит к плохой успеваемости и уходу из школы в раннем возрасте.

264. Процент девочек, зачисленных в средние школы, остается весьма низким во многих странах. Девочек часто не поощряют или не дают им возможности заниматься научной и технической подготовкой и обучением, что ограничивает объем знаний, который им требуется для повседневной жизни и получения работы.

265. Девочек в меньшей степени, чем мальчиков, поощряют к участию в социальной, экономической и политической жизни общества и знакомиться с ней, в результате чего им не предоставляются те же, что и мальчикам, возможности участвовать в процессе принятия решений.

266. Существующая дискриминация в отношении девочек в плане их доступа к службам питания и охраны физического и психического здоровья ставит под угрозу их нынешнее и будущее состояние здоровья. Согласно оценкам, 450 миллионов взрослых женщин в развивающихся странах имеют слабое здоровье в результате недостаточного потребления белков и калорий в детстве.

267. Международная конференция по народонаселению и развитию в пункте 7.3 Программы действий 14/ признала, что "следует уделять пристальное внимание поощрению равноправных отношений между полами на основе взаимного уважения и, в частности, удовлетворению потребностей подростков в просвещении и услугах, с тем чтобы они могли позитивно и ответственно относиться к своей сексуальности", и с учетом прав ребенка на доступ к информации, личную жизнь, конфиденциальность, уважение и осознанное согласие, а также функций, прав и обязанностей родителей и законных опекунов обеспечивать, по мере развития способностей ребенка, надлежащее руководство и ориентацию при осуществлении ребенком своих прав и в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Во всех действиях, касающихся детей, важнейшим фактором должен быть максимальный учет интересов ребенка. Необходимо поддерживать комплексное половое воспитание молодых людей в сочетании с поддержкой и воспитательной работой родителей, в которой упор делается на ответственности мужчин за свою собственную сексуальность и фертильность и которая помогает им выполнять свои обязанности.

268. Ежегодно более 15 миллионов девочек в возрасте от 15 до 19 лет рожают детей. Материнство в очень раннем возрасте влечет за собой осложнения во время беременности и родов и гораздо более высокую, чем среднестатистическая, вероятность смерти во время родов. Среди детей молодых матерей наблюдается больший процент заболеваемости и смертности. Раннее вынашивание ребенка по-прежнему является препятствием на пути улучшения образовательного, экономического и социального положения женщин во всех районах мира. В целом ранние браки и раннее материнство могут серьезным образом ограничить возможности получения женщинами образования и работы и иметь долгосрочные отрицательные последствия для качества их жизни и жизни их детей.

269. Сексуальное насилие и заболевания, передаваемые половым путем, включая ВИЧ/СПИД, оказывают разрушительное воздействие на здоровье детей, при этом девочки в большей степени, чем мальчики, испытывают на себе последствия небезопасных и преждевременных сексуальных отношений. Девочки часто испытывают давление с целью заставить их вступить в половую связь. В результате таких факторов, как молодость, социальное давление, отсутствие защищающих законов или несоблюдение этих законов, девочки в большей степени подвержены всевозможным формам насилия, особенно сексуального насилия, включая изнасилование. Половое принуждение, сексуальную эксплуатацию, торговлю, возможно даже торговлю их органами и тканями, и принудительный труд.

270. Девочки-инвалиды сталкиваются с дополнительными барьерами и нуждаются в защите от дискриминации и обеспечении равенства в осуществлении всех прав человека и основных свобод в соответствии со Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов 30/.

271. Некоторые дети находятся в особо уязвимом положении, особенно брошенные, бездомные и перемещенные дети, беспризорные дети, дети, находящиеся в районах конфликтов, а также дети, подвергающиеся дискриминации по причине принадлежности к этническим или расовым меньшинствам.

272. Поэтому необходимо ликвидировать все барьеры, с тем чтобы позволить девочкам без всякого исключения в полной мере развивать свой потенциал и профессиональные навыки посредством равного доступа к образованию и обучению, питанию, службам охраны физического и психического здоровая и соответствующей информации.

273. При решении вопросов, касающихся детей и молодежи, правительства должны содействовать проведению активной и четкой политики учета гендерной проблематики во всех стратегиях и программах, с тем чтобы до принятия решений проводился анализ последствий соответственно для девочек и мальчиков.


Стратегическая цель L.1. Ликвидация всех форм дискриминации в отношении девочек

Деятельность, которая должна осуществляться

274. Правительствами:

275. Правительствами и международными и неправительственными организациями:


Стратегическая цель L.2. Ликвидация негативных культурных традиций и практики в отношении девочек


Деятельность, которая должна осуществляться


276. Правительствами:

277. Правительствами и, при необходимости, международными неправительственными организациями :


Стратегическая цель L.3. Поощрение и защита прав девочек и повышение осведомленности общественности об их потребностях и потенциале

Деятельность, которая должна осуществляться

278. Правительствами и международными и неправительственными организациями:


Стратегическая цель L.4. Ликвидация дискриминации в отношении девочек в области образования, развития навыков и профессиональной подготовки

Деятельность, которая должна осуществляться

279. Правительствами:

280. Правительствами и международными и неправительственными организациями:


Стратегическая цель L.5. Ликвидация дискриминации в отношении девочек в области здравоохранения и питания

Деятельность, которая должна осуществляться

281. Правительствами и международными и неправительственными организациями:


Стратегическая цель L.6. Ликвидация экономической эксплуатации детского труда и зашита девочек на рабочих местах

Деятельность, которая должна осуществляться

282. Правительствами:


Стратегическая цель L.7. Ликвидация насилия в отношении девочек

Деятельность, которая должна осуществляться

283. Правительствами и, при необходимости, международными и неправительственными организациями:


Стратегическая цель L.8. Просветительская работа среди девочек по вопросам социальной, экономической и политической жизни

Деятельность, которая должна осуществляться

284. Правительствами и международными и неправительственными организациями:


Стратегическая цель L.9. Укрепление роли семьи (как это определено в пункте 29 выше) в деле улучшения положения девочек

Деятельность, которая должна осуществляться

285. Правительствами в сотрудничестве с неправительственными организациями:


Возврат на первую страницу