ПРОЕКТ "ГОРОДСКАЯ ПОЛИТИКА И СТАТУС ЖЕНЩИН"
Сентябрь 1999 г. - июнь 2000 г.

Проект "Городская политика и статус женщин", поддержанный Женской Сетевой Программой ИОО (фонд Сороса), выполнялся ИЦ НЖФ в форме постоянного взаимодействия партнерских организаций как Школа обмена опытом деятельности.

Для обмена опытом в проекте были выбраны три проблемы: предотвращение насилия в отношении женщин, реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и становление территориальных органов самоуправления (ТОС), бюджетное обеспечение решения этих проблем в городах.

Составной частью преобразований российской экономики является реформа жилищно-коммунального хозяйства и развитие территориального общественного самоуправления.

В большинстве своем принятые в отношении жилищно-коммунальной реформы решения оказались формальными. В результате этого до сих пор 30-50% бюджета расходуется на дотирование жилищно-коммунального хозяйства, что способствует развитию бюджетного кризиса в регионах.

Во многих регионах реформирование, в основном, проходит путем повышения ставок оплаты жилья и коммунальных услуг, тем самым всю финансовую нагрузку несет семья, и это отрицательно сказывается на социально-экономическом положении женщин.

Для выполнения этого проекта были привлечены администрации, правоохранительные органы и женские НПО в городах Петрозаводск, Воронеж, Челябинск, Снежинск. Города В.Новгород и Саратов были выбраны как города-ориентиры, которые имели успешный опыт проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства и организации территориальных органов самоуправления.

В каждом городе-участнике проекта была выбрана женская организация, которая вела работу по проекту: подбирала экспертов, проводила семинары, встречи; вела переговоры с представителями администраций и правоохранительных органов.

Всего в проекте приняли участие представительницы и представители:

  • 26 женских групп,
  • 6 ВУЗов,
  • 33 городских администраций и ведомств (в том числе правоохранительных органов),
  • 23 комитета территориальных органов самоуправления и товариществ собственников жилья,
  • 2 ассоциации,
  • 1 жилищная профессиональная организация.

Общее число участников событий по проекту - 266 женщин и мужчин (постоянный списочный состав более 100 человек).

Сформированные группы сделали около 50 экспертных заключений по темам проекта: предотвращение насилия в отношении женщин ("Перспективы преодоления насилия в отношении женщин в России", "О некоторых проблемах в организации работы ОВД по предупреждению семейного насилия", "Профилактика и преодоление насилия в Карелии: взаимодействие МВД и общественных организаций" и др. - всего 10 работ), реформа ЖКХ, организация ТОС и ТСЖ ("Стратегия развития самоуправляемых местных сообществ в рамках стратегических планов регионов, городов", "Стратегия связи с общественностью для реформы МСУ", "ТОС в городе Челябинске" и др. - всего 22 работы), бюджетный процесс ("Бюджетная политика в России", "Социальное партнерство в формировании бюджетной политики города", "ЖКХ реформа в В.Новгороде и ее влияние на бюджетный процесс" и др. - всего 6 работ), а также работы по другим темам ("Гендерных подход к формированию городской среды" и др.).

Результаты работ сообщались на семинарах в городах-участниках проекта в форме Школы обмена опытом. Всем участникам семинаров раздавались экспертные заключения в письменном виде, пакеты законодательных актов, обеспечивших в городах (В.Новгород, Саратов) проведение реформ, а также нормативные документы (Петрозаводск, В.Новгород) по обсуждаемым на Школе проблемам.

Участие в мероприятиях по проекту "Городская политика и статус женщин" помогло группе из Карелии и Москвы, состоящей из представителей ТОС, женских организаций, администрации, консультантов проекта успешно реализовать новый проект "Разработка "пилотной" модели на выполнение социального заказа с участием ТОСов".

Проект предоставил возможность познакомить представителей администраций, руководителей территориальных органов самоуправления, сотрудников правоохранительных органов с работами феминисток-исследовательниц Т.Клименковой, Н.Габриэлян, О.Ворониной, Е.Машковой и др., что всегда способствовало повышению уровня обсуждаемых проблем.

Основным результатом проекта можно считать создание межрегиональной группы (около 50 человек, женщин и мужчин ), состоящую из представителей женских организаций, правоохранительных органов, администрации, преподавателей и руководителей образовательных учреждений, органов территориального самоуправления и др. Группа открыта к сотрудничеству, заинтересована в повышении статуса женщин через новые подходы при формировании городской политики.

Проект повысил статус женщин-лидеров, женских организаций в городах-участниках проекта, способствовал продвижению Женской повестки дня на региональный уровень, укрепил партнерство женских организаций с местными администрациями и правоохранительными органами, показал необходимость включения гендерных программ в образовательные курсы учебных заведений для сотрудников администраций.

Уникальность проекта заключалась в создании условий для разработки местных механизмов улучшения положения женщин и создании механизмов передачи успешного местного опыта в другие регионы, инициируемые женскими организациями.

В Челябинске:

По мнению координатора проекта из Челябинска (Басковой Н.) "проект "Городская политика и статус женщин" четко фиксирует переход от борьбы за улучшение положения женщин к обеспечению гендерного равенства и от решения вопросов социального порядка к поиску механизмов влияния на принятие решений и продвижения интересов женщин. В этом его бесспорная ценность. Следующий момент-это трансляция нового видения на женское движение в регионы и рассмотрение достижений женских организаций и инициативных групп именно с этой точки зрения. Поэтому проект имеет не только практическую ценность, но и как аналитический, исследовательский материал. За время деятельности по проекту привлекались к гендерной тематике целый ряд представителей городской власти. В Челябинске нашли надежных людей в референтуре зам. главы города Т.Харисовой, в Управлении социальной защиты, в отделе ТОС. Два представителя администрации были участниками Школы по обмену опытом. Хочется вспомнить, что буквально год назад еще не было и речи о гендерных курсах и слово это шокировало тех, кто не был знаком с этой проблематикой. В ходе работы по проекту было смело решено не отказываться от этого термина и потихоньку внедрять его, сначала в женских организациях, затем в СМИ и органах власти. Нельзя сказать, что этот термин стал уже "родным", но то, что он несет в себе отношение не только к женщинам, но и к мужчинам, значительно облегчает понимание со стороны мужчин. Это немаловажно. Появились сторонники не только в женских кругах, но и в администрации города, среди студентов, в учреждениях, в высшей школе уже есть люди, которые готовы участвовать в разработке гендерной политики в нашем регионе".

В Карелии:

В г. Петрозаводске существует городская программа улучшения положения женщин, которая даже имеет хоть и не значительное, но бюджетное финансирование. В Республике был сделан следующий шаг. Правительство приступило к разработке программы "Женщины Республики Карелии", основные цели которой создание на уровне Республики регионального механизма по улучшению женщин, обеспечение безопасности жизнедеятельности, защита прав женщин на рынке труда и др.

По мнению некоторых участников проекта: " Идеи проекта уже живут отдельно от организаторов проекта и реализуются в регионах самостоятельно. Результаты проекта гораздо существенней, чем было заявлено первоначально.

Проект способствовал разработке и реализации нескольких новых проектов и идей в регионах.

Республиканским центром планирования семьи (г. Петрозаводск, Республика Карелия) получен и выполнен грант от американской организации "Проект "Гармония" на проведение тренингов для сотрудников правоохранительных органов из районов Карелии. В тренингах приняло участие около 30 милиционеров. В Челябинске Администрацией города в целях поддержки деятельности Комитетов территориальных органов самоуправления (КТОС) по развитию и реализации инициативы населения г. Челябинска проведен конкурс социально-значимых проектов для лидеров комитетов территориальных органов самоуправления. Из пяти номинаций три получили женщины-лидеры КТОС. Для реализации проектов победителей было выделено бюджетное финансирование.

В Великом Новгороде:

Администрация г. В. Новгорода впервые обратила внимание, что 70% основных исполнителей городских программ - женщины. Администрация В. Новгорода в лице мэра Корсунова А.В. в письме поддержки проекта "Женщины в управлении городами" "с большим интересом отнеслась к проекту. Программа получила широкий резонанс и обозначила действительно важную проблему профессиональной значимости и активности женщин в городской среде", надеется на продолжение сотрудничества.

Научно-образовательное учреждение "Диалог", на базе которого располагается Северо-Западное отделение РАГС, Академия сервиса и услуг, Союз городов Северо-Запада и др., планирует использовать полученные на семинарах материалы в своих учебных программах.

Проект позволил сделать сравнительный анализ результатов проведения реформ жилищно-коммунального хозяйства, бюджетного процесса и городских программ по предотвращению насилия в отношении женщин в городах-участниках, основные положения которого будут опубликованы.


На страницу OWL