Котовская М.Г.

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО И ПОЛ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ



      Декретами, принятыми в 1917 году, большевики предмета или женщинам всю полноту гражданских прав и свобод, фактически уравняв их с мужчинами перед лицом нового закона. Практически через месяц после революции с женщин были сняты все ограничения в отношении детей и владение имущества в случае расторжения брака. Женщины также стали обладать правом свободно выбирать профессию, место жительства, получать образование. Они приобрели право на получение равной оплаты за равный труд с мужчинами. Таким образом, принятая в июле 1918 г. Конституция закрепила политическое и гражданское равноправие женщин и мужчин. Гражданский Кодекс РСФСР 1918 г., а также Закон о браке, семье и опеке устанавливали в качестве единственного законного брака - брак гражданский. До этого времени в России юридическую силу носил только брак церковный. Сама процедура регистрации браков была упрощена до минимума. Настолько же легкой была и процедура развода, Такал легкость заключения и расторжения брака вели к тому, что масса семей, прежде всего молодых, распадались, не просуществовав и года. В 1920 г. легализуется право женщин на аборт.

      В мировом законодательстве это были самые прогрессивные акты, направленные на революционное преобразование жизни женщины.

      До второй мировой войны Россия оставалась одной из наиболее прогрессивных стран в области законодательства по правам женщины.

      Бурный процесс индустриализации страны, вызвавший массовые миграции сельского населения в промышленные центры, привел к довольно быстрому исчезновению дворянской культуры с ее идеалами и ценностями, заменив их новыми "пролетарскими" представлениями о месте женщины в семье и обществе. Многие из этих новых горожан, оторванные от своих корней, захваченные пафосом разрушения старых устоев жизни, поняли борьбу за личную свободу женщины как борьбу с семьей вообще.

      Неограниченная свобода женщины, в том числе сексуальная, провозглашенная лидерами женского революционного движения А.Коллонтай и И. Арманд, и вошедшая в историю под шутливым названием "стакана воды" в личной жизни зачастую приводила к сексуальный распущенности и безответственности.

      В прессе того времени много писалось о том, что моногамный брак - наследие буржуазного общества, а рабочему классу он ни к чему, семья вредна для воспитания детей, приветствовалось рождение внебрачных детей. Против теории "свободной любви" убийственно выступил В.И.Ленин. Его взгляды изложены в известных письмах к И.Арманд.

      Другая теория, пытавшаяся реформировать интимную сферу жизни граждан, принадлежала профессору А.Залкинду и была изложена, как "двенадцать половых заповедей революционного пролетариата". В ней, наоборот, провозглашалась жесткая регламентация личной и интимной жизни граждан, ибо "...класс в интересах революционной целесообразности имеет право вмешиваться в половую жизнь своих сограждан... Половое должно во всем подчиняться классовому, ничем последнему не мешая, во всем его обслуживая... Бессильная же хрупкость женщины... вообще ни к чему: экономически и политически, т.е. и физиологически, женщина современного пролетариата должна приближаться к мужчине... "Женственность", являющаяся порождением тысячелетнего рабского положения женщины... в минимальной степени соответствует надобностям революции и революционного полового подбора".

      Наиболее полно марксистскую точку зрения на освобождение женщины изложил В. И. Ленин. Он писал: "Для полного освобождения женщины и для действительного ее равенства с мужчиной нужно, чтобы было общественное хозяйство и чтобы женщина участвовала в общем производительном труде. Тогда женщина будет занимать такое же положение, как и мужчина".

      Как видно, взгляды на решение женского вопроса в начале века отражали реальные, часто противоречивые тенденции общественного развития. "Сугубо классовый" подход к проблеме женской эмансипации, вывод о том, что с исчезновением частной собственности исчезнет неравенство полов, не учитывает всего многообразия и сложности этой проблемы. На основе имеющейся социальной практики видно, что ликвидацией классового угнетения, статус мужчины и женщины в обществе неодинаков. При формальном равноправии сохраняется фактическое неравенство женщин. Во многих аспектах трудовой деятельности, в системе хозяйственного, общественного и политического управления, в семье, что ведет в конечном счете к невозможности полной самореализации женщин во всех сферах деятельности".

      В целом, революция 1917 г. открыла совершенно новую страницу в развитии женского движения в России. Глубочайшие социально-политические сдвиги, произошедшие в обществе, уже к 30-ым годам привели к полному исчезновению одних его слоев и качественному изменению других, Меняются и представления об идеальной женщине, ее месте в обществе. Уходит со сцены тип утонченной, интеллигентной женщины, живущей прежде всего глубокими духовными интересами. Часть таких женщин погибла к суровые постреволюционные годы, другие - устали, третьи были вынуждены полностью изменить свою жизнь. Очень показательны в этой плане строки А. Ахматовой из ее поэмы "Северные элегии":

    Меня как реку,
    Суровая эпоха повернула.
    Мне подменили жизнь. В другое русло,
    Мимо другого потекла она,
    И я своих не знаю берегов.

      Но общество не может долго существовать, только разрушая. Задачи созидания требовали и нового идеала женщины. На место юной, коротко остриженной женщины в кожаной куртке с маузером, призванной совершать геройские поступки и умирать для и во имя революции, приходит другой тип женщины - физически выносливой и здоровой, труженицы, идеальной работницы и матери. Их труд был необходим в строящийся стране, и государство беспощадно эксплуатировало их молодость, здоровье, физическую выносливость. Если внимательно всматриваться в кадры старых кинофильмов, становится понятным, что идеал того времени - это прежде всего работница призванная жертвовать своей личной жизнью и женским естеством ради создания нового общества Их убогий и полный лишения быт расцвечивался верой в сказку о новой прекрасной жизни, которую они скоро построят для себя и своих детей. Сколько крестьянских девушек не только работали, но и учились на рабфаках и ликбезах, постигая азы грамотности и культуры. Многие из них впоследствии пополняли ряды новой формирующейся советской интеллигенции, о жертвенности и беспримерном энтузиазме ,которой с удивлением писал политический эмигрант, выдающийся русский мыслитель первой половины XX в. Г.П.Федоров. И в этом грандиозного размаха строительстве -женщина занимала одно из центральных мест.


по материалам круглого стола "ЖЕНСКИЙ ВОПРОС НАКАНУНЕ XXI ВЕКА"
27-28 апреля 1998 г., МГУ им. М.В.Ломоносова (в рамках ежегодных Ломоносовских чтений)