Согласованные выводы Комиссии по положению женщин (ООН) относительно важнейших проблемных областей, определенных в Пекинской платформе действий


1998/I.
Насилие в отношении женщин

Комиссия по положению женщин

вновь подтверждает положения Пекинской платформы действий, принятой на четвертой Всемирной конференции по положению женщин, особенно главы IV.D о насилии в отношении женщин. Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Декларации об искоренении насилия в отношении женщин;

просит государства - участники Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин принимать во внимание в их первоначальных и периодических докладах Комитету по ликвидации дискриминации в отношении женщин общую рекомендацию 19 о насилии в отношении женщин, принятую Комитетом на его одиннадцатой сессии, и Декларацию об искоренении насилия в отношении женщин;

просит государства-участники международных договоров о правах человека собирать информацию и докладывать о масштабах и проявлениях насилия в отношении женщин, в том числе о случаях бытового насилия и вредной для здоровья традиционной практике, а также о мерах, принимаемых для искоренения такого насилия, с тем, чтобы такую информацию можно было включать в доклады Комитету по ликвидации дискриминации в отношении женщин и в доклады другим договорным органам;

предлагает в целях ускорения осуществления стратегических целей главы IV.D:

А. Комплексный, целостный подход

Меры, которые следует принять правительствам и международнму сообществу:

    • разработать всеобъемлющие, многодисциплинарные и скоординированные национальные планы, программы или стратегии искоренения всех форм насилия в отношении женщин и девочек, которые будут широко пропагандироваться, и определить плановые задания, график исполнения и эффективные внутренние процедуры обеспечения исполнения со стороны контролирующих механизмов при участии всех заинтересованных сторон, в том числе и путем проведения консультаций с женскими организациями;

    • призвать международное сообщество осудить и выступить против всех форм и проявлений терроризма, в частности тех из них, которые затрагивают женщин и детей;

    • обеспечить тесное и эффективное сотрудничество на национальном, региональном и международном уровнях в деле предотвращения и искоренения торговли женщинами и девочками, особенно в целях экономической и сексуальной эксплуатации, включая эксплуатацию в целях вовлечения женщин и девочек в проституцию;

    • призывать средства массовой информации принимать меры против изображения или показа сцен насилия в отношении женщин и детей;

    • укреплять эффективное партнерство с неправительственными организациями и всеми соответствующими учреждениями в целях содействия использованию комплексного и целостного подхода к ликвидации насилия в отношении женщин и девочек;

    • сделать эффективные меры по искоренению насилия в отношении женщин неотъемлемыми атрибутами деятельности во всех областях общественной и личной жизни, с тем чтобы положить конец насилию и дискриминации, которым женщины подвергаются по таким признакам, как расовая принадлежность, язык, этническое происхождение, материальное положение, культура, вероисповедание, возраст, инвалидность и социально-экономический класс, или в силу того, что они являются представителями коренных народов, мигрантами, включая женщин из числа трудящихся-мигрантов, перемещенными лицами или беженцами;

    • обеспечивать, чтобы комплексные программы реабилитации жертв изнасилования включались в глобальные программы.

В. Предоставление ресурсов на цели борьбы с насилием в отношении всех женщин

Меры, которые следует принять правительствам, неправительственным организациям и государственному и частному сектору, когда это уместно:

    • поддерживать работу неправительственных организаций по предотвращению и искоренению насилия в отношении женщин и борьбе с ним;

    • предоставлять адекватные ресурсы женским группам, службам помощи, кризисным центрам и другим службам поддержки, включая кредитные, медицинские, психологические и другие консультационные службы, а также акцентировать внимание на профессиональной подготовке женщин, ставших жертвами насилия, которая позволит им найти средства к существованию;

    • предоставлять ресурсы для укрепления правовых механизмов преследования лиц, совершающих акты насилия в отношении женщин и девочек, и реабилитации жертв;

    • поддерживать и поощрять партнерство в целях создания национальной сети и предоставлять ресурсы для создания приютов и оказания экстренной помощи женщинам и девочкам, обеспечивать принятие на безопасной, конфиденциальной и комплексной основе мер реагирования на проблемы женщин, являющихся жертвами насилия, включая осуществление программ психологической реабилитации и социальной реадаптации женщин, являющихся объектом торговли;

    • рассмотреть вопрос об увеличении объема взносов на финансирование национальных, региональных и международных действий по борьбе с насилием в отношении женщин, в том числе на деятельность Специального докладчика Комиссии по правам человека по вопросу о насилии в отношении женщин, включая его причины и последствия, и Целевого фонда в поддержку деятельности по ликвидации насилия в отношении женщин Фонда Организации Объединенных Наций для развития в интересах женщин;

    • разработать специальные программы помощи женщинам и девочкам с инвалидностью в распознании актов насилия и сообщении о них, включая создание доступных служб поддержки для обеспечения их защиты и безопасности;

    • поощрять и финансировать профессиональную подготовку сотрудников системы правосудия, правоохранительных органов, безопасности, социальных и медицинских учреждений, школ и миграционных служб по вопросам, касающимся насилия в отношении женщин и его предотвращения и защиты женщин от насилия;

    • предусматривать в национальных бюджетах адекватные ресурсы на цели искоренения насилия в отношении женщин и девочек.

С. Установление связей и сотрудничества в вопросах, касающихся конкретных форм насилия в отношении женщин

Меры, которые следует принять правительствам:

    • рассмотреть, когда это уместно, вопрос о разработке на двусторонней субрегиональной и региональной основе соглашений о поощрении и защите прав трудящихся-мигрантов, особенно женщин и девочек;

    • разработать на двусторонней, субрегиональной, региональной и международной основе соглашения и протоколы в целях борьбы со всеми формами торговли женщинами и девочками и оказывать помощь жертвам насилия в результате проституции и торговли;

    • улучшать международный обмен информацией о торговле женщинами и девочками путем создания центра сбора данных в Интерпол, региональных правоохранительных органах и национальных силах полиции, когда это уместно;

    • улучшать осуществление всех соответствующих документов по правам человека в целях недопущения организованной и иных форм торговли женщинами и девочками, включая торговлю для целей сексуальной эксплуатации и порнографии;

    • укреплять службы координаторов по вопросам пола региональных комиссий и обеспечивать расширение их вклада в разработку сбалансированной с точки зрения фактора пола политики в области развития, так как они уже внесли существенный вклад, оказав помощь государствам-членам в создании собственного потенциала и превращении проблематики пола в один из основных элементов политики в целях уменьшения масштабов насилия в отношении женщин, и ведут активную работу по содействию защите прав человека женщин.

D. Правовые меры

Меры, которые следует принять правительствам:

    • обеспечить разработку с учетом факторов пола комплексной нормативно-правовой базы, которая включает нормы уголовного и гражданского права, положения о даче свидетельских показаний и процессуальные нормы и которая обеспечивает достаточно полный охват многообразных форм насилия в отношении женщин;

    • принимать все необходимые меры для создания комплексной и всеобъемлющей законодательной базы, которая обеспечивает достаточно полный охват многообразных форм насилия в отношении женщин;

    • содействовать, при необходимости, согласованию местного законодательства, которое делает наказуемыми акты насилия в отношении женщин;

    • создать адекватную инфраструктуру и службы поддержки для удовлетворения потребностей жертв насилия в отношении женщин и девочек и способствовать их полной реабилитации и реинтеграции в общество с помощью таких мер, как программы защиты свидетелей, запретительные судебные приказы, кризисные центры, телефонные службы помощи, приюты, экономическая и материальная поддержка;

    • разработать руководящие принципы, обеспечивающие соответствующие действия полиции и прокуратуры в делах, связанных с насилием в отношении женщин;

    • создать и разработать программы юридической помощи и поддержки женщин и девочек, обращающихся с жалобами, касающимися насилия по признаку пола, с использованием различных приемлемых средств и методов, таких, как поддержка неправительственными организациями женщин в связи с жалобами, касающимися насилия в отношении женщин;

    • обеспечить ответственность соответствующих правоохранительных органов за осуществление политики защиты женщин от насилия по признаку пола;

    • производить расследование и, в соответствии с национальным законодательством, наказывать за все акты насилия в отношении женщин и девочек, в том числе за подобные акты, совершаемые должностными лицами;

    • осуществлять стратегии и практические меры с учетом Типовых стратегий и практических мер по искоренению насилия в отношении женщин в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, принятых Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 52/86 от 12 декабря 1997 года и содержащихся в приложении к этой резолюции;

    • проводить обзор национального законодательства с целью обеспечить полную правовую защиту от изнасилования и других форм насилия в отношении женщин и девочек, таких, как бытовое насилие, включая изнасилование, и обеспечить, чтобы законодательство, защищающее женщин и девочек от насилия, реально осуществлялось;

    • квалифицировать все виды торговли женщинами и девочками для целей сексуальной эксплуатации как преступления и обеспечивать привлечение к ответственности всех лиц, причастных к подобным действиям;

    • принимать меры, позволяющие женщинам, ставшим жертвами торговли, обращаться с жалобами в полицию и быть готовыми, когда это необходимо, сотрудничать с системой уголовного правосудия, и обеспечить, чтобы в этот период женщины имели доступ к социальной, медицинской, финансовой и правовой помощи и защите в зависимости от обстоятельств;

    • разработать и осуществлять национальное законодательство и политику, запрещающие вредные обычаи или традиционную практику, которые представляют собой нарушение прав человека женщин и девочек и препятствуют полному осуществлению женщинами и девочками их прав человека и основных свобод;

    • обеспечивать безопасные условия труда, поддерживая меры, способствующие созданию на рабочем месте атмосферы, исключающей сексуальные домогательства или иное насилие, и побуждать всех нанимателей разработать политику, направленную на недопущение притеснения женщин и эффективную борьбу с этим явлением, когда это происходит на рабочем месте;

    • поощрять поступление женщин на службу в правоохранительные органы в целях обеспечения равного соотношения в них представителей обоих полов.

Е. Сбор дезагрегированных по признаку пола данных и исследования

Меры, которые следует принять правительствам:

    • поощрять ведение на скоординированной основе исследований по проблеме насилия в отношении женщин, обеспечив, чтобы они носили многодисциплинарный характер и вскрывали коренные факторы, в том числе внешние факторы, способствующие торговле женщинами и девочками для целей вовлечения в проституцию и других форм сексуальной эксплуатации;

    • поощрять исследования, направленные на изучение природы, масштабов и причин насилия, и собирать данные и статистическую информацию о его экономических и социальных издержках и последствиях и заниматься изучением эффективности применения всех законов, имеющих непосредственное отношение к искоренению всех форм насилия в отношении женщин;

    • разработать общие определения и руководящие принципы и подготовить соответствующих субъектов для сбора данных и статистической информации о насилии в отношении женщин и обеспечить систематическую и правильную регистрацию всех случаев насилия в отношении женщин, независимо от того, куда первоначально поступает информация о таких нарушениях - в полицию или в медицинские и социальные учреждения;

    • инициировать проведение на базе общин исследований и национальных обследований, в том числе сбор дезагрегированных данных, по проблеме насилия в отношении женщин, применительно к конкретным группам женщин, в частности женщин-инвалидов, женщин из числа трудящихся-мигрантов и женщин, являющихся объектом торговли;

    • оказывать содействие в оценке эффективности мер и политики - особенно связанных с правовой реформой и реформой доказательного и процессуального права, - направленных на борьбу с насилием в отношении женщин, с целью выявления и распространения эффективной практики и полезного опыта и инициировать осуществление программ по предупреждению и профилактике подобных нарушений;

    • поощрять обмен результатами исследований, в том числе информацией о наиболее эффективной практике на национальном, региональном и международном уровнях;

    • изучить возможность использования таких механизмов, как институт национальных докладчиков, которые докладывают правительствам о масштабах, мерах по предупреждению и борьбе с насилием в отношении женщин, в частности с торговлей женщинами и девочками.

Меры, которые следует принять Организации Объединенных Наций:

    • рассмотреть пути распространения эффективной практики и полезного опыта, в том числе вопрос о создании общедоступной базы данных об эффективной практике и полезном опыте борьбы со всеми формами насилия в отношении женщин.

F. Изменение отношения

Меры, которые следует принять правительствам и гражданскому обществу, включая неправительственные организации:

    • прилагать усилия для создания свободного от насилия общества с помощью осуществления ориентированных на массовую аудиторию просветительских программ по правам человека, разрешению конфликтов и равенству полов для мужчин и женщин всех возрастов, начиная с детей обоего пола;

    • поддерживать ориентированные на школьников программы разрешения конфликтов при посредничестве сверстников, а также специальные программы подготовки учителей, с тем чтобы они могли более эффективно проводить идеи сотрудничества, уважения многообразия и уважительного отношения к представителям противоположного пола;

    • поощрять использование новаторских методов обучения и подготовки в школах в целях повышения информированности о насилии по признаку пола, побуждая к мирному разрешению конфликтов, и определения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных стратегических задач в области образования, направленных на обеспечение равенства полов;

    • инициировать и активно осуществлять комплексные программ общественной информации в целях создания атмосферы "нулевой терпимости" в отношении насилия против женщин;

    • способствовать созданию в средствах массовой информации положительного образа мужчины и женщины как полноправных партнеров, сообща воспитывающих своих детей, и бороться с попытками средств массовой информации в негативном свете, представлять женщин и девочек;

    • способствовать созданию в средствах массовой информации положительного образа мужчины и женщины как сотрудничающих и важных партнеров в деле предотвращения насилия в отношении женщин с помощью разработки добровольных международных кодексов поведения средств массовой информации, основанных на положительном образе, представлении и изображении женщин и на освещении фактов насилия в отношении женщин;

    • повышать информированность и мобилизовать общественное мнение на борьбу за прекращение калечащих операций на женских половых органах и другой вредной традиционной и культурной практики или обычаев, которые нарушают права человека женщин и девочек и причиняют ущерб их здоровью;

    • содействовать ответственному использованию новых информационных технологий, в частности компьютерной сети Интернет, включая содействие принятию мер для недопущения использования этих технологий в целях дискриминации и насилия в отношении женщин и в целях торговли женщинами для целей сексуальной эксплуатации, включая эксплуатацию в целях вовлечения женщин и девочек в проституцию;

    • разработать политику и программы с целью изменения характера поведения лиц, совершающих акты насилия в отношении женщин, включая изнасилование, и следить за результативностью и эффективностью таких программ и проводить их оценку;

    • учредить программы юридического просвещения взрослых, с тем чтобы женщины знали свои права и способы обращения за защитой по закону;

    • признать, что женщины и девочки с инвалидностью, женщины-мигранты и женщины и девочки из числа беженцев могут в особой степени страдать от насилия, и содействовать разработке программ оказания им поддержки;

    • поощрять проведение кампаний, направленных на разъяснение возможностей, ограничений и прав в случае миграции, с тем, чтобы женщины могли принимать сознательные решения и не становиться объектами торговли;

    • поощрять и поддерживать собственные инициативы мужчин, дополняющие усилия женских организаций, по предотвращению и искоренению насилия в отношении женщин и девочек;

    • заниматься исследованиями и разработать политику и программы, призванные изменить отношение и поведение лиц, совершающих акты насилия в отношении женщин в семье и обществе;

    • активно поощрять, поддерживать и осуществлять меры, направленные на распространение знаний и улучшение понимания проблемы насилия в отношении женщин, с помощью создания аналитического потенциала и подготовки с учетом проблематики пола сотрудников правоохранительных органов, полиции, работников судебных органов, медицинских и социальных учреждений и учителей.



согласованные выводы | документы по правам женщин