ЦЕНТР ИНТЕГРАЦИИ ЖЕНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
(ЦИЖИ)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Данные регистрации: Не зарегистрирован.

ЦИЖИ является преемником научно-теоретического семинара "Женщина и цивилизация", который с 1986 года объединял преподавательниц и научных сотрудниц ЛГУ и институтов Академии наук СССР нашего города и ставил своей задачей самоидентификацию исследователей различных областей знания: социологии, психологии, культурологии, этнографии и фольклора, литературоведения и лингвистики, права и политологии с женской проблематикой и внедрения ее в практику преподавания.

Татьяна Герасимова

Семинар, фактически, возник значительно раньше. На лестницах факультетов и кухнях жилищ постоянно витали женские разговоры об одном и том же - о своем, ином видении науки. Ничего нового мы не открывали. Однако понимали, что при всем многообразии методологии, методик и проблемных полей наук существует нечто общее, принципиально важное: в парадигме каждой отрасли знания содержится тайна женского, но как целостность не осмысливается и не воспринимается. Сами мы мало что слышали и знали о феминизме. Феминизм был равен для нас суфражизму или боевым женским отрядам. Мало кто из нас догадывался тогда, что существует феминистская критика науки или, например, феминистская экономика.

Женсоветы нас не привлекали, политика тоже. Нас интересовало Знание и не устраивали учебные и научные программы. Мы должны были поведать научному миру свое иное знание, которого у каждой из нас накопилось предостаточно. Вот мы и решили "взяться за руки"... Вольно или невольно мы делились этим своим новым уровнем познания со студентами. Такова наша прошлая история.

Тут подоспела Перестройка. Господи, сколько энергии она вызвала! Свобода слова, информации, право голоса, право выбора! А программы! Политические, научные, информационные. Все объединяются явно, не скрытно. Все бесстрашные, умные, добрые. Красиво, короче, и весело.

Однако формальные права на труд, образование, безопасность, экономическую независимость явно и недвусмысленно на наших глазах превращаются в фикцию. Мощнейший прессинг псевдорынка устраняет женщин из всех социальных институтов - экономики, права, науки и, даже, семьи. Не имеющая собственности, правовых статусов, работы, женщина становится рабыней маскулинности в самых примитивных и жестоких формах. Абсолютно неприкрытое пренебрежительное отношение к ее полу, человеческому достоинству и социальным функциям, материнству, наконец, действуют как система развернутых доказательств того, что женщина человеком не была и быть не может. Ее просто нет, есть собственник и есть предмет собственности. Это и разделило нас. Кто-то просто ушел в "чистый" научный бизнес со всеми вытекающими последствиями - тайной информации, актуализацией собственных способностей к продаже своих знаний и навыков, кто-то в депрессию и приработки, кто-то в домашнее хозяйство. Наиболее упрямые пробуют адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, не утрачивая прошлый опыт, а используя новые возможности. Вот из этих, упрямых, наш ЦИЖИ и состоит. Мало того, сейчас нас намного больше, чем раньше. Теперь это и женщины и мужчины, студенты и преподаватели, отдельные исследователи и исследовательские коллективы.

Наверное, не было за последние годы ни одного научного или научно-практического события в нашем городе без деятельного участия членов ЦИЖИ. Поскольку в нашем составе много профессионалов и авторитетов в науке, то особенных препятствий во взаимодействии ни с руководством учебных заведений ни городских служб не возникало. Нет их и сейчас. Проблема у нас только в том, чтобы эффективная, но эпизодическая деятельность приобрела более очерченный характер и, наконец, институциализировалась в виде специального учебно­исследовательского подразделения системы подготовки кадров в высшем, среднеспециальном и среднем образовании.

Уже недостаточно просто читать курсы лекций или отдельные доклады, проводить секции или конференции, ждать у моря погоды, убеждая иностранные или отечественные фонды "подать денег" на исследования важнейших социальных и культурных процессов. У нас просто нет времени. Нарастающая дискриминация по признаку пола и дискриминация по признаку возраста вызывают нашу особую озабоченность, поскольку женщины старше сорока пяти лет составляют более трети женщин нашей страны, и более трети своей жизни эти женщины находятся или будут находиться в состоянии так называемой "социальной смерти". Прежде всего - это социальная отставка, то есть невозможность использования профессионального и личностного опыта. Во-вторых - безличный статус. В третьих - негативный образ старости: если в средствах массовой информации речь идет про прогресс, то это обязательно связывают с молодежью, если про регресс, то это обязательно будут пожилые женщины, истеричные, агрессивные, полубольные, полусумасшедшие.

Необходима грамотная и энергичная самозащита женщин. Для этого необходима, позарез, система образования женщин и "женского" образования мужчин. Нужны грамотные отечественные исследования, серьезные научные публикации. Пора не только вспомнить про права человека, но и знать, понимать, уметь использовать международный и отечественный опыт их защиты. Уже и не смешно и уже и не весело. На мужчин надеяться бесполезно. Лучшие уже с нами, худшие против нас. Остальные борются за выживание. С нами мы сами, наши дети и наши матери. Нужно целенаправленно осознать проблемы, выстроить их иерархию и объединяться для их решения. Нужны союзницы и союзники. Нужна специализация, профессионализм, взаимодополняемость и кооперация. Нужна открытость информации и добрососедство. Нам нужно строить свой социальный Дом. Строить грамотно и уверенно.

Перечислю некоторые из проведенных ЦИЖИ в 1996 - 1997 годах мероприятий:

Секция "Женщины России на пороге XXI века. Реалии, перспективы, возможности развития" на международном конгрессе "Народы СНГ на пороге третьего тысячелетия" (май 1996 года). Было подготовлено 25 докладов.

Секция "Феминистское взаимодействие" на международной конференции "Взаимодействие культур Россия - Австрия" (1997 год).

Приоритетами в нашей исследовательской деятельности являются: несовершеннолетние, пожилые женщины, студенческая молодежь, семьи в трудном положении и безработные женщины.

Татьяна Герасимова

ВОЗВРАТ НА СТРАНИЦУ АНЖО