Согласованные выводы Комиссии по положению женщин (ООН) относительно важнейших проблемных областей, определенных в Пекинской платформе действий


1996/2.
Женщины и средства массовой информации

1. Пекинская платформа действий определяет тему "Женщины и средства массовой информации" как одну из 12 критических областей, вызывающих озабоченность. Как говорится в Пекинской платформе действий, гендерные стереотипы в рекламных объявлениях и в продукции средств массовой информации - это один из факторов неравенства, который оказывает воздействие на представления о равенстве между женщинами и мужчинами. В ходе дискуссий по этой теме, состоявшихся на ее сороковой сессии, Комиссия по положению женщин рассмотрела меры, которые следует принять в целях расширения участия женщин в процессах выражения мнений и принятия решений и доступа к ним, используя каналы средств массовой информации и новые коммуникационные технологии. Во всех средствах массовой информации заложен огромный потенциал, который можно использовать для того, чтобы внести больший вклад в работу по улучшению положения женщин. Выводы, которые были сделаны по результатам состоявшихся в Комиссии дискуссий, содержат предложения, направленные на успешное осуществление стратегических целей и мер, предусмотренных в Платформе действий, с учетом важности выполнения всех элементов Платформы.

А. Уважение прав женщин, включая свободу выражения мнений, и средства массовой информации

2. Комиссия по положению женщин вновь подтвердила значение, которое она придает принципам свободы выражения мнений и свободы прессы и других средств коммуникации. Комиссия обсудила вопрос о свободе выражения под углом зрения гендерной перспективы, в частности говорилось о том, что необходимо для полного осуществления женщинами свободы выражения, для обеспечения им равного доступа к средствам массовой информации, для сбалансированного и многогранного изображения средствами массовой информации деятельности женщин и их многочисленных ролей, и для содействия распространению через средства коммуникации информации, направленной на ликвидацию всех форм насилия против женщин. Уважение прав женщин, включая свободу выражения мнений, является основополагающим принципом международного сообщества. Участники дискуссий выражали озабоченность по поводу случаев дискриминации, угроз и актов насилия в отношении женщин, работающих в сфере информации, включая женщин-журналистов. В целях достижения задачи полной реализации прав женщин, включая свободу выражения мнений, следует применять документы по правам человека таким образом, чтобы более четко учитывать систематический и системный характер дискриминации в отношении женщин, который со всей очевидностью вскрыл гендерный анализ.

3. Соответствующие органы Организации Объединенных Наций, включая Комиссию по правам человека и ее механизмы и процедуры, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин и независимые группы экспертов должны в рамках своих мандатов и под углом зрения гендерной перспективы в сотрудничестве с Комиссией по положению женщин, действующей в рамках своего мандата, подвергнуть более глубокому изучению случаи нарушения основных прав женщин, включая их право на свободу выражения мнений и свободу слова.

В. Самодисциплина, добровольные принципы и взаимодействие с гражданским обществом

4. В Платформе действий говорится о том, что следует поощрять средства массовой информации применять саморегулирующие механизмы, отвечающие требованиям предоставления свободы выражения; эти механизмы должны также включать разработанные профессиональные руководящие принципы и кодексы поведения, равно как и другие формы самодисциплины, направленные на то, чтобы избежать дискриминационного программирования в отношении женщин и содействовать представлению нестереотипного образа женщин и сбалансированному и многогранному изображению ролей мужчин и женщин.

5. В контексте взаимодействия с гражданским обществом саморегулирование для органов государственного и частного секторов должно обеспечиваться в рамках системы контроля и в условиях широкого распространения знаний и информации и по хорошо отработанным и эффективным каналам поступления пожеланий и жалоб. Саморегулирующие меры и добровольные руководящие принципы должны устанавливаться через посредство диалога, проводимого со специалистами средств массовой информации, а не путем принуждения.

6. Что касается изображения насилия в средствах массовой информации, то в этой области правительства и другие соответствующие директивные органы должны по мере необходимости выступать с инициативами, направленными на широкое ознакомление общественности с ролью средств массовой информации в деле распространения нестереотипных образов женщин и мужчин, а также в деле ликвидации проповедующих насилие устоявшихся схем представления информации средствами коммуникации, и поощрять руководителей, ответственных за содержание информационных программ, разрабатывать добровольные профессиональные руководящие принципы и кодексы поведения. Следует также расширять представления о важной роли средств массовой информации в воспитании и информировании людей относительно причин и последствий насилия в отношении женщин.

7. Среди тех инициатив, которые могли бы быть по необходимости осуществлены, в русле обеспечения свободы выражения мнений называли следующие:

    а) поощрять средства массовой информации принимать участие в международных дискуссиях, в том числе обмениваться информацией и наиболее положительными примерами использования добровольных руководящих принципов для сбалансированного изображения женщин и мужчин. Особое внимание должно уделяться распространению трансграничных и глобальных коммуникаций;
    b) поддерживать и поощрять обеспечение равного участия женщин в управлении, программировании, просвещении, обучении и исследовательских работах, включая принятие позитивных действий и разработку политики равных возможностей с целью обеспечения гендерного равновесия во всех областях и на всех уровнях деятельности средств массовой информации, а также в консультативных, директивных и контрольных органах средств массовой информации.

С. Важная роль просвещения через средства массовой информации

8. Просвещение для средств массовой информации, в частности, путем проведения практических семинаров и курсов обучения, представляет собой эффективное средство обеспечения более широкой осведомленности в вопросах гендерных стереотипов и равенства среди широкой общественности, правительственных кругов, органов средств массовой информации и профессиональных работников.

9. В странах, где большая часть населения, включая многих женщин, недостаточно осведомлена в этих вопросах, правительствам надлежит принимать меры для распространения знаний и организации обучения в этих областях.

10. Гражданскому обществу в целом отведена важная роль в деле оказания влияния на содержание программ средств массовой информации и ликвидации стереотипов в изображении мужчин и женщин, путем проведения кампаний потребителей, пропагандистских кампаний и используя другие формы контроля за деятельностью средств массовой информации.

11. На международном уровне обмен национальным опытом в вопросах просвещения для средств массовой информации и по другим мерам в этой области может принести значительную пользу для законодателей, директивных национальных коммуникационных органов и профессиональных работников.

D. Создание благоприятной среды

12. Создание благоприятной среды является предварительным условием для содействия применению мер, предназначенных для обеспечения сбалансированного показа образов женщин и девочек. Изменения должны осуществляться не по приказу или предписаниям, а путем позитивного поощрения. Исследовательская деятельность, включая разработку показателей и мониторинг, имеет большое значение для проведения оценки достигнутых результатов.

13. Следует также создать благоприятную обстановку для женских средств массовой информации, в том числе на международном уровне, например наладить "Женскую службу" ("Womenwatch"), информационная архивная ячейка в глобальной компьютерной сети, позволяющая обеспечить связь Организации Объединенных Наций и ее мероприятий, касающихся женской проблематики, с неправительственными организациями, научными работниками и другими пользователями Интернет. Следует признавать и повышать жизненно важную роль неправительственных организаций в просветительской работе со средствами массовой информации, их изучении, защите прав потребителей через них и наблюдении за их работой.

14. Сети средств массовой информации следует побуждать к тому, чтобы вырабатывать или укреплять у себя приверженность равноправию полов. Государственные средства массовой информации, где они существуют, следует побуждать к тому, чтобы становиться для частных средств массовой информации примером в плане своей приверженности и содействия делу улучшения положения женщин.

15. Правительства должны поддерживать изучение всех аспектов проблемы "женщины и средства массовой информации", чтобы выявлять области, требующие внимания и принятия мер, а также производить обзор действующей политики в отношении средств массовой информации с целью учета в ней гендерной проблематики.

16. В той степени, а какой это совместимо со свободой слова, правительствам следует принимать или вводить эффективные меры, в том числе надлежащее законодательство, по борьбе с порнографией и с проецированием в средствах массовой информации насилия по отношению к женщинам и детям.

Е. Женщины и глобальная коммуникация

17. Успехи в области информационной технологии открыли границы. Необходимо укреплять роль женщин в глобальных коммуникационных сетях. Необходимо сокращать барьеры на пути такой информационной технологии и на пути вовлечения женщин в ее развитие на каждом уровне.


согласованные выводы | документы по правам женщин